Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2024. Т. 24, вып. 3. С. 310-315 Izvestiya of Saratov University. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2024, vol. 24, iss. 3, pp. 310-315
https://phpp.sgu.ru
https://doi.org/10.18500/1819-7671-2024-24-3-310-315, EDN: TMMEQZ
Научная статья УДК [61:378]:159.923
Карьерная ориентация «профессиональная компетентность» как фактор успешного освоения роли врача студентами медицинских специальностей
В. В. Енин
Ставропольский государственный медицинский университет, Россия, 355017, г. Ставрополь, ул. Мира, д. 310
Енин Виктор Викторович, кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой клинической психологии, [email protected], https://orcid.org/0000-0003-2029-1397
Аннотация. Введение. В статье отражены результаты исследования, позволившего выявить связь субъектных свойств личности и выраженность карьерной ориентации, проявляющейся в желании улучшать свои знания и умения в выбранной сфере у студентов медицинского вуза. Сформированность изучаемой карьерной мотивации может быть важным фактором, определяющим успешность освоения ролевого профессионального поведения будущими врачами. Теоретический анализ. В современных исследованиях делается акцент на значимости сформированности карьерной ориентации «профессиональная компетентность» для успешного освоения навыков студентами-медиками, но не раскрываются особенности ее взаимосвязи со структурными компонентами субъектной организации личности в условиях межличностного взаимодействия. Эмпирический анализ. Обнаружены связи между мотивацией к самосовершенствованию в выбранной профессиональной деятельности, способностью к осуществлению самоконтроля в условиях коммуникации, а также проявляемыми эго-позициями в общении и стилями саморегуляции. Заключение. Сформированность карьерной ориентации «профессиональная компетентность» может быть важным фактором успешного освоения профессионального ролевого поведения студентами-медиками при условии актуализации субъектных свойств в условиях межличностного взаимодействия: волевой регуляции поведения, оптимального сочетания требуемого и проявляемого поведения в общении, использования оптимальных стилей саморегуляции и стратегий взаимодействия.
Ключевые слова: карьерные ориентации, профессиональная компетентность, ролевое поведение, субъектные свойства, межличностное взаимодействие, саморегуляция
Для цитирования: Енин В. В. Карьерная ориентация «профессиональная компетентность» как фактор успешного освоения роли врача студентами медицинских специальностей // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2024. Т. 24, вып. 3. С. 310-315. https://doi.org/10.18500/1819-7671-2024-24-3-310-315, EDN: TMMEQZ Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0)
Article
Career orientation "professional competence" as a factor in the successful mastery of the role of a doctor by medical students V. V. Enin
Stavropol State Medical University, 310 Mira St., Stavropol 355017, Russia Victor V. Enin, [email protected], https://orcid.org/0000-0003-2029-1397
Abstract. Introduction. The article reflects the results of the study that made it possible to identify the connection between subjective personality traits and the severity of career orientation, manifested in the desire to improve their knowledge and skills in the chosen field among medical university students. The maturity of the studied career motivation can be an important factor determining the success of future doctors mastering role-related professional behavior. Theoretical analysis. The results of modern research allow us to talk about the importance of the formation of a career orientation "professional competence" for the successful self-realization of young doctors, but do not reveal the features of its relationship with the structural components of the subjective organization of an individual in the conditions of interpersonal interaction. Empirical analysis. Connections were found between motivation for self-improvement in the chosen professional activity, the ability to exercise self-control in communication conditions, as well as manifested ego positions in communication and self-regulation styles. Conclusion. The formation of a career orientation "professional competence" can be an important factor in the successful development of professional role behavior by medical students, subject to the actualization of subjective properties in the conditions of interpersonal interaction: volitional regulation of behavior, the optimal
combination of required and demonstrated behavior in communication, the use of optimal styles of self-regulation and interaction strategies. Keywords: career orientations, professional competence, role behavior, subjective properties, interpersonal interaction, self-regulation For citation: Enin V. V. Career orientation "professional competence" as a factor in the successful mastery of the role of a doctor by medical students. Izvestiya of Saratov University. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2024, vol. 24, iss. 3, pp. 310-315 (in Russian). https://doi.org/10.18500/1819-7671-2024-24-3-310-315, EDN: TMMEQZ
This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0)
Введение
Исследование связи карьерных ориентаций и успешности профессиональной социализации студентов медицинских специальностей - актуальная проблема для социальной психологии образования, так как карьерная мотивация может оказывать существенное влияние на процесс освоения навыков врачебной деятельности и ее результативность. Об этом свидетельствуют данные современных исследований [1-4]. Карьерные ориентации имеют разную представленность и выраженность на всех этапах обучения в медицинском вузе [4]. На необходимость осуществления профессиональной ориентации абитуриентов, поступающих в медицинские вузы, указывают ряд авторов в контексте ухода молодых врачей из профессии в первые годы после обучения [5, 6]. Своевременная психопросветительская работа, направленная на осознание собственных «якорей карьеры» [7], могла бы быть мерой профилактики такого явления.
Карьерная ориентация «профессиональная компетентность» может влиять на то, каким образом студенты осваивают и проявляют навыки профессиональной межличностной коммуникации, осуществляют саморегуляцию и самоконтроль эмоциональных реакций и поведения. Данное предположение выступило в качестве гипотезы проведенного исследования.
Теоретический анализ
Проблеме изучения становления личности профессионала в процессе обучения в медицинском вузе посвящены работы как отечественных авторов, например М. А. Тарарышкина [8], А. Д. Доника [9], В. А. Урываева, А. А. Тарасовой [10], Е. В. Рощевской [11], Ю. А. Сторожевой [12], Н. В. Бирюковой [13], В. И. Чумакова, И. В. Чумакова [14], Е. А. Синенко, А. Ю. Бендриковой, Н. С. Логиновой [15], так и зарубежных Н. А. На-саби, П. Бастани, А. Р. Йезфия, Н. Бордбар, 2021 [16], раскрывающие потенциальные и актуальные возможности личности, осваивающей сложную профессию врача.
В исследовании А. Д. Доника были выявлены значимые для освоения роли врача личностные особенности, к которым автор отнес мыслительные, эмоциональные и коммуникативные. При этом росту напряжения в ситуации профессионального межличностного общения способствуют недостаточный самоконтроль в условиях коммуникации, негативный эмоциональный фон, эгоцентричность [9]. «Якоря карьеры» как мотивационные основания выбора медицинских профессий являются предметом изучения, как правило, с целью выявления доминирующих индивидуально-личностных оснований, обеспечивающих эффективность реализации профессиональной роли врача. Карьерные ориентации могут различаться у студентов медицинского вуза на разных этапах обучения [4]. Выраженность карьерной установки «профессиональная компетентность» не меняется на всем протяжении процесса обучения, оставаясь на высоком уровне выраженности. Она также не связана с возможным депрессивным настроением, переживаемом студентами медиками в процессе профессиональной социализации [2].
Цель исследования состояла в выявлении связи между выраженностью стремления к повышению своей компетентности в выбранной профессиональной деятельности и свойствами личности как субъекта межличностного взаимодействия у студентов медицинского вуза.
Эмпирический анализ
В исследовании приняли участие студенты ¡-IV курсов Ставропольского государственного медицинского университета ^ = 1540, из них - 1200 девушек (77,92%) и 340 юношей (22,08%); средний возраст - 20,36 лет, ББ = 6,72), обучающихся на лечебном, педиатрическом и стоматологическом факультетах.
Исследование проводилось в сентябре-феврале 2023/24 г. Использовались следующие психодиагностические методы: методика изучения мотивации профессиональной карьеры
Э. Шейна в адаптации В. Э. Винокуровой и В. А. Чикер; Опросник «Стиль саморегуляции поведения - ССП-98» В. И. Моросановой; Опросник «Исследование психологической структуры темперамента» Б. Н. Смирнова; Опросник «Контроль за действием» - тестовая методика, разработанная Ю. Кулем (Kuhl), адаптированная С. А. Шапкиным; Опросник межличностных отношений (ОМО) - русскоязычная версия А. А. Рукавишникова опросника FIRO (Fundamental Interpersonal Relations Orientation) В. Шутца; Тест Э. Берна « Определение ролевых позиций в межличностных отношениях». В
качестве методов математической статистики использовались корреляционный анализ Спирмена, расчетные процедуры, выполненные в статистическом пакете программы SPSS Statistics 26.0.
В таблице представлены результаты корреляционного анализа связи выраженности карьерной ориентации «профессиональная компетентность» и совокупности субъектных личностных характеристик, отражающих особенности реализации межличностного взаимодействия, волевого контроля и саморегуляции у студентов медицинских специальностей.
Корреляционные связи между карьерной ориентацией «профессиональная компетентность» и свойствами личности как субъекта межличностного взаимодействия Correlation links between career orientation «professional competence» and personality traits as a subject of interpersonal interaction
Субъектные свойства личности Показатели Профессиональная компетентность
Якоря карьеры Служение 0,622**
Стабильность места работы 0,567**
Интеграция стилей жизни 0,566**
Вызов 0,498**
Менеджмент 0,434**
Автономия 0,419**
Предпринимательство 0,343*
Стабильность места жительства 0,228*
Волевая регуляция Неудача 0,215*
Реализация 0,199*
Особенности межличностного взаимодействия Требуемое поведение в области включения 0,197**
Требуемое поведение в области аффекта 0,189**
Выраженное поведение в области аффекта 0,186**
Требуемое поведение в области контроля -0,137**
Стили саморегуляции Общий уровень саморегуляции 0,27*
Планирование 0,26*
Программирование 0,212*
Гибкость 0,155*
Эго-позиции в межличностном взаимодействии Взрослый 0,216*
Родитель 0,227*
Примечание. Значимость корреляции по Спирмену на уровне 0,01* и 0,05**. Note. Spearman correlation significance at 0.01* and 0.05** levels.
Представленные результаты позволяют говорить о том, что изучаемая карьерная ориентация на значимом уровне коррелирует со
всеми якорями карьеры. При этом студенты, имеющие способности к профессиональной деятельности и ориентированные на разви-
тие свой компетентности, отличаются самоконтролем при столкновении с неудачами в условиях реализации профессиональной роли врача. Для них характерен высокий уровень саморегуляции и такие стили саморегуляции, как «Планирование», «Программирование», «Гибкость». То есть, осваивая профессию, они способны самостоятельно выдвигать реалистичные цели, осознавать условия их достижения, прогнозировать возможный результат, при этом их действия могут своевременно меняться, при возникновении непредвиденных обстоятельств они могут гибко реагировать на происходящее, осуществляя эффективную регуляцию собственного поведения.
В процессе межличностного взаимодействия студенты проявляют заинтересованность в расширении контактов, стремятся быть причастными к группе, заинтересовать собой других людей, ожидают по отношению к себе доверительного отношения и сами способны его проявлять. При этом они не склонны испытывать по отношению к себе контролирующие действия. Связь карьерной ориентации «профессиональная компетентность» с эго-по-зициями «Взрослый» и «Родитель», подтверждает вышеуказанный факт. Межличностное взаимодействие этих студентов реализуется с установкой на проявление заботы, эмпатиче-ского принятия с весомой долей реализации контролирующих и назидательных функций, свойственных для проявления указанных эго-позиций по Э. Бэрну.
Заключение
Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что у студентов медицинских специальностей стремление к повышению собственной компетентности проявляется в единстве со способностью к самоконтролю и пластичностью в постановке и реализации планов, а также способностью к расширению межличностных связей и умением сочетать в межличностной коммуникации эго-позиции, что позволяет проявлять заботу, эмпатичность и наставничество одновременно.
Полученные данные могут быть использованы в практике реализации гуманитарной составляющей обучения в медицинских вузах с целью формирования и развития адекватных для освоения роли врача карьерных ориента-ций в сочетании с комплексом субъектных
свойств, обеспечивающих в их единстве эффективность как профессиональной деятельности, так и процесса саморазвития будущих врачей.
Список литературы
1. Торопова Г. В., Шеломенцева О. В., Ковалева Г. К. Предпочтения в карьерных ориентациях студентов Красноярского государственного медицинского университета имени профессора В. Ф. Войно-ясе-нецкого // Сибирское медицинское обозрение. 2016. № 6 (102). C. 60-65.
2. Князев Е. Б., Соловьева В. А., Сергеев А. С., Барсукова М. И., Рамазанова А. Я., Иноземцева Н. П., Долгова Л. В. Депрессивное настроение и якоря карьеры у российских студентов-медиков // Интеграция образования. 2023. Т. 27, № 2. С. 309-324. https://doi.org/10.15507/1991- 9468.111.027.202302. 309-324
3. Комолкина О. И. Исследование ведущих карьерных ориентаций студентов медицинского колледжа // Психологическая наука и практика: инновации в образовании [Электронный ресурс]: материалы Пятой конференции психологов образования Сибири (Иркутск, 20-22 июня 2018 г.) / редкол.: З. В. Диянова [и др.]. Иркутск : Издательство Иркутского государственного университета, 2018. C. 330-335. URL: http://psy.isu.ru/ru/science/docs/ material_naychno-prakticheskoy_konferencii_2018. pdf (дата обращения: 15.05.2024).
4. Князев Е. Б., Сергеев А. С. Выраженность якорей карьеры у студентов-медиков разных курсов обучения // Всемирный день качества - 2021: материалы II Международной конференции (Саратов, 11 ноября 2021 г.). Саратов : Саратовский государственный медицинский университет имени В. И. Разумовского, 2021. С. 157-164. EDN: JZICVN
5. Амлаев К. Р., Муравьева С. М., Койтуева А. Г., Ход-жаян М. А. Некоторые аспекты профессиональной ориентации абитуриентов при поступлении в образовательные организации высшего медицинского образования // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2020. Т. 11, № 1. С. 28-40.
6. Козуля С. В., Лахно В. А., Лахно Д. М. Недостаточная работа по профессиональной ориентации как причина кадрового «голода» в медицине // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2019. Т. 10, № 3. С. 31-41.
7. Schein E. H. Career Anchors Revisited: Implications for Career Development in the 21st Century // NHRD Network Journal. 1996. Vol. 1, no. 4. P. 27-33. https:// doi.org/10.1177/0974173920070407
8. Тарарышкина М. А. Формирование профессионально-личностной культуры студентов в образовательном процессе высшей медицинской школы : автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2007. 27 с.
9. Доника А. Д. Интериоризация профессиональной роли врача: социальные, психологические и соматические детерминанты : автореф. дис. ... д-ра социол. наук. Волгоград, 2010. 48 с.
10. Урываев В. А., Тарасова А. А. Субъективное благополучие и структура защитных реакций личности студентов медицинского вуза // Сибирский психологический журнал. 2011. № 41. С. 58-63.
11. Рощевская Е. В. Акмеологические особенности профессионального становления студентов-медиков : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Ростов н/Д, 2013. 23 с.
12. Сторожева Ю. А. Акмеологические аспекты профессионального самоопределения студентов-медиков // Вестник Уральского государственного медицинского университета. 2016. № 4. С. 105-109.
13. Бирюкова Н. В. Самореализация и саморазвитие обучающихся в условиях медицинского профильного обучения // Современные проблемы науки и образования. 2022. № 5. https://doi.org/10.17513/ spno.32069
14. Чумаков В. И., Чумаков И. В. Саморазвитие студента - будущего врача в условиях образовательной среды медицинского ВУЗа // Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2022. Т. 21, № 5. https:// doi.org/10.15829/1728-8800-2022-3500
15. Синенко Е. А., Бендрикова А. Ю., Логинова Н. С. Смысложизненные ориентации студентов медицинских вузов в контексте компетентностного подхода // Межкультурная коммуникация в образовании и медицине. 2023. № 1. С. 79-92.
16. Nasabi N. A., Bastani P., Yusefi A. R., Bordbar N. Career Development in Nursing: Identifying the Career Anchors of Nurses at Shiraz University of Medical Sciences // Quarterly Journal of Management Strategies in Health System. 2021. Vol. 6, № 3. P. 248-259. https://doi.org/10.18502/mshsj.v6i3.8042
References
1. Toropova G. V., Shelomentseva O. V., Kovaleva G. K. Preferences in career orientations of students of the Krasnoyarsk State Medical University named after Professor V. F. Voino-Yasenetsky. Sibirskoye meditsinskoye obozreniye [Siberian Medical Review], 2016, no. 6 (102), pp. 60-65 (in Russian).
2. Knyazev E. B., Solovyova V. A., Sergeev A. S., Bar-sukova M. I., Ramazanova A. Ya., Inozemtseva N. P., Dolgova L. V. Depressive mood and career anchors among Russians medical students. Integratsiya obra-zovaniya [Integration of Education], 2023, vol. 27, no. 2, pp. 309-324 (in Russian). https://doi.org/10.15507/1991-9468.111.027.202302.309-324
3. Komolkina O. I. Study of leading career orientations of medical college students. Psikhologicheskaya nauka i praktika: innovatsii v obrazovanii: materialy Pyatoy
konferentsii psikhologov obrazovaniya Sibiri (Irkutsk, 20-22 iyunya, 2018 g.) [Z. V. Diyanova [et al.], eds. Psychological Science and Practice: Innovations in Education]. Irkutsk, Irkutsk State University Publ., 2018, pp. 330-335 (in Russian). Available at: http://psy.isu.ru/ ru/science/docs/material_naychno-prakticheskoy_kon-ferencii_2018.pdf (accessed May 15, 2024).
4. Knyazev E. B., Sergeev A. S. Expression of career anchors among medical students of different courses of study. Vsemirnyy den' kachestva - 2021. Materialy II Mezhdunarodnoy konferentsii [World Quality Day - 2021. Materials of the II International Conference (Saratov, November 11, 2021)]. Saratov, V. I. Razu-movsky Saratov State Medical University Publ., 2021, pp. 157-164 (in Russian). EDN: JZICVN
5. Amlaev K. R., Murav'eva S. M., Koytueva A. G., Khodzhayan M. A. Some aspects of professional guidance of applicants upon admission to educational organizations of higher medical education. Meditsin-skoe obrazovanie i professional'noe razvitie [Medical Education and Professional Development], 2020, vol. 11, no. 1, pp. 28-40 (in Russian).
6. Kozulya S. V., Lakhno V. A., Lakhno D. M. Insufficient work on professional guidance as a cause of personnel "hunger" in medicine. Meditsinskoe obrazovanie i professional'noe razvitie [Medical Education and Professional Development], 2019, vol. 10, no. 3, pp. 31-41 (in Russian).
7. Schein E. H. Career Anchors Revisited: Implications for Career Development in the 21st Century. NHRD Network Journal, 1996, vol. 1, no. 4, pp. 27-33. https:// doi.org/10.1177/0974173920070407
8. Tararyshkina M. A. Formation of professional andper-sonal culture of students in the educational process of a higher medical school. Tesis Diss. Cand. Sci. (Ped.). Moscow, 2007. 27 p. (in Russian).
9. Donika A. D. Interiorization of the professional role of a doctor: Social, psychological and somatic determinants. Diss. Dr. Sci. (Sociol.). Volgograd, 2010. 48 p. (in Russian).
10. Uryvaev V. A., Tarasova A. A. Subjective well-being and the structure of defensive reactions of the personality of medical university students. Sibirskiy psikho-logicheskiy zhurnal [Siberian Psychological Journal], 2011, no. 41, pp. 58-63 (in Russian).
11. Roshchevskaya E. V. Acmeological features of the professional development of medical students. Tesis. Diss. Cand. Sci. (Psychol.). Rostov-on-Don, 2013. 23 p. (in Russian).
12. Storozheva Yu. A. Acmeological aspects of professional self-determination of medical students. Vestnik of Ural State Medical University, 2016, no. 4, pp. 105-109 (in Russian).
13. Biryukova N. V. Self-realization and self-development of students in the conditions of medical specialized training. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Problems of Modern Science and Education], 2022, no. 5 (in Russian). https://doi.org/10.17513/spno.32069
14. Chumakov V. I., Chumakov I. V. Self-development of a student - a future doctor in the educational environment of a medical university. Kardiovaskulyarnaya terapiya i profilaktika [Cardiovascular Therapy and Prevention], 2022, vol. 21, no. 5 (in Russian). https:// doi.org/10.15829/1728-8800-2022-3500
15. Sinenko E. A., Bendrikova A. Yu., Loginova N. S. Life orientations of medical university students in the context of the competency-based approach.
Mezhkul'turnaya kommunikatsiya v obrazovanii i me-ditsine [Intercultural Communication in Education and Medicine], 2023, no. 1, pp. 79-92.
16. Nasabi N. A., Bastani P., Yusefi A. R., Bordbar N. Career Development in Nursing: Identifying the Career Anchors of Nurses at Shiraz University of Medical Sciences. Quarterly Journal of Management Strategies in Health System, 2021, vol. 6, no. 3, pp. 248-259. https:// doi.org/10.18502/mshsj.v6i3.8042
Поступила в редакцию 16.04.2024; одобрена после рецензирования 29.04.2024; принята к публикации 03.06.2024; опубликована 30.09.2024 The article was submitted 16.04.2024; approved after reviewing 29.04.2024; accepted for publication 03.06.2024; published 30.09.2024