УДК 316.74:2(470.67)
DOI 10.23672/SAE.2023.93.43.001
Ремиханова Рамила Идрисовна
кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры истории Отечества, Дагестанский государственный технический университет reramila@yandex.ru
Шихалиева Дагмара Сергоевна
кандидат философских наук, доцент кафедры философии, Дагестанский государственный технический университет anabella.07@bk.ru
Нурилова Альбина Захарьяевна
кандидат философских наук, доцент кафедры философии, Дагестанский государственный технический университет alnuza@mail.ru
Ramila I. Remikhanova
Candidate in Historical Sciences, Senior Lecturer of the Department of History Fatherland, Dagestan State Technical University reramila@yandex.ru
Dagmara S. Shikhalieva
Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor of the Department of Philosophy, Dagestan State Technical University anabella.07@bk.ru
Albina Z. Nurilova
Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor of the Department of Philosophy, Dagestan State Technical University anabella.07@bk.ru
Карьерная стратегия
дагестанской молодежи
Career strategy
of dagestan youth
Аннотация. В статье анализируется карьерное поведение дагестанской молодежи. Показано, что молодое поколение дагестанцев, в основной своей массе, ставит перед собой амбициозные цели, ориентировано на карьерный рост. Аналитика социологического материала показывает, что в общественном сознании опрошенной дагестанской молодежи в тесной увязке находятся ориентация на личностную социализацию и реализацию, причем карьерный рост и материальное благополучие имеет заметное значение в их установках. Ключевым фактором в карьере, респонденты считают наличие хорошего образования и высокой квалификации. Вместе с тем, немаловажное значение имеют «нужные связи», без которых невозможно сделать карьеру.
Ключевые слова: дагестанская молодежь, карьера, социализация, карьерная стратегия, стартовый потенциал, стартовые возможности, самореализация.
Annotation. The article analyzes the career behavior of Dagestan youth. It is shown that the younger generation of Dagestanis, for the most part, sets ambitious goals, is focused on career growth. The analysis of the sociological material shows that in the public consciousness of the interviewed Dagestani youth, orientation towards personal socialization and realization are closely linked, and career growth and material well-being have a noticeable weight in their attitudes. Respondents consider having a good education and high qualifications to be a key factor in their career. At the same time, the «necessary connections» are of no small importance, without which it is impossible to make a career.
Keywords: dagestan youth, career, socialization, career strategy, starting potential, starting opportunities, self-realization.
В ведение. В современный период развития российского общества заметно возрастает роль молодого поколения, актуализируются его мировоззренческие, образовательные, национальные, духовные, политические и иные ценности и ориентации. Как на формирование, так и на их трансформацию огромное влияние оказывает экономический фактор, ибо «сфера экономики -одна из основных, где молодежь призвана реализовать свои знания, способности и трудовые навыки. В общесоциальном аспекте, включение молодежи в процесс самореализации в трудовых
отношениях есть воспроизводство социально-профессиональной, а в конечном итоге - социально-классовой структуры общества» [1, с. 68]. Иными словами, в условиях рыночной экономики, обозначение молодым человеком своей целью построение карьеры, а также, стремление максимально реализовать свой личностный, профессиональный и социальный потенциал [2] - приобретает особую значимость.
В рамках исследования карьерной стратегии молодого поколения закономерно возникает
необходимость установления содержания термина «карьера». Что такое карьера? Определений данного явления существует множество, в частности, «карьера... процесс самореализации человека в профессии, процесс развития его познаний, умений и индивидуальных качеств, позволяющих достичь нового социального и профессионального статуса» [3, с. 338]. В этой связи, вопросы: «Какой должна быть молодежная политика Российского государства?» и «Каким должно быть значение молодежи в осуществлении этой политики?» являются ключевыми при реализации основных положений молодежной политики, как на федеральном, так и на региональном уровнях. Более того, по мнению авторов, в рамках молодежной политики важным является предоставление возможностей для молодого поколения сделать карьеру, создать условия для его личностной самореализации. Поэтому «тема государственной молодежной политики в условиях последних реалий, связанных с высокой социальной турбулентностью. все чаще возникает в качестве приоритетной повестки и обсуждения заинтересованного сообщества.» [4, с. 904].
При изучении сути карьеры на поверхность всплывает и гендерный аспект данного явления, ибо, хотя это не афишируется, но практически всегда при трудоустройстве человек сталкивается с проявлением гендерной дискриминации, когда при равных возможностях мужчины и женщины вопрос трудоустройства решается в пользу мужчины по объективным и субъективным причинам. Поэтому исследователи при анализе карьеры ввели понятие «стеклянный потолок» как «искусственно созданные барьеры, основанные на предрассудках, которые не позволяют квалифицированным работникам, в первую очередь женщинам и представителям национальных меньшинств, продвигаться по службе и занимать руководящие посты в организациях» [5, с. 142].
Методика исследования. С целью выявления карьерной стратегии молодежи было проведено интервью среди студентов средних специальных и высших учебных заведений Дагестана. Кроме того, в массив попала подгруппа, которая работает и, следовательно, проблему трудоустройства знает «изнутри». N = 229.
Результаты исследования. Что является важным для дагестанской молодежи? Данные исследования показывают, что личностная самореализация есть ключевой индикатор жизненного успеха (59,9 %). В чем заключается жизненный успех и, как показывает опрос, основным, в данном контексте, является получение образования, причем, востребованного на рынке труда образования и специальности. Гендерный анализ показывает, что для респондентов-мужчин привлекательна 1Т-сфера (63,8 %), в то время как женщины больше ориентированы на гуманитарное образование (51,9 %). Но насколько востребованы на рынке труда выпускники высших и средних специальных учебных заведений? Реалии свидетельствуют о том, что женщины, имеющие высокий образовательный статус, переквалифицируются на другие виды деятельности, где они в материальном плане чувствуют себя более комфортно.
Примером является пандемийный период, когда, введенный локдаун, заметно отразился на частном секторе и на экономическом самочувствии наемных работников. При этом уютно себя чувствовали именно индивидуальные предприниматели, которые не зависели от социальных выплат государства, ибо могли на дому зарабатывать (например, сфера услуг - парикмахеры, визажисты, швеи и т.д.).
Далее, на карьерную стратегию и профессиональный выбор детей заметное влияние оказывают родители, ибо, транслируемая последними ценность той или иной профессии, вполне способна в последующем определить выбор ребенка. Данный аспект нашел свое выражение в концепции родительского участия в образовании Дж. Эпштейна [6]. Также, научный интерес представляет классификация отечественных исследователей, предложивших типологические группы родительского участия в образовании, который включает в себя:
1) «опекуны»;
2) «наблюдатели»;
3) «невидимки» [7, с. 76].
Следует отметить, что, в определенной степени, ошибочным является утверждение о влиянии уровня образования родителей на профессиональный выбор детей: практика показывает, что родители с низким уровнем образования могут ориентировать своего ребенка на получение престижного образования и высокий социальный лифт с мотивацией: «Пусть мой ребенок будет более успешным, чем его родители».
Также, при рассмотрении карьерной стратегии не менее важным является соответствие образования и самой профессии. Даже можно предположить, что человек, который не смог устроиться по полученной им в стенах учебного заведения специальности, может быть причислен к безработным, потому что его специализация и, выполняемая им в реальности работа, не соответствуют друг другу. Иными словами, «работа по специальности является условием завершения, начатой в вузе профессиональной социализации, в противном случае, он утрачивает знания и навыки, полученные в процессе обучения» [8, с. 114]. Разумеется, только на предприятии выпускник сможет наработать определенный опыт, который позволит ему в последующем сделать карьеру, если у него такая цель существует. К сожалению, не всегда специалисты оказываются востребованными на рынке труда, ибо, как сами выпускники школ, так и их родители не учитывают вакансии и необходимые для экономики специальности, а это создает определенные риски не только для выпускника учебного заведения, но и для экономики, в целом, потому что наличие «лишнего» слоя специалистов создает «перегрев» в одной отрасли при дефиците в другой.
Какие меры, опрошенные готовы принять для своей самореализации? Эмпирический материал показывает, что для респондентов важными
являются материальное благополучие (43,7 %), получение качественного образования (39,1 %), повышение квалификации (29,3 %), работа приносящая удовольствие (28,1 %), желание сделать карьеру (27,9 %) и обращает на себя ориентированность молодого поколения организовать личный бизнес (27,8 %). Вместе с тем, для дагестанской молодежи не менее важны и «житейские вопросы», в частности, создание семьи (59,3 %), иметь собственное жилье (41,3 %) и машину (27,3 %), а также - отдых, путешествия (21,3 %). В целом, по совокупности, можно отметить тесную взаимосвязь экономических и образовательных параметров, которые являются важными в карьерном росте, соответственно, данное обстоятельство, в определенной степени, будет определять будущее опрошенной дагестанской молодежи.
Не является секретом, что безработица имеет большой масштаб распространения именно среди молодого поколения. Даже, молодые люди, имеющие высокий образовательный статус, не всегда могут трудоустроиться по самым разным причинам, среди которых существенными, по мнению авторов, являются 2 фактора:
а) низкий уровень оплаты труда;
б) нежелание работодателя нанимать специалиста с отсутствием опыта работы.
С последним фактором дело обстоит намного сложнее - как может вчерашний выпускник набраться опыта, если он по объективным причинам не мог трудоустроиться? Это первое, второе -реформирование системы образования существенно уменьшило возможность обеспечения полноценной практики для студентов как средне-специальных, так и высших учебных заведений, а это является существенной преградой на пути личностной самореализации и карьерного роста.
В рамках изучения карьеры, закономерно возникает вопрос и о возможности трудоустройства. В исследовании респондентам был задан вопрос, который показывает способы поиска ими работы. Так, 32,1 % опрошенных обратились за помощью к родственникам; 23,7 % - непосредственно в организацию, при этом почти половина обратившихся получила отказ с мотивацией отсутствия опыта работы (здесь следует отметить, что это, в основном, кандидаты, имеющие экономическое и юридическое образование); далее, почти четверть опрошенных нашла себе работу через объявления о вакансиях; причем,здесь значима роль Интернета. При этом 23,5 % опрошенной молодежи оставляла объявления и после собеседова-ния,правда с испытательным сроком,претендент смог трудоустроиться. Вместе с тем, следует отметить, что проведенное исследование показывает, что не все так радужно в трудовой сфере:
Литература:
1. Шубкин В.Н. Социологические опыты. М. : Мысль. 1970. 285 с.
есть скрытая безработица и ее масштабы немаленькие. При этом само трудоустройство является уже успехом, и сложности в этом могут существенно снизить карьерный потенциал, более того, ситуацию может усугубить низкий уровень стартовых возможностей. То есть, даже наличие высокого образовательного статуса еще не является залогом успешной самореализации. Если обратиться к данным российских исследовате-л е й , то « и зучение взаимосвязи между способом трудоустройства и экономической отраслью показывает, что в отраслях, в большей степени, связанных с государственной службой и бюджетными организациями, дружеские связи для поиска работы используются значительно реже, чем в отраслях, связанных с коммерческой деятельностью. Лидером по частоте трудоустройства через друзей или знакомых является строительство... Напротив, меньше всего работников, трудоустроенных через знакомых, в сфере образования, а также в армии и в органах безопасности. Эти закономерности можно объяснить тем, что в бюджетной сфере, где уровень оплаты труда традиционно ниже, чем в коммерческой, трудоустройство через неформальные социальные связи не так актуально в силу меньшего количества претендентов на вакантные должности. Кроме того, формализованный механизм проверки кандидатов (большое количество формальных требований и критериев, которым кандидат на должность обязан соответствовать) во многих случаях просто исключается возможность трудоустройства «по знакомству» в госсекторе» [9, с. 81]. С данной позицией невозможно согласиться, ибо картина во многих регионах выглядит иначе: например, дагестанская молодежь и не только, больше ориентирована на работу в государственном секторе, потому что уверена в том, что «небольшую зарплату, но стабильно будут получать» в отличие от того же частного сектора, где очень часто отсутствует соцпакет. Кроме того, в частном секторе существует серая схема оплаты труда и по выходе на пенсию человек, несмотря на свою достаточно большую зарплату в коммерческом секторе, может оказаться с небольшой социальной выплатой в форме пенсии.
Резюме. Проведенный анализ карьерной стратегии дагестанской молодежи позволяет сделать вывод о том, что она демонстрирует высокую степень активности, наблюдается существование определенных целей; причем, эти цели вполне обоснованы, молодое поколение учитывает собственный потенциал в их реализации. Кроме того, респонденты свое будущее связывают с переездом в крупные мегаполисы с аргументацией больших возможностей для самореализации именно в них, а также, исходят из того, что в центральных российских регионах у них больше возможностей для успешной жизни и при желании создать собственный бизнес.
Literature:
1. Shubkin V.N. Sociological experiments. M. Thought. 1970. 285 p.
2. The role of health-saving technologies in the process of students educational and professional socialization / N.K. Gafiatulina, L.I. Makadey, [et al.] // EurAsian Journal of Bio Sciences. 2019. Vol. 13. № 2. P. 1557-1563.
3. Голобоков А.С. Особенностиипроблемыкарь-еры современной российской молодежи / А.С. Го-лобоков, А.Р. Тюгаев // АНИ: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 2(19). С. 338-341.
4. Шаповалова И.С. Проблемы реализации государственной молодежной политики в рефлексии региональной молодежи / И.С. Шаповалова // Ре-гионология. 2021. Т. 29. № 4. С. 902-932.
5. Берн Ш. Гендерная психология. СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК,2001. 320 с.
6. Epstein J. Connections Count: Improving Family and Community Involvement in Secondary Schools. 2007 Principal Leadership. Vol. 8. № 2. P. 16-22.
7. Гошин М.Е. Формы участия родителей в образовании детей в школах разного типа / М.Е. Го-шин, М.А. Пинская, Д.С. Григорьев // Социологические исследования 2021. № 5. С. 70-83.
8. Зубок Ю.А. Молодые специалисты: подготовка и востребованность на рынке труда / Ю.А. Зубок, В.И. Чупров // Социологические исследования. 2015. № 5. С. 114-121.
9. Креховец Е.В. Роль неформальных социальных связей при трудоустройстве студентов и выпускников / Е.В. Креховец, Д.А. Шпилев // Социологические исследования. 2020. № 8. С. 78-89.
2. The role of health-saving technologies in the process of students educational and professional socialization / N.K. Gafiatulina, L.I. Makadey, [et al.] // EurAsian Journal of Bio Sciences. 2019. Vol. 13. № 2. P. 1557-1563.
3. GolobokovA.S. Features and problems of the career of modern Russian youth / A.S. Golobokov, A.R. Tyugaev // ANI: pedagogy and psychology. 2017. Vol. 6. № 2(19). Р. 338-341.
4. Shapovalova I.S. Problems of implementation of the state youth policy in the reflection of regional youth / I.S. Shapovalova // Regionology. 2021. Vol. 29. № 4. Р. 902-932.
5. Bern S. Gender psychology. SPb. : Prime-EU-ROZNAK, 2001. 320 p.
6. Epstein J. Connections Count: Improving Family and Community Involvement in Secondary Schools. 2007 Principal Leadership. Vol. 8. № 2. P. 16-22.
7. Goshin M.E. Forms of parental participation in the education of children in schools of different types / M.E. Goshin, M.A. Pinskaya, D.S. Grigoriev // Sociological Research 2021. № 5. P. 70-83.
8. Zubok Yu.A. Young specialists: training and demand in the labor market / Yu.A. Zubok, V.I. Chuprov // Sociological research. 2015. № 5. Р. 114-121.
9. Krekhovets E. V. The role of informal social ties in the employment of students and graduates / E.V. Krekhovets, D.A. Shpilev // Sociological research. 2020. № 8. P. 78-89.