REFERENCES
1. Averintsev S. S. Ritm kak teoditseja // Svjaz' vremen. Kiev, 2005.
2. Bahtin M. M. Problema soderzhanija, materiala i formy v slovesnom hudozhestvennom tvorchestve // Voprosy literatury i estetiki. M., 1975.
3. Gadamer G. G. Aktual'nost' prekrasnogo. M., 1991.
4. GumbrehtH. U. Proizvodstvo prisutstvija: Chego ne mozhet peredat' znachenie. M., 2006.
5. Kara-Murza S. G. Manipuljatsija soznaniem. M., 2000.
6. Lemish D. Zhertvy ekrana: Vlijanie televidenija na razvitie detej. M., 2007.
7. Lishaev S. A. JEstetika Drugogo. SPb., 2008.
8. Lotman Ju. M. Semiotika kul'tury i ponjatie teksta // Izbrannye stat'i. T. 1. Tallin, 1992.
9. Mazin V. A. Snovidenija kino i psihoanaliza. SPb., 2007.
10. Majers D. Sotsial'naja psihologija. SPb., 2002.
11. MihajlovaM. V. Bratstvo Knigi // Estetika i etika v izmenjajuschemsja mire. SPb., 2009.
12. Paclaf R. Zastyvshij vzgljad: Fiziologicheskoe vozdejstvie televidenija na razvitie detej. M., 2003.
13. PennakD. Kak roman. M., 2005.
14. Pigrov K. S., Mihajlova M. V. Filosofija televidenija // Sajt radio «Grad Petrov»: Arhiv luchshih pere-dach. URL: http://www.grad-petrov.ru/archive.phtml?subj=17 (data obrawenija 21.02.2011).
15. Riker P. Vremja i rasskaz. M.; SPb., 1999.
16. Singer Dzh. i D. Igra so vseh storon. M., 2003.
17. Harris R. Psihologija massovyh kommunikatsij. M., 2002.
18. Gerbner G., Gross L. Living with Television: The Violence Profile // Journal of Communication. 1976. № 26.
19. Thomas G. Medien — Ritual — Religion: Zur religiosen Funktion des Fernsehens. Frankfurt/M., 1998.
И. М. Суворова
КАРТИНА МИРА КАК ПРЕДПОСЫЛКА ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ В СОВРЕМЕННОМ ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Целенаправленное формирование целостной картины мира учащегося в процессе познания онтологически связано со становлением личности и ориентацией на нравственные и эстетические ценности. В процессе формирования эстетической картины мира учащегося в условиях культуротворческой школы наблюдается трансформация ценностных ориентаций как целевой, так и программной направленности, что свидетельствует о качественных изменениях самой структуры ценностей.
Ключевые слова: картина мира, эстетические и нравственные ценности, модель культуротворческой школы, психолого-педагогический эксперимент.
I. Suvorova
WORLD PICTURE AS A PREREQUISITE OF VALUE ORIENTATIONS DEVELOPMENT IN THE CONTEMPORARY SCHOOL EDUCATION
The development of a wholesome world picture of pupils in the process of cognition is connected with the development of the person and the orientation to moral and esthetic values. A transformation of value orientations has been traced in the process of development of the esthetic
picture of the world of pupils in the culture-creative school which gives evidence of qualitative changes in the structure of values.
Keywords: world picture, esthetic and moral values, model of culture-creative schools, psychological pedagogical experiment
Проблема «картины мира» уже достаточно подробно и всесторонне рассматривалась в ряде работ философов и ученых ХХ века. Они были посвящены определенным сферам реальной действительности, формировали конкретное представление о той или иной части мира, а в результате взаимопроникновения знаний из одной сферы в другую — и о всеобщей картине мира. Так, Людвиг Витгенштейн в «Логико-философском трактате» указывает, что «картину мира характеризует то, что она может полностью описываться определенной сеткой определенной частоты» [4, с. 342]. В антропологии Лео Вайсбергер трактует это понятие как «систему интуитивных представлений о реальности». У Мартина Хайдеггера картина мира — «изображение мира... мирооснова независимо от того, как мыслится ее отношение к миру» [7, с. 49]. В отечественной философии у А. П. Валицкой картина мира — «это способ систематизации современного знания, инструмент изучения истории культур, инструмент моделирования реальности» [3, с. 94]. «Во многих работах последних лет, — подчеркивает Б. С. Мейлах, — "картина мира" трактуется как результат всестороннего познания действительности, детерминированной уровнем развития культуры, науки, техники и искусства» [5, с. 119]. Таким образом, понятие «картина мира» выступает как универсальная категория. Оно выражает то представление о мире, которое складывается в сознании людей на основе всех достигнутых знаний, на всех уровнях и во всех формах освоения мира на протяжении всех этапов развития человечества.
С. С. Аверинцев предложил дифференцировать понятие «картина мира» на «представления о мире» и «образ мира».
«В отличие от "представления о мире", которым обладает человек любой исторической формации, "образ мира" — достояние лишь отдельных периодов развития человечества. "Образ мира" предполагает формирование такого представления, которое отличается непротиворечивостью, наглядностью, логической и эстетической связанностью» [1, с. 148]. Исходя из этого определения, можно сделать вывод, что у С. С. Аверинцева понятие «образ мира» шире понятия «представления о мире», а в совокупности они составляют единое понятие — «картина мира». А. П. Валицкая полагает, что «образ мира синтезирует частнонаучные знания в личностном сознании, означает динамичную, стремящуюся к целостности и непротиворечивости, но никогда не полную, открытую и развивающуюся систему представлений о природе, культуре, социуме, человеке, систему, ориентированную "Я-сознанием", образом самого себя в отношениях с Другим» [3, с. 102]. Такое «Я-сознание», безусловно, имеет эстетическую основу, так как именно эстетическое всегда стимулирует человека предельно проникать в его суть, искать его глубинные смыслы. В качестве инструментария для описания эстетического постижения мира и себя в этом мире может выступать понятие эстетической картины мира. Понятийный дискурс относительно эстетической картины мира в классической интерпретации ведется современными эстетиками уже не один десяток лет. Под эстетической картиной мира автор имеет в виду единый сплав наиболее выдающихся по своей выразительности идей, образов, представлений о природе, культуре, искусстве, человеческом бытии в конкретную историческую эпоху, рассмотренных с точки зрения категорий эстетики.
Структурными элементами эстетической картины мира можно считать наиболее выразительные микрообразы и макрообразы, отражающие дух эпохи. «В эстетической картине мира человек выступает активным фактором формообразования и формотворчества, мир же — объектом его деятельности» [2, с. 76-77]. Данное определение отмечает в эстетической картине мира доминирование активного фактора над пассивным. Но и более того, «теоретическая разработка научной эстетической картины мира может способствовать методологически надежной и эвристически насыщенной научной базой для формирования устойчивых и широких эстетических ценностных ориентаций» [6, с. 18]. Таким образом, современные исследователи связывают процесс формирования эстетической картины мира с процессом становления ценностных ориентаций личности, что является темой данного исследования автора.
Опираясь на позицию А. Ф. Лосева о том, что эстетика «изучает природу всего многообразия выразительных форм» окружающего мира, необходимо рассматривать эстетическую картину мира как формообразующий фактор структурирования мира, преобразования хаоса в порядок, аморфного — в целостное.
Среди этих проблем на первый план выходит проблема глобальных процессов, формирующих представления о человеке и его ценностных ориентациях (как в эстетической картине мира менялась трактовка «вечных» для человека вопросов — о красоте, смысле жизни, добре, зле и др.).
В контексте отношений «человек — природа» также происходили оценочные изменения. Эти изменения наблюдаются на этапах истории человечества, на которых природа явилась одним из ярчайших воплощений эстетических представлений о прекрасном, и до времени, когда проблема «природа — человек» встала с такой же необходимостью, как проблема мира.
Но является ли понятие эстетической картины мира сегодня, в эпоху постнеклас-сической, алгоритмической, виртуальной эстетики, по-прежнему актуальным? Ведь целый ряд эстетических паракатегорий, введенных В. Бычковым в вузовские учебники, стал не просто популярным, а даже «модным» в постмодернистском дискурсе. Поэтому знающий и читающий учебник неклассической эстетики студент запросто обращается к телесности, жестокости, си-мулякру, анализируя современные произведения искусства. Но возникает логичный вопрос: а понимает ли современный молодой человек сущность этих паракатегорий и может ли их описать в искусстве, обществе, природе? Не является ли такое навязывание закономерностей эстетического восприятия современного мира неприемлемым для познающего субъекта? Ведь в классической эстетике, чтобы воспринимать, чувствовать, понимать и любить прекрасное, возвышенное, романтическое и героическое, этот самый субъект сначала должен получить полное непротиворечивое представление о классических эстетических категориях. Именно в этом смысле понятие эстетической картины мира становится актуальным перед чувствующим и познающим субъектом, что по времени должно опережать теоретический опыт нонклассики. Безусловно, это время школьного образования, когда ученик знакомится с образами прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, трагического и комического в искусстве, природе и социуме. Именно в эти годы, когда формируется общенаучная картина мира ученика, актуальным становится целенаправленная работа по формированию его собственной эстетической картины мира. «В этом "составить картину" звучит компетентность, оснащенность, целенаправленность. Где мир становится картиной, там к сущему в целом приступают как к тому, на что человек нацелен и что он поэтому хо-
чет соответственно преподнести себе, иметь перед собой и тем самым в решительном смысле поставить перед собой. Картина мира, сущностно понятая, означает, таким образом, не картину, изображающую мир, а мир, понятый как картина. Где дело доходит до картины мира, там выносится кардинальное решение относительно сущего в целом» [7, с. 212]. Осуществление такой целенаправленной работы возможно в рамках психолого-педагоги-ческого эксперимента, когда вплетение в процесс образования жизненных ситуаций, их обсуждение, интерпретация и рефлексия стимулируют самовоспитание через эмоциональный опыт. Примером такого исследования по формированию эстетической картины мира ученика может быть психо-лого-педагогический эксперимент, реализуемый на базе республиканской экспериментальной площадки «Модель культуротворческой школы» в МОУ «Державинский лицей» г. Петрозаводска Республики Карелия.
Изначально отметим, что сама модель является философской и предложена доктором философских наук, профессором РГПУ им. А. И. Герцена Алисой Петровной Валицкой.
Важно отметить, что концепция культуротворческой школы осуществляет синтез психолого-педагогического, культурологического, философско-эстетического подходов в осмыслении феномена образования; а сам образовательный процесс строится в логике становления личности, и возрастные этапы образования определяются характеристиками образа мира, способами мышления и особенностями познавательной работы сознания учеников.
Психолого-педагогический эксперимент «Формирование ценностных ориентаций учащихся культуротворческой школы» проводится с целью исследования и формирования базовых личностных ценностей учащихся в условиях обучения и воспита-
ния в культуротворческой школе, способствующих успешной социализации личности. В ходе реализации проекта изучаются уровни структуры системы ценностных ориентаций, а также изменения самооценки личности старшеклассника в зависимости от его включенности в модель культуротворческой школы. Одной из важных задач исследования являются также наблюдения за изменениями эстетической картины мира учащихся под влиянием различных социальных, коммуникативных и познавательных факторов.
Данный эксперимент предполагает констатирующий, формирующий и итоговый этапы с применением нескольких психоло-го-педагогических методик. Ожидаемые результаты — апробированный полидис-циплинарный (охватывающий все школьные дисциплины) модус, способствующий формированию базовых ценностных ориентаций личности и социализации учащихся, а также карта мониторинга изменений ценностных ориентаций учащихся, что позволит в итоге сделать вывод о значимости выбранной модели в условиях современного образования. Формирование патриотических, нравственных, эстетических ценностей учащихся в условиях культуротворческой школы требует особой консолидации педагогических усилий как в образовательном, так и в воспитательном процессе.
1-я ступень: 7-9 классы — ориентирующий этап (предпрофильный) — междисциплинарная интеграция предметных областей по типу расширяющейся ойкумены от краеведения к постижению мировой культуры (проекты: «Из "Поденной записки" Державина», «Британцы в Петрозаводске», «Магия числа», «Портрет человека и ученого», «Звездное небо», «Камень преткновения — заблуждения великих»).
2-я ступень: 10-11 классы — компе-тентностный этап (профильный) — междисциплинарная интеграция предметных областей по профилям: социально-гумани-
тарный, медико-биологический, информационно-технологический, конструкторско-технологический, экономический и математический (проекты: «Вода», «Соль», «Судьбы Серебряного века», «Россия в эмиграции», «Языки», «Памятник эпохе»). На данном этапе предполагается формирование необходимых компетенций учащегося для овладения будущей профессией.
В реализации каждого культуротворческого проекта творческая группа педагогов работает над созданием метаметодики, используя имеющийся опыт преподавания отдельного предмета, что позволяет обогащать педагогическую деятельность и мотивирует на творческий поиск.
Ожидаемые конкретные научные результаты — количественные результаты психолого-педагогической методики «Тест М. Рокича» и «Ценностные ориентации в модификации Д. А. Леонтьева» и качественные изменения в системе ценностных ориентаций учащихся экспериментальных классов; методические разработки интегрированных уроков (в печатном и электронном виде), серия статей и научных публикаций по результатам исследования, республиканский семинар по заявленной теме.
Стратегическая цель эксперимента: формирование творческой, всесторонне развитой индивидуальной личности школьника через физическое и духовное совершенство на основе ценностно-деятельного подхода к педагогическому процессу через физическое и духовное совершенство в условиях новой образовательной среды.
Условия такого длительного психологопедагогического эксперимента позволяют наблюдать и изменения в структуре эстетической картины мира учащихся, так как ученики, «погруженные» в ситуацию расширяющейся культурной ойкумены, способны непосредственно, ярко, выразительно рефлексировать и описывать окружающую действительность через призму эсте-
тических категорий. Безусловно, эти учащиеся имеют начальные знания по эстетике, и их личный опыт описания является субъективным, но это не искажает сути тех эстетических представлений, которые объективно формируются в ходе эксперимента.
Рассмотрим промежуточные результаты по ценностному аспекту эксперимента:
1. На этапе констатации имеющихся эстетических ценностей учеников рабочей группы (начало 8 класса) было определено, что абсолютно не сформированы такие терминальные ценности, как красота природы, красота искусства, эмоциональная отзывчивость (как структурный элемент развитого эстетического вкуса).
2. На промежуточном этапе формирования ценностей в ходе образовательновоспитательного процесса в культуротворческой школе в данной рабочей группе через один год (окончание 8 класса) произошла трансформация всей ценностной системы на 72% таким образом, что эстетическая ценность красоты природы и искусства поднялась на второе по приоритету место.
3. После двух лет эксперимента (окон-
чание 9 класса, апрель 2010 г.) произошли изменения в блоке инструментальных ценностей таким образом, что на первые позиции с последних поднялись категории «аккуратность», «воспитанность» и «чест-
ность», что свидетельствует о значительной трансформации системы ценностей в ходе образовательно-воспитательного процесса в культуротворческой школе.
А теперь обратимся непосредственно к результатам исследования эстетической картины мира учащихся. На каждом этапе эксперимента ученикам предлагалось описать объекты, процессы и явления в природе, обществе и искусстве с точки зрения следующих эстетических категорий: прекрасное, безобразное, красивое, ужасное, возвышенное, низменное, трагическое, комическое, симулякр. Все учащиеся справи-
лись с этим заданием: по полноте выполнения — сумели описать эстетические образы от 59% до 100% названных категорий; по наличию самооценки — 100% справились с задачей. Но самое главное, что после года эксперимента у 65% учащихся расширился сам спектр эстетических образов, в то время как у 35% учащихся этот показатель остался неизменным. Этот факт свидетельствует, что, находясь в образовательном пространстве культуротворческой школы, ученик эмоционально обогащает свой внутренний мир и расширяет собственное эстетическое видение, что стимулирует формирование его ценностных ориентаций через эмоциональный опыт. Так, из названных эстетических категорий ценностными были выделены следующие: категория прекрасного — 32 ценности, из них в обществе — 12, в искусстве — 7, в природе — 13. Например, верность и ответственность, египетская архитектура и живопись, весна и букет роз. Явно в череде прекрасного для учеников культуротворческой школы наблюдаются нравственные ценности, такие как дружба, любовь, отзывчивость, что свидетельствует о несомненной связи и формировании этико-эстетической направленности сознания ученика.
В качестве возвышенных образов ученики выделили 24 ценностных аспекта: в обществе — 14, в искусстве — 6, в природе — 4. Например, семья и сострадание, водопад и Эверест, балет и Собор Святого Петра в Риме. И в этой группе ценностных ориентаций наблюдается список нравственных ценностей: помощь, доброта, искренность, сочувствие, благотворительность.
А вот в качестве красивых ценностных образов ученики назвали большинство природных объектов, таких как радуга, рассвет, белые лебеди, запахи и звуки природы, что свидетельствует об ориентации эстетического сознания на поиск гармонии и идеала в мире натуры.
Интересно, что трагических и комических ценностных образов названо меньше всего (9); но два ученика назвали и четко аргументировали эстетические антиценности безобразного, такие как ограничение свободы человека и мутанты в природе. Данный факт свидетельствует о том, что само представление о ценностях и антиценностях этих учеников выступает как необходимая диалектическая закономерность. Важным фактом данного исследования оказалось то, что ни один ученик не назвал в качестве эстетических и этических ценностей или антиценностей примеры жестокости, телесности, симулякра, цитат-ности, абсурда, повседневности. Вероятно, для этого старшего школьного возраста не свойственно воспринимать эти образы с аксиологической точки зрения, и в самом эстетическом сознании не фигурируют паракатегории нонклассики.
Данные показатели явно свидетельствуют об эффективности философско-образо-вательной модели, примененной педагогами метаметодики, и позволяют рассчитывать на успешные окончательные результаты эксперимента через два года. С философской точки зрения такой эмпирический подход в изучении принципа формирования ценностей может служить основанием для глубокого абстрактно-теоретического исследования, прослеживающего, как эстетические ценности, включенные в познавательную деятельность, могут принимать «знаниевую», когнитивную форму. Это знание особого вида — оно основано на эмоциях, предпочтениях, мотивах познающего субъекта и составляющего свою эстетическую картину мира как необходимое экзистенциальное пространство.
В данный момент осознание такой важнейшей задачи, как формирование научной картины мира учащегося, прослеживается и в новых государственных стандартах общей школы: «Требования к результатам освоения основной образовательной про-
граммы среднего полного общего образования, являющиеся ключевой составляющей Стандарта, существенно расширяют представление об образовательных результатах и ориентируют не только на нормирование предметных результатов, но и на достижение метапредметных личностных результатов. Основным ориентиром для построения содержания образования становится фундаментальное ядро содержания общего образования, имеющее необходимый научно-категориальный аппарат, на основе которого формируются у обучающихся ценностные ориентации, научная картина мира и научное мировоззрение, а также обобщенные способы познавательной и практической деятельности, духовнонравственного развития, воспитания и социализации обучающихся. Социализация учащихся выстраивается на основе базовых национальных ценностей российско-
го общества и направлена на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей саморазвитие и самореализацию обучающихся, на воспитание высоконравственного творческого компетентного гражданина России.
Предметные результаты на интегрированном общеобразовательном уровне должны быть ориентированы на формирование общей культуры и реализацию преимущественно мировоззренческих воспитательных и развивающих задач общего образования, а также задач социализации обучающихся» [8, с. 6-7].
Безусловно, в этом государственном документе прослеживается определенное совпадение с целями и задачами культуротворческой школы, что еще раз подчеркивает актуальность и жизнеспособность данной философской концепции.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Височина Е. И. Проблемы изучения художественной картины мира // Вопросы философии. 1983. № 10.
2. Бляхер Е. Д. Научная картина мира как форма миропредставления: вопросы типологии // Научная картина мира. Общекультурное и внутринаучное функционирование. Свердловск, 1985.
3. Валицкая А. П. Новая школа России: культуротворческая модель: Монография / Под ред. В. В. Макаева. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена.
4. Витгенштейн Л. Логико-философский трактат. М.: АСТ, 2010.
5. МейлахБ. С. Философия искусства и художественная картина мира // Вопросы философии. 1983. № 7.
6. Овчинников Ю. А. Эстетическая картина мира и ценностные ориентации // Ценностные ориентации личности, пути и способы их формирования: Тезисы доклада научной конференции. Петрозаводск, 1984.
7. Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления: Пер с нем. М.: Республика, 1993.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт № 01-04/75 от 16 ноября 2010 г.
REFERENCES
1. Visochi^E. I. Problemy izuchenija hudozhestvennoj kartiny mira // Voprosy filosofii. 1983. № 10.
2. Bljaher E. D. Nauchnaja kartina mira kak forma miropredstavlenija: voprosy tipologii // Nauchnaja karti-na mira. Obschekul'turnoe i vnutrinauchnoe funktsionirovanie. Sverdlovsk, 1985.
3. Valitskaja A. P. Novaja shkola Rossii: kul'turotvorcheskaja model': Monografija / Pod red. V. V. Makae-va. SPb.: Izd-vo RGPU im. A. I. Gertsena.
4. Vitgenshtejn L. Logiko-filosofskij traktat. M.: AST, 2010.
5. Mejlah B. S. Filosofija iskusstva i hudozhestvennaja kartina mira // Voprosy filosofii. 1983. № 7.
6. Ovchinnikov Ju. A. Esteticheskaja kartina mira i tsennostnye orientacii // Tsennostnye orientatsii lichnos-ti, puti i sposoby ih formirovanija: Tezisy doklada nauchnoj konferentsii. Petrozavodsk, 1984.
7. HajdeggerM. Vremja i bytie: Stat'i i vystuplenija: Per s nem. M.: Respublika, 1993.
8. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart № 01-04/75 ot 16 nojabrja 2010 g.