УДК 346.546.4
Корниенко Анна Вячеславовна Кубанский государственный университет Юридический факультет им. А.А. Хмырова
Россия, Краснодар [email protected] Komienko Anna Vacheslavovna Kuban State University Faculty of law A. A. Khmyrova Russia, Krasnodar
КАРТЕЛЬНЫЕ СОГЛАШЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В
УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ Аннотация: данная статья посвящена понятийно-сущностной характеристике картельных соглашений. В рамках научной работы рассматривается влияние пандемии COVID-19 на конкуренцию в стране. Анализируется судебная практика во взаимодействии с доктриной.
Ключевые слова: предпринимательское право, конкуренция, ограничение конкуренции, картель, картельное соглашение, пандемия.
CARTEL AGREEMENTS IN THE RUSSIAN FEDERATION IN THE
CONTEXT OF A PANDEMIC Annotation: this article is devoted to the conceptual and essential characteristics of cartel agreements. The research paper examines the impact of the COVID-19 pandemic on competition in the country. The article analyzes judicial practice in interaction with the doctrine.
Key words: entrepreneurial law, competition, restriction of competition, cartel, cartel agreement, pandemic.
На сегодняшний день мировое конкурентное сообщество сталкивается с беспрецедентными социальными и экономическими проблемами, связанными со вспышкой пандемии коронавируса нового типа СОУГО-19. Такую характеристику данная инфекция получила от Всемирной Организации Здравоохранения, которая нарекла ее чрезвычайной международной ситуацией [1]. Антимонопольным органам приходится незамедлительно реагировать на изменения, связанные с СОУГО-19, особенно на тех рынках, которые имеют важное значение для бесперебойного функционирования национальных экономик.
Развитие картельных соглашений берет верх во всех сферах жизнедеятельности человека. Мировым конкурентным сообществом признается необходимость внесения изменений в свою каждодневную работу, направленных на поиск баланса между оказанием содействия бизнесу, который вынужден работать в кризисных условиях, и поддержкой граждан, а именно недопущение повышения цен и дефицита товаров первой необходимости.
Между тем, современные российские субъекты предпринимательской деятельности зачастую предпочитают не состязаться, а договариваться между собой, что значительно прибавляет работы для антимонопольных органов в связи с ситуацией пандемии в стране. Отсюда, одним из наиболее распространенных нарушений является заключение ограничивающих конкуренцию соглашений, предусматривающих согласованные действия хозяйствующих субъектов. Особенно недобросовестными по утверждению руководителя ФАС России Артемьева И. выступают компании, занимающиеся производством лекарственных препаратов, а также продуктов питания и нефтью [2]. Со времен интервью ситуация лишь ухудшилась.
Стоит отметить, что само по себе картельное соглашение, по мнению Лаптева В.А., - это договорная форма объединения субъектов предпринимательской деятельности, участники которой сохраняя финансовую, производственную и коммерческую самостоятельность определяют общую
сбытовую политику и ценообразование с целью расширения сферы влияния на товарных рынках [3].
Не даром в российском законодательстве приветствуется трактовка именно соглашений, а не договоров. Соглашение является более широким понятием, нежели понятие гражданско-правового договора. Под договором с точки зрения ст. 420 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей [4]. Как и договор, соглашение предполагает согласованную и изъявленную волю сторон, вместе с тем не обязательно направленную на создание правовых последствий, но всегда на осуществление предпринимательской деятельности. Если гражданско-правовое договоры могут отмечаться специальными правовыми обязательствами, то для соглашений, подпадающих под запреты картельного права, достаточным будет обязательство фактического характера [6].
Подводя итог выше сказанному, стоит заметить, что содержание договора составляют права и обязанности, которые не должны противоречить законодательству, а соглашение об ограничении конкуренции в свою очередь обладает признаками, указанными в качестве запрещенных в Законе О Защите конкуренции (ч. 1 ст. 11) [5], то есть представляет собой разновидность правонарушения. Следовательно, соглашение в соответствии со ст. 153 ГК РФ [4] не может быть договором, однако представляет собой разновидность некоего коллективного действия, имеющего значение для антимонопольного правоприменения, то есть юридический факт конкурентного, административного и уголовного права.
Основными признаками картельных соглашений являются условия, на которых заключается само соглашение и на основании которых происходит ограничение конкуренции, а также исполнение данных условий, которые влекут за собой негативные последствия для экономики в целом[7]. Егорова М.А. считает, что целевая направленность картеля имеет принципиальное значение для его квалификации в качестве нарушения антимонопольного
законодательства и позволяет отграничить его от иных (законных, правомерных) форм рыночного сотрудничества конкурентов [8].
С точки зрения Кинева А. Ю., самым распространенным видом картельных соглашений является ценовой картель [7]. Его условия - это установление и поддержание цен. Предметом данного соглашения выступают: соблюдение определённого уровня цен участниками картеля, установление минимальной цены, наличие и уровень скидок, а также уведомление о предстоящем изменении цены. Последствия ценового картеля выражаются в установлении на рынке одинаковых цен различными участниками рынка, изменение цен на одинаковую величину [7]. Причем в условиях пандемии наблюдается динамика роста цен. Именно по ней антимонопольные органы устанавливают правонарушителей, однако практика фиксирования и доказывания сложна тем, что данные соглашения заключаются путем устных, а не письменных договоренностей. Но на сегодняшний день ввиду развития цифровых прав электронные переписки стали иметь весомый аргумент при привлечении к ответственности.
В условиях пандемии возрос спрос на некоторые определенные товары: продукты питания, сюда же будет входить алкогольная продукция, используемая в качестве антисептического средства и маски [9], как средства индивидуальной защиты.
Совсем недавно о ценовом сговоре возбудило Петербургское управление. Антимонопольщики подозревали оптовых поставщиков средств индивидуальной защиты ООО "Медицина Санкт-Петербург", ООО "НПКФ" "Эклиф" ", ООО "Профитмед СПб", ООО "Новамед СПб" в том, что они одновременно и более чем в 1,5 раза подняли отпускные цены для розничных предприятий. Еще один случай зафиксирован в Красноярске, где местное антимонопольное ведомство заподозрило четыре компании в поддержании высоких цен на рынке (на 132% - 408%). При этом закупочная цена на медицинские изделия не менялась. Также Удмуртское УФАС России возбудило дело в отношении ООО «Леск» и группы лиц в составе ООО «Рет» и ООО
«Нытва-Фарм». Компании установили розничную цену на медицинские маски в размере 22 рублей за штуку и поддерживали ее. Стоит отметить, что такая стоимость является максимальной на территории Удмуртской Республики. Теперь поставщиков подозревают в картельном сговоре, а сам эпизод стал третьим в России антимонопольным делом на волне пандемии коронавируса [10].
Следовательно, доступность средств индивидуальной защиты затруднена, найти маски почти невозможно. И помимо этого наблюдается рост цен. В данном случае перед антимонопольными регуляторами стоит задача в ускоренном порядке пересмотреть текущую модель регулирования конкуренции в условиях распространения СОУГО-19 и оперативно реагировать на нарушения антимонопольного законодательства.
Однако, иногда наблюдаются случаи снижения цен, которые также противоречат нормам добросовестной конкуренции. К примеру, В ФАС России поступают сигналы из Алтайского края и Республики Татарстан о занижении закупочных цен на сырое молоко у сельхозпроизводителей. Ряд фермеров Алтайского края, которые осуществляют продажу молока для его дальнейшей переработки, сообщают о снижении стоимости одного литра сырого молока с 20-22 до 15-17 рублей. В некоторых случаях снижение закупочной цены составило до 30% [10]. Но стоит учесть, что данные действия должны быть действительно признаны антимонопольными органами, как нарушающие законодательство РФ о конкуренции. Как заявила начальница Управления контроля агропромышленного комплекса ФАС России Вовкивская Лариса: «Если выяснится, что молокоперерабатывающее предприятия намеренно провоцируют снижение закупочных цен на сырое молоко у фермеров, ставя сельхозпроизводителей в безвыходное положение, а сами при этом оставляют цены на прежнем уровне без обоснованных на то причин, служба незамедлительно примет меры антимонопольного реагирования» [10].
Подводя итог выше сказанному, следует выделить основные моменты, свидетельствующие о том, что соглашение подразумевает под собой
картелизацию цен. Итак, в первую очередь это соблюдение определенного уровня цен (повышенного или пониженного), также субъектный состав в виде хозяйствующих конкурентов и в редких случаях органов государственной и муниципальной власти. Еще одним критерием будет отсутствие письменного договора. Зачастую многие субъекты картельных соглашений отказываются от его заключения, так как отказ предоставляет одной стороне преимущественное положение, а другой нет. Соответственно происходит конфликт интересов между субъектами картелей.
В целом можно отметить, что в РФ гарантируются единство экономического пространства, а также поддержка конкуренции [11]. Развитие картельных соглашений является проблемой международного уровня. Так, на площадке ЮНКТАД был затронут вопрос о кооперации антимонопольных органов ЕАЭС и ЕЭК и о создании документа Руководящих принципов и процедур в соответствии с Секцией F Комплекса по конкуренции ООН [10]. Об этом глава ФАС России заявил на совещании руководителей уполномоченных органов государств - членов Евразийского экономического союза и члена Коллегии (Министра) по конкуренции и антимонопольному регулированию Серика Жумангарина в формате видеоконференции: «Защита и развитие конкуренции приобретает особую значимость в период, когда компании страдают от экономического кризиса, а рынки работают в исключительных обстоятельствах. Антимонопольные органы ЕАЭС должны не только защищать экономику в тех условиях, в которых мы оказались в период пандемии, но и непрерывно разрабатывать меры, которые позволят более безболезненно восстановить ее после кризиса, ведь конкуренция - это фундамент успешного экономического развития» [12].
На сегодняшний день мы имеем перспективу развития антимонопольного законодательства в виде «Стратегии развития конкуренции...» [13], которая направлена на формирование административной практики в части недобросовестной конкуренции, также на создание эффективных механизмов развития конкуренции на федеральном, региональном и местном уровнях, в т.ч.
снижение доли государственного участия в экономике и совершенствование антимонопольного регулирования в условиях развития цифровой экономики и ее глобализации [13].Действенным сдерживающим фактором, по мнению Щерба Т.Э., от создания картелей следует отнести только возможность привлечения к административной или уголовной ответственности лиц, причастных к созданию картели. Для некоторых участников сговора к сдерживающим факторам, по его мнению, можно также отнести репутационные риски, но это скорее касается публичных компаний [14].Он также отмечает, что в Российской Федерации создан механизм, который способен противостоять появлению картелям, а также выявлению и пресечению такого рода объединений [14]. В основе такого механизма лежит "цифровизация" системы государственных закупок, которая, как считает автор, значительно увеличивает прозрачность системы закупок для контролирующего органа, что позволяет успешно бороться с картелями [15].
Таким образом, конкуренция - это основа поступательного развития страны, она обеспечивает постоянное и динамическое внедрение инновационных технологий в экономику, является главным движущим фактором эволюционного развития общества. Поддержание конкурентоспособности на рынке обеспечивает гражданам качество и расширенный выбор товаров, а также является индикатором успешности рыночных преобразований и равенства предприятий всех форм собственности.
Список литературы:
1. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций: Проект Федерального закона N 931192-7 (ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 26.03.2020) // URL:https://www.consultant.ru/ (дата обращения: 22.05.2020).
2. Зыкова Т. Панина Т. Сговорились на 6 лет (интервью с Артемьевым И.) // Российская газета, №141, 2009 // URL: https://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=006786 (дата обращения: 30.04.2020).
3. Лаптев В. А. Корпоративное право: правовая организация корпоративных систем: монография. М.: Проспект, 2019-384 с.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая-четвертая) от 30.11.1994 №51-ФЗ//ШЬ: https://www.consultant.ru/ (дата обращения: 22.04.2020).
5. Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 24.04.2020) //URL: https://www.consultant.ru/ (дата обращения: 22.04.2020).
5. Григорьев Т. Жужжалов М. Картельные запреты в Германии и антимонопольные меры в Европейском Союзе // Право и экономика, №5, 2011 // URL: https://www.elibrary.ru/ (дата обращения: 23.05.2020).
6. Кинев А.Ю. Картели и другие антиконкурентные соглашения, 2014 // URL: https://www.consultant.ru/ (дата обращения: 15.05.2020).
7. Егорова М.А. Гражданско-правовые последствия нарушений антимонопольного законодательства (монография). - "Юстицинформ", 2020 // URL: https://garant.ru/ (дата обращения: 01.06.2020).
8. О правовых аспектах отказа потребителям в допуске на торговые объекты без средств индивидуальной защиты (масок) в случае введения режима их обязательного использования: Информация Роспотребнадзора // URL: https://www.rospotrebnadzor.ru/ (дата обращения: 21.05.2020).
9. Fas.gov.ru // URL: https://fas.gov.ru/ (дата обращения: 25.05.2020).
10. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ, от 05.02.2014 №2-ФКЗ, от 21.07.2014 №11-ФКЗ)//Ш^ https://www.consultant.ru/ (дата обращения: 05.05.2020).
180
JßbinyCK?
11. Spb.fas.gov.ru // URL: https://spb.fas.gov.ru/news/11247 (дата обращения: 03.06.2020).
12. Стратегия развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период до 2030 года // Утвержденопротоколом Президиума ФАС России от 03.07.2019 №6 // URL: https://garant.ru/ (дата обращения: 01.06.2020).
13. Егорова М.А. Правовое регулирование экономических отношений в современных условиях развития цифровой экономики: монография / отв. ред. В.А. Вайпан. М.А. Егорова. М.: Юстицинформ, 2019 // URL: https://garant.ru/ (дата обращения: 01.06.2020).
14. Проблемы гармонизации экономических отношений и права в цифровой экономике: монография (коллектив авторов, отв. ред. В.А. Вайпан, М.А. Егорова) // МГУ имени М.В. Ломоносова, Университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА), Московское отделение Ассоциации юристов России, Международный союз юристов и экономистов (Франция). - М.: "Юстицинформ", 2020 // URL: https://garant.ru/ (дата обращения: 01.06.2020).