Научная статья на тему 'Образование XXI века как ответ на мировоззренческий вызов современности'

Образование XXI века как ответ на мировоззренческий вызов современности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
385
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ФИЛОСОФИЯ / РАЗВИТИЕ / ЧЕЛОВЕК / МЕТОДОЛОГИЯ / EDUCATION / PHILOSOPHY / DEVELOPMENT / PERSON / METHODOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колесников Виктор Алексеевич

В статье раскрывается необходимость принципиального изменения взгляда на образование в условиях начавшегося нового века, основывающегося на существенных изменениях в социальной действительности. Обосновывается необходимость становления полноценной индивидуальности как мощного средства и инструмента по «расколдовыванию», пониманию и объяснению человеком окружающей его реальности, во многом уже реальности искусственной. Образование в новом веке это уже широко охватываемая социообразовательная среда, а не только узкоспецифические педагогические процессы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Education in the 21ST Century as the Answer to the World Outlook Challenge of the Present

In clause necessity of basic change of a sight at formation for conditions of the begun new century, essential changes in the social validity under influence of a lot of factors reveals. As powerful means understanding and an explanation of a reality surrounding the person, necessity of becoming of high-grade individuality proves in many respects already realities artificial. Formation in a new century is already widely covered environment.

Текст научной работы на тему «Образование XXI века как ответ на мировоззренческий вызов современности»

ФОРМЫ И ВИДЫ ГРАЖДАНСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ

Серия «Политология. Религиоведение»

2009. № 1 (3). С. 67-72 Онлайн-доступ к журналу: http://isu.ru/izvestia

Иркутского

государственного

университета

И З В Е С Т И Я

УДК 37:1

Образование XXI века как ответ на мировоззренческий вызов современности

В. А. Колесников

Иркутский государственный педагогический колледж № 1, г. Иркутск e-mail: [email protected]

В статье раскрывается необходимость принципиального изменения взгляда на образование в условиях начавшегося нового века, основывающегося на существенных изменениях в социальной действительности. Обосновывается необходимость становления полноценной индивидуальности как мощного средства и инструмента по «расколдовыванию», пониманию и объяснению человеком окружающей его реальности, во многом уже реальности искусственной. Образование в новом веке - это уже широко охватываемая социообразовательная среда, а не только узкоспецифические педагогические процессы.

Ключевые слова: образование, философия, развитие, человек, методология.

Ситуация начала XXI в. поставила перед образованием, в том числе перед образованием профессиональным, ряд вызовов, один из главных среди которых - мировоззренческий. Речь идет о том, что способно ли современное образование изменить в целом ориентированность человека в окружающем его мире, чтобы индивид был не послушным, не «слепым» исполнителем чьей-либо воли, беспрекословно, неосознанно выполняя внешне навязываемые ему установки, а обладать собственными принципами, убеждениями, волей, самостоятельностью, самобытностью, критичностью, позитивноконструктивной созидательной позицией. Востребованной для человека нового века становится его способность освоить иные, нелинейные, непрагма-тично-рациональные типы мышления, которые позволят ему не только обживать окружающую действительность и удобно в ней устраиваться, но и объемно (не однолинейно) себя выражать, многовекторно действовать, осмысливая происходящие вокруг процессы, явления и нацеливая себя на перспективу. Речь идет о способности человека по-новому понять свое место в истории, в обществе, в глобальном мире и, главное, о его возможности к свободному самоопределению в мировоззренческих позициях, духовных интересах и ценностях. Речь идет об обладании человеком сознанием, которое «осознает самого себя, позволяет видеть себя насквозь,... освобождаться от человека, обитавшего в нем ранее» [4, с. 305].

Почему мы говорим о необходимости становления новых способностей человека, его ином, уже объемно представленном самовыражении в реально изменившейся ситуации XXI в.? Прежде всего потому, что наступающая эра информатизированной коммуникации, глобализация всех сфер общественной жизни, в том числе социального пространства, проявляются и в глобализации человеческой субъектности, индивидуальности, - что, в свою очередь, приводит ко многим негативным последствиям, как для социума, так и для личности. Мы все чаще сталкиваемся с технократизацией общества, значительным отделением смысла человеческой жизни от непосредственных достижений в области науки и техники, неспособностью осмыслить происходящее, отсутствием рефлексии по отношению к своим собственным действиям. Человек стал жить в условиях сиюминутности и навязываемых ему установок, зачастую отказываясь от возможности сделать самостоятельный жизненный выбор.

Преодоление негативных факторов, отрицательно сказывающихся на развитии современного общества, возможно лишь в том случае, если будут теоретически осмыслены новая миссия и новое предназначение образования и, кроме того, предложены практические рекомендации по его реальному обновлению.

В понимании сущности образования в наши дни в силу произошедших в социальной реальности принципиальных изменений (роста инфомассива, воздействия глобализационных процессов и явлений на социум, становления виртуальной реальности, активного распространения Интернета и информационных технологий, массовой индивидуализации социума) нам необходимо преодолеть его узко ведомственный, собственно педагогический характер и рассматривать его как широкое социальное явление, которое представляет собой способ становления современного человека, определяет его личностную самореализацию в обществе. Только осмысливая предназначение образования как производного явления от социальной реальности, можно выйти на уровень содействия в разрешении тех проблем и противоречий, с которыми столкнулся сегодняшний социум. Только кардинальным образом изменяя, модернизируя образовательную сферу на глубокой научной (философско-теоретической, философско-концептуальной) основе, можно оптимальным образом решать большинство задач общественного развития. На повестку дня встал вопрос о необходимости формирования способности перехода от стандартных действий к философии мысли; далее - от философии мысли к философии дела; и от философии дела - к новому уровню философии мысли. Речь идет о переводе разрозненных инноваций в образовании (которые в данный момент разрушают достигнутый - стандартно-стереотипный, по сути, уровень образования) на качественно новый этап системных преобразований. Как следствие, в новых условиях становится важным, какую мировоззренческую направленность, нагрузку будет нести в обществе образовательная деятельность, каким смыслам она будет подчинена, на какие ценностные ориентиры, основы она будет опираться.

В качестве центральной мировоззренческой идеи следует, видимо, рассматривать становление современного человека как полноценной и по-

новому понимаемой личности посредством образовательного ее развертывания. Речь идет о развертывании, раскрытии новых потенциалов, возможностей образования как широкого социального явления (подчеркнем - а не стандартно-стереотипного обучающе-воспитательного процесса). Именно становление индивида как полноценной личности и ее личностная самореализация помогут человеку в наименьшей степени зависеть от неблагоприятных внешних факторов, обстоятельств и стать творцом своей судьбы, автором своего «индивидуального проекта».

Традиционный, устоявшийся, стереотипно-усредненный обучающевоспитательный процесс этому не содействует в силу того, как метко сделал вывод Н. А. Бердяев в «Самопознании», что «педагогика, годная для одной эпохи, может оказаться негодной и вредной для другой» [2, с. 370]. Мы вплотную подошли к необходимости становления педагогики новой эпохи. Это уже не только теория и практика обучения и воспитания, а педагогика социального взаимодействия, социальных отношений, социального познания. Она призвана не только определять стратегию и тактику вхождения человека в мир, адаптацию в нем, но и формировать способность «развивать» социальную действительность, содействуя наступлению нового миропорядка. Это педагогика трансцендентирования и выхода за границы имманентной действительности, прорыва свободы через необходимость. Именно такая педагогика содействует расширению сферы проявлений духовного опыта.

Поэтому перед педагогами-наставниками - на всех уровнях - встает целая череда сложнейших задач, одна из которых - как через свое индивидуально-личностное самовыражение создать условия для индивидуального самораскрытия обучающихся. Только в общении, диалоге с творческой неординарностью - старшего по возрасту и подростка, молодого человека - могут быть созданы условия для поиска и становления индивидуальности в юной душе. Одинаковое в нас, взрослых, не содействует формированию индивидуальности у наших подопечных. Этому способствует особенное, харизматическое, ярко проявляемое во взрослых. Отсюда и настоятельная необходимость разработки индивидуально-личностных способов воздействия на воспитуе-мых - способов, которые отсутствуют во все расписывающей по полочкам рецептурно-традиционной педагогике. К таким способам мы бы отнесли авторитет педагога в глазах воспитуемых; высокий - облагораживающий - общий уровень культуры; способность к педагогическому «пленению» учеников харизматичностью своей личности; манеру общения с детьми и подростками; личную заинтересованность педагога в успехах учеников; позитивносозидательный настрой на жизнь, оптимизм педагога в работе с детьми, подростками, и т. д. Соглашаясь с мнением Н. А. Бердяева о том, что «индивидуальность есть все-таки подлинная реальность и ценность, которая... может перерасти старые формы единения» [3, с. 194], закрытой коллективности, мы тем самым и ведем речь о необходимости становления подлинной индивидуальности через общение, совместную деятельность с состоявшейся личностью. Одновременно мы не должны идти от личности к качественно новому состоянию общества через данную личность, через ее новые самопроявления

и самовыражения. Образование в новом веке - это стратегия творчества -неординарного, нестереотипного самовыражения, самопроявления, самореализации, в том числе на личностном уровне.

Перспективы современного образования, на наш взгляд, следует связывать прежде всего с его методологической выраженностью, широкой опорой на методологию как способ и тип мышления, способ распознавания проблем, нахождения и определения ориентиров, векторов, подходов к разрешению постоянных противоречий.

Сегодня как никогда важно владение учением о методах познания процессов и явлений, ускользающих от любого, кто не владеет глубоко научными подходами к осмыслению происходящего. Мы имеем дело с быстроме-няющейся реальностью, «текучей современностью» [1, с. 9], которая есть и которая уже ускользает, трансформируется в новые разноплановые тенденции - и их надо видеть, осмысливать, не игнорировать и не пытаться рассматривать с позиций традиционных подходов. Это сложнейшая проблема, и решена она может быть прежде всего с опорой на гуманитарную методологию, на гуманитарную программу. Данная исследовательская программа (а это программа нового уровня в человековедении, человекопознании) и может выступить мощным средством конструирования совершенно иного образования, нацеленного на реализацию все новых и новых перспектив, которыми и должна определяться человеческая жизнь. Гуманитарная программа позволит выкристаллизовываться большому разнообразию индивидуально-творческих способов решения образовательных проблем, открытий (а любое открытие как зрение, осязание или ощущение всегда в человековедческой сфере индивидуально), вырабатывать рекомендации не частно-педагогического характера, а векторно-концептуального плана, утверждать в образовательной практике поисковый, индивидуально-познавательный, исследовательский характер деятельности, во многом ориентированный на особенное, специфичное, уникальное в становлении личности. Объемно выраженная и во многом противоречивая, еще не осмысленная реальность нового века настоятельно говорит о необходимости поиска нового уклада жизни, множественности форм бытия, способности педагогов к конструированию нестандартной образовательной реальности (а точнее, концептуальному, философско-научному простраиванию картины образовательной реальности как проекта, идеала, образа, конструкта совершенно новых условий образования в контексте гуманитарного коммуникативного осмысления их).

Все, лаконично изложенное выше, говорит о необходимости разработки, построения не только новой образовательной модели, но и о многоликости целостного нового образа образования в XXI в.

Что необходимо сделать сегодня, чтобы новое толкование предназначения образования, в том числе профессионального (именно оно и содействует самореализации человека в конкретно-предметной деятельности), создавало реальные предпосылки для становления в людях творческого, личностного начала как основы их успешности в жизни? Думается, что наша практическая

деятельность сегодня должна реализовываться по ряду концептуально определяемых векторов, среди которых выделил бы следующие:

- перевод современной педагогики (во многом стандартной и стереотипно-рецептурной, стремящейся все разложить по полочкам) на собственно образовательный уровень, содействующий индивидуальному становлению, раскрытию наших подопечных и их самостоятельному последующему совершенствованию, способности осуществлять самостоятельный жизненный выбор и успешно самореализовываться в социуме. Это требует необходимости преодоления ограниченности широко распространенной сегодня знание-во-трансляционной концепции обучения и воспитания как ориентированной на массовую усредненность обучающихся;

- формирование в учебных заведениях «точечного» инновационного опыта реализации нового предназначения образования, которое становится способом проектирования человеком своей жизнедеятельности, актом свободного выбора, требующим от обучающегося предрасположенности к философской рефлексии. Человек не только получает образование, но и сам преобразует мир - создает свое понимание и видение мира, формируя его типическое осмысление;

- реализация подходов и технологий самообучения, самообразовывания в течение всей профессионально-образовательной деятельности человека для освоения им все новых и новых социально-значимых рубежей (а не только «обживания» и воспроизводства устоявшихся стереотипов в практике обучения и воспитания);

- осуществление «парадигмальной прививки» (В. С. Степин) в современный обучающе-воспитательный процесс (школы, колледжа, вуза) идей и методов «непедагогических» по своей сути наук, которые во многом будут содействовать формированию субъектной составляющей человека в условиях кардинально меняющейся социальной реальности как производной основы для необходимого изменения образования и становления новой (концептуально-векторной) картины образовательной реальности.

Все названное (и еще многое другое) дает возможность проникать в глубинные «пласты» личности, способствуя кардинальной трансформации во взглядах на образование.

Новый взгляд на образование подразумевает выделение в его структуре этапов обучения и воспитания, - понимаемых как предобразование, - этапа доличностного развития индивида, а также осознание того, что исходной, отправной «точкой роста» образования может (и должно) быть становление личностного начала человека в процессе самостоятельно осуществленного жизненного выбора. Как известно, человек обречен постоянно принимать самостоятельные решения, определяя тем самым, кем он будет в этом мире; именно поэтому выбор собственной траектории развития целиком и полностью зависит от самой личности.

Как следствие, осмысление и становление новой миссии социального института образования в новых условиях должно во многом сводиться прежде всего к миссии «сопроводителя» человека в течение всей жизни в «образо-

вательной вертикали» от рождения и до конца жизни и обретающего статус пожизненного, тотального фактора (в отличие от традиционно устоявшегося его понимания как специального занятия, как времени «подготовки к жизни»). В принципиально отличающейся от прежних условий действительности социальный институт образования становится необходимым для того, чтобы помочь человеку сориентироваться в «текущей жизни», повлиять на характер перемен, приспособиться к ним или сопротивляться им, осуществляя действия по сглаживанию негативных последствий. Социальная и гуманитарная миссия института образования начинает сводиться к «расколдовыванию», пониманию и объяснению искусственной реальности, выявлению скрытого в ней смысла, «прогибая ее под себя». Тем самым социальный институт образования превращается в условие нашего выживания в рамках становящегося информационного общества, в условиях поиска каждым регионом, каждым субъектом Российской Федерации пути обеспечения самодостаточности своего развития.

Современная жизнь ставит перед институтом образования новые перспективы, а также требует разрешения целого ряда социально значимых для человека проблем, связанных с обеспечением выживаемости страны, регионов, человека и его личностной самореализации. Важнейшую роль в этом играет ценностное обоснование изменения роли и миссии социального института образования в условиях современного общества, что и определяет во многом новые ориентиры и смыслы его развития, превращение образования в целостную социообразовательную среду.

Литература

1. Бауман З. Текучая современность / З. Бауман. - СПб. : Питер, 2008.

2. Бердяев Н. А Самопознание / Н. А. Бердяев. - СПб. : Азбука-классика, 2007.

3. Бердяев Н. А. Смысл творчества / Н. А. Бердяев. - М. : АСТ, 2006.

4. СартрЖ.-П. Тошнота / Ж.-П. Сартр. - М. : АСТ, 2001.

st

Education in the 21 Century as the Answer to the World Outlook Challenge of the Present

V. А. Kolesnikov

In clause necessity of basic change of a sight at formation for conditions of the begun new century, essential changes in the social validity under influence of a lot of factors reveals. As powerful means understanding and an explanation of a reality surrounding the person, necessity of becoming of high-grade individuality proves in many respects already realities artificial. Formation in a new century is already widely covered environment.

Key words: education, philosophy, development, person, methodology.

Колесников Виктор Алексеевич - доктор философских наук, директор Иркутского государственного педагогического колледжа № 1, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.