Научная статья на тему 'КАРЬЕРНЫЕ УСТАНОВКИ ВЫПУСКНИКОВ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА'

КАРЬЕРНЫЕ УСТАНОВКИ ВЫПУСКНИКОВ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
163
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КАРЬЕРНЫЕ УСТАНОВКИ МЕДИКОВ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВРАЧЕБНЫМИ КАДРАМИ / MEDICAL EDUCATION / STUDENT / CAREER ATTITUDES / PHYSICIAN / MEDICAL PERSONNEL

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Амлаев К.Р., Койчуева С.М., Хрипунова А.А.

В статье рассмотрены вопросы профессиональной ориентации будущих студентов-медиков. Определены их профессиональные и карьерные установки. Выявлена доля студентов (19%), уже на этапе обучения не планирующих работать в здравоохранении, отчасти из-за разочарования в выборе профессии. Установлено, что преимущественными профессиональными карьерными траекториями выпускников медицинских университетов являются поступление в клиническую ординатуру (67%) и работа в стационаре. Отмечено, что доля желающих работать в частном секторе медицинских услуг достигла 20%. В качестве причин проблем с трудоустройством молодых специалистов респонденты указали отсутствие опыта, нехватку знаний, низкую заработную плату и завышенные ожидания самих выпускников.Авторы рекомендуют улучшить качество профессионального отбора абитуриентов, повысить степень владения практическими навыками и прикладными знаниями, обеспечить рост доступности обучения в клинической ординатуре и расширить финансовую поддержку выпускников медицинских университетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Амлаев К.Р., Койчуева С.М., Хрипунова А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CARRIER ATTITUDES OF GRADUATES OF MEDICAL UNIVERSITY

The article considers issues of professional orientation of future medical students. Their professional and career attitudes were identified. The percentage of students (19%) was determined who already at the stage of education have no plans to work in health care area, partly due to disappointment in their choice of profession. It is established that primary professional career paths for graduates of medical universities are admission to clinical residency (67%) and work in hospital. It is noted that the percentage of graduates wishing to work in private sector of medical services reached 20%. The respondents indicated among causes of problematic employment of graduated professionals lack of experience, lack of knowledge, low wages and overrated expectations of graduates themselves. It is recommended to improve quality of professional selection of applicants, to increase the degree of possession of practical skills and applied knowledge, to ensure increasing of accessibility of clinical residency training and to expand financial support of graduates of medical universities.

Текст научной работы на тему «КАРЬЕРНЫЕ УСТАНОВКИ ВЫПУСКНИКОВ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА»

Education and Personnel

© Амлаев К. Р., Койчуева С. М., Хрипунова А. А., 2020 УДК 301.085:15

Амлаев К. Р., Койчуева С. М., Хрипунова А. А. КАРЬЕРНЫЕ УСТАНОВКИ ВЫПУСКНИКОВ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный медицинский университет» Минздрава России, 355017, г. Ставрополь

В статье рассмотрены вопросы профессиональной ориентации будущих студентов-медиков. Определены их профессиональные и карьерные установки. Выявлена доля студентов (19%), уже на этапе обучения не планирующих работать в здравоохранении, отчасти из-за разочарования в выборе профессии. Установлено, что преимущественными профессиональными карьерными траекториями выпускников медицинских университетов являются поступление в клиническую ординатуру (67%) и работа в стационаре. Отмечено, что доля желающих работать в частном секторе медицинских услуг достигла 20%. В качестве причин проблем с трудоустройством молодых специалистов респонденты указали отсутствие опыта, нехватку знаний, низкую заработную плату и завышенные ожидания самих выпускников.

Авторы рекомендуют улучшить качество профессионального отбора абитуриентов, повысить степень владения практическими навыками и прикладными знаниями, обеспечить рост доступности обучения в клинической ординатуре и расширить финансовую поддержку выпускников медицинских университетов. Ключевые слова: медицинское образование; карьерные установки медиков; обеспечение врачебными кадрами.

Для цитирования: Амлаев К. Р., Койчуева С. М., Хрипунова А. А. Карьерные установки выпускников медицинского университета. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2020;28(5):1006—1010. DOI: http://dx.doi.org/10.32687/0869-866X-2020-28-5-1006-1010

Для корреспонденции: Амлаев Карэн Робертович, д-р мед. наук, профессор, зав. кафедрой общественного здоровья и здравоохранения, медицинской профилактики и информатики с курсом дополнительного профессионального образования ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный медицинский университет» Минздрава России, e-mail: kum672002@mail.ru

Amlaev K. R., Koichueva S. M., Khripunova A. A.

THE CARRIER ATTITUDES OF GRADUATES OF MEDICAL UNIVERSITY

The Federal State Budget Educational Institution of Higher Education "The Stavropol State Medical University" of

Minzdrav of Russia, 355017, Stavropol, Russia

The article considers issues of professional orientation of future medical students. Their professional and career attitudes were identified. The percentage of students (19%) was determined who already at the stage of education have no plans to work in health care area, partly due to disappointment in their choice of profession. It is established that primary professional career paths for graduates of medical universities are admission to clinical residency (67%) and work in hospital. It is noted that the percentage of graduates wishing to work in private sector of medical services reached 20%. The respondents indicated among causes of problematic employment of graduated professionals lack of experience, lack of knowledge, low wages and overrated expectations of graduates themselves. It is recommended to improve quality of professional selection of applicants, to increase the degree of possession of practical skills and applied knowledge, to ensure increasing of accessibility of clinical residency training and to expand financial support of graduates of medical universities. Keywords: medical education; student; career attitudes; physician; medical personnel.

For citation: Amlaev K. R., Koichueva S. M., Khripunova A. A. The carrier attitudes of graduates of medical university. Prob-lemi socialnoigigieni, zdravookhranenia i istorii meditsini. 2020;28(5):1006—1010 (In Russ.). DOI: http://dx.doi.org/10.32687/ 0869-866X-2020-28-5-1006-1010

For correspondence: Amlaev K. R., doctor of medical sciences, professor, the Head of Chair of Public Health and Health Care, Medical Prevention and Informatics with the Course of Complementary Professional Training of the Federal State Budget Educational Institution of Higher Education "The Stavropol State Medical University". e-mail: kum672002@mail.ru Conflict of interests. The authors declare absence of conflict of interests. Acknowledgment. The study had no sponsor support

Received 18.03.2020 Accepted 21.05.2020

Введение

Проблема обеспечения квалифицированными врачебными кадрами, готовыми к выполнению своих функций, находится в центре внимания исследователей [1]. Спектр исследований включает профессиональное самоопределение [2, 3], обеспечение доступности для населения качественной медицинской помощи [4—6], сохранение и улучшение здоровья и качества жизни медицинского персонала [7], условия и качество работы врачей первичного звена здравоохранения в период его реформирования [8], а также профессиональные и карьерные

установки будущих врачей [9—14]. Данные вопросы актуальны не только для нашей страны, о чем свидетельствует достаточно большое число публикаций в зарубежной литературе, посвященных профессиональному самоопределению студентов-медиков и проблемам их последующего трудоустройства [15—19].

В связи с этим представляет интерес изучение некоторых аспектов планирования карьеры выпускников медицинских университетов и их трудоустройства с целью разработки стратегии и тактики максимальной адаптации выпускников к самостоятельной работе. Цель исследования — изучение ряда аспек-

Образование и кадры

тов планирования профессиональной карьеры выпускников медицинского университета в период реформирования здравоохранения.

Материалы и методы

Изучение карьерных установок студентов-медиков проводили с помощью опроса респондентов, обучающихся на лечебном, педиатрическом и стоматологическом факультетах, а также факультете гуманитарного и медико-биологического образования и в клинической ординатуре, с помощью опросника, содержащего несколько смысловых блоков, охватывающих три этапа формирования молодого врача (профессиональную ориентацию, собственно образовательный процесс и подготовку к работе по специальности/трудоустройство).

Учитывая большой объем полученной информации, в данной статье представлены результаты изучения третьего этапа формирования будущего врача — профессиональной подготовки в медицинском университете к работе по специальности / трудоустройства. Выборочная совокупность формировалась случайным образом, общий массив опрошенных составил 1289 респондентов, что значительно превысило необходимое количество.

Студенты лечебного факультета составили 43% опрошенных, педиатрического — 20%, стоматологического — 24%, факультета гуманитарного медико-биологического образования (ФГМБО) — 9%, ординаторы — 4%, что соответствует соотношению студентов, обучающихся на различных факультетах университета.

Девушки составили 66% респондентов, юноши — 32%; 2% проигнорировали данный вопрос. В возрастном промежутке 18—25 лет находились 93% респондентов. Жителями Ставрополя были 47,5% обучающихся, жителями других городов Ставропольского края — 17%, сельских районов Ставропольского края — 9,7%, других субъектов Северо-Кавказского федерального округа (СКФО) и РФ — 0,9 и 6,3%. Более половины респондентов обучались на бюджетной основе, 43% — на платной.

Математическую обработку полученных данных проводили с использованием стандартного пакета прикладных программ SPSS 21.0 для Windows. Качественные переменные описывались абсолютными и относительными (в %) частотами, для количественных переменных определяли среднее арифметическое и стандартное отклонение (M±SD). При сравнении двух групп по качественным признакам использовали критерий х2. Сравнение двух не связанных между собой групп по количественным признакам осуществляли непараметрическим методом с помощью ^-критерия Манна—Уитни. Для всех видов анализа статистически значимыми считали различия при р<0,05. Различия между группами, отличающимися по полу и возрасту, приведены только в случаях, когда они являются статистически значимыми.

Результаты исследования

Для обеспечения отрасли врачебными кадрами нужно знать о планах выпускников на постдипломный период их жизни.

В будущем 19% респондентов, скорее всего, не будут работать по той специальности, которую получают, а 5% студентов уверены в этом. Это говорит о диссоциации представлений абитуриентов и их родителей о будущей врачебной профессии, реальный профиль которой зачастую не соответствует имевшимся у части населения идеалистическим представлениям.

Интересно, что уже во время обучения часть студентов разочаровываются в своей будущей работе : на I курсе — 11%, после III курса — 5%, перед выпуском — 8%. По-видимому, этот тренд отражает несоответствие ожиданий абитуриентов необходимости каждодневной интенсивной учебы.

По ряду специальностей отмечается изменение интереса респондентов. Так, увеличился спрос на специальность кардиология с 6,5 до 11,9%. В то же время отмечается снижение спроса на специальности гастроэнтерология (с 5,2 до 2,4%), гематология (с 9,1 до 5,4%), урология (9,1—5,2%), психиатрия (с 2 до 0,6%), физиотерапия (с 0,7 до 0,0%).

Выявлены и гендерные различия в выборе будущей специальности. Терапевтами хотели бы стать 1,7% юношей и 9,1% девушек, хирургами — 18,6 и 8,7%, отоларингологами — 3,1 и 5,7%, акушерами-гинекологами — 3,8 и 6,7%.

По завершении обучения при выборе врачебной специализации студенты отдают предпочтение хирургии (12%), терапии (10,3%), кардиологии (9,3%). Наименее востребованными являются такие специальности, как врач общей практики (ВОП), дерматовенеролог, фтизиатр, рентгенолог, физиотерапевт, патологоанатом. Их выбрали от 0,3 до 1% респондентов.

Полученные данные свидетельствуют об имеющемся прогрессе в кардиологии в целом и интервенционной кардиологии в частности, распространенности кардиологической патологии и потенциально успешной карьере кардиолога.

В ординатуру по окончании университета намереваются подать заявления 67% респондентов, а 6% размышляют о стажировке за рубежом.

Между тем выбор респондентов различается по возрастным группам. Ординатуру выбрали 66,8; 71,2; 51%, аспирантуру — 10,4; 7,5; 17,6%, стажировку за рубежом — 7,1; 5,4; 15,7%, практическую работу — 15,6; 15,9; 15,7% в группах до 20 лет, 20—25 лет и старше 25 лет соответственно.

Сразу после окончания университета хотели бы работать в больнице 34%, в поликлинике — 17%, частной клинике — 20% респондентов. Каждый пятый еще не принял решение о месте работы. Традиционно выпускники хотели бы работать в стационаре с его лучшими диагностическими, лечебными возможностями и потенциально высоким статусом врача стационара, однако они понимают, что их знаний

Education and Personnel

недостаточно. В связи с этим надежду на восполнение имеющихся пробелов выпускники возлагают на обучение в клинической ординатуре, хотя при возмездном характере обучения 73 потенциальных ап-пликантов не имеют для этого материальных ресурсов.

Так, 36% респондентов не имеют материальных возможностей для поступления в платную ординатуру или аспирантуру, а 32% не могут ответить на данный вопрос. Только 30% опрошенных уверены, что их доходы позволят обучаться в платной ординатуре.

Самооценка уровня подготовки для практической врачебной деятельности 34% респондентов заявлена как хорошая, однако 9% полагают, что их уровень подготовки недостаточен, а 16% опрошенных затруднились с ответом.

Вызывает озабоченность тот факт, что 31% респондентов, получив предложение перейти на высокооплачиваемую работу, ушли бы из медицины, а еще 31% затруднились с ответом. Таким образом, лишь 37% респондентов проявляют стойкую приверженность выбранной профессии вне зависимости от оплаты.

В настоящее время соответствие полученного образования требованиям работодателей и тенденциям медицинской профессии становится актуальной задачей. Студенты не могут достоверно знать об ожиданиях работодателей, но могут составить свое мнение. Так, 72% респондентов считают, что их знания в полной мере или в основном соответствуют будущей профессиональной деятельности. Однако 6% студентов считают, что их знания не позволят решать задачи, которые будут возникать впоследствии на их работе.

Большинство студентов при трудоустройстве рассчитывают на собственные силы (63,6%), часть — на «благоприятное стечение обстоятельств» (29,7%), на третьей позиции — помощь родственников и знакомых (25,9%), а 18,5% респондентов рассчитывают на помощь учебного заведения.

Студенты понимают, что к отказу в трудоустройстве молодого специалиста может привести отсутствие у них практического опыта работы (72,9%), отсутствие вакансий (48%), недостаток образования (35,1%), предубеждение администрации в отношении «зеленых» сотрудников (22,5%). На отказ в трудоустройстве молодого специалиста, по мнению респондентов, могут влиять и такие причины, как «не импонирующие работодателю личные качества кандидата» (12,1%), «излишние претензии молодых людей» (36,2%).

При выборе места работы на первое место респонденты ставят такой фактор, как уровень предлагаемого заработка (65,7%), на второй позиции находится возможность профессионального роста (48,1%), получение практического опыта (44,8%), возможность заняться тем, чем хочется (38,1%), престижность организации (36,8%).

Мнения респондентов о причинах безработицы среди молодых медицинских специалистов раздели-

лись. На первом месте находится «отсутствие желания работодателей в трудоустройстве молодых специалистов» (45,7%). Остальные причины расположились в порядке убывания: «предлагаются только малооплачиваемые непрестижные вакансии» (36,5%), «плохие условия труда и неудобный график» (25,2%). При этом респонденты осознают, что незанятость врачей может быть обусловлена излишними претензиями самих молодых людей (32,2%) и их нежеланием трудиться (31,7%).

Среди возможных форм поддержки государства в поиске работы респонденты выделяют следующие: распределение выпускников (54,6%), создание новых рабочих мест (50,5%), организацию курсов повышения квалификации или переквалификации (40,1%), финансовую поддержку при открытии собственного дела (33,3%). Роль молодежных бирж труда и центров адаптации выпускников респонденты считают незначительной. Важность финансовой поддержки при открытии собственного дела подчеркнули 39,5% юношей и 30,1% девушек.

Респонденты адекватно оценивают причины проблем трудоустройства молодых врачей, включая завышенные ожидания выпускников, и предлагаемые ими меры в разной степени могут быть использованы при разработке стратегий кадровой политики в отрасли здравоохранения.

Обсуждение

Установлено, что уже в процессе обучения 19% респондентов не планируют работать в здравоохранении. При этом разочарование студентов в своем выборе возникает как на первом, так и на последующих курсах. Отмечено, что 73 респондентов при возможности получить другую высокооплачиваемую работу ушли бы из медицины.

Специальности-лидеры, овладеть которыми стремятся респонденты,— хирургия, терапия, кардиология. Отмечен существенный рост интереса к специальности кардиология, в отличие от ВОП, фтизиатрии, дерматовенерологии, рентгенологии, физиотерапии, патологической анатомии, интерес к которым очень низкий.

Подавляющее большинство (67%) выпускников планируют поступать в клиническую ординатуру, однако 36% респондентов не располагают финансовыми средствами для оплаты обучения. Кроме того, довольно высока (6%) доля желающих пройти стажировку за рубежом.

По завершении обучения подавляющее большинство респондентов хотели бы работать в стационаре, а каждый пятый выпускник — в частной клинике . При этом 9% респондентов понимают, что их уровень подготовки недостаточен.

При трудоустройстве респонденты рассчитывают использовать различные возможности, включая помощь родственников и знакомых (25,9%). Причинами для отказа в приеме на работу молодого специалиста респонденты называют отсутствие у них практического опыта работы (72,9%), отсутствие вакансий (48%), недостаток образования (35,1%), преду-

Образование и кадры

беждение администрации в отношении «зеленых» сотрудников (22,5%).

Ключевым фактором выбора места работы респонденты считают уровень предлагаемого заработка (65,7%). Важное значение имеют также возможность профессионального роста (48,1%), получение практического опыта (44,8%) и престижность организации (36,8%). Среди причин безработицы молодых специалистов респонденты выделяют отсутствие желания работодателей в трудоустройстве молодых специалистов (45,7%), предложение только малооплачиваемых непрестижных вакансий (36,5%), плохие условия труда и неудобный график (25,2%), излишние претензии молодых людей к желаемому месту работы (32,2%), нежелание самих молодых людей трудиться (31,7%).

Среди возможных форм поддержки государства респонденты отмечают распределение выпускников (54,6%), создание новых рабочих мест (50,5%), организацию курсов повышения квалификации или переквалификации (40,1%), финансовую поддержку при открытии собственного дела (33,3%).

Заключение

Полученные результаты свидетельствуют о необходимости совершенствования профессиональной ориентации отбора абитуриентов в медицинские университеты, усиления практикоориентированно-сти обучения студентов-медиков, увеличения количества мест в клинической ординатуре, расширения финансовых программ поддержки молодых врачей, а также инициации в профессиональном сообществе дискуссии о возможности распределения выпускников медицинских университетов.

Некоторые из предлагаемых решений успешно реализованы на базе Ставропольского государственного медицинского университета. Так, с целью профориентации школьников и формирования устойчивой мотивации к профессии врача при вузе, помимо подготовительных курсов, функционирует Малая медицинская академия. Занятия в Малой медицинской академии дают возможность учащимся 9—11-х классов ближе познакомиться с профессией врача, приобрести навыки научно-исследовательской деятельности, встретиться с видными учеными и клиницистами, посетить кафедры и музей университета, адаптироваться к условиям обучения в вузе.

Для студентов университета, начиная с первых курсов, предусмотрены практические занятия на базе медицинских организаций, что позволяет в процессе обучения акцентировать внимание на реальных клинических примерах и знакомить будущих врачей с особенностями функционирования учреждений здравоохранения.

Профориентационная работа продолжается на протяжении всего обучения в вузе, включая последипломное образование. Выпускникам и клиническим ординаторам ежегодно предоставляется возможность участия в ярмарке вакансий, проводимой на базе университета при поддержке Министерства

здравоохранения Ставропольского края. Во время проведения ярмарки будущие врачи могут не только узнать об имеющихся в медицинских организациях вакансиях, но и получить представление об особенностях работы в конкретном учреждении, требованиях к специалистам и предоставляемым мерам социальной поддержки.

Подобные мероприятия, направленные на повышение уровня профессиональной мотивации абитуриентов и студентов, не требуют значительных финансовых затрат и легко могут быть реализованы в медицинских вузах. Однако есть проблемы, связанные с трудоустройством выпускников, которые необходимо решать на федеральном уровне. К таким вопросам относятся повышение уровня оплаты труда медицинских работников, расширение программ финансовой поддержки молодых специалистов, а также увеличение количества мест для обучения в клинической ординатуре, в том числе на бюджетной основе.

Исследование не имело спонсорской поддержки.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Семенова Т. В., ред. Оценка профессиональной готовности специалистов в системе здравоохранения. М.: ГЭОТАР-Медиа; 2019.

2. Амлаев К. Р., Койчуева С. М., Хрипунова А. А., Кузьмина Е. М. Сравнительный анализ профессиональной мотивации и карьерных установок студентов медицинских и многопрофильных вузов по данным анкетирования. Медицинское образование и профессиональное развитие. 2019;10(2):134—42. doi: 10.24411/ 2220-8453-2019-12009

3. Амлаев К. Р., Койчуева С. М., Ходжаян А. Б., Хрипунова А. А . Технологии профессионального ориентирования и отбора в образовательные организации высшего медицинского образования в России и за рубежом. Медицинское образование и профессиональное развитие. 2019;10(4):90—100. doi: 10.24411/22208453-2019-14000

4. Ковалев Е. П., Новокрещенова И. Г., Новокрещенов И. В., Чуна-кова В. В. Мнение медицинского сообщества о результатах модернизации регионального здравоохранения. Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2014;4(10):1095—6.

5. Панкевич В. И., Школьникова М. А., Югай М. Т. Удовлетворенность врачей своим трудом в государственных и частных медицинских организациях. Вестник Росздравнадзора. 2015;(5):69— 78.

6. Панов А. В. Факторы, влияющие на качество медицинского обслуживания. Главный врач: Хозяйство и право. 2015;(6):27—38.

7. Амлаев К. Р., Гевандова М. Г. Некоторые аспекты профессиональной деятельности детского онколога. Врач. 2015;(12):85—6.

8. Кошель В. И., Амлаев К. Р. Результаты оценки некоторых аспектов профессиональной деятельности врачей городских поликлиник. Врач. 2018;29(2):80—2.

9. Егорова Ю. А. Метакомпетентность целеполагания студента вуза как субъекта деятельности в системе «личность-социум» . суть, структура, содержание. Мир науки, культуры, образования. 2015;2(51):165—70.

10. Ермолаева Е. В., Павлова Л. А. Медицинская профессия: требования современного общества. В кн.: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, с международным участием «Общество и здоровье: современное состояние и тенденции развития». М.; 2013. С. 369—75.

11. Корнилова Т. В., Павлова Е. М., Красавцева Ю. В., Разваляе-ва А. Ю. Связь фрейминг-эффекта с индивидуальными различиями у студентов-медиков и студентов-психологов. Национальный психологический журнал. 2017;4(28):17—29.

12. Юргелас И. В., Жданов А. И., Юргелас Ю. Н., Копытина О. С . Сравнительный анализ развития эмпатии и ее составляющих у студентов ведущих медицинских специальностей. Современные наукоемкие технологии. 2015;12(1):177—84.

Education and Personnel

13. Еругина М. В., Коршевер Н. Г., Завалева Е. В. Управление адаптацией выпускников медицинских вузов к условиям самостоятельной профессиональной деятельности: исследование, оценка, оптимизация. Саратов: Изд-во Саратовского гос. мед. ун-та; 2014.

14. Проблемы и направления оптимизации кадрового обеспечения системы здравоохранения Российской Федерации. В кн.: Кама-ев И. А., Леванов В. М., ред. Актуальные проблемы управления здоровьем населения: Сб. научных трудов. Н. Новгород; 2017.

15. Bavare A. C., Thomas J. K., Gurganious L. M., Afonso N., Thomas T. A., Thammasitboon S. Fostering self-determination of bedside providers to promote active participation in rapid response events. Med. Educ. Online. 2019;24(1):1551028. doi: 10.1080/ 10872981.2018.1551028

16. Mylrea M. F., Sen Gupta T., Glass B. D. Developing professional identity in undergraduate pharmacy students: a role for self-determination theory. Pharmacy (Basel). 2017;5(2):16. doi: 10.3390/phar-macy5020016

17. Cho K. K., Marjadi B., Langendyk V., Hu W. Medical student changes in self-regulated learning during the transition to the clinical environment. BMC Med. Educ. 2017;17(1):59. doi: 10.1186/s12909-017-0902-7

18. Johnson G., Foster K., Blinkhorn A., Wright F. C. Exploration of the factors that influence new Australian dental graduates to work rurally and their perspectives of rural versus metropolitan employment. Eur. J. Dent. Educ. 2019;23(4): 437—47. doi: 10.1111/eje.12450

19. Seleq S., Jo E., Poole P. The employment gap: the relationship between medical student career choices and the future needs of the New Zealand medical workforce. N. Z. Med. J. 2019;132(1506):52—9.

Поступила 18.03.2020 Принята в печать 21.05.2020

REFERENCES

1. Semenova T. V., ed. Assessment of professional readiness of specialists in the healthcare system [Ocenka professionalnoi gotovnosti spe-ciaolistov]. Moscow: GEOTAR-Media; 2019 (in Russian).

2. Amlaev K. R., Koychueva S. M., Khripunova A. A., Kuzmina E. M. Comparative analysis of professional motivation and career attitudes of students of medical and multidisciplinary universities according to the questionnaire. Meditsinskoye obrazovaniye i professionalnoye razvitiye = Medical Education and Professional Development. 2019;10(2):134—42. doi: 10.24411/2220-8453-2019-12009 (in Russian).

3. Amlaev K. R., Koychueva S. M., Khojayan A. B., Khripunova A. A. Technologies of vocational guidance and selection in educational organizations of higher medical education in Russia and abroad. Meditsinskoye obrazovaniye i professional noye razvitiye = Medical Education and Professional Development. 2019;10(4):90—100. doi: 10.24411/2220-8453-2019-14000 (in Russian).

4. Kovalev E. P., Novokreschenova I. G., Novokreshchenov I. V., Chunakova V. V. The opinion of the medical community on the results of the modernization of regional health care. Byulleten medit-sinskikh internet-konferentsiy = Bulletin of Medical Internet Conferences. 2014;4(1):1095—6 (in Russian).

5. Pankevich V. I., Shkolnikova M. A., Yugay M. T. Satisfaction of doctors with their work in public and private medical organizations . Vestnik Roszdravnadzora. 2015;(5):69—78 (in Russian).

6. Panov A. V. Factors affecting the quality of medical care. Glavnyy vrach: Khozyaystvo i pravo = Head Physician: Economy and Law. 2015;(6):27—38 (in Russian).

7. Amlaev K. R., Gevandova M. G. Some aspects of the professional activity of a pediatric oncologist. Vrach. 2015;(12):85—6 (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Koshel V. I., Amlaev K. R. Assessment results of some aspects of the professional activity of doctors in urban clinics. Vrach. 2018;29(2):80—2 (in Russian).

9. Egorova Yu. A. Metacompetence of goal setting of a university student as a subject of activity in the "personality-society" system: essence, structure, content. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya = World of Science, Culture, Education. 2015;51(2):165—70 (in Russian).

10. Ermolaeva E. V., Pavlova L. A. The medical profession: the requirements of modern society. In: Collection of materials of the All-Russian scientific-practical conference, with international participation «Society and health: current status and development trends» [Sbornik materialov Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferent-sii, s uchastiyem mezhdunarodnogo soobshchestva "Obshchestvo i zdorovye: sovremennoye sostoyaniye i tendentsii razvitiya"]. Moscow; 2013 (in Russian).

11. Kornilova T. V., Pavlova E. M., Krasavtseva Yu. V., Razvalyaeva A. Yu. The relationship of the framing effect with individual differences among medical students and student psychologists. Natsionalnyy psikhologicheskiy zhurnal = National Psychological Journal. 2017;28(4):17—29 (in Russian).

12. Yurgelas I. V., Zhdanov A. I., Yurgelas Yu. N., Kopytina O. S. Comparative analysis of the development of empathy and its components in students of leading medical specialties. Sovremennyye naukoyem-kiye tekhnologii = Modern High Technology. 2015;12(1):177—84 (in Russian).

13. Yerugina M. V., Korshever N. G., Zavaleva E. V. Management of adaptation of graduates of medical universities to the conditions of independent professional activity: research, evaluation, optimization [Upravleniye adaptatsiyey vypusknikov meditsinskikh vuzov k uslovi-yam samostoyatelnoyprofessionalnoy deyatelnosti: issledovaniye, ot-senka, optimizatsiya]. Saratov: Publishing House of Saratov State Medical University; 2014 (in Russian).

14. Problems and directions of optimization of staffing of the healthcare system of the Russian Federation. In: Kamaev I. A., Levanova V. M., eds. Actual problems of public health management: Sat. scientific papers [Aktualnyye problemy upravleniya zdorovyem naseleniya: Sb. nauchnykh trudov]. Nizhny Novgorod; 2017 (in Russian).

15. Bavare A. C., Thomas J. K., Gurganious L. M., Afonso N., Thomas T. A., Thammasitboon S. Fostering self-determination of bedside providers to promote active participation in rapid response events. Med. Educ. Online. 2019;24(1):1551028. doi: 10.1080/ 10872981.2018.1551028

16. Mylrea M. F., Sen Gupta T., Glass B. D. Developing professional identity in undergraduate pharmacy students: a role for self-determination theory. Pharmacy (Basel). 2017;5(2):16. doi: 10.3390/phar-macy5020016

17. Cho K. K., Marjadi B., Langendyk V., Hu W. Medical student changes in self-regulated learning during the transition to the clinical environment. BMC Med. Educ. 2017;17(1):59. doi: 10.1186/s12909-017-0902-7

18. Johnson G., Foster K., Blinkhorn A., Wright F. C. Exploration of the factors that influence new Australian dental graduates to work rurally and their perspectives of rural versus metropolitan employment. Eur. J. Dent. Educ. 2019;23(4): 437—47. doi: 10.1111/eje.12450

19. Seleq S., Jo E., Poole P. The employment gap: the relationship between medical student career choices and the future needs of the New Zealand medical workforce. N. Z. Med. J. 2019;132(1506): 52—9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.