Искусство Евразии. 2024. № 2 (33). С. 222–231. ISSN 2518-7767 (online)
Iskusstvo Evrazii = The Art of Eurasia, 2024, (2), pp. 222–231. ISSN 2518-7767 (online)
Научная статья
УДК 7.034+7.072.5
DOI 10.46748/ARTEURAS.2024.02.015
Картина «Голландский пейзаж» в собрании музея-заповедника «Дмитровский кремль» — ранее неизвестное произведение Абрахама Бегейна
Акимов Сергей Сергеевич
Школа искусств и ремесел имени А.С. Пушкина «Изограф», Нижний Новгород, Российская Федерация
ss.akimov@mail.ru, https://orcid.org/0009-0008-3806-2027, SPIN-код (РИНЦ): 4507-0199
Аннотация. В статье обосновывается атрибуция картины «Голландский пейзаж», хранящейся в музее-заповеднике «Дмитровский кремль» (г. Дмитров Московской области) и считавшейся работой неизвестного художника XVIII или XIX века. Будучи включено в постоянную экспозицию и опубликовано в альбоме о коллекциях музея (2004), произведение тем не менее до сих пор не привлекало внимания специалистов по западноевропейской живописи. В результате образно-стилистического анализа установлено, что его автором является голландский мастер, представитель итальянизирующего направления Абрахам Бегейн (1637–1697). Об этом свидетельствуют сюжет и типажи персонажей, композиционная схема и трактовка пространства, конкретные мотивы ландшафта. Весь образный строй полотна раскрывает характерные для творчества художника черты. А. Бегейн представлен в России сравнительно немногочисленными живописными произведениями (в коллекциях Государственного Эрмитажа, музея-заповедника «Павловск»), и обнаружение его ранее неизвестной работы имеет значение для исследования итальянизирующего течения в голландском искусстве.
Ключевые слова: Голландский пейзаж, атрибуция, Абрахам Бегейн, голландская живопись XVII века, итальянизирующее направление, музей-заповедник Дмитровский кремль
Для цитирования: Акимов С.С. Картина «Голландский пейзаж» в собрании музея-заповедника «Дмитровский кремль» — ранее неизвестное произведение Абрахама Бегейна // Искусство Евразии [Электронный журнал]. 2024. № 2 (33). С. 222–231. https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2024.02.015. URL: https://eurasia-art.ru/art/article/view/1094.
Original article
“The Dutch Landscape” in funds of the Museum-Reserve Dmitrov Kremlin — unknown work by Abraham Begeyn
Sergey S. Akimov
A.S. Pushkin School of Arts and Crafts “Izograph”, Nizhny Novgorod, Russian Federation
ss.akimov@mail.ru, https://orcid.org/0009-0008-3806-2027, SPIN-code (Science Index): 4507-0199
Abstract. The article supports the attribution of the painting “Dutch Landscape” held in the Museum-Reserve Dmitrov Kremlin (Dmitrov, Moscow region). The picture is considered to be the work of unknown artist of the 18th or 19th century. It is presented in the permanent exhibition and published in an album about the museum collections (2004). However, it has yet to garner the interest of specialists in West-European art. In fact, its author is the Dutch master of Italianized line Abraham Begeyn (1637–1697). This is evidenced by the specificity of plot and types of characters, the composition scheme and interpretation of space, the specific motifs of the landscape. The whole structure of the image reveals the characteristic features of Begeyn's manner. This painter is represented in Russian museums by comparatively few works and the discovery of his previously unknown picture is important for investigation in the field of Italianized movement in the 17th century Dutch art.
Keywords: The Dutch Landscape, attribution, Abraham Begeyn, Italianized painting, Dutch painting of the 17th century, Museum-Reserve Dmitrov Kremlin
For citation: Akimov, S.S. (2024) ‘“The Dutch Landscape” in funds of the Museum-Reserve Dmitrov Kremlin — unknown work by Abraham Begeyn’, Iskusstvo Evrazii = The Art of Eurasia, (2), pp. 222–231. doi:10.46748/ARTEURAS.2024.02.015. Available from: https://eurasia-art.ru/art/article/view/1094. (In Russ.)
© Акимов С.С., 2024
Введение
Голландская живопись «Золотого века» пользовалась неизменным успехом на западноевропейском и российском антикварном рынках на протяжении XVIII – начала XX столетия. Ее исключительное сюжетно-тематическое многообразие и устойчиво высокое мастерство исполнения, присущее даже художникам второго и третьего планов, были способны удовлетворить самые разнообразные вкусы и предпочтения. Произведения голландских мастеров охотно приобретались даже теми собирателями, кто не испытывал целенаправленного интереса к данной национальной школе. В итоге голландская живопись в нашей стране оказалась представлена не только в обширных коллекциях знаменитых аристократических семейств, но и в сравнительно небольших провинциальных собраниях, преимущественно усадебных [1]. Поступив в ходе послереволюционной национализации в местные музеи, эти многочисленные произведения в значительной своей части еще ждут исследования. Поэтому обнаружение неизвестных ранее работ голландских живописцев возможно даже в тех музеях, фонды которых не располагают весомыми западноевропейскими разделами, т. е. там, где, казалось бы, сложно рассчитывать на подобные атрибуционные открытия. Именно так произошло с произведением, о котором пойдет речь.
Цель нашего исследования заключается в установлении авторства картины «Голландский пейзаж», хранящейся в музее-заповеднике «Дмитровский кремль» и считающейся работой неизвестного художника XVIII или XIX столетия. Основным инструментом атрибуции стал сравнительный образно-стилистический анализ, позволивший доказать, что создателем произведения является голландский живописец и график итальянизирующего направления Абрахам Бегейн (1637–1697).
Несмотря на то что А. Бегейн оставил немалое творческое наследие и имя мастера никогда не было забыто, литература о художнике ограничена справочными изданиями, музейными и выставочными каталогами, отдельными статьями (их подробная библиография представлена на официальном сайте нидерландского Государственного бюро художественной документации(i)). Бегейн упоминается во многих справочниках как XIX – начала XX века, так и современных [2; 3]; однако авторы наиболее фундаментальных исследований о голландском пейзаже, увидевших свет в XX столетии, — германо-американский искусствовед В. Штехов [4] и советский ученый Ю.А. Тарасов [5] — не уделили внимания этому мастеру, хотя оба довольно подробно рассматривают творчество итальянистов. Что касается работ о художнике на русском языке, то это публикации произведений мастера, находящихся в собраниях Государственного Эрмитажа и Государственного музея-заповедника «Павловск», о чем мы подробнее скажем ниже.
Учитывая эту весьма скромную историографию, можно говорить о том, что обнаружение в дмитровском музее ранее неизвестной работы Бегейна представляет несомненный интерес для исследователей итальянизирующего течения в голландской живописи.
Произведение и контекст
В июне 2023 года при посещении музея-заповедника «Дмитровский кремль» (г. Дмитров Московской области) мы обратили внимание на картину «Голландский пейзаж», представленную в постоянной экспозиции. На этикетке указано, что это работа неизвестного художника XVIII века. Однако стилистические особенности произведения однозначно свидетельствуют о том, что оно не имеет отношения к XVIII столетию. Такой пейзаж не мог быть написан ни в русле рококо, ни в рамках классицизма. В Государственный каталог Музейного фонда РФ картина внесена под номером 40973505 как работа неизвестного художника XIX века. Быть созданной в этом столетии она также не может, зато обладает всеми чертами, позволяющими отнести ее к итальянизирующему направлению в голландском искусстве середины XVII века. Об этом говорят характер сюжета, типажи изображенных крестьян, особенности архитектурных мотивов и трактовки пространства, т. е. весь образный строй полотна, сочетающий вполне реалистический подход со спокойным, умиротворенным настроением пасторали. Более того, невозможно было не заметить ряд моментов, дающих возможность предположить в качестве автора именно Абрахама Бегейна.
«Голландский пейзаж» был опубликован в альбоме, посвященном коллекциям музея-заповедника (2004), но без каких-либо комментариев [6, с. 75]. Низкое качество воспроизведения не позволяет судить по этой репродукции ни о живописных достоинствах вещи, ни о ее принадлежности к национальной школе. Интереса специалистов по западноевропейскому искусству картина не вызывала.
К сожалению, не удалось установить данные об истории бытования картины и источнике ее поступления в музей. Главный хранитель фондов музея Елена Филимонова сообщила следующее (письмо автору статьи от 28 июля 2023 г.). Произведение попало в музей из какой-либо дворянской усадьбы Дмитровского уезда, скорее всего, из Никольского-Горушек (Обольянинова), принадлежавшего Олсуфьевым. Первые музейные книги поступлений были утрачены в годы Великой Отечественной войны, поэтому сказать что-то более определенное невозможно.
Сразу отметим, что название полотна также требует корректировки, поскольку изображен не голландский, а итальянский ландшафт.
Картина (рис. 1) принадлежит к широко распространенному у голландских итальянистов типу пасторальной композиции, лишенной активного действия и соединяющей реальные итальянские впечатления с легкой и ненавязчивой идеализацией, отчего подобные образы воспринимаются как воплощение идеи о безмятежно счастливой жизни на лоне природы. Разговаривающие крестьянин и крестьянка расположились у основания какой-то античной или антикизированной постройки, пилон которой, сложенный из крупных квадров, увенчан декоративной вазой. В правой части композиции у невысокого густого куста травы пасутся овца и козы. Кроны деревьев, изображенные темной массой, занимают почти всю верхнюю часть холста, оставляя видимыми справа небо и далевой пейзаж, замыкаемый пологим холмом. Природа трактована художником несколько более обобщенно, чем люди, животные и архитектура.
Рис. 1. Неизвестный художник. Голландский пейзаж. XVIII (XIX ?) в. Холст, масло. 85,5 × 104. МБУ «Музей-заповедник “Дмитровский кремль”». Фото: А.В. Клюев
В «Голландском пейзаже» использована композиционная схема, часто применявшаяся А. Бегейном: справа или слева дается большая масса деревьев, тогда как в другой половине картинного пространства расстилается долина, далеко на горизонте замыкаемая горой или холмами. Персонажи, архитектурные или скульптурные мотивы помещены на фоне этой массы листвы. В «Пейзаже со статуей раба Микеланджело» (рис. 2) крестьянин и крестьянка в правой части показаны рядом со знаменитым скульптурным произведением, стоящим на высоком постаменте, фоном же служит опушка лиственной рощи. В «Парковом пейзаже с козами и Лаокооном» (рис. 3) деревья и белеющая на их фоне копия античной скульптурной группы переместились в левую половину композиции, тогда как справа пространство уходит вдаль и на горизонте виднеется гора. В «Южном пейзаже с охотниками, отдыхающими около руин» (холст, масло; 99 × 112; Стокгольм, частное собрание; RKD Images 119142) роль ограничивающего первый план мотива играют поросшая деревьями скала и руина; по контрасту изображенная слева равнина кажется бескрайней. Аналогичным образом пространство построено в чрезвычайно интересном с точки зрения сюжета и эффектном по живописи пейзаже «Каменоломня» (1660; холст, масло; 67,5 × 81; Гаага, Маурицхейс). В правой части мы видим карьер, уже отесанные каменные глыбы и занятых своим делом рабочих, а слева простор вновь уходит вдаль до ограничивающей горизонт горы. Данная схема у Бегейна носит устойчивый характер, он пользуется ею независимо от конкретных мотивов.
Рис. 2. А. Бегейн. Пейзаж со статуей раба Микеланджело. Конец 1650-х. Холст, масло. 84,5 × 106. Государственный Эрмитаж, инв. ГЭ-1921. Фото: hermitagemuseum.org
Рис. 3. А. Бегейн. Парковый пейзаж с козами и «Лаокооном». 1672–1677. Холст, масло. 83,2 × 99,7. Лондон, Ричмонд-на-Темзе, Хэм Хауз. Фото: картотека Государственного бюро художественной документации, Гаага (www.rkd.nl, RKD Images 298247)
Один из любимых художником мотивов — монументальная скульптура, размещенная на довольно высоком постаменте. Распространение изображений скульптуры в голландской живописи середины и второй половины XVII века явилось отражением возросшего интереса голландцев к данному виду искусства. Скульптура становится предметом коллекционирования, спросом пользуются репродукционные изделия и реплики, воспроизводящие как античные образцы, так и работы современных, например, фламандских, ваятелей; в связи со строительством загородных резиденций была востребована садово-парковая декоративная пластика (на русском языке по этой теме см. [7]). В итальянских ландшафтах скульптура под открытым небом была еще и яркой приметой страны, наполненной произведениями искусства. Подчас у Бегейна фигурируют реальные статуи и группы, как «Лаокоон» или микеланджеловский «Восставший раб» («Скованный раб», ныне в Лувре), с середины XVI в. находящийся во Франции и в Голландии известный благодаря уменьшенным копиям, которые использовались как пособия для обучения рисунку [8]. В картине из Дмитрова скульптуру заменяет каменная декоративная ваза; ее композиционная роль идентична «Рабу» в эрмитажном полотне и «Лаокоону» в картине из Хэм Хауза.
Крестьянин и крестьянка с «Голландского пейзажа» (рис. 4), словно брат и сестра, похожи на персонажей полотна из Эрмитажа.
Рис. 4. Неизвестный художник. Голландский пейзаж. Фрагмент. XVIII в. Холст, масло. 85,5 × 104. МБУ «Музей-заповедник “Дмитровский кремль”». Фото: А.В. Клюев
Выдержанный в теплой гамме колорит также находит многочисленные аналоги в произведениях художника.
Наконец, во многих работах А. Бегейна на первом плане встречается раскидистый куст травы, около которого часто пасутся овцы или козы (рис. 5). Этот мотив приобрел у него характер штампа и присутствует даже там, где не обязателен по сюжету: в упомянутом пейзаже с охотниками из шведской частной коллекции он даже несколько отвлекает внимание от главных действующих лиц. В картине из Дмитрова этот мотив максимально выдвинут на передний план. Присутствует он и в картине из Эрмитажа, а в пейзаже с «Лаокооном» перед скульптурой раскинулись самые настоящие заросли зелени. Эти кусты — словно воспоминание о том, что ранние работы Бегейна принадлежали к жанру ботанического натюрморта (итал. sottobosco, англ. forest floor) и созданы под сильным воздействием Отто Марсеуса ван Схрика, который, как предполагается, мог быть первым учителем Бегейна. Примерами таких работ Бегейна являются «Чертополох и васильки» (холст, масло; 105 × 83) в Картинной галерее старых мастеров в Дрездене и «Чертополох с ящерицей и бабочками» (холст, масло; 60 × 51) в Музее Ролена в Отене.
Рис. 5. Неизвестный художник. Голландский пейзаж. Фрагмент. XVIII в. Холст, масло. 85,5 × 104. МБУ «Музей-заповедник “Дмитровский кремль”». Фото: А.В. Клюев
Косвенным доводом в пользу авторства Бегейна служат также формат и размеры дмитровского полотна, стандартные для художника и немного варьирующиеся во многих его работах, в чем легко убедиться, сравнив их хотя бы с размерами называвшихся нами произведений.
Живопись А. Бегейна в российских собраниях немногочисленна, но в целом хранящиеся в нашей стране произведения мастера дают достаточно полное представление о его индивидуальности. Характерным образцом его творчества является «Пейзаж со статуей раба Микеланджело», на который мы не раз ссылались. Поступивший в Эрмитаж в составе коллекции И.Э. Гоцковского, он ранее приписывался Н. Берхему и был правильно атрибутирован выдающимся знатоком голландской живописи Ю.И. Кузнецовым (1959) [8]. Ученый датировал картину концом 1650-х годов — временем перехода Бегейна от влияния О. Марсеуса ван Схрика к влиянию Берхема, ставшего тогда модным живописцем. В современный научный каталог голландской коллекции Эрмитажа И.А. Соколова включила это произведение с пометкой «приписывается», правда, подчеркнув, что атрибуция Кузнецова признается большинством специалистов [9, с. 77]. Нам она также представляется полностью убедительной.
Другой тип композиции у Бегейна — с открытым пространством и многочисленными небольшими фигурами — представляет также хранящийся в Эрмитаже «Берег моря» (холст, масло; 90 × 118,5), подписанный и датированный 1662 годом. Жизнь крестьян на лоне южной природы является темой трех других картин, находящихся в том же собрании: «Итальянский пейзаж с женщиной, едущей на осле» (дерево, масло; 60,5 × 85), гризайль «Пейзаж со стадом, пастухом и пастушкой» (бумага на дереве, масло; 30,3 × 39,2), «Пейзаж с телегой, запряженной волами» (дерево, масло; 31 × 51). Два из них имеют авторскую подпись, третий помечен монограммой [9, с. 72–75].
Еще одно произведение мастера — «Приморский вид» (холст, масло; 82,2 × 115,5), с конца XVIII века относимый к школе Берхема, — было опознано Ю.И. Кузнецовым в 1960-х годах в фондах музея-заповедника «Павловск» [10, с. 42].
Таким образом, есть основания предложить следующую атрибуцию картины из музея-заповедника «Дмитровский кремль»: «А. Бегейн. Голландский пейзаж. Середина XVII в. Холст, масло. 85,5 × 104» с последующей возможной корректировкой названия полотна.
Выводы
Как видим, «Голландский пейзаж» (который правильнее именовать итальянским) обнаруживает явную и глубокую близость к произведениям Абрахама Бегейна на всех уровнях своего образного строя. Характерны для художника сюжет и построение композиции, типажи персонажей, включение скульптуры — в данном случае декоративной вазы, — куст и домашние животные на первом плане. Конечно, было бы любопытно и полезно провести технико-технологическую экспертизу картины, но это, скорее всего, будет лишь дополнительным средством исследования, поскольку стилистические особенности однозначно указывают на авторство Бегейна. Всё — от общего замысла до конкретных деталей — свидетельствует о принадлежности произведения его руке, т. к. речь идет не о совпадении отдельных частностей, которое может быть случайным или являться следствием заимствований, а о единстве творческого метода.
Примечание
(i) RKD — Nederlands Instituut voor Kunstgeschiedenis [сайт]. URL: www.rkd.nl (дата обращения: 24.03.2024).
Список источников
1. Акимов С.С. Искусство Фландрии и Голландии в собраниях дворянских усадеб российской провинции XIX столетия // Жизнь провинции: история и современность : сб. ст. по материалам Всерос. науч. конф. / отв. ред. М.Г. Уртминцева. Нижний Новгород: изд-во «Книги», 2017. С. 134–141.
2. Saur G.K. Allgemeines Künstlerlexikon. Die bildenden Künstler aller Zeiten und Völker. In 68 Bd. Bd. 8. München und Leipzig: Saur, 1994. 640 S.
3. Willigen A. van der, Meijer F.G. A Dictionary of Dutch and Flemish still-life painters working in oils: 1525–1725. Leiden: Primavera Press, 2003. 232 p.
4. Stechow W. Dutch landscape painting of the seventeenth century. London: Phaidon Press Ltd., 1966. 494 p.
5. Тарасов Ю.А. Голландский пейзаж XVII века. М.: Изобразительное искусство, 1983. 319 с., ил.
6. Музей-заповедник «Дмитровский кремль». Русское церковное искусство XVI–XIX вв. Русская и западноевропейская живопись XVII-XX вв. Русское и западноевропейское декоративно-прикладное искусство XVIII–XIX вв. / авт.-сост. Т.Е. Павлова. [Б. м.], 2004. 118 с., ил.
7. Подшивалова П.И. Репродукционная скульптура в жанровой живописи Голландии второй половины XVII в. // Художественная культура. 2022. № 1. С. 244–267.
8. Кузнецов Ю. Вновь определенная картина А. Бегейна // Сообщения Государственного Эрмитажа. [Вып.] XV. Ленинград: Аврора, 1959. С. 29–32.
9. Соколова И.А. Голландская живопись XVII–XVIII веков : каталог коллекции : в 5 т. Т. 1: Алдеверелд – Винк. СПб.: Изд-во Государственного Эрмитажа, 2017. 440 с., ил.
10. Стадничук Н.И. Государственный музей-заповедник «Павловск». Полный каталог коллекций : в 5 т. Т. 5: Живопись. Вып. 1: Живопись Голландии и Фландрии XVI–XVIII веков. СПб.: ГМЗ «Павловск», 2009. 148 с., ил.
References
1. Akimov, S.S. (2017) ‘The Art of Flanders and Holland in the collections of the noble estates of the Russian province of the 19th century’, in Urtmintseva, M.G. (ed.) Life of the province: history and modernity [Conference proceedings]. Nizhny Novgorod: Knigi Publ., pp. 134–141. (In Russ.)
2. Saur, G.K. (1994) Allgemeines Künstlerlexikon. Die bildenden Künstler aller Zeiten und Völker, in 68 Bd. Bd. 8. München und Leipzig: Saur. (In Germ.)
3. Willigen, A. van der and Meijer, F.G. (2003) A dictionary of Dutch and Flemish still-life painters working in oils: 1525–1725. Leiden: Primavera Press.
4. Stechow, W. (1966) Dutch landscape painting of the seventeenth century. London: Phaidon Press Ltd.
5. Tarasov, Yu.A. (1983) The Dutch landscape of the 17th century. Moscow: Izobrazitel'noye iskusstvo. (In Russ.)
6. Pavlova, T.E. (comp.) (2004) The Museum-Reserve Dmitrov Kremlin. Russian church art of the 16th–19th centuries. Russian and West-European painting of the 17th–20th centuries. Russian and West-European decorative art of the 18th–19th centuries. S.l.: s.n. (In Russ.)
7. Podshivalova, P.I. (2022) ‘Reproduction sculpture in the Dutch genre paintings of the second half of the 17th century’, Khudozhestvennaya Cultura = Art and Culture Studies, (1), pp. 244–267. (In Russ.)
8. Kuznetsov, Yu. (1959) ‘The re-attributed painting by A. Begeyn’, Soobschenia Gosudarstvennogo Ermitazha = Reports of the State Hermitage, (15), pp. 29–32. (In Russian)
9. Sokolova, I.A. (2017) The Dutch painting of the 17th and 18th centuries. Catalogue of the collection in 5 vols. Vol. 1. Saint Petersburg: The State Hermitage Publ. (In Russ.)
10. Stadnichuk, N.I. (2009). The State Museum-Reserve Pavlovsk. Catalogue raisonne of the collections in 5 vols. Vol. 5, part 1. Saint Petersburg: The State Museum-Reserve Pavlovsk. (In Russ.)
Информация об авторе:
Акимов Сергей Сергеевич, кандидат искусствоведения, педагог дополнительного образования, МБУ ДО Школа искусств и ремесел имени А.С. Пушкина «Изограф», Нижний Новгород, Российская Федерация, ss.akimov@mail.ru, https://orcid.org/0009-0008-3806-2027, SPIN-код (РИНЦ): 4507-0199.
Information about the author:
Sergey Sergeevich Akimov, Cand. Sc. (Art History), Supplementary Education Teacher, A.S. Pushkin School of Arts and Crafts “Izograph”, Nizhny Novgorod, Russian Federation, ss.akimov@mail.ru, https://orcid.org/0009-0008-3806-2027, SPIN-код (РИНЦ): 4507-0199.
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
The author declares that there is no conflict of interest.
Статья поступила в редакцию 25.03.2024; одобрена после рецензирования 17.04.2024; принята к публикации 19.04.2024.
The article was received by the editorial board on 25 March 2024; approved after reviewing on 17 April 2024; accepted for publication on 19 April 2024.