Научная статья на тему 'Карьерные ориентации студентов в профессионально-образовательном пространстве колледжа'

Карьерные ориентации студентов в профессионально-образовательном пространстве колледжа Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
282
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
карьера / карьерные ориентации / профессионально-образовательное пространство / уровни самоэффективности / совершенствование самоэффективности / career / career orientations / professional and educational space / levels of self-efficacy / improvement of self-efficacy

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Хасанова Ирина Ивановна, Котова Светлана Сергеевна

Статья посвящена вопросам изучения карьерных ориентаций студентов колледжа с разными уровнями самоэффективности, а также проектированию процесса психолого-педагогического содействия формированию данных ориентаций

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Хасанова Ирина Ивановна, Котова Светлана Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Career Orientations of Students in the Professional Educational Space of College

The article is devoted to the study of career orientations of College students with different levels of self-efficacy, as well as the design of the process of psychological and pedagogical assistance in the formation of these orientations.

Текст научной работы на тему «Карьерные ориентации студентов в профессионально-образовательном пространстве колледжа»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

Карьерные ориентации студентов в профессионально-образовательном пространстве колледжа

ХАСАНОВА Ирина Ивановна,

кандидат педагогических наук, профессор кафедры психологии образования и профессионального развития Российского профессионально-педагогического университета, Екатеринбург

Аннотация

Статья посвящена вопросам изучения карьерных ориентаций студентов колледжа с разными уровнями самоэффективности, а также проектированию процесса психолого-педагогического содействия формированию данных ориентаций

Ключевые слова:

карьера, карьерные ориентации, профессионально-образовательное пространство, уровни самоэффективности, совершенствование самоэффективности

□01 10.24411/2307-4264-2019-10212

КОТОВА

Светлана Сергеевна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии образования и профессионального развития Российского профессионально-педагогического университета, Екатеринбург

Одним из важнейших аспектов профессионального развития и самореализации личности является сознательное планирование карьеры. В современных условиях возрастает роль собственных усилий и квалификации специалиста, а обществом декларируется образ социально успешного человека, достигшего карьерных успехов, как наиболее приемлемый и желательный.

Карьерные ориентации на этапе профессиональной подготовки выступают как система поведенческих отношений в ходе самореализации личности и развития ее профессиональной направленности. В процессе профессионализации осуществляется дальнейшее совершенствование психических процессов и состояний, формирование качеств, необходимых для будущей деятельности, развиваются социально-профессиональные компетенции, происходит выработка жизненной позиции, конкретизация жизненных планов.

Исследованием карьерных ориентаций личности, в том или ином аспекте, занимались Э. Ф. Зеер, В. Г. Маралов, А. С. Назы-ров, В. Н. Обносов, Н. С. Пряжников, Э. Шейн и др. Тем не менее интерес ученых к данной проблеме не ослабевает [2; 4; 5; 8].

Хасанова И. И., Котова С. С. Карьерные ориентации студентов в профессионально-образовательном пространстве колледжа // Профессиональное образование и рынок труда. — 2019. — № 2. — С. 86-91.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

Важнейшей составляющей профессионального пути человека является его представление о своей личности в процессе профессиональной самореализации — так называемая профессиональная «Я-концепция», которую каждый воплощает в жизни в серии карьерных решений. Среди факторов, отражающих влияние процесса самосознания на успешность в профессиональной деятельности, ряд авторов выделяют самоэффективность [1; 3; 11; 16]. Проблеме самоэффективности посвящены работы А. Бандура, Т. Майэрса, М. Шеера и Дж. Маддукса, Л. И. Анцы-феровой, Д. А. Леонтьева, Р. Л. Кричевского, К. М. Гайдар, Т. О. Гордеева и др. [6; 7; 9; 10; 12].

Дискуссионным остается вопрос, является ли самоэффективность универсальным мотивационным механизмом личности, действующим практически во всех сферах ее существования, или содержание убеждений в самоэффективности специфично для разных видов деятельности. Ряд авторов указывают на существование самоэффективности как обобщенной, относительно постоянной личностной характеристики, позволяющей построить прогноз собственной успешности во всех жизненных сферах [13; 15].

В связи с этим особо актуальной представляется проблема изучения карьерных ориентаций личности и их связи с самоэффективностью на этапе обучения студентов в колледже.

Целью нашего исследования стало изучение карьерных ориентаций у студентов колледжа с разным уровнем самоэффективности.

Институтом психолого-педагогического образования Российского государственного профессионально-педагогического университета в 2018/2019 учебном году было проведено эмпирическое исследование, в котором приняли участие 329 студентов Уральского государственного колледжа имени И. И. Ползунова (г. Екатеринбург). В исследовании принимали участие студенты 3-го курса колледжа очной формы обучения в возрасте от 18 до 20 лет, технических и гуманитарных направлений подготовки.

В соответствии с поставленной целью были подобраны следующие методики:

- якорная модель профессионального развития (Д. Сьюпер, Д. Хол-ланд, Э. Г. Шейн);

- тест определения уровня самоэффективности (Дж. Маддукс и М. Ше-ер, модификация Л. Бояринцевой под руководством Р. Кричевского);

- тест-опросник самоотношения (В. В. Столин, С. Р. Пантелеев).

По результатам исследования было выявлено, что показатель профессиональной компетентности в двух группах (выше ничего не говорится о разделении респондентов на две группы) почти одинаковый: 57% в первой группе и 58% во второй. Это говорит о том, что респонденты с разными уровнями самоэффективности стремятся найти свое призвание для будущей профессиональной деятельности, хотят стать мастерами своего дела и достигать успехов в профессиональной сфере.

Способностью к управлению (показатель «менеджмент») обладают 63% респондентов в первой группе и 76% во второй. Учитывая, что первая группа намного большей второй, можно предположить, что способ-

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

ность к управлению в большей степени присутствует у респондентов со средним уровнем самоэффективности. Это свидетельствует о том, что студенты первой группы готовы прилагать больше усилий для выполнения таких сложных задач, как управление людьми, проектами, и нести ответственность за конечный результат. Выраженность показателя «менеджмент» в группе с низким уровнем самоэффективности демонстрирует, что студенты данной группы готовы нести ответственность за деятельность всего коллектива, если того потребуют обстоятельства. В основном они предпочитают роль подчиненных.

Среди двух групп респондентов выявлены высокие показатели автономии: 73% и 82%, что свидетельствует о том, что студенты и первой и второй группы хотели бы работать в организации, которая обеспечивает достаточную степень свободы. На их взгляд, самая важная задача развития будущей карьеры — получить возможность работать самостоятельно, придерживаясь того порядка, который каждый установит для себя сам. Наличие строгих правил в организации скорее оттолкнет респондентов, и, несмотря на внешне привлекальную вакансию, выбор будет сделан в пользу вакансии в организации с достаточным уровнем свободы.

В обеих группах респондентов выявлены высокие проценты по показателю «стабильность работы»: 81% и 74%. Такие результаты говорят о том, что большинство опрошенных студентов испытывают потребность в безопасности, надежном заработке в течение продолжительного времени. Они очень ценят социальные гарантии, которые может предложить работодатель, и, как правило, их выбор места работы связан именно с длительным контрактом и стабильным положением компании на рынке. Краткосрочные проекты и начинающие организации респондентов, скорее всего, не привлекают.

Важность стабильности места жительства отметили 47% студентов со средним уровнем самоэффективности и 51% — с низким уровнем самоэффективности. Таким образом, для половины опрошенных студентов колледжа переезд в другой город считается неприемлемым. Сохранение места жительства для них более значимо, чем получение повышения или новой должности в другом городе. При рассмотрении вакансии наличие частых командировок является для них негативным фактором.

Для 72% респондентов со средним уровнем самоэффективности важен показатель «служение». Эти студенты в большей степени нацелены приносить пользу людям, обществу. Им важно наблюдать конкретные результаты своей работы, даже если те не выражены в материальном эквиваленте. Студенты, ориентированные на служение, скорее всего, откажутся от вакансии в организации, не разделяющей их целей и ценностей.

В группах студентов со средним и низким уровнями самоэффективности зафиксированы высокие значения по показателю «интеграция стилей жизни» (75% и 74% соответственно). Исходя из этого, можно предположить, что развитие карьеры будет привлекать таких студентов лишь в том случае, если она не будет нарушать их привычного образа жизни. Жертвовать чем-то ради развития карьеры таким студентам, как правило, несвойственно.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

По результатам исследования по методике «Якорная модель профессионального развития» можно сделать вывод о том, что в подгруппах с разным уровнем самоэффективности не было выявлено отсутствия показателей карьерных ориентаций. В группе студентов со средним уровнем самоэффективности зафиксирован высокий показатель по шкале «стабильность места работы», в самой меньшей степени выражен показатель по шкале «стабильности места жительства». В группе респондентов с низким уровнем самоэффективности был выявлен высокий показатель по шкале «автономия» и низкие показатели по шкалам «вызов» и «стабильность места жительства».

Для подтверждения выдвинутой нами гипотезы о существовании значимых различий карьерной ориентации между подгруппами студентов колледжа с разным уровнем самоэффективности был выполнен сравнительный анализ. В нашем случае применялся непараметрический U-критерий Манна — Уитни для сравнения показателей карьерных ори-ентаций в двух подгруппах.

Была обнаружена тенденция к отличию между подгруппами со средним и низким уровнями самоэффективности по показателю «интеграция стилей жизни» (U = 103,5; p = 0,087). Это можно объяснить тем, что студенты со средним уровнем самоэффективности рациональнее подходят к планированию своей жизни. Для них важно, чтобы все было размерено: карьера, семья, личные интересы, свободное время и т. д. Данные респонденты распределяют свои силы и возможности равномерно, чего нельзя сказать о студентах с низким уровнем самоэффективности.

Существуют достоверные различия между подгруппами студентов со средним и низким уровнями самоэффективности по показателю «предпринимательство» (U = 86,5; p = 0,031), выраженность признака выше в подгруппе студентов с низким уровнем самоэффективности. Студенты готовы воплощать свои идеи в жизнь, однако не предпринимают для этого каких-либо действий.

В ходе сравнительного анализа между группами студентов с разными уровнями самоэффективности в сфере предметной деятельности был выявлен ряд различий по показателям самоотношения как компонента самоэффективности.

Были обнаружены тенденции к отличию по показателю «шкала S-гло-бальное самоотношение» (U = 106,0; p = 0,099). У студентов со средним уровнем самоэффективности в предметной деятельности выше показатели по шкале «глобальное самоотношение». Это говорит о том, что данные респонденты принимают «собственное Я» вместе со своими достоинствами и недостатками и в целом чувствуют себя интересной личностью.

Существуют достоверные различия по показателю «самоуважение» между студентами со средним и низким уровнями самоэффективности (U = 88,5; p = 0,034). Респонденты первой группы более уверены в себе и своих силах, достаточно самостоятельны, умеют оценивать свои возможности и понимают самих себя, способны контролировать собственную жизнь.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

Между группами студентов со средним и низким уровнями самоэффективности выявлены достоверные различия по показателям «ауто-симпатия» (и = 102,5; р = 0,081), «саморуководство» (и = 79,5; р = 0,014) и «самопонимание» (и = 103,0; р = 0,076). Это говорит о том, что студенты со средним уровнем самоэффективности одобряют себя в целом, доверяют себе. Они прислушиваются к своим мыслям и чувствам и в случае неудач в своей деятельности в первую очередь пытаются найти причины в себе. Для таких студентов характерны уверенность в себе и своих силах, энергичность и самостоятельность, объективная оценка своих возможностей.

Были обнаружены тенденции к отличию между подгруппами студентов по показателю «самообвинение» (и = 104,5; р = 0,084). Это свидетельствует о том, что студенты с низким уровнем самоэффективности склонны к самообвинению. Для таких студентов характерно презрение к себе, вынесение самоприговоров и пессимистичный настрой по отношению к собственным действиям и достижениям.

Тенденция к отличию была выявлена между группами по показателю «автономия» (и = 164,5; р = 0,092). Это говорит о том, что студенты со средним уровнем самоэффективности в сфере общения будут чувствовать себя комфортно на рабочем месте, где отсутствуют строгие правила и сотрудникам позволено свободно общаться.

Существуют достоверные отличия между подгруппами студентов по показателю «стабильность работы» (и = 142,5; р = 0,042). Это позволяет предположить, что студенты с низким уровнем самоэффективности в сфере общения могут проработать в одной организации достаточно долгое время. Для них не характерна частая смена места работы и коллектива, поскольку они испытывают трудности в общении.

Обнаружены достоверные различия по показателю «саморуководство» (и = 131,0; р = 0,011). Это свидетельствует о том, что студенты со средним уровнем самоэффективности более склонны к саморуководству. Для них характерно выстраивание собственного поведения и действий. Они уважают себя, находятся в гармонии с самими собой и контролируют свою жизнь.

Гипотеза о различиях карьерных ориентаций между группами студентов колледжа с разными уровнями самоэффективности нашла свое подтверждение в результате сравнительного анализа.

В рамках данного исследования мы рассматривали карьерные ориентации студентов колледжа с разными уровнями самоэффективности с позиции субъектного, компетентностного и системного подходов. Между тем необходимо актуализировать технологию психолого-педагогического содействия формированию карьерных ориентаций студентов колледжа с разными уровнями самоэффективности, направленную на субъективизацию позиции студентов СПО. Данная технология позволяет задействовать ретроспекцию, активные стратегии поведения индивида, самоорганизацию учебно-профессиональной деятельности и рефлексивное мышление как механизмы преодоления противоречий, связанных с неравновесным состоянием сложившейся системы взаимодействия личности с социально-профессиональной средой.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

Литература

1. Анцыферова Л. И. Психологическое содержание феномена «субъект» и границы субъектно-деятельностного подхода // Проблема субъекта в психологической науке / Под ред. А. В. Брушлинского, М. И. Волови-ковой, В. Н. Дружинина. — М., 2000.

2. Афонькина Ю. А. Становление профессиональной направленности в развитии человека. — Мурманск: МГПИ, 2011. — 180 с.

3. Бандура А. Теория социального научения. — СПб, 2000. — 320 с.

4. Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. — 1979. — № 4. — С. 23-24.

5. Волков Б. С. Психология юности и молодости: учеб. пособие. — М.: Трикста: Академ. проект. — 2006. — 256 с.

6. Веснин В. Р. Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой работе. — М.: Юрист, 2013. — 98 с.

7. Гайдар М. И. Развитие личностной самоэффективности студентов-психологов на этапе вузовского обучения: дисс. ... канд. психол. наук. — Воронеж, 2011. — 260 с.

8. Гончар С. Н. Самоэффективность как профессиональное качество будущих педагогов-психологов // Педагогическое мастерство: материалы междунар. науч. конф. (апр. 2012 г., Москва). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 250-253.

9. Гордеева Т. О. Психология мотивации достижения. — М.: Смысл; Академия, 2010. — 336 с.

10. Горностай П. П. Личность и роль: Ролевой подход в социальной психологии личности. — Киев: Интерпресс, ЛТД, 2010. — 312 с.

11. Дрыгина И. В. Активизация лидерского потенциала личности студента в образовательном процессе вуза: дисс. ... канд. пед. наук. — Красноярск, 2014. — 198 с.

12. Жданович А. А. Карьерные ориентации в структуре профессиональной Я-концепции студентов: дисс. ... канд. психол. наук. — М., 2010. — 96 с.

13. Жданович А. А. Карьерные ориентации студентов: социальные и психологические факторы // Психологический журнал. — 2008. — № 4. — С. 58-62.

14. Зайцева Т. В. Теория психологического тренинга, психологический тренинг как инструментальное действие. — СПб: Речь; М.: Смысл, 2012. — 80 с.

15. Зеер Э. Ф. Психология профессионального развития: учеб. пособие для вузов. — 3-е изд., стереотип. — М.: Академия, 2010. — 106 с.

16. Зелинский С. Э. Диагностический инструментарий оценки управленческой компетентности государственных служащих // Вопросы управления. — 2015. — № 6 (18) — С. 13-34.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.