ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ/ EDUCATIONAL POLICY TRANSFORMATIONS
Серия «Политология. Религиоведение» и З В Е С Т И Я
2010. № 1 (4). С. 49-58 Иркутского
Онлайн-доступ к жрталу: государственного
Ьйр.//18и.т/1гуе8Йа университета
УДК 37:1
Картина образовательной реальности: от концептуального видения к практике реального обновления
В. А. Колесников
Иркутский государственный педагогический колледж № 1, г. Иркутск
В статье рассматриваются вызовы времени, являющиеся, по мнению автора, основой для переосмысления нового предназначения образования в XXI в. Вводится понятие картины образовательной реальности как философски-концептуального проекта, в соответствии с которым должна организоваться реальная практика образования. Автор предлагает ряд векторных набросков, работа по реализации которых и позволит начать преобразование образования наших дней.
Ключевые слова: картина образовательной реальности, вызовы XXI в., становление личностного начала в человеке, векторные наброски реального обновления образования, новое понимание знания в наши дни.
Мощнейшие структурные сдвиги в мировой экономике, политике, культуре сопровождаются новыми мировыми тенденциями, в том числе глобализацией социального пространства и нарастанием ситуаций глобального риска, неопределенности для человеческого сообщества. Это своеобразная «пограничная» ситуация для человечества, ставящая нас перед целым рядом социально-значимых вызовов, попытки ответить на которые вполне адекватно и во многом нестандартно и будут свидетельствовать о нашей способности к прогрессивно-поступочной деятельности, преодолевающей все более усиливающиеся негативные тенденции в социуме. Это говорит о значимости возрастания роли субъекта, т. е., другими словами, возрастания роли также глобализирующейся индивидуальности, индивидуальности полноценной, способной на позитивно-творческом уровне найти нестереотипные ответы на животрепещущие вопросы времени. Готовить, «взращивать» в каждом из молодых людей это творчески-неординарное начало, способность к обладанию «мыслящим мировоззрением» (В. П. Зинченко) как гибкой системой принципов, убеждений, действий в обществе призвано, прежде всего, образование. Президент России Д. А. Медведев в своей известной статье «Россия, вперед!» ставит вопрос о том, есть ли у России «собственное завтра» в условиях принципиально меняющегося мира. Оно может быть у страны при важнейшем
условии - если принципиально иным по сути, содержанию, предназначению у нас станет образование. Без инновационного образования у России нет будущего.
Вызовы времени как основа для переосмысления нового предназначения образования в XXI веке
Вызовы начавшегося XXI в., стоящие перед человечеством - это те возникшие кардинально-глобальные проблемы, целостно-системные вопросы, инновационные по своей сути, опыта в решении которых у человеческого сообщества нет. Сегодня в целом эпоха делает нам глобальный вызов, и, как следствие, возникает система рисков как попытка ответить на современные вызовы - вызовы человеческой цивилизации, вызовы ее способности противостоять разрушительным направлениям и поддержать тенденции созидательные, прогрессивные.
Что это за тенденции? Основная из них - дальнейшее ускоренное развитие процессов (как конструктивных, так и деструктивных), характерных для техногенной цивилизации. Процессов, которые свидетельствуют о том, что мы живем в эпоху перемен, перехода, мощного обновления, переустройства. С одной стороны, традиционная сложившаяся в прошлых веках техногенная реальность охвачена кризисом, с другой - она, реагируя на изменяющиеся условия жизни, вновь и вновь воссоздает себя и даже экспансирует на все области жизни, в том числе инновационно возникающие.
Что за вызовы назрели и встали сегодня перед нами? Главный из них -вызов маргинализации. Маргинализация - это всегда отход, уход. Отход от естественного образа жизни, уход от выработанного социумом целеполагания и погружение в искусственность, чему во многом содействуют современные информационные технологии, кардинально меняющие облик мира, а также Интернет, мобильная связь, научно-технический прогресс в целом. Человек наших дней все больше живет в более совершенном и технологично-искусственно-создаваемом мире. Беда в том, что совершенство проявляется в технологичности. Как следствие, в человеческом плане социум деградирует и не становится лучше...
К вызовам второго порядка я бы отнес следующие:
Информационный вызов. День ото дня в мире нарастает насыщенность жизни разнообразными информационными процессами, которые уже органично вошли в повседневную деятельность каждого. Мы начинаем жить в мире социальной информации, в век вездесущности социальных сетей. Мы видим процесс компьютеризации как передачу человеческих функций машине. Но возможно и другое понимание: история цивилизации как процесс очеловечивания машины. Чем больше человеческих функций передается машине, тем более она очеловечивается. В этом плане человек переступает границы своего биовида. Условиями наших дней индивид растворяется в многочисленных информационно-коммуникационных связях, что усиливает дина-мо-неравновесность, ведет мир к критической черте. Засилье инфомассива ставит перед человеком своеобразный заслон на пути познаваемости современного мира. Мы практически не делаем попыток в целостном осмыслении
процессов и явлений, живем и действуем «вслепую». Сможем ли мы преодолеть засилье информационного «бума»? Останемся ли мы людьми в прежнем смысле? Быть может, мы находимся на пути новой гармонии и новой трагедии в отношениях между организмом и механизмом, между рожденным и сотворенным?
Экологический вызов и актуальная проблема, которую он ставит перед нами: научимся ли мы жить в согласии, в гармонии с живой природой, не вредя ей и не подрывая тем самым основы своего человеческого существования?
Социально-общественный вызов, сопровождающийся усиливающейся динамо-неравновесностью мира, человеческого сообщества, чему во многом способствует, как отмечают социологи, победа индивидуального, эгоистического «Я» над коллективным «Мы», что разрушает устоявшиеся общественные отношения, расшатывает их. Виртуализация, которая все больше входит в нашу жизнь посредством информационных технологий, ведет к тому, что индивид становится социально инфантильным (так как все более и более живет в компьютерно-нереальном мире), становится равнодушным к обществу, в котором живет. Сможет ли человеческое сообщество восстановить коллективистски значимые для общества тенденции (пусть даже в новом постмо-дерновом антураже)?
Духовно-нравственный вызов как результат свершившейся в обществе этической, духовной революции ставит перед нами проблему человеческой способности восстановления в нас исконно людского, гомосапиентного, выделяющего среди других живых существ, формирования возвышенного, требующего от нас неукоснительного следования нравственным императивам и преодоления деградации социума. Духовное в нас, базирующееся на фундаменте культуры, это как противоядие от окружающей нас среды, негативно, отрицательно воздействующей на нас. Нам необходимо духовное в нас как результат целеполагания и постоянной устремленности в будущее. Ибо в сегодняшнее время, в серо-будничном повседневе и господстве искусственностихийной, пусть даже самоорганизующейся массы, духовное начало как таковое возникнуть не может. Новые ориентиры в обновленном развитии нашей страны, определяемые Президентом России в известной статье «Россия, вперед!» и в Послании Федеральному собранию РФ (ноябрь 2009 г.) - это предпосылка для осознания кризисности духовной ситуации и, одновременно, мощнейший, необходимый вектор в ее преодолении.
Вызов человеческой рациональности и научности. Человечество в наши дни нуждается в цельно-едином научном знании. Современная отраслевая наука по-прежнему дает знания частичные, осколочные, а цельное видение мироздания не складывается из суммы осколков и кусочков. Сила рациональной науки в том, что она дает знание объективных законов. Слабость науки в том, что за пределы знания она, оставаясь наукой, выйти не может. Такова природа науки. В результате наука утрачивает монополию на истину. Сегодня ее поставщиком являются и религия, и философия, и мораль, и тысячелетняя человеческая культура, и многовековая человеческая мудрость, не имеющая ничего общего с нашей сегодняшней прагматичностью, сиюминут-
ностью... Сможет ли наука XXI в. соединить знание с его ценностным осмыслением, с пониманием, с оцениванием? А может, вообще век открытий в науке близится к завершению, уступая место веку Приобщения к миру, Преображения мира, веку Рождения нового мироощущения?
Мировоззренческий вызов времени. Проблему сегодняшней ситуации в человеческом сообществе следует сформулировать мировоззренчески-концептуально так: способны ли мы изменить в целом ориентированность человека в окружающем его мире, чтобы индивид был не механически послушным и среднестатистическим индивидом, не «слепым» исполнителем чьей-либо воли, беспрекословно, неосознанно выполняя внешне навязываемые ему установки, а обладать собственными принципами, убеждениями, волей, самостоятельностью, самобытностью, критичностью, позитивноконструктивной созидательной позицией в жизни? Разрешение данной проблемы - это и «ключ» к решению широкого спектра иных вопросов, преодоления противоречий и очень многих пока непонятностей, не осмысленных нами.
Вышеизложенные вызовы имеют самое непосредственное отношение к образованию, которое призвано готовить человека к реальной жизни в обществе, корректировать приоритеты и ценности с учетом не только актуальных, но и перспективных запросов и человека, и общества.
В чем суть глобально-целостного вызова для образования сегодня? Речь идет о том, сможет ли сфера образования осознать свою меру ответственности в поисках решения назревших проблем, вызовов и ответить для себя, общества на вопрос о том, в чем должны заключаться стратегические приоритеты и ценности образования и новой картины образовательной реальности в начале XXI в.
Картина образовательной реальности как проектирование человеком своей жизнедеятельности
Известный национальный проект «Образование» сыграл позитивную роль в развитии образования наших дней. Он, прежде всего, высветил адреса-маяки, сильные учебные заведения, дал стимул творческому процессу, воздух для творцов. Это очень важно, но это - только начало.
Сегодня необходим перевод отдельных образовательных изменений, начатых национальным проектом, на уровень качественных системных преобразований. Таких, которые учли бы, что образование в XXI в. - это не только обучение и воспитание, передача социального опыта от одного поколения другому, накопление знаний, социализация индивидов, формирование нужных данному этапу развития общества отдельных личностных качеств, а уже нечто большее, по духу и предназначению принципиально новое.
И в этом случае мы выходим на необходимость наличия картины образовательной реальности как проекта будущего образования, который должен являться результатом постоянно меняющихся условий человеческого бытия под влиянием НТП, что и способствует раскрытию человека в разнообразных, социально значимых видах деятельности, связях и отношениях.
Скорее всего, КОР (картину образовательной реальности) следует воспринимать как философско-научный проект, «скелет организации»
(К. Маркс) в набросках нового образования, облика человека нового, меняющегося на наших глазах общества. Философско-научный проект не означает, что все работающие в образовании должны одномоментно стать философами. Конечно же, нет. Но знать достижения, новые выводы отечественной и зарубежной социально-гуманитарной мысли нам просто необходимо для работы с учетом перспективы, способности концептуального проектирования своей деятельности. Это необходимо и для того, чтобы рассматривать свою деятельность в контексте социальных реалий и изменений, культуры, ибо XX век убедительно показал, что любой факт не существует вне контекста. Философский подход и позволяет выйти за пределы рационального, сугубо естественнонаучного подхода, понимания процессов и явлений. Ф. Ницше произнес емкую фразу: «Бог умер. Да здравствует новый Бог!». Перефразируя его, можно сказать, что в наши дни потерпел кризис, умер Бог - человек рациональный, логический. Убежденность человека в том, что в современном мире он если не все, то почти все контролирует, улетучилась. Современный человек чувствует, что реальность - как вода, он не может ее ухватить, ее контролировать, он в состоянии только к ней приспособиться. Возрастает тревожность человека, неуверенность в завтрашнем дне. И оборотная сторона этой тревожности - вызов состоятельности человека. Этот вызов мобилизует его творческие способности, качества, заставляет человека сосредоточиться, сконцентрироваться, погрузиться в сложное и найти новые адекватные решения! В условиях отсутствия у человека личностного начала как центрального качества креативно-мобильного свойства, человек продолжает плыть по реке жизни, полагаясь на то, куда кривая выведет.
Для человека, который не только сам получает образование, но и образует свой мир - создает свое понимание и видение мира, КОР выступает, соответственно, путем проектирования своей жизнедеятельности с опорой на весь спектр человековедческих наук, что и позволяет увидеть особенное и уникальное, единичным образом проявляющееся, понять новое, его импульсы, вписать его в личностно значимую, личностно воплотимую деятельность. Речь идет о том, чтобы поднять, возвысить каждого конкретного человека, каждую человеческую индивидуальность до «всеобщей природы» (Г. В. Ф. Гегель), до «всеобщей сущности», т. е. к подъему над собой, над своей природной данностью и перевести самого себя на новый уровень индивидуальной самореализации. Сообразно этому образовательная среда сегодня во многом должна быть сконструирована адекватно индивидуальным особенностям обучающегося, и для него должно быть создано его собственное пространственное вхождение в образование. Сегодня основным путем такого вхождения являются государственные образовательные стандарты, определяющие познание картины существующей реальности соответственно возрасту и наличию возможностей осуществить по окончании школы последующее обучение. Однако задача современного образования состоит не только в том, чтобы обогатить человека разнообразными сведениями, но и в том, чтобы он смог сформировать свой собственный культурный облик. Образование сегодня должно стать также актом свободного выбора, который позволит обучающе-
муся формировать в себе способность и предрасположенность к философской рефлексии. Такое понимание образования предполагает, что его субъектом становится сам человек. Он не только получает образование, но и сам образует мир - создает свое понимание и видение мира, формируя его теоретическое осмысление постоянно обновляемым содержанием КОР. В таком понимании образование есть проектирование человеком своей жизнедеятельности. КОР рассматривается как важнейший способ осмысленного создания каждым индивидом образа мира. И не только с естественнонаучных, усред-ненно-закономерных позиций, но и с учетом гуманитарных ориентиров, ценностно-смысловых ориентиров, формирующихся у каждого индивидуально (личностно значимо). Справедливо заметил в своей работе «Демократия и образование» Д. Дьюи: «Мышление, как и переваривание пищи, индивидуально». То же самое можно сказать и о выкристаллизовывающихся в нас смыслах жизни, нашем понимании мира. Именно это позволяет личности выстраивать перспективы своей жизнедеятельности через реализацию выбора.
В этих условиях должны совершенствоваться образовательная практика и сама КОР. В наши дни становится все более востребованным поиск глубинных оснований методологии познания, обеспечивающих иной уровень трансдисциплинарности. Для образования более необходимы не столько результат и практика опытного познания, сколько овладение методами научного исследования во имя обеспечения принципа фундаментальности знания, т. е. выделение тех знаний и умений, которые имеют отношение не к конкретным ситуациям, а к общим способам познания и деятельности. Основой образования должны стать не столько учебные дисциплины как таковые, их содержание, сколько отличительные, характерные для них способы мышления и деятельности, интеллектуальные умения, процедуры рефлексивного характера.
Таким образом, к особенностям необходимой к проектированию картины образовательной реальности следует отнести следующие: прежде всего КОР усиливает интеграцию, синтез наук о человеке, содействует разработке единого научно-образовательного языка (который базируется на новом типе рациональности, движущейся, в том числе, по нелинейным, хаотическим, «случайным» траекториям), ассоциативно развивающегося мышления. При опоре на КОР - далее - открывается возможность видеть особенное, индивидуальное, единичным образом проявляющееся; появляется возможность понять новое, рождающееся «здесь и сейчас», что даст возможность вписать его в индивидуально реализуемое жизнетворчество, в личностно воплотимую деятельность. КОР и есть образовательное осмысление и развертывание личностного начала в человеке. Тем самым личностное начало успешно вписывается в образовательную структуру, выступающую способом раскрытия нового и постоянно обновляемого содержания образования.
Практика реального обновления образования: возможные пути преобразования (векторные наброски)
Сегодня речь идет о том, каким образом образование может реагировать на вызовы современности в условиях кризиса всей образовательной традиции. Переходность эпохи ставит традиционную педагогику, традиционное
образование в чрезвычайно сложную ситуацию. С одной стороны, не срабатывают устоявшиеся педагогические подходы, механизмы, системы, дискурсы. А они и не могут срабатывать, когда невозможно понять, кого должна формировать современная школа и каковы идеалы современного образованного человека, в чем суть обновляемых целей и ценностей образования переходного периода. С другой стороны, реальные изменения, новые педагогические технологии, изменяя образовательную практику в тех или иных аспектах, вопросах, не содействуют желаемым и нужным системным преобразованиям.
Извечный вопрос: с чего же тогда начать?
Наверное, скорее всего, с изучения современной действительности, с изучения современной социальной практики. С изучения социума наших дней. По существу, образование должно быть производной основой от социальной реальности. Знаем ли мы, отдаем ли себе отчет в том, что она представляет сегодня собою? Вряд ли. В лучшем случае - в общих бессистемных чертах. В практике советского времени знанию окружающей действительности содействовала система политического просвещения. К нашим дням - по содержанию - она неприемлема. Но идею, подход использовать следует. Ибо в социальном плане мы сегодня, скорее всего, необразованны, так как мир изменился и его следует осмыслять, понимать, познавать. В научнотеоретическом плане нам следует прежде всего быть осведомленными о массе современных концепций, теоретических подходов, объясняющих мир и тенденции в нем. Но мы крайне далеки от проблем теории современной цивилизации, вопросов глобализации, выводов социально-гуманитарной мысли современности. В результате образование продолжает работать на воспроизводство вчерашнего и позавчерашнего дня, взгляда на мир, не учит погружению на глубину, осмыслению происходящего.
Когда мы задаем себе вопрос о том, почему в нас проявляется то-то и то-то в сегодняшней жизни, то мы должны, прежде всего, обратиться к истории. Не к ее фактическому знанию, а целостному пониманию и осмыслению. Мы должны посмотреть на вопрос, на любую проблему и в ретроспективе, и в перспективе одновременно, т. е. с позиции развертывания. И это должно стать нашим мироощущением и, если хотите, способом познания действительности. И только тогда, осмысливая проблемы с позиций развертывания, мы можем преодолеть мозаичность, неполность естественнонаучной картины мира, вписать в нее человека думающего, мыслящего, познающего.
Нам надо снять «шоры» застандартизованности, стереотипности с глаз, оглянуться вокруг и более спокойно, серьезно поговорить о том, что нас окружает... Риторика и диалог сделали из варвара человека. А пиар, захватывающий информационное пространство сегодня - это непосредственно и четко организованная коммуникация, понимающая под средой целевые группы, подвергающиеся корыстно-оглупляющему воздействию, которому может быть противопоставлена только способность человека к рефлексии, осмыслению, осознанию происходящего.
Сегодня нам не хватает умственного напряжения, интеллектуальной смелости, широты гуманитарного кругозора, культуры ума (а, по Цицерону,
культуре ума учит философия). Нам не хватает социально-философской образованности. Мы сегодня остались в стороне от достижений современных гуманитарных наук, увлеклись техническими новшествами. Сегодня нам не хватает умения «видеть невидимое» в социальной «ткани» современности, критически рефлексировать над реальностью.
И начинать нам надо с преодоления своего незнания, с погружения в мир сложного, надо учиться быть по отношению к самому себе менеджером. Даже навигатором в преодолении ситуации несистематизированного, несовременного знания. Сегодня рождается новая наука - проективная археология - археология самих себя, своего времени. И образованию надо перестраиваться с учетом новых достижений в гуманитарной сфере, а не тиражировать вчерашний день, загоняя общество в тупик и ставя тем самым заслон на будущем.
На мой взгляд, программам реформирования педагогики в целом (если вообще мы сможем увидеть смысл в этом, если мы дорастем до этого), причем программам не глобальным, вероятно, должны предшествовать локальные социально-педагогические новшества и усилия на местах, в регионах, в ходе которых будет сформирован локально контролируемый педагогический опыт. Однако чтобы сделать его общезначимым и эффективным, необходима педагогическая критика и рефлексия (и концептуализация), т. е. в современной педагогике должен более интенсивно формироваться второй слой - рефлексивный, а не только аналитический. Задача третьего слоя («коммуникационного») - обсуждение общих условий современного образования, анализ возможных организационных форм образования, назначения и особенностей разных педагогических практик и программ, реализации проектов и других усилий, направляемых на обновление современного образования.
Необходимое реформирование педагогики сегодня - это и обновление педагогического дискурса, понятийного аппарата, что позволит видеть в основополагающих педагогических понятиях новые аспекты и горизонты.
Крайне важным сегодня является поддержка перспективных тенденций и инноваций в образовании. И наиболее перспективным, на мой взгляд, является развитие сетевой модели образования, содействующей развитию ситуации самоопределения, самопроектирования и самоорганизации.
Конечно же, в переходную эпоху трудно с полной уверенностью предсказать, какая тенденция победит. Тем не менее, мы можем предполагать, куда идут социальные изменения. Возможен и другой вариант наших действий - поддерживать определенные тенденции в силу наших предпочтений и ценностно-смысловых ориентиров.
Иначе говоря, с одной стороны, нужно принимать многообразие педагогических практик и образовательных систем, создавая условия для их нормальной жизни и коммуникации, но, с другой стороны, каждый из нас (в качестве социального субъекта) может способствовать вполне определенной тенденции, работать не на все системы, а на определенную, блокировать одни образовательные тенденции и конституировать другие. Именно так каждый
из нас, педагогов, будет и может формировать представление об образовании, которое нам ближе.
Важнейший вектор наших действий - работа над идеалом образованности.
Обновление жизни, вероятно, начинается с обновления нас самих. Со становления в нас нового «ядра» - духовного. С осознания своей обусловленности и ценностей, с преодоления себя. Это позволит нам выкристаллизовывать новые черты образованности и человека образованного (в понимании наступившего XXI в.).
Одновременно требуется новое понимание знаний и способов их получения. Знание и информация - это не одно и то же. Как справедливо заметил И. Ильинский в «Образовательной революции», граница между знанием и информацией проходит по линии смысла. Знание - это, скорее всего, то, что единично, уникально, открыто в поиске, эксперименте. Интереснейшие гипотезы рождаются сегодня в значительной степени не в лабораториях, а на кончике пера. Томас Кун в «Структуре научных революций» (1962) хорошо показал, что к научным революциям ведет не открытие, и даже не новая интерпретация имеющихся фактов, а внезапное изменение взгляда на мир и уход от стереотипа. Знание - это и переработка информации, и рождение опять же нового. Для нас важным сегодня становятся контексты знаний (контексты культурологические, социальные), а не знания сами по себе. Важным сегодня становится формирование особого слоя знания - методологического и опора на него, на методологию как учение о способах организации более совершенной образовательной практики. А более совершенная образовательная практика сегодня - это, прежде всего, авторская практика, глубоко личностная практика, не массово-стандартная практика. Конечно же, при таком подходе содержание образования становится уникальным и требует индивидуальной методологии построения его.
На мой взгляд, мы, скорее всего, только начинаем жить в самом начале новой эпохи - эпохи умножения авторских личностей и концептуальных персон. И для нас это становится чрезвычайно важным, так как преодоление «формовки» и «штамповки» личности позволит построить с помощью образования такую организацию жизни, которая помогла бы каждому человеку найти себя, обеспечить креативно-личностное самовыражение своих способностей, вырваться из-под власти рутины общего, оторваться от абстрактной морали и религии и восстановить в себе живого Бога, дух, преодолеть тем самым неустойчивое, чреватое катаклизмами человеческое существование, твердо встать на путь целеположенного цивилизационного развития. Проектирование картины иной, новой образовательной реальности - важнейший путь решения данной жизненно важной проблемы.
A Picture of the Educational Reality: from the Conceptual Visions Towards Real Updating Practice
V. A. Kolesnikov
Irkutsk State Pedagogical College N1, Irkutsk
In the article the challenges of present time which turn out, according to the author's opinion, the base for reconsideration of new educational function in the XXI century are considered. The concept of an educational reality picture, regarded as philosophic conceptual project, according to which the present educational practice must be generated, is brought out. The author offers a range of course outlines, which implementation allow to initiate the present educational system reformation.
Key words: picture of the educational reality, XXI century challenges, personality origins formation in an individual, vector sketches of the real educational updating, new understanding of present knowledge.
Колесников Виктор Алексеевич - док- Kolesnikov Viktor Alekseevich - Doctor of тор философских наук, директор Ир- Philosophy, Principal of the Irkutsk State кутского государственного педагогиче- Pedagogical College N 1, e-mail: ского колледжа № 1, e-mail: [email protected] [email protected]