Перспективы Науки и Образования
Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)
Адрес выпуска: https://pnojournal.wordpress.com/2022-2/22-05/ Дата публикации: 31.10.2022 УДК 376.1:378
Е. В. Волченкова, О. А. Воронина, С. А. Турсенев, Т. В. Бугайчук, О. А. Коряковцева
Формирование карьерных стратегий студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью на этапе профессионального обучения в вузе
Введение. Для людей, имеющих ограниченные возможности здоровья (ОВЗ) и инвалидность успешное построение карьерных стратегий является важным механизмом социальной интеграции. Однако многие выпускники вузов с ОВЗ и инвалидностью не могут трудоустроиться или не предпринимают попыток обеспечить себя занятостью.
Цель исследования: разработать, научно обосновать и апробировать содержание программы формирования карьерных стратегий студентов вузов с ОВЗ и инвалидностью.
Материалы и методы. В опросе приняли участие 117 человек - 79 студентов выпускных курсов и 38 выпускников с ОВЗ и инвалидностью вузов-партнеров Ресурсного учебно-методического центра Вятского государственного университета (Российская Федерация). Достоверность отличий в контрольной и экспериментальной группах проверялась с помощью статистических критериев и-Манна-Уитни и Фишера.
Результаты исследования. Результаты анкетирования свидетельствуют о том, что студенты и выпускники с ОВЗ и инвалидностью отмечают у себя недостаточный уровень развития компетенций, необходимых для поиска работы, трудоустройства и выполнения профессиональной деятельности. Разработана и апробирована программа «Карьерные стратегии молодежи». В экспериментальной группе зафиксированы значимые изменения в таких параметрах, как карьерное планирование (иэмп=21; р<0,01), деловые коммуникации (иэмп=27; р<0,01), преодоление кризисов в построении карьеры (иэмп=29; р<0,01), предпринимательские навыки (иэмп = 15; р<0,01).
Заключение. Выявлено, что результативность формирования карьерных стратегий студентов с ОВЗ и инвалидностью на этапе профессионального обучения в вузе повышается с реализацией программы, содержание которой включает в себя формирование ценностно-мотивационных основ построения карьерных стратегий; развитие надпрофессиональных навыков и расширение представлений о возможностях построения предпринимательской карьеры.
Ключевые слова: студенты с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, карьерные стратегии, трудоустройство, инклюзивное образование, надпрофессиональные навыки
Ссылка для цитирования:
Волченкова Е. В., Воронина О. А., Турсенев С. А., Бугайчук Т. В., Коряковцева О. А. Формирование карьерных стратегий студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью на этапе профессионального обучения в вузе // Перспективы науки и образования. 2022. № 5 (59). С. 377-396. сМ: 1032744Zpse.2022.522
Perspectives of Science & Education
International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)
Available: https://pnojournal.wordpress.com/2022-2/22-05/ Accepted: 9 June 2022 Published: 31 October 2022
E. V. VOLCHENKOVA, O. A. VORONiNA, S. A. TURSENEV, T. V. BUGAiCHUK, O. A. KORYAKOVTSEVA
Formation of career strategies for students with health limitations and disabilities at the stage of vocational training at university
Introduction. The successful construction of career strategies is an important mechanism for social integration for people with health limitations (HLs) and disabilities. However, many university graduates with HLs and disabilities cannot find a job or do not make any attempts to provide themselves with employment.
The purpose of the study: to develop, scientifically substantiate and test the content of the program for formation of career strategies for university students with HLs and disabilities.
Materials and methods. The survey involved 117 people - 79 graduate students and 38 graduates with HLs and disabilities of partner universities of the Resource Educational and Methodological Center of Vyatka State University (Russian Federation). The significance of the obtained changes in the control and experimental groups was checked using the U-Mann-Whitney and Fishers statistical criteria.
Results. The results of the survey indicate that the students and graduates with HLs and disabilities note that they have an insufficient level of development of competences necessary for finding a job, employment and performing professional activities. The program "Youth Career Strategies" was developed and tested. As a result, significant changes were recorded in such parameters as career planning (U =21; p<0,01), business communications (Uemp=27; p<0,01), overcoming crises when career building (Uemp=29; p<0,01) and entrepreneurial skills (Uemp=15; p<0,01) after implementation of the author's program in the experimental group.
Conclusion. It was found out that effectiveness of formation of career strategies for students with HLs and disabilities at the stage of vocational training at university improves after implementing the program, the content of which includes formation of value-motivational foundations for building career strategies; development of soft skills and expansion of ideas about possibilities of entrepreneurial career building.
Keywords: students with health limitations and disabilities, career strategies, employment, inclusive education, soft skills
For Reference:
Volchenkova, E. V., Voronina, O. A., Tursenev, S. A., Bugaichuk, T. V., & Koryakovtseva, O. A. (2022). Formation of career strategies for students with health limitations and disabilities at the stage of vocational training at university. Perspektivy nauki i obrazovania - Perspectives of Science and Education, 59 (5), 377-396. doi: 10.32744/pse.2022.5.22
_Введение
ормативно-правовыми документами международного и российского права законодательно определена необходимость наделения инвалидов возможностями доступа к профессиональной ориентации, службам трудоустройства, инклюзивному профессиональному и непрерывному обучению. Так, Конвенция ООН о правах инвалидов (статья 27) предусматривает, что страны должны принимать меры, расширяющие возможности для трудоустройства инвалидов и их продвижения по службе, а также оказания помощи в поиске, получении, сохранении и возобновлении работы и организации предпринимательства [1].
Многочисленные исследования подтверждают системные барьеры в реализации карьерных стратегий лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью, не смотря на реализуемые правительствами разных стран попытки на законодательном и управленческом уровне разрешить эту проблему [2; 3]. Так, например, в России существует прямая обязанность приема на работу людей с инвалидностью через установление квоты работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, в соответствии с 21 статьей Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ [4]. Однако на практике реализовать данное юридическое положение оказывается достаточно проблематичным.
Под карьерной стратегией нами понимается построение и реализация с корректировкой стратегического плана профессионального пути в гармоничном сочетании с жизненными ценностями, интересами и склонностями человека, оценкой возможностей, состояния здоровья, способностей и их соответствия требованиям выбираемой профессии, а также запросам рынка труда и реальным возможностям получения образования.
Мы убеждены в том, что для формирования карьерных стратегий лиц с ОВЗ и инвалидностью ключевым является этап профессионального обучения в вузе, т.к. именно в этот период возникает осознанная и субъектная позиция по отношению к своему профессиональному развитию, открываются возможности реализации профессиональных проб через организацию студенческой практики, волонтерской деятельности и стажировок, формируются более реалистичные представления о мире профессий и трудовых отношениях.
В данной статье вслед за разработками других авторов рассматривается проблема формирования карьерных стратегий, имеющая первостепенное значение в непростые экономические времена в постковидной ситуации, которая оказала негативное влияние на социально незащищенные группы населения, например, такие как студенты и молодые специалисты в связи с вопросами их психологического благополучия и поддержания успеваемости [5], дисфункциональными мыслями о карьере [6], трудностями трудоустройства [7; 8] и сохранения долгосрочной занятости [9; 10].
По результатам мониторинга Федеральной службы государственной статистики в России (Росстат) за период с 2019 г. по 2022 г. было принято на образовательные программы высшего профессионального образования 26264 студента с инвалидностью, а выпущено 12041 человек [11]. Эти данные свидетельствуют о том, что более половины студентов с инвалидностью (54%) не справляются с учебной программой, а значит вынуждены перестраивать свой карьерный путь. Особо отметим, что по-
лучение высшего образования лицами с инвалидностью является гораздо большей ценностью, чем для людей без физических ограничений, поскольку обеспечивает больше возможностей в социальной интеграции, построении карьеры и в обретении экономической независимости.
Анализ исследований показывает, что, не смотря на целесообразность инклюзивного формата профессионального образования, организацию курсов повышения квалификации в области инклюзии для педагогов, деятельность ресурсных учебно-методических центров, значимая доля студентов с ОВЗ и инвалидностью прерывают свой карьерный путь, не завершая обучения в вузе. Авторы связывают причины обозначенной проблемы с недостаточным уровнем толерантности и компетентности педагогов [12], отсутствием применения ими необходимых технологий обучения, слабой академической поддержкой [13]. Так, в исследовании M. H. Martins, M. L. Borges, T. Gongalves отмечается, что педагоги владеют знаниями в области инклюзии, но им не хватает профессиональных навыков взаимодействия [14].
Статистические данные также свидетельствуют о том, что ежегодно на российский рынок труда выходят порядка 4013 выпускников, имеющих инвалидность. Среднее время поиска работы в возрасте от 15 лет и старше у них занимает 8,8 месяца и это весьма продолжительный срок [11].
Высокие показатели безработицы фиксируются на этапе первичного вхождения молодых специалистов на рынок оплачиваемого труда и среди инвалидов в частности. По данным Статистической службы Европейского союза (Евростат) в апреле 2022 г. не имели работы в ЕС 2,600 миллиона молодых людей от 15 до 25 лет, а уровень безработицы среди молодежи (количество безработных в процентном отношении к рабочей силе) составлял 13,9%. [15].
По данным комплексного наблюдения Росстат за 2022 г. доля занятых в общей численности лиц трудоспособного возраста, имеющих инвалидность, состоящих на учете в системе Пенсионного фонда РФ составляет всего 13,7 %, из них примерно 45,7% инвалидов имеют работу, которая не соответствует полученной специальности [16].
Как показывают зарубежные исследования, занятость лиц с нарушениями развития очень низка и колеблется от 9% до 40% в разных странах [17]. Исходя из выявленных данных, мы можем заключить, что препятствия на пути активного вовлечения лиц с ОВЗ и инвалидностью на рынок труда являются следствием низкого уровня осведомленности работодателей об их профессиональных компетенциях и возможностях [18], ограниченных представлениях о методах найма, адаптации и управления персоналом [19]; системных трудностей трудоустройства выпускников вузов в целом, не имеющих профессионального опыта, реальных представлений относительно условий труда, уровня заработной платы и возможностей для карьерного роста [20]; самостигматизации [21], выражающейяся в осознании своей несостоятельности и уверенности в том, что не стоит даже предпринимать попыток трудоустроиться, «инвалидов никуда не берут» [22, с. 138]; отсутствия активной жизненной позиции в формировании собственной карьеры, связанной с нежеланием потерять выплаты и льготы по инвалидности при трудоустройстве [23]; нежелания осуществлять трудовую деятельность, поскольку не сформированы ценностно-мотивационные механизмы построения карьеры [24].
Анализ научных психолого-педагогических исследований указывает на то, что выпускники с ОВЗ и инвалидностью в построении карьерных стратегий сталкиваются не только с трудностями трудоустройства, но и закрепления на рабочем месте, выстраивания партнерских отношений и дальнейшего карьерного продвижения. Так, например,
S. Lindsay и авт. описывают трудности сообщения работодателям о своем состоянии здоровья и обсуждения необходимых условий труда и специального оборудования рабочего места [25]. H. Hanson и авт. подтверждают тот факт, что молодым специалистам с инвалидностью не хватает знаний и навыков, чтобы договориться о соответствующей поддержке со стороны работодателей [26]. Многие молодые специалисты с ОВЗ и инвалидностью отмечают неравенство на рабочем месте [8], преобладание неполной занятости или получение более низкой заработной платы по сравнению с другими работники, негативное отношение со стороны работодателя и сотрудников [17]. Более того, в исследовании A. Tur-Sinai отмечено, что неработающим трудоспособным лицам с ОВЗ и инвалидностью не удается присоединиться к рынку труда, а работающим перейти на более крупные должности даже в ситуации улучшения состояния их здоровья [27].
Таким образом, представленные данные свидетельствуют о том, что еще на этапе профессиональной подготовки в вузе у студентов необходимо формировать надпро-фессиональные навыки, связанные с построением эффективных коммуникаций, личностным саморазвитием, умением работать в команде, стрессоустойчивостью и др., выступающие важными механизмами развития карьеры.
J. Hunter и авт. отмечают, что поддержку молодых людей с инвалидностью следует рассматривать как надежное экономическое вложение, поскольку формирование у них необходимых жизненных навыков и навыков трудоустройства позволяет сократить расходы государственной поддержки и увеличить доход самого человека на 55-95% [3].
Анализ психолого-педагогических исследований показывает, что ряд авторов предлагают свои варианты решения обозначенных проблем в области построения карьерных стратегий студентами с ОВЗ и инвалидностью. Так, C. Thompson и авт. представляют опыт наставничества сверстников, как важный стратегический ресурс, позволяющий выявить сильные личностные качества молодых людей с инвалидностью, повысить уровень их самостоятельности, улучшить социальное взаимодействие и умение достигать цели, что, безусловно, способствует реализации успешной образовательной и профессиональной траектории [28].
По мнению S. Lindsay и S. Cancelliere, значимым фактором в развитии карьеры молодых людей с инвалидностью является их участие в добровольческой деятельности, которая обогащает их практический опыт, способствует самоопределению, развитию уверенности в себе и способностей справляться с трудностями. Мы поддерживаем позицию автора, связанную с включением добровольчества в программы профессиональной реабилитации [29].
Также В. В. Рубцов и авт. отмечают, что проектное обучение, активное привлечение к научной работе и участие в решении актуальных практических задач обеспечивают студентам с инвалидностью высокое качество подготовки посредством приобретения опыта работы в реальной профессиональной среде [30].
М. Б. Полтавская и авт. считают, что необходимо реализовывать программы, стимулирующие развитие предпринимательского духа у людей с инвалидностью и создание финансово устойчивых бизнес-моделей на основе организации социального предпринимательства [31].
Таким образом, краткий анализ литературы показал, что при достаточной разработанности вопросов, затрагивающих отдельные аспекты занятости и трудоустройства лиц с ОВЗ и инвалидностью, для дальнейшего изучения остается востребованной проблема разработки и внедрения комплексной программы формирования карьерных
стратегий студентов с ОВЗ и инвалидностью, основанной на развитии ценностно-мо-тивационных аспектов профессиональной самореализации; надпрофессиональных навыков и расширении представлений о возможностях построения предпринимательской карьеры.
Цель исследования: разработать, научно обосновать и апробировать содержание программы формирования карьерных стратегий студентов вузов с ОВЗ и инвалидностью.
Задачи исследования:
1. анализ российских и зарубежных источников, посвященных теоретическим и практическим аспектам формирования карьерных стратегий студентов с ОВЗ и инвалидностью на этапе профессионального обучения в вузе и вхождения на рынок труда;
2. выявление потребностей в содействии трудоустройству, проблемных и ресурсных областей в построении карьерных стратегий студентов с ОВЗ и инвалидностью с помощью онлайн-анкетирования;
3. разработка программы формирования карьерных стратегий студентов вузов с ОВЗ и инвалидностью;
4. апробирование, оценка эффективности и представление результатов реализации программы формирования карьерных стратегий студентов вузов с ОВЗ и инвалидностью.
_Материалы и методы
В исследовании применялись следующие методы:
• теоретические - изучение нормативной и психолого-педагогической литературы по обозначенной проблеме, ее анализ, синтез, систематизация, сравнение и обобщение;
• эмпирические - анкетирование, формирующий эксперимент, метод экспертных оценок и кейс-стади.
• методы математической статистики - и-критерий Манна-Уитни, ф-критерий Фишера.
Исследование базируется на двух основных методологических подходах: инклюзивный, предполагающий понимание и учет особых образовательных потребностей разных людей, устранение сегрегации и дискриминации в образовании и личностно-ориентированный, делающий акцент на личности обучающегося, его интересах, желаниях и потребностях.
Опытно-экспериментальное исследование проводилось в три этапа. На первом этапе (2020 г.) проведено онлайн-анкетирование на платформе webanketa. сот 79 студентов выпускных курсов (http://webanketa.com/forms/6csk8csk6cqkg c9r68wk6rhg/) и 38 выпускников с ОВЗ и инвалидностью (http://webanketa.com/ forms/6csk8csj74qk8e1mc9jkje9r) вузов-партнеров Ресурсного учебно-методический центра (РУМЦ) по обучению лиц с ОВЗ и инвалидностью Вятского государственного университета (бакалавриат, магистратура, специалитет) с целью выявления потребностей в содействии их трудоустройству, проблемных и ресурсных областей в построении карьерных стратегий.
На втором этапе эксперимента (2021-2022 гг.) была разработана и апробирована учебная программа «Карьерные стратегии молодежи». В ее реализации приняли уча-
стие 12 студентов с ОВЗ и инвалидностью и без ограничений по состоянию здоровья (114 человек). Было сформировано две группы: экспериментальная (ЭГ) и контрольная (КГ), каждая из которых включала по 12 студентов с ОВЗ и инвалидностью. Участие в реализации учебной программы представителей ЭГ осуществлялось в рамках инклюзивного образования с сохранением составов студенческих групп. Обучение в КГ проводилось по традиционной программе профессиональной подготовки.
На третьем этапе (2022 г.) осуществлена оценка эффективности реализованной программы с помощью метода экспертных оценок и выявления различий в КГ и ЭГ методами математической статистики (критерий и-Манна-Уитни и Фишера).
_Результаты исследования
Представим результаты первого этапа опытно-экспериментального исследования (2020 г.) - выявление потребностей в содействии трудоустройству, проблемных и ресурсных областей в построении карьерных стратегий у студентов и выпускников с ОВЗ и инвалидностью.
В анкетировании приняли участие 117 человек - 79 студентов выпускных курсов и 38 выпускников с ОВЗ и инвалидностью вузов-партнеров РУМЦ Вятского государственного университета Кировской, Ярославской и Оренбургской областей, республик Башкортостан, Удмуртии, Татарстана, Марий Эл, Чувашии и г. Санкт-Петербурга.
Участники опроса имеют различные нарушения здоровья: нарушения двигательной функции - 31,6%, нарушения сенсорной функции - 23,9%, нарушения в работе внутренних органов и систем организма (кровообращения, дыхания, пищеварения и др.) - 21,4%, ментальные нарушения - 2,6%. В варианте «другое» 20,5% респондентов в основном указывали конкретные заболевания, по которым установлена инвалидность: сахарный диабет, онкология, нарушения работы почек и др.
Результаты анкетирования студентов выпускных курсов с ОВЗ и инвалидностью
Анализ карьерных перспектив показал, что только половина студентов выпускных курсов (48,1%) собирается работать по полученной специальности, 17,7% респондентов планируют продолжить обучение - получить образование по другому направлению, пройти переподготовку, поступить в магистратуру/аспирантуру, 6,3% опрошенных будут работать не по полученной специальности. Каждый четвертый студент (26,6%) не определился со своим профессиональным будущим, 1,3% будущих специалистов не собираются работать.
Опрошенные студенты по большей части не имеют опыта работы по выбранному направлению подготовки (46,8%). Третья часть студентов выпускных курсов с инвалидностью (33%) приобрела определенный опыт работы в ходе прохождения практик/ стажировок. Показательно, что 17,7% респондентов совмещают работу и учебу, несмотря на проблемы со здоровьем. Также среди опрошенных есть те, кто ранее работал по полученному среднему профессиональному образованию (2,5 %).
Вследствие пандемии COVID-19 расширились возможности удаленных режимов работы. Нам было интересно узнать, на сколько актуален данный способ организации труда для людей с ОВЗ и инвалидностью. Большинство респондентов (67,1%) хотели бы работать в очном режиме, непосредственно в организации. Практически третья часть опрошенных студентов с инвалидностью предпочтут удаленную работу из дома (32,5%).
Согласно полученным данным, вузы содействуют в поиске работы выпускникам с инвалидностью разными способами: осуществляют информирование о ресурсах по поиску работы (46,8%), организуют встречи с потенциальными работодателями (43%), помогают в подготовке резюме (20,3%), информируют о гарантиях трудоустройства (16,5%), проводят тренинги/курсы по развитию навыков поиска работы (12,7%), готовят к собеседованию с работодателем (11,4%), организуют встречи с представителями службы занятости населения (8,9%), осуществляют индивидуальное сопровождение в процессе трудоустройства (5,1%). 13,9% опрошенных считают, что вуз никак не помогает в поиске работы или они не знают об этом ничего (см. табл. 1).
Студенты вузов с инвалидностью оценили по 5-балльной шкале эффективность отдельных мер, направленных на трудоустройство выпускников (см. табл. 1). Ни одна из предложенных форм не была оценена выше 4-х баллов, следовательно, требуется дальнейшее совершенствование существующей практики работы со студентами.
Анализ ответов на вопрос «Какая помощь в трудоустройстве со стороны вуза Вам необходима?» показал, что студенты выбирают все меры из списка, среди которых лидируют встречи с потенциальными работодателями (35,4%), подготовка к собеседованию (34,2%), информирование о ресурсах по поиску работы (31,6%), что свидетельствует о потребностях студентов в данных видах помощи со стороны вуза. Важно отметить, что 29,1% опрошенных не нуждаются в помощи вуза в их трудоустройстве, что может свидетельствовать о том, что они не планируют работать или уже имеют занятость.
Таблица 1
Потребность и эффективность содействия вуза в поиске работы студентам с ОВЗ
и инвалидностью
Способы содействия вуза в поиске работы Реализуемые способы % Оценка эффективности Потребность студентов%
Информирование о ресурсах по поиску работы 46,8 3,8 31,6
Встречи с потенциальными работодателями 43 3,8 35,4
Помощь в подготовке резюме 20,3 3,4 27,8
Информирование о гарантиях трудоустройства 16,5 3,4 25,3
Тренинги/курсы по развитию навыков поиска работы 12,7 3,3 20,3
Подготовка к собеседованию с работодателем 11,4 3,5 34,2
Встречи с представителями службы занятости населения 8,9 3,2 15,2
Индивидуальное сопровождение (тьюторство) в процессе трудоустройства 5,1 3,2 27,8
При построении карьерных стратегий особенно востребованными являются над-профессиональные навыки. В ходе анкетирования студенты выпускных курсов с инвалидностью по пятибалльной системе оценили сформированность у них компетенций, необходимых для поиска работы и трудоустройства. Результаты самооценки показывают, что ни один из навыков не развит на высоком уровне. Компетенции по поиску вакансий и по адаптации на рабочем месте набрали по 3,6 балла, компетенции по составлению резюме и по взаимодействию с работодателем при приеме на работу - по 3,5 балла. Наименее сформированы у студентов компетенции, связанные с проектированием карьеры и профессионального будущего (3,3 балла).
Участники опроса оценили сформированность у них тех гибких навыков, которые требуются для выполнения профессиональной деятельности. По мнению студентов с ОВЗ и инвалидностью, хорошо развиты коммуникативные (4,1 балла), цифровые компетенции (4 балла) и навыки командной работы (4,1 балла). В меньшей степени сформированы навыки быстрого реагирования в нестандартных ситуациях (3,8 балла) и навыки проектной работы (3,7 балла).
Результаты анкетирования выпускников вузов с ОВЗ и инвалидностью
Результаты анкетирования свидетельствуют о том, что меньше половины опрошенных - 42,1% выпускников с ОВЗ и инвалидностью работают по полученной специальности; 13,2% находятся в процессе поиска работы 2,6% выпускников с инвалидностью не работают после окончания вуза и не собираются трудоустраиваться, 7,9% респондентов выбрали вариант другое - «обучаюсь и в дальнейшем буду искать работу». Таким образом, в сумме 23,7% респондентов не трудоустроены по прошествии 1 года после окончания вуза.
Только треть опрошенных выпускников (31,6%) не испытывали трудностей в поиске работы. По мнению 26,3% респондентов, предлагаемые на рынке труда вакансии не соответствуют уровню их требований. 21% выделили такую особенность, как отсутствие вакансий по выбранной специальности. Для 13,2% проблемой в трудоустройстве стало отсутствие навыков поиска работы. 7,9% испытывали трудности при собеседовании с работодателем (см. табл. 2).
Таблица 2
Трудности, возникшие у выпускников с ОВЗ и инвалидностью при поиске работы
Ответы % Количество
Не испытывал(а) трудностей 31,6 12
Вакансии не соответствуют моим требованиям (низкая зарплата, неудобный график работы и т. д.) 26,3 10
Отсутствие вакансий по полученной специальности 21 8
Отсутствие навыков поиска работы 13,2 5
Трудности при собеседовании с работодателем 7,9 3
У большинства опрошенных выпускников с ОВЗ и инвалидностью (52,6%) не было опыта работы по выбранному направлению подготовки после окончания вуза. 26,3% получили свой первый опыт в ходе прохождения практик/стажировок. Примечательно, что 21% респондентов совмещали работу и учебу, то есть приобретали опыт уже в процессе получения высшего образования.
Среди опрошенных выпускников вузов с ОВЗ и инвалидностью 79,3% трудоустроены официально и имеют полную занятость на рабочем месте. 20,7% работают неофициально и заняты неполный рабочий день. 72,4% респондентов работают в «очном» режиме, то есть их рабочее место находится в организации. 27,6% трудятся удаленно, из дома, что в ряде случаев решает проблему создания специально оборудованного рабочего места и перемещения от дома до организации и обратно.
Анализ рисков в построении карьеры показал, что 40,6% респондентов все устраивает на их месте работы. 37,5% опрошенных не устраивает размер заработной платы. 6,3% не нравится руководство организации, такое же количество испытывает слож-
ности в передвижении к месту работы. Также респонденты не довольны условиями труда (3%). 6,3% выпускников в варианте ответа «другое» отмечали, что их не удовлетворяет неофициальное трудоустройство и отсутствие карьерного роста.
Согласно данным опроса, получились идентичные результаты по уровню развития компетенций, необходимых для поиска работы и трудоустройства. Как у студентов выпускных курсов, так и у выпускников вузов с ОВЗ и инвалидностью, исходя из самооценки, данные компетенции сформированы на среднем уровне, в меньшей степени развиты навыки проектирования карьеры (3,3 балла).
Участники опроса оценили сформированность у них тех гибких навыков, которые требуются для выполнения профессиональной деятельности. По мнению выпускников с ОВЗ и инвалидностью, у них достаточно развиты навыки командной работы (4 балла), коммуникативные и цифровые компетенции (по 3,9 балла). Навыки проектной работы и навыки быстрого реагирования в нестандартных ситуациях сформированы по мнению респондентов на среднем уровне (3,7 баллов).
Второй этап опытно-экспериментального исследования (2021-2022 гг.) - разработка и апробация учебной программы «Карьерные стратегии молодежи».
Реализованная нами программа формирования карьерных стратегий студентов содержит три раздела.
1. Ценностно-мотивационные основы построения карьерных стратегий.
Данный раздел направлен на расширение профессиональных знаний студентов о
роли трудовой деятельности в реализации личностного потенциала, формирование мотивационных установок профессионального самосовершенствования и карьерного роста, желания быть востребованным и конкурентоспособным специалистом в условиях стремительно меняющегося рынка труда.
В рамках данного раздела было осуществлено развитие у студентов умений планирования карьерных стратегий на основе определенных принципов и правил в их сочетании с жизненными ценностями, оценкой интересов, способностей и ограничений; навыков составления профессиограммы, резюме и карьерограммы; расширение представлений о типологиях карьерных продвижений, способах поиска работы, методах планирования и развития карьеры, этапах и условиях развития карьеры, основах самопрезентации и самопродвижения в карьере, нормативно-правовых аспектах обеспечения гарантий в сфере труда и занятости в РФ, стимулирование на достижение карьерных успехов.
При реализации этой части программы применялись следующие методы, формы и технологии обучения: сюжетно-ролевая игра «Собеседование при приеме на работу. Как пройти?», деловая игра «Поиск работы», брейнрайтинг 6-3-5 «Банк идей трудовой занятости», разработка резюме, практикум «Планирование профессиональной карьеры» (определение конечных и промежуточных целей, средств их достижения и последовательности этапов), ментальная карта «Моя карьера», анализ эффективных инструментов поиска работы с помощью сайтов (hh.ru работа; www.trudvsem.ru; www. zarplata.ru; www.ancor.ru.), стратегии и техники самопрезентации, модель создания имиджа «Молодой специалист профессии N», изучение биографий знаменитых личностей, построивших успешную карьеру и др.
2. Технологии развития надпрофессиональных навыков.
Цель данного раздела состояла в самооценке каждым студентом имеющихся жестких и гибких навыков, определение инструментов развития недостающих гибких навыков, необходимых для выполнения интересующей профессиональной деятельно-
сти; развитие способностей оценивания потребностей работодателей, их требований для выработки практических навыков профессионального и личностного самосовершенствования работника.
Особое внимание было акцентировано на развитии основных надпрофессиональ-ных навыков будущего (так называемых 4К): коммуникация, коллаборация, критическое мышление и креативность. Так, например, развитие коммуникативных навыков осуществлено с помощью обогащения знаний о правилах и принципах делового этикета, техниках бесконфликтного общения и выстраивания партнерских взаимоотношений, овладения основами культуры устной, письменной и сетевой коммуникации.
Отдельный блок в данном разделе был посвящен отработке таких важных над-профессиональных навыков как стрессоустойчивость, управление временем и умение действовать в нестандартных ситуациях. Студенты расширили свои представления о причинах профессиональных стрессов, профессиональном выгорании, проблеме моббинга, кризисах в построении карьеры и технологиях нейтрализации кризисных состояний, в частности с помощью техник тайм-менеджмента, методов позитивного решения возникающих трудностей.
При реализации данного раздела применялись следующие методы, формы и технологии обучения: встречи с успешными выпускниками прошлых лет по разным направлениям трудоустройства и формам занятости, решение ситуационных задач «Телефонный разговор», знакомство с техниками-тайм-менеджмента («Автофокус», «Система 25 минут», матрица Эйзенхауэра, закон Парето, метод слона, метод лягушки и др.), планирование работоспособности с учетом хронотипа, проектирование «Модели гибких навыков специалиста профессии и др.
3. Нормативно-правовые и организационные основы развития предпринимательской карьеры.
В рамках данного раздела студенты расширили представления о предпринимательских навыках, нормативно-правовых основах реализации предпринимательской деятельности, программах поддержки молодежного предпринимательства, исследованиях рынка; осуществления государственной регистрации субъекта предпринимательства, налогообложения и др. В процессе проектной деятельности показаны возможности социального предпринимательства, основы оформления бизнес-проекта, поиска партнеров, источников финансирования; анализ конкурентов и др.
При реализации данного раздела применялись следующие игровые технологии обучения: предметные игры («Первый стартап» и «Развивающая игрушка»), имитационная игра «Ситуативка. Бизнес-зал», авторская интеллектуальная игра «Идея на миллион»; авторские кейсы оценки коммуникативных, теоретических, практических и творческих предпринимательских навыков и др.
Программа «Карьерные стратегии молодежи» была реализована на студентах 2 курса обучения (бакалавриат) разных направлений подготовки факультета «Истории, политических наук и культурологии» ФГБОУ ВО. Вятского государственного университета.
Результаты третьего этапа (2022 г.) - оценка эффективности реализации программы. В связи с тем, что в современной науке и практике не разработаны стандартизированные методики, выявляющие отдельные параметры карьерных стратегий, нами для оценки эффективности программы были предложены 3 группы авторских кейсов с вопросами открытого и закрытого типа для каждого из разделов программы. Мы выбрали метод кейс-стади как основной оценочный инструментарий, поскольку опросники, основанные на самоотчетах, зачастую могут отражать социально ожидаемые
ответы. Метод кейс-стади позволил смоделировать конкретные трудовые ситуации в виде ситуационных задач, в ходе решения которых у опрашиваемых был диагностирован уровень развития определенных навыков. Оценку решения предложенных задач осуществляла группа экспертов (5 человек) кафедры теории и методики профессионального образования ФГБОУ ВО Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского. Диагностические материалы были представлены экспертам без указания причастности респондента к контрольной или экспериментальной группе, также были разработаны объективные критерии оценки, чтобы избежать предвзятости и недостоверности полученных данных.
Для оценки ценностно-мотивационных основ построения карьерных стратегий был разработан кейс, в основе которого лежала задача, направленная на выявление умений построения карьерных целей в области получения профессионального образования или осуществления трудовой деятельности (на выбор). Оценка карьерной цели осуществлялась по следующим параметрам: 1) соответствие цели личным интересам и ценностям; 2) четкость и конкретность формулировки; 3) истинность и завершенность; 4) реальность и достижимость; 5) наращивание результативности; 6) позитивность формулировки, 7) измеряемость, 8) наличие сроков достижения цели, 9) детальность формулировки через последовательную близость.
Нами обнаружены значимые различия в уровне осознания карьерных целей (фэмп=2; р<0,05) между участниками КГ и ЭГ. Необходимо отметить, что, не смотря на представленный выбор, как в контрольной, так и в экспериментальной группах у студентов возникли трудности в необходимости формулировки именно карьерных целей. 8,3% студентов экспериментальной группы и 41,6% студентов контрольной группы предлагали формулировки цели в сферах хобби и увлечений, а не карьеры, например, научиться играть на определенном музыкальном инструменте, создать свою музыкальную группу, купить какой-либо предмет, съездить в другую страну или город и т.д. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что в ценностно-мотивационной сфере у обозначенных студентов карьерные стратегии не являются базовыми, студенты не желают их осмысливать и планировать. В экспериментальной группе формулировки целей в основном относились к трудовой деятельности (58,3%), а в контрольной (83,3%) - к учебно-профессиональной.
В целом по двум группам необходимо отметить, что формулировка карьерной цели вызвала затруднение, поскольку, как отмечали студенты «еще не знаю, где буду работать», «хочу работать не по специальности», «пойду учиться дальше», «не хочу работать». Самыми сложными оказались задачи, связанные с формулировками наращивания результативности; продумыванием критериев измерения достижения цели (проценты, частота происходящего, средние показатели) и детальной формулировки краткосрочных, среднесрочных и дальносрочных целей через последовательную близость. Однако, не смотря на выявленные трудности в обеих группах, нами были обнаружены значимые различия в карьерном планировании между анализируемыми группами (иэмп=21; р<0,01). Более развернутую и точную формулировку карьерным целям давали представители экспериментальной группы.
По второму разделу программы «Технологии развития надпрофессиональных навыков» нами были подготовлены следующие кейсы.
1. «Модель гибких навыков специалиста профессии №>. Необходимо было соотнести наличие личностных ресурсов с требованиями конкретной профессии и представить модель развития необходимых гибких навыков для специалиста интересующей
профессии, отметить инструменты формирования недостаточно развитых надпрофес-сиональных навыков.
2. Деловой этикет в построении успешной карьеры. Было предложено несколько ситуаций профессионального взаимодействия (например, собеседование, общение по телефону, деловая переписка, деловая встреча и т.д.). Необходимо было выбрать из предложенных тот вариант поведения, который соответствует нормам делового этикета.
3. Моббинг в профессиональной карьере (необходимо было предложить несколько ресурсных решений для нейтрализации травли молодого специалиста и установления конструктивного общения с сотрудниками и руководителем организации).
4. Правила управления работоспособностью в течение дня. Необходимость проверки сформированности данного надпрофессионального навыка связана с тем, что молодые специалисты с ОВЗ и инвалидностью не всегда осознанно подходят к управлению своими личностными ресурсами, быстрее утомляются, чаще берут больничные, поэтому данный кейс был направлен на выявление знаний о методах поддержания организма в оптимальном рабочем состоянии для максимизации вносимого вклада в результат рабочей системы.
В данном блоке мы не оценивали отдельно уровень сформированности каждого надпрофессионального навыка, отработка которых происходила в процессе реализации программы, поскольку перечень таких навыков достаточно сильно варьировал и зависел от выбора конкретной профессии и даже должности в той или иной организации.
В конструировании модели гибких навыков специалиста студенты КГ и ЭГ отмечали, что хотели бы развить коммуникабельность, стрессоустойчивость, креативность, умение работать в команде, эмоциональный интеллект, аналитическое мышление, внимательность и др. Студентами был представлен широкий спектр инструментов развития гибких навыков, которые они используют в своей жизни: чтение книг, просмотр обучающих видео в интернете, техники тайм-менеджмента, ментворкинг (обучение на опыте других), просмотр публичных выступлений, развивающие настольные игры и др.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что у студентов экспериментальной группы по итогам реализации программы на достаточно высоком уровне сформированы навыки, связанные с определением ресурсов для нейтрализации стрессовых ситуаций на работе. Так, участники программы предлагали разнообразные личност-но-ориентированные и организационно-управленческие механизмы профилактики моббинга (иэмп=29; р<0,01): добросовестное выполнение трудовых обязанностей, доброжелательность по отношению ко всем сотрудникам и следование нормам делового этикета, соблюдение сложившихся традиций коллектива, знание циклов повышения квалификации и т.д. Кроме того, существенные различия были обнаружены в представлениях о правилах управления работоспособностью в течение дня (иэмп=33; р<0,05). Студенты с ОВЗ и инвалидностью экспериментальной группы приводили конкретные техники тайм-менеджмента, которыми пользуются в учебной деятельности и планируют их реализацию в построении карьеры.
По итогам реализации программы были обнаружены значимые различия между КГ и ЭГ в знаниях делового этикета в построении успешной карьеры (иэмп=27; р<0,01).
Для оценки сформированных навыков в рамках раздела «Нормативно-правовые и организационные основы развития предпринимательской карьеры» нами были предложены кейсы, описывающие проблемные ситуации из практики ведения пред-
принимательской деятельности. Студентам с ОВЗ и инвалидностью необходимо было найти оптимальное решение для разных этапов ведения бизнеса и определить, какой продукт запустить, где его продавать, как привлечь покупателей, как минимизировать издержки, как найти конкурентные преимущества, выработать стратегическое решение в ситуации непредвиденного риска и т.д. Все кейсы были основаны на реальных фактах ведения предпринимательской деятельности.
Важно отметить, что предложенные решения на задания у студентов ЭГ в целом более структурированные и развернутые, чем у студентов КГ. Приведем несколько примеров ответов студентов КГ на ситуацию, в которой необходимо было помочь молодому человеку начать свой бизнес: «найти клиентов», «прорекламировать товар», «сделать объявление в интернете», «найти работников», «зарегистрировать свой бизнес» и др. Примеры решений студентов из ЭГ: «выбрать организационно-правовую форму для регистрации бизнеса», «зарегистрировать бизнес официально», «выбрать основной и дополнительные коды ОКВЭД для ИП» «оценить жизнеспособность идеи», «рассчитать рентабельность продаж», «выбрать подходящий режим налогообложения» и др.
Таким образом, нами были обнаружены статистически достоверные отличия между ЭГ и КГ в уровне сформированности предпринимательских навыков
(иэмп = 15; р<0,01).
По завершении индивидуальной работы с проблемными задачами студенты объединялись в подгруппы и обменивались получившимися решениями, искали компромиссы. Необходимо отметить, что данная группа кейсов в целом была решена студентами обеих групп успешнее, она вызвала интерес, активное обсуждение и эмоциональную вовлеченность.
Решение кейсов в целом позволило развить следующие надпрофессиональные навыки: 1) креативность (поиск нестандартных решений, 2) стрессоустойчивость (умение эффективно действовать в условиях стресса, неопределенности и нехватки информации), 3) коллаборация (сотрудничество, обмен знаниями в процессе совместной деятельности), 4) коммуникация (умение грамотно сформулировать свои мысли, убеждать, искать компромиссы).
_Обсуждение результатов
Необходимо отметить, что вопросы разработки программ трудоустройства выпускников вузов представлены в работах немногих авторов [20; 32]. Отличие нашего исследования заключается в том, что мы делаем акцент не только на трудоустройство молодых специалистов с ОВЗ и инвалидностью, а в целом на развитие их карьерных стратегий (долгосрочная занятость), формировании внутренних ценностно-смысловые механизмов, обеспечивающих их мотивацию на развитие новых компетенций, дальнейший профессиональный рост и самосовершенствование.
Содержание представленной нами программы включает развитие предпринимательских навыков, что согласуется с данными исследования Е.И. Нефедьевой, О.Г. Седых и О.В. Тарабан [33] поскольку актуализация такой альтернативной формы занятости, по мнению авторов, расширяет возможности самореализации инвалидов, создает удобный для них режим работы, дополнительный источник дохода и способствует активной интеграции в социум.
Важно отметить, что в отличие от других исследователей, нами разработаны и включены в программу кейсы, позволяющие развивать предпринимательские навыки и информировать молодых людей с инвалидностью о формах поддержки малого и среднего бизнеса (субсидирование, льготные микрозаймы, доступ к коворкингам, специальные налоговые режимы, программы поддержки молодежного предпринимательства и т.д.), что является значимым инструментом в формировании основ построения карьерной стратегии на основе самозанятости.
Мы поддерживаем точку зрения Lindsay S. и авт. о том, что программа трудоустройства и развития карьерных стратегий лиц с ОВЗ и инвалидностью будет эффективна при реализации игровых технологии [34].
Полученные нами данные также согласуются с мнением С. Н. Каштановой и В. А. Кудрявцевым в том, что необходим открытый доступ к информации о позитивных практиках трудоустройства выпускников с ОВЗ и инвалидностью через создание ассоциаций выпускников в вузах [35]. В отличие от данных авторов, нами были организованы встречи с успешными выпускниками, в том числе с ОВЗ и инвалидностью по разным направлениям трудоустройства, актуальным для той или иной специальности: предпринимательство, государственная служба, общественная деятельность и др. Опыт организации таких встреч, показывает, что у студентов формируются четкие представления о необходимости формирования надпрофессиональных компетенций еще во время обучения в вузе, расширяются представления возможностях поиска работы и профессиональной самореализации.
Мы согласны с позицией ряда авторов о необходимости развития у лиц с ОВЗ и инвалидностью таких надпрофессиональных навыков как коммуникации [25] и навыков преодоления трудностей и управления своей рабочей нагрузкой [36] в целях постро-
w n w
ения успешных карьерных стратегий. В представленной нами программе мы расширили данный список и предлагали студентам индивидуально оценить необходимые для конкретной профессиональной деятельности компетенции с учетом интересов и индивидуальных особенностей.
Представленная нами программа формирования карьерных стратегий студентов с ОВЗ и инвалидностью расширяет возможности построения молодым специалистом осознанной карьерной траектории, основанной на рациональном трудоустройстве, эффективной адаптации в рабочем коллективе, закреплении в профессии, преодолении кризисов и барьеров, возникающих в процессе реализации профессиональной деятельности и стимулировании профессионального и личностного саморазвития.
Проведенное нами исследование дает основание утверждать, что достигнутые теоретические и прикладные результаты не охватывают весь спектр проблем, связанных с формированием карьерных стратегий лиц с ОВЗ и инвалидностью. На наш взгляд, обозначенная область научного знания и практики требует дальнейших перспективных разработок развития карьерных стратегий, но уже на этапе среднего образования в 9-11 классах, поскольку, как показывают исследования, в разные годы последнего десятилетия доля молодых людей в возрасте 15-24 лет, находящихся вне сферы занятости и образования (NEET-молодежь) колеблется от 9 до 15% [37]. «Самой неустроенной является подгруппа NEET-молодежи, имеющая проблемы со здоровьем» [38, с. 36]. Данные молодые люди не стремятся получать профессиональное образование и включаться в сферу занятости.
Заключение
Результаты проведенного исследования показали, что у студентов и выпускников с ОВЗ и инвалидностью отмечается недостаточный уровень развития компетенций, необходимых для поиска работы, трудоустройства и выполнения профессиональной деятельности. В реализации карьерных стратегий выпускники вузов с ОВЗ и инвалидностью сталкиваются с рядом препятствий: работа не по полученной специальности, отсутствие трудоустройства и возможностей карьерного роста и др.
Экспериментально доказано, что результативность формирования карьерных стратегий студентов с ОВЗ и инвалидностью на этапе профессионального обучения в вузе зависит от получения дополнительных знаний и развития компетенций в процессе реализации программы, содержание которой включает в себя формирование ценностно-мотивационных основ построения карьерных стратегий; развитие надпро-фессиональных навыков и расширение представлений о возможностях построения предпринимательской карьеры.
Особенностями реализации программы являются: обучение в рамках инклюзивного образования; применение интерактивных технологий обучения (игровые, кейс-стади, проектирование); организация встреч с успешными выпускниками, в том числе знакомство с позитивными практиками трудоустройства выпускников с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью и встреч с работодателями, в том числе с предпринимателями.
ЛИТЕРАТУРА
1. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН «Конвенция о правах инвалидов» от 13.12.2006 г. № 61/106 [Электронный ресурс] URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disability.shtml (дата обращения: 15.04.2022).
2. Bates K., Goodley D., Runswick-Cole K. Precarious lives and resistant possibilities: the labour of people with learning disabilities in times of austerity // Disability & Society. 2017. Vol. 32 (2). Рр. 160-175. DOI: 10.1080/09687599.2017.1281105.
3. Hunter J., Runswick-Cole K., Goodley D., Lawthom R. Plans that work: improving employment outcomes for young people with learning disabilities // British Journal of Special Education. 2020. Vol. 47 (2). Рр. 134-151. DOI: 10.1111/1467-8578.12298.
4. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181-ФЗ [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8559/ (дата обращения: 22.05.2022).
5. Бородатая М.Н., Волченкова Е.В., Воронина О.А., Ершова Н.Н., Лучинина М.И., Митягина Е.В. Стресс и психологическое благополучие студентов в период пандемии COVID-19 // Открытые данные - 2021. Материалы форума / Под редакцией А.Ю. Саркисовой. 2021. Томск. Издательство: Национальный исследовательский Томский государственный университет. С. 16-33.
6. Dipeolu A., Hargrave S., Leierer S. J., Y. A. C. Tineo, Longoria A., Escalante M. Dysfunctional Career Thoughts and the Sophomore Slump Among Students With Learning Disabilities // Journal of Career Development. 2021. Vol. 49 (4). Рp. 862-874. DOI: 10.1177/08948453211000130.
7. Dispenza F. Empowering the career development of persons with disabilities (PWD) // Journal of Career Development. 2019. Vol. 48 (5). Рp. 670-685. DOI: 10.1177/0894845319884636.
8. Wong J., Ezeife N., Kudla A., Crown D., Trierweiler R., Capraro P., Tomazin S., Su H., Pham T., Heinemann A.W. Employment Consequences of COVID-19 for People with Disabilities and Employers // Journal of Occupational Rehabilitation. 2022 Vol. 17. Рp. 1-9. DOI: 10.1007/s10926-021-10012-9.
9. Krisi M., Eckhaus E., Nagar R. Developing a Multilevel Scale to Assess Retention of Workers with Disabilities // Journal of Occupational Rehabilitation. 2022. Vol. 32. Рp. 138-146. DOI:10.1007/s10926-021-09984-5.
10. Nicholas D.B., Mitchell W., Dudley C., Clarke M., Zulla R. An ecosystem approach to employment and Autism
Spectrum Disorder // Journal of Autism and Developmental Disorders. 2018. Vol. 48. Pp. 264-275. DOI: 10.1007/ s10803-017-3351-6.
11. Положение инвалидов. Образование инвалидов. Сведения об инвалидах - студентах профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования Официальный портал Федеральной службы государственной статистики. https://rosstat.gov.ru/folder/13964 (дата обращения: 11.06. 2022).
12. Morina A., Carballo R. University and inclusive education: recommendations from the voice of Spanish students with disabilities. Educacao E Sociedade. 2020. Vol. 41. P. e214662. DOI: 10.1590/es.214662.
13. Firat T. Experiences of students with visual impairments in higher education: barriers and facilitators // British Journal of Special Education. 2021. Vol. 48 (3). Рр. 301-322. DOI: 10.1111/1467-8578.12365.
14. Martins M.H., Borges M. L., Gonçalves T. Attitudes towards inclusion in higher education in a Portuguese university // International Journal of Inclusive Education. 2018. Vol. 22. №5. Pp. 527-542. DOI: 10.1080/13603116.2017.1377299.
15. Eurostat. Newsrelease. Euroindicators. Statistics Explained. Unemployment statistics. Youth unemployment [Electronic. resource]. https: //ec.europa.eu/eurostat/statistics-explained/index.php?title=Unemployment_ statistics#Youth_unemployment (date of access: 12.06.2022).
16. Положение инвалидов. Труд и занятость инвалидов. Сведения о работающих инвалидах, состоящих на учете в системе Пенсионного фонда Российской Федерации Официальный портал Федеральной службы государственной статистики. https://rosstat.gov.ru/folder/13964 (дата обращения: 11.06. 2022).
17. Schur L., Han K., Kim A., Ameri M., Blanck P., Kruse D. Disability at work: a look back and forward // Journal of Occupational Rehabilitation. 2017. Vol. 27(4). Pp. 482-497. DOI: 10.1007/s10926-017-9739-5.
18. Ольхина Е. А., Медведева Е. Ю., Дмитриева Е. Е., Каштанова С. Н., Кудрявцев В. А. Работодатели о трудоустройстве лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью: мнения и факты // Перспективы науки и образования. 2019. № 4 (40). С. 377-392. DOI: 10.32744/pse.2019.4.29.
19. Khayatzadeh-Mahani A., Wittevrongel K., Nicholas D. B., Zwicker J. D. Prioritizing barriers and solutions to improve employment for persons with developmental disabilities // Disability and Rehabilitation. 2019. Vol. 42 (19). Pp. 2696-2706. DOI: 10.1080/09638288.2019.1570356.
20. Пак Л. Г., Каменева Е. Г., Кочемасова Л. А. Формирование культуры трудоустройства выпускников вузов // Перспективы науки и образования. 2021. № 6 (54). С. 172-191. DOI: 10.32744/pse.2021.6.12.
21. Villotti P., Corbière M., Dewa C. S., Fraccaroli F., Sultan-Taïeb H., Zaniboni S., Lecomte T. A serial mediation model of workplace social support on work productivity: the role of self-stigma and job tenure self-efficacy in people with severe mental disorders // Disability and Rehabilitation. 2018. Vol. 40(26). P. 3113-3119. DOI: 10.1080/09638288.2017.1377294.
22. Воеводина Е. В. Образовательные риски при обучении студентов с нарушением опорно-двигательной системы // Социологические исследования. 2020. № 6. C. 133-139. DOI: 10.31857/S013216250009650-8.
23. Nagib W., Wilton R. Gender matters in career exploration and job-seeking among adults with autism spectrum disorder: evidence from an online community // Disability and Rehabilitation. 2020. Vol. 42(18). Pp. 2530-2541. DOI: 10.1080/09638288.2019.1573936.
24. Эфендиев А.Г., Гоголева А.С., Пашкевич А.В., Балабанова Е.С. Ценностно-мотивационные основы и реальность трудовой жизни российских работников: проблемы и противоречия // Мир Pоссии. 2020. Т. 29. № 2. С. 108133. DOI: 10.17323/1811-038X-2020-29-2-108-133.
25. Lindsay S., Cagliostro E., Leck J., Stinson J. Career aspirations and workplace expectations among youth with physical disabilities // Disability and Rehabilitation. 2021. Vol. 43(12). Pp. 1657-1668, DOI: 10.1080/09638288.2019.1671505.
26. Hanson H., Hart R. I., Thompson B., McDonagh J. E., Tattersall R., Jordan A., Foster H. E. Experiences of employment among young people with juvenile idiopathic arthritis: a qualitative study // Disability and Rehabilitation. 2018. Vol. 40 (16). Pp. 1921-1928. DOI: 10.1080/09638288.2017.1323018.
27. Tur-Sinai A. Labor-market mobility among persons with disabilities // Work. 2019. Vol. 64(2). Pp. 323-340. DOI: 10.3233/WOR-192995.
28. Thompson C., Falkmer T., Evans K., Bolte S., Girdler S. A realist evaluation of peer mentoring support for university students with autism // British Journal of Special Education. 2019. Vol. 45 (4). Pp. 412-434. DOI: 10.1111/14678578.12241.
29. Lindsay S., Cancelliere S. A model for developing disability confidence // Disability and Rehabilitation. 2018. Vol. 40 (18). Pp. 2122-2130, DOI: 10.1080/09638288.2017.1326533.
30. Pубцов В. В., Васина Л. Г., Куравский Л. С., Соколов В. В. Модельный образец специальных образовательных условий для получения высшего образования студентами с инвалидностью: опыт создания и применения // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22. №1. С. 34-49. DOI: 10.17759/pse.2017220106.
31. Полтавская М. Б., Васильева Е. Н., Токарева С. Б., Хомутова Н. Н. Социальное предпринимательство как ресурс трудоустройства людей с инвалидностью // Logos et Praxis. 2018. Т. 17. № 4. С. 74-87. DOI: 10.15688/ lp.jvolsu.2018.4.9.
32. Adamecz-Volgyi A., Lévay P.Z., Bordô's K., Scharle Â. Impact of a personalised active labour market programme for persons with disabilities // Scandinavian Journal of Public Health. 2018. Vol. 46 (19). Pp. 32-48. DOI: 10.1177/1403494817738421.
33. Нефедьева Е.И., Седых О.Г., Тарабан О.В. Эксперты о предпринимательской деятельности как альтернативной форме занятости инвалидов // Социологические исследования. 2021. № 11. С. 73-78. DOI: 10.31857/ S013216250012422-7.
34. Lindsay S., McDougall C., Sanford R., Menna-Dack D., Kingsnorth S., Adams T. Exploring employment readiness through mock job interview and workplace role-play exercises: comparing youth with physical disabilities to their typically developing peers // Disability and Rehabilitation. 2015. Vol. 37 (18). Рp. 1651-1663, DOI: 10.3109/09638288.2014.973968.
35. Каштанова С. Н., Кудрявцев В. А. Карьерная маршрутизация как стратегическая линия профессионально-личностного развития лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью // Вестник Мининского университета. 2018 Т. 6. № 2 (23). C. 13. DOI: 10.26795/2307-1281-2018-6-2-13.
36. Shaw W. S., McLellan R. K., Besen E., Namazi S., Nicholas M. K., Dugan A. G., Tveito T. H. A Worksite Self-management Program for Workers with Chronic Health Conditions Improves Worker Engagement and Retention, but not Workplace Function // Journal of Occupational Rehabilitation. 2022. Vol. 32 (1). Рp. 77-86 DOI: 10.1007/s10926-021-09983-6.
37. Зудина А.А. Дороги, ведущие молодежь в NEET: случай России // Экономический журнал Высшей школы экономики. 2018. Т. 22. № 2. С. 197-227. DOI: 10.17323/1813-8691-2018-22-2-197-227.
38. Варшавская Е. Я. Российская NEET-молодежь: характеристики и типология // Социологические исследования. 2016. № 9. С. 31-39.
REFERENCES
1. Resolution of UN General Assembly "Convention on the Rights of Persons with Disabilities" of 13.12.2006 № 61/10. Available at: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disability.shtml (accessed 15 April 2022).
2. Bates K., Goodley D., Runswick-Cole K. Precarious lives and resistant possibilities: the labour of people with learning disabilities in times of austerity. Disability & Society, 2017, vol. 32 (2), pp. 160-175. DOI: 10.1080/09687599.2017.1281105.
3. Hunter J., Runswick-Cole K., Goodley D., Lawthom R. Plans that work: improving employment outcomes for young people with learning disabilities. British Journal of Special Education, 2020, vol. 47 (2), pp. 134-151. DOI: 10.1111/1467-8578.12298.
4. Federal law "About social protection of invalids in the Russian Federation" from 24.11.1995 № 181-FZ. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8559/ (accessed 22 May 2022).
5. Borodataya M.N., Volchenkova E.V., Voronina O.A., Ershova N.N., Luchinina M.I., Mityagina E.V. Stress and psychological well-being of students during pandemic COVID-19. Open Data - 2021. Materials of the forum / Edited by A.Yu. Sarkisova, 2021. Tomsk. Publisher, National Research Tomsk State University, pp. 16-33.
6. Dipeolu A., Hargrave S., Leierer S. J., Y. A. C. Tineo, Longoria A., Escalante M. Dysfunctional Career Thoughts and the Sophomore Slump Among Students With Learning Disabilities. Journal of Career Development, 2021, vol. 49 (4), pp. 862-874. DOI: 10.1177/08948453211000130.
7. Dispenza F. Empowering the career development of persons with disabilities (PWD). Journal of Career Development, 2019, vol. 48 (5), pp. 670-685. DOI: 10.1177/0894845319884636.
8. Wong J., Ezeife N., Kudla A., Crown D., Trierweiler R., Capraro P., Tomazin S., Su H., Pham T., Heinemann A.W. Employment Consequences of COVID-19 for People with Disabilities and Employers. Journal of Occupational Rehabilitation, 2022, vol. 17, pp. 1-9. DOI: 10.1007/s10926-021-10012-9.
9. Krisi M., Eckhaus E., Nagar R. Developing a Multilevel Scale to Assess Retention of Workers with Disabilities. Journal of Occupational Rehabilitation, 2022, vol. 32, pp. 138-146. DOI:10.1007/s10926-021-09984-5.
10. Nicholas D.B., Mitchell W., Dudley C., Clarke M., Zulla R. An ecosystem approach to employment and Autism Spectrum Disorder. Journal of Autism and Developmental Disorders, 2018, vol. 48, pp. 264-275. DOI: 10.1007/ s10803-017-3351-6.
11. The situation of the disabled. Education of Persons with Disabilities. Information on Disabled Students of Vocational Educational Organizations and Educational Organizations of Higher Education The Official Portal of the Federal State Statistics Service. Available at: https://rosstat.gov.ru/folder/13964 (accessed 11 June 2022).
12. Morina A., Carballo R. University and inclusive education: recommendations from the voice of Spanish students with disabilities. Educacao ESociedade, 2020, vol. 41, e214662. DOI: 10.1590/es.214662.
13. Firat T. Experiences of students with visual impairments in higher education: barriers and facilitators. British Journal of Special Education, 2021, vol. 48 (3), pp. 301-322. DOI: 10.1111/1467-8578.12365.
14. Martins M.H., Borges M. L., Gongalves T. Attitudes towards inclusion in higher education in a Portuguese university. International Journal of Inclusive Education, 2018, vol. 22, no. 5, pp. 527-542. DOI: 10.1080/13603116.2017.1377299.
15. Eurostat. Newsrelease. Euroindicators. Statistics Explained. Unemployment statistics. Youth unemployment. Available at: https://ec.europa.eu/eurostat/statistics-explained/index.php?title=Unemployment_statistics#Youth_ unemployment (accessed 12.06.2022).
16. The situation of the disabled. Labor and employment of disabled persons. Information about working disabled people, registered with the Pension Fund of the Russian Federation Official portal of the Federal State Statistics
Service. Available at: https://rosstat.gov.ru/folder/13964 (accessed 11 June 2022).
17. Schur L., Han K., Kim A., Ameri M., Blanck P., Kruse D. Disability at work: a look back and forward. Journal of Occupational Rehabilitation, 2017, vol. 27(4), pp. 482-497. DOI: 10.1007/s10926-017-9739-5.
18. Olkhina E. A., Medvedeva E. Yu. E., Kashtanova S. N., Kudryavtsev V. A. Employers on the employment of persons with disabilities and disabilities: opinions and facts. Perspectives of science and education, 2019, no. 4 (40), pp. 377392. DOI: 10.32744/pse.2019.4.29.
19. Khayatzadeh-Mahani A., Wittevrongel K., Nicholas D. B., Zwicker J. D. Prioritizing barriers and solutions to improve employment for persons with developmental disabilities. Disability and Rehabilitation, 2019, vol. 42 (19), pp. 26962706. DOI: 10.1080/09638288.2019.1570356.
20. Pak L. G., Kameneva E. G., Kochemasova L. A. Formirovanie kultura zaprabotka vysokovanii vuzov [Formation of the Culture of Employment of Graduates of Higher Education]. Perspektivy nauki i obrazovaniya, 2021, no. 6 (54), pp. 172-191. DOI: 10.32744/pse.2021.6.12.
21. Villotti P., Corbière M., Dewa C. S., Fraccaroli F., Sultan-Taïeb H., Zaniboni S., Lecomte T. A serial mediation model of workplace social support on work productivity: the role of self-stigma and job tenure self-efficacy in people with severe mental disorders. Disability and Rehabilitation, 2018, vol. 40(26), pp. 3113-3119. DOI: 10.1080/09638288.2017.1377294.
22. Voyevodina E. V. Educational risks in the education of students with a musculoskeletal system. Sociological Research, 2020, no. 6, pp. 133-139. DOI: 10.31857/S013216250009650-8.
23. Nagib W., Wilton R. Gender matters in career exploration and job-seeking among adults with autism spectrum disorder: evidence from an online community. Disability and Rehabilitation, 2020, vol. 42(18), pp. 2530-2541. DOI: 10.1080/09638288.2019.1573936.
24. Efendiev A.G., Gogoleva A.S., Pashkevich A.V., Balabanova E.S. Value-motivational bases and the reality of Russian workers' working life: problems and contradictions. Mir Rossii, 2020, vol. 29, no. 2, pp. 108-133. DOI: 10.17323/1811-038X-2020-29-2-108-133.
25. Lindsay S., Cagliostro E., Leck J., Stinson J. Career aspirations and workplace expectations among youth with physical disabilities. Disability and Rehabilitation, 2021, vol. 43(12), pp. 1657-1668. DOI: 10.1080/09638288.2019.1671505.
26. Hanson H., Hart R. I., Thompson B., McDonagh J. E., Tattersall R., Jordan A., Foster H. E. Experiences of employment among young people with juvenile idiopathic arthritis: a qualitative study. Disability and Rehabilitation, 2018, vol. 40 (16), pp. 1921-1928. DOI: 10.1080/09638288.2017.1323018.
27. Tur-Sinai A. Labor-market mobility among persons with disabilities. Work. 2019, vol. 64(2), pp. 323-340. DOI: 10.3233/WOR-192995.
28. Thompson C., Falkmer T., Evans K., Bolte S., Girdler S. A realist evaluation of peer mentoring support for university students with autism. British Journal of Special Education, 2019, vol. 45 (4), pp. 412-434. DOI: 10.1111/14678578.12241.
29. Lindsay S., Cancelliere S. A model for developing disability confidence. Disability and Rehabilitation, 2018, vol. 40 (18), pp. 2122-2130. DOI: 10.1080/09638288.2017.1326533.
30. Rubtsov V. V., Vasina L. G., Kuravsky L. S., Sokolov V. V. Model model of special educational conditions for higher education students with disabilities: the experience of creation and application. Psychological Science and Education, 2017, vol. 22, no. 1, pp. 34-49. DOI: 10.17759/pse.2017220106.
31. Poltavskaya M. B., Vasilyeva E. N., Tokareva S. B., Khomutova N. N. Social entrepreneurship as a resource for employment of people with disabilities. Logos et Praxis, 2018, vol. 17, no. 4, pp. 74-87. DOI: 10.15688/ lp.jvolsu.2018.4.9.
32. Adamecz-Volgyi A., Lévay P.Z., Bordô's K., Scharle Â. Impact of a personalised active labour market programme for persons with disabilities. Scandinavian Journal of Public Health, 2018, vol. 46 (19), pp. 32-48. DOI: 10.1177/1403494817738421.
33. Nefedyeva E.I., Sedykh O.G., Taraban O.V. Experts on entrepreneurship as an alternative form of employment for the disabled. Sociological Studies, 2021, no. 11, pp. 73-78. DOI: 10.31857/S013216250012422-7.
34. Lindsay S., McDougall C., Sanford R., Menna-Dack D., Kingsnorth S., Adams T. Exploring employment readiness through mock job interview and workplace role-play exercises: comparing youth with physical disabilities to their typically developing peers. Disability and Rehabilitation, 2015, vol. 37 (18), pp. 1651-1663, DOI: 10.3109/09638288.2014.973968.
35. Kashtanova S. N., Kudryavtsev V. A. Career routing as a strategic line of professional and personal development of persons with disabilities. Bulletin of Minin University, 2018, vol. 6, no. 2 (23), pp. 13. DOI: 10.26795/2307-12812018-6-2-13.
36. Shaw W. S., McLellan R. K., Besen E., Namazi S., Nicholas M. K., Dugan A. G., Tveito T. H. A Worksite Self-management Program for Workers with Chronic Health Conditions Improves Worker Engagement and Retention, but not Workplace Function. Journal of Occupational Rehabilitation, 2022, vol. 32 (1), pp. 77-86. DOI: 10.1007/s10926-021-09983-6.
37. Zudina A.A. The Roads Leading Youth to NEET: The Case of Russia. Economic Journal of the Higher School of Economics, 2018, vol. 22, no. 2, pp. 197-227. DOI: 10.17323/1813-8691-2018-22-2-197-227.
38. Varshavskaya E. fl. Russian NEET-youth: characteristics and typology. Sociological Studies, 2016, no. 9, pp. 31-39.
Perspectives of Science & Education. 2022, Vol. 59, No. 5
Информация об авторах Information about the authors
Волченкова Елена Валерьевна Elena V. Volchenkova
(Россия, г. Киров) (Russia, Kirov)
Доцент, кандидат педагогических наук, доцент Associate Professor, Cand. Sci. (Educ.),
кафедры социальной работы и молодежной Associate Professor of the Department of Social Work
политики and Youth Policy
ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет» Vyatka State University
E-mail: lena [email protected] E-mail: lena [email protected]
ORCID ID: 0000-0003-0621-2429 ORCID ID: 0000-0003-0621-2429
Scopus Author ID: 57220090074 Scopus Author ID: 57220090074
ResearcherID: GN0-9849-2022 ResearcherID: GN0-9849-2022
Воронина Ольга Александровна Olga A. Voronina
(Россия, г. Киров) (Russia, Kirov)
Доцент, кандидат психологических наук, доцент Associate Professor, Cand. Sci. (Psychol.), Associate
кафедры социальной работы и молодежной Professor of Social Work and Youth Policy
политики Vyatka State University
ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет» E-mail: [email protected]
E-mail: [email protected] ORCID ID: 0000-0003-2999-8989
ORCID ID: 0000-0003-2999-8989 Scopus Author ID: 57220090684
Scopus Author ID: 57220090684 ResearcherID: G0H-3612-2022
ResearcherID: G0H-3612-2022
Sergey A. Tursenev
Турсенев Сергей Александрович (Russia, Saint-Petersburg)
(Россия, г. Санкт-Петербург) Associate Professor, Cand. Sci. (Tech.), Head of Fire
Доцент, кандидат технических наук, начальник Fighting and Rescue Work Department
кафедры организации пожаротушения и проведения Saint Petersburg University of State Fire Service of
аварийно-спасательных работ Emercom of Russia
Санкт-Петербургский университет государственной E-mail: [email protected]
противопожарной службы Министерства по делам ORCID ID: 0000-0002-4338-8039
гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и Scopus Author ID: 57200281357
ликвидации последствий стихийных бедствий имени ResearcherID: GMW-6592-2022
Героя Российской Федерации генерала армии Е.Н.
Зиничева Tatiana V. Bugaychuk
E-mail: [email protected] (Russia, Yaroslavl)
ORCID ID: 0000-0002-4338-8039 Associate Professor, Dr. Sci. (Politic.),
Scopus Author ID: 57200281357 Cand. Sci. (Psychol.), Associate Professor of Theory and
ResearcherID: GMW-6592-2022 Methodology of Professional Education
Yaroslavl State Pedagogical University named after K.D.
Бугайчук Татьяна Владимировна Ushinsky
(Россия, г. Ярославль) E-mail: [email protected]
Доцент, доктор политических наук, кандидат ORCID ID: 0000-0001-6936-613X
психологических наук, доцент кафедры теории и ResearcherID: V-4699-2018
методики профессионального образования
Ярославский государственный педагогический Olga A. Koryakovtseva
университет им. К.Д. Ушинского (Russia, Yaroslavl)
E-mail: [email protected] Associate Professor, Dr. Sci. (Politic.),
ORCID ID: 0000-0001-6936-613X Cand. Sci. (Educ.), Associate Professor of Theory and
ResearcherID: V-4699-2018 Methodology of Professional Education, Director of the
Institute of Human Resource Development
Коряковцева Ольга Алексеевна Yaroslavl State Pedagogical University named after K.D.
(Россия, г. Ярославль) Ushinsky
Доцент, доктор политических наук, кандидат E-mail: [email protected]
педагогических наук, доцент кафедры теории ORCID ID: 0000-0003-0376-827X
и методики профессионального образования, Scopus Author ID: 570 941 55 600
директор Института развития кадрового потенциала ResearcherID: V-8232-2018
Ярославский государственный педагогический
университет им. К.Д. Ушинского
E-mail: [email protected]
ORCID ID: 0000-0003-0376-827X
Scopus Author ID: 570 941 55 600
ResearcherID: V-8232-2018
396