Научная статья на тему '"КНЯЗЬ ПЕЙЗАЖИСТОВ" В РОССИИ: НОВЫЕ ДАННЫЕ О РАБОТАХ Б.К. КУККУКА В ИМПЕРАТОРСКИХИ ЧАСТНЫХ КОЛЛЕКЦИЯХ'

"КНЯЗЬ ПЕЙЗАЖИСТОВ" В РОССИИ: НОВЫЕ ДАННЫЕ О РАБОТАХ Б.К. КУККУКА В ИМПЕРАТОРСКИХИ ЧАСТНЫХ КОЛЛЕКЦИЯХ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
33
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
19 ВЕК / Б. К. КУККУК / КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ / РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ / ГОЛЛАНДИЯ / ПЕЙЗАЖ / ЖИВОПИСЬ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Костыря Максим Алексеевич

В статье приводятся новые сведения о коллекционировании картин Б. К. Куккука в Российской империи и их дальнейшей судьбе. Баренд Корнелис Куккук (1803-1862) был крупнейшим мастером голландского романтического пейзажа. Художник достиг европейской славы, современники называли его «Князем пейзажистов». Б. К. Куккук был избран почётным членом нескольких европейских Академий художеств (в том числе Санкт-Петербургской). Творчество Куккука было очень популярно в России, где в императорских и частных собраниях находилось несколько десятков его работ. Однако вскоре после смерти мастер был забыт. Долгие годы Б. К. Куккук был известен лишь узкому кругу специалистов. Во второй половине ХХ в. имя пейзажиста возвратилось из исторического небытия, но едва ли и сейчас можно сказать, что известность Куккука соответствует высокому художественному качеству его работ. Первое знакомство россиян с творчеством Куккука состоялось в 1839 г. В апреле этого года цесаревич Александр Николаевич приехал в Гаагу. Там он заказал Куккуку один из самых больших в его творчестве пейзажей. Картина находилась в собрании императорской семьи до 1917 г., а затем оказалась за рубежом. Долгие годы полотно считалось утраченным. Но его история на этом не закончилась: пейзаж Куккука был обнаружен автором в собрании Новокузнецкого художественного музея. Нам также удалось прояснить историю других картин Куккука из коллекций членов императорской фамилии и российских аристократов: например, из собрания Великой княгини Марии Николаевны и Дмитрия Петровича Боткина. Судьбы всех этих картин были неизвестны учёным, включая Фридриха Гориссена - автора полного каталога творчества Куккука. Кроме того, статья содержит попытку реконструкции истории создания картины «Пейзаж со стадом» (1847, Государственная Третьяковская галерея) Михаила Спиридоновича Эрасси (1823-1898), являющейся копией пейзажа Куккука из российского частного собрания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“THE PRINCE OF LANDSCAPE PAINTERS” IN RUSSIA: NEW DATA ON THE WORKS OF B.C. KOEKKOEK IN IMPERIAL AND PRIVATE COLLECTIONS

The article provides new information on the collecting of paintings by B. C. Koekkoek in the Russian Empire and their fate. Barend Cornelis Koekkoek (1803-1862) was the greatest master of the romantic landscape in the Netherlands. Contemporaries called him “The Рrince of Landscape Painters”, his works had phenomenal success. B. C. Koekkoek was elected an honorary member of several European Academies of Arts (including St. Petersburg Imperial Academy of Arts). However, soon after his death the master was forgotten. For many years B. C. Koekkoek was known only to a narrow circle of specialists. Only in the second half of the 20th century the name of the painter returned from historical non-existence. The first acquaintance of the Russians with the work of B. C. Koekkoek took place in 1839, when being in The Hague, Cesarevich Alexander Nikolayevich ordered B. C. Koekkoek one of the largest paintings in the painter’s oeuvre. The picture was in the collection of the Imperial family until 1917, and then it ended up abroad. For many years, the canvas was considered lost. But its story has not ended: the landscape by B. C. Koekkoek was discovered by the author of the article in the Novokuznetsk Art Museum. We also managed to clarify the history of the other paintings by B. C. Koekkoek from the collections of members of the Imperial family and Russian aristocrats: for example, from the collections of Grand Duchess Maria Nikolaevna and Dmitry Petrovich Botkin. The fate of these paintings was unknown to art historians, including Friedrich Gorissen - author of B. C. Koekkoek’s catalogue raisonne. In addition, the article attempts the reconstruction of the history of “Landscape with a Herd” (1847, State Tretyakov Gallery, Moscow) by Mikhail Spiridonovich Erassi (1823-1898), a copy of the landscape by B. C. Koekkoek from the Russian private collection.

Текст научной работы на тему «"КНЯЗЬ ПЕЙЗАЖИСТОВ" В РОССИИ: НОВЫЕ ДАННЫЕ О РАБОТАХ Б.К. КУККУКА В ИМПЕРАТОРСКИХИ ЧАСТНЫХ КОЛЛЕКЦИЯХ»

УДК: 75.047

ББК: 85.147

Б01: 10.18688/аа2212-03-18

М. А. Костыря

«Князь пейзажистов» в России: новые данные

0 работах Б. К. Куккука в императорских и частных коллекциях

Баренд Корнелис Куккук (1803-1862) был крупнейшим мастером голландского романтического пейзажа1. Художник достиг общеевропейской славы, современники называли его «Князем пейзажистов». Иметь его работы в своих коллекциях почитали за честь монархи, аристократы, купцы. Б. К. Куккук был избран почётным членом нескольких европейских Академий художеств (в том числе Санкт-Петербургской), стал кавалером высших государственных орденов.

Сохранившиеся документы свидетельствуют о том, что первое знакомство россиян с творчеством Баренда Корнелиса Куккука состоялось в 1839 г. В апреле этого года наследник престола Александр Николаевич, совершавший путешествие по Европе, приехал в Гаагу. Находившийся в свите цесаревича его воспитатель поэт Василий Андреевич Жуковский подружился с адъютантом принца Фредерика Нидерландского полковником Александром де Сева, который владел собранием картин новых мастеров. После посещения дома полковника 26 марта 1839 г. Жуковский записал в дневнике: «К Сева. У него картина Гукгука (орфография оригинала сохранена. — М. К.). Внутренность леса с огромным деревом» [7, с. 474]. Возможно, находясь под впечатлением от картины, Жуковский посоветовал наследнику обратить внимание на работы Куккука и даже сделать ему заказ. Однако Александр Николаевич мог и сам оценить творчество голландского пейзажиста. В 1839 г. для принца Виллема Оранского Куккук исполнил большую картину «Лесной пейзаж с животными». Во время посещения своего дяди в Гааге, наследник мог видеть это полотно. Как бы то ни было, Александр Николаевич заказал Куккуку пандан к нему.

Этот, один из самых больших в творчестве Куккука, пейзаж (176x161 см), изображал чащу леса с животными на первом плане. Он был выставлен в Клеве и Гааге в июне 1840 г. В том же году пейзаж был доставлен в Санкт-Петербург. Художник получил за него 6000 гульденов2.

Судя по акварели Эдуарда Гау (Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), пейзаж Куккука в 1840-1850-е гг. висел в Арсенальной (Бильярдной) комнате наследника пре-

1 Данная статья является частью научного книжного проекта мецената Игоря Адольфовича Мина-кова и посвящается его светлой памяти. Все материалы, изложенные в докладе, находятся под защитой ©Издатель И. А. Минаков

2 РГИА. Ф. 522. Оп. 1. Д. 21. Л. 30об., 31.

стола. Видеть эту работу могли не только обитатели и гости Зимнего дворца — Александр Николаевич предоставлял её на выставки, устраиваемые Императорской Академией художеств. Вероятно, именно эта картина под названием «Лес» находилась на выставке 1846 г. Критик Нестор Васильевич Кукольник в своём обзоре выставки заметил: «Лес с коровами голландского художника Куккука, что называется, хорошая вещь» [11, с. 244]. Автор рецензии в журнале «Отечественные записки» был более сдержан: «"Лес", голландца Куккука, зелен, свеж и сочен, но, может быть, слишком сочен и зелен. Подробности деревьев переданы удивительно, вообще вся картина очень хороша ... жаль, воздуха и света мало, особенно воздуха» [4, с. 57]. На публику картина произвела сильное впечатление. Граф Михаил Дмитриевич Бутурлин спустя четверть века (!) вспоминал, как увидел тогда в первый раз «волшебные, так сказать, пейзажи швейцарца Калама и голландца Куккука». Восхитившись «неимоверной иллюзией» природных эффектов у Калама, мемуарист затем отмечал: «В другом совершенно жанре писал Куккук. Искусство его направлено было на лесные чащи. В деревьях его надо было дивиться механизму кисти, выделывавшей мелкие детали листьев, без ущерба общему эффекту» [8, с. 572]. В свете подобных отзывов отнюдь не кажется случайным, что через пять лет, в 1851 г., картина Куккука, названная «Ландшафт с животными», снова фигурировала на академической выставке [15].

В какой-то момент полотно перешло в собственность супруги Александра Николаевича, великой княгини, а затем императрицы Марии Александровны (1824-1880). В «Комнатной описи по Малиновому кабинету Государыни Императрицы Марии Александровны» под № 176 в указан «Пейзаж. На переднем плане у ручья под дубами видны пастухи со стадом коров. Пис. на холсте. Раб. Кукукъ. 39 5/8x36 [вершков. — М. К.]»3. В конце 1860-х гг. по неизвестным причинам полотно было перемещено в кладовую Императорского Эрмитажа4

После переворота 1917 г. этот пейзаж Куккука (как и несколько других его работ) был продан советскими властями. Сохранились сведения, что в 1938 г. он проходил через дюссельдорфский антиквариат Паффрата, и тогда же оказался в частном собрании Ханса Беренса (1879-1938) в Гере. Коллекция Беренса в 1953 г. стала собственностью Германской Демократической Республики и была передана в Художественный музей города Гера. Однако пейзажа Куккука среди других картин там не оказалось. Долгие годы полотно считалось утраченным, его судьба была неизвестна специалистам, включая и Фридриха Гориссена — составителя полного каталога живописи Куккука [16, 8. 46].

В ходе работы над монографией о художнике нам удалось установить, что шедевр Куккука сохранился и находится сейчас в Новокузнецком художественном музее. Картина, попавшая в собрание в 1956 г. из ресторана (!), получила название «У ручья»5. Размышляя о том, как полотно голландского художника могло попасть в этот сибирский город, можно предположить, что после 1953 г. пейзаж был либо похищен, либо подарен

3 АГЭ. Ф. I. Оп. VI, лит. Б. Д. 2а. Л. 2.

4 РГИА. Ф. 540. Оп. 1. Д. 145. Л. 21.

5 Я приношу глубокую благодарность старшему научному сотруднику Государственного Эрмитажа Алексею Олеговичу Ларионову и главному хранителю Новокузнецкого художественного музея Вере Александровне Бурлаковой за сведения об этом полотне.

кому-нибудь из советских военных или гражданских лиц, а затем увезён в СССР. Так, первый российский Куккук вернулся на свою вторую родину.

Вероятно, появление в императорской коллекции (а также на выставках в Академии) великолепного полотна Куккука привлекло внимание к искусству пейзажиста со стороны русских коллекционеров. Во второй половине 1840-х-начале 1850-х гг. за границей ими было приобретено несколько значительных произведений художника.

Высшей точкой популярности Куккука в России можно назвать 1861 г., когда на выставке в Академии художеств было представлено рекордное число его картин — 7. Три из них принадлежали купцам: «Замок над долиной» (№ 249) — Михаилу Ивановичу Якунчикову (1816-1869), «Зимний ландшафт» (№ 250) — Феодору Павловичу Родока-наки (1797-1882) и «Деревня в лесистой местности» (№ 254) — Василию Федуловичу Громову (?-1882). «Вид долины на берегу моря» (№ 253) дал на выставку Виктор Афанасьевич Абаза (1831-1898) — историк и военный педагог. «Лесная чаща» (№ 252) была собственностью князя А. В. Голицына. Картина «Река между лесом и берегом с мельницей» (№ 251) из собрания полковника Лейб-гвардии Кавалергардского полка Дмитрия Ивановича Нарышкина (1812-1866), была выделена в каталоге особо. После её названия было указано: «Писано в 1837 году для короля Голландского».

К сожалению, информация о дальнейшей судьбе есть только по картине, принадлежавшей М. И. Якунчикову. После смерти владельца эта работа вместе с парным ей «Пейзажем» (обе исполнены в 1852 г., 33x45 см), была продана на аукционе в парижском Отеле Друо в апреле 1870 г. Об остальных упомянутых выше полотнах сведений нет.

Кроме частных лиц, на выставку представили картины и члены императорской фамилии. Под № 688 в каталоге указан пейзаж Куккука «Мельница и мост в ущелье» из собрания Великой княгини Марии Николаевны (1819-1876). Старшая дочь Николая I не просто, по мнению современников, отличалась «необыкновенно тонким пониманием в живописи и скульптуре», но и долгие годы (1852-1876) занимала посты президента Академии художеств и председателя Общества поощрения художников [9, с. 263]. Она обладала великолепной коллекцией произведений искусства, включавшей картины как старых, так и современных мастеров. Работу Куккука, принадлежавшую Марии Николаевне, как кажется, нам удалось найти. По нашему мнению, её можно отождествить с «Пейзажем» из собрания Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (1856, Инв. № Ж-4572). На этом полотне присутствуют все мотивы, указанные в старом названии произведения: ущелье, мельница и мост. К сожалению, отсутствие сведений о происхождении московской картины не позволяет более подробно обосновать эту гипотезу [14].

Вероятно, после успеха работ Куккука на выставке, академические власти решили оказать мастеру особые почести. На заседании 3 сентября 1861 г. Совет Императорской Академии художеств «в уважение любви и познаний в художествах признал Почетным Вольным общником академии» Баренда Корнелиса Куккука. Вместе с ним это звание получили такие известные деятели искусств, как художник Андреас Ахенбах, директор Картинной галереи Королевских музеев в Берлине Густав Фридрих Вааген, писатель и критик Теофиль Готье6. Куккуку был вручён диплом № 1873, в феврале 1862 г. ото-

6 РГИА. Ф. 789. Оп. 3. Д. 123-б. Л. 1,1об.

сланный в Клеве7. Второй экземпляр диплома хранится в Российском государственном историческом архиве в фонде Императорской Академии художеств8.

В Москве также не остались равнодушны к творчеству художника. Критик Николай фон Крузе, обозревая выставку 1859 г. в Московском училище живописи и ваяния, писал: «Три пейзажа Куккука превосходны по своей общей гармонии, легкости красок и верности натуре. Как хорошо выдержаны характеры деревьев и как приятен тон картин! Куккук истинный художник, у него не найдете вы неприятных блёсток, дисгармонических пятен, также мелочной отделки. Оттого истинный знаток с наслаждением останавливается перед его произведениями, вполне замечательными» [10]. Схожее мнение высказывал в рецензии на выставку 1865 г. в Обществе любителей художеств известный скульптор и художественный критик Николай Александрович Рамазанов: «Куккук со своим маленьким «Пейзажиком» (№ 18), как и всегда, привлекателен, хотя этот небольшой вид на Рейне и не из лучших этого большого мастера» [13, с. 539].

К сожалению, невозможно сказать, из каких коллекций происходили вышеупомянутые картины. Возможно, они принадлежали купцу Дмитрию Петровичу Боткину (1829-1889), известному ценителю живописи, члену Совета Московского училища живописи и ваяния, почетному члену Академии художеств. В 1857 г. в Петербурге у торговца Палацци Боткин приобрёл две картины Б. К. Куккука — «Берега Рейна» (1845) и «Лес» (1853). Судьба последней работы неизвестна, а вот пейзаж «Берега Рейна», как нам удалось установить, попал в Германию, где под уточнённым названием «Байль-штайн на Мозеле» находился в кёльнских коллекциях приблизительно с 1921 по 1950 г. Затем он был приобретён правительством ФРГ и преподнесён в подарок британскому генералу Брайану Хуберту Робертсону (1896-1974) — члену Союзнического Контрольного совета [16, 8. 64].

Упомянутые в рецензиях картины также могли происходить из знаменитой галереи Василия Александровича Кокорева (1817-1889) — одной из лучших в Москве того времени. Для размещения своих художественных сокровищ этот богатейший купец и меценат построил в Трехсвятительском переулке первое частное специальное музейное здание в городе [5, с. 36]. Галерея открылась в 1862 г. и была доступна для посещения всеми желающими. Согласно каталогу 1863 г., в собрании Кокорева имелось четыре картины Б. К. Куккука, который был охарактеризован как «один из знаменитейших пейзажистов настоящего времени». Лучшей работой, несомненно, был «Лес» — «громадный пейзаж, (2 аршина 4 вершка — 2 аршина 7 вершков), по всей вероятности, одно из капитальнейших произведений мастера». В галерее было ещё три пейзажа Куккука: «Стадо, переходящее через мост», «Пейзаж с коровами» («Картина освещена яркими лучами восходящего солнца») и «Пейзаж с фигурами» [2, с. 70]. Увы, Кокоревская галерея просуществовала недолго. Через несколько лет владелец был вынужден распродать своё собрание, и следы картин Куккука затерялись.

За большевистским переворотом 1917 г. последовала национализация частных собраний. Художественные ценности из них обычно передавались в Государственный

7 РГИА. Ф. 789. Оп. 3. Д. 123-б. Л. 39, 39об, 44.

8 РГИА. Ф. 789. Оп.3. Д. 123-б. Л. 29.

Эрмитаж или в Государственный музейный фонд. Далее они распределялись по различным музеям страны. Не избежали этой участи и работы Куккука. Приведём лишь некоторые примеры. Картина Б. К. Куккука «Пейзаж с водопадом» (1844) из собрания члена Государственного Совета Петра Павловича Дурново (1835-1919) поступила в Эрмитаж, а из него — в Краснодарский краевой художественный музей имени Ф. А. Коваленко [12, с. 167]. В 1920 г. в Эрмитаж из Государственного музейного фонда были переданы две картины Б. К. Куккука: «Вид парка» (1835), ранее находившийся в петроградском собрании купца 1-й гильдии Михаила Петровича Гренстранда, и «Дорога среди деревьев» (1854) из неизвестной коллекции (К. К. фон Фелейзена?) [3, с. 143-145]. В 1927 г. «Лесной пейзаж» Б. К. Куккука из коллекции Александра Михайловича Горчакова (17981883) был передан в Омский музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля9.

К сожалению, сохранить богатое наследие Куккуков в России полностью не удалось. Какие-то произведения, вероятно, погибли в годы Гражданской войны, что-то могло быть вывезено эмигрантами. Но даже то, что попало в государственные музеи, не оказалось в безопасности. Во время сталинских распродаж художественных ценностей (1929-1934) несколько картин Б. К. Куккука были проданы за границу через контору «Антиквариат».

Как было сказано выше, покинуло Россию полотно Куккука, принадлежавшее наследнику престола великому князю Александру Николаевичу. Из Эрмитажа в «Антиквариат» была выдана картина «Дорога в лесу», происходящая из Фонтанного дома Шереметевых [12, с. 176]. Вероятно, эта картина под названием «Пейзаж с дорогой по краю оврага» (1846. Д., м. 70x90 см) была указана в Акте о выдаче от 11 мая 1929 г. [6, с. 194]. Картина Б. К. Куккука «Ветер», возможно из коллекции Краузольда, была продана в 1928 г. на аукционе «Лепке» в Берлине за 480 марок (220 рублей 80 копеек) [6, с. 37, 82]. Неизвестна судьба двух картин Куккука из Юсуповского дворца («Пейзаж с развалинами» и «Лесной пейзаж»), в 1925 г. поступивших в Эрмитаж10. Вероятно, они тоже были проданы.

Из этого печального списка есть только одно счастливое исключение. «Охотничий натюрморт» Б. К. Куккука и Эжена Вербукховена, принадлежавший А. М. Горчакову, поступил в Эрмитаж и был выдан в 1929 г. в «Антиквариат». Однако в Берлине картину не купили, и она была возвращена в музей в 1933 г. [6, с. 202, 474].

Возможно, какие-то картины семейства Куккуков, находящиеся сейчас в российских музеях, принадлежат к числу трофейных произведений искусства, вывезенных из Германии после Великой Отечественной войны. Однако с уверенностью можно говорить лишь об одном таком случае — картине, исполненной для наследника престола великого князя Александра Николаевича. Ей выпала уникальная роль дважды попасть в Россию: в качестве первой и последней работы Баренда Корнелиса Куккука в отечественных собраниях.

В завершение этой статьи хотелось бы остановиться ещё на одном интересном аспекте указанной темы — Куккук и русские художники.

9 АГЭ. Ф. 1. Оп. 5. Д. 371. Л. 25, 26; Ф. 1. Оп. 5. Д. 649. 1927. Л. 88, 88об.

10 АГЭ. Ф. 1. Оп. 5. Д. 526. Л. 87об. № 265, 267.

Куккук, в 1840-50-е гг. несомненно, был живописцем «модным», и его работы должны были пользоваться известностью не только среди коллекционеров, но и среди художников, не желавших отставать от времени. Нам стал известен пример непосредственного копирования картины Куккука русским мастером. Этим художником стал Михаил Спиридонович Эрасси (1823-1898) — племянник и один из последних учеников Алексея Гавриловича Венецианова (1780-1847). В письме, направленном в Комитет Общества поощрения художников 4 декабря 1846 г., Венецианов пишет о Михаиле, определённом в 1846 г. в Академию художеств вольноприходящим учеником: «Теперь он в первый раз копирует пейзаж Куккука и ходит в академический гипсовый класс» [1, с. 206]. Едва ли сам Венецианов выбрал картину голландского мастера для копирования. Скорее можно предположить, что это произошло по совету Максима Никифоровича Воробьева (17871855), под руководством которого Эрасси учился в пейзажном классе. Видный представитель романтической школы, Воробьев должен был ценить творчество позднего романтика Куккука. Письмо Венецианова художественному критику, издателю «Журнала изящных искусств» Василию Ивановичу Григоровичу (1786/87-1865), датированное январём 1847 г., содержит следующую фразу: «Хотелось бы знать, видели ли Вы копию Эраси с Кукука — я ему велел её выставить на экзамен и к Вам принести» [1, с. 145].

Эта копия, получившая название «Пейзаж со стадом» (1847, 60x72 см), ныне хранится в Государственной Третьяковской галерее. Она почти полностью (разница в размерах — несколько сантиметров) совпадает с полотном Куккука «Пейзаж с водяной мельницей и крестьянами, гонящими скот» (Энсхеде, Рейксмюсеум Твенте). Однако картина из голландского музея датирована 1852 годом. Очевидно, что в Петербурге находился более ранний вариант произведения, который и был избран в качестве образца. Можно предположить, что это была упоминавшаяся выше картина из собрания Д. И. Нарышкина «Река между лесом и берегом с мельницей». Если эта работа действительно была написана в 1837 г. для голландского короля Виллема I (как сказано в каталоге выставки), то после его смерти в 1843 г. она могла вскоре оказаться в России. К сожалению, установить дальнейшую судьбу этого произведения пока не удалось.

Итак, можно констатировать, что творчество Баренда Корнелиса Куккука было очень популярно в России, где в императорских и частных собраниях находилось несколько десятков его работ. Судьбу некоторых из них удалось установить, однако много работ мастера в российских музеях ещё ожидает своих исследователей.

Литература

1. Алексей Гаврилович Венецианов. Статьи. Письма. Современники о художнике / Сост. и вступ.ста-тья А. В. Корниловой. — Л.: Искусство, 1980. — 391 с.

2. Андреев А. П. Указатель картин и художественных произведений галереи В. А. Кокорева. — М.: Тип. Лазаревского ин-та восточных языков, 1863. — 89 с.

3. Асварищ Б. И. Государственный Эрмитаж. Бельгийская и голландская живопись Х1Х-ХХ веков. Каталог коллекции. — СПб.: Изд-во ГЭ, 2012. — 192 с.

4. Выставка Императорской Санкт-Петербургской Академии художеств в 1846 году // Отечественные записки. — 1846. — Т. ХШ. — С. 53-58.

5. Государственная Третьяковская галерея. Очерки истории 1856-1917 / Отв. ред. Я. В. Брук. — Л.: Художник РСФСР, 1981. — 351 с.

6. Государственный Эрмитаж. Музейные распродажи 1928-1929. Архивные документы / Сост. Е. Ю. Соломаха. — СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2006. — 531 с.

7. Дневники В. А. Жуковского / Прим. И. А. Бычкова. — СПб., 1901. — 536 с.

8. Записки графа М. Д. Бутурлина // Русский архив. — 1897. — Кн. III. — Вып. 12. — С. 517-597.

9. Кириченко Е. И. Президенты Императорской Академии художеств. — М.: Индрик, 2008 — 432 с.

10. Крузе Н., фон. Художественная выставка в залах московского Училища живописи и ваяния // Московские ведомости. — 1859. — 30 января.

11. Кукольник Н. В. Выставка в Императорской Академии художеств 1845/1846 г. // Иллюстрация. — 1846. — № 16. — С. 243-245.

12. Мокина Т. М. Список картин из частных собраний, выданных из фондов Эрмитажа в советский период // Вопросы музеологии. — 2015. — № 1. — С. 162-180.

13. Рамазанов Н. А. Материалы для истории художеств в России. Статьи и воспоминания / Сост., авт. вступ. ст. и примеч. Н. С. Беляев. — СПб.: БАН, 2014. — 784 с.

14. Указатель собранию картин и редких произведений художества, принадлежащих членам императорского дома и частным лицам Петербурга. — СПб.: Тип. Гогенфельдена и К, 1861. — 138 с.

15. Указатель художественной выставки редких вещей, принадлежащих частным лицам. — СПб.: Тип. И. Глазунова, 1851. — 74 с.

16. Gorissen F. B. C. Koekkoek (1803-1862) Werkverzeichnis der Gemälde. — Düsseldorf: Rheinland Verlag, 1962. — 362 S.

Название статьи. «Князь пейзажистов» в России: новые данные о работах Б. К. Куккука в императорских и частных коллекциях

Сведения об авторе. Костыря, Максим Алексеевич — кандидат искусствоведения, доцент. Санкт-Петербургский государственный университет, Университетская наб., 7-9, Санкт-Петербург, Российская Федерация, 199034. mkostyrya@gmail.com 0RCID:0000-0003-3728-4003

Аннотация. В статье приводятся новые сведения о коллекционировании картин Б. К. Куккука в Российской империи и их дальнейшей судьбе. Баренд Корнелис Куккук (1803-1862) был крупнейшим мастером голландского романтического пейзажа. Художник достиг европейской славы, современники называли его «Князем пейзажистов». Б. К. Куккук был избран почётным членом нескольких европейских Академий художеств (в том числе Санкт-Петербургской). Творчество Куккука было очень популярно в России, где в императорских и частных собраниях находилось несколько десятков его работ. Однако вскоре после смерти мастер был забыт. Долгие годы Б. К. Куккук был известен лишь узкому кругу специалистов. Во второй половине ХХ в. имя пейзажиста возвратилось из исторического небытия, но едва ли и сейчас можно сказать, что известность Куккука соответствует высокому художественному качеству его работ. Первое знакомство россиян с творчеством Куккука состоялось в 1839 г. В апреле этого года цесаревич Александр Николаевич приехал в Гаагу. Там он заказал Куккуку один из самых больших в его творчестве пейзажей. Картина находилась в собрании императорской семьи до 1917 г., а затем оказалась за рубежом. Долгие годы полотно считалось утраченным. Но его история на этом не закончилась: пейзаж Куккука был обнаружен автором в собрании Новокузнецкого художественного музея. Нам также удалось прояснить историю других картин Куккука из коллекций членов императорской фамилии и российских аристократов: например, из собрания Великой княгини Марии Николаевны и Дмитрия Петровича Боткина. Судьбы всех этих картин были неизвестны учёным, включая Фридриха Гориссена — автора полного каталога творчества Куккука. Кроме того, статья содержит попытку реконструкции истории создания картины «Пейзаж со стадом» (1847, Государственная Третьяковская галерея) Михаила Спиридоновича Эрасси (1823-1898), являющейся копией пейзажа Куккука из российского частного собрания.

Ключевые слова: 19 век, Б. К. Куккук, коллекционирование, Российская империя, Голландия, пейзаж, живопись

Title. "The Prince of Landscape Painters" in Russia: New Data on the Works of B. C. Koekkoek in Imperial and Private Collections

Author. Kostyria, Maksim A. — Ph. D., associate professor. St Petersburg State University, Universitetskaia nab., 7-9, 199034 St Petersburg, Russian Federation. mkostyrya@gmail.com ORCID: 0000-0003-3728-4003

Abstract. The article provides new information on the collecting of paintings by B. C. Koekkoek in the Russian Empire and their fate. Barend Cornelis Koekkoek (1803-1862) was the greatest master of the romantic landscape in the Netherlands. Contemporaries called him "The Prince of Landscape Painters", his works had phenomenal success. B. C. Koekkoek was elected an honorary member of several European Academies of Arts (including St. Petersburg Imperial Academy of Arts). However, soon after his death the master was forgotten. For many years B. C. Koekkoek was known only to a narrow circle of specialists. Only in the second half of the 20th century the name of the painter returned from historical non-existence. The first acquaintance of the Russians with the work of B. C. Koekkoek took place in 1839, when being in The Hague, Cesarevich Alexander Nikolayevich ordered B. C. Koekkoek one of the largest paintings in the painter's oeuvre. The picture was in the collection of the Imperial family until 1917, and then it ended up abroad. For many years, the canvas was considered lost. But its story has not ended: the landscape by B. C. Koekkoek was discovered by the author of the article in the Novokuznetsk Art Museum. We also managed to clarify the history of the other paintings by B. C. Koekkoek from the collections of members of the Imperial family and Russian aristocrats: for example, from the collections of Grand Duchess Maria Nikolaevna and Dmitry Petrovich Botkin. The fate of these paintings was unknown to art historians, including Friedrich Gorissen — author of B. C. Koekkoek's catalogue raisonne. In addition, the article attempts the reconstruction of the history of "Landscape with a Herd" (1847, State Tretyakov Gallery, Moscow) by Mikhail Spiridonovich Erassi (1823-1898), a copy of the landscape by B. C. Koekkoek from the Russian private collection.

Keywords: 19th century, B. C. Koekkoek, art collecting, Russian Empire, The Netherlands, landscape, painting

References

Andreev A. P. Ukazatel' kartin i khudozhestvennykh proizvedenii galerei V. A. Kokoreva (Index of Paintings and Works of Art of V. A. Kokorev Gallery). Moscow, Lazarev Institute of Oriental Languages Publ., 1863. 89 p. (in Russian).

Asvarishch B. I. Gosudarstvennyi Ermitazh. Belgiiskaia i gollandskaia zhivopis' XIX-XX vekov. Katalog kollektsii (The State HermitageMuseum. Belgian and Dutch Painting of the 19th-20th Centuries. Collection Catalogue). St. Petersburg, The State Hermitage Museum Publ., 2012. 192 p. (in Russian).

Bol'she chem romantizm. Russkaia i gollandskaia zhivopis' pervoi poloviny XIX veka. Katalog vystavki (More than Romanticism. Russian and Dutch Painting of the First Half of the 19th Century. Exhibition Catalogue). Moscow, State Tretyakov Gallery Publ., 2013. 192 p. (in Russian).

Fuchs R. H. Dutch Painting. New York and Toronto, Oxford University Publ., 1978. 216 p.

Gorissen F. B. C. Koekkoek (1803-1862) Werkverzeichnis der Gemälde. Düsseldorf, Rheinland Verlag Publ., 1962. 362 p. (in German).

Honour H. Romanticism. London, Penguin Books Publ., 1981. 415 p.

Kornilova A. V. (ed.). Aleksei Gavrilovich Venetsianov. Stat'i. Pisma. Sovremenniki o khudozhnike (Alexey Gavrilovich Venetsianov. Articles. Letters. Contemporaries about the Artist). Leningrad, Iskusstvo Publ., 1980. 391 p. (in Russian).

Kukol'nik N. V. Izbrannye trudy po istorii izobrazitelnogo iskusstva i arkhitektury; Domenikino: tragediia (Selected Works on the History of Fine Arts and Architecture; Domenichino: Tragedy). St. Petersburg, Library of the Academy of Sciences Publ., 2013. 464 p. (in Russian).

Mokina T. M. List of Paintings from Private Collections Lent from the Hermitage Funds during the Soviet Period. Voprosy muzeologii (The Issues of Museology), 2015, vol. 1, pp. 162-180 (in Russian).

Nollert A. (ed.). Barend Cornelis Koekkoek (1803—1862) Prinz der Landschaftsmaler. Katalog der Ausstellung im Dordrechts Museum und im Museum Haus Koekkoek, Kleve. Zwolle, Waanders Publ., 1997. 159 p. (in German).

Novotny F. Painting and Sculpture in Europe, 1780-1880. London and New Haven, Yale University Press, 1992. 483 p.

Ramazanov N. A. Materialy dlia istorii khudozhestv v Rossii. Stat'i i vospominaniia (Materials for the History of Arts in Russia. Articles and Memoirs). St. Petersburg, Library of the Academy of Sciences Publ., 2014. 784 p. (in Russian).

Sarab'ianov D. V. Rossiia i Zapad. Istoriko-khudozhestvennye sviazi : XVIII — nachalo XX veka (Russia and the West. Historical and Artistic Connections: 18th — Early 20th Century). Moscow, Iskusstvo-XXI vek, 2003. 296 p. (in Russian).

Solomakha E. Iu. (ed.). Gosudarstvennyi Ermitazh. Muzeinye rasprodazhi 1928-1929. Arkhivnye dokumenty (State Hermitage. Museum Sales 1928-1929. Archival Documents). St. Petersburg, The State Hermitage Museum Publ., 2006. 531 p. (in Russian).

Zhukovskii V. A. Polnoe sobranie sochinenii ipisem v 20 tomakh (Complete Works and Letters in 20 volumes), vol. 14. Moscow, Iazyki slavianskikh kul'tur Publ., 2004. 768 p. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.