Ю.Г. Лемешко
АмГУ, г. Благовещенск
Картина-няньхуа из уезда Уцян и культ Гуань Юя в современном Китае
Первые упоминания о мастерских по изготовлению ксилографических картин-няньхуа поселка Уцян можно встретить в записях, относящихся к минской эпохе (1368-1644), согласно которым в самом начале династии Мин здесь была открыта лавка, специализирующаяся на изготовлении бумаги. Накануне традиционных праздников новогоднего цикла хозяин мастерской продавал парные надписи чунь-лянь и благопожелательные картинки. Понимая, что сезонный товар не мог приносить стабильный доход, мастера постепенно расширяли сюжетные ряды, был налажен выпуск иконографических изображений локальных богов-хранителей, святых даосского и буддийского пантеона [8, с. 7].
Наивысшего расцвета изготовление благопожелательных новогодних картинок в посёлке Уцян достигло в цинский период. Начиная от правления Канси (ЩШ) до конца правления императора Цзяцина (ШШ), т.е. с 1662 по 1820 гг., здесь круглый год работало 144 магазина, где шла оживлённая продажа няньхуа, выполненных мастерами местной школы [6, с. 42]. Согласно утверждениям Си Цзянье, занимавшегося исследованиями няньхуа уезда Уцян, в цинскую эпоху в провинции Хэбэй было три центра по изготовлению народных картин: город Ханьдань (Щ^), уезды Дамин (Ж^) и Уцян (ЙЗЙ) [7, с. 18].
Бо Суннянь, автор книги Уцян няньхуа ЙЗЙ^И («Картины-няньхуа из Уцяна»), выделяет две основных причины, способствовавших быстрому развитию здешних печатен. Во-первых, относительная близость к столице (уезд находится в 250 км от Пекина), во-вторых, тесные экономические связи с портовым городом Тяньцзинь [8, с. 6]. Как известно, во времена династии Мин в 20 км от Тяньцзиня
© Лемешко Ю.Г., 2013
563
был создан посёлок Янлюцин (ШШРП) - знаменитый центр по производству ксилографических картин-няньхуа.
В конце 2003 г. в уезде Уцян открыли музей няньхуа, основной целью создания которого была идея возрождения и сохранения региональных традиций по изготовлению народной картины. Рядом с музеем расположены небольшие лавки, в каждой из них предлагают няньхуа под названием Гуань-ди ши чжу ^^ii^, одну из самых распространённых картин этого регионального центра, которая сегодня, по словам местных мастеров, является визитной карточкой уезда. Название картины («Стих о Гуань-ди, [сокрытый] в [листьях] бамбука») обращает нас к легендарному, глубоко почитаемому в народе полководцу Гуань Юю (^ЭД, 160/162 - 219).
Биография военачальника Гуань Юя, второе имя - Гуань Юньчан представлена в исторической хронике III в. н.э. Саньго чжи НДШ («Записи о трёх царствах»). Некоторые разделы официальной хроники историка Чэнь Шоу создали сюжетные линии средневекового (XIV в.) романа Ло Гуаньчжуна «Троецарствие» (Саньго яньи НШ М^), героем которого является полководец Гуань Юй, прославившийся своей преданностью Лю Бэю, основателю царства Шу.
Для раннего периода формирования иконографии Гуань Юя характерно бытование в народе самых разных преданий и легенд о храбром и верном генерале. Этому вопросу посвящена объёмная статья-исследование Ма Чанъи «О Гуан-гуне и его культе в устной народной традиции». Материалы, представленные учёной, позволяют сделать вывод о том, что, несмотря на стилистическое разнообразие изображений Гуань Юя, обусловленное вариативностью форм религиозного сознания, в народной традиции был создан его единый образ. Бесстрашный полководец предстаёт в полном военном облачении, краснолицый, с длинной бородой. Гуань Юй восседает на коне, в правой он руке держит цинлун яньюэдао (ПЙШЛ Л, букв.: «Меч убывающей луны с изображением Зелёного дракона»). Оружие генерала - это глефа, состоящая из длинного древка с боевой частью в виде широкого изогнутого клинка, на котором, очевидно, был выгравирован дракон. Впоследствии глефу яньюэдао, ставшую распространённым оружием китайских воинов, стали называть гуаньдао (^Л) в честь боевых подвигов Гуань Юя.
На иконографии летопись Чуньцю («Вёсны и осени») в руке Гуань Юя появится значительно позже. Автор романа «Троецарствие», интерпретируя исторические хроники и более поздние историческим предания, пытается обобщить литературную и устную традиции, предлагает образ мужественного и преданного генерала, любимой
564
книгой которого была летопись Чуньцю, согласно преданию составленная самим Конфуцием. По мнению В.М. Алексеева, Гуань Юй «пользуется высшей репутацией за свои чисто конфуцианские достоинства... Этот человек с детства пристрастился к чтению и изучению хроники Конфуция («Чуньцю»), устанавливающей безоговорочные принципы человеческих взаимоотношений и в первую очередь - верность своему государю» [1, с. 132].
В более поздних представлениях о военачальнике актуализируется его роль как настоящего цзюньцзы, совершенствующего в себе культурное и воинское начала. Китайские учёные в статье «О социально-культурных психологических аспектах культа Гуань Юя» приходят к выводу, что исторические хроники о реальном генерале, литературные сюжеты, религиозные представления и связанные с ними предания создали цельный образ народного героя [9, с. 19]. Базовые понятия системы конфуцианских ценностей, которыми в полной мере обладает Гуань Юй (чжун — верность, преданность, и — справедливость, чувство долга, синь {{ — вера, доверие, чжи ^ — мудрость, ум, жэнь { — человеколюбие, гуманность, юн Щ — храбрость, мужество), способствовали сакрализации его образа [9, с. 21—22].
На основании разного рода источников Б.Л. Рифтин предложил хронологически выстроенную версию формирования религиозного культа Гуань Юя: «В 1102 император Хуэй-цзун пожаловал Гуань-ди титул верного и мудрого князя, а в 1110 — истинного владыки, приносящего мир. В 1128 император Гао-цзун пожаловал ему ещё один почётный титул, и в это время были установлены официальные жертвоприношения в его честь. При династии Мин в 1594 ему официально был присвоен титул ди — „государя". Гуань-ди стал почитаться в качестве могучего бога войны. Его именовали также У-ди — воинственным государем. В 1856, после того как Гуань-ди будто бы появился в небе и помог правительственным войскам одолеть тай-пинов, цинский император пожаловал ему титул шэн (совершенно-мудрого)» [4, с. 337].
Примечательно, что именно 1123 годом (Северная Сун) китайские археологи датируют знаменитую картину «Верный долгу, храбрый Уаньский князь Гуань», хранящуюся в Эрмитаже. Современный исследователь няньхуа Шэнь Хун, представляя региональный центр по производству ксилографических картин Пинъян (провинция Шаньси), указывает, что картина Июн Уань ван Гуань ту ^ЩЙ^^ («Верный долгу, храбрый Уаньский князь Гуань»), выполненная в мастерской семьи Сюй (Ш), является самой первой ксилографической няньхуа, произведённой по традиционной технологии [6, с. 91].
565
На картине Гуань Юй - в окружении сына Гуань Пина предан-
ного помощника Чжоу Цана и двух воинов, один из них держит
оружие яньюэдао, второй - флаг с фамильным знаком «Гуань».
Статья П.С. Попова в «Китайском пантеоне» даёт информацию о повсеместном культе Гуань-ди, сложившемуся к началу ХХ в.: «При настоящей династии Гуань Юй, в качестве поборника правды и божества войны, пользуется особым громадным уважением. Весь Китай покрыт в честь его храмами; сам сын неба возжигает ему фимиам. К нему обращаются с мольбою о покровительстве и дарованием победы и военачальники правительственных войск и предводители мятежников, стремящихся к низвержению династии. Под знаменем с его именем в 1900 г. шли боксёры для истребления иностранцев в Китае, вознося ему повсюду горячие молитвы и возжигая фимиам. Благодарственные адресы богдаханов за оказанную будто бы их войскам чудесную помощь, помещались в правительственном вестнике» [3, с. 13].
Б.Л. Рифтин отмечал, что «культ Гуань-ди в старом Китае был сложен и чрезвычайно популярен. Было известно 1600 государственных храмов Гуань-ди и более 1000 мелких (XIX в.). Его чтили и буддисты, и даосы, и конфуцианцы, и простые крестьяне, исповедовавшие своеобразную синкретическую религию, соединявшую все эти три учения с архаическими местными верованиями» [4, с. 337].
Обращаясь к многочисленным вариантам изображения Гуань Юя цинского периода (которых, по словам В.М. Алексеева, в его коллекции «найдётся сотня типов»), мы отмечаем, что мастера часто предлагали определённый набор разных зрительных формул, каждая из которых вызывала закреплённые традицией ассоциации. Упоминая о вариативности изображений Гуань Юя, В.М. Алексеев, писал: «На народных картинах засвидетельствован, между прочим, ещё один причудливый способ поклонения Гуань-ди и использования его божественной силы - китайский спиритизм. На одной из картин изображён бамбук, листья которого в силу спиритического сошествия Гуань-ди к верующим переплелись так, что в них усматриваются иероглифы, дающие претензионные стихи о чистой доблести бамбука (как известно - бамбук символ благородства). Получается, что картина спиритически патронируется богом Гуанем и должна принести покой и богатство» [1, с. 133].
Очевидно, что В.М. Алексеев имел в виду картину Гуань-ди ши чжу ^^^^ (вариант: Гуань-ди ши чжу шэн цзань «Стих о Гуань-ди, [сокрытый] в [листьях] бамбука, восхваляющий совершенномудрого»). На вертикальном свитке - стихотворение и
566
классический пейзаж. Издавна высокая поэзия, визуализированная символами-образами, объединяя искусство каллиграфии и живописи, формировала особое художественное направление в традиционной культуре Китая. Интегративные возможности поэзии были использованы при создании целого ряда жанров станковой живописи, некоторые из них дали импульс для создания отдельных сюжетов китайской народной картины-няньхуа.
«Вплоть до конца минской эпохи няньхуа сохранили в себе много элементов классической живописи и профессиональной гравюры. Они по-прежнему делались с клише, отличавшихся сложностью резьбы, которая производилась специальными ножами, дающими разную профилировку контура, и печатались с нескольких досок, без применения раскрашивания от руки. Эти няньхуа отличаются также нежностью цветовой гаммы и неакцентированием контурных линий, которые чаще всего были оттиснуты бесцветным контуром. Нередко они прямо повторяют живописные композиции, включающие типичные для изобразительного искусства того времени образы — деревья, скалы, облака, цветы — и выполнены полностью по правилам станковой живописи» [2, с. 657].
Рассматривая процесс генерирования сюжетов станковой живописи с целью дальнейшей художественной переработки мастерами, создающими няньхуа, приходим к выводу, что достаточно показательным примером может служить народная картина «Гуань-ди ши чжу», изображающая бамбук, в причудливом рисунке листьев которого зашифровано четверостишье, посвящённое известному сюжету из романа «Троецарствие»:
шжш Бу се Дун цзюнь и
й^Ж Ш ^ Дань цин ду лю мин
ЖШШШШ Мо сянь гу е дань
Чжун цзю бу дяо лин
Отклоняя просьбу Восточного владыки1 с предложением дружбы, Хочу увековечить в истории лишь имя стойкого героя2. Не досадую на то, что пока он слаб, Придёт время, и никто не сможет его сломить...
567
В стихотворении нет имён Цао Цао, предложившего дружбу Гуань Юю, и Лю Бэя, обещавшего жить и умереть ради названного брата, но для тех, кто знаком с сюжетом, повествующим о клятве в Персиковом саду (Таоюань цзе и ШШ^Х), смысл четверостишья вполне понятен.
568
В своё время В.М. Алексеев отмечал, что «логическая система Конфуция в народном культе Гуань-ди совершенно отсутствует. Однако эта религия сохранила самое существо этой системы - её моральный элемент». Народная картина «Гуань-ди ши чжу» апеллирует к конфуцианским нормам, она - о преданности правителю и верности долгу. Возможно, поэтому няньхуа, воспевающая лучшие моральные качества образованного человека, его добродетельное поведение, востребована в современном обществе.
Количество храмов, построенных в честь Гуань Юя ЙШ (у мяо) -всего 56 (44 - на материковом Китае, 3 - в Сянгане, 6 - на Тайване), превышает количество храмов Конфуция (кунмяо). Многие китайцы, обращаясь с просьбами к Гуань-ди, демонстрируют истинную веру в силу этого божества. Образ Гуань Юя утверждает жизнестойкость традиционных верований китайцев, способствует регламентации поведенческих норм.
Нельзя не отметить факт создания сайта, посвящённого Гуань Юю (электронный адрес: www.guandiwang.com). Рост ежедневных посещений доказывает интерес интернет-пользователей к легендарной личности, большую часть из них составляет интеллигенция и студенты. Обновляющиеся новости о совершенномудром носят научно-популярный характер, тем не менее создатели сайта пытаются решить простую задачу - посредством популяризации образа Гуань Юя сохранять культурное наследие и самобытность национальной культуры.
Культ Гуань Юя в современном Китае можно рассматривать как устойчивую систему религиозных верований, официально поддерживаемую государством.
Примечания
1 Дун цзюнь ЖШ («Восточный владыка») - основатель восточного царства Вэй, в стихотворении указывает на Цао Цао.
2 Даньцин ^^ или даньцин чжу ^^^ - название вида бамбука, в стихотворении олицетворяет образ стойкого Лю Бэя.
Литература
1. Алексеев В.М. Китайская народная картина. Духовная жизнь старого Китая в народных изображениях. М.: Наука, 1966.
2. Кравцова М.Е. Мировая художественная культура. История искусства Китая: Учебное пособие. СПб.: Издательства «Лань», «ТРИАБА», 2004.
3. ПоповП.С. Китайский пантеон. СПб., 1907.
4. Рифтин Б.Л. Гуань-ди // Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2-х тт. М.: Рос. Энциклопедия, 1994. Т. 1. А-К. С. 337-338.
569
5. Ма Чанъи ^iß.. Лунь миньцзянь коутоу чуаньшочжундэ Гуаньгун цзи ци синьян □ (О Гуан-гуне и его почитании в устной народной традиции) // Миньцзянь вэньхуа 2001, № 1. _
6. Пинъян няньхуа чжи люй ^М^Щ^М (Няньхуа уезда Пинъян). Наньнин : Гуанси жэньминь чубаньшэ, 2010.
7. Си Цзянье Уцян няньхуадэ ишу фэнгэ цзи лиши вэньхуа янь-цзю ÂS^fflWS^Mfê-Âffii^ftW^ (Исследования по истории и художественному стилю няньхуа уезда Уцян). Хэбэй дасюэ чубаньшэ, 2007.
8. Уцян няньхуа цзинсюань ЙЗМ^Щ^Й (Лучшие образцы няньхуа уезда Уцян) / Чжунго Уцян няньхуа боугуань цуншу ф ЯЙЗМ^ЩШЙ'Ш
(Серия книг «Музей няньхуа уезда Уцян»). Шицзячжуан ^ЖЙ : Хэбэй мэйшу чубаньшэ, 2009.
9. Чай Цзигуан ^МЖ Чай Хун ^Й. Лунь Гуань Юй чунбайдэ шэхуэй вэньхуа синьли (О социально-культурных психологических аспектах культа Гуань Юя) // Юньчэн сюэюань сюэбао (Вестник института города Юньчэн), 1995, № 1. С. 19-23.
10. Шэнь Хун ЙЖ. Няньхуа чжи люй ^Щ^М (Путешествие к карти-нам-няньхуа) / Чжунго миньцзянь вэньхуа ичань люйю цуншу /ф Я йИ^ ttiS^Mï^Â^ (Серия книг «Путешествие к народному культурному наследию Китая»). Пекин: Чжунго люйю чубаньшэ, 2007.
570