Научная статья на тему 'Картографическое обеспечение хозяйственно- управленческой деятельности на региональном уровне'

Картографическое обеспечение хозяйственно- управленческой деятельности на региональном уровне Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
182
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АТЛАСЫ / КАРТЫ / ХОЗЯЙСТВЕННО-УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРИНЦИПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ КАРТ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОБЩЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ КАРТЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вишневский Давид Савельевич

Рассмотрены основные направления использования карт и атласов социально-экономической тематики в хозяйственно-управленческой деятельности на региональных макрои мезоуровнях. Сформулированы принципы проектирования такого рода картографических произведений. Особо выделены общеэкономические карты наиболее сложный и востребованный класс социально-экономических карт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Вишневский Давид Савельевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Картографическое обеспечение хозяйственно- управленческой деятельности на региональном уровне»

Пространственная Экономика 2005. № 4. С. 54-64

УДК 528.9+338 Л. С. Вишневский

КАРТОГРАФИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ХОЗЯЙСТВЕННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

Рассмотрены основные направления использования карт и атласов социально-экономической тематики в хозяйственно-управленческой деятельности на региональных макро- и мезоуровнях. Сформулированы принципы проектирования такого рода картографических произведений. Особо выделены общеэкономические карты — наиболее сложный и востребованный класс социально-экономических карт.

Атласы, карты, хозяйственно-управленческая деятельность, принципы проектирования карт, региональные общеэкономические карты.

ИСХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Под картографическим обеспечением хозяйственно-управленческой деятельности подразумевается разработка системы картографических произведений, предназначенных для использования в качестве информационного поля или как образно-знаковых моделей, при изучении природных, социальных, экономических явлений, имеющих пространственное распространение; представления результатов этого изучения в наглядной форме, удобной для принятия управленческих и иных решений, т. к. только реальное представление о пространстве может формировать достоверную информационную базу.

В настоящей статье делается попытка обобщить опыт работ, накопленный в Институте экономических исследований ДВО РАН по картографическому обес-

© Вишневский Д. С., 2005

печению хозяйственно-управленческой деятельности на региональном макро-и мезоуровнях, а также сформулировать ряд положений (принципов) проектирования картографических произведений, предназначенных для этой цели. Такого рода работы велись в институте по следующим направлениям:

• разработка системы картографических произведений для обеспечения общеэкономических региональных проектов и программ;

• разработка тематических атласов для обеспечения отраслевых и межотраслевых проектов и программ;

• создание отдельных карт и серий карт, предназначенных в качестве научно-справочных пособий для работников регионального управленческого звена;

• совершенствование научно-методических основ проектирования карт региональных межотраслевых промышленных комплексов;

• совершенствование содержания и методов составления региональных общеэкономических карт.

Одна из особенностей названных работ заключалась в том, что, как правило, создание экспериментальных карт и атласов осуществлялось одновременно с исследованиями научно-методического характера.

РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТ

Картографическое обеспечение региональных общеэкономических проектов и программ включало разработку и создание следующих произведений:

• серию карт для проектов двух программ хозяйственного освоения зоны Байкало-Амурской железнодорожной магистрали, составленных СО АН СССР в 1977 г. и Госпланом РСФСР в 1984 г.;

• Планово-экономический атлас Дальневосточного экономического района (вып. 1—4, 1988—1990) для «Долговременной государственной программы комплексного развития производительных сил Дальневосточного экономического района, Бурятской АССР и Читинской области на период до 2000 г.»;

• серию карт для корректировки Федеральной целевой программы экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья на период 1996-2005 гг., 2002 г.;

• атлас к проекту Правительства Республики Бурятия и ИЭИ ДВО РАН «Основные направления экономического роста Республики Бурятия с позиций энергоэффективности на период 2004-2007 гг. и на перспективу до 2010 г.», 2004 г.

Научно-методические основы разработки некоторых из этих карт и атласов и особенности их содержания опубликованы ранее [6, с. 26-31].

Примерами картографических произведений, предназначенных для обеспечения отраслевых и межотраслевых проектов и программ, могут служить со-

зданные в ИЭИ «Атлас населения Дальнего Востока России», 2000 г. и Атлас топливно-энергетического комплекса Хабаровского края, включенный в «Основные направления развития ТЭК Хабаровского края на 2002—2005 гг. и на перспективу до 2010 г.», 2004 г.

Экономико-статистический атлас населения ДВР представляет собой научно-справочное пособие комплексного типа, включающее более 60 карт разного масштаба, содержащих информацию о размещении и динамике численности населения (более детальную по городскому), составе населения по полу и возрасту, национальном составе (более подробную по коренным малочисленным народам Севера), о естественном воспроизводстве и миграции населения, природных условиях жизни населения. Оперативными единицами картографирования в атласе приняты административные районы, города и субъекты Российской Федерации. Большая часть информации приведена в динамике за 1989— 1998 гг.

Картографические произведения для практических работников регионального управленческого звена представлены общеэкономическими картами дальневосточных регионов [8, с. 11—16; 9; 14; 15] и серией карт природных ресурсов, населения и хозяйства Хабаровского края [7, с. 83—84]. В 2001—2004 гг. были изданы три выпуска этой серии карт, посвященных характеристике минерально-сырьевых, топливно-энергетических, биологических, водных, земельных ресурсов, населения и трудовых ресурсов, отдельных отраслей хозяйства. К подготовке карт были привлечены специалисты соответствующих ведомств и различных организаций, располагающих необходимыми разработками и информацией.

Названные выше направления работы института, как правило, инициировались и финансировались потребителями карт, в том числе и за счет госбюджета.

Исследования научно-методического характера по рассматриваемой тематике осуществлялись преимущественно путем совершенствования содержания и методов составления карт топливно-энергетического и лесного комплексов, а также региональных общеэкономических карт. Результаты исследований по первому направлению наиболее полно удалось реализовать в виде системы карт топливно-энергетического комплекса для одного из выпусков Планово-экономического атласа ДВЭР (рис. 1), по второму — зафиксированы в опубликованных Методических указаниях [12]. Методической основой этих исследований явилась впервые предложенная новосибирскими экономистами концепция межотраслевых комплексов [11].

Результаты исследований ИЭИ ДВО РАН по картографированию межотраслевых производственных комплексов отмечены в ряде публикаций, они упоминаются в изданном МГУ учебнике для студентов вузов, обучающихся по направлениям «География», «География и картография» [10].

Общая характеристика ТЭК ДВОР

Территориальная организация ТЭК ДВЭР

Природные ресурсы

Угольные

Нефти и газа

1 ндро-энергетические

Отраслевой раздел

Л ы

Развитие ТЭК

по ДГП 1 А

К

Ы

Комплексо-образующие

отрасли *

Обслуживающие звенья

Угольная

11ефтин»я н газовая

Производство электроэнергии

Производств» тепла

1

Строительная база

Ремонтно-механичеекое хозяйство

Проектные организации

Подготовка кадров

Развитие топливной промышленности

Развитие электроэнергетики

Рис. 1. Структура атласа ТЭК Дальневосточного экономического района

сл

» 1x1

ПРИНЦИПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ КАРТ И АТЛАСОВ

ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ХОЗЯЙСТВЕННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Опираясь на опыт методических и экспериментальных работ, попытаемся сформулировать ряд положений (принципов) проектирования карт и атласов рассматриваемого в данной статье типа. Они заключаются в следующем:

1. Обеспечение комплексности характеристики объектов картографирования.

2. Достижение внутреннего единства и логичности отображения специального содержания карт на основе использования современных представлений о территориально-хозяйственных системах и межотраслевых комплексах.

3. Описание специального содержания карты с помощью показателей и параметров, традиционно используемых в социально-экономических исследованиях, практике управленческой деятельности, государственной и ведомственной статистикой.

4. Обеспечение сопоставимости содержания однотипных карт.

5. Обеспечение возможности сравнительной характеристики территориальных и отраслевых образований с одноранговыми территориально-хозяйственными системами и/или с системами более высокого ранга, частями которых эти образования являются1.

6. Показ пространственных и структурных сдвигов в размещении социальных и экономических систем, а также динамики явлений вообще, с использованием имеющих экономический смысл временных срезов.

7. Использование относительно простых, но емких, четко сформулированных и легко воспринимаемых формулировок легенд как условия строгого структурирования специального содержания карты.

Как показывает опыт, в процессе проектирования карт рассматриваемого типа особенно ответственным является подготовительный этап, когда приходится решать двуединую «некартографическую» задачу: во-первых, тщательно изучить предмет картографирования, его экономические, технологические, экологические особенности, пространственную, организационную, производственную структуры, особенности развития; во-вторых, уяснить требования потребителя карты к ее типу, содержанию, оформлению.

1 Примером реализации этого принципа может служить Атлас ТЭК Хабаровского края, где краевой ТЭК рассматривается на фоне топливно-энергетического комплекса Дальнего Востока.

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОБЩЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ КАРТЫ

Общеэкономические карты — наиболее сложный класс социально-экономических карт, более других востребованный различного рода потребителями. Назначение региональных общеэкономических карт — дать интегральную (синтетическую) характеристику экономики региона, отразить и описать сложившиеся на картографируемой территории пространственные социально-экономические системы как совокупность основных отраслей хозяйства и социальной сферы [10]. Естественно, что это требует сведения воедино разнокачественных элементов, которые описываются по «своим» методикам, зачастую с помощью трудносопоставимых показателей. Так что определение содержания общеэкономических карт связано с большой исследовательской работой по выявлению объективно существующих территориально-хозяйственных систем, разработке их классификации (типологии) и выбору адекватных способов картографирования.

В качестве методологической основы проектирования региональных общеэкономических карт в наших исследованиях была принята концепция синтетических общеэкономических карт, разработанная экономико-географами и картографами географического факультета МГУ и реализованная ими в процессе создания общеэкономических учебных карт для высшей школы [3, с.14—20; 10]. В соответствии с этой концепцией основное содержание общеэкономической карты составляют три территориально-хозяйственные системы первого порядка: а) локальные — в виде экономических узлов, центров, пунктов; б) пространственные — в виде ареалов, отличающихся типом хозяйственного использования территории; в) линейные — в виде элементов транспортной инфраструктуры.

Задача заключалась в модификации и адаптации данной концепции, исходя из двух обстоятельств. Во-первых, специфика экономики дальневосточных (да и сибирских) регионов, для которых характерны крайне неравномерное размещение производства; наличие значительных пространств, слабо освоенных в хозяйственном отношении; преобладание в хозяйственном комплексе регионов горнодобывающей и лесозаготовительной промышленности со сложной пространственной структурой производства; широкое развитие оленеводства и охотничьего хозяйства; неразвитость транспортной инфраструктуры. Наконец, большие размеры территории регионов вызывают необходимость картографировать их в достаточно мелких масштабах, а значит осуществлять жесткую генерализацию содержания карт и использовать соответствующие этим масштабам способы картографирования и условные обозначения. Во-вторых, необходимо было учитывать реалии современного этапа социально-экономического развития страны и дальневосточных территорий. Речь идет о следующем:

• В большинстве секторов экономики значительно уменьшились объемы

производства, вследствие чего разные населенные пункты (особенно небольшие) утратили градообразующие предприятия, а с ними и функции экономических центров.

• Произошла резкая децентрализация производства во многих отраслях экономики, особенно в золотодобывающей и лесной промышленности, в сельском хозяйстве. В настоящее время, например, в золотодобывающей промышленности Хабаровского края работают более 20 недропользователей, в Амурской области — более 60, а в Магаданской — более 200.

• Большое развитие получил вахтовый способ освоения природных ресурсов. Например, новые предприятия золотодобывающей промышленности теперь повсеместно осваиваются с помощью вахт.

• В кризисном положении оказалось оленеводство, что привело к резкому сокращению используемых в хозяйственном обороте земель. За последние десять лет, например, поголовье оленей в Якутии сократилось в 3, в Чукотском автономном округе — в 4 раза.

• Усилилось внимание к экологическим проблемам, что привело к переводу значительных площадей в класс особо охраняемых территорий: в Республике Саха (Якутия), Хабаровском крае и Сахалинской области — 13—18%, в Приморье — до 30% площади.

Результаты адаптации и модификации концепции МГУ применительно к современной социально-экономической ситуации рассмотрим на примере общеэкономической карты Республики Бурятия масштаба 1:5 000 000, разработанной для атласа республики [1]1. Это заключительная карта в ряду нескольких экспериментальных общеэкономических карт, выполненных в ИЭИ ДВО РАН за последнее десятилетие [5, с. 57—62; 9; 14; 15].

Специальное содержание рассматриваемой карты, как видно из легенды (рис. 2), подразделяется на три традиционных тематических блока: а) социально-экономические центры; б) типы хозяйственного использования территории; в) пути сообщения.

Экономические центры на рассматриваемой карте названы социально-экономическими, так как усилена их социальная характеристика. Все центры подразделены на карте в зависимости от величины и выполняемых производственных и социальных функций.

Обычно величина центров на общеэкономических картах измеряется по численности населения, поскольку численность населения по отдельным населенным пунктам учитывается государственной статистикой, а размещение хозяйственной и иной деятельности в общем случае тесно связано с рассе-

1 В разработке и составлении карты кроме автора принимали участие Г. С. Вороная, А. В. Харченко и В. Д. Хижняк.

лением. Имеются исследования, подтверждающие высокую тесноту связи численности населения с ключевыми экономическими индикаторами: со стоимостью основных фондов, например, коэффициент корреляции составил 0,87, с величиной ВРП — 0,72, при исключении Москвы и Тюменской области — 0,93 и 0,88 [4, с. 5—25]. Наши исследования показали, однако, что такая зависимость прослеживается только для достаточно крупных населенных пунктов (центров), как правило, с людностью более 20—25 тыс. человек. Дело в том, что во многих более мелких населенных пунктах произошла деградация производства при относительно более низких темпах убыли населения (население «более инертно»). С другой стороны, достаточно крупные предприятия, использующие вахтовый метод, функционируют в мелких или «никаких» населенных пунктах (персонал этих предприятий проживает постоянно в базовых крупных населенных пунктах, где и фиксируется как постоянное население).

На карте Республики Бурятия использован упрощенный вариант оценки размеров социально-экономических центров. Выделены крупнейшие, крупные и прочие (две группы) центров без указания показателя, на основании которого эта группировка осуществлена. Дело в том, что кроме численности населения размер центра оценивался еще и по объему промышленного производства, выпускаемого в данном пункте. Так, к крупным центрам на карте отнесены пос. Иракинда, пос. Зун-Холба, пос. Саган-Нур, объем промышленного производства в которых 1,2—0,7 млрд руб., население же — максимум 4,4 тыс. человек, а в пос. Зун-Холба постоянного населения практически нет.

Тип центра устанавливался на основе обобщения информации о размещении в населенном пункте (вахтовом поселке) хозяйственных и социальных объектов, их отраслевой структуре и производственной специализации. Особо выделена группа населенных пунктов со слабо выраженными производственными функциями. Осуществлялось это экспертным путем, а результаты обобщения формулировались в виде текста, помещаемого в легенде. Одной из особенностей общеэкономических карт является то, что центр тяжести на них переносится с самих картографических обозначений (которые могут быть весьма простыми) на пояснения в легенде, где необходимо давать лаконичные, но исчерпывающие текстовые характеристики.

Учитывая особую роль в экономике Бурятии промышленного производства, в качестве дополнительной информации в большинстве центров выделяются отрасли промышленности, определяющие их производственную специализацию. Кроме того, на карте показаны наиболее значительные из мелких центров добычи полезных ископаемых.

Второй тематический блок содержания карты посвящен характеристике сложившихся типов хозяйственного использования территории. Это осуществля-

ется путем выделения пространств, различающихся преобладающим направлением землепользования. Причем землепользование понимается в данном случае в широком смысле — как всякое использование природных ресурсов и другие виды хозяйственной деятельности человека, связанные с земельными ресурсами [2, с. 27—34].

На общеэкономических картах регионов с более дифференцированным характером хозяйственного использования территории или более крупного масштаба рассматриваемый блок может быть существенно детализирован. Например, на общеэкономической карте Хабаровского края масштаба 1:1 250 000 выделены зоны интенсивного сельского хозяйства пригородного типа, молочного животноводства, производства сои, зерна, кормовых культур; охотничьего и лесного хозяйства с очагами земледелия и животноводства; оленеводства, охотничьего и лесного хозяйства с редкими очагами земледелия и животноводства [15].

И для этого блока содержания карты крайне важно правильно сформулировать текстовую часть легенды, которая несет основную смысловую нагрузку.

Третий блок содержания общеэкономической карты по существу отображает сложившуюся в регионе транспортную инфраструктуру. Для ее характеристики обычно используются информация и способы картографирования, традиционно применяемые для описания путей сообщения и отдельных транспортных объектов на картах транспорта.

Завершая рассмотрение региональных общеэкономических карт, отметим, что содержание такого рода карт может быть расширено путем отображения на них дробных экономических районов (ДЭР) — групп административных районов, отличающихся определенным экономико-географическим единством и общностью проблем социально-экономического развития. Это открывает возможность выявить особенности пространственной структуры региональной экономики в наиболее общей форме. Дробное экономическое районирование может иметь и прикладное значение, например, при изучении вопросов совершенствования административно-территориального деления.

Известны по крайней мере три способа отображения на общеэкономических картах дробного экономического районирования:

1. Показ границ ДЭР с краткой словесной их характеристикой в легенде карты.

2. Обозначение ДЭР фоновой окраской (что, естественно, затрудняет показ на карте типов хозяйственного использования территории).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Составление специальной картосхемы, которая может быть помещена на основной карте в виде карты-врезки либо включена в пояснительный текст.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современные компьютерные программы и технологии создают поистине неограниченные возможности для использования картографических произведений в исследовательской и хозяйственно-управленческой деятельности. Для картографов важно совершенствовать научно-методические основы проектирования, составления и издания карт с учетом возможностей компьютерных технологий, в том числе и для преобразований содержащейся на картах информации для конкретных целей исследований или получения необходимых справок.

Что касается общеэкономических карт, то совершенствование их содержания и методов составления связано в первую очередь с решением следующих задач:

• поиск оптимальных способов показа на картах размеров социально-экономических центров;

• более эффективное использование количественных параметров для определения специализации социально-экономических центров и типов хозяйственного использования территории;

• разработка приемов показа народнохозяйственного значения социально-экономических центров, их роли в территориальном разделении труда в рамках страны, федерального округа, региона;

• усиление социальной составляющей содержания карты.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Атлас Республики Бурятия. Приложение к научному отчету ИЭИ ДВО РАН «Основные направления экономического роста Республики Бурятия с позиций энергоэффективности на период 2004—2007 и на перспективу до 2010 г.». Хабаровск, 2004.

2. Бакланов П. Я., Ганзей С. С. Приграничные и трансграничные территории как объект географических исследований // Изв. РАН. Сер. геогр. 2004. № 4.

3. Баюра В. Н., Евтеев О. А., Жуков В. Т., Никольский И. В. О принципах создания общеэкономической карты СССР для высшей школы // Вест. Моск. ун-та. Сер. 5. География. 1988. № 2.

4. Безруков Л. А. Транспортно-географическая континентальность России // Изв. РАН. Сер. геогр. 2004. № 5.

5. Вишневский Д. С. Общеэкономическая карта российского Дальнего Востока: содержание и методы составления // Вестник ДВО РАН. 1997. № 5.

6. Вишневский Д. С., Гловацкая О. А. Картографическое обеспечение региональных целевых социально-экономических программ // Изв. Русского географического общества. 2002. Т. 134. Вып. 4.

7. Вишневский Д. С., Харченко А. В. Комплексное картографирование природных ресурсов, населения и хозяйства субъекта Федерации: опыт конкретных исследований // Материалы XII Совещания географов Сибири и Дальнего Востока. Владивосток, 2004.

8. Вишневский Д. С., Харченко А. В. Мелкомасштабные научно-справочные общеэкономические карты административно-территориальных образований областного

ранга (Из опыта создания карт районов Дальнего Востока России) // Изв. Русского географического общества. 1995. Вып. 4.

9. Еврейская автономная область. Экономическая карта. М-б 1:500 000. Хабаровск: ДВАГП, 2001.

10. Евтеев О. А. Проектирование и составление социально-экономических карт. М.: Изд-во МГУ, 1999.

11. Лемешев М. Я., Панченко А. И. Комплексные программы в планировании народного хозяйства. М.: Экономика, 1973.

12. Методические указания по картографированию регионального лесного комплекса / Сост. А. С. Шейнгауз, В. А. Челышев, Д. С. Вишневский, М. В. Гук. Хабаровск: ДальНИИЛХ, 1981.

13. Планово-экономический атлас Дальневосточного экономического района. Вып. 3. Топливно-энергетический комплекс. Хабаровск: Дальаэрогеодезия, 1989.

14. Приморский край. Экономическая карта. Хабаровск: ДВАГП, 1992.

15. Хабаровский край. Экономическая карта. Хабаровск: ДВАГП, 1994.

УС Л О В Н Ы Е О Б О З Н А Ч Е Н И Я

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ

Крупнейший

Названия центров административных районов подчеркнуты

ТИПЫ ЦЕНТРОВ

Столица республики - промышленно-транспортный центр с развитыми организационно-хозяй ствен ными. культурно-образовательными и научными функциями

©Промышленные с организационно-хозяйственными и культурно-образовательными функциями

ФАграрнопромышленные с организационно-хозяйственными и культурно-образовательными функциями

Организационно-хозяйственные и культурно-образовательные с транспортно-распределительными функциями

ромышленные

Про

Сельскохозяйственные Транспортные ^^ Лечебно-оздоровительные

ОТРАСЛИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ СПЕЦИАЛИЗАЦИЮ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЦЕНТРОВ Эл ектр оэнер гетика Угольная

Золотодобывающая Машиностроение и металлообработка Лесная и

деревообрабатывающая Целлюлозно-бумажная Строительных материалов

Цементная Легкая Пищевая Разные отрасли местного значения

ХОЗЯЙСТВЕННОЕ использование территории

Отрасли хозяйства, определяющие тип использования территории

Природоохранная деятельность Сельское хозяйство с преобладанием Лесная промышленность. лесное и охотничье

и рекреационные услуги. рыболовство отраслей животноводства хозяйство. местами добыча россыпного золота

Мелкие центры добычи полезных ископаемых А угля А уранового сырья Л плавикового шпата А кварцевого сырья

ПУТИ СООБЩЕНИЯ

=з Железные дороги Основные автомобильные дороги -------------Водные пути

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.