Научная статья на тему 'КАРЬЕРНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ СТУДЕНТОВ: ПОИСК ИНСТРУМЕНТОВ'

КАРЬЕРНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ СТУДЕНТОВ: ПОИСК ИНСТРУМЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профориентация / карьерное консультирование / студенты-химики / студенты-психологи / направленность личности / личностные типы по Холланду / метод «Якоря карьеры» Шейна / career guidance and career counseling / students of chemistry and psychology / personality orientation / personality types by Holland / the method of Anchoring Shane’s career

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Касьянова Татьяна Ивановна, Мальцев Алексей Владимирович, Хайдуков Иван Сергеевич

Введение. Исследование посвящено проблемам карьерного консультирования студентов вузов. Успешное профессиональное самоопределение становится залогом будущей успешной профессионализации. Маркером непригодности на рынке труда, по мнению работодателей, является отсутствие осознания своего выбора и профессиональных целей. Цель исследования — поиск методического инструментария для проведения карьерного консультирования студентов. Методология. Исследование проведено посредством тестирования по методикам «Якоря карьеры» (Шейн) и тест Холланда — на двух выборках студентов: первого курса химического факультета (111 человек) и второго курса факультета психологии (103 человека). Связь между шкалами двух методик определялась по коэффициенту Спирмена. Результаты. Выявлены наиболее выраженные типы профессиональной направленности личности по Холланду у химиков — интеллектуальный и артистический; у психологов — социальный и артистический. Студенты обеих групп демонстрируют в основном ориентацию на горизонтальные типы карьеры (служение, профессиональная компетентность), а также ориентацию на условия (стабильность места работы, интеграция стилей жизни, автономия). Выявлены достоверные корреляции между шкалами методики «Якоря карьеры» и теста по модели Холланда. У химиков выявлена прямая связь ведущего интеллектуального типа личности со шкалой «профессиональная компетентность» и обратная связь со шкалами менеджмента и стабильности места работы. У студентовпсихологов связи с ведущим социальным типом личности по шкалам «Якоря карьеры» не выявлено. Корреляционные связи между показателями двух методов позволяют предположить, что студенты-психологи в большей мере нуждаются в более детальном знакомстве с направлениями своей будущей деятельности. Также определены связи, подтверждающие конвергентную и дискриминативную валидность методик. Заключение. Результаты исследования позволяют рассматривать возможность использования методов Холланда и «Якоря карьеры» при карьерном консультировании. На основании определенных корреляционных закономерностей предложены рекомендации для профориентационной работы со студентами разных направлений подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Касьянова Татьяна Ивановна, Мальцев Алексей Владимирович, Хайдуков Иван Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CAREER COUNSELING FOR STUDENTS: THE SEARCH FOR TOOLS

Introduction. The study is devoted to the problems of the career counseling for university students. The successful professional self-determination becomes the key to future successful professionalization. According to employers, a marker of unsuitability in the labor market is the lack of awareness of one’s choice and professional goals. The purpose of the study is to find methodological tools for conducting the career counseling for students. Methodology. The study was conducted using testing methods: Career Anchors (Shane) and Holland’s test on two samples of students: the first year students of the Faculty of Chemistry (111 students) and the second year students of the Faculty of Psychology (103 students). The relationship between the scales of the two methods was determined by the Spearman coefficient. Results. The most pronounced types of professional personality orientation according to Holland’s test among chemists are revealed — intellectual and artistic; psychologists — social and artistic. Students in both groups demonstrate mainly orientation to horizontal career types (service, professional competence), as well as orientation to conditions (stability of the place of work, integration of lifestyles, autonomy) Significant correlations were found between the scales of the Career Anchor methods and the Holland model test. Chemists have a direct relationship between the leading intellectual personality type and the professional competence scale and feedback with the scales: management and job stability. Students of Psychology did not reveal any connection with the leading social personality type according to the Career Anchor scales. Correlations between the indicators of the two methods suggest that psychology students need more detailed acquaintance with the directions of their future activities. Relationships confirming the convergent and discriminatory validity of the methods are also identified. Conclusion. The results of the study allow us to consider the possibility of using the Holland’s and Career Anchor’s methods in the career counseling. On the basis of certain correlation patterns, recommendations are made for career guidance work with students of different areas of training.

Текст научной работы на тему «КАРЬЕРНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ СТУДЕНТОВ: ПОИСК ИНСТРУМЕНТОВ»

dostupa: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-distantsionnogo-obucheniya-v-izmenenii-sposobov-i-prieiriov-obrazovatelnogo-protsessa-v-vuze (data obrashcheniya: 15.10.2021).

11. Popova Ye. A. Vzaimosvyaz' urovnya trevozhnosti i motivatsii k obucheniyu u studentov. Vypusknaya kvalifikatsionnaya rabota (bakalavrskaya rabota) po napravleniyu podgotovki 37.03.01 «Psikhologiya» napravlennost' (profil') podgotovki «Prikladnaya psikhologiya». Rukopis'. Kemerovo, 2022. 54 pp.

12. Rassokhina I. YU., Arshinova Ye. V., Bilan M. A., Gorbatova M. M. Kar'yernyye plany v professional'nom stanovlenii molodezhi //

Professional'noye obrazovaniye v Rossii i za rubezhom 2017. № 4(28). P. 223-229.

13. Sokolova N. L. Tsifrovaya kul'tura ili kul'tura v tsifrovuyu epokhu? // Mezhdunarodnyy zhurnal issledovaniy kul'tury [Elektronnyy resurs] Rezhim dostupa: https://cyberleninka.ru/ article/n/tsifrovaya-kultura-ili-kultura-v-tsifrovuyu-epohu/viewer (data obrashcheniya 03.11.2022).

14. Yanitskiy M. S. Psikhologicheskiye aspekty tsifrovogo obrazovaniya // Professional'noye obrazovaniye v Rossii i za rubezhom. 2019. № 2. P. 38-44.

УДК/UDC 378

DOI10.54509/22203036_2023_2_67 EDN HACMXB

Касьянова Татьяна Ивановна

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры теории, методологии и правового обеспечения государственного и муниципального управления, Уральский федеральный университет, г. Екатеринбург

Мальцев Алексей Владимирович

кандидат биологических наук, доцент, доцент кафедры общей и социальной психологии, Уральский федеральный университет, г. Екатеринбург

Хайдуков Иван Сергеевич

магистрант кафедры общей и социальной психологии, Уральский федеральный университет, г. Екатеринбург

Kasyanova Tatjana I.

Ph. D in Pedagogy, Associate Professor, Chair of Theory, Methodology and Legal Support of State and Municipal Administration, Ural Federal University, Ekaterinburg

Maltsev Aleksey V.

Ph. D. in Biology, Associate Professor, Chair of General and Social Psychology, Ural Federal University, Ekaterinburg

Khaidukov Ivan S.

Master student of the Department of General and Social Psychology, Ural Federal University, Yekaterinburg

КАРЬЕРНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ СТУДЕНТОВ: ПОИСК ИНСТРУМЕНТОВ THE CAREER COUNSELING FOR STUDENTS: THE SEARCH FOR TOOLS

Введение. Исследование посвящено проблемам карьерного консультирования студентов вузов. Успешное профессиональное самоопределение становится залогом будущей успешной профессионализации. Маркером непригодности на рынке труда, по мнению работодателей, является отсутствие осознания своего выбора и профессиональных целей.

Цель исследования - поиск методического инструментария для проведения карьерного консультирования студентов.

Методология. Исследование проведено посредством тестирования по методикам «Якоря карьеры» (Шейн) и тест Холланда - на двух выборках студентов: первого курса химического факультета (111 человек) и второго курса факультета психологии (103 чело-

века). Связь между шкалами двух методик определялась по коэффициенту Спирмена.

Результаты. Выявлены наиболее выраженные типы профессиональной направленности личности по Хол-ланду у химиков - интеллектуальный и артистический; у психологов - социальный и артистический. Студенты обеих групп демонстрируют в основном ориентацию на горизонтальные типы карьеры (служение, профессиональная компетентность), а также ориентацию на условия (стабильность места работы, интеграция стилей жизни, автономия).

Выявлены достоверные корреляции между шкалами методики «Якоря карьеры» и теста по модели Холланда. У химиков выявлена прямая связь ведущего интеллектуального типа личности со шкалой «профес-

сиональная компетентность» и обратная связь со шкалами менеджмента и стабильности места работы. У студентов-психологов связи с ведущим социальным типом личности по шкалам «Якоря карьеры» не выявлено. Корреляционные связи между показателями двух методов позволяют предположить, что студенты-психологи в большей мере нуждаются в более детальном знакомстве с направлениями своей будущей деятельности. Также определены связи, подтверждающие конвергентную и дискриминативную валидность методик.

Заключение. Результаты исследования позволяют рассматривать возможность использования методов Холланда и «Якоря карьеры» при карьерном консультировании. На основании определенных корреляционных закономерностей предложены рекомендации для профориентационной работы со студентами разных направлений подготовки.

Introduction. The study is devoted to the problems of the career counseling for university students. The successful professional self-determination becomes the key to future successful professionalization. According to employers, a marker of unsuitability in the labor market is the lack of awareness of one's choice and professional goals.

The purpose of the study is to find methodological tools for conducting the career counseling for students.

Methodology. The study was conducted using testing methods: Career Anchors (Shane) and Holland's test on two samples of students: the first year students of the Faculty of Chemistry (111 students) and the second year students of the Faculty of Psychology (103 students). The relationship between the scales of the two methods was determined by the Spearman coefficient.

Results. The most pronounced types of professional personality orientation according to Holland's test among chemists are revealed - intellectual and artistic; psychologists -social and artistic. Students in both groups demonstrate mainly orientation to horizontal career types (service, professional competence), as well as orientation to conditions (stability of the place of work, integration of lifestyles, autonomy)

Significant correlations were found between the scales of the Career Anchor methods and the Holland model test. Chemists have a direct relationship between the leading intellectual personality type and the professional competence scale and feedback with the scales: management and job stability. Students of Psychology did not reveal any connection with the leading social personality type according to the Career Anchor scales. Correlations between the indicators of the two methods suggest that psychology students need more detailed acquaintance with the directions of their future

activities. Relationships confirming the convergent and discriminatory validity of the methods are also identified.

Conclusion. The results of the study allow us to consider the possibility of using the Holland's and Career Anchor's methods in the career counseling. On the basis of certain correlation patterns, recommendations are made for career guidance work with students of different areas of training.

Ключевые слова: профориентация, карьерное консультирование, студенты-химики, студенты-психологи, направленность личности, личностные типы по Хол-ланду, метод «Якоря карьеры» Шейна.

Keywords: career guidance and career counseling, students of chemistry and psychology; personality orientation, personality types by Holland, the method of Anchoring Shane's career.

Введение

Социально-экономические процессы, характерные для современной России, актуализируют проблему профессионального самоопределения молодых, результатом которого должны стать не ориентация личности на конкретную профессиональную специализацию, а готовность к профессиональному и карьерному росту, образованию в течение всей жизни, способность самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, оптимально используя имеющиеся ресурсы.

Вопросы профессионального самоопределения, профессиональной карьеры связаны с функционированием в обществе институтов профессии, образования, рынка труда. С развитием рыночных отношений возрастает самостоятельность человека в выборе профессии, сферы приложения труда, построении траектории своего профессионального развития. При этом сложившаяся система профориентации не в полной мере отражает новые реалии, не всегда способствует разрешению противоречий между индивидуальными предпочтениями и потребностями рынка труда. По данным исследований, около 50-70 % работников трудятся вне полученной когда-то специальности [1]. В школах функции профориентационной работы распределены между различными должностными лицами, зачастую слабо осведомленными или вовсе не обладающими компетенциями в области профориентации, что приводит в итоге к низкой эффективности данной работы.

Профессиональное самоопределение становится залогом будущей успешной профессионализации. Карьерный рост больше не рассматривается как линейный процесс, интегрирующий закономерности профессионального развития и динамику рынка труда. Меняется, соответственно, и методология профессионального

консультирование как вида психологической помощи. Теперь больше внимания уделяется нелинейным, случайным и незапланированным влияниям [2].

Современные исследователи подчеркивают сложность и длительность процесса профессионального самоопределения, его сопряженность с процессами социализации, профессионального развития и самореализации, несводимость только к акту выбора профессии. При этом у студентов отмечают высокий уровень неопределенности картины будущего и отсутствие оснований для ее построения в долгосрочной перспективе, объясняется этот факт рискогенностью и турбулентностью современного российского общества [3]. У студентов отмечают отсутствие представлений о прямой связи между получаемым образованием и будущим жизненным успехом. Реалии трудовой жизни, с которыми встретятся выпускники вузов, отражаются в мнении работодателей. Работодатели или их представители (эйчары) относят к ресурсам успешности при трудоустройстве такие качества выпускников, как инициативность, заинтересованность и понимание своих целей в выбираемой работе или должности, осознанность (сознательный выбор профессии, сферы деятельности). Практически для всех работодателей отсутствие инициативности, интереса к работе, осознания своего выбора и целей служит первым маркером непригодности претендента [4].

Перед студентами в рамках задач профессионального самоопределения стоят следующие цели: формирование профессиональных и развитие надпрофесси-ональных компетенций; выбор форм занятости; выбор места дальнейшего трудоустройства. В содержание профессионального самоопределения входит освоение учебного плана по выбранному направлению подготовки, знакомство с возможными вариантами трудоустройства и карьерного развития. В современной обстановке самоопределение человека превращается из «данности» в «задачу», а наиболее востребованными качествами становятся постоянный поиск себя, рефлексивность, самостоятельность.

Теоретические основы профессионального развития личности, профессионального самоопределения и деятельности разработаны в многочисленных исследованиях отечественных и зарубежных ученых, это работы А. Г. Асмолова, Б. Ф. Ломова, Н. Н. Нечаева, Г. В. Суходольского, В. Д. Шадрикова, А. А. Бода-лева, Ю. М. Забродина, Е. А. Климова, Т. В. Кудрявцева, А. К. Марковой, Л. М. Митиной, Н. С. Пряжни-кова, С. Н. Чистяковой. Особый интерес представляют работы зарубежных ученых А. Маслоу, Дж. Сьюпера, Дж. Холланда.

В ходе профессионального самоопределения у человека должны сформироваться определенные компоненты профессиональной готовности, которые включают в себя системную структуру свойств и характеристик личности [5]. К структурным компонентам относятся:

- операционально-когнитивный (набор знаний, умений и навыков, требуемых для реализации определенного вида деятельности);

- мотивационный (мотивы, ценностные ориентации, интересы, установки, целеустремленность);

- социально-личностный (коммуникативные навыки, уровень самооценки);

- эмоционально-регулятивный (уровень саморегуляции и контроля).

В современных публикациях отмечается серьезный интерес к вопросам профессионального самоопределения и карьерного консультирования студентов. Примером могут служить вузы таких городов как Москва, Казань, Екатеринбург, Санкт-Петербург, Томск, Челябинск, Нижневартовск, Ульяновск, Саранск и др. [6-11]. Подчеркивается, что при резких структурных и институциональных изменениях необходимо формировать новые стратегии профессионального поведения и умение адаптироваться к данным изменениям. Разрабатывается комплексный подход к профориента-ционной работе и карьерному консультированию [6; 7]. Определяется целевая направленность и факторы анализа карьерных проблем [9-11].

К вопросам, не позволяющим эффективно решать профориентационные проблемы, относится научно-методическая неготовность. Переход к «экономике знаний» потребовал не только разработки новой парадигмы профессиональной ориентации, но и ревизии консультативной работы, консультанты перешли к помощи в разработке карьерных стратегий. Объектом профессиональной диагностики клиента становятся набор его компетенций и система ценностей, которые подвергаются ревизии каждый раз, когда человек выходит на новый уровень своего профессионального роста. По данным исследований, больше половины студентов нуждаются в квалифицированной помощи по вопросам профессионального самоопределения [9]. В современном профессиональном и карьерном консультировании используются самые различные методы: выставки, экскурсии на предприятия, встречи с профессионалами, профессиональные пробы, мастер-классы, тренинги, индивидуальные консультации, тестирование и т.д. При этом тестирование не относят к числу наиболее эффективных методов [6]. Вместе с тем тесты все-таки позволяют решать ряд задач: при грамотном использовании

они могут дать определенную информацию о клиенте, с их помощью легко формировать мотивацию клиента на самопознание. В нашем исследовании использованы два теста: Холланда и «Якоря карьеры».

Цель данного исследования - поиск эффективных методических подходов, проверка инструментов в работе со студентами по сопровождению профессионального самоопределения, формированию карьерных планов.

Методология

Одним из методологических оснований исследования была теория Джона Льюиса Холланда о профессиональных типах личности. В основе этой теории конгруэнтность между личностью и средой, в которой реализуется профессиональная деятельность [12]. Дж. Холланд исходил из признания направленности наиболее значимой подструктуры личности на определенную социальную среду. Успешность деятельности определяется такими компонентами направленности, как ценностные ориентации, интересы,установки, отношения, мотивы.

Другой методологической основой исследования была концепция Эдгара Шейна, предназначенная для выявления структуры карьерной ориентации личности и доминирующей ориентации в выборе карьеры [13]. Тест выявляет ценностные ориентации, социальные установки, интересы и социально обусловленные побуждения к деятельности, характерные для определенного человека. Карьерные ориентации возникают в начальные годы развития карьеры, они устойчивы и могут оставаться стабильными длительное время. Чем лучше люди понимают собственные карьерные мотивы и ценности в определенной профессиональной сфере, тем большее удовлетворение они могут получить от работы. При определенном сходстве методологических подходов Д. Холланда и Э. Шейна в них есть и отличие. Если у Д. Холланда одной из главных составляющих является совпадение личностного типа с профессиональной средой, то у Э. Шейна в основе -направленность мотивов и ценностей на определенные социальные установки по отношению к профессиональной карьере и работе вообще. Поэтому каждый метод имеет свою нишу в профессиональном ориентировании, и в целом они дополняют друг друга.

Исследование проводилось через интернет-опрос для этого использовались методики: тест по модели Холланда и методика «Якоря карьеры», расположенные на специальном ресурсе «Психологические тесты онлайн» [14]. Методика «Якоря карьеры» содержит восемь шкал: профессиональная компетентность,

менеджмент, автономия, стабильность, служение, вызов, интеграция стилей жизни, предпринимательство, которые определяют карьерную ориентацию или направленность. В используемой методике в шкале стабильность отдельно выделяются субшкалы: стабильность места работы и стабильность места жительства. Тест по модели Холланда содержит шесть шкал, определяющих тип личности и имеющих обозначение: R - реалистичный; I - интеллектуальный; A - артистический; S - социальный; E - предприимчивый; C - конвенциональный. Для определения корреляции между шкалами методик использовался коэффициент корреляции Спирмена. Тесты позволяют решать ряд задач: при грамотном использовании они могут дать определенную информацию о клиенте, с их помощью легко формировать мотивацию клиента на самопознание.

Выборку составили две группы студентов: первого курса химического факультета и второго курса факультета психологии Уральского федерального университета. Выборка студентов химиков включала 111 человек в возрасте от 17 до 20 лет, из них: 74 девушки и 37 юношей. Выборка студентов психологов - 106 человек, возраст от 18 до 21 года из них 99 девушек и 7 юношей.

Результаты

Наиболее выраженные типы личности по средним показателям шкал профессиональной направленности по Холланду выявленные у химиков - артистический, социальный и интеллектуальный; у психологов - социальный и артистический (табл. 1). Встречаемость приоритета также превалирует по данным типам, показатель встречаемости почти 80 % в группе химиков - это артистический (31,1 %) социальный (25,2%) и интеллектуальный тип (22,2%). У психологов в группе приоритетов более 75 процентов это социальный тип (47,1 %) и артистический (28,6%) (табл. 1). Для интеллектуального типа направленности личности характерна ориентация на идеи, теоретические ценности, умственный труд, решение интеллектуальных, творческих задач, требующих абстрактного мышления, отсутствие ориентации на общение в деятельности, информационный характер общения. Данные ориентации очень значимы для профессиональной успешности химика в исследовательской и производственной деятельности. Для человека социального типа направленности характерны такие особенности личности и способности как умение общаться, гуманность, способность к сопереживанию, активность, решение проблем с опорой на эмоции и чувства, языковые способности. Такой человек ориентирован на людей, общение, установление контактов, что очень важно для успешной карьеры психолога.

Таблица 1

Показатели по шкалам типов личности по Холланду у студентов разных направлений подготовки химики

Показатель, направление подготовки R* I A S E C

Среднее, химики 6,7 8,1 8,1 7,8 6, 2 5,2

Среднее, психологи 6,1 6,5 8,5 9,8 6,2 4,9

Уровень значимости различий 0,04* >0,01** 0,14 >0,01** 0,77 0,10

Встречаемость приоритета в выборке (%), химики 10,4 22,2 31,1 25,2 8,1 3,0

Встречаемость приоритета в выборке (%), психологи 6,7 7,5 30,0 46,7 8,3 0,8

*Здесь и в последующих таблицах: типы личности по Холланду: R - реалистичный; I - интеллектуальный; A - артистический; Б - социальный; Е - предприимчивый; С - конвенциональный.

Здесь и в следующей таблице * - уровень значимости 0,05; ** - уровень значимости 0,01 и менее

Проявление такого типа в выборке студентов химиков связано с ориентацией части студентов на профессии учитель и преподаватель вуза. Высокий уровень артистического типа, выявленный в обеих группах свидетельство таких характеристик личности как воображение, интуиция, эмоционально сложный взгляд на жизнь, независимость и оригинальность мышления, ориентация на самовыражение, творческие занятия, избегание регламентированности, эти качества характерны для современных студентов. По данным наших исследований, около половины студентов химиков после окончания вуза планируют работать в НИИ и на предприятиях, стать лаборантами, инженерами, научными сотрудниками, вторая половина видят себя в качестве учителя, преподавателя в вузе. Такая направленность и объясняет высокий уровень направленности артистического типа, выявленный в группе химиков.

Анализ якорей карьеры позволил выявить, что студенты данных групп демонстрируют в основном ориентацию на горизонтальные типы карьеры (служение,

профессиональная компетентность), а также ориентацию на условия (стабильность места работы, интеграция стилей жизни, автономия) (табл. 2).

Человек, проявляющий ориентацию на профессиональную компетентность хочет быть мастером своего дела, он бывает особенно счастлив, когда достигает успеха в профессиональной сфере, но быстро теряет интерес к работе, которая не позволяет развивать свои способности. Основными ценностями ориентации «служение» являются «работа с людьми», «служение человечеству», «помощь людям», «желание сделать мир лучше» и т.д. Важно учитывать при планировании карьеры и то, что человек ориентированный на служение не будет работать в организации, которая враждебна его целям и ценностям, и откажется от продвижения или перевода на другую работу, если это не позволит ему реализовать главные ценности жизни. Человека, ориентированного на стабильность места работы часто называют «человеком организации» - ответственность за управление карьерой он

Таблица 2

Показатели по шкалам методики «Якоря карьеры» у студентов разных направлений подготовки

Шкала Среднее, химики Среднее, психологи Уровень значимости различий Встречаемость приоритета в выборке (%), химики Встречаемость приоритета в выборке (%), психологи

Профессиональная компетентность 5,9 5,6 0,20 7,7 2,1

Менеджмент 5,9 5,8 0,73 6,0 5,9

Автономия 6,6 7,2 >0,01** 10,9 23,0

Стабильность места работы 7,5 7,0 0,05* 32,2 21,4

Стабильность места жительства 3,8 4,1 0,45 1,1 4,3

Служение 7,0 7,7 >0,01** 18,6 28,9

Вызов 5,5 5,1 0,02* 5,5 1,6

Интеграция стилей жизни 6,5 7,0 0,04* 10,4 9,1

Предпринимательство 5,4 5,9 0,10 7,7 3,7

перекладывает на нанимателя. Он будет совершать какие угодно географические передвижения, если того потребует компания.

Похожие ориентиры выявили исследования социологов, проведенные среди студентов Свердловской области. В равной степени для всех студентов важно, чтобы их будущая работа не была утомительной и не вызывала отрицательных эмоций, давала возможность проявить творческую инициативу и самостоятельность, максимально раскрывала способности, не мешала полноценному и разнообразному досугу, общению с друзьями. В целом представления студентов о будущей профессиональной деятельности оказались достаточно рациональными и отражали идею lifeworkbalance (баланса между работой и жизнью) [4].

Для определения связи личностных типов по Хол-ланду и ценностной ориентации по методике «Якоря карьеры» был проведен корреляционный анализ между шкалами двух методик. В первую очередь интересовал вопрос, как ведущие типы личности, соответствующие профессиональной направленности подготовки студентов, соответствуют мотивационной составляющей ценностных ориентаций. Так, у студентов-химиков один из ведущих типов личности (интеллектуальный) имел достоверно положительную связь с профессиональной компетентностью и достоверно отрицательные связи с такими ценностными ориентациями, как менеджмент и стабильность места работы (табл. 3). Характерная для интеллектуального типа направленность на аналитическую работу с информацией, исследовательский подход к окружающему миру для большинства студентов-химиков связаны с их основной профессиональной деятельностью, в которой они стремятся получить максимальное удовлетворение от творческого труда. Это означает что у студентов-химиков есть достаточное представление о профессии, ее исследовательской составляю-

щей. Важно отметить, что, определяя для себя исследовательский характер будущей деятельности, студенты-химики не видят себя в качестве организаторов и управленцев, предпочитая работе с людьми работу с объектами природы, в данном случае с химической природой вещества. Якорь «стабильность места работы» выступает еще одним фактором, отрицательно связанным с интеллектуальной деятельностью. Поиск в первую очередь такого трудоустройства, которое гарантировало бы максимальные возможности творчества и исследования - вот одна из целей, которая не останавливает будущих химиков в смене и выборе места работы. Оценка готовности студентов-химиков в процессе трудовой деятельности к смене места работы важно учитывать при карьерном консультировании.

Ведущий тип личности у студентов-психологов -социальный оказался связан только с одной ценностной ориентацией - якорем «менеджмент» (табл. 4). Хотя парадоксальным кажется такой результат поскольку логично было предположить связь социального типа личности с ценностной ориентацией «служение». На наш взгляд, можно допустить, что это свидетельство не достаточного представления студентов о профессии психолог. Несмотря на то, что это студенты второго курса, знаний о профессиональной деятельности психолога у них недостаточно, об этом также свидетельствует отсутствие связи социального типа личности с ценностной ориентацией такого якоря как «профессиональная компетентность». Возможно, это связано и с тем, что в отличие от химиков у студентов-психологов нет знакомства с соответствующим учебным предметом в рамках школьной программы. Поэтому знакомство с содержанием профессии у них происходит только при обучении в вузе. Поверхностное представление о деятельности психолога порождает у ребят представление о возможности управления и манипуля-

Таблица 3

Связь между шкалами методики Холланда и методики «Якоря карьеры» у студентов-химиков по коэффициенту Спирмена

Шкалы R I A S E C

Профессиональная компетентность -0,03 0,20* -0,21* 0,13 -0,17 0,12

Менеджмент -0,28** -0,21* -0,06 0,10 0,45** -0,04

Автономия -0,07 0,02 0,07 -0,08 0,15 -0,03

Стабильность места работы -0,21* -0,20* -0,01 0,21* 0,07 0,04

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Стабильность места жительства -0,02 -0,02 -0,10 0,07 0,04 0,04

Служение -0,01 -0,15 -0,06 0,23* -0,07 -0,02

Вызов -0,04 -0,01 -0,07 0,06 0,06 0,01

Интеграция стилей жизни 0,02 -0,20 -0,03 0,24* -0,01 -0,02

Предпринимательство -0,09 -0,18 0,11 0,08 0,22* -0,14

Таблица 4

Связь между шкалами методики Холланда и методики «Якоря карьеры» у студентов-психологов по коэффициенту Спирмена

Шкалы R I A S E C

Профессиональная компетентность 0,01 0,17 0,19 0,10 -0,14 -0,29**

Менеджмент -0,35** -0,09 -0,23* 0,21* 0,41** -0,14

Автономия 0,03 0,14 0,11 -0,03 -0,04 -0,24*

Стабильность места работы -0,05 -0,07 -0,01 0,09 0,03 -0,04

Стабильность места жительства 0,36** -0,11 0,02 -0,06 -0,20* 0,07

Служение -0,04 -0,11 0,05 0,16 -0,01 -0,11

Вызов -0,24* 0,06 -0,04 0,05 0,20* -0,17

Интеграция стилей жизни 0,15 -0,18 -0,14 0,16 -0,03 -0,01

Предпринимательство -0,28** -0,02 -0,05 0,09 0,27** -0,01

ции поведением людей. Вероятно, этим и можно объяснить прямую связь у представителей социального типа с ценностной ориентацией якоря «менеджмент». В то время как манипуляция людьми категорически запрещена, так как это нарушает этический кодекс психолога. Таким образом, значительная доля профориен-тационной работы со студентами-психологами должна быть уделена всестороннему знакомству с направлениями их будущей деятельности психолога.

Артистический тип личности, преобладающий в обеих студенческих выборках, обратно связан с ценностной ориентацией якоря «профессиональная компетентность» у химиков и также обратно с ценностной ориентацией якоря «менеджмент» у психологов (табл. 3, 4). Несовместимость профессиональной деятельности химика с артистическим типом определяется требованиями профессии: аккуратность, внимательность, усидчивость, терпеливость, которые противоречат эмоциональному, часто импульсивному, поведению, характерному для артистического типа [15]. Данные результаты можно объяснить направленностью первокурсников на трудоустройство после окончания вуза. Проведенный нами ранее опрос о намерениях после получения диплома о высшем образовании показал, что 51 % студентов нашей выборки хотели бы работать в НИИ и на предприятиях (химической, фармацевтической, парфюмерной, пищевой, металлургической, нефтяной и других отраслей промышленности) стать лаборантами, инженерами или научными сотрудниками, 31 % - стать учителями химии в школе, а 16,7% преподавателями в вузе [16]. Артистический тип является дополнительным к основному социальному, характерному для профессии «учитель, преподаватель».

Достоверная обратная связь артистического типа личности с ценностной ориентацией якоря «менеджмент» у психологов представляется как неготовность

и нежелание заниматься организационной деятельностью и предпочтение выстраивать отношения с людьми на основе воображений и интуиции, что свидетельствует о дискриминативной валидности данных шкал.

Реалистичный тип личности, предполагающий деятельность, связанную с конкретными объектами у студентов-химиков обратно связан с якорями «менеджмент» и «стабильность места работы». Чем в большей степени студенты-химики готовы заниматься реальной практикой работы в сфере химических производств и исследований, тем в меньшей степени они проявляют интерес к занятиям, связанным с организаторской деятельностью, и менее склонны быть связанными постоянным местом работы (табл. 3). Данные ценности для профессии «химик» оцениваются студентами как неважные или даже ненужные.

Нехарактерный для профессии психолога реалистичный тип личности у студентов-психологов обратно связан с мотивационными ориентациями таких якорей, как «менеджмент», «вызов» и «предпринимательство» (табл. 4). Чем в большей степени выражены у студентов-психологов управленческие качества, конкурентность и желание «построить собственное дело», тем в меньшей степени их привлекает деятельность по решению конкретных профессиональных задач. Данная связь может свидетельствовать и дискриминативной валидности соответствующих шкал двух методик и мало значима для профориентации студентов-психологов.

Прямая связь между предприимчивым типом личности и мотивационной ориентацией якорей «менеджмент» и «предпринимательство», проявившихся в обеих выборках студентов, доказывает прежде всего конвергентную валидность соответствующих шкал методики Холланда и «Якоря карьеры» (табл. 3, 4). У студентов-психологов конвергентная валидность проявилась между предприимчивым типом личности и мотиваци-

онной ориентацией «вызов», что также вполне объяснимо интерпретацией обеих соответствующих шкал. Но у студентов-психологов предприимчивый тип личности обратно связан с мотивационной ориентацией якоря «стабильность места жительства» поэтому соответствующие шкалы можно считать дискриминативно валидными.

Достоверные корреляции социального типа личности у студентов-химиков с мотивационной ориентацией на «служение» и «интеграцию стилей жизни» могут быть связаны выбором будущей профессии «учитель химии» (табл. 3). Для учителя характерны такие личностные качества, как интерес и уважение к другому человеку, что соответствует направленности личности на служение. В то же время педагог характеризуется как человек, который стремится к самопознанию, саморазвитию, разносторонности, а это в свою очередь характерно для направленности личности на интеграцию стилей жизни. При этом у студентов-химиков проявилась прямая связь социального типа личности с мотивационной направленностью на постоянное место работы (табл. 3). На наш взгляд, это также может быть подтверждением желания стать учителем в школе или преподавателем в училище или вузе, поскольку для этой профессиональной категории не характерна частая смена работы.

У студентов-химиков не обнаружено достоверных связей конвенционального типа личности ни с одной мотивационной ориентацией (табл. 3). В то время как у студентов-психологов конвенциональный тип личности имеет достоверно обратную связь с мотивацией на профессиональную компетентность (табл. 4). Вероятно, такая связь имеет для студентов-психологов профессиональную направленность. Видимо, по мнению студентов, такие качества, как точность и скрупулезность в действиях, математические способности, характерные для конвенционального типа личности, не востребованы для профессии психологов. Более того предмет деятельности психолога - поведение человека - не подлежит формализованному изучению и описанию, что требует от специалиста других качеств: развитой эмпатии, стремления к самопознанию и саморазвитию, решения проблем с опорой на эмоции и чувства, преобладания языковых способностей, терпимости, уважения к другому человеку. Поэтому в процессе профориентационной работы и консультирования будущих психологов необходимо учитывать эту особенность.

Заключение

В современных социально-экономических условиях профессиональное самоопределение становится залогом будущей успешной профессионали-

зации. Исследователи отмечают у современных студентов высокий уровень неопределенности картины профессионального будущего и отсутствие оснований для ее построения в долгосрочной перспективе. При этом отсутствие осознания своего выбора и целей служит первым маркером непригодности претендента на рынке труда. В вузах России в последние годы накоплен значительный опыт по формированию стратегий карьеры выпускников. Вместе с тем научно-методическая неготовность пока не позволяет эффективно решать проблемы профессионального и карьерного консультирования.

Использование в профориентационной работе со студентами химиками и психологами методов Хол-ланда и «Якоря карьеры» Шейна позволило выявить выраженные типы личности: у химиков это интеллектуальный, социальный и артистический; у психологов - социальный и артистический. При этом студенты обеих групп продемонстрировали в основном ориентацию на горизонтальные типы карьеры (служение, профессиональная компетентность), а также ориентацию на условия (стабильность места работы, интеграция стилей жизни, автономия).

Проведенный корреляционный анализ выявил связи между шкалами методик Холланда и «Якоря карьеры» Шейна, значимые для профориентационной работы со студентами. При этом проявилась специфика профессиональной подготовки студентов. У студентов-химиков выявлена прямая связь одного из ведущих - интеллектуального - типа личности со шкалой «профессиональная компетентность» и обратная связь со шкалами: «менеджмент» и «стабильность места работы». Также проявилась прямая связь другого ведущего социального типа личности со шкалами «служение», «интеграция стилей жизни» и «стабильность места работы». У студентов-психологов связи с ведущим социальным типом личности по шкалам «Якоря карьеры» Шейна не выявлено. Выявленные у студентов-психологов обратные связи по шкалам «профессиональная компетентность» и «конвенциональный тип личности», «вызов» и «социальный тип личности», «предпринимательство» и «социальный тип личности» свидетельствуют о формировании представлений о будущей профессии методом исключения. Поэтому студенты-психологи в большей степени, чем студенты-химики, нуждаются в подробном знакомстве с особенностями и содержанием будущих направлений в профессиональной деятельности.

Прямые корреляционные связи между якорями «менеджмент», «предпринимательство» и «предприимчивый тип личности» подтвердили их конвергентную

валидность. Обратные связи между шкалами «менеджмент» и «социальный тип личности» свидетельствуют о дискриминативной валидности этих шкал.

Полученные результаты позволяют рассматривать возможность использования методов Холланда и «Якоря карьеры» при карьерном консультировании со студентами вузов указанных специальностей.

Литература

1. Волкова И. А., Ежукова И. Ф. Планирование карьеры в современном профессиональном мире: учебно-методическое пособие. Нижневартовск, 2018. 69 с.

2. Pryor R. G. L., Bright, J. E. The chaos theory of careers: A new perspective on working in the twenty-first century. New York, NY: Routledge. 2011. 256 p.

3. Зубок Ю. А., Чупров В. И. Жизненные стратегии молодежи: реализация ожиданий и социальные настроения // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. № 3. С. 13-41. https://DOI.org/10.14515/ monitoring.2020.3.1602.

4. Амбарова П. А., Зборовский Г. Е. Что ждет студентов после... // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2022. № 3. С. 67-91. https:// D0I.org/10.14515/monitoring.2022.3.2142.

5. Киреева Л. В. Готовность личности к профессиональной деятельности // Социально-гуманитарные технологии. 2021. № 4 (20). С. 58-63.

6. Диннер И. В. Профориентация и профессиональное самоопределение в контексте непрерывного профессионального развития: дисс. канд. экон. наук, Омск, 2018. 217 с.

7. Алтухов В. В., Кувшинова О. Л., Кузнецов К. Г. Комплексный подход в профориентации // Профессиональное образование и рынок труда. 2014. № 3. С. 13-15.

8. Беркутова Д. И., Громова Е. М., Горшкова Т. А. Взаимосвязь типов профессиональной идентичности и карьерных стратегий современных студентов // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2020. № 3. С. 64-69.

9. Дикова В. В. Карьерное консультирование - инструмент прогнозирования профессионального будущего молодого специалиста // Профессиональное образование и рынок труда. 2016. № 2. С. 24-27.

10. Круглов В. Г, Круглова М. А. Факторы социальной валидности техник анализа карьерных проблем // Наука и образование: актуальные психологические проблемы и опыт решения. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. «56-е Евсевьев-ские чтения», 19-20 марта 2020 г.» (Саранск 19-20 марта 2020 г.). Саранск: РИЦ Мордовский государственный педагогический институт, 2020. С. 53-58.

11. Роздольская И. В., Мозговая Ю. А., Немыкин Д. Н. Целевая направленность карьерного консультирования как актуального ресурса формирования компетенций и повышения профессионализма персонала. Белгород: Издательство Белгородского университета кооперации, экономики и права, 2017. 225 с.

12. Седых А. Б. Вклад Джона Льюиса Холланда в психологию профессий и карьеры (к 90-летию со дня рождения известного ученого) // Южно-российский журнал социальных наук. 2009. № 4. С. 54-67.

13. Чикер В. А. Психологическая диагностика организации и персонала СПб., 2004. 176 с.

14. Психологические тесты онлайн. URL: https://psytests.org (дата обращения: 01.10.2021)

15. Романова Е. С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. 2-е изд. СПб.: Питер, 2003. 464 с.

16. Касьянова Т. И., Мальцев А. В., Гребнев С. А. Профессиональное самоопределение студентов // Профессиональное образование в России и за рубежом 2022. № 4 (48). С. 76-86. DOI: 10.54509/22203036_2022_4_78.

References

1. Volkova I. A., Ezhukova. I. F. Planirovanie kar'ery v sovremen-nom professional'nom mire. Uchebno-metodicheskoe posobie [Career planning in the modern professional world. Educational and methodical textbook]. Nizhnevartovsk: Publishing House of Nizhnevartovsk State University. 2018. 69 p. (In Russian).

2. Pryor R. G. L., Bright, J. E. The chaos theory of careers: A new perspective on working in the twenty-first century. New York, NY: Routledge. 2011. 256 p.

3. Zubok J. A., Chuprov V. I. ZHiznennye strategii molodezhi: reali-zaciya ozhidanij i social'nye nastroeniya [Youth Life Strategies: Implementation of Expectations and Social Moods]. Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes. 2020. № 3 P. 13-41. (In Russian).

4. Ambarova P. A., Zborovsky G. E. CHto zhdet studentov posle... [What Awaits Students After.]. Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes, 2022. № 3. P. 67-91. (In Russian).

5. Kireeva L. V. Gotovnost' lichnosti k professional'noj deyatel'nosti [Personal readiness for professional activity]. Social and humanitarian technologies, 2021. № 4. P. 58-63. (In Russian).

6. Dinner I. V. Proforientaciya i professional'noe samoopredelenie v kontekste nepreryvnogo professional'nogo razvitiya: dissert-aciya kandidata ekonomicheskih nauk [Vocational guidance and professional self-determination in the context of continuous professional development: dissertation of a candidate of economic sciences]. Omsk. 2018. 217 p. (In Russian).

7. Altuhov V. V., Kuvshinova O. L., Kuznecov K. G. Kompleksnyj podhod v proforientacii [An integrated approach to vocational guidance]. Vocational education and labor market, 2014. № 3. P. 13-15. (In Russian).

8. Berkutova D. I., Gromova E. M., Gorshkova T. A. Vzaimosvyaz' tipov professional'noj identichnosti i kar'ernyh strategij sovremennyh studentov [Relationship between types of professional identity and career strategies of modern students]. Vocational education in Russia and abroad, 2020. № 3. P. 64-69. (In Russian).

9. Dikova V. V. Kar'ernoe konsul'tirovanie - instrument prognozi-rovaniya professional'nogo budushchego molodogo specialista [Career consulting as a tool for predicting the professional future of a young specialist]. Vocational education and labor market,

2016. № 2. P. 24-27. (In Russian).

10. Kruglov V. G., Kruglova M. A. Faktory social'noj validnosti tekhnik analiza kar'ernyh problem [Factors of social validity of career problem analysis techniques]. Science and Education: Actual Psychological Problems and Solution Experience. Collection of scientific papers based on the materials of the International Scientific and Practical Conference. "56th Evseviev Readings", March 19-20, 2020" (Saransk 19-20 March 2020). Saransk: RIC Mordovian State Pedagogical Institute, 2020. P. 53-58. (In Russian).

11. Rozdol'skaya I.V., Mozgovaya Yu. A., Nemykin D. N. Celevaya nap-ravlennost' kar'ernogo konsul'tirovaniya kak aktual'nogo resursa formirovaniya kompetencij i povysheniya professionalizma per-sonala [The target orientation of career counseling as an actual resource for the formation of competencies and improving the professionalism of employees]. Belgorod: Publishing House of the Belgorod University of Cooperation, Economics and Law,

2017. 225 pp. (In Russian).

12. Sedyh A. B. Vklad Dzhona Lyuisa Hollanda v psihologiyu professij i kar'ery(k 90-letiyu so dnya rozhdeniya izvestnogo uchyonogo) [The contribution of John Lewis Holland to the psychology of professions and careers (to the 90th anniversary of the famous

scientist)]. South Russian Journal of Social Sciences, 2009. № 4. P. 54-67. (In Russian).

13. CHiker V. A. Psihologicheskaya diagnostika organizacii i person-ala [Psychological diagnostics of the organization and personnel]. Saint Petersburg: Rech, 2004. 176 p. (In Russian).

14. Psihologicheskie testy onlajn [Psychological tests online]. Available at: https://psytests.org (date of access: 01.10.2021) (In Russian).

15. Romanova E. S. 99 populyarnyh professij. Psihologicheskij analiz i professiogrammy [99 popular professions. Psychological analysis and professionograms]. Saint Petersburg: Peter, 2003. 464 pp. (In Russian).

16. Kas'yanova T. I., Mal'cev A. V., Grebnev S. A. Professional'noe samoopredelenie studentov [Professional self-determination of students]. Professional education in Russia and abroad, 2022. № 4. (48). P. 76-86. (In Russian).

УДК/UDC 378

DOI10.54509/22203036_2023_2_76 EDN HAAFIG

Краснов Сергей Иванович

кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник, Институт стратегии развития образования РАО, г. Москва

Таизова Ольга Сергеевна

старший научный сотрудник Института развития образования Пермского края, г. Пермь

Krasnov Sergey I.

Candidate of Pedagogical Sciences, Senior Researcher at the Institute of Education Development Strategy, RAO, Moscow

Taizova Olga S.

Senior researcher at the Institute of Education Development of the Perm Region, Perm

СУБЪЕКТНАЯ ПОЗИЦИЯ ИНТЕРПРЕТАТОРА ТЕКСТА В ФОКУСЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ САМОСОЗНАНИЯ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ В ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ

THE SUBJECTIVE POSITION OF THE TEXT INTERPRETER IN FOCUS OF THE PROBLEM OF SENIOR TEENAGERS' SELF-CONSICOUSNESS DEVELOPMENT IN GENERAL EDUCATION

Введение. В статье исследуется проблема субъект-ности при интерпретации открытого текста в ее соотнесенности со степенью развития и включенности самосознания ученика основной школы в данный процесс. Вводится понятие «субъектная позиция интерпретатора текста», описываются уровни становления субъектной позиции интерпретатора текста и их сопряжение со зрелостью и включенностью самосознания, описывается педагогический способ диагностики уровня развития субъектной позиции при интерпретации текста, приводятся результаты ее оценки у старших подростков (13-15 лет).

Методология и результаты теоретического исследования. Исследование опирается на работы известных ученых антропологического подхода - философов, социологов, психологов, педагогов (О. Ф. Больнов, Х.-Г. Гадамер, С. И. Гессен, Й. Дерболав, А. П. Огурцов, В. В. Платонов, Н. И. Пирогов, В. В. Сериков, В. И. Сло-

бодчиков, К. Д. Ушинский, Г. Рот, А. Флитнер, Г. Цдар-цил и др.), труды которых определяют специфику понимания субъектной позиции, в том числе в ее обусловленности зрелостью самосознания индивида, позволяют сформулировать сущность субъектной позиции в интерпретации текста; объясняют введение принципа соразмерности, устанавливающего равные права на смыслопорождение между автором - создателем текста и интерпретатором; позволяет зафиксировать 6 уровней субъектной позиции интерпретатора текста с учетом активности его самосознания в процесс интерпретации.

Самосознание, включенное в процесс интерпретации, выполняет критическую и рефлексивную функции, обеспечивает процесс самоопределения интерпретатора по отношению к новым полученным смыслам, что позволяет подростку обнаруживать и осмысливать собственную идентичность в образовательном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.