УДК/UDC 37.048.45 EDN XGOVRO
Касьянова Татьяна Ивановна
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры теории, методологии и правового обеспечения государственного и муниципального управления, ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет», г. Екатеринбург
Мальцев Алексей Владимирович
кандидат биологических наук, доцент, доцент кафедры общей и социальной психологии, ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет», г. Екатеринбург
Хайдуков Иван Сергеевич
магистрант кафедры общей и социальной психологии, ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет», г. Екатеринбург
Kasyanova Tatjana I.
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Docent of the Department of Theory, Methodology and Legal Support of State and Municipal Administration, Ural Federal University, Ekaterinburg
Maltsev Aleksey V.
Candidate of Biological Sciences, Associate Professor, Docent of the Department of General and Social Psychology, Ural Federal University, Ekaterinburg
Khaidukov Ivan S.
master student of the Department of General and Social Psychology, Ural Federal University, Ekaterinburg
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ: ПОИСК ИНСТРУМЕНТОВ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
PROFESSIONAL VALUE ORIENTATIONS: SEARCH FOR DEFINING TOOLS
Аннотация. Актуальной проблемой современного образования остается профессиональное самоопределение молодых. Большинство выпускников школ и студентов не владеют необходимыми для профессионального самоопределения личностными качествами, неспособны к самопознанию, не обладают достаточной самостоятельностью и самокритичностью и не готовы сделать осознанный выбор.
Цель данного исследования - поиск и расширение методического инструментария для проведения проф-ориентационного и карьерного консультирования студентов. Основной задачей было исследование конвергентной валидности между упражнением с карточками Гарана и тестом Холланда.
Исследование у студентов, обучающихся по направлению подготовки «Психология», проведено с использованием теста Холланда и карточек профессий М. Гарана, адаптированных для работы с группой. Упражнение с карточками Гарана направлено на выявление профессиональных ценностных отношений через личностную рефлексию, что позволяет выстроить ценностные приоритеты и сделать профессиональный выбор более осознанным. У студентов выявлено преобладание Социального и Артистического типов личностей по Холланду и такие приоритетные для
будущих психологов ценности, как творческая направленность, контакты с людьми, интерес к профессии и помощь людям.
Проведенное исследование позволило определить, как соотносятся разные профессиональные ценностные ориентации и профессиональные типы личности Холланда, и тем самым выявить конвергентную валид-ность двух диагностических методик.
Обоснована необходимость дальнейшего поиска эффективных методических подходов, форм и методов профориентационной работы со студентами.
Abstract. The professional self-determination of young people remains an urgent problem of modern education. Most school graduates and students do not possess the personal qualities necessary for professional self-determination, are incapable of self-knowledge, do not have sufficient independence and self-criticism, and are not ready to make an informed choice.
The purpose of this study is to search for and expand methodological tools for conducting career guidance and career counseling for students. The main objective was to investigate the convergent validity between the Garan Card exercise and Holland's test.
The study of students studying in the field of study "Psychology" was carried out using the Holland test and the
exercise of M. Garan's profession cards, adapted for working with a group. The Garan Card exercise allows you to identify value relationships through personal reflection on certain professions, build a personal series of value priorities, which makes the process of professional choice more conscious. The students revealed the predominance of Social and Artistic personality types according to Holland and such priority values for future psychologists as creativity, contacts with people, interest in the profession and helping people.
The study made it possible to determine how different professional value orientations and Holland's professional personality types correlate, and thereby reveal the convergent validity of the two diagnostic methods.
The necessity of further search for effective methodological approaches, forms and methods of career guidance work with students is substantiated.
Ключевые слова: студенты, профессиональное самоопределение, ценностные ориентации, мотивы, типы личности по Холланду, конвергентная валидность.
Keywords: students, professional self-determination, value orientations, motives, Holland's personality types, convergent validity.
Введение
Возросшая социальная мобильность современного мира расширила рамки и масштаб индивидуального выбора, повысились и требования к самому человеку. В современном мире самореализация человека - это результат его собственных усилий. Вместе с тем профессиональное самоопределение молодых остается одной из актуальных проблем современного образования [1].
Необходимым условием готовности к профессиональному самоопределению является способность личности к саморазвитию и самообразованию. Однако современная система образования недостаточно развита в области профессионального самоопределения школьников и студентов. Исследования данной проблемы показывают, что большинство старшеклассников не владеет необходимыми для профессионального самоопределения личностными качествами: они оказываются неспособными к самопознанию, саморазвитию, не обладают достаточной самостоятельностью и самокритичностью, силой воли и готовностью сделать осознанный выбор. Мотивы выбора профессии у выпускников не сформированы, реализуемые проф-ориентационные программы и мероприятия имеют разное качество и часто опираются на устаревшие подходы [1]. По мнению преподавателей школ, для совершенствования работы по сопровождению профессио-
нального самоопределения важны конкретные практики профориентации, т.е. формы, методы и инструменты для данных занятий [2].
Профессиональное самоопределение не заканчивается с окончанием школы, у студентов многие исследователи отмечают высокий уровень неопределенности картины профессионального будущего и отсутствие оснований для ее построения в долгосрочной перспективе. Объясняется этот факт риско-генностью и турбулентностью современного российского общества [3].
Цель данного исследования - поиск и расширение методического инструментария для проведения проф-ориентационного и карьерного консультирования студентов. Сформулированная цель определила следующие задачи:
- провести на группе студентов апробацию упражнения «Карточки профессий Мишеля Гарана» (далее -«Карточки Гарана»);
- проанализировать и описать результаты тестирования студентов по тесту Холланда «Направленность личности»;
- определить конвергентную валидность между упражнением «Карточки Гарана» и тестом Холланда.
Методология
Осознанный профессиональный выбор включает взвешенный анализ следующих составляющих: во-первых, необходимо выявить свои предпочтения, интересы, склонности, мотивы, ценности, желания («хочу»); во-вторых, сопоставить их со своими возможностями: умственными, физическими, психологическими и материальными («могу»); и, наконец, проанализировать рынок труда, тенденции экономики, подробно изучить информацию о выбранной профессии («надо») - и только на этой основе выбирать направление профессиональной подготовки или планировать развитие карьеры.
Проблема ценностного самоопределения является актуальной для любого общества, так как она определяет его развитие в целом. Для современного общества проблема ценностного самоосознания и самоопределения имеет первостепенное значение, поскольку от этого зависит процесс формирования личности. Сущность ценностей и ценностных ориентаций детально рассмотрена в работах А. В. Серого и М. С. Яницкого [4], М. С. Яницкого [5], Г. Б. Коха и И. А. Орлова [6] и др.
Становление ценностей на современном этапе развития российского общества рассматривается как сложный многоуровневый процесс, связанный с принятием определенных ценностей, которые формируются
под влиянием множества факторов (ценностных установок общества, семьи, образовательного учреждения, профессиональных сообществ и др.) [7].
Ценностное профессиональное самоопределение личности - это процесс, в ходе которого человек осуществляет выбор ценностей в профессии в соответствии со своими целями и потребностями. Определенную тревогу в современном обществе вызывает проблема становления профессиональной идентичности, особенно с учетом развития цифровой среды [8].
В процессе обучения в вузе у студента определяется собственная картина мира, которая, как правило, включает в себя ряд ценностей и мотивов.
Формирование и осознание профессиональных ценностных ориентаций и мотивов студентов является механизмом личностного роста и саморазвития.
Исследования у студентов выявили, что чем выше уровень осознанности и информационной насыщенности, тем выше уровень удовлетворенности карьерой у молодых специалистов. Способность к рефлексии, особенно у старшеклассников, очень важна. При этом чем больше выпускники опираются на свое эмоциональное отношение при профессиональном выборе, тем больше они в последующем удовлетворены своей карьерой [9]. Аналогичная статистически значимая корреляционная связь между высоким уровнем удовлетво -ренностью карьерой и таким мотивом профессионального выбора, как осознанность, отмечена и при исследовании у студентов [10].
В профессиональном самоопределении важна ориентация в профессиональном мире, ориентация по поиску представлений о себе, собственных ценностях, собственных интересах. Огромное значение имеет процесс самопознания и углубление мотивации для человека.
Отсюда выбор упражнения, которое взято за основу в данном исследовании. Упражнение «Карточки Гарана» направлено на выявление профессиональных ценностных отношений через личностную рефлексию, что позволяет выстроить ценностные приоритеты и сделать профессиональный выбор более осознанным.
Обратимся к истории упражнения «Карточки Гарана». В 70-е годы группа психологов из Квебека, Дени Пеллетье и Раймонда Бюжо, предложила новую версию психологии профконсультирования - активизацию профессионального и личностного развития человека (АПЛР) [11]. «Квебекская» концепция ставила проблему ориентации внутри более широкого вопроса -личной идентичности. Она дает привилегию «открытия себя самим собой».
В программе АПЛР решаются 4 поведенческие задачи:
Исследовательская фаза, при которой человек формулирует гипотезы, проигрывает возможные варианты и составляет перечень возможных решений;
Фаза детализации, когда информация подразделяется на категории, классифицируется и организуется; вырабатываются решения;
Фаза кристаллизации, при которой человек идентифицирует, согласует приоритеты, отличает возможное от желаемого и решает;
Фаза реализации, при которой человек приводит в действие свое решение, проделывает определенные шаги, рассматривает последствия, анализируя предположения.
Фундаментальный принцип данного подхода заключается в уверенности, что каждый человек способен сам ориентироваться, направлять свою жизнь при условии, что ему дают возможность прояснить свои ценности, принять себя, узнать себя.
Основное упражнение исследовательской фазы в данной программе - «Карточки Гарана». Остановимся на сути данного упражнения.
При выполнении упражнения у человека происходит преобразование своих смутных представлений, впечатлений и эмоциональных состояний. В результате выполнения упражнения может появиться осознание цели, к достижению которой нужно стремиться, или намерения, которое следует реализовать. Следует подчеркнуть субъективный характер методики. Выбор определяется собственно интересом к определенным видам деятельности, а также тем значением, которое человек придает некоторым видам мотивов и ценностей. Позднее, на следующих этапах самоопределения, появится осознание факторов реальности, внешних препятствий и понимание тех ограничений, которые связаны с недостаточными умениями и знаниями. Роль консультанта при выполнении данного упражнения определяют как «влияние при свободе».
В исследовании нами использована также типология Холланда, который привнес практический инструментарий в профессиональную ориентацию. Методика предполагает выделение 6 профессиональных типов личности: реалистический (моторный) - р интеллектуальный (исследовательский) - I; артистический (художественный) - А; социальный - Б; предприимчивый (инициативный) - Е; конвенциональный (адаптационный) - С, группирующихся определенным образом [12, с. 212].
Достоинства типологии Холланда безусловны и остаются актуальными, но стоит отметить, что тест не учитывает в акте ориентации психологических струк-
тур, которыми каждый индивидуум обрабатывает свой опыт, понятия, которые использует, стратегии принятия решения, приоритеты,которые он расставляет перед собой в зависимости от собственного стиля жизни, свойственных ему ценностей и мотиваций. Этот подход конгруэнтен по отношению к стабильным, рациональным и планируемым социально-экономическим условиям. Но остаются вопросы в современном контексте быстрого развития технологий и перекомпоновки рабочих мест. Какими будут завтра рабочие места?
Упражнение с использованием карточек профессий Мишеля Гарана, адаптированное для работы с группой
Цель - определить интересы,ценности, мотивы, определяющие профессиональный выбор. Упражнение направлено на то, чтобы помочь сделать процесс выбора более осознанным.
Материалы: 100 карточек профессий, конверт, 3 листа бумаги.
Продолжительность: 1 час 15 мин. - 1 час 30 мин.
Инструкция по выполнению упражнения
Вам необходимо проанализировать 100 профессий.
Если профессия Вам нравится, Вы можете представить себя в данной роли, положите карточку с правой стороны.
Если же, напротив, профессия Вам не нравится, Вы не представляете себя в этой роли, положите карточку с левой стороны.
Если Вы затрудняетесь с ответом, положите карточку посередине.
Сортировать карточки необходимо исходя из Ваших собственных представлений и впечатлений. Вы не должны при этом принимать в расчет реальную осуществимость данной профессиональной деятельности и обладание необходимым образованием и подготовкой.
Например, если Вам нравится профессия хирурга, Вы представляете себя в роли хирурга, Вы отбираете эту карточку для себя как «нравится», даже если Вы не планируете поступать в медицинский институт или для Вас уже поздно планировать данное обучение в медицинском институте.
Нас будут интересовать профессии, которые Вам нравятся и не нравятся. Положите остальные в конверт.
Далее работаем с профессиями, которые попали в группу «нравятся»:
1) группируем профессии. В отдельную подгруппу необходимо сложить вместе те карточки с профессиями, которые Вам нравятся по одной и той же причине, естественно личной причине;
2) число подгрупп может быть любым, так же как число профессий в подгруппе может быть любым;
3) избегайте тем не менее оставлять одну профессию на подгруппу, кроме случаев, когда какая-то профессия нравится Вам по какой-то особой причине;
4) а теперь проанализируйте эти подгруппы одну за другой и посмотрите на них, сконцентрировавшись на причинах, по которым Вы сгруппировали профессии. Ответьте, что заставило Вас сложить эти профессии вместе?
5)Вам необходимо сконцентрироваться на причинах, по которым Вы сгруппировали профессии группы «нравятся». Для каждой выделенной подгруппы сформулируйте не менее 3-х причин (это должны быть обязательно Ваши личные причины), почему эти профессии оказались в этой группе и подгруппе, аргументы должны быть как можно конкретнее (табл. 1). Например: допустим, в подгруппу 1 Вы положили карточки с профессиями: этнограф, химик, системный аналитик. Допустим, причины (по Вашему мнению), которые объединяют данные профессии: интеллектуальный труд, творчество, постоянное развитие.
Допустим, в подгруппу 2 Вы положили карточки с профессиями: психолог, менеджер по персоналу, журналист. Причины (по Вашему мнению), которые объединяют данные профессии: общение, понимание психологии людей, разнообразие.
Проведя рефлексию для всех подгрупп, из группы «нравятся» выберите три главные причины (аргумента), которые Вам кажутся наиболее важными (или часто повторяются как аргументы в различных подгруппах).
В результате Вы получаете материал, отражающий ценности, интересы, мотивы, т.е. наиболее важные моменты для Вашего профессионального выбора.
Аналогичную работу необходимо провести с группой профессий, которые Вы отложили влево, т.е. в группу профессий «не нравятся».
Таблица 1
Распределение по подгруппам описания мотивации выбора профессий с характеристикой «нравятся»
Подгруппы Рефлексия,
с указанием профессий не менее 3-х причин
Группа 1
Профессия 1
Профессия 2
Группа 2
Профессия 1
Профессия 2
Группа ...
В результате Вы получаете материал, отражающий ценности, интересы, мотивы, т.е. наиболее важные моменты для Вашего профессионального выбора, а также те моменты, которые Вы для себя рассматриваете как отрицательные.
В проведенном нами исследовании для определения валидности упражнения «Карточки Гарана» был использован подход конвергентной валидности, в качестве стандартизированной методики был тест профессиональных типов личности Холланда. При этом была проанализирована только группа профессий «нравятся» из упражнения «Карточки Гарана».
Результаты
Выборка для валидизации упражнения «Карточки Гарана» была составлена из студентов 2-го курса департамента психологии Уральского гуманитарного института Уральского федерального университета. Общая численность двух потоков, 2022 и 2023 годов обучения, составила 226 человек. В выборке преобладали девушки - 212 человек, что репрезентативно соответствует половому составу студентов, обучающихся по направлению подготовки «Психология».
Упражнение проводилось в течение одного занятия (90 мин.) в полном соответствии с алгоритмом, предлагаемым разработчиками. Прохождение теста Холланда осуществлялось на специализированном сайте https://psytests.org/. Данные обрабатывались статистическими методами для подсчета средних значений и стандартного отклонения.
Упражнение «Карточки Гарана» и тест профессиональных типов личности Холланда представляют собой разнокачественные по конечному результату методики. Результат упражнения «Карточки Гарана» - профессиональные ценностные ориентации, представляющие качественный показатель в количестве трех для каждого респондента. Результат теста профессиональных типов личности Холланда, балльная шкала, - количественный показатель с максимальным значением в 14 баллов.
Результаты тестирования по Холланду выявили преобладание в выборке студентов Социального и Артистического типов личностей (табл. 2).
Установление прямого соответствия результатов между упражнением «Карточки Гарана» и тестом Холланда общепринятым методом корреляции затруднено. Поэтому в качестве способа валидизации упражнения были определены средние значения по шести профессиональным типам личности Холланда для каждой выделенной ценностной ориентации в профессиях группы «нравятся» по результатам упражнения «Карточки Гарана» (табл. 3). При этом «соответствие ценностных ориентаций» определялось по наиболее выраженному личностному типу (его среднему значению), а «несоответствие» - по наименее выраженному личностному типу. Такой способ позволил определить, как соотносятся разные профессиональные ценностные ориентации и профессиональные типы личности Холланда, и тем самым выявить конвергентную валидность этих двух диагностических методик.
Таблица 2
Результаты теста Холланда студентов, обучающихся по направлению подготовки «Психология»
R I A S E C
Среднее значение ± стандартное отклонение 6,0±2,0 6,4±2,3 8,7±2,1 9,8±2,4 5,9±2,5 4,9±1,9
Таблица 3
Сравнительный анализ причин выбора профессии: результаты упражнений по карточкам Гарана и Холланда
Результаты упражнения «Карточки Гарана» Результаты теста Холланда
Ценностные ориентации в профессиях группы «нравятся» Число человек R I A S E C
Творческая направленность 95 6,1 ±2,1 7,4±2,4 9,7±1,7 7,8±2,1 5,6±2,5 4,9±1,9
Контакты с людьми 73 6,1 ±1,7 6,5±2,2 8,8±2,1 10,4±1,9 5,7±2,1 4,5±1,8
Интерес к профессии 60 6,1 ±2,0 7,1 ±2,2 9,4±1,8 8,0±2,6 6,5±2,2 4,9±1,6
Помощь людям 57 6,7±1,6 7,1 ±1,8 9,2±2,1 8,4±2,0 5,8±1,8 4,7±1,4
Самовыражение 37 7,0±1,8 8,1 ±2,0 9,6±2,3 7,0±2,7 5,7±1,9 4,1 ±1,8
Достойная заработная плата 32 4,7±1,9 8,0±2,2 9,4±2,6 8,4±2,2 6,4±2,8 5,3±1,9
В качестве конвергентной валидизации рассматриваются наиболее проявившиеся профессиональные ценностные ориентации (табл. 3).
По результатам упражнения «Карточки Гарана» самой распространенной ценностной ориентацией (при рефлексии подгрупп профессий «нравятся») оказалась «Творческая направленность», ее указали 42% студентов. Наиболее характерна «Творческая направленность» как ценность для студентов Артистического типа личности (А), а самый низкий балл отмечен в группе Конвенционального типа (С) (табл. 3). Различия в баллах между этими типами составили в два раза. Артистический тип личности, характеризующийся эмоциональностью, богатым воображением, креативностью, стремлением выразить себя посредством искусства, вполне соответствует ценности «Творческая направленность». Так, в работах над упражнением у студентов «Творческая направленность» включает следующие определения: «реализация творческого потенциала»; «возможность создавать что-то уникальное»; «творчество»; «творческая деятельность»; «творческий подход к делу»; «креативность»; «свобода в творческой деятельности»; «возможность творческой самореализации»; «в профессии есть место для творчества»; «есть место творчеству / воображению»; «работа, раскрывающая творческий потенциал»; «профессии дают возможность проявить свое творчество» и т.д.
Значимость творчества как профессиональной ценности вполне объяснима для профессии психолога. Креативность и творчество востребованы в большинстве профессий. По мнению профессионалов, в современном мире возрастает потребность в нестандартных решениях. Часто алгоритмы и автоматизированные решения не способны заменять творчество самого работника [13]. Данная закономерность безусловно характерна для профессии психолога.
При этом более низкая значимость для Конвенционального типа личности ценностной ориентации «Творческая направленность» связана с направленностью данного типа людей на деятельность по заранее определенным условиям, где известны правила, по которым осуществляется деятельность, которая требует аккуратности, ответственности, а для творческой направленности это не характерно.
Вторая по популярности ценностная ориентация, «Контакты с людьми», в которую вошли такие ценности, указанные в работах студентов, как: «коммуникации с разными людьми»; «взаимодействие с людьми»; «контакты с людьми»; «общение»; «умение ладить с людьми» и др. Данную ценность указали 32 % студентов, самый высокий балл проявлен в группах Социального типа
личности (Б), а самый низкий в группе Конвенционального типа (С) (табл. 3). Различия в баллах между этими типами составляли, как и в предыдущем случае, более чем в два раза. Умение продуктивно общаться и взаимодействовать, учитывать позиции партнеров по общению и эффективно разрешать конфликты - это, несомненно, составляющие Социального типа личности , и важные навыки, и ценностные ориентиры профессии психолога. Полученный нами результат свидетельствует о конвергентной валидности используемых диагностических методик.
Для Конвенционального типа сфера общения ограничена и не является ведущей, что вполне устраивает данный тип личности. Коммуникативные и организаторские способности у представителей данного типа развиты слабо, поэтому более низкая значимость для Конвенционального типа ценностной ориентации «Контакты с людьми» вполне объяснима.
Ценностная ориентация «Интерес к профессии» объединяла следующие формулировки студентов при выполнении упражнения «Карточки Гарана»: «желание работать в данной сфере и ощущение субъективной удовлетворенности»; «профессия кажется мне интересной, увлекательной»; «интересная работа, с малым количеством рутины»; «интересная работа с постоянным развитием»; «интересно и полезно для меня самой»; «сама деятельность в рамках данной профессии интересна, актуальна»; «для меня важна вовлеченность в процесс, потому профессия должна быть интересной, такая, которая будет приносить удовольствие»; «считаю, что эти профессии интересны для изучения»; «профессии интересные, рабочие дни разнообразные»; «у меня есть интерес и предрасположенность к этому делу, я принесу пользу обществу»; «работа в интересующей, любимой сфере». Наиболее высокий балл такой ценности, как интерес к профессии, проявили респонденты с Артистическим типом личности (А) (табл. 3). Более высокий балл ценности «Интерес к профессии» у Артистического типа личности можно объяснить эмоциональным характером высказываний студентов этой группы даже в сравнении с группой Социального типа. В этом случае, как и в предыдущих, Конвенциональный тип показал наименьшее значение баллов, что вполне объяснимо особенностями профессии психолог и тем, как студенты ее представляют.
Аналогичная закономерность проявилась и по таким ценностным ориентациям, как «помощь людям»; «самовыражение»; «достойная заработная плата»; «получение новых знаний»; «самостоятельность»; «активность»; «управление людьми» - наиболее высокий балл здесь также у респондентов Артистического типа (А), самый
низкий балл у Конвенционального типа личности (С) (табл. 3). Не во всех случаях можно легко и просто объяснить данную закономерность, но в этом нет необходимости, поскольку у каждой из используемых методик есть свои особенности и ожидать полного совпадения результатов не приходится.
Заключение
Проведенное исследование позволяет расширить методическое обеспечение профориентационного и карьерного консультирования студентов. Результаты исследования выявили наиболее проявленные профессиональные типы личности: это артистический и социальный среди студентов, обучающихся по направлению подготовки «Психология», на начальном этапе их обучения в вузе.
Исследования ценностных ориентаций у студентов, проведенные с использованием упражнения «Карточки Гарана», выявили такие приоритетные для будущих психологов ценности, как творческая направленность, контакты с людьми, интерес к профессии и помощь людям.
Исследование конвергентной валидности упражнения «Карточки Гарана» и теста Холланда показало соответствие ценностной ориентации «Творческая направленность» Артистическому типу, а ценностной ориентации «Контакты с людьми» - Социальному типу, что является закономерным и объяснимым. В свою очередь, применение упражнения «Карточки Гарана» как мало известного диагностического инструмента позволяет рекомендовать его в профориентационной работе со студентами и не только.
Перспективность исследования связана с необходимостью дальнейшего поиска эффективных методических подходов, форм и методов профориентационной работы и карьерного консультирования студентов вузов.
Литература
1. Осадчая И. В., Бакирова З. С. Анализ современного состояния проблемы профессионального самоопределения обучающихся среднего общего образования // Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 79 (2). С. 304-306.
2. Мальцев А. В., Касьянова Т. И., Закревская О. В. Профориентация в современной школе: взгляд учителя // Известия Уральского федерального университета. Серия 1. Проблемы образования и культуры. 2021. № 4. С. 206-218.
3. Зубок Ю. А., Чупров В. И. Жизненные стратегии молодежи: реализация ожиданий и социальные настроения // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. № 3. С. 13-41.
4. Серый А. В., Яницкий М. С. Ценностно-смысловая сфера личности: Учебное пособие. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1999. 92 с.
5. Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. 204 с.
6. Кох И. А., Орлов И. А. Ценности и профессиональное самоопределение студенческой молодежи // Образование и наука. 2020. № 2. С. 142-169.
7. Осадчая И. В. Ценностное самоопределение студентов Университета в современном медиа пространстве // Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 78 (1). С. 276-279.
8. Пфетцер А. А. Цифровая образовательная среда как новое пространство становления профессиональной идентичности // Вестник Кемеровского государственного университета. 2021. № 4 (88). С. 985-994.
9. Гурская С. П., Лубягина А. Ф. Взаимосвязь между мотивами профессионального выбора и удовлетворенностью карьерой среди молодых специалистов // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2019. № 4. С. 243-248.
10. Григорьева Д. А. Профессиональная мотивация выбора высшего учебного заведения среди студентов первого года обучения (на примере РГУ имени С. А. Есенина) // Молодой ученый 2022: сборник статей III Международного научно-исследовательского конкурса. Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». 2022. С. 79-86.
11. Peletier D., Noiseau G., Bugeaud S. Développement de la vocation et épanouissement personnel. Mac Graw-Hill, Montréal. 1974. 36 p.
12. Носкова О. Г. Психология труда: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии / под ред. Е. А. Климова. М.: Academia, 2004. 384 с.
13. Атлас новых профессий 3.0. / под ред. Д. Варламовой, Д. Судакова. М.: Интеллектуальная Литература, 2020. 456 с.
References
1. Osadchaya I. V., Bakirova Z. S. Analiz sovremennogo sostoyaniya problemy professional'nogo samoopredeleniya obuchayushchihsya srednego obshchego obrazovaniya [Analysis of the current state of the problem of professional self-determination of students of secondary general education]. Problemy sovremennogo pedagogich-eskogo obrazovaniya, 2023, no. 79 (2), pp. 304-306. (In Russian).
2. Mal'cev A. V. Kas'yanova T. I., Zakrevskaya O. V. Proforientaciya v sovremennoj shkole: vzglyad uchitelya [Career Guidance in a Modern School: a Teacher's Perspective]. Izvestiya Ural'skogo federal'nogo universiteta. Seriya 1. Problemy obrazovaniya i kul'tury, 2021, no. 4, pp. 206-218. (In Russian).
3. Zubok Yu. A., Chuprov V. I. Zhiznennye strategii molodezhi: reali-zaciya ozhidanij i social'nye nastroeniya [Youth Life Strategies: Realization of Expectations and Social Moods]. Monitoring obsh-chestvennogo mneniya: ekonomicheskie i social'nye peremeny, 2020, no. 3, pp. 13-41. (In Russian).
4. Seryj A. V., Yanickij M. S. Cennostno-smyslovaya sfera lichnosti: Uchebnoe posobie [Value-semantic sphere of personality]. Kemerovo, Kuzbassvuzizdat, 1999, 92 p. (In Russian).
5. Yanickij M. S. Cennostnye orientacii lichnosti kak dinamiches-kaya sistema [Personal value orientations as a dynamic system]. Kemerovo, Kuzbassvuzizdat, 2000, 204 p. (In Russian).
6. Koh I. A., Orlov I. A. Cennosti i professional'noe samoopredelenie studencheskoj molodezhi [Values and professional self-determination of student youth]. Obrazovanie i nauka, 2020, no. 2, pp. 142-169. (In Russian).
7. Osadchaya I. V. Cennostnoe samoopredelenie studentov Uni-versiteta v sovremennom media prostranstve [Value self-determination of University students in modern media space]. Prob-lemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya, 2023, no. 78 (1), pp. 276-279. (In Russian).
8. Pfetcer A. A. Cifrovaya obrazovatel'naya sreda kak novoe pros-transtvo stanovleniya professional'noj identichnosti [Digital educational environment as a new space for the formation of
professional identity]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta, 2021, no. 4 (88), pp. 985-994. (In Russian).
9. Gurskaya S. P., Lubyagina A. F. Vzaimosvyaz' mezhdu motivami professional'nogo vybora i udovletvoryonnost'yu kar'eroj sredi molodyh specialistov [The relationship between the motives of professional choice and career satisfaction among young professionals]. Vestnik Shadrinskogo gosudarstvennogo pedagogi-cheskogo universiteta, 2019, no. 4, pp. 243-248. (In Russian).
10. Grigor'eva D. A. Professional'naya motivaciya vybora vysshego uchebnogo zavedeniya sredi studentov pervogo goda obucheniya (na primere RGU imeni S. A. Esenina) [Professional motivation for choosing a higher educational institution among students of the first year of study (on the example of S. A. Yesenin Russian State
University)]. Molodoy uchenyy 2022: sbornik statey III Mezhdu-narodnogo nauchno-issledovatel'skogo konkursa, Penza, MTSNS «Nauka i Prosveshcheniye», 2022, pp. 79-86. (In Russian).
11. Pelet'e D. Razvitie prizvaniya i rost lichnosti [Development of vocation and growth of personality]. D. Pelet'e, G. Nuazo, S. Byu-zho. Mak Gro-Hill, Monreal', 1974, 36 p. (In French).
12. Noskova O. G. Psihologiya truda: ucheb. posobie dlya studentov vuzov, obuchayushchihsya po napravleniyu i special'nostyam psihologii [Labor psychology]. ed. E. A. Klimova, Moscow, Academia, 2004, 384 p. (In Russian).
13. Atlas novyh professij 3.0. [Atlas of new professions 3.0]. ed. D. Varlamovoj, D. Sudakova, Moscow, Intellektual'naya Literatura, 2020, 456 p. (In Russian).
УДК /UDC 378.184 EDN ERHPZQ
Гнездилова Елена Валерьевна
аспирант; начальник отдела научно-исследовательской, инновационной деятельности и аспирантуры; старший преподаватель кафедры педагогики, ФГБОУ ВО «Камчатский государственный университет имени Витуса Беринга», г. Петропавловск-Камчатский
Gnezdilova Elena V.
postgraduate student; Head of the Department of Research, Innovative activity and postgraduate studies; Senior Lecturer of the Department of Pedagogy, Vitus Bering Kamchatka State University, Petropavlovsk-Kamchatsky
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ШКОЛЫ МОЛОДОГО УЧЕНОГО
В КАМГУ ИМ. ВИТУСА БЕРИНГА
SPECIFICS OF ORGANIZING AND HOLDING THE SCHOOL OF YOUNG SCIENTISTS AT VITUS BERING KAMCHATKA STATE UNIVERSITY
Аннотация. В статье рассматривается целевое назначение, особенности организации и содержательное наполнение научно-исследовательской деятельности студентов в вузе. Обосновывается значимость данной формы работы студентов для подготовки высококвалифицированных, инициативных и креативных специалистов, а также социально-экономического развития общества в целом. Описываются наиболее перспективные виды научно-исследовательской деятельности студентов.
Согласно современным стратегиям социально-экономического развития России, приоритетным направлением государственной политики является привлечение молодежи в науку. Для достижения этой цели сегодня создаются и реализуются комплексы мероприятий, вовлекающие студентов в разработку и решение важных задач, связанных с развитием общества и страны, формируются программы по повышению доступности информации о перспективах отечест-
венной науки. Омоложение кадров вузов и сектора науки является в настоящее время достаточно острой проблемой, особенно в удаленных от центра регионах России. В статье представлены результаты и опыт университета по привлечению и удержанию молодежи в научной сфере. Новизна выводов и предлагаемых практических рекомендаций заключается в реализации ряда мероприятий по созданию условий для привлечения молодежи к научно-исследовательской деятельности.
Представлен опыт по проведению в 2023 году на базе университета научно-образовательной школы молодого ученого, реализуемой в формате модульной школы для аспирантов, студентов, исследователей, с целью формирования и развития у слушателей навыков организации и проведения коллективных и индивидуальных мультидисциплинарных научных исследований и прикладных разработок, а также коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности.