УДК 528.9:355/359
А.А. Алексеев, А.И. Назаренко
СГГ А, Новосибирск
КАРТЫ ДЛЯ ПОБЕДЫ: О РОЛИ ВОЕННО-ТОПОГРАФИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В ДОСТИЖЕНИИ ПОБЕДЫ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1941 - 1945 ГГ. (ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)
В советской и российской историографии создан значительный фонд исследований истории Великой Отечественной войны. В том числе родов войск и служб. Однако деятельность военно-топографической службы в годы войны еще не стала предметом исторического исследования. Несколько работ по проблеме, изданных Управлением ВТС Генштаба, имеют узковедомственный характер. Это является одной из причин крайне скромной осведомленности общества в целом о геодезических профессиях и роли их в достижении Победы.
Первый период войны (22 июня 1941 - 18 ноября 1942 г.). Удар немецко-фашистских войск наносился по направлениям на Ленинград, Москву, Киев. Генеральным штабом гитлеровской армии по старым русским картам были изданы карты на всю Европейскую часть СССР При переходе от наступления к обороне немецкое командование исправляло их по захваченным советским картам.
В первые месяцы войны на захваченной врагом территории оказались картографические части в Риге, Минске, оптико-механическая мастерская во Львове, картографическая фабрика ВТС в Киеве. Часть карт на армейских складах попала в руки противника. Дислоцировавшиеся в приграничной полосе части ВТС оказались не готовыми к выполнению новых боевых задач. Рассредоточенные мелкими группами на значительном удалении от баз, топографы присоединялись к пограничным отрядам Красной Армии, участвовали в первых боях, в их составе выходили из окружения, некоторые оказались в партизанских отрядах. Потеря личного состава полевых частей ВТС в первые месяцы войны, по неполным данным, составляли 148 офицеров, 1127 солдат и сержантов, 15 служащих. В войсках не хватало необходимых карт.
Военно-топографическое управление Генштаба перестраивало ВТС на условия военного времени. Были доукомплектованы понесшие потери топографические части, сформированы топографические отделы штабов Северного, Северо-западного, Юго-Западного, Южного, Закавказского фронтов и штабов, входивших в них армий; создано две топографические фабрики (в Свердловске и Саратове), 11 полевых отрядов ВТС. К изданию карт привлекались топографические предприятия различных ведомств Москвы, Ленинграда. Части ВТС оснащались топографической техникой, вооружением, транспортом. Уже к августу 1941 г. в составе шести фронтов имелся 21 топографический отряд. Налаживалось картографическое обеспечение районов СССР к востоку от линии Ленинград - Киев - Одесса. В августе - начале сентября 1941 г. при подготовке наступательной операции в районе Ельни впервые с начала войны проводилось дешифрирование
аэроснимков. Были составлены первые эталоны дешифрирования немецких оборонительных сооружений и боевой техники.
Топографическое обеспечение битвы под Москвой осуществляли ТС Калининского, Западного и Юго-Западного фронтов. Начальниками служб были полковник Г.Ф. Гапочко, подполковники В.А. Васильев, Г.А. Зевакин, военинженер I ранга Д.С. Граменицкий. Здесь уже войска обеспечивались топографическими картами разных масштабов, планами городов, картами-увеличками и списками координат геодезических и артиллерийских пунктов. Опыт топографического обеспечения войск под Москвой был использован частями ВТС в обеспечении последующих военных операций.
В боях за оборону Ленинграда, в связи с использованием артиллерии кораблей Балтфлота, применялись оперативные способы картографогеодезического и инженерного обеспечения войск. В соединения и части направлялись работники оперативного отдела с картами обстановки. Они определяли местонахождения командных пунктов, на месте уточняли задачи командиров. Топографам приходилось выполнять и необычные задания. Например, засекать ориентиры для орудий, установленных на конусообразные тумбы на дотах бывшей «линии Маннергейма». Для засечки обстреливавших город вражеских батарей 61-м геодезическим отрядом были созданы геодезические наблюдательные пункты на высоких зданиях, колокольнях церквей в поселках вдоль линии фронта, исходным ориентирным пунктом был шпиль Петропавловской крепости. Для повышения эффективности геодезисты усовершенствовали метод. Вместо высокоточных теодолитов стали применять отечественные «30-секундники», позволявшие быстрее «ловить» вспышку выстрела вражеских батарей. При сильных морозах и слабости от систематического недоедания выделялся расчет из 3-х человек: один в течение получаса производил засечки выстрелов, второй передавал по телефону значение дирекционных направлений и время их измерений, третий в это время отдыхал. Приемы засечек были отработаны до автоматизма. Не проходило и 5 минут, как снаряды шли на вражескую батарею.
Зимой 1941 - 1942 г. офицеры и солдаты 21-го топографического отряда и бывшей Рижской картчасти на Северо-Западном фронте работали в лесах Валдая. В труднейших условиях составили и издали сводный лист карты 1:200000 на всю территорию фронта. Им приходилось и обучать военной топографии командиров частей, соединений и партизан, среди которых были и выходцы из Прибалтики, плохо владевшие русским языком.
Уже к середине июля 1941 г. совместными усилиями ВТС Главного Управления геодезии и картографии, других организаций была создана карта масштаба 1:100000 до линии Черновец, Москва, Харьков, а к концу года - до Волги включительно. На важнейшие оперативные направления создавалась карта масштаба 1:50000, она сразу же поступила в войска. За первый год войны ВТС всех фронтов было доведено до войск 73 млн. экземпляров топографических карт, определено около 62 тыс. геодезических и артиреллийских пунктов, произведена привязка более 20 тыс. элементов
боевых порядков артиллерии, осуществлена засечка более 5 тыс. целей и ориентиров, изготовлено 4,5 тыс. фотосхем и фотопанорам.
2-й период (19 ноября 1942 г. - конец 1943 г.), коренной перелом в ходе войны. К концу 1942 г. немецкое командование готовилось к наступлению на южном направлении - на Сталинград и Кавказ. В 1942 г. был достигнут перелом в обеспечении советских войск картами. На снабжении войск имелись топокарты масштабов 1:100000, 1:200000 и 1:500000 на территорию европейской части СССР от западной границы до Волги и на территорию Кавказа, а карта масштаба 1:1000000 - на всю территорию СССР. Топографическое обеспечение Сталинградской операции осуществлялось ВТС Юго-Западного, Сталинградского и Донского фронтов. Возглавляли службы военинженер I ранга Ю.М. Орлецкий, полковники А.М. Агалаков, П.А. Зевакин. Войска были обеспечены не только топографическими картами, но и разведывательными схемами. Победа под Сталинградом была победой и ВТС. К этому времени возросли опыт и качество топографогеодезической службы. С контрнаступления под Сталинградом возрастали глубина и масштабы топогеодезического обеспечения войск. В условиях глубокоэшелонированной обороны противника и увеличения оперативных и тактических плотностей наших войск геодезические сети создавались сплошными по всему фронту, густота пунктов доводилась до 5 на 1 кв. километр. Возросло взаимодействие ВТС с аэрофоторазведкой. Перед каждой наступательной операцией проводились аэрофотосъемки позиций противника. Топографы, вместе со специалистами аэрофотослужбы ВВС, дешифрировали тысячи снимков, определяли координаты объектов противника. Группы дешифрировщиков в ряде случаев переводились в пункты дислокации разведывательной авиации, задания экипажам разрабатывались штабами разведполков совместно с дешифровочной группой. Так была составлена разведывательная карта на окруженную группировку противника в районе Сталинграда, с обозначением штаба командующего Паулюса, где он и был пленен. Топографическая служба 2-й гвардейской армии Сталинградского фронта (начальником службы был В.Н. Переверткин), обеспечила, а, возможно, и решила успех операций по предотвращению деблокирования армией Монштейна окруженной группировки войск Паулюса. В невероятно трудных условиях, в течение нескольких часов служба смогла получить, доставить и обеспечить войска картами. В результате ударная группировка Монштейна была остановлена и разгромлена.
При подготовке и в период проведения военных действий на Курской дуге группой геодезистов-топографов под руководством ст. лейтенанта А.И. Назаренко было засечено, нанесено на разведывательные и особые схемы артиллерийских целей более 6000 вражеских целей. Это позволило нашей артиллерии вести огонь на поражение без пристрелки.
Топографы часто давали заключения о степени оборудования обороны противника, характере его инженерных сооружений, оказывали помощь инженерным службам в создании ложных объектов.
Усовершенствованные картоиздательские средства, боевой опыт I периода войны позволили топографическим службам армий перейти к более эффективным средствам обеспечения войск. Изготавливались новые виды карт: бланковки; специальные карты для войск: артиллерийские, танковые, рельефные, карты водных рубежей.
Военные топографы проявляли творчество, вносили предложения по усовершенствованию приборов.
В 1943 г. топографическая служба была создана в сформированных армиях противовоздушной обороны (ПВО). Топослужба здесь, наряду с обычными, решала и новую задачу - геодезическое определение элементов боевого порядка зенитно-артиллерийских батарей.
3-й период (январь 1944 г. - 9 мая 1945 г.). При отступлении усиливалось сопротивление врага. Он уничтожал не только населенные пункты, крупные здания в городах и другие объекты, но и геодезические знаки. Для закрепления пунктов опорной геодезической сети топографы использовали обрубленные взрывами деревья, столбы, артиллерийские гильзы, с краткими описаниями в списке координат их местонахождения. При подготовке форсирования Днепра и других рек войска обеспечивались схемами водных рубежей, с характеристикой скорости течения, характера берегов, скрытых мест подхода. Совершенствовалось взаимодействие топографов с артиллеристами.
При подготовке к вступлению Советских войск на территорию стран Западной Европы были усилены ТС фронтов. Возрастал объем топографических работ, специальных карт, особенно рельефных. ТС армий имели специальную издательскую автомашину, могли сами изготовлять необходимые топографические документы.
Изготовление крупномасштабного плана Берлина началось еще осенью 1943 г. Это особое задание было поручено топоотделу Ленинградского фронта. На листах плана было определено и пронумеровано более 400 объектов. Тысячи командиров всех рангов пользовались этим планом при штурме Берлина, в боях на его улицах. Топографическое обеспечение при подготовке и в боях за Берлин обеспечивалось 75-м геодезическим отрядом, 21 -м и 36-м моторизованными топоотрядами, поездом-литографией, тремя фронтовыми складами карт и освоенной в Бромберге местной литографией. Обеспечение картами войск было бесперебойным и полным. Для составления разведывательных карт большое значение имела аэрофотосъемка. В наступлении войск топографические службы следовали с передовыми частями.
За годы войны были разработаны карты-планы операций (Московской, Сталинградской, Курской дуги, освобождения Белоруссии, Украины и др.). Генеральный штаб и ставка Верховного Главнокомандования имели превосходные карты. Военно-топографические службы обеспечили Великую Победу.
За годы войны ТС фронтов отпечатали 38 млн. экземпляров карт и графических документов; определили 168 тыс. геодезических и
артиллерийских пунктов; осуществили привязку 62 тыс. элементов боевых порядков артиллерии; отдешифрировали 563 тыс. аэроснимков. 23 части ВТС стали орденоносными. Более 5 тыс. геодезистов, топографов, картографов, рабочих и служащих ВТС были награждены орденами и медалями Советского Союза.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Жуков Г.К. Воспоминания и размышления. Т. I. - М.,1986
2. Москаленко К.С. На Юго-Западном направлении. Кн. 2. - М.,1972.
3. Рокоссовский К.К. Солдатский долг. - М.,1988.
4. Штеменко С.М. Генеральный штаб в годы войны. Кн. 1. - М.,1981.
5. Жадов А.С. Четыре года войны. - М.,1978.
6. О военно-топографической службе и топографическом обеспечении войск. - М.,
1980.
7. Военные топографы на фронте. - М., 1965.
8. Иванов В. Геодезисты. - М., 1999.
9. Франц Гальтер. От Бреста до Сталинграда: военный дневник - Смоленск.,2001.
10. Винценц Мюллер. Записки немецкого генерала. / 1418 дней войны. - М., 1990.
11. Военно-исторический журнал, 2003. № 6.
12. Геодезия и картография, 1993, № 9.
13. Константин Симонов. Глазами человека моего поколения. - М., 1990.
14. Ортенберг Д. Год 1942. - М., 1988.
© А.А. Алексеев, А.И. Назаренко, 2005