Научная статья на тему 'КАРТЫ РАСТИТЕЛЬНОСТИ В «ФИЗИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОМ АТЛАСЕ МИРА»'

КАРТЫ РАСТИТЕЛЬНОСТИ В «ФИЗИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОМ АТЛАСЕ МИРА» Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
163
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КАРТЫ РАСТИТЕЛЬНОСТИ В «ФИЗИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОМ АТЛАСЕ МИРА»»

С. А. ГРИБОВА

КАРТЫ РАСТИТЕЛЬНОСТИ В «ФИЗИКО ГЕОГРАФИЧЕСКОМ

АТЛАСЕ МИРА»

Выход в свет «Физико-географического атласа мира» (1964) представляет крупнейшее событие не только в отечественной, но и в мировой картографии.

Новый атлас содержит современную сводку материалов по различ иым отраслям географии Земли, материков и нашей страны. ,

Атлас продолжает традиции в области обзорного комплексного картографирования, возникшие в СССР более четверти века назад изданием «Большого Советского атласа мира» (1937, 1939).

«Физико-географический атлас мира» насчитывает 245 карт, сгруппированных в 3 раздела: карты Земли (76), континентов (112) и СССР (57). Каждый раздел содержит серию сопряженных друг с другом карт природы. Большинство карт природы Атласа, в отличие от других подобных изданий, характеризуется оригинальностью построения и новизной положенных в их основу научных концепций.

Важное место в серии карт прпроды принадлежит ботаническим картам. В Атласе представлены два типа ботанических карт: карты растительности и карты ареалов отдельных видов растений. Карты сопровождаются подробными легендами и пояснительным текстом,1 в котором изложены основные принципы их построения и дан анализ важнейших географических закономерностей растительного покрова, выявленных на картах.

Типологические карты растительности Земли м. 1 : 60000 000 (В. Б. Со-чава), отдельных материков: Европы м. 1:10000 000 (А. Н. Лукичева), Азии м. 1:25 000 000 (А. Н. Лукичева), Африки м. 1:20 000 000 (А. И. Зубков), Северной Америки м. 1:20 000 000 (А. М. Семенова-Тян-Шанская), Южной Америки м. 1 : 20000 000 (Л. Е. Родин), Австралии м. 1 : 25 000 000 (А. А. Корчагин) и территории СССР м. 1 : 15 000 000 (А. Н. Лукичева) выполнены под редакцией В. Б. Сочавы по одной программе и образуют единую серию.

Геоботанические карты Атласа представляют собой самостоятельные-оригинальные произведения. Они основаны на новейших литературных и картографических источниках (Сочава и др., 1965).

В основу легенд этих карт положена классификация растительного покрова Земли, разработанная В. Б. Сочавой (1957, 1961).

Последнее коренным образом отличает Атлас от многих зарубежных изданий, где изображение растительного покрова на картах часто строп-лось исходя из систем конца прошлого и начала этого столетия.

На геоботанических картах нового Атласа показаны следующие три высших классификационных категории: системы типов растительного покрова, типы растительности и фратрии растительных формайдей, которые выделены с учетом как современных эколого-географических критериев, так и генетических связей растительных сообществ.

Системы типов растительного покрова: северная внетропическая, тропическая и южная внетропическая дифференцированы на основе группы признаков (физиономических, экологических, флористических, истори • ческих) и образуют самые крупные подразделения легенд карт мира и материков. Каждая из трех названных систем типов растительного покрова расчленяется на типы растительности.

1 Объяснительный текст и легенды к картам Атласа полностью изданы на английском языке в Америке (Physical-geographic Atlas of the World, 1965).

Объем типа растительности как высшего подразделения легенды на картах Атласа существенно отличается от широко принятой трактовки этого понятия. Обычно к типу растительности относят формации, образуемые одной жизненной формой независимо от структурных, динамических и эколого-географических особенностей слагающих их растительных сообществ. Тип растительности, показанный на картах Атласа, характеризуется набором ценотически связанных друг с другом биоморф, сходством структурных черт, динамических рядов и эколого-географических связей растительных сообществ. Всего легенда насчитывает 22 раздела: 19 типов растительности и 3 подразделения высокогорной растительности, по объему соответствующих тину.

Типы растительности в свою очередь подразделяются на фратрии формаций, которые трактуются как структурно-генетические и динамические сочетания растительных сообществ, локализованные террито риально.

Несмотря на то, что фратрии объединяют растительные формации, связанные специфическим типом физико-географической среды, они не являются аналогами единиц геоботанического районирования. Отдельные компоненты фратрий, в отличие от категорий районирования, в особых экологических нишах могут встречаться на фоне других фратрий, в первую очередь в условиях контакта растительных сообществ соседних фратрий.

Введение в легенду карт трех названных классификационных единиц позволило в единой системе закартировать растительный покров Земли, детализировав его показ па картах разных континентов в зависимости от возможностей масштаба и степени изученности территории.

Для того, чтобы наиболее четко вскрыть географические закономерности растительного покрова в горах, высокогорная растительность в легендах не сгруппирована но фратриям, а объединена по территориальному признаку в особые разделы, равнозначные типу растительности.

На картах показана коренная растительность. Лишь саванны, часть из которых представляет собой длительнопроизводные сообщества на месте разного типа лесов и ксерофитных редколесий, из-за недостатка материала не восстановлены до коренной растительности.

Карта растительности мира м. 1 :60 ООО 000 дает наиболее полное ло сравнению с имеющимися картами Земли изображение растительного покрова. Легенда карты насчитывает 96 номеров против 21 в «Большом Советском атласе мира» (1937) или 39 на карте растительности в «Оксфордском атласе» (The Oxford atlas, 1951).

Основной картируемой единицей является фратрия формаций. Всего в легенде карты названы 102 фратрии. Подчинение фратрий формаций соответствующим типам растительности, а последних — системам типов обеспечивается структурой легенды, а на самой карте достигается системой красочных обозначении (Сочава, 1964а, 19646, 1964в).

Составляющие фратрию подразделения растительности низшего таксономического ранга показаны в более крупном масштабе на картах материков. Геоботаническая карта мира по сравнению с картами материков отличается не упрощенным содержанием, а на ней показаны данные этих карт на уровне более высоких таксономических категорий.

Широкая трактовка высших подразделений растительного покрова на основе многомерной и многоступенчатой классификации позволила выявить на карте мира наиболее крупные ботанико-географические рубежи. Карта растительности мира отчетливо вскрывает зональность типов растительности, их положение по отношению к типам раститель ности, свойственным другому полушарию, а также региональные особенности.

На картах растительности материков по сравнению с мировой картой достигнута значительно большая детализация в показе растительности. На них закартированы группы формаций, формации, а в горных странах — классы формаций. Все эти категории подчинены фратриям формаций. В некоторых случаях, правда, допущены отступления от этого принципа. Например, бореальные сфагновые болота, пойменные гало-фитнолуговые и солончаковые сообщества не отнесены к определенным фратриям, а подчинены непосредственно соответствующим типам растительности.

Принятая система показа растительности при хорошей читаемости карт обеспечила такую степень дробности в отражении растительного покрова всех материков, какой еще не было достигнуто в данном масштабе. Например, легенда карты растительности Северной Америки м. 1 : 20 ООО ООО насчитывает 64 номера, тогда как на обзорных картах, помещенных в ранее изданных атласах (Goode's world atlas, Grosser Herder Atlas), показаны 24—30 подразделений растительного покрова Северной Америки (Семенова-Тян-Шанская, 1964). Из всех карт Атласа наибольшей дробностью показа растительности и наиболее сложной легендой, насчитывающей 139 знаков, отличается карта растительности Азии.

Карты растительности материков дополняют карту мира и значительно конкретизируют региональную характеристику растительного покрова.

В целом на картах 6 континентов в сопоставимой форме показано около 500 подразделений растительности земного шара. Таким образом, карты Атласа являются не только значительным шагом вперед в области геоботанической картографии, но и представляют серьезный вклад в классификацию растительности мира.

На карте СССР м. 1:15 000000 растительность показана более детально, чем на картах Европы и Азии. По сравнению с ранее публико вавшимися картами Советского Союза в легенде новой карты более последовательно выдержаны генетический и географо-типологический принципы. Благодаря этому карта содержит богатую информацию о провинциальных особенностях всех типов растительности, встречающихся на территории страны.

Красочная шкала карт Атласа, разработанная с учетом эколого-фито-ценотических черт картируемых подразделений растительного покрова и их географических связей, удачно подчеркивает те принципы, которые положены в основу легенд и способствует хорошей читаемости карт. Принятая система красочно-штриховых обозначений на картах, несмотря на большую геоботаническую нагрузку последних, помимо общих бота-нико-географических закономерностей, позволяет выявить в соответствии с избранным масштабом и поместные особенности растительного покрова.

Подробный анализ принципов, использованных при построении красочной шкалы карт растительности в Атласе, дан А. Н. Лукичевой (1962).

Помимо типологических карт, в Атлас включены карта ботанико-гео-графических доминионов земного шара и карты ареалов растений материков и территории СССР.

Карта ботанико-географических доминионов выполнена Е. М. Лав-ренко (1964). На ней изображены 6 ботанических регионов (растительных царств) Земли: Голарктический, Палеотропический, Неотропический, Австралийский, Капский и Антарктический доминионы, а также ареалы 7 семейств растений (Gramineae, Betulaceae, Palmae и др.), характерных для соответствующих доминионов. Каждому доминиону свойствен определенный набор типов растительности и флор. На основании сход-

ства флоры и растительности доминионы сгруппированы в легенде в три объединения: Голарктическое, представленное одним доминионом, Пан-тропическое, включающее Палеотропический и Неотропический доминионы, и Голантарктическое, состоящее из Австралийского, Капского и Антарктического доминионов. Эти объединения в целом совпадают с системами типов растительности, показанными на геоботанической карте мира.

Названная карта выявляет самые крупные ботанико-географические рубежи и характеризует основные ботанические регионы земного шара.

Карты ареалов растений составлены авторами соответствующих карт растительности под руководством и общей редакцией Е. М. Лавренко. На этих картах показано географическое распространение отдельных видов, выступающих доминантами в растительных сообществах соответствующих природных зон и ландшафтов. В отдельных случаях указаны ареалы некоторых реликтовых видов, выявляющих те или иные ботанико-географические рубежи. Всего приведено 180 ареалов растений (158 видов, 10 родов, 12 семейств). Наиболее полно представлены ареалы растений Европы (23), Азии (37), Австралии (27) и СССР (27).

В целом по богатству содержания и детальности ботанических карт Атласа и глубине научной концепции, положенной в их основу, названные карты не имеют равных в мировой картографической практике и представляют выдающееся ботанико-географическое и картографическое произведение.

Помимо ботанических карт, в Атлас включена целая серия сопряженных с ними специальных карт природы (геоморфологических, геологических, почвенных, гидрографических, климатических, зоогеографиче-ских), а также карты природного районирования. Анализ и сопоставление геоботанических карт с другими специальными картами позволят выявить новые связи и ботанико-географические закономерности.

Таким образом, Атлас не только дает новейшую сводку огромного количества фактических материалов о природе Земли, но и является объек том дальнейших камеральных исследований.

ЛИТЕРАТУРА

Большой Советский атлас мира. 1937, Ю39. тт. 1, 2. М. — Лавренко Е. М. 1964. Ботанико-географические доминионы. 15 кн.: Физико-гографический атлас мира. М. — Л у к и ч е в а А. Н. 1962. Принципы подбора цветовых обозначений для мелкомасштабных геоботанических карт. В кн.: Принципы и методы геоботанического картографирования. М.—Л. — Семенова-Тян-Шанская А. М. 1964. Мелкомасштабное обзорное картирование растительного покрова Северной Америки. Тр. Бот. инст., сер. 3, геобот., вып. 16. — С о ч а в а В. Б. 1957. Пути построения единой системы растительного покрова. В кн.: Делегатский съезд Всесоюзного ботанического общества. Тез. докл., вып. 4. Секция флоры и растительности, 2. М.—Л. — Соча в а В. Б. 1961. Вопросы классификации растительности, типологии физико-географических фаций и биогеоценозов. Тр. Инст. биол. Уральск, фил. АН СССР, вып. 27. — С о ч а в а В. Б. 1964а. Макет новой карты растительности мира. В кн.: Геоботаническое картографирование. 1964. М.—Л. — Сочава В. Б. 19646. Классификация и картографирование высших подразделений растительности Земли. В кн.: Современные проблемы географии. М. —Сочава В. Б. 1964в. Растительность. В кн.: Физико-географический атлас мира. М. — Сочава В. Б., А. Н. Л у к и ч е в а, А. И. Зубков, А. А. Корчагин, Л. Е. Родин, А. М. Семенова-Тян-Шанская. 1965. Главнейшие этапы развития обзорного картографирования растительности континентов. Бот. журн., т. 50, № 9. — Ф и з и к о - г е о-графический атлас мира. 1964. М. — The Oxford atlas. 1951. Oxford University Press.— Physical-geographic Atlas of the World. 1965. Soviet geography: Reviiew and translation, v. VI, № 5—6.

Большой Советский атлас мира. 1937, 1939, тт. 1, 2. М.

Лавренко Е. М. 1964. Ботанико-географические доминионы // Физико-географический атлас мира. М.

Лукичева А. Н. 1962. Принципы подбора цветовых обозначений для мелкомасштабных геоботанических карт // Принципы и методы геоботанического картографирования. М.; Л.

Семенова-Тян-Шанская А. М. 1964. Мелкомасштабное обзорное картирование растительного покрова Северной Америки // Тр. Бот. инст., сер. 3, геобот., вып. 16.

Сочава В Б. 1957. Пути построения единой системы растительного покрова // Делегатский съезд Всесоюзного ботанического общества. Тез. докл., вып. 4. Секция флоры и растительности, 2. М.; Л.

Сочава В. Б. 1961. Вопросы классификации растительности, типологии физико-географических фаций и биогеоценозов // Тр. Инст. биол. Уральск. фил. АН СССР, вып. 27.

Сочава В. Б. 1964а. Макет новой карты растительности мира // Геоботаническое картографирование. 1964. М.; Л. https://doi.org/10.31111/geobotmap/1964.3

Сочава В Б.. 1964б. Классификация и картографирование высших подразделений растительности Земли // Современные проблемы географии. М.

Сочава В Б. 1964в. Растительность // Физико-географический атлас мира. М.

Сочава В Б., А. Н. Лукичева, А. И. Зубков, А. А. Корчагин, Л. Е. Родин, А. М. Семенова-Тян-Шанская . 1965. Главнейшие этапы развития обзорного картографирования растительности континентов // Бот. журн., т. 50, № 9.

Физико-географический атлас мира. 1964. М.

The Oxford atlas. 1951. Oxford University Press.

РЬуз(са1^ео^арЫс Atlas of the World. 1965. Soviet geography: Review and translation, v. VI, № 5—6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.