Научная статья на тему '"карпатская Русь": мифы и реальность'

"карпатская Русь": мифы и реальность Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
155
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «"карпатская Русь": мифы и реальность»

Александр Гегааьний

«Карпатская Русь»: мифы и реальность

Русинство — тема, достаточно поздно нашедшая адекватное отражение в объективной исторической науке. Выпускника и профессора Московского университета Федора Федоровича Аристова (1888-1932) можно с уверенностью назвать «крестным отцом» Карпатской Руси. Невероятно, но факт: «виртуальный русин» посвятил всю свою научную жизнь Карпатам, в которых никогда не был... Это не помешало ученому написать основополагающий труд «Карпаторусские писатели» в трех томах, из которых потомки познакомились только с первым, и «Историю Карпатской Руси» в трех книгах, которые так и не были изданы.

В течение 1907-1917 гг. он собрал и систематизировал для «Карпато-Русского музея» около 100 тысяч экспонатов. Музей имел пять отделов: рукописный (5 тысяч писем, биографий, воспоминаний, дневников); книгохранилище (практически вся опубликованная литература о Карпатской Руси); художественно-иконографический (рисунки, гравюры, портреты); научно-справочный (картотека с читальным залом); кабинет «карпато-русских писателей». Увы, экспозиция музея, как и многие рукописи, пропала в годы русской революции, Гражданской войны и «перманентной» классовой борьбы. Если бы мир познакомился с научным наследием Аристова, Карпатскую Русь, вероятно, ожидал бы иной путь развития. Русинские земли в центре Европы, которые для современников представляются неким подобием

«лоскутного одеяла», для искреннего и последовательного сторонника панславизма были единым этническим и геополитическим пространством, связанным воедино общей историей и устоявшимся мировоззрением.

Способствовало этому и то историческое обстоятельство, что все эти земли в конце XIX — начале XX века входили в состав Австро-Венгерской монархии и для русских были единым целым — Карпатской (Прикарпатской или Червонной) Русью. Естественно, что лемки, бойки и гуцулы польской Галиции, угорские русины Подкарпа-тья и Пряшевщины, мараморошские русины Трансильвании, бочванские русины Сербии и Хорватии для подданных Российской империи представляли собой единую общность австро-венгерских подданных. Все они были из угнетенного славянского рода, с надеждой взирающего на мощного восточного брата, на Россию. В итоге, к взаимной радости, они стали «карпа-тороссами». Во время Первой мировой войны они массово вступали в ряды русской армии, а в Гражданскую — бились с большевиками в составе Карпа-торусского добровольческого отряда «за Корнилова, за Родину, за веру». Небольшая часть их оказалась и среди чехословацких легионеров — белоче-хов, оставивших свой (пусть и неоднозначный) след в истории России.

Следующими знаменитыми карпато-россами были Алексей и Георгий Геров-ские. Для потомственных галицких русофилов с великолепным европейским образованием русинские территории

также были единой карпаторусской землей. Они сражались за нее вместе с угро-русскими православными священниками на Мараморош-Сигетском процессе перед Первой мировой войной, вместе с наступающей русской армией в Галиции, вместе с подкарпат-скими русинами в 1-й Чехословацкой республике и, наконец, вместе со всей русской эмиграцией в США. Здесь А. Геровский основал Карпаторусский союз, который оказывал активную поддержку автономистским силам Подкарпатской Руси в Чехословакии. После присоединения Подкарпатской Руси к СССР он вплоть до 1972 г. (!) на страницах славного журнала «Свободное слово Карпатской Руси» остро критиковал советскую и словацкую политику украинизации русинов, а также соглашательство и лицемерие Ватикана и униатской церкви.

Для американской русинской эмиграции, основная масса представителей которой уехала с исторической родины в начале ХХ в., то есть именно во времена «расцвета» Карпатской Руси, она также осталась в родовой памяти «единой». Отсюда такие непонятные и вводящие в заблуждение сегодняшних русских, украинцев, словаков, русинов названия организаций и печатных изданий, как «Руське общество», «Кар-паторусинське общество», «Карпатска Русь», «Всемирная Академия Русинской Культуры», «Карпаторусский ансамбль». В русины или в «русый» записаны за океаном звезда поп-арта Энди Уорхолл (Андрейка Варгола) и русофил Алексей Геровский, митрополит «Американской Карпато-Русской Православной Епархиии» Николай (Смиско) и директор Департамента государственной безопасности США Том Ридж, герой Второй мировой войны сержант Майкл Странк и актриса Сандра Ди (Александра Жук).

В то же время одним из наиболее влиятельных лидеров карпатских ру-

синов мирового уровня является профессор Торонтского университета и бессменный руководитель Карпато-русинского Исследовательского центра в Пенсильвании Пол Роберт Ма-гочи (род. 1945). Как презентуемый им «независимый и неправительственный» Исследовательский центр, так и тесно связанные с ним Всемирная академия русинской культуры и ряд других организаций подчеркнуто дистанцируются от политики. Это не помешало, однако, П.Р. Магочи еще в эпоху перестройки начать подготовку и сразу же после распада советского блока в 1991 г. собрать в словацком Межилаборце 1-й Мировой конгресс русинов. Рассказ уважаемого профессора о том, как карпатских русинов объединили на свои мизерные пенсии два русинских патриота из Чехии — Рудольф Матола и Иван Парканий, явился данью уважения этим подлинным патриотам своей земли и своего народа.

С тех пор конгресс проводится регулярно, раз в два года, в странах Европы, где живут или жили русины. Правда, как язвительно заметил крупнейший русинский историк современности Иван Иванович Поп, Мировой конгресс русинов «деградировал до уровня организатора фольклорных фестивалей». Однако практически каждый конгресс после речей, песен и танцев не забывает в принятой декларации в той или иной форме обратиться к властям Украины с просьбой признать национальные и культурные права русинов Закарпатской области. П.Р. Магочи обращается с подобными призывами также в дипломатические представительства, включая украинские, и во влиятельные международные организации. О русинской проблеме известно и таким крупным американским политикам как Джон Маккейн и Сара Пэйлин. Потомок угро-русской семьи, эмигрировавшей в США во «времена Карпатской Руси», П.Р. Магочи в своей научной и политической программе ориентируется именно на карпатских

русинов, но ни в коем случае не на кар-патороссов (!). Его представления об исторических территориях проживания русинов существенно отличаются от представлений как русских ученых и русинских ученых-русофилов, так и украинских ученых и так называемых русинов-украинцев, и представляются весьма спорными.

В этой связи небезынтересно рассмотреть одну из его знаменитых карт, на которой места расселения карпатских русинов времен Первой мировой войны показаны на фоне современных государственных границ (http://www. rus.in.ua/news/2585.html). Сразу бросаются в глаза как извилистые массивы русинских земель, не знающие современных границ, так и русинские островки на территории Польши, Словакии, Венгрии, Румынии. И только на галицких украинских землях их нет. Ни одного русинского села на север от географической черты, проходящей по карпатским вершинам, нет! Будто все бойки, лемки, гуцулы остались только «на территории на юг от Карпат»?! И карпатороссов, русофилов, «кацапов», которых из Галичины ссылали в концлагеря «Те-резин» и «Талергоф» и которые здесь цветами встречали Брусиловскую армию, здесь нет и не было. После этого попытки некоторых украинских по-литтехнологов обвинить П.Р. Магочи в русофильстве не могут вызвать у нормального и посвященного человека ничего, кроме улыбки.

К сожалению, представленная Ма-гочи карта серьезно устарела. Еще после Второй мировой войны в ходе операции «Висла» десятки тысяч русинов-лемков были высланы польскими властями на «зачищенные» от немецкого населения земли по другую сторону страны, а более сотни тысяч — на Украину. В итоге русины в народной Польше исчезли. Исчезли русинские села и в Венгрии, и в Словакии, и в Румынии. Стараниями многочисленных сталинских подручных и на Украине, и

в братских народно-демократических странах они стали украинскими. И только в новейшей истории в юго-восточную Польшу из «немецких» районов опять вернулись лемки; в Словакии, на Пряшевщине вдруг катастрофически уменьшилось число украинцев и опять появились русины. Поддерживает русинское меньшинство Румыния и особенно Венгрия — тысяча лет совместного проживания все-таки не забыты. Правда, если нарисовать сегодняшнюю карту расселения русинов в Венгрии, то столицей их будет наверняка Будапешт. В Львовской, Ивано-Франковской и Черновицкой областях Украины остатки гордых карпаторос-сов, начиная с Первой мировой войны, активно уничтожались, перековывались и перемалывались тяжкими молотами и жерновами в самых свидомых украинцев. Они сегодня появляются на Прикарпатье только в псевдонаучных дискуссиях, когда нужно указать сторонникам признания русинской нации, что они не правы и что за горами тоже живут русины. Которые украинцы.

Это реальность, которой нет ни на картах профессора Магочи, ни в докладах и статьях русских ученых и журналистов, которые живут в мифической Карпатской Руси и на ее развитие получают гранты и ученые степени. Для американских политтехнологов в целом безобидное надгосударствен-ное понятие «карпатские русины» и исключительно «культурологическая» деятельность создают возможность удерживать влияние на весьма большом историко-культурном пространстве, поддерживать напряжение сразу в нескольких центральноевропейских странах бывшего советского блока. Очевидно, что-то подобное пытаются сделать и русские технологи. Но их позиции на Карпатской Руси, похоже, существенно слабее американских. От дружественной России и Левобережной Украины Подкарпатская Русь почти герметично прикрыта русино- и русофобским анклавом — Галичиной,

который имеет свои виды на эту территорию.

Вообще, отношения бывших соседей по Карпатской Руси, превратившихся в течение прошлого века в непримиримых идеологических противников, требуют специального изучения. С предшественниками С. Бандеры под-карпатские русины впервые столкнулись в период своего самоопределения после Первой мировой войны. Уже тогда на Подкарпатской Руси нашлись лица, требующие ее присоединения к несуществующей Соборной Украине. Впрочем, нужно отметить, что параллельно звучали и призывы о присоединении к Венгрии, к Румынии, к Чехословакии и даже к «демократической России»!

Как справедливо отмечает русинский публицист Александр Русин (http://www.apn.ru/publications/ article22456.htm), в те времена на территории Украины «республик» и «правительств» было хоть пруд пруди: Киевское национальное правительство Центральной Рады, которое сменил Гетьманат, а затем Директория, Харьковское советское правительство, Крымско-Татарское правительство, Одесская советская республика, Советская Социалистическая Республика Тавриды, Донецко-Криворожская Советская Республика, Вольная Республика батьки Махно, Западноукраин-ская народная Республика — ЗУНР, Юго-Западный край, Малороссия, Восточная Галиция. В этой связи встает резонный вопрос: в какую же державу направились угорские русины в январе 1919 г.? Ведь тогда УНР — Украинская Народная Республика — представляла собой только некую территорию, без границ, административного аппарата и легитимного руководства. Что же касается совсем непонятной ЗУНР, то в

_ январе 1919 г. она фактически «управ-

116 ляла» одной областью — Станислав_ ской. За всю недолгую историю ЗУНР в

ее административно-территориальное управление входили: 18 дней — Львов, 8 дней — Перемышль, 9 дней — Черновцы. Да и сама «Соборная Украина» просуществовала 175 дней (с 22.1.1919 по 16.6.1919).

Не лишним будет уточнить, что не угро-русины «просились» тогда в состав Украины, но, напротив, именно галицкие русины в лице их полномочного представителя Вислоцкого на заседании Центральной Русской Народной Рады в Ужгороде в мае 1919 г. просили включить их в состав создаваемой Чехословацкой Республики. Однако уже в то время подкарпатский русин, а потом и американский адвокат Г. Жаткович при рассмотрении правовых вопросов вхождения русинов в то или иное сообщество обратил внимание галичан, что согласованный 21 октября 1918 г. Президентом США В. Вильсоном проект включает только «территорию русинов на юг от Карпат». Благодаря безупречному представлению интересов именно этих особых русинов юрисконсультом «General Motors» и будущим губернатором Подкарпатской Руси Г. Жатковичем в договоре, принятом в Сен-Жермене 19 сентября 1919 г., появилась запись: «...территория русинов на юг от Карпат включается в состав Чехословакии с условием, что она предоставит русинам наивысшую степень автономии при сохранении единства Чехословакии». Таким образом, право народа на самоопределение международным сообществом было предоставлено не «украинцам», не «галичанам» и не вообще «русинам», а исключительно «русинам на юг от Карпат».

В итоге Масарик воздержался от поддержки государственнических устремлений украинских руководителей. Еще задолго до войны он писал, что отделение Украины могло бы существенно ослабить Россию как противовес австро-немецкой экспансии. В интервью газете «Утро России» Масарик заявил, что «сильная Россия

в интересах самих украинцев». Для чехов Россия была естественным союзником в борьбе против Австро-Венгрии и Германии. А для правительства УНР Германия была главным союзником в борьбе за выживание. В своих «Воспоминаниях», вышедших в украинском переводе во Львове (1930), Масарик описывает свою встречу с министром иностранных дел: «...я сообщил 26 января министру иностранных дел Шульгину, что IV универсалом наше условие решено и мы как можно скорее выведем свои войска с Украины: наше войско формировалось в понимании с Россией; России присягали наши солдаты на верность, России мы были преданы и не можем поворачивать в другую сторону.». После выхода IV универсала Масарик сказал: «Мы признали Украину, когда она III Универсалом провозгласила себя государством, но в рамках федеративной России. Это мы могли принять, исходя из чешской и славянской ситуации. Лично я не могу признать самостоятельную Украину вне рамок России как правовое и политическое образование. Разбивать Россию, на мой взгляд, — это просто работать на Пруссию».

Уже 9 мая 1920 г. в Ужгороде было создано общество «Просвита». В целом оно полностью повторяло «Просвиту» галицкую, и ее настоящими вождями на Подкарпатской Руси были галицкие эмигранты В. Пачовский, В. Бирчак, И. Панькевич. С финансовой помощью чехословацкой администрации и лично президента Масарика в Ужгороде был построен Народный дом (1928) — украинский национальный центр (музей, читальня, библиотека, кинотеатр). Однако многие члены «Просвиты» уже к концу 1920-х гг. сбросили культурно-просветительскую маску и открыто заявили о своих планах создания на чужой территории украинского государства. «Просвита» фактически перешла на антигосударственные позиции и стала центром воинственного украинского национализма, что

констатировала и чехословацкая полиция. Важными причинами негативного отношения к украинскому национально-культурному движению как со стороны чешских чиновников, так и подкарпатских русинов было и то, что его поддерживали не только радикальные украинские националисты, но и коммунисты. Своего апогея ухудшение отношений достигло в 1930 г., когда студент и член ОУН Ф. Тацинец, вдохновленный активисткой С. Нова-кивской, совершил покушение на известного деятеля русинского движения Е. Сабова, председателя Общества им. А. Духновича.

Особое внимание обращает А. Русин на активность военизированных организаций галичан. В обкромсанной после Венского арбитража Под-карпатской Руси в провинциальном Хусте 9 ноября 1938 г. состоялось учредительное собрание «Организации военной обороны "Карпатская Сичь"». Формально в ее командование были введены местные «квислинги» Д. Климпуш, И. Рогач, С. Росоха, но фактически управлял ею «генеральный штаб» из галичан — деятелей военного крыла ОУН: «полковник» М. Колод-зинский (Гузар), «полковник» Р. Шу-хевич (Щука), «сотник» З. Коссак (Тарнавский), «сотник» О. Карачев-ский (Свобода), Ю. Лопатинский (Калина). Е. Врецьона (Волянский). Это были профессионалы-боевики, участники терактов в Галиции и Польше. Все они были связаны с абвером, подготовку проходили в лагерях хорватских усташей, в Австрии и Германии. Ряды «Карпатской Сичи» заполнили преимущественно галичане, откликнувшиеся на призыв главы ОУН А. Мельника к «украинскому народу» быть готовыми отдать максимум национальной энергии для укрепления сил в борьбе за «Украинское Карпатское государство»!

К началу 1939 г. «Сичь» насчитывала (на бумаге) около 10 000 членов, на казарменном положении находилось

около 2000 человек, из них оружием располагали около трех сотен. Формально сичевики должны были нести вместе с чехословацкой полицией службу по задержанию «коллег» — польских и венгерских террористов. Однако назначенный Прагой правитель Подкарпатской Руси А. Волошин для галичан был слишком прочехосло-вацким... На тайном заседании «генштаба» было решено заменить его и его кабинет на своих ставленников.

Попытка «переворота» в Хусте и кровавое противостояние чешским армейским подразделениям закончились для галицких пассионариев бесславным и полным разгромом «Карпатской Сичи». Общие потери при подавлении путча со стороны чехословацких вооруженных сил: 2 убитых и 10 раненых. Со стороны Сичи: 40 человек убитыми и около 50 раненых.

Подталкиваемый украинским окружением и гитлеровским консулом Президент Карпатской Украины А. Волошин обратился в Берлин с просьбой принять его государство в Рейх — безрезультатно. Утром 15 марта 1939 г. в здании хустской гимназии была объявлена независимость «Карпатской Украины». Есть некоторые основания предполагать, что не все обстоит так просто с делом о провозглашении независимости, так как исторические киносъемки были произведены оператором, который погиб (!) до торжественной акции. На следующий день большинство новых правителей и генералитет бежали за границу, в основном под крыло к гитлеровцам. Только несколько непримиримых членов Сичи повели на бойню, на бой с венгерской регулярной армией хустских русинов-гимназистов.

Чехословакия была оккупирована немецкими войсками на западе и венгерскими — на востоке и прекратила свое существование как суверенное государство. Вместо Подкарпатской Руси опять появилось расплывчатое образование «Карпатская территория», впро-

чем, не включающее заперевальные галицкие земли. О карпаторусских же землях говорить стало просто небезопасно. Кстати, венгры тогда провели перепись, по которой на «Карпатской территории» числилось свыше 506 тыс. подкарпатских русинов и всего две сотни украинцев из числа эмигрантов из польской Галичины. Однако в октябре 1944 г., после освобождения советскими войсками, Подкарпатская Русь вдруг «воссоединилась» с Украиной, к которой никогда не принадлежала. Впрочем, в советское время такие вопросы лучше было не обсуждать. Попытка Республики Подкарпатская Русь отделиться от «родной» Украины после распада СССР в 1991 г., то есть в новое несоветское время, также не удалась, несмотря на то, что 78% голосовавших закарпатцев высказалось за самоуправляемую территорию — за автономию. Власти Украины проигнорировали волю народа.

Годами тянущаяся политическая неразбериха, однако, никак не может удовлетворить одну участвующую в процессе сторону — русинов Подкар-патской Руси. Из народа, насчитывающего по разным оценкам от 600 тысяч до полутора миллиона человек, они превратились на Украине в не признаваемое Киевом национальное меньшинство, в которое во время переписи 2002 г. удалось записаться 10 000 граждан. Между тем именно Подкарпатская Русь является русинской землей, имеющей опыт государственности в период между ее признанием в 1919 г. Сен-Жерменским мирным договором и ее повторным присоединением к хортист-ской Венгрии в 1939 г. Подкарпатские русины не желают растворяться в иных по ментальности, языку и культуре народах. Более того, они претендуют на роль государствообразующего народа и политического сообщества, открывающего возможность для всех русинов иметь свою материнскую землю.

Лидерами движения выступают председатель Сойма подкарпатских русинов о. Димитрий Сидор, а также общественные деятели П. Гецко, Л. Ле-цович, В. Микулин, В. Джуган, А. Мош-кола. Не забывают о своих русинских корнях и такие видные политические деятели Украины как В. Балога и С. Ра-тушняк, известные российские ученые В. Симчера и Й. Гливка, представители интеллигенции Венгрии филолог М. Капраль и художник А. Манай-ло, закарпатские писатели, лауреаты международных премий И. Петровций и В. Фединишинец. После многочисленных споров в июне 2008 г. русины провели в г. Мукачево 1-й Европейский конгресс подкарпатских русинов, который решил восстановить особый статус Закарпатья как самоуправляемой «территории русинов на юг от Карпат» с конституционным названием «Подкарпатская Русь».

Уже в октябре того же года 2-й Европейский конгресс принял меморандум о восстановлении русинской государственности в статусе 1938 г. Дальше — больше: не дождавшись серьезной реакции украинских властей, 1 декабря 2008 г. русины ультимативно ввели свои решения в силу. Единственным ответом украинских властей на их действия было открытие уголовного дела и начало длящегося и по сегодняшний день процесса над «главным сепаратистом» о. Димитрием. Процесс, постыдный и для Украины совершенно бесперспективный — ни о. Димитрий, ни другие признанные руководители подкарпа-торусинских организаций ни разу (!) не призывали к насильственным действиям на пути к восстановлению русинской государственности. Напротив, все они реально привержены правовому пути в достижении своей цели.

Решения подкарпатских русинов и ранее весьма прохладно встречались Мировым конгрессом русинов. П.Р. Магочи не преминул отметить, что в то время, когда Европа объединяется, говорить о Подкарпатской

Руси как об отдельном политико-административном объединении абсурдно. Но профессор не сказал, кто и когда планирует принять русинов в ЕС. Но не только и не столько мысль о попытке создать нечто конкретное на русинских землях, вероятно, была ему неприятна. Еще в декабре 2007 г. он был совершенно потрясен фактом, что «эти.» (далее непечатно) подкар-патские русины. не хотят вступать в НАТО! Ведь считалось, что русины вообще, то есть разрозненно проживающие на подконтрольной ему территории шести государств, все как один за НАТО. Для профессора это было начало конца.

2009 год прошел в живом обсуждении новой русинской концепции, которая изменила не только идеологические, но и территориальные подходы к проблеме. Она сосредоточила активные политические действия на реальной территории проживания русинов Подкарпатской Руси — Закарпатской области. Концепция была поддержана делегатами первого свежесозданного (в пику «общерусинскому конгрессу» П.Р. Магочи) Всемирного конгресса подкарпатских русинов в Пардубицах и другими русинскими организациями.

Вместо П.Р. Магочи на последнем десятом Мировом конгрессе русинов в Сербии делегаты избрали новым председателем сербского русина Дюру Па-пугу. При этом впервые за долгое время они не только не осудили мятежных подкарпатских братьев, но и обсуждали возможности взаимодействия с ними.

Карпатская Русь, такая близкая сердцам и душам русских и американских ученых и политиков, уходит в прошлое, спокойно утверждаясь на достойном месте в истории и на красочных фольклорных фестивалях. Что впереди — непокоренная и бурная Подкарпатская Русь? Бессловесная дотационная Закарпатская область? Думается, что уже достаточно скоро мы получим ответ на этот вопрос.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.