УДК 1
Шатобалов Я.И. студент Дутченко А.П. студент
ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Российская Федерация, г.Кемерово
КАРЛ ГУСТАВ ЮНГ. БОГ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ
Аннотация. Теория о коллективном бессознательном можно отнести к классу тех идей, которые вначале кажутся странными, но затем превращаются в привычные хорошо изученные концепции. Подобное произошло и с понятием бессознательного в общем. Первоначально считалось, что в состав бессознательного входят только забытые или вытесненные воспоминания, однако затем данная теория была дополнена новыми данными.
Ключевые слова: коллективное бессознательное, архетипы, психические образы.
Shatobalov Ya.I.
student Dutchenko A.P. student
Kemerovo State Medical University Russian Federation, Kemerovo
CARL GUSTAV JUNG. GOD AND THE UNCONSCIOUS
Resume. The theory of the collective unconscious can be attributed to the class of those ideas that at first seem strange, but then turn into familiar well-studied concepts. The same thing happened with the concept of the unconscious in general. Initially, it was believed that only forgotten or repressed memories were part of the unconscious, but then this theory was supplemented with new data.
Keywords: collective unconscious, archetypes, psychic images.
Карл Густав Юнг родился в Швейцарии, был педагогом и психиатром. Именно он считается родоначальником одного из направлений аналитической и глубинной психологии. Юнг ввел понятие коллективное бессознательное.
Юнг считал, что бессознательное включает в себя два слоя: личностное бессознательное и коллективное бессознательное. При этом более глубоким слоем подсознания является именно коллективное бессознательное. В коллективном бессознательном отражены чувства людей, их мысли, духовное наследие человечества, то есть это та часть нашего подсознания, которая строится из жизненного опыта предков.
Личным бессознательным Юнг называл слой, которому присуща индивидуальная природа, то есть он включает в себя эмоциональный комплекс душевной жизни личности. Таким образом, для личного бессознательного характерно содержание временно забытой информации и подавленных воспоминаний.
Также К. Юнгом была высказана гипотеза, в которой говорилось о том, что в состав коллективного бессознательного входят не только мощные первичные психические образы, но и так называемые архетипы (от греч. arche - начало, typos - образ) - первичная форма, прообраз. Архетипами принято называть систему врожденных программ поведения, определенных типических установок и реакций, которые залегают в недрах психической жизни всего человеческого рода. Однако, если речь идет о коллективном бессознательном, количество архетипов может быть неограниченно. Карлом было описано большое количество архетипов. При этом они могут быть как смешанными, так и индивидуальными. Но наибольшее значение он придавал некоторым из этого множества:
1) Персона (или маска) - то лицо, которое мы показываем миру. Именно маска скрывает наше настоящее "Я".
2) Анима/анимус — это противоположный образ нашего биологического пола, то есть зеркальный. Под этими словами подразумевается бессознательная мужественность в женщинах и склонность к женственности в мужчинах. Каждый пол показывает отношения и поведения противоположного в связи с многовековой совместной жизнью. Данное понимание является достаточно древним и встречается в китайской философии в виде традиционного знака инь-янь (Монада), который отображает наличие мужского и женского начала, где в мужском присутствует женское, а женское в мужском.
3) Тень — это та сторона личности каждого человек, которую принято называть животной. Она является источником как креативной, так и деструктивной энергии. Не смотря на определение, данное Фрейдом, юнгианская тень включает в свой состав все, что лежит за границей света сознания и может быть, как положительной, так и отрицательной. В связи с тем, что человеку свойственно игнорировать или отвергать аспекты, своей
личности, которые являются наименее желаемыми, тень по большей части негативна.
4) Самость — это по мнению Юнга наиболее важный архетип. Под самостью подразумевается сердцевина личности вокруг которой объединены и организованы все остальные элементы.
Юнг часто приводил сравнение архетипов с системой осей кристалла, которая преформирует кристалл в растворе. В психике таким «веществом» является внешний и внутренний опыт, который организуется по врожденным образам. Поэтому в чистом виде архетип не входит в сознание, он всегда объединяется с какими-то представлениями опыта и далее будет подвергаться сознательной обработке. Наиболее близко к самому архетипу эти образы сознания («архетипические образы») стоят в опыте сновидений, мистических видений, галлюцинаций, то есть в тот момент времени, когда сознательная обработка информации минимальна. Эти образы представляются темными, спутанными, они воспринимаются как что-то жуткое, чужое, однако в это же время они переживаются человеком как нечто божественное, то, что всегда превосходит людей.
После достижения интеграции всех аспектов души, архетипы Юнга можно определить, как универсальные, первичные символы и образы, которые берут начало из коллективного бессознательного. Архетипы во всех культурах играют универсальное значение, и проявляются в снах, искусстве, литературе и религии.
Использованные источники:
1. Юнг К. Попытка психологического истолкования догмата о Троице // Юнг К.Г. Собр. соч. Ответ Иову. - М., 1995.
2. Юнг К. Ответ Иову // Юнг К.Г. Собр. соч. Ответ Иову. - М., 1995.
3. Юнг К.Г. Символ превращения в мессе // Юнг К.Г. Собр. соч. Ответ Иову. - М., 1995.
4. Юнг К. Об отношении аналитической психологии к поэзии // Юнг К., Нойманн Э. Психоанализ и искусство. - М., 1996.
5. Юнг К. Психология и литература // Юнг К., Нойманн Э. Психоанализ и искусство. - М., 1996.
6. Одайник В. Психология политики. Политические и социальные идеи К.Г. Юнга. - М., 1996