Научная статья на тему 'Результаты изучения некоторых аспектов образовательного процесса в медицинском университете'

Результаты изучения некоторых аспектов образовательного процесса в медицинском университете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
79
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
медицинское образование / учеба в медицинском университете / medical education / study at a medical / niversity

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Койчуева Софья Магометовна

В статье представлены результаты социологического исследования некоторых аспектов обучения студентов-медиков, включая их самоидентификацию в профессии, удовлетворенность образовательным процессом. Показано, что почти половина студентов (46,3%) вовлечены в исследовательскую работу, и число вовлеченных возрастает по мере обучения в университете. Установлено, что часть студентов (7%) не занимаются самоподготовкой, а среди беспокоящих их проблем лидируют сложные программы и трудности адаптации. Отмечено, что наиболее востребованным навыком респонденты считают тайм-менеджмент. Вызывает обеспокоенность тот факт, что еще в годы обучения часть респондентов разочаровываются в своем выборе профессии. Рекомендуется учесть полученные данные при формировании вариативной части учебного плана и корректировке индивидуальных карьерных траекторий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Койчуева Софья Магометовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

fresults of studying some aspects of the educational process at the medical university

The article presents the results of a sociological study of some aspects of training medical students, including their self-identification in the profession, satisfaction with the educational process. It is shown that almost half of the students (46.3%) are involved in research and their number increases as they study at the university. It was found that some students (7%) do not self-study, and among the problems that concern them, complex programs and adaptation difficulties are leaders. It was noted that respondents consider the time management to be the most demanded skill. Of concern is the fact that even in the years of study, some respondents are disappointed in their choice of profession. It is recommended that the data be taken into account when forming the variable part of the curriculum and adjusting individual career paths.

Текст научной работы на тему «Результаты изучения некоторых аспектов образовательного процесса в медицинском университете»

результаты изучения некоторых аспектов образовательного процесса в медицинском университете

Койчуева С.М.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «ставропольский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, 355017, г. ставрополь, Российская Федерация

В статье представлены результаты социологического исследования некоторых аспектов обучения студентов-медиков, включая их самоидентификацию в профессии, удовлетворенность образовательным процессом. Показано, что почти половина студентов (46,3%) вовлечены в исследовательскую работу, и число вовлеченных возрастает по мере обучения в университете. Установлено, что часть студентов (7%) не занимаются самоподготовкой, а среди беспокоящих их проблем лидируют сложные программы и трудности адаптации. Отмечено, что наиболее востребованным навыком респонденты считают тайм-менеджмент. Вызывает обеспокоенность тот факт, что еще в годы обучения часть респондентов разочаровываются в своем выборе профессии. Рекомендуется учесть полученные данные при формировании вариативной части учебного плана и корректировке индивидуальных карьерных траекторий.

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. Для цитирования: Койчуева С.М. Результаты изучения некоторых аспектов образовательного процесса в медицинском университете // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2020. Т. 11, № 3. С. 206-220. РО!: 10.24411/22208453-2020-13018

статья поступила в редакцию 07.02.2020. принята в печать 07.09.2020.

fresults of studying some aspects of the educational process at the medical university

Koychueva S.M.

stavropol state Medical University, Ministry of Healthcare of the Russian Federation, 355017, stavropol, russian Federation

The article presents the results of a sociological study of some aspects of training medical students, including their self-identification in the profession, satisfaction with the educational process. It is shown that almost half of the students (46.3%) are involved in research and their number increases as they study at the university. It was found that some students (7%) do not self-study, and among the problems that concern them, complex programs and adaptation difficulties are leaders. It was noted that respondents consider the time management to be the most demanded skill. Of concern is the fact that even in the years of study, some respondents are disappointed in their choice of profession. It is recommended that the data be taken into account when forming the variable part of the curriculum and adjusting individual career paths. Funding. The study had no sponsor support. Conflict of interests. The author declares no conflict of interests. For citation: Koychueva S.M. Results of studying some aspects of the educational process at the medical university. Meditsinskoe obrazovanie i professional'noe razvitie [Medical Education and Professional Development]. 2020; 11 (3): 206-20. DOI: 10.24411/2220-8453-2020-13018 (in Russian) received 07.02.2020. Accepted for publication 07.09.2020.

ключевые слова:

медицинское образование, учеба

в медицинском университете

Keywords:

medical education, study at a medical university

Высшее медицинское образование предполагает освоение комплекса интегрированных теоретических и клинических знаний, умений и навыков, изучение новых медицинских технологий, развитие способностей к самостоятельной работе. В соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) должны быть сформированы профессиональные компетенции студентов-медиков, которые гарантируют успешность молодых врачей в предстоящей профессиональной деятельности [1].

В настоящее время исследователями установлены различия между профилем студентов-медиков и студентов других немедицинских специальностей. Показано, что для студентов-медиков при формировании профессиональных карьерных установок характерно преобладание гуманитарных принципов [2-4].

Важная часть процесса обучения в медицинском университете - приобщение студентов к самостоятельной работе, углубление их знаний, развитие творческих способностей к решению поставленных задач. Для эффективного обучения студентов в вузе необходимо последовательное увеличение сложности решаемых ими задач с постепенной ориентацией студента в направлении профиля его специальности [5].

Восприятие образовательной среды студентами также определяет их поведение и деятельность. В связи с этим важны исследование особенностей восприятия образовательной среды студентами и выявление закономерностей ее восприятия в зависимости от сроков обучения студентов в медицинском университете [6].

Известно, что профессиональное самоопределение начинается до посту-

пления в вуз, затем происходит его осознание через собственный учебный и отчасти практический опыт, в результате чего студент либо укрепляется в своем желании получить данную профессию, несколько ее изменить, либо принимает решение не работать по специальности совсем [7]. При этом существует множество вариаций каждого из решений. Таким образом, личностные характеристики и мотивация студентов служат критериями, которые оказывают решающее влияние на выбор профессии и карьерные установки [8].

Следовательно, изучение различных аспектов обучения студентов-медиков, их удовлетворенности образовательным процессом, образовательной средой университета, укрепления уверенности в выборе профессии имеют как научный интерес, так и прикладное значение для подготовки грамотных и мотивированных врачебных кадров.

цель исследования - изучить аспекты образовательного процесса, отражающие удовлетворенность студентов образовательной средой, условиями получения образования, качеством их практической подготовки, становление профессионального самоопределения студентов-медиков в период учебы, трансформацию их уверенности в выборе профессии, предпочтения студентов во внеучебной деятельности.

материал и методы

Перечисленные выше аспекты образовательного процесса изучали методом опроса студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов, факультета гуманитарного и медико-биологического образования, а также

клинических ординаторов с помощью специально разработанного авторами опросника, прошедшего валидизацию. Опросник включал несколько смысловых блоков, охватывающих 3 этапа формирования молодого врача: профессиональную ориентацию, собственно образовательный процесс и профессиональную подготовку к работе по специальности/трудоустройство. Учитывая большой объем полученной информации, в данной статье представлены результаты изучения II этапа формирования будущего врача - собственно образовательного процесса в медицинском университете. Общее число опрошенных составило 1289 человек и значительно превысило необходимое число респондентов для формирования выборочной совокупности.

Состав респондентов: студенты лечебного факультета составили 43% общего числа опрошенных; педиатрического - 20%; стоматологического - 24%; факультета гуманитарного медико-биологического образования (ФГМБО) - 9%; ординаторы - 4%, что соответствует процентному соотношению студентов на различных факультетах университета.

Среди респондентов 66% - девушки и 32% - юноши, 2% проигнорировали данный вопрос. Подавляющее большинство респондентов находились в возрастном промежутке 18-25 лет - 93%. Среди респондентов 47,5% были жителями Ставрополя, 17% - жителями других городов Ставропольского края, 9,7% - сельских районов Ставропольского края. Жители других субъектов СевероКавказского федерального округа (СКФО) и РФ составили от 0,9 до 6,3%. Больше половины опрошенных обучаются на

бюджетной основе (53%), а 43% - на платной, 4% респондентов проигнорировали данный вопрос.

Математическую обработку полученных данных проводили с использованием стандартного пакета прикладных программ SPSS 21.0 for Windows. Качественные переменные описывались абсолютными и относительными (в процентах) частотами, для количественных переменных определяли среднее арифметическое и стандартное отклонение (M±SD). При сравнении 2 групп по качественным признакам использовали критерий хи-квадрат (х2). Две связанные между собой группы по количественным признакам сравнивали с использованием теста согласованных пар Вилкоксона. 2 несвязанные между собой группы сравнивали по количественным признакам непараметрическим методом с помощью U-критерия Манна-Уитни. Для всех видов анализа статистически значимыми считали различия при р<0,05. Различия между группами, отличающимися по полу и возрасту, приведены только в случаях, когда они статистически значимы.

результаты и обсуждение

Респондентам было предложено оценить личное здоровье (рис. 1)

Большинство респондентов оценивают свое здоровье как хорошее - 46% и удовлетворительное - 45%. Только 7% студентов считают уровень своего здоровья неудовлетворительным. При этом постоянную сонливость испытывают 61,4% юношей и 75,3% девушек; частую головную боль - 21,6% юношей и 38,9% девушек.

При этом 49% респондентов довольны качеством проводимой у них диспансе-

I Хорошее

I Удовлетворительное I Неудовлетворительное I Системные пропущенные

значения

Рис. 1. Самооценка респондентами личного здоровья

Рис. 2. Удовлетворенность респондентов качеством диспансеризации

Рис. 3. Статус курения респондентов

ризации (рис. 2). В то же время каждый пятый респондент(21%) не удовлетворен, а 28% - не готовы дать определенный ответ на данный вопрос.

Отрадно отметить, что 77% студентов никогда не курили, а постоянно курят лишь 7% респондентов, что значительно меньше, чем в популяции (рис. 3). Таким образом, при общей высокой самооценке личного здоровья значительная часть студентов предъявляют жалобы астенического круга. Студенты предъявляют довольно высокие требования к качеству

диспансеризации на основе имеющейся у них информации о ее стандартах. В то же время число курящих студентов сокращается, что имеет большое значение для формирования позитивной ролевой модели отношения к своему здоровью для пациентов.

При этом низкий уровень профессиональной компетенции преподавателей профилирующих и теоретических дисциплин отметили лишь 5% студентов. Более половины респондентов дали ему высокую оценку. Высоким уровень компе-

1%

■ Меньше ч

■ 1-2 ч

■ 2-3 ч

■ 3-4 ч Более 4 ч

Системные пропущенные значения

Рис. 4. Время, затрачиваемое респондентами на самоподготовку

1%

Все учебники есть в библиотеке

Основной литературы нет в библиотеке

Некоторых новейших учебников нет

Системные пропущенные значения

Рис. 5. Оценка респондентами уровня обеспеченности библиотеки учебниками и учебными пособиями

тенции преподавателей считают 50,4% студентов в возрасте до 20 лет и 30,3% студентов в группе 20-25 лет.

Студенты выделяют достаточно времени на самоподготовку (рис. 4): более 4 ч ежедневно занимаются 23% респондентов; 3-4 ч - 21%; 2-3 ч - 23%; 1-2 ч -15%, а 7% студентов почти не уделяют время самоподготовке. С возрастом студенты меньше тратят времени на самоподготовку, например меньше 1 ч, и 1-2 ч проводят за самостоятельной подготовкой 5,1-6,0% респондентов до 20 лет и 8,0-21,3% студентов из группы 20-25 лет соответственно. Имеются и гендерные различия при ответе на данный вопрос.

Меньше 1 ч или 1-2 ч готовятся самостоятельно к занятиям 9,3-18,1% юношей и 5,8-13,2% девушек.

Большинство студентов удовлетворены уровнем обеспеченности библиотеки учебниками и учебными пособиями - 63%, тех, кто считает, что основной литературы в библиотеке нет, лишь 12% (рис. 5).

Полностью удовлетворены обеспеченностью библиотеки 68,2% студентов в возрасте до 20 лет и 60,6% в группе 20-25 лет.

Современный этап получения образования предполагает большую долю самостоятельной подготовки студентов, но, к сожалению, часть студентов не готовы заниматься активным поиском и усвоением

Рис. 6. Проблемы, возникшие в студенческой жизни респондентов

Рис. 7. Перечень навыков, которые респонденты хотели бы получить в процессе обучения

современной информации, хотя в университете обеспечены все условия для ее получения как в печатной, так и в электронной форме, в том числе дистанционно.

Помимо проблем с учебой (42,5%) и трудностей адаптации (19,7%) во время пребывания студентов в университете, их также беспокоят материальные проблемы (17,4%) и проблемы общения (8,2%) (рис. 6).

Сложности с учебой возникают у 59,4 респондентов до 20 лет и 30,2% студентов из группы 20-25 лет.

При этом нуждаются в помощи при подготовке к занятиям 23,5 и 16,8% респондентов соответственно.

Отсутствие жилья волнует 4,3 и 7,3% респондентов, так же как и материальные проблемы 11,9-6,3% соответственно. Если среди респондентов до 20 лет проблема отсутствия жилья волнует в 4,3% случаев, то в группах 20-25 лет - 7,3%; старше 25

лет - 11,5%. Похожая ситуация складывается и в отношении материальных проблем. Обеспокоенных ими в группе до 20 лет - 11,9%; 20-25 лет - 21,3%; старше 25 лет - 23,1%.

Выявлены гендерные различия при ответе на данный вопрос. Так, проблемы с учебой беспокоят 37,6% юношей и 45% девушек; трудности адаптации соответственно 15,5 и 21,8%; нуждаются в помощи при подготовке к занятиям - 16 и 21%; материальные проблемы волнуют 20,7 и 15,8%.

Наиболее необходимыми им навыками и качествами студенты назвали умение правильно организовать свое время 62,1%; приобрести уверенность в себе хотели бы 43,7%, а научиться справляться со стрессами - 40,5% респондентов. Значимыми навыками являются также лидерские качества - 24,6% и навыки эффективного общения - 26,3% (рис. 7).

Рис. 8. Виды деятельности, которые предпочитают респонденты во внеучебное время

Правильной организации своего времени желали бы научиться 68,9% респондентов до 20 лет, 58,1% в группе 20-25 лет и 55,8% в группе старше 25 лет. Изучить принципы и правила эффективного общения (19,6-31,8%), научиться справляться со стрессом хотели бы респонденты в возрасте до 20 - 44,7%, 20-25 лет - 38,0% и старше 25 лет - 28,8%. Гендерные отличия обнаружены при выборе следующих ответов: «правильно организовать свое время» - 56,2% юношей и 64,9% девушек; «быть более уверенным в себе» - 37,2% юношей и 46,9% девушек; «приобрести лидерские качества» - 28,7% юношей и 22,6% девушек, «научиться справляться со стрессом» - 32,0% юношей и 44,7% девушек. Современное образование предполагает усвоение сложной, постоянно обновляемой медицинской информации. К сожалению, для значительной части студентов при отсутствии навыков обучения

и тайм-менеджмента справиться с этой задачей довольно сложно. Понимание этого отражено в высоком проценте лиц, желающих овладеть соответствующими навыками.

Внеурочное время студенты хотели бы проводить по-разному: абсолютное большинство хотели бы заняться спортом -45,5%, художественным творчеством -29,2% (рис. 8). Радует, что 24% занялись бы научно-исследовательской работой, а 24,6% хотели подработать. С возрастом меняются предпочтения респондентов, если культурно-массовой работе и подработкам респонденты в возрасте до 20 лет уделяли больше внимания (21,4 и 21,8% соответственно), то в возрасте 20-25 лет процент ищущих подработки возрос (21,8-26,9% соответственно), равно как и возрос интерес к научно-исследовательской работе соответственно во всех трех группах - до 20 лет; 20-25 лет и старше 25 лет (20,9, 25,3 и 40,4%).

Очень плохо Плохо

Удовлетворительно

Хорошо

Отлично

Системные пропущенные значения

Рис. 9. Самооценка респондентами степени владения иностранным языком

Гендерные различия при ответе на данный вопрос выглядят следующим образом: заняться техническим творчеством хотели бы 14,6% юношей и 6,2% девушек; художественным творчеством - 17,2 и

35,2% соответственно; спортом - 57,4% юношей и 39,5% девушек; подработками -28,0% юношей и 23% девушек.

В зависимости от уровня владения иностранным языком студенты распреде-

Рис. 10. Формы участия студентов в научной деятельности

лились следующим образом (рис. 9): отлично знают иностранный язык - 15%, хорошо - 13%, удовлетворительно - 33%, плохо и очень плохо - 47%.

При этом юноши лучше владеют иностранным языком. Ответы «очень плохо» и «плохо» выбрали соответственно 14,5 и 28% юношей и 15,6 и 34,6% девушек.

В тех или иных формах научной работы приняли участие в текущем году 46,3% студентов (рис. 10). Это и работа в научном кружке, выступления на научной конференции, публикация научных статей. Причем 4,1% студентов публиковали свои работы в журналах, индексируемых в системе Scopus и рекомендованных ВАК РФ.

По мере обучения процент студентов, не участвовавших в научной работе, сокращается (группа до 20 лет - 66,5%; группа 20-25 лет - 44,3%). Причем рост активности в научной сфере наблюдается по всем ее аспектам (участие в научных проектах: 11,0-19,2%; посещение научных кружков и семинаров: 11,0-26,3%; выступления на научных конференциях: 17,126,1%; участие в конкурсе студенческих научных работ: 5,8-17,7%; публикация

результатов своих научных работ в студенческих сборниках: 2,0-10,0%; в научных журналах ВАК/Бсориэ^оБ: 2,0, 5,4 и 34,6%) соответственно в группах до 20 лет, 20-25 лет и старше 25 лет. Девушки более активно занимаются научной работой, чем юноши. Так, «посещали научные кружки» - 16,2-21,0%; «выступали на научных конференциях» - 16,7-24,5%; «публиковали результаты своих научных исследований» - 4,2-7,9% соответственно девушек и юношей.

Лидирующими причинами своего неучастия в научной работе респонденты назвали отсутствие времени - 32,8%; в то время как у 17,8% студентов не хватает для этого знаний и навыков, а 15,2% респондентов не имеют информации о том, как заняться научной работой. На занятия наукой респондентам до 20 лет не хватает времени, так как много времени занимает обучение - в 43,8% случаев, а из-за совмещения учебы с работой - в 4,7% случаев.

В студенческие годы 18% респондентов работают постоянно, а 10% - временно, кроме того, 12% «перебиваются разовыми заработками» (рис. 11). Процент неработа-

Да,постоянно

Да, временно

Да, разовые заработки

Нет

Системные пропущенные значения

Рис. 11. Процент студентов-медиков, подрабатывающих на платной основе в течение последних 12 месяцев

Скорее да

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Скорее нет

Не могу ответить

Системные пропущенные значения

Рис. 12. Наличие связей между подработкой респондентов и получаемой ими медицинской специальностью

Да Нет

Не могу ответить

Системные пропущенные значения

Рис. 13. Удовлетворенность студентов-медиков своей практической подготовкой

Да, в медицинских организациях

Да, в других организациях

Нет

Рис. 14. Процент студентов-медиков, подрабатывающих во время учебы Медицинское образование и профессиональное развитие

ющих студентов по мере обучения сокращается. Так, если в группе респондентов до 20 лет не подрабатывали 75,4%; то в группе 20-25 лет - 48,3%, а в группе старше 25 лет 25,0% выбрали данный ответ. При этом среди юношей не подрабатывали 50,8%, а среди девушек - 62,5%.

Респонденты, имевшие опыт работы, отмечают, что в 35% случаев данная работа не имела отношение к медицине (рис. 12). Если в группе до 20 лет эта работа была связана со специальностью в 16,1% случаев, то в группе 20-25 лет уже в 36,8%, а в группе старше 25 лет - 65,9%.

Удовлетворены прохождением практического обучения 51% студентов, в то время как 28% недовольны ее качеством, а 20% не могут дать однозначную оценку (рис. 13). Если среди респондентов в возрасте до 20 лет недовольны ею 23,5%, то в группе 20-25 лет таких 32,2%.

Недостаток финансовых средств и желание набраться опыта движут определенной частью студенчества, стремящейся подработать во время учебы (рис. 14). Однако в сфере выбранной профессии в медицинских организациях подрабатывают 18% респондентов, а 10% - в учреждениях

и на предприятиях, не связанных с медициной. В медицинских организациях подрабатывают 6,9% респондентов в возрасте до 20 лет, 24,2% - в возрасте 20-25 лет и 50,0% старше 25 лет. В свою очередь, в немедицинских организациях подрабатывают 7,3, 12,1 и 17,3% соответственно.

Несмотря на высокий процент студентов, желающих заняться во вне- учебное время различными формами деятельности -от спортивной до научно-исследовательской, растет по мере обучения число респондентов, подрабатывающих преимущественно в медицинских организациях. Это связано, с одной стороны, с необходимостью зарабатывания средств для жизни, а с другой - с необходимостью приобретения практического опыта по профессии, тем более что в последние годы наличие такого опыта является важным условием при приеме в клиническую ординатуру.

Стоит отметить, что уже на этапе обучения почти каждый пятый разочаровывается в выборе своей профессии, такой ответ дали 18% респондентов; еще 19% затрудняются с ответом на данный вопрос (рис. 15).

Интерес к учебе также у части респондентов снижается, начиная с I курса, - 7%,

Рис. 15. Процент студентов, разочаровавшихся в своей профессии

На I курсе

На 11—IV курсах

На V-VI курсах

Не утратил интерес

Системные пропущенные значения

Рис. 16. Период потери интереса к учебе

на II—IV - 8%; на У-У1 - 4% (рис. 16). Однако значительная часть респондентов (34%) не ответила на данный вопрос. Потеря интереса респондентов к учебе, с одной стороны, может быть связана с ошибками в профессиональной ориентации абитуриентов и их родителей, а с другой, со сложностью программ обучения будущего врача, диссоциации идеалистических представлений о профессии с реальными ситуациями, с которыми сталкиваются будущие медицинские работники в клинике.

выводы

1. В целом самооценка личного здоровья студентов-медиков высокая, однако от 61 до 75% респондентов жалуются на симптомы, характерные для астенического синдрома. При этом качеством проведенной диспансеризации доволен лишь каждый второй респондент. Среди респондентов лишь 7% являются постоянными курильщиками.

2. Отмечается выраженная дифференциация в отношении времени, затрачиваемого на самоподготовку студентов-медиков. Более 2 ч самоподготовкой занимаются 67%, в то же время 7% ре-

спондентов самостоятельно не готовятся к занятиям. При этом отмечается сокращение времени на самоподготовку по мере перехода на старшие курсы. Среди респондентов, которые недостаточно уделяют время самоподготовке, преобладают юноши. Преобладающее большинство студентов удовлетворены обеспеченностью библиотеки университета печатными и электронными изданиями.

3. Спектр проблем, беспокоящих респондентов во время учебы, включает собственно сложности в обучении и адаптации, а также материальные и коммуникационные проблемы.

4. Самыми востребованными у студентов навыками и качествами является умение правильно организовать свое время - 62,1%, уверенность в себе - 43,7%, стрессоустойчивость - 40,5% респондентов, лидерство - 24,6%, умение эффективно общаться - 26,3%.

5. Во время досуга респонденты предпочитают заняться спортом - 45,5%, художественным творчеством - 29,2%, научно-исследовательской работой - 24%, подработками - 24,6%. Кроме того, уровень знаний респондентами иностранных

языков является недостаточным, так как 47% студентов знают его плохо или очень плохо.

6. Процент студентов, занимающихся научной деятельностью, довольно высокий (46,3%), при этом он увеличивается по мере возрастания курса обучения.

7. Каждый пятый студент постоянно подрабатывает, причем чем старше курс, тем выше процент тех, кто имеет подра-

ботки (25% на 1-111 курсах, на 1У-У1 курсах - 52%). В 65% случаев подработки респондентов связаны с будущей специальностью. Каждый второй респондент удовлетворен прохождением практического обучения.

8. В процессе обучения 18% респондентов разочаровываются в будущей профессии. Пик разочарования (8%) приходится на И-1У курс.

сведения об авторе

койчуева софья Магометовна (sofia M. Koychueva) - кандидат медицинских наук, доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения, медицинской профилактики и информатики с курсом дополнительного профессионального образования ФГБОУ ВО СтГМУ Минздрава России, Ставрополь, Российская Федерация E-mail: koichueva260yandex.ru https://orcid.org/0000-0003-1768-5707

ЛИТЕРАТУРА

1. Гапова О.И. Роль профессионально-педагогической культуры преподавателя медицинского университета в формировании профессиональных компетенций студента-медика // Инновационные обучающие технологии в медицине : сборник материалов Международной Республиканской научно-практической конференции с международным участием. Витебск : ВГМУ, 2017.

2. Амлаев К.Р., Койчуева С.М., Хрипунова А.А., Кузьмина Е.М. Сравнительный анализ профессиональной мотивации и карьерных установок студентов медицинских и многопрофильных вузов по данным анкетирования // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2019. Т. 10, № 2. С. 134-142. DOI: 10.2441 1/2220-8453-2019-12009.

3. Амлаев К.Р., Койчуева С.М., Ходжаян А.Б., Хрипунова А.А. Технологии профессионального ориентирования и отбора в образовательные организации высшего медицинского образования в России и за рубежом // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2019. Т. 10, № 4. С. 30-41. DOI: 10.24411/2220-8453-2019-14000.

4. Егорова Ю.А. Метакомпетентность целеполагания студента вуза как субъекта деятельности в системе «личность-социум»: суть, структура, содержание // Мир науки, культуры, образования. 2015. № 2 (51). С. 165-170.

5. Зарицкая В.В. Организация научно-исследовательской работы в университете: совместное участие преподавателей кафедры и студентов : материалы Всероссийской научно-практической конференции «Современные методики учебной и научно-исследовательской работы». Курганская государственная сельскохозяйственная академия им. Т.С. Мальцева, 2017. С. 23-27.

6. Виноградова И.А., Иванова Е.В. Исследование представлений студентов и преподавателей о среде университета // Педагогика и дидактика высшей школы. 2017. № 1 (15). С. 62-71.

7. Корнилова Т.В., Павлова Е.М., Красавцева Ю.В., Разваляева А.Ю. Связь фрейминг-эффекта с индивидуальными различиями у студентов-медиков и студентов-психологов // Национальный психологический журнал. 2017. № 4 (28). С. 17-29.

8. Юргелас И.В., Жданов А.И., Юргелас Ю.Н., Копытина О.С. Сравнительный анализ развития эмпатии и ее составляющих у студентов ведущих медицинских специальностей // Современные наукоемкие технологии. 2015. № 12-1. С. 177-184.

Том 11, №3 2020 ^^

references

Gapova O.I. The role of professional and pedagogical culture of a teacher at a medical university in the formation of professional competencies of a medical student. In: Innovatsionnyye obuchayushchiye tekhnologii v meditsine: sbornik materialov Mezhdunarodnoy Respublikanskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiyem [Innovative Training Technologies in Medicine: collection of materials of the International Republican scientific and practical conference with international participation]. Vitebsk: VGMU, 2017. (in Russian)

Amlaev K.R., Koichueva S.M., Khripunova A.A., Kuzmina E.M. Comparative analysis of professional motivation and career attitudes of students of medical and multidisciplinary universities according to the questionnaire. Meditsinskoe obrazovanie i professional'noe razvitie [Medical Education and Professional Development]. 2019; 10 (2): 134-42. DOI: 10.2441 1/2220-8453-2019-12009. (in Russian) Amlaev K.R., Koichueva S.M., Khojayan A.B., Khripunova A.A. Technologies of vocational guidance and selection in educational organizations of higher medical education in Russia and abroad. Meditsinskoe obrazovanie i professional'noe razvitie [Medical Education and Professional Development]. 2019; 10 (4): 165-70. DOI: 10.24411/2220-8453-2019-14000. (in Russian)

Egorova Yu.A. Metacompetence of goal setting of a university student as a subject of activity in the "personality-society" system: essence, structure, content. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya [World of Science, Culture, Education]. 2015; 2 (51): 165-70. (in Russian)

Zaritskaya V.V. Organization of research work at the university: joint participation of teachers of the department and students. In: Materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Sovremennye metodiki uchebnoy i nauchno-issledovatel'skoy raboty»[Materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference «Modern Methods of Educational and Research Work»]. Kurganskaya gosudarstvennaya sel'skokhozyaystvennaya akademiya im. T.S. Maltseva, 2017: 23-7. (in Russian) Vinogradova I.A., Ivanova E.V. A study of the representations of students and teachers about the university environment. Pedagogika i didaktika vysshey shkoly [Pedagogy and Didactics of Higher Education]. 2017; 1 (15): 62-71. (in Russian)

Kornilova T.V., Pavlova E.M., Krasavtseva Yu.V., Razvalyaeva A.Yu. The relationship of the framing effect with individual differences among medical students and student psychologists. Natsional'niy psihologicheskiy zhurnal [National Psychological Journal]. 2017; 4 (28): 17-29. (in Russian)

Yurgelas I.V., Zhdanov A.I., Yurgelas Yu.N., Kopytina O.S. Comparative analysis of the development of empathy and its components in students of leading medical specialties. Sovremennye naukoemkie tekhnologii [Modern High Technologies]. 2015; 12-1: 177-84. (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.