Научная статья на тему 'Формирование информационной компетентности обучающихся в современном дополнительном образовании'

Формирование информационной компетентности обучающихся в современном дополнительном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
547
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / INFORMATION COMPETENCE / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ADDITIONAL EDUCATION / СЕГМЕНТ / SEGMENT / ФОРМИРОВАНИЕ / FORMATION / УСЛОВИЯ БУДУЩЕГО РАЗВИТИЯ / CONDITIONS FOR FUTURE DEVELOPMENT / СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЫ И ЖИЗНЕННАЯ ТРАЕКТОРИЯ / SOCIAL AND PROFESSIONAL TESTS AND LIFE TRAJECTORY / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / STUDENTS / ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / GENERAL EDUCATION ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Третьяков Андрей Леонидович

Современный мир, которому характерны инновации и постоянные вызовы общества, требует включения в решение социально значимых проблем различных институций, среди которых стоит выделить и образование. В этой связи современное образование должно формировать условия для будущего развития новых поколений, нуждающихся в формировании функциональной грамотности, сегментом которой является информационная компетентность. Это и послужило отправной точкой написания работы, посвящённой анализу формирования информационной компетентности в условиях современного дополнительного образования. В статье представлены заявления политического лидера, который характеризует дополнительное образование и смысл современной политики как сбережение и приумножение человеческого капитала. Кроме того, в работе отражены основные характеристики человека третьего тысячелетия и выделены этапы формирования информационной компетентностив современной общеобразовательной организации. Важно подчеркнуть, что данная работа в значительном формате ориентирована на обучающихся 10-11-х классов, так как именно этот школьный период представляет собой один из стратегических этапов формирования жизненной и профессиональной траектории, и в данном случае информационная компетентность может выступать в качестве важнейшего дескриптора простраивания социальной практики молодого человека. Значительный вектор исследования сформирован в русле теории киберсоциализации и становления нового научного направления в педагогической теории и образовательной практике интернет-социализации пользователей. Среди нормативного правового образовательного ландшафта проанализированы следующие документы: федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Концепция развития дополнительного образования детей и Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. На основании анализа данных документов обозначена их смыслообразующая миссия в формировании информационной компетентности обучающихся. Кроме того, в работе представлена современная ситуация, характеризующаяся широким спектром психолого-педагогических подходов в образовании. Особое внимание уделяется компетентностному подходу, который является одним из самых эффективных в современной педагогической теории и образовательной практике. Освещены принципы компетентностного подхода в современном образовании. Акцентировано внимание на роли и миссии современного дополнительного образования в дискурсе инновационных педагогических концепций. Обозначена центральная миссия дополнительного образования в формировании информационной компетентности обучающихся современных общеобразовательных организаций. В заключение приводится теоретический вывод, отражающий необходимость ориентации на компетентностный подход и формирование информационной компетентности в современном дополнительном образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Третьяков Андрей Леонидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of Information Competence of Trainees in Modern Additional Education

The modern world is characterized by innovation and the constant challenges of society, it requires the inclusion in the solution of socially significant problems of various institutions, highlighting the education. In this regard, modern education should form the conditions for the future development of new generations that need formation of functional literacy, a segment of which is information competence. This was the starting point for a writing devoted to the analysis of formation of information competence in the context of modern additional education. It is important to emphasize that this work in a significant format is aimed at students of grades10-11, since it is a school period that represents one of the strategic stages in the formation of a vital and professional trajectory, and in this case information competence can act as an important descriptor for building the social practice for youth. A significant vector of research is formed in the mainstream of the theory of cyber socialization and the emergence of a new scientific direction in pedagogical theory and educational practice, the Internet socialization of users. Among the normative legal educational landscape, the following documents have been analyzed: the Federal Law “On Education in the Russian Federation,” the Concept for the Development of Additional Education for Children and the Federal State Educational Standard of General Education. Based on the analysis of these documents, their meaning-forming mission is defined in the formation of information competence of students. The work presents a modern situation, characterized by a wide range of psychological and pedagogical approaches in education. In conclusion, a theoretical summary is presented reflecting the need to focus on the competence approach and the formation of information competence in modern complementary education.

Текст научной работы на тему «Формирование информационной компетентности обучающихся в современном дополнительном образовании»

16. Regush L.A. Psikhologiya prognozirovaniya: uspekhi v poznanii budushchego [Psychology of Forecasting: Success in Learning the Future]. St. Petersburg, Rech Publ., 2003. 352 p. (In Russ.).

17. Rubinshteyn S.L. Bytie i soznanie. Chelovek i mir [Being and consciousness. Man and the world]. St. Petersburg, Piter Publ., 2003. 512 p. (In Russ.).

18. Smirnov S.D. Psikhologiya obraza [Psychology of the image]. Moskovskiy gosudarstvennyy psikhologo-peda-gogicheskiy universitet. Elektronnaya biblioteka [Moscow State University of Psychology & Education. Electronic Library]. (In Russ.). Available at: http://psychlib.ru/mgppu/Spo-001/Spo-001.htm#$p1 (accessed 25.03.2018).

19. Tolstykh N.N. Programma razvitiya vremennoy perspektivy i sposobnosti k tselepolaganiyu dlya uchashchikh-sya 15-17 let [Program for the development of a temporary perspective and the ability to set goals for students aged 15-17]. (In Russ.). Available at: http://www.vashpsixolog.ru/correctional-work-school-psychologist/46-program/533-program-of-development-time-perspective-and-the-capacity-for-goal-setting-for-students-15-17-years (accessed 04.04.2018).

20. Toffler E. Shok budushchego [Future Shock]. Moscow, AST Publ., 2002. 557 p. (In Russ.).

21. Utyaganova Z.Z. "Obraz budushchego" v protsesse samorealizatsii studentov v vuze ["The image of the future" in the process of self-realization of students in the university]. Obrazovanie i samorazvitie [Education and self-development], 2009, vol. 3, no. 13, pp. 3-7. (In Russ.).

22. Federal'nyy zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ (red. ot 07.03.2018) "Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii", Stat'ya 2. Osnovnye ponyatiya, ispol'zuemye v nastoyashchem Federal'nom zakone [Federal Law No. 273-FZ of December 29, 2012 (as amended on 07.03.2018) "On Education in the Russian Federation", Article 2. The basic concepts used in this Federal Law]. (In Russ.). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_140174/b819c620a8c698de35861ad4c9d9696ee0c3ee7a/ (accessed 25.03.2018).

23. Shapovalenko I.V. Vozrastnaya psikhologiya (Psikhologiya razvitiya i vozrastnaya psikhologiya) [Age psychology (developmentalpsychology and age psychology)]. Moscow, Gardariki Publ., 2005. 349 p. (In Russ.).

24. Epshteyn M.N. Filosofiya vozmozhnogo [Philosophy of the possible]. St. Petersburg, Aleteyya Publ., 2001. 334 p. (In Russ.).

УДК 378

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

ОБУЧАЮЩИХСЯ В СОВРЕМЕННОМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Третьяков Андрей Леонидович, магистр библиотечно-информационной деятельности, старший преподаватель, кафедра дошкольного образования, Московский государственный областной университет (г. Москва, РФ). E-mail: altretyakov@list.ru

Современный мир, которому характерны инновации и постоянные вызовы общества, требует включения в решение социально значимых проблем различных институций, среди которых стоит выделить и образование. В этой связи современное образование должно формировать условия для будущего развития новых поколений, нуждающихся в формировании функциональной грамотности, сегментом которой является информационная компетентность. Это и послужило отправной точкой написания работы, посвящённой анализу формирования информационной компетентности в условиях современного дополнительного образования. В статье представлены заявления политического лидера, который характеризует дополнительное образование и смысл современной политики как сбережение и приумножение человеческого капитала. Кроме того, в работе отражены основные характеристики человека третьего тысячелетия и выделены этапы формирования информационной компетентностив современной общеобразовательной организации. Важно подчеркнуть, что данная работа в значительном формате ориентирована на обучающихся 10-11-х классов, так как именно этот школьный период представляет собой один из стратегических этапов формирования жизненной и профессиональной траектории, и в данном случае информационная компетентность может выступать в качестве важнейшего дескрип-

тора простраивания социальной практики молодого человека. Значительный вектор исследования сформирован в русле теории киберсоциализации и становления нового научного направления в педагогической теории и образовательной практике - интернет-социализации пользователей. Среди нормативного правового образовательного ландшафта проанализированы следующие документы: федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Концепция развития дополнительного образования детей и Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. На основании анализа данных документов обозначена их смыслообразующая миссия в формировании информационной компетентности обучающихся. Кроме того, в работе представлена современная ситуация, характеризующаяся широким спектром психолого-педагогических подходов в образовании. Особое внимание уделяется компетентностному подходу, который является одним из самых эффективных в современной педагогической теории и образовательной практике. Освещены принципы компетентностного подхода в современном образовании. Акцентировано внимание на роли и миссии современного дополнительного образования в дискурсе инновационных педагогических концепций. Обозначена центральная миссия дополнительного образования в формировании информационной компетентности обучающихся современных общеобразовательных организаций. В заключение приводится теоретический вывод, отражающий необходимость ориентации на компетентностный подход и формирование информационной компетентности в современном дополнительном образовании.

Ключевые слова: информационная компетентность, дополнительное образование, сегмент, формирование, условия будущего развития, социально-профессиональные пробы и жизненная траектория, обучающиеся, общеобразовательная организация.

FORMATION OF INFORMATION COMPETENCE OF TRAINEES IN MODERN ADDITIONAL EDUCATION

Tretyakov Andrey Leonidovich, Master of Library and Information Activities, Senior Instructor, Department of Preschool Education, Moscow State Regional University (Moscow, Russian Federation). E-mail: andltretyakov@gmail.com

The modern world is characterized by innovation and the constant challenges of society, it requires the inclusion in the solution of socially significant problems of various institutions, highlighting the education. In this regard, modern education should form the conditions for the future development of new generations that need formation of functional literacy, a segment of which is information competence. This was the starting point for a writing devoted to the analysis of formation of information competence in the context of modern additional education. It is important to emphasize that this work in a significant format is aimed at students of grades10-11, since it is a school period that represents one of the strategic stages in the formation of a vital and professional trajectory, and in this case information competence can act as an important descriptor for building the social practice for youth. A significant vector of research is formed in the mainstream of the theory of cyber socialization and the emergence of a new scientific direction in pedagogical theory and educational practice, the Internet socialization of users. Among the normative legal educational landscape, the following documents have been analyzed: the Federal Law "On Education in the Russian Federation," the Concept for the Development of Additional Education for Children and the Federal State Educational Standard of General Education. Based on the analysis of these documents, their meaning-forming mission is defined in the formation of information competence of students. The work presents a modern situation, characterized by a wide range of psychological and pedagogical approaches in education. In conclusion, a theoretical summary is presented reflecting the need to focus on the competence approach and the formation of information competence in modern complementary education.

Keywords: information competence, additional education, segment, formation, conditions for future development, social and professional tests and life trajectory, students, general education organization.

1 декабря 2016 года Президент Российской Федерации В. В. Путин в послании Федеральному Собранию обозначил, что «смысл всей нашей политики - это сбережение людей, умножение человеческого капитала как главного богатства России. Поэтому наши усилия направлены на поддержку традиционных ценностей и семьи... на развитие образования и культуры. важно сохранить глубину и фундаментальность отечественного образования. образование отвечает двум базовым задачам, о которых говорил ещё академик Лихачёв: давать знания и воспитывать нравственного человека» [11]. Итак, в современных условиях на совершенно ином качественном витке развития на государственном уровне актуализируется вопрос формирования человеческого капитала посредством развития образования и культуры. Главной идеей обозначена личность, которую необходимо формировать с самых ранних лет жизни, так как современное образование должно обеспечивать условия будущего развития. Следовательно, необходимо проанализировать вопросы социально-образовательных процессов в современной действительности и концептуализировать основные детерминанты отечественного образования в условиях проблемы целеполагания и развития способностей детей.

В этой связи целью данной статьи является актуализация и определение роли дополнительного образования в формировании информационной компетентности обучающихся, так как строительство концептуальных стратегий в современной со-циообразовательной ситуации требует комплексного подхода при формировании личности эпохи киберсоциализации. Особое внимание в русле современной психолого-педагогической науки стоит обратить на формирование информационной компетентности обучающихся 10-11-х классов, то есть выпускников общеобразовательной организации.

Информационные компетенции представителя современного общества должны не только обеспечить успешную социализацию, в том числе и киберсоциализацию личности, но и гарантировать овладение эффективными методами и средствами сбора, накопления, передачи и переработки информации в течение всей социально активной жизни человека.

Информационная деятельность человека, связанная с социальной природой, является сис-

темно-преобразующим ядром информационной компетентности. Информационная деятельность обеспечивает функционирование и дальнейшее развития информационного потенциала общества. Эта деятельность связана с разнообразными способностями человека, которые проявляются:

- в умениях и навыках по использованию современной компьютерной и телекоммуникационной техникой;

- в способности использовать в своей деятельности информационные технологии;

- в умении получать значимую для себя информацию из различных источников, перерабатывать её и проч.

Современный образовательный процесс немыслим без формирования информационной компетентности, которое должно происходить непрерывно и начинаться как можно раньше. Этого мнения придерживаются такие выдающиеся исследователи, как В. П. Голованов, Е. Я. Коган, И. И. Комарова, Т. С. Комарова, А. И. Лучинкина, Е. М. Машбиц, Ю. А. Первин, В. А. Плешаков, Н. Д. Угринович и др. Мы считаем, что «уровень развития современного молодого человека во многом характеризует понятие информационной компетентности, которая в силу фундаментальности. должна формироваться, начиная с первых школьных, а иногда и дошкольных уроков, и занятий» [12].

Стоит отметить, что в возрасте 11-14 лет у обучающихся складывается определённый тип и стиль мышления, заметно усиливается сознательное отношение к учебной деятельности, происходит постепенный переход на более высокий уровень, связанный с новым отношением к глубокому усвоению знаний, которые приобретают личностный смысл [2].

В старшем школьном возрасте (10-11 классы) особое значение приобретает развитие личности, а учебная деятельность старшеклассников предъявляет более высокие требования к их активности и самостоятельности.

Необходимо сказать, что методологическое основание образовательной деятельности в современной плоскости определяется нами как система условий, принципов и методов, целенаправленно активизирующих человеческое развитие в соответствии с сущностными характерологическими чертами человека и ценностно-нормативной мо-

делью личности. Такими основными характеристиками человека третьего тысячелетия являются:

1. Высокий уровень знаний ценностей отечественной и мировой культуры, позволяющий человеку объективно познавать мир, природу, общество, Вселенную, выявлять закономерности в общественном и личностном развитии, определять причину и следствие в историко-культурном развитии;

2. Умение сотрудничать и созидать в коллективе;

3. Осознание общечеловеческих, национальных, личностных ценностей, образцов духовной и материальной культуры, накопленной в процессе человеческого развития, и стремление их развивать и проч. [1].

Эффективность процессов воспитания и формирования информационной компетентности обучающихся обуславливается реализацией таких ведущих дидактических принципов, как: научность, связь теории с практикой, систематичность, последовательность, наглядность, доступность, персонифицированный, дифференцированный и ком-петентностный подходы и проч. Активную роль играют формы обучения, среди которых можно выделить виды учебных занятий, направленные на теоретическую и практическую подготовку выпускников современных общеобразовательных организаций, в том числе интерактивное взаимодействие в учебном процессе и проч.

Итак, информационная компетентность -это многоплановое понятие, включающее в себя информационные компоненты, культурные нормы, психолого-педагогические методики, методы и технологии взаимодействия с источниками информации, психологические, аксиологические понятия и проч. Особую значимость в рассматриваемой проблематике приобретает методологический аспект - рассмотрение методов информационной деятельности, имеющих фундаментальное значение в любой интеллектуальной работе.

Проведённый анализ показывает, что для современного человека информационная компетентность личности является ориентиром и помощником в выборе направлений деятельности. Одни исследователи отмечают её культурологическую основу, другие - информационную. Мы предлагаем рассмотреть ситуационный принцип, то есть возможность и способность человека адекватно реагировать на происходящие в киберпро-странстве события.

В связи с развитием проблематики информационной компетентности личности новой эпохи стоит обратиться к инновационным подходам и теориям, которые исследуют данный вопрос. Среди них мы выделяем теорию киберсоциализации, то есть жизнедеятельность личности в кибер-пространстве.

В настоящее время под киберсоциализа-цией человека автор термина и теории профессор В. А. Плешаков понимает «социализацию личности в киберпространстве - как процесс качественных изменений структуры самосознания личности и потребностно-мотивационной сферы индивидуума, происходящий под влиянием и в результате использования человеком современных информационно-коммуникационных, цифровых и компьютерных технологий в контексте усвоения и воспроизводства им культуры в рамках персональной жизнедеятельности» [10, с. 24].

По его мнению, «киберпространство - это некое созданное и постоянно дополняющееся человечеством сетевое информационное воплощение ноосферы» [9, с. 27].

В этой связи ещё более актуализируется концепт формирования информационной компетентности обучающихся, которые в настоящее время находятся в «информационном океане», не всегда способном предоставлять качественную и релевантную информацию в соответствии с запросами пользователей.

Необходимо всегда иметь в виду, что кибер-пространство, являясь относительно новым пространством для организации жизнедеятельности человека, предъявляет к нему определенные требования, влияет на его социализацию, что позволяет воспринимать человека как объект киберсо-циализации.

Мы согласны с мнением В. А. Плешакова, что «у активных пользователей современных технологий в процессе киберсоциализации качественно трансформируются психические процессы, такие как:

- познавательные, а именно: ощущение, восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь;

- эмоционально-мотивационные, конкретно: эмоциональные состояния, собственно эмоции и чувства, потребности и мотивации;

- личностные характеристики, непосредственно: характер и даже темперамент, многочисленные индивидуальные особенности;

- а также сознание, персональная жизнедеятельность, специфика межличностных и групповых отношений, обретая характер сетевых, формирующихся в условиях информационно насыщенной социализирующей среды киберпро-странства, пронизывающего современную реальность» [10, с. 35].

Очень важно ещё остановиться на приоритетном проекте «Цифровая школа», который в настоящее время проходит масштабное профессиональное обсуждение на различных площадках. Среди результатов проекта разработчики отмечают, что общеобразовательные организации будут осуществлять образовательную деятельность в соответствии с актуализированными государственными образовательными стандартами начального общего, основного общего и среднего общего образования, учитывающими формирование у обучающихся цифровых компетенций для нужд цифровой экономики. Однако, на наш взгляд, стоит обратиться к опыту зарубежных коллег, которые внедряют цифровые технологии в каждой школе и каждом школьном округе посредством специалистов - методистов-технологов, занимающихся продвижением наиболее качественных образовательных ресурсов и технологий. Данные специалисты прошли обучение в магистратуре и постоянно повышают уровень своей компетентности на различного рода научно-практических мероприятиях. Иными словами, представляется актуальным и своевременным организовывать новые образовательные программы для нужд современной цифровой экономики с ориентацией на освоение ресурсов киберпространства и работу человека в эпоху киберсоциализации.

В связи с тем, что целью данной статьи является рассмотрение вопросов формирования информационной компетентности обучающихся в системе дополнительного образования, то теперь стоит обратиться к важнейшему сегменту отечественного образования - дополнительного -и рассмотреть базовые аспекты, играющие важнейшую роль в условиях цифровой социализации обучающихся.

В контексте данной работы мы будем придерживаться определения понятия «дополнительное образование» в соответствии с Федеральным законом № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», разработчики которого под данной дефиницией понимают «вид образо-

вания, направленный на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождающийся повышением уровня образования» [14].

Одним из важных компонентов миссии российского государства является создание эффективной системы образования, обеспечение условий для обучения, воспитания, развития способностей всех детей, их дальнейшей самореализации, независимо от места жительства, социального положения и финансовых возможностей семьи.

Концепт вариативного обучения в дополнительном образовании играет важнейшую роль в самоопределении личности. Именно вариативность как основа социально обоснованного выбора обучающимся той или иной образовательной траектории формирует в том числе и информационную компетентность, так как практически в каждой из направленностей, осуществляемых в рамках дополнительного образования, присутствует сегмент информационно-телекоммуникационных технологий.

Важным документом в сфере дополнительного образования явилась Концепция развития дополнительного образования детей до 2020 года, утвержденная в 2014 году [7].

Современное дополнительное образование не просто элемент существующей системы общего образования, а самостоятельный источник образования либо подвид образования (как трактуют его ряд экспертов), способствующий достижению ключевых компетентностей в различных сферах жизненного самоопределения ребёнка [12].

В современном мире прослеживается монополия на свободное время и образование подростка. На наш взгляд, данный факт не является весьма позитивным в контексте модернизации образования и предоставлении обширного спектра образовательных услуг для обучающихся.

В информационную эпоху актуальной является задача проектирования пространства персонального образования для самореализации личности и проблематика реализации поиска и обретения человеком самого себя. В контексте данного положения стоит акцентировать внимание на том, что дополнительное образование наиболее полно отвечает критериям гуманистической

педагогики и педагогики счастья. Именно дополнительное образование обладает значительным социально-педагогическим и воспитательным потенциалом в самореализации личности. В этом и состоит ценность дополнительного образования как феномена социообразовательной реальности.

В этой связи стоит обратиться к специфике деятельности организаций дополнительного образования детей, которая подразумевает:

- свободный выбор обучающимися вида деятельности;

- вариативность организационных форм образовательного процесса;

- использование личностно ориентированного подхода к ребенку;

- создание ситуации успеха для каждого;

- широкие возможности проявления инициативы, индивидуальности, творчества в различных видах деятельности; применение различных форм и методов обучения и воспитания.

Это позволяет выделить основные признаки организации дополнительного образования:

1. Открытость и доступность, являющиеся основой создания благоприятной атмосферы для социокультурного развития обучающихся.

2. Активность всех субъектов образования, вовлеченных в процесс социокультурного развития обучающихся.

3. Личностно-деятельностный характер учебно-воспитательного процесса, способствующий развитию мотивации обучающихся к познанию и творчеству, самореализации и самоопределению и проч.

В рамках осуществления дополнительных общеобразовательных программ соблюдается личное пространство обучающегося. По нашему мнению, это то, что каждый человек ощущает определённый объём пространства вокруг себя как личное пространство. Размер этого личного пространства сильно отличается в разных культурах.

Личностное пространство-время детства -это объективная дистанция становления человека, особые условия и необходимый способ существования и персонификации.

Таким образом, потенциал дополнительного образования неоценим и несравним по эффективности и результативности ни с одним другим видом образования, так как те возможности, которые предоставляет дополнительное образование,

очень высоки. Особое внимание следует уделить феномену персонализации, так как именно индивидуальный подход очень эффективен в контексте модернизации общего образования.

Дополнительное образование обладает важнейшим потенциалом в формировании информационной компетентности современных подростков. В этой связи представляется актуальным обратиться к теоретическому осмыслению данного вопроса и актуализации современных концептов в рассматриваемой области.

Целевая установка в дополнительном образовании детей - это индивидуальное персонифицированное развитие творческой личности, умеющей воспринимать мир как целостную систему в условиях эпохи взрывного накопления информации.

В современной социообразовательной ситуации большое внимание уделяется стандартизации образовательной деятельности, что является требованием времени и создаёт необходимую платформу для эффективного и качественного российского образования.

Объективной необходимостью научного обеспечения государственных образовательных стандартов нового поколения является проведение исследований, направленных на выявление критериального аппарата получаемого образования, эталонных требований к выпускникам общеобразовательных организаций. Перспективным современным направлением подобных исследований является компетентностный подход (В. А. Болотов, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, Т. С. Комарова, Н. В. Куьмина, А. К. Маркова и проч.). Согласно данному подходу, традиционная концепция образования «сменяется сегодня новой, в которой формирование личности с активным запасом основных компетенций, приобретенных в самостоятельном творческом обучении, становится главным приоритетом, а процесс образования - непрерывным в течение всей жизни человека» [12].

Сегодня компетентностный подход стал вполне легитимным. Данный подход предусматривает, в частности, разработку таких моделей выпускника системы высшего образования, которые содержат научно обоснованную систему компетенций, обеспечивающих высокую эффективность будущей его профессиональной деятельности.

Важно подчеркнуть, что современный этап развития дополнительного образования и форми-

рования информационной компетентности обучающихся строится на базисе компетентностного подхода.

К настоящему времени понятийный аппарат, характеризующий смысл компетентностного подхода в образовании, еще не устоялся. Тем не менее можно выделить некоторые сущностные характерологические черты данного подхода.

Компетентностный подход - это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов. К числу подобных принципов относятся следующие положения:

- Смысл образования заключается в развитии у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт обучающихся.

- Содержание образования представляет собой дидактический адаптированный социальный опыт решения познавательных, мировоззренческих, нравственных, политических и иных проблем.

- Смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования.

- Оценка образовательных результатов основывается на анализе уровней образованности, достигнутых обучающимися на определенном этапе обучения.

По мнению профессора О. Е. Лебедева, «с позиций компетентностного подхода основным непосредственным результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетентностей» [9].

Под ключевыми компетентностями применительно к общему образованию понимается способность обучающихся самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем. Эта способность может быть реализована и в формате дополнительного образования.

Следовательно, объективным отражением тенденции интеграции компетентностного и лич-ностно ориентированного подходов к образованию является также тот факт, что в перечень не-

обходимых профессионально значимых свойств выпускника общеобразовательной организации всё чаще включают не только когнитивные и индивидуально-типологические свойства, но и свойства личностные, связанные с потребностно-мотивационной, ценностно-смысловой, эмоционально-волевой сферами жизнедеятельности индивидуума.

Анализ Федерального государственного образовательного стандарта полного среднего (общего) образования (ФГОС) позволяет выделить ряд детерминирующих позиций в части формирования информационной компетентности обучающихся.

Итак, ФГОС ориентирован на становление личностных характеристик выпускника, который готов к сотрудничеству, способен осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность.

Кроме того, метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать, в том числе «готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности» [13]. Иными словами, ФГОС заложено формирование критического мышления у обучающихся в общеобразовательной организации.

Требования к предметным результатам освоения базового курса информатики в современной общеобразовательной организации должны отражать:

1) сформированность представлений о роли информации и связанных с ней процессов в окружающем мире;

2) владение навыками алгоритмического мышления и понимание необходимости формального описания алгоритмов;

3) владение умением понимать программы, написанные на выбранном для изучения уни-

версальном алгоритмическом языке высокого уровня; знанием основных конструкций программирования; умением анализировать алгоритмы с использованием таблиц и проч. [13].

Таким образом, ФГОС представляет собой уникальные требования в вопросах формирования информационной компетентности для педагогического сообщества.

Образование как процесс целенаправленной трансляции историко-культурного наследия, накопленного поколениями людей, является важнейшим фактором развития общества. Чем выше это развитие, тем сложнее и эффективнее функционирующая в обществе система образования. В первую очередь это относится к образованию мегаполисов, которые являются визитной карточкой образовательной системы всей страны. В этой связи изучение истории и современного состояния в том числе дополнительного образования является важнейшим условием становления и развития нового педагогического феномена -системы дополнительного образования детей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Становление и развитие системы дополнительного образования детей - стратегическое направление государственной образовательной политики. Оно определяет общие целевые ориен-

тиры изменения деятельности детских внешкольных учреждений - переход от внешкольного воспитания к дополнительному образованию.

Становление социально значимых направлений деятельности, накопленного опыта, кадрового потенциала организаций дополнительного образования - такова основополагающая идея тенденции развития современного дополнительного образования детей.

Обозначенные выше детерминанты позволяют с высокой степенью уверенности утверждать, что в настоящее время проблема формирования информационной компетентности как социокультурного и образовательного феномена у обучающихся представляется актуальной, особенно в контексте теории киберсоциализации.

Итак, формирование информационной компетентности обучающихся представляет собой важнейший вектор цифровизации общества в эпоху киберсоциализации и необходимое условие идентификации социально-профессиональных проб современных обучающихся посредством различных психолого-педагогических подходов, в том числе в современном дополнительном образовании.

Литература

1. Антонова Е. С., Савченко Е. А. Антропокультурологический подход как условие создания образовательного пространства вуза // Пед. образование и наука. - 2016. - № 5. - С. 91-94.

2. Вагайцева Е. С., Игонина Т. Б. Педагогические условия формирования гражданственности старших школьников в современном обществе // Вестн. Кемеров. гос. ун-та культуры и искусств. - 2017. - № 41-2. -С. 199-209.

3. Голованов В. П. Современное дополнительное образование детей - территория перспективного и безопасного детства // Вестн. Костром. гос. ун-та им. Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2012. - Т. 18, № 1-2. - С. 138-144.

4. Голованов В. П. Современное дополнительное образование детей: к вопросу о новой концепции развития // Евраз. образоват. диалог: мат-лы Междунар. форума. - Ярославль, 2014. - С. 60-64.

5. Комарова Т. С., Комарова И. И. Дети младшего возраста и информационные технологии // Педагогика. -2011. - № 8. - С. 59-68.

6. Комарова Т. С. Ключевая фигура образовательного учреждения - педагог, учитель, воспитатель // Профессионализм педагога: сущность, содержание, перспективы развития: мат-лы Междунар. науч.-практ. конф. - М., 2017. - С. 12-14.

7. Комарова Т. С., Третьяков А. Л. Потенциал дополнительного образования в формировании информационной компетентности обучающихся 10-11 классов // Вестн. Москов. гос. обл. ун-та. Сер. Педагогика. - 2018. -№ 1. - С. 56-64.

8. Концепция развития дополнительного образования детей [Электронный ресурс]. - URL: http://kremlin.ru/ events/president/news/53379. - Загл. с экрана.

9. Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании // Школ. технологии. - 2004. - № 5. - С. 1-9.

10. Плешаков В. А. Теория киберсоциализации человека. - М.: МПГУ: Homo Cyberus, 2011. - 400 с.

11. Послание Президента Федеральному Собранию [Электронный ресурс]. - URL: https://rg.ru/2014/09/08/ obrazovanie-site-dok.html.

12. Третьяков А. Л. Информационная компетентность как образовательный феномен // Язык и актуальные проблемы образования: мат-лы Междунар. науч.-практ. конф., 31 янв. 2018 года, Москва. - М., 2018. - С. 389-392.

13. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования [Электронный ресурс]. - URL: https://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/documents/2365.

14. Федеральный закон от 29 дек. 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - URL: http://base.garant.ru/70291362/4/#block_42.

References

1. Antonova E.S., Savchenko E.A. Antropokul'turologicheskiy podkhod kak usloviye sozdaniya obrazovatel'nogo prostranstva vuza [Anthropocultural approach as a condition for the creation of the educational space of the university]. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka [Pedagogical education and science], 2016, no. 5, pp. 91-94. (In Russ.).

2. Vagaytseva E.S., Igonina T.B. Pedagogicheskiye usloviya formirovaniya grazhdanstvennosti starshikh shkol'nikov v sovremennom obshchestve [Pedagogical conditions for the formation of citizenship of older schoolchildren in modern society]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of Kemerovo State University of Culture and Arts], 2017, no. 41-2, pp. 199-209. (In Russ.).

3. Golovanov V.P. Sovremennoye dopolnitel'noye obrazovaniye detey: k voprosu o novoy kontseptsii razvitiya [Modern supplementary education of children - the territory of promising and safe childhood]. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.A. Nekrasova. Seriya. Pedagogika. Psikhologiya. Sotsial'naya rabota. Yuvenologiya. Sotsiokinetika [Bulletin of Kostroma State University N.A. Nekrasov. Series: Pedagogy. Psychology. Social work. Juvenology. Socio-kinetics], 2012, vol. 18, no. 1-2, pp. 138-144. (In Russ.).

4. Golovanov V.P. Deti mladshego vozrasta i informatsionnyye tekhnologii [Modern supplementary education of children: to the question of a new concept of development]. Evraziyskiy obrazovatel'nyy dialog: mater. Mezhdunar. foruma [The Eurasian educational dialogue: Mater. Intern. Forum]. Yaroslavl, 2014, pp. 60-64. (In Russ.).

5. Komarova T.S., Komarova I.I. Deti mladshego vozrasta i informatsionnyye tekhnologii [Young children and information technology]. Pedagogika [Pedagogy], 2011, no. 8, pp. 59-68. (In Russ.).

6. Komarova T.S. Klyuchevaya figura obrazovatel'nogo uchrezhdeniya - pedagog, uchitel', vospitatel' [The key figure of the educational institution is the teacher, teacher, educator]. Professionalizm pedagoga: sushchnost', soderzhanie, perspektivy razvitiya: mater. Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. [Professionalism of the teacher: essence, content, development prospects: Intern. scientific-practical. Conf]. Moscow, 2017, pp. 12-14. (In Russ.).

7. Komarova T.S., Tretyakov A.L. Potentsial dopolnitel"nogo obrazovaniya v formirovanii informatsionnoy kom-petentnosti obuchayushchikhsya 10-11 klassov [Potential of additional education in the formation of information competence of students of grades 10-11]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Pedagogika [Bulletin of the Moscow State Regional University. Series: Pedagogy]. Moscow, 2018, no. 1, pp. 56-64. (In Russ.).

8. Kontseptsiya razvitiya dopolnitel'nogo obrazovaniya detey [The concept of development of additional education for children]. (In Russ.). Available at: http://kremlin.ru/events/president/news/53379.

9. Lebedev O.E. Kompetentnostnyy podkhod v obrazovanii [Competence approach in education]. Shkol'nye tekhnologii [School technology], 2004, no. 5, pp. 1-9. (In Russ.).

10. Pleshakov V.A. Teoriya kibersotsializatsii cheloveka [The theory of human cybersocialization]. Moscow, MPGU, Homo Cyberus Publ., 2011. 400 p. (In Russ.).

11. Poslaniye Prezidenta Federal'nomu Sobraniyu [Message from the President to the Federal Assembly]. (In Russ.). Available at: https://rg.ru/2014/09/08/obrazovanie-site-dok.html.

12. Tretyakov A.L. Informatsionnaya kompetentnost' kak obrazovatel'nyy fenomen [Information competence as an educational phenomenon]. Yazyk i aktual'nye problemy obrazovaniya: mater. Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., 31 yanvarya 2018 goda, Moskva [Language and actual problems of education: Intern. scientific-practical. conf., January 31, 2018, Moscow]. Moscow, 2018, pp. 389-392. (In Russ.).

13. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart srednego obshchego obrazovaniya [Federal state educational standard of secondary general education]. (In Russ.). Available at: https: //xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/ documents/2365.

14. Federal'nyy zakon ot 29 dekabrya 2012 goda № 273-FZ "Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii" [Federal Law of December 29, 2012, no. 273-FZ "On Education in the Russian Federation"]. (In Russ.). Available at: http:// base.garant.ru/70291362/4/#block_42.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.