Научная статья на тему 'КАРЬЕРНЫЕ ТРАЕКТОРИИ VS КАРЬЕРНЫЕ ОЖИДАНИЯ МОЛОДЫХ ПОЛИТОЛОГОВ: ПРОБЛЕМА СООТВЕТСТВИЯ'

КАРЬЕРНЫЕ ТРАЕКТОРИИ VS КАРЬЕРНЫЕ ОЖИДАНИЯ МОЛОДЫХ ПОЛИТОЛОГОВ: ПРОБЛЕМА СООТВЕТСТВИЯ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
197
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
карьерные траектории / карьерные ожидания / идентичность молодых исследователей / кризис идентичности / career trajectories / career expectations / young researchers' identity / identity crisis

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Алексеев Дмитрий Владимирович, Копылова Полина Сергеевна, Помигуев Илья Александрович

Рассмотрен разрыв, существующий между карьерными ожиданиями и траекториями молодых ученых и студентов, обучающихся по направлению «Политология» и смежным специальностям. Для того, чтобы понять причины неудовлетворенности молодых людей карьерными перспективами, необходимо оценить потребности, связанные с их профессиональным будущим. Эта задача была реализована с помощью факторного и ANOVA-анализа результатов анкетирования молодых политологов. Полученные данные свидетельствуют о противоречиях во взглядах молодых ученых на будущую профессию. В частности, есть разночтения между мотивами поступления на специальность и приоритетами в выборе будущей работы, между оценкой перспективности тех или иных профессий и желаниями самих молодых людей. К тому же было выявлено, что чем старше молодой ученый, тем с большей вероятностью он выбирает профессиональную траекторию, связанную с исследованиями и аналитикой, а студенты бакалавриата (особенно младших курсов) считают государственную службу и политическую деятельность наиболее перспективными направлениями самореализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Алексеев Дмитрий Владимирович, Копылова Полина Сергеевна, Помигуев Илья Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CAREER TRAJECTORIES VS CAREER EXPECTATIONS OF YOUNG POLITICAL SCIENTISTS: THE PROBLEM OF CORRELATION

Within the framework of this article, the gap that exists between career expectations and trajectories of young scientists and students studying in the direction of "Political Science" and related specialties is considered. In order to understand the reasons for young people's dissatisfaction with career prospects, it is necessary to understand the needs associated with their professional future. For this, a survey was conducted, the data of which were analyzed by means of factorial and ANOVA analysis. The results obtained testify to the contradictions in the views of young scientists on the future profession. In particular, there are discrepancies between the motives for entering a specialty and the priorities in choosing a future job, those professions that young people consider promising and those that they themselves would like to connect life with. In addition, it was found that the younger a scientist, the more likely he is to choose a professional trajectory related to research and analytics, and undergraduate students (especially undergraduate students) consider public service and political activity to be more promising.

Текст научной работы на тему «КАРЬЕРНЫЕ ТРАЕКТОРИИ VS КАРЬЕРНЫЕ ОЖИДАНИЯ МОЛОДЫХ ПОЛИТОЛОГОВ: ПРОБЛЕМА СООТВЕТСТВИЯ»

УДК 323.2 001: 10.24412/2071-6141-2022-1-35-45

КАРЬЕРНЫЕ ТРАЕКТОРИИ У8 КАРЬЕРНЫЕ ОЖИДАНИЯ МОЛОДЫХ ПОЛИТОЛОГОВ: ПРОБЛЕМА СООТВЕТСТВИЯ

Д.В. Алексеев, П.С. Копылова, И.А. Помигуев

Рассмотрен разрыв, существующий между карьерными ожиданиями и траекториями молодых ученых и студентов, обучающихся по направлению «Политология» и смежным специальностям. Для того, чтобы понять причины неудовлетворенности молодых людей карьерными перспективами, необходимо оценить потребности, связанные с их профессиональным будущим. Эта задача была реализована с помощью факторного и ЛЫОУЛ-анализа результатов анкетирования молодых политологов. Полученные данные свидетельствуют о противоречиях во взглядах молодых ученых на будущую профессию. В частности, есть разночтения между мотивами поступления на специальность и приоритетами в выборе будущей работы, между оценкой перспективности тех или иных профессий и желаниями самих молодых людей. К тому же было выявлено, что чем старше молодой ученый, тем с большей вероятностью он выбирает профессиональную траекторию, связанную с исследованиями и аналитикой, а студенты бакалавриата (особенно младших курсов) считают государственную службу и политическую деятельность наиболее перспективными направлениями самореализации.

Ключевые слова: карьерные траектории, карьерные ожидания, идентичность молодых исследователей, кризис идентичности.

Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных при финансовой поддержке РФФИ и ЭИСИ, в рамках научного проекта № 21-011- 32262.

На сегодняшний день проблема самоидентификации и самореализации молодёжи стоит достаточно остро [1]. Не исключением являются и молодые ученые, занимающиеся исследованиями в области социально-гуманитарных наук. Отсутствие карьерных перспектив и четких представлений о профессии, неясное будущее после получения высшего образования - те факторы, которые негативно влияют на морально -психологическое состояние обучающихся, что в конечном счете может приводить к социальной и политической напряженности в молодежной среде, особенно в той, что активно интересуется политическими явлениями и процессами.

Вопрос о карьерных ожиданиях и перспективах молодых исследователей и студентов непосредственно связан с вопросом об их идентичности. Как правило, термин идентичность используют, когда хотят подчеркнуть принадлежность индивида к какой-либо общности. Согласно классификации Р. Родса [2], молодых политологов и начинающих исследователей в области социальных наук можно отнести к профессиональным (эпистеми-ческим) сетям. Появляется вопрос относительно критериев идентификации себя как члена такой сетевой группы. Критерии для уже зрелых специалистов-политологов, например, наличие ученой степени, «работа по специальности», преподавание на профильных образовательных программах в

данном случае не подходят [3]. Сталкиваемся мы здесь и с проблемой междисциплинарности и размытости профессионального поля [4], поскольку молодым политологом может считаться и тот, кто получает «неполитологическое» образование, но занимается изучением политических явлений и процессов (философ, социолог, юрист и др.).

Все эти причины становятся катализаторами возникновения дефицита идентичности в молодежном научном сообществе. Возможно, он также довольно органично вплетён в недостаток идентичности, которые многие испытывают ещё с 1990-х гг. [5]. Однако основа этого дефицита другая: молодые ученые, политологи опасаются, что их навыки и знания будут не востребованы за пределами университета.

В частности, в ходе проведения цикла круглых столов «Знание о политике: как получить и где применить?», организованных в двадцати регионах России, студенты не раз делились своими опасениями по поводу бесполезности и низкой востребованности получаемых ими знаний и навыков: «политологи... не понимают, чем они будут заниматься, когда получат диплом» [6]. Отметим, что с такой проблемой в той или иной степени сталкивается большое количество молодых людей: согласно опросу Фонда общественное мнение, проведенному в 2019 году, 22 % респондентов назвали именно трудоустройство главной проблемой современного студенчества [7].

Раскол между карьерными ожиданиями и реальными профессиональными траекториями

Проблемным полем предложенного исследования являются противоречия между карьерными ожиданиями молодых ученых и реальными возможностями построения профессиональной карьеры, в том числе с учетом ситуации на рынке труда. Мы не можем однозначно утверждать, что это противоречие является значимой причиной ощущения невостребованности в профессии. Например, в действительности выпускник редко может сразу по окончании вуза получить «работу мечты», которая одновременно и интересна, и высокооплачиваема. Именно на период последних годов обучения приходится момент столкновения «с правдой», когда собственные ожидания расходятся с реальной ситуацией, в том числе и с условиями рынка труда.

Тема этого расхождения также поднималась и в ходе экспертных интервью, проводившихся с людьми, которые сегодня строят успешную карьеру в профессии, а ранее были активными членами сообщества молодых политологов [8]. Одна из интервьюируемых отметила, что молодые исследователи должны проявлять активность и таким образом находить собственную карьерную траекторию: «.не считаю, что кто-то придет и даст. Надо крутиться, шевелиться и придумывать, всегда самим предлагать эти форматы, и, возможно, что-то выстрелит». Подобный взгляд на проблему понятен, так как для нахождения эффективной карьерной траектории ва-

жен процесс накопления опыта и символического капитала ещё в студенческий период [9].

Однако для того, чтобы понять какие стратегии могут помочь адаптироваться молодым политологам в профессиональной среде, нужно более подробно выяснить, жалеют ли они о выборе специальности? Какие факторы с их точки зрения влияют на трудоустройство? Какие препятствия могут возникнуть при поиске работы? Какие варианты профессий наиболее предпочтительны для молодых политологов? Чтобы получить ответы на эти вопросы, был проведён социологический опрос молодых людей, изучающих политологию и смежные специальности (молодых политологов).

Характеристика выборки и методы обработки данных

В опросе приняло участие 133 респондента, средний возраст которых составил 22 года (медианный - 21 год), из них 52,6 % мужчин и 47,4 % женщин. Две трети участников опроса непосредственно обучаются по специальности «Политология» (66 %). Также статистически значима доля обучающихся по специальности «Международные отношения» (9 %) и «Государственное и муниципальное управление» (8 %). Если говорить про уровень образования, то более половины опрошенных обучаются на бакалавриате (53,4 %), 14,3 % в магистратуре, 12 % на аспирантских программах. При этом 6 % закончили бакалавриат и решили не продолжать обучение, 7 % респондентов закончили магистерские программы и не продолжили обучение в аспирантуре. Репрезентативность выборки оценивалась по официальным данным Министерства науки и высшего образования о количестве обучающихся по направлению «Политология» [10].

Чуть больше половины участников опроса обучаются в региональных вузах (52,6 %), при этом в столичных, соответственно, 47,4 %. Практически идентичны данные по месту жительства респондентов: в Москве и Московской области - 45,1 %, в других регионах и странах - 54,9 %. В настоящее время обучаются в вузе 44,4 % от общего числа принявших участие в опросе. Совмещают работу и учебу 36,8 % опрошенных. Таким образом, почти 81 % респондентов в том или ином виде продолжают процесс обучения. 15 % уже закончили процесс обучения и сосредоточены исключительно на профессиональной деятельности. Вариант «другое» (подготовка к защите кандидатской диссертации, безработный, самозанятый) выбрали 3,8 % респондентов.

При статистической обработке данных применялись следующие виды анализа: факторный и ANOVA. Факторный анализ был применен в варианте метода главных компонент с подпрограммой поворота осей «^аптах». При интеграции использовались следующие показатели:

> вес фактора отражает долю в общей дисперсии, вносимую конкретным фактором;

У каждая переменная в определенном факторе имеет свою математическую «нагрузку», значение - коэффициент корреляции (связи) с фактором в целом (чем больше значение корреляции, тем в большей степени переменная отражает общий смысл фактора).

Для проверки пригодности данных применялась процедура подсчета коэффициента К^ег-Меуег-ОШ (КМО коэффициент). Кроме того, учитывалась статистическая значимость при помощи Ваг1еА-Тев1

ЛКОУЛ-анализ направлен на исследование значимости различий средних значений показателей гомогенных (по определенному признаку) групп между собой.

Основные результаты исследования

По результатам обработки данных, полученных в ходе анализа, были выявлены некоторые противоречия во взглядах молодых людей как на процесс обучения, так и на собственные карьерные перспективы (рис.1).

Так, среди мотивов поступления однозначно доминировал интерес к направлению обучения и всё, что с этим связано (84,2 %). Возможность успешного построения карьеры как мотив поступления на специальность «проиграла» более, чем на 50 %. Большинство респондентов также не жалеют о выборе вуза и специальности. Суммарно почти 70 % опрошенных заявили, что не изменили бы своего решения относительно направления подготовки, будь у них такая возможность. Среди политологов данный показатель еще выше - порядка 75%. Однако стоит отметить, что почти четверть респондентов сожалеют о поступлении в собственный вуз.

Интересно само направление специальности и все, что связано с этой сферой Работа по этой специальности - возможность построить успешную карьеру Рассчитываю, что работа по этой специальности будет

высокооплачиваемой Считаю специальность востребованной, нет проблем с трудоустройством

Поступить на эту специальность посоветовали родители 9,8

Просто прошел по конкурсу, но хотел поступать на другую специальность Просто нужен диплом о высшем образовании, сама специальность не так важна Выбрал(а) специальность под влиянием друзей, поступил(а) вместе с ними

Другое 8,3

0 10 20 30 40 50 60 70 80 90

Рис. 1. Основные причины выбора специальности (в % от общего числа опрошенных)

9 6,8

Примечателен контраст этих данных опросу, проведенному ВЦИОМ, который определил, что большинство респондентов не хотят, чтобы их дети получали политологическое образование, а также связывали свою профессиональную деятельность с политикой. «Скорее нет» и «безусловно нет» ответили 72 % участвующих в опросе [11].

Ситуация серьезно меняется при рассмотрении ответов на вопрос о выборе места трудоустройства. Здесь на первое место выходит финансовая составляющая вопроса - 62,4 %. При этом, на эти вопросы анкеты отвечали одни и те же респонденты. Однако ответ «интерес к политике и политологии» выбрали совсем немного меньшее количество респондентов - 60,2 % (в данных вопросах был допустим выбор нескольких вариантов ответов (не более трёх).

Высокая заработная плата (в том числе в перспективе)

Интерес к политике и политологии, самореализация в выбранной профессии Общественная значимость, возможность приносить

пользу обществу Благоприятный психологический климат, коллектив единомышленников

Отсутствие переработок, гибкий график Престижность профессии, статусность ■ 12,80

Возможность быстрого карьерного роста 12

Хороший социальный пакет 4,5

Другое ■ 3

Рис. 2. Наиболее важные критерии при трудоустройстве (в % от общего числа опрошенных)

Таким образом, приоритеты в выборе образовательной программы и при трудоустройстве существенно различаются. Это можно объяснить недостаточной сформированностью жизненных приоритетов. Дефицит идентичности, о котором было упомянуто в начале статьи, имеет источник не только в виде ограничений внешних возможностей, но и неопределенности внутренних ориентиров и потребностей. В условиях меняющегося мира кризис идентичности все больше становится обыденностью, и молодёжь это чувствует особенно остро. Если не предпринять активные шаги в направлении укрепления и развития идентичности (например, поддержка и развитие молодежных и научных сообществ), то кризис может проявиться еще острее [12].

Противоречия были также зафиксированы и между теми политологическими профессиями, которые респонденты посчитали перспективными и теми, с которыми они бы хотели связать свою жизнь. Участники анкетирования считают политическую аналитику и экспертизу наиболее востребованной сферой деятельности (1,6 балла при максимальных 2 баллах) (см. табл).

Оценка респондентами востребованности различных направлений деятельности при построении будущей карьеры (результаты ANOVA-анализа)

Категория респондентов Средний балл Уровень значимости

Медиа, политическая журналистика

мужчины 1,1 0,03

женщины 1,4

Работа в сфере образования

Респонденты, обучающиеся/обучавшиеся на специальности «Политология» 0,1 0,011

Респонденты, обучающиеся/обучавшиеся на других 0,7

специальностях

Студенты-бакалавры 0,1

респонденты с другим уровнем образования* 0,6 0,019

Проведение избирательных кампаний

Респонденты, обучающиеся/обучавшиеся на специальности «Политология» 1,4 0,019

Респонденты, обучающиеся/обучавшиеся на других 1

специальностях

PR-коммуникации

Респонденты, обучающиеся/обучавшиеся на специальности «Политология» 1 0,019

Респонденты, обучающиеся/обучавшиеся на других 0,6

специальностях

Политическая деятельность (политик)

Студент-бакалавр 1 курса 1,4

Студент-бакалавр 2 курса 1,5 0,036

Студент-бакалавр 3 курса 0,7

Студент-бакалавр 4 курса 0,7

Возможно, такое распределение мнений отчасти обусловлено популяризацией этого направления деятельности за последние годы, возросшей

публичностью представителей данной профессии. Также показатели выше одного балла получили научно-исследовательская деятельность, GR и взаимодействие с органами власти, медиа и политическая журналистика, общественная деятельность, работа в государственных и муниципальных органах власти, проведение избирательных кампаний, что можно интерпретировать, как «скорее востребована». Значение в вопросах о наиболее приоритетной и востребованной политологической профессии и о том, где они сами хотят работать были посчитаны посредством нахождения среднего арифметического значения. Респонденты оценивали востребованность и приоритетность каждой из профессий, выставляя оценки по шкале от «2» до «-2», где «-2» - точно нет, а «2» - безусловно да.

В отношении собственного трудоустройства респонденты были менее определенны в своих ответах. Так, большинство результатов распределились в диапазоне от 0,4 до 0,8 баллов. Лидером предпочтений вновь оказалась политическая аналитика и экспертиза. Обратим особое внимание на крайне низкую популярность работы в сфере образования у политологов (всего 0,1). Данный вывод вызывает тревогу, так как работа в сфере образования часто подразумевает научную деятельность, а низкое желание связывать свою жизнь с этими сферами чревато проблемами со сменой поколений в научном сообществе.

Если говорить про конкретные карьерные траектории студентов, то факторный анализ позволил выявить карьерные направления, которые равнозначны для опрошенных. Респондентам предложили дать общую оценку направлений деятельности, которые они считают наиболее востребованными для студентов по специальности «Политология» при построении будущей карьеры, а также сферы, в которых они бы хотели работать. В итоге анализ выявил три траектории, которые являются наиболее приоритетными для молодых политологов:

1. политическая деятельность, государственная служба, а также GR;

2. медиа, PR, проведение избирательных кампаний;

3. научно-исследовательская деятельность, образование, политическая экспертиза, общественная деятельность.

Говоря о первой траектории, то в ней доминирующим видом деятельности все же является государственная служба и политическая деятельность. Взаимодействие с органами государственной власти (ОЯ) также значимо, однако находится на периферии. Можно отметить и слабую корреляцию с таким направлением деятельности, как проведение избирательных кампаний, что указывает на существующую взаимосвязь в сознании респондентов. При том, что основным мотивом трудоустройства здесь является высокая заработная плата, стремление к профессиональной самореализации в системе госуправления более характерно для студентов бакалавриата.

Вторая траектория включает в себя проведение избирательных кампаний, медиа и РЯ. Факторные нагрузки категорий несколько ниже, чем в других траекториях, что говорит об их меньшей взаимосвязи друг с

другом. Данная траектория более характерна для студентов смежных специальностей, принявших участие в опросе. Зарплатные ожидания респондентов с подобными карьерными предпочтениями несколько выше, чем в среднем по выборке. Отметим, что они в меньшей степени рассчитывают на помощь ВУЗов при трудоустройстве.

Фундаментом третьей траектории стала исследовательская деятельность. Планы на самореализацию именно в этой отрасли объединяют респондентов, отмечавших сферу образования, политическую экспертизу, общественную деятельность. Ключевыми характеристиками участников опроса с подобными карьерными предпочтениями являются интерес к политике и политологии, самореализация в выбранной профессии, а также общественная значимость своей деятельности, возможность приносить пользу обществу. Кроме того, была выявлена одна особенность: чем старше респонденты, тем выше вероятность выбора именно траектории, связанной с исследованиями и аналитикой.

Главными препятствиями для нахождения работы по специальности являются прежде всего невостребованность профессии на рынке труда и отсутствие связей, чтобы попасть на желаемую должность (рис.3). Также значимыми факторами оказались неблагоприятные социально-экономические условия, политическая ситуация, которая не способствует работе по специальности для политолога и нехватка опыта и знаний, полученных в вузе.

Отсутствие связей, чтобы попасть на желаемую должность

Ситуация на рынке труда, невостребованность профессии

45,9

Политическая ситуация в стране не способствует работе по специальности

Нехватка знаний, навыков, практического опыта, полученныхпри обучении в вузе

Недостаточно престижный вуз, чтобы претендовать на желаемую должность

Не планирую работать по специальности 7,5

Другое ■ 2,3

О 10 20 30 40 50 60

Рис. 3. Препятствия в поиске работы по специальности ( в % от общего числа опрошенных)

Данные ответы безусловно справедливы и объективны, однако наличие на верхних строчках «отсутствие связей» в качестве препятствия для построения карьеры говорит о том, что студенты часто предпочитают рас-

51,9 51,9

считывать на других людей, а не на собственные навыки и компетенции. Это подтверждают и другие опросы ведущих социологических компаний. Например, согласно опросу ВЦИОМ, каждый пятый россиянин считает, что устроиться сразу после окончания ВУЗа по специальности практически невозможно. Также за 2009 - 2019 гг. на 5% выросла доля людей, которые считают, что найти работу выпускнику удается с большим трудом [13].

Помочь в построении карьеры могут научные и студенческие сообщества. По крайней мере, так думает значительная часть студентов и молодых ученых. Среди тех, кто относит себя к политологическому сообществу, 52 % рассчитывают на помощь коллег при трудоустройстве. Подобное доверие свидетельствует, прежде всего, о потенциале молодежного политологического сообщества. Исследователи определяют идентичность в том числе и через принадлежность к сообществу и общность черт и характеристик [14]. Более того, сообщества, которые основаны на «чувстве принадлежности, общности интересов, которые складываются в процессе социализации индивидов» являются наиболее прочными [15, с. 118]. Поиск нового знания, трудоустройство, стремление реализоваться в профессии -достаточно мощные общие интересы и потребности, которые работают как на пользу сообщества, так и помогают каждому из его участников.

Общие выводы

В целом можно утверждать, что противоречия, которые были выявлены во взглядах молодых политологов на выбор образовательных программ для обучения и собственные карьерные траектории, действительно указывают нам на неопределенность их будущих карьерных планов и ожиданий. В то же время подобные результаты показывают, что молодые люди на протяжении всего обучения ищут себя в карьере. Если этот процесс выражается в стремлении опробовать как можно большее количество профессий, например, в виде стажировок и практик, то это является позитивным моментом.

Однако подобный поиск часто нуждается в определении границ возможностей, целей и вектора движения, поэтому актуальна разработка стратегий адаптации молодых ученых и студентов, в том числе и тех, которые обучаются на политологической или смежной специальностях. Среди таких стратегий можно отметить:

1. профориентационные курсы, которые могли бы стать навигатором для студентов в мире политологических профессий;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. студенческие практики и стажировки. Причем поиском таких мест и организаций должны заниматься не только университеты, но и сами обучающиеся, ведь лучшую карьерную траекторию молодой ученый может создать лишь самостоятельно;

3. участие в студенческих, в том числе и научных мероприятиях, где есть возможность получить опыт и даже личную консультацию, как у исследователей, так и практикующих политологов.

Список литературы

1. Петухов В. В. Российская молодежь и ее роль в трансформации общества // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. № 3. С. 119-138. DOI: https://doi. org/10.14515/monitoring.2020.3.1621.

2. Rhodes R. Understanding Governance. Policy Network, Governance, Reflexivity and Accountability. Buckingham, Philadelphia: Open univ. press, 1997. 252 p.

3. Политическая наука в России: проблемы, направления, школы (1990-2007) / редкол.: О.Ю. Малинова (отв. ред.), С.В. Патрушев, Я.А. Пляйс, В.В. Смирнов. М.: РАПН : РОССПЭН, 2008. 463 с.

4. Малинова О.Ю. Кто формирует общественное «лицо» профессии: сравнительный анализ репрезентации «политологов», «экономистов» и «историков» в российских печатных СМИ // Политическая наука. 2015. № 3. С. 225-237.

5. Дилигенский Г. Г. Индивидуализм Старый и новый личность в постсоветском социуме // Полис. Политические исследования. 1999. № 3. С. 5-15.

6. Знания о политике: как получить и где применить?: Сборник материалов по итогам цикла региональных круглых столов / под общ. ред. И.А. Помигуева, П.С. Копыловой. М.: Издательство «Аспект Пресс», 2020. 480 с.

7. Сообщество молодых политологов: Сетевой анализ: Коллективная монография / И. А. Помигуев, Д. В. Алексеев, П. С. Копылова [и др.]. М.: Издательство «Аспект Пресс», 2021. 324 с.

8. Студенчество: опрос ФОМ о современном российском студенчестве. 23.l1.2019 // Сайт Фонда общественное мнение. URL: https://fom.ru/Nauka-i-obrazovanie/14277 (дата обращения: 08.01.2022).

9. Бурдье П. Формы капитала / пер. М. С. Добряковой // Экономическая социология. Электронный журнал. 2020. Т. 3, № 5. С. 60-74.

10. Сведения о численности студентов по курсам, направлениям подготовки и специальностям // Официальный сайт Министерства науки и высшего образования РФ. URL: https://www.minobrnauki. gov.ru/opendata/9710062939 -svedeniya-o-chislennosti-studentov-po-kursam-napravleniyam-podgotovki-i-spetsialnostyam (дата обращения: 08.01.2022).

11. Профессия: политолог. 17.09.2020 // Сайт Всероссийского Центра изучения общественного мнения. URL: https: //wciom. ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/professiya-politolog (дата обращения: 08.01.2021).

12. Семененко И.С., Лапкин В.В., Пантин В.И. Идентичность в системе координат мирового развития // Полис. Политические исследования. 2010. № 3. С. 40-59.

13. День студента: зачем идти учиться. 25.01.2019 // Сайт Всероссийского Центра изучения общественного мнения. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/den-studenta-zachem-idti-uchitsya (дата обращения: 09.01.2022).

14. Сообщества как политический феномен / под ред. П. В. Панова, К. А. Сулимова, Л. А. Фадеевой. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2009.

15. Calhoun C. Nationalism, Political Community and the Representation of Society Or, Why Feeling at Home is not a Substitute for Public Space // European Journal of Social Theory. 1999. Vol. 2, N 2. Р. 220.

Алексеев Дмитрий Владимирович, аспирант, mityaalexeev@yandex. ru, Россия, Москва, РАНХиГС при Президенте РФ,

Копылова Полина Сергеевна, аспирант, polya_kopylova@,mail. ru, Россия, Москва, ФНИСЦ РАН,

Помигуев Илья Александрович, канд. полит. наук, доц., pomilya@,mail.ru, Россия, Москва, Финансовый университет при Правительстве РФ

CAREER TRAJECTORIES VS CAREER EXPECTATIONS OF YOUNG POLITICAL SCIENTISTS: THE PROBLEM OF CORRELATION

D.V. Alekseev, P.S. Kopylova, I.A. Pomiguev

Within the framework of this article, the gap that exists between career expectations and trajectories of young scientists and students studying in the direction of "Political Science" and related specialties is considered. In order to understand the reasons for young people's dissatisfaction with career prospects, it is necessary to understand the needs associated with their professional future. For this, a survey was conducted, the data of which were analyzed by means of factorial and ANOVA analysis. The results obtained testify to the contradictions in the views of young scientists on the future profession. In particular, there are discrepancies between the motives for entering a specialty and the priorities in choosing a future job, those professions that young people consider promising and those that they themselves would like to connect life with. In addition, it was found that the younger a scientist, the more likely he is to choose a professional trajectory related to research and analytics, and undergraduate students (especially undergraduate students) consider public service and political activity to be more promising.

Key words: career trajectories, career expectations, young researchers' identity, identity crisis.

Alekseev Dmitry Vladimirovich, postgraduate, mityaalexeev@yandex.ru, Russia, Moscow, RANEPA under the President of the Russian Federation,

Kopylova Polina Sergeevna, post-graduate student, _polya kopylovaamail.ru, Russia, Moscow, Federal Center of Theoretical and Applied Sociology of the Russian Academy of Sciences,

Pomiguev Ilya Alexandrovich, candidate of political sciences, associate professor, pomilya@mail.ru, Russia, Moscow, Financial University under the Government of the Russian Federation

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.