выпущен «Справочник наилучших доступных технологий по обращению с отходами».
Информацию о справочниках НДТ целесообразно размещать на едином информационном портале системы технического регулирования, интегрированным с разнообразной информацией для потребителей [9-11].
Создание новых справочников НДТ позволит реализовать в законодательстве о государственных закупках систему бланкетных отсылок к данным справочникам, которые, не стесняя свободу закупающего органа в выборе конкретной технологии, позволят предотвратить закупку заведомо неэффективных и неэкологичных технологий, реализовав, тем самым, важный барьер на пути демпинга при государственных закупках.
Литература:
1. Коровайцев А.А., Ломакин М.И., Докукин А.В. Оценка метрологической надежности средств измерений в условиях неполных данных // Измерительная техника, 2013. - № 10.
2. Докукин А.В., Борцова Д.Э. Нормативно-управленческие резервы качества комплексных товарно-сервисных предложений на потребительском рынке // Транспортное дело России, 2012. - № 6-2.
3. Докукин А.В., Борцова Д.Э. Информационное обеспечение взаимодействия государства и потребителей в процессе контроля качества и безопасности продукции // Транспортное дело России, 2013. - № 1.
4. Докукин А.В., Ершова Т.Б., Коновалов В.А., Стреха А.А. Основы разработки стандартов информационной безопасности // Стандарты и качество, 2008. - № 8. - С. 46-48.
5. Стреха А.А., Бурый А.С. Информационно-коммуникационное обеспечение организационных процессов // Транспортное дело России, 2012. - № 6-2.
6. Ломакин М.И., Докукин А.В. Функции единой информационной системы по техническому регулированию в рамках концепции электронного государства // Перспективы науки, 2011. - № 27.
7. Алякин А.А., Докукин А.В., Перепелкин И.Б. Функционирование единой информационной системы по техническому регулированию на базе парадигмы электронного государства // Транспортное дело России, 2009. - № 3.
8. Боравский В.Б., Скобелев Д.О., Венчикова В.Р., Боравская Т.В. Наилучшие доступные технологии. Аспекты практического применения. - М.: Координационно-информационный центр содействия предприятиям стран СНГ в вопросах безопасности химической продукции, 2013.
9. Дорофеев С.М., Докукин А.В. Создание Интернет-портала защиты прав потребителей в рамках технического регулирования. - М.: Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, Федеральное государственное унитарное предприятие «Российский науч.-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия», 2011.
10. Алякин А.А., Докукин А.В., Перепелкин И.Б. Интернет-портал - «интегрированная точка доступа» к ресурсам единой информационной системы по техническому регулированию // Транспортное дело России, 2009. - № 3.
11. Докукин А.В. Интернет-портал по техническому регулированию - «единая точка доступа» к информационным ресурсам заинтересованных лиц // Транспортное дело России, 2009. - № 2.
УДК 338.27
КАРТИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ КАК МЕТОД В ФОРСАЙТ-ИССЛЕДОВАНИЯХ
Бурый А.С., д.т.н., Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия (ФГУП
«СТАНДАРТИНФОРМ»)
В статье рассматривается место технологической дорожной карты в Форсайт-исследованиях и инновационных проектах, основывающихся на корпоративных коммуникациях и знаниях.
Ключевые слова: технологический Форсайт, горизонт прогнозирования, сценарии, технологическая дорожная карта, многоагентная среда.
MAPPING TECHNOLOGY AS A METHOD IN FORESIGHT RESEARCH
Bury A., doctor of technical sciences, FSUE «STANDARTINFORM»
The article discusses the place of technological roadmap in Foresight studies and innovative projects based on corporate communication and knowledge.
Keywords: technological foresight; forecasting horizon; scenarios; technology roadmaps; multiagent environment.
В условиях роста международной конкуренции, когда меняется информационное поле, содержание, формы торговли, клиенты, продукты и цены, менеджеры должны постоянно искать свой собственный способ выживания и достижения наилучших результатов. Корпоративная «дорожная карта» (corporate roadmapping) является частью корпоративного Форсайта, это особая форма стратегического планирования, которая способствует нахождению верных решений в отношении изменений среды [1].
Форсайт (англ. foresight - видение будущего) — методика долгосрочного прогнозирования научно-технологического и социального развития, основанная на опросе экспертов. Одновременно, Форсайт - это систематическая попытка заглянуть в долгосрочное будущее науки, технологии, экономики и общества с целью идентификации зон стратегического исследования и создания родовых технологий, которые могут приносить самые крупные экономические и социальные выгоды [2]. По существу, Форсайт представляет собой методологию проектирования будущего, решая при этом проблему достижения консенсуса по поводу конкретного направления, например, образования, отрасли промышленности и т.д.
За последние годы значительно расширился список государств, активно использующих методы Форсайт-исследований, с целью выявления приоритетов развития, оптимизации ресурсов, в том числе и временных [3]. На рис 1 показано увеличение горизонта прогнозирования, которое наблюдается в большинстве стран, что от-
мечено в отчете Европейской сети Форсайт-мониторинга (European Foresight Monitoring Network — EFMN) [3].
Среди разновидной Форсайта первенство принадлежит технологическому Форсайту, на смену которому пришел рыночно - технологический Форсайт с социальной направленностью проектов. С ростом глобализации в мире Форсайт все больше превращается в инструмент политики, когда государства активнее используют прорывные технологии для своего политического господства. С изменением направленности Форсайта совершенствовался и развивался его инструментарий. Сейчас в его арсенале исследований такие известные методы и процедуры, как [4]: экспертные панели, анализ глобальных трендов, SWOT - анализ, картирование, сценирование, мультикритериальный анализ, экстраполяция трендов и др.
Важным методом исследований технологического Форсайта является метод построение технологической «дорожной карты» (technology roadmapping - TRM). TRM дает комплексное, взаимосвязанное представление о перспективах развития технологий в конкретных сферах деятельности, позволяя взаимно увязать программы научных исследований, развития новых технологий, создания инновационных продуктов, а также показать их связь с запросами рынка, с намеченными целями развития.
Метод дорожных карт - один из наиболее распространенных инструментов формирования стратегий развития. Он позволяет визуализировать возможные пути достижения цели и выделить из
О 20 40 60 80 Рис. 1. Перспективы Форсайт-исследований в мире
них оптимальный. Карты могут содержать вероятностные оценки времени, требуемого для перехода от одного этапа к другому [5].
Области применения ТЯМ постоянно расширяются, уже выделяют [1]:
1) научное планирование;
2) технологическое планирование;
3) продуктовое планирование;
4) планирование возможностей;
5) планирование интеграции;
6) планирование программ;
7) планирование процессов.
Технологические дорожные карты обеспечивают две взаимосвязанные функции: прогнозную и планирующую. Первая отражает состояние изучаемого объекта в определенный момент времени и направление его потенциальной эволюции. Вторая связана с применением графической визуализации для выбора и обоснованием решения тех или иных вариантов действий. Активно разрабатываются автоматизированные средства составления ТЯМ [6].
Разработка дорожной карты - это трудоемкий процесс, призванный связать научно-исследовательские (/5), технологические (7), производственные аспекты создания нового продукта (Р) с рыночной конъюнктурой (М) и участниками рынка, исходя из целевых потребностей общества и заложенный стратегий развития (5*). Одновременно с этим определяются временные горизонты, на которых наиболее вероятно получение продуктов с указанными свойствами.
Взаимодействие процессов в ТЯМ (рис. 2) требует постоянной адаптации и координации с параллельно развивающимися процессами, в том числе контроля прохождения целевых точек (обозначены звездочками на схеме рис.2).
ТЯМ наглядно увязывает между собой состояние, план развития объекта и предполагаемую перспективу (цель) разработки. Дорожные карты позволяют просматривать не только вероятные сценарии, но и их потенциальную рентабельность, а также выбирать оптимальные пути (сценарии развития) с точки зрения затрат ре-
сурсов и экономической эффективности. В общем случае дорожные карты нацелены на информационную поддержку процесса принятия решений по развитию объекта управления, информационное взаимодействие, привлекаемого экспертного сообщества, в том числе и на базе облачных технологий, совершенствование которых в ходе выполнения проекта также должно учитываться [7]. Кроме того, единое коммуникационное пространство, которое образуется для оперативной связи экспертов, разработчиков, заказчиков проектов позволяет формировать методические знания проекта, выступающие в качестве корпоративных знаний, которые наращиваются и обогащаются по мере продвижения проекта, превращаясь в самостоятельную инновационную сущность [8].
Для формализации процессов, входящих в дорожную карту, воспользуемся аппаратом многоагентных систем (МАС) [9]. В качестве агентов выступают, как некоторые знания о технологии, процессах, так и отдельные процессы различного рода (от элементарных до сложных). Для задач проектирования сложных систем, к которым можно отнести и ряд задач, решаемых в рамках конкретной TRM, будем считать, что агент характеризуется гибридной архитектурой [10], для которой свойственна, с одной стороны, делиберативная символьная модель мира для принятия глобальных решений, а с другой стороны, реактивное реагирование на происходящие в системе события.
Многоагентную среду представим совокупностью множеств
(A E R,S) A = {ax,a2, — a-,••• an}
v ' , где - множество
a. (s-, v, d., ф.)
всех агентов. Каждый агент ' есть кортеж вида - - - -из множеств соответственно состояний, восприятий, действий и
агентной функции
R : E ^ (vi х
ф- : s, х vt ^ st х
х Vn)
E
- множество
состояний среды; 41 - есть функция вос-
приятия; ^ - множество базовых организационных структур, соот-
Рис. 2. Пример шаблона для TRM
ветствующих конкретным функциям агентов и взаимоотношениям между ними. Агент рассчитывает состояние, в котором он находится, исходя из своего восприятия ситуации, что соответствует реакции процессов дорожной карты на окружающие изменения, например, завершение разработки необходимой технологии, завершение производственного процесса изготовления определенного продукта и т.п.
Это отражается в переходе между элементами множества .
Доказанный в [10] изоморфизм многоагентной среды позволяет производить декомпозицию агента на множество субагентов, а также редуцировать многоагентную среду до одноагентного состояния. Эффективность конкретного сценария взаимодействия агентов позволяет оценить влияние выбранной технологии на произведенный продукт, возможную реакцию рынка и, как следствие, на выполнимость поставленной задачи развития, например, отрасти или производства.
Обмен знаниями, осуществляемый за счет коммуникативных способностей агентов позволяет воссоздать самый основной стержневой элемент картирования - всестороннее использование имеющегося интеллектуального капитала в компании, в отрасли и т.д., а также управление корпоративными знаниями в условиях высокой скорости инновационной деятельности и обновления продукционных линеек [8].
Литература:
1. Джемала М. Корпоративная «Дорожная карта» - инновационный метод управления знаниями в корпорации // Российский журнал менеджмента. - 2008. - Т. 6. - № 4. - С. 149-168.
2. Третьяк В.П. Форсайт и технология предвидения // Экономические стратегии. - 2009. - № 8. - С. 51-58.
3. Кинэн М. Технологический Форсайт: международный опыт // Форсайт. - 2009. - Т. 3. - № 3. - С. 60-68.
4. Соколов А.В. Форсайт: взгляд в будущее // Форсайт. - 2007.
- № 1. - С. 8-15.
5. Белоусов Д.Р., Сухарева И.О., Фролов А.С. Метод «картирования технологий» в поисковых прогнозах // Форсайт. - 2012. - Т. 6. - № 2. - С. 6-15.
6. Lee S., Park Y. Customization oftechnology roadmaps according to road-mapping purposes: Overall process and detailed modules // Technology Forecasting and Social Change. - 2005. - № 72. - P. 567583.
7. Бурый А.С. Тенденции развития распределенных систем на основе облачных технологий // Транспортное дело России. - 2013.
- № 6. - С. 160-162.
8. Салихов Б.В., Окороков И.В. Методический капитал как системный фактор развития корпоративных инноваций // Транспортное дело России. - 2012. - № 6. - С. 141-144.
9. Тарасов В.Б. От многоагентных систем к интеллектуальным организациям: философия, психология, информатика. - М.: Эдито-риал УРСС, 2002. - 352 с.
10. Афанасьев М.Я., Саломатина А.А., Алёшина Е.Е., Яблочников Е.И. Применение многоагентных технологий для реализации системы управления виртуальным предприятием // Научно-технический вестник СПбГУ ИТМО. - 2011. - № 75. - С. 105-111.
УДК 004.9
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ ПЛАНИРОВАНИЯ РАБОТ БЛОКА «СЕРВИС» В СЕТИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДИЛЕРСКИХ ЦЕНТРОВ
Скорнякова А.Ю., аспирант кафедры Математического обеспечения информационных систем и инноватики, Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ), тел.: 8(985)129-12-13, e-mail: [email protected]
В статье приводятся анализ и математическая модель решения задачи построения расписания выполнения работ по обслуживанию клиентов в автосервисном центре.
Ключевые слова: информационные системы, дилерский центр, блок «Сервис», автоматизация, теория расписаний, программирование в ограничениях.
MATHEMATICAL MODEL OF PLANNING WORKSOLUTION IN SERVICE
DEALER SYSTEM SCRIPT
Skornyakova A., the post-graduate student, the Department of Software of Information Systems and Innovations, Moscow State University of
Economics, Statistics and Informatics (MESI)
The article is devoted to the analysis and mathematical model for solving the problem of constructing the schedule of work for the customer service in the auto-service center.
Keywords: information systems, dealer center, block «service», automation, scheduling algorithms, constraint programming.
Введение
Стремительное развитие автомобильного бизнеса в России порождает постоянную потребность в разработке новых технических решений для оптимизации управления бизнес-процессами в автомобильных дилерских центрах. Одной из важнейших задач, проблема поиска решения которой постоянно встает перед отделами информационных технологий, является разработка универсального процесса записи на сервис, поддерживающего работу в мультибрендовых сетях, а значит, удовлетворяющего всему немалому количеству требований импортеров, предъявляемых ими к процессу записи на сервис, а также, гарантирующего равномерную максимальную загрузку сервисного цеха. Для реализации этого процесса техническими средствами потребуется разработка приложения, реализующего универсальный скрипт записи на сервис.
Можно выделить следующие этапы работы скрипта записи:
1. Ввод информации о клиенте. Происходит автоматический запрос единой клиентской базы по ФИО или номеру телефона. Если клиент найден, на экране отображается подробная информация о нем и список связанных с его визитами автомобилей.
2. Ввод информации по машине. Происходит автоматический поиск в архиве по гос. номеру или VIN-номеру. Если автомобиль найден, на экране отображается подробная информация об его комплектации, пробеге и дате последнего визита на сервис.
3. Ввод информации по работам. Формируется предварительный заказ-наряд. Определяется примерная стоимость и длительность ремонта. Происходит автоматическое резервирование запасных частей, связанных с выбранными работами.
4. Резервирование ресурсов цеха. Исходя из текущей и предполагаемой загрузки цеха на выбранную дату, занятости механиков, наличия свободных постов требуемого бренда/типа и расписания мастеров-консультантов с помощью гибкого механизма планирования выстраивается лист возможных слотов записи. Каждый слот представляет из себя связную цепочку действий, для выполнения которой в отображаемое время цех однозначно располагает необходимыми ресурсами. В момент выбора слота происходит резервирование выбранных