ФОРМЫ И ВИДЫ ГРАЖДАНСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ
Серия «Политология. Религиоведение»
2009. № 1 (3). С. 67-72 Онлайн-доступ к журналу: http://isu.ru/izvestia
Иркутского
государственного
университета
И З В Е С Т И Я
УДК 37:1
Образование XXI века как ответ на мировоззренческий вызов современности
В. А. Колесников
Иркутский государственный педагогический колледж № 1, г. Иркутск e-mail: [email protected]
В статье раскрывается необходимость принципиального изменения взгляда на образование в условиях начавшегося нового века, основывающегося на существенных изменениях в социальной действительности. Обосновывается необходимость становления полноценной индивидуальности как мощного средства и инструмента по «расколдовыванию», пониманию и объяснению человеком окружающей его реальности, во многом уже реальности искусственной. Образование в новом веке - это уже широко охватываемая социообразовательная среда, а не только узкоспецифические педагогические процессы.
Ключевые слова: образование, философия, развитие, человек, методология.
Ситуация начала XXI в. поставила перед образованием, в том числе перед образованием профессиональным, ряд вызовов, один из главных среди которых - мировоззренческий. Речь идет о том, что способно ли современное образование изменить в целом ориентированность человека в окружающем его мире, чтобы индивид был не послушным, не «слепым» исполнителем чьей-либо воли, беспрекословно, неосознанно выполняя внешне навязываемые ему установки, а обладать собственными принципами, убеждениями, волей, самостоятельностью, самобытностью, критичностью, позитивноконструктивной созидательной позицией. Востребованной для человека нового века становится его способность освоить иные, нелинейные, непрагма-тично-рациональные типы мышления, которые позволят ему не только обживать окружающую действительность и удобно в ней устраиваться, но и объемно (не однолинейно) себя выражать, многовекторно действовать, осмысливая происходящие вокруг процессы, явления и нацеливая себя на перспективу. Речь идет о способности человека по-новому понять свое место в истории, в обществе, в глобальном мире и, главное, о его возможности к свободному самоопределению в мировоззренческих позициях, духовных интересах и ценностях. Речь идет об обладании человеком сознанием, которое «осознает самого себя, позволяет видеть себя насквозь,... освобождаться от человека, обитавшего в нем ранее» [4, с. 305].
Почему мы говорим о необходимости становления новых способностей человека, его ином, уже объемно представленном самовыражении в реально изменившейся ситуации XXI в.? Прежде всего потому, что наступающая эра информатизированной коммуникации, глобализация всех сфер общественной жизни, в том числе социального пространства, проявляются и в глобализации человеческой субъектности, индивидуальности, - что, в свою очередь, приводит ко многим негативным последствиям, как для социума, так и для личности. Мы все чаще сталкиваемся с технократизацией общества, значительным отделением смысла человеческой жизни от непосредственных достижений в области науки и техники, неспособностью осмыслить происходящее, отсутствием рефлексии по отношению к своим собственным действиям. Человек стал жить в условиях сиюминутности и навязываемых ему установок, зачастую отказываясь от возможности сделать самостоятельный жизненный выбор.
Преодоление негативных факторов, отрицательно сказывающихся на развитии современного общества, возможно лишь в том случае, если будут теоретически осмыслены новая миссия и новое предназначение образования и, кроме того, предложены практические рекомендации по его реальному обновлению.
В понимании сущности образования в наши дни в силу произошедших в социальной реальности принципиальных изменений (роста инфомассива, воздействия глобализационных процессов и явлений на социум, становления виртуальной реальности, активного распространения Интернета и информационных технологий, массовой индивидуализации социума) нам необходимо преодолеть его узко ведомственный, собственно педагогический характер и рассматривать его как широкое социальное явление, которое представляет собой способ становления современного человека, определяет его личностную самореализацию в обществе. Только осмысливая предназначение образования как производного явления от социальной реальности, можно выйти на уровень содействия в разрешении тех проблем и противоречий, с которыми столкнулся сегодняшний социум. Только кардинальным образом изменяя, модернизируя образовательную сферу на глубокой научной (философско-теоретической, философско-концептуальной) основе, можно оптимальным образом решать большинство задач общественного развития. На повестку дня встал вопрос о необходимости формирования способности перехода от стандартных действий к философии мысли; далее - от философии мысли к философии дела; и от философии дела - к новому уровню философии мысли. Речь идет о переводе разрозненных инноваций в образовании (которые в данный момент разрушают достигнутый - стандартно-стереотипный, по сути, уровень образования) на качественно новый этап системных преобразований. Как следствие, в новых условиях становится важным, какую мировоззренческую направленность, нагрузку будет нести в обществе образовательная деятельность, каким смыслам она будет подчинена, на какие ценностные ориентиры, основы она будет опираться.
В качестве центральной мировоззренческой идеи следует, видимо, рассматривать становление современного человека как полноценной и по-
новому понимаемой личности посредством образовательного ее развертывания. Речь идет о развертывании, раскрытии новых потенциалов, возможностей образования как широкого социального явления (подчеркнем - а не стандартно-стереотипного обучающе-воспитательного процесса). Именно становление индивида как полноценной личности и ее личностная самореализация помогут человеку в наименьшей степени зависеть от неблагоприятных внешних факторов, обстоятельств и стать творцом своей судьбы, автором своего «индивидуального проекта».
Традиционный, устоявшийся, стереотипно-усредненный обучающевоспитательный процесс этому не содействует в силу того, как метко сделал вывод Н. А. Бердяев в «Самопознании», что «педагогика, годная для одной эпохи, может оказаться негодной и вредной для другой» [2, с. 370]. Мы вплотную подошли к необходимости становления педагогики новой эпохи. Это уже не только теория и практика обучения и воспитания, а педагогика социального взаимодействия, социальных отношений, социального познания. Она призвана не только определять стратегию и тактику вхождения человека в мир, адаптацию в нем, но и формировать способность «развивать» социальную действительность, содействуя наступлению нового миропорядка. Это педагогика трансцендентирования и выхода за границы имманентной действительности, прорыва свободы через необходимость. Именно такая педагогика содействует расширению сферы проявлений духовного опыта.
Поэтому перед педагогами-наставниками - на всех уровнях - встает целая череда сложнейших задач, одна из которых - как через свое индивидуально-личностное самовыражение создать условия для индивидуального самораскрытия обучающихся. Только в общении, диалоге с творческой неординарностью - старшего по возрасту и подростка, молодого человека - могут быть созданы условия для поиска и становления индивидуальности в юной душе. Одинаковое в нас, взрослых, не содействует формированию индивидуальности у наших подопечных. Этому способствует особенное, харизматическое, ярко проявляемое во взрослых. Отсюда и настоятельная необходимость разработки индивидуально-личностных способов воздействия на воспитуе-мых - способов, которые отсутствуют во все расписывающей по полочкам рецептурно-традиционной педагогике. К таким способам мы бы отнесли авторитет педагога в глазах воспитуемых; высокий - облагораживающий - общий уровень культуры; способность к педагогическому «пленению» учеников харизматичностью своей личности; манеру общения с детьми и подростками; личную заинтересованность педагога в успехах учеников; позитивносозидательный настрой на жизнь, оптимизм педагога в работе с детьми, подростками, и т. д. Соглашаясь с мнением Н. А. Бердяева о том, что «индивидуальность есть все-таки подлинная реальность и ценность, которая... может перерасти старые формы единения» [3, с. 194], закрытой коллективности, мы тем самым и ведем речь о необходимости становления подлинной индивидуальности через общение, совместную деятельность с состоявшейся личностью. Одновременно мы не должны идти от личности к качественно новому состоянию общества через данную личность, через ее новые самопроявления
и самовыражения. Образование в новом веке - это стратегия творчества -неординарного, нестереотипного самовыражения, самопроявления, самореализации, в том числе на личностном уровне.
Перспективы современного образования, на наш взгляд, следует связывать прежде всего с его методологической выраженностью, широкой опорой на методологию как способ и тип мышления, способ распознавания проблем, нахождения и определения ориентиров, векторов, подходов к разрешению постоянных противоречий.
Сегодня как никогда важно владение учением о методах познания процессов и явлений, ускользающих от любого, кто не владеет глубоко научными подходами к осмыслению происходящего. Мы имеем дело с быстроме-няющейся реальностью, «текучей современностью» [1, с. 9], которая есть и которая уже ускользает, трансформируется в новые разноплановые тенденции - и их надо видеть, осмысливать, не игнорировать и не пытаться рассматривать с позиций традиционных подходов. Это сложнейшая проблема, и решена она может быть прежде всего с опорой на гуманитарную методологию, на гуманитарную программу. Данная исследовательская программа (а это программа нового уровня в человековедении, человекопознании) и может выступить мощным средством конструирования совершенно иного образования, нацеленного на реализацию все новых и новых перспектив, которыми и должна определяться человеческая жизнь. Гуманитарная программа позволит выкристаллизовываться большому разнообразию индивидуально-творческих способов решения образовательных проблем, открытий (а любое открытие как зрение, осязание или ощущение всегда в человековедческой сфере индивидуально), вырабатывать рекомендации не частно-педагогического характера, а векторно-концептуального плана, утверждать в образовательной практике поисковый, индивидуально-познавательный, исследовательский характер деятельности, во многом ориентированный на особенное, специфичное, уникальное в становлении личности. Объемно выраженная и во многом противоречивая, еще не осмысленная реальность нового века настоятельно говорит о необходимости поиска нового уклада жизни, множественности форм бытия, способности педагогов к конструированию нестандартной образовательной реальности (а точнее, концептуальному, философско-научному простраиванию картины образовательной реальности как проекта, идеала, образа, конструкта совершенно новых условий образования в контексте гуманитарного коммуникативного осмысления их).
Все, лаконично изложенное выше, говорит о необходимости разработки, построения не только новой образовательной модели, но и о многоликости целостного нового образа образования в XXI в.
Что необходимо сделать сегодня, чтобы новое толкование предназначения образования, в том числе профессионального (именно оно и содействует самореализации человека в конкретно-предметной деятельности), создавало реальные предпосылки для становления в людях творческого, личностного начала как основы их успешности в жизни? Думается, что наша практическая
деятельность сегодня должна реализовываться по ряду концептуально определяемых векторов, среди которых выделил бы следующие:
- перевод современной педагогики (во многом стандартной и стереотипно-рецептурной, стремящейся все разложить по полочкам) на собственно образовательный уровень, содействующий индивидуальному становлению, раскрытию наших подопечных и их самостоятельному последующему совершенствованию, способности осуществлять самостоятельный жизненный выбор и успешно самореализовываться в социуме. Это требует необходимости преодоления ограниченности широко распространенной сегодня знание-во-трансляционной концепции обучения и воспитания как ориентированной на массовую усредненность обучающихся;
- формирование в учебных заведениях «точечного» инновационного опыта реализации нового предназначения образования, которое становится способом проектирования человеком своей жизнедеятельности, актом свободного выбора, требующим от обучающегося предрасположенности к философской рефлексии. Человек не только получает образование, но и сам преобразует мир - создает свое понимание и видение мира, формируя его типическое осмысление;
- реализация подходов и технологий самообучения, самообразовывания в течение всей профессионально-образовательной деятельности человека для освоения им все новых и новых социально-значимых рубежей (а не только «обживания» и воспроизводства устоявшихся стереотипов в практике обучения и воспитания);
- осуществление «парадигмальной прививки» (В. С. Степин) в современный обучающе-воспитательный процесс (школы, колледжа, вуза) идей и методов «непедагогических» по своей сути наук, которые во многом будут содействовать формированию субъектной составляющей человека в условиях кардинально меняющейся социальной реальности как производной основы для необходимого изменения образования и становления новой (концептуально-векторной) картины образовательной реальности.
Все названное (и еще многое другое) дает возможность проникать в глубинные «пласты» личности, способствуя кардинальной трансформации во взглядах на образование.
Новый взгляд на образование подразумевает выделение в его структуре этапов обучения и воспитания, - понимаемых как предобразование, - этапа доличностного развития индивида, а также осознание того, что исходной, отправной «точкой роста» образования может (и должно) быть становление личностного начала человека в процессе самостоятельно осуществленного жизненного выбора. Как известно, человек обречен постоянно принимать самостоятельные решения, определяя тем самым, кем он будет в этом мире; именно поэтому выбор собственной траектории развития целиком и полностью зависит от самой личности.
Как следствие, осмысление и становление новой миссии социального института образования в новых условиях должно во многом сводиться прежде всего к миссии «сопроводителя» человека в течение всей жизни в «образо-
вательной вертикали» от рождения и до конца жизни и обретающего статус пожизненного, тотального фактора (в отличие от традиционно устоявшегося его понимания как специального занятия, как времени «подготовки к жизни»). В принципиально отличающейся от прежних условий действительности социальный институт образования становится необходимым для того, чтобы помочь человеку сориентироваться в «текущей жизни», повлиять на характер перемен, приспособиться к ним или сопротивляться им, осуществляя действия по сглаживанию негативных последствий. Социальная и гуманитарная миссия института образования начинает сводиться к «расколдовыванию», пониманию и объяснению искусственной реальности, выявлению скрытого в ней смысла, «прогибая ее под себя». Тем самым социальный институт образования превращается в условие нашего выживания в рамках становящегося информационного общества, в условиях поиска каждым регионом, каждым субъектом Российской Федерации пути обеспечения самодостаточности своего развития.
Современная жизнь ставит перед институтом образования новые перспективы, а также требует разрешения целого ряда социально значимых для человека проблем, связанных с обеспечением выживаемости страны, регионов, человека и его личностной самореализации. Важнейшую роль в этом играет ценностное обоснование изменения роли и миссии социального института образования в условиях современного общества, что и определяет во многом новые ориентиры и смыслы его развития, превращение образования в целостную социообразовательную среду.
Литература
1. Бауман З. Текучая современность / З. Бауман. - СПб. : Питер, 2008.
2. Бердяев Н. А Самопознание / Н. А. Бердяев. - СПб. : Азбука-классика, 2007.
3. Бердяев Н. А. Смысл творчества / Н. А. Бердяев. - М. : АСТ, 2006.
4. СартрЖ.-П. Тошнота / Ж.-П. Сартр. - М. : АСТ, 2001.
st
Education in the 21 Century as the Answer to the World Outlook Challenge of the Present
V. А. Kolesnikov
In clause necessity of basic change of a sight at formation for conditions of the begun new century, essential changes in the social validity under influence of a lot of factors reveals. As powerful means understanding and an explanation of a reality surrounding the person, necessity of becoming of high-grade individuality proves in many respects already realities artificial. Formation in a new century is already widely covered environment.
Key words: education, philosophy, development, person, methodology.
Колесников Виктор Алексеевич - доктор философских наук, директор Иркутского государственного педагогического колледжа № 1, e-mail: [email protected]