Научная статья на тему 'Капитальный ремонт жилищного фонда как элемент экономической безопасности'

Капитальный ремонт жилищного фонда как элемент экономической безопасности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
177
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС / ЖИЛИЩНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО / ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО / РЫНОК ЖИЛЬЯ / ЖИЛИЩНЫЙ ФОНД / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ СЕКТОР / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Костышак М.М.

В современных условиях жилищно-коммунальное обслуживание постепенно перестает быть общественным благом и становится продуктом личного потребления. С другой стороны, недооценка своевременного и качественного проведения капитального ремонта может привести к серьезным последствиям и даже жертвам. Роль государства при этом состоит в создании условий доступности и соблюдения социального стандарта жилищно-коммунального обслуживания, в обеспечении населения комфортной и безопасной средой обитания

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Капитальный ремонт жилищного фонда как элемент экономической безопасности»

КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА КАК ЭЛЕМЕНТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

М. М. КОСТЫШАК, заместитель главы администрации г. Электрогорска, Московская обл. Тел.: 8-496-433-32-76

В современных условиях жилищно-коммунальное обслуживание постепенно перестает быть общественным благом и становится продуктом личного потребления. С другой стороны, недооценка своевременного и качественного проведения капитального ремонта может привести к серьезным последствиям и даже жертвам. Роль государства при этом состоит в создании условий доступности и соблюдения социального стандартажилищно-коммуналь-ного обслуживания, в обеспечении населения комфортной и безопасной средой обитания.

Ключевые слова: экономический кризис, жилищное строительство, жилищно-коммунальное хозяйство, ры-нокжилья, жилищный фонд, предпринимательский сектор, конкурентоспособность, налоговые льготы.

Экономические, правовые и физические процессы, происходящие в настоящее время в сфере ЖКХ (жилищно-коммунального хозяйства), обусловливают необходимость комплексного подхода к рассмотрению сущности капитального ремонта городского жилищного фонда и разработке методологии управления капитальным ремонтом. В современных условиях решение вопросов по проведению капитального ремонта жилищного фонда невозможно без включения в них организационных аспектов. При этом необходимо учитывать экономические условия и потенциал как отдельных субъектов, так и города как системы в целом.

В научной и практической литературе понятие «капитальный ремонт» рассматривается как комплекс организационно-технических работ и мероприятий по устранению неисправностей всех изношенных элементов, их замене или восстановлению первоначального состояния жилищного фонда. На взгляд автора, традиционное понятие «капитальный ремонт» должно быть расширено и дополнено

организационно-экономической составляющей, так как капитальный ремонт находится в общей системе управления жилищным фондом разного уровня (государственного, муниципального, частного), при проведении капитального ремонта улучшаются жилищные условия, что способствует росту экономической активности населения. Следовательно, под капитальным ремонтом жилищного фонда нужно понимать:

1) технико-технологический процесс по простому воспроизводству жилищного фонда, который в современных условиях, как правило, должен проводиться с элементами модернизации;

2) совокупность организационно-экономических отношений и связей по реализации технико-технологических мероприятий, направленных на сохранение и поддержание функциональных качеств жилищного фонда.

Поэтому капитальный ремонт жилищного фонда необходимо рассматривать как интегративное понятие, объединяющее технические, организационные, экономические и социальные факторы, процессы и мероприятия, имеющие политическую, экономическую, социальную значимость в обеспечении устойчивости функционирования жилищной сферы и города в целом, а также в определении перспектив социально-экономического развития всей страны.

Осуществление капитального ремонта и реконструкции жилищного фонда в определенной мере решает проблему его изношенности. По оценкам специалистов Института экономики ЖКХ, в капитальном ремонте нуждается не менее 35—40 % жилых домов. Объемы капитального ремонта жилищного фонда в субъектах Федерации свидетельствуют о том, что в большинстве регионов России ежегодно капитально ремонтируется примерно

45 40 35 30 25 20 15 10 5 0

41,1

41,8

I19,7

25,5

23,3

130,4

2003

2004

2005

2006

2007

□ Необходимый объем капитального ремонта (ежегодно)

□ Фактический объем капитального ремонта

Источник: по данным официального сайта Федеральной службы государственной статистики. URL: http:// www. gks. ru.

Рис. 1. Объем капитального ремонта жилых домов, млн м2

0,3—1,2 % общей площади жилых домов. По данным Росстата, за 2003—2007 гг. в целом по Российской Федерации отремонтировано 128 млн м2 общей площади жилых домов (около 0,9 % в год). Однако этого недостаточно даже для стабилизации состояния жилищного фонда. Для его восстановления минимально необходимо ремонтировать 4—5 % жилищного фонда ежегодно. Сравнительная динамика фактически проведенного и необходимого объемов капитального ремонта жилых домов в РФ за 2003—2007 гг. [6] отображена на рис. 1.

Отметим, что в ряде регионов в 2007 г. по сравнению с 2006 г. сократились объемы выполненных ремонтных работ. Наиболее существенные темпы сокращения имели место в Смоленской области, где фактически отремонтированная площадь жилых домов составила всего 8,9 % от объема ремонта в 2006 г., в Республике Калмыкия — 11,3 %, в Оренбургской области — 12 %, в Республике Хакасия — 12,1 %, в Воронежской области — 16,3 %, в Краснодарском крае — 16,9 %, в Алтайском крае — 18,1 %, в Самарской области — 23,7 %, в Амурской области — 34,6 %, в Республике Мордовия — 45 % [6].

В очень небольших масштабах проводится и реконструкция жилых домов, обеспечивающая повышение комфортности проживания. Так, в 2007 г. реконструкция в жилых домах составила 163,9 тыс. м2 общей площади по Российской Федерации и по сравнению с 2006 г. она снизилась почти в 2 раза. Доля общей площади жилых домов, в которых проведена реконструкция, как в целом по России, так и по большинству субъектов Федерации не превысила 3 %. Такое же положение наблюдалось и ранее.

Однако реконструкция жилых домов с целью повышения комфортности проживания не всегда

себя оправдывает. Это относится к домам первого и второго периодов массового индустриального домостроения, а также двух- и трехэтажным домам, построенным до 1960 г., в которых при всех обстоятельствах соотношение жилой и общей площади останется 1:1,3 или 1:1,4, кухня — не более 5 м2, высота потолка — 2,5—2,7 м и т. д. Стоимость же реконструкции немногим ниже, чем нового строительства (в среднем около 75 % от стоимости строительства).

Общая сумма затрат на капитальный ремонт многоквартирных домов составила в целом по России за 2003— 2007 гг. более 254 млрд руб. (в том числе в 2007 г. — 71,8 млрд руб.) при минимально необходимой потребности 571 млрд руб. По сравнению с 2006 г. объем затрат в 2007 г. увеличился в 1,4 раза. При этом стоимость ремонта 1 м2 капитально отремонтированного жилья составила в 2007 г. 2,0 тыс. руб. (в 2006 г. — 1,9 тыс. руб.). Сравнительная динамика фактических затрат и объективной потребности в финансировании капитального ремонта жилых домов в РФ за 2003—2007 гг. [6] представлена на рис. 2.

По данным Института экономики ЖКХ, в большей части субъектов России затраты на капитальный ремонт составляют от 20 до 40 % потребности, что приводит к значительным объемам недоремонта изношенного жилищного фонда и, как следствие, нарастанию темпов его перехода в категорию аварийного, что является угрозой безопасности людей. При этом в ряде регионов фактические объемы финансирования даже снижаются. Лишь в Москве, Санкт-Петербурге, Тюменской области, Ямало-Ненецком, Ненецком и Чукотском автономных округах размер финансирования капитального ремонта позволяет не только обеспечить выполнение минимально необходимого объема ремонтных работ, но и постепенно ликвидировать накопившийся за 15 лет объем неотремонтирован-ного жилья.

На конец 2007 г. региональные адресные программы по проведению капитального ремонта жилых домов были утверждены только в 10 субъектах Федерации (Республика Саха (Якутия), Алтайский край, Владимирская область, Волгоградская область, Кемеровская область, Москва, Пензенская область, Рязанская область, Смоленская область, Томская область). В 9 субъектах Федерации программы разрабатываются (Республика Карелия, Республика Северная Осетия — Алания, Респуб-

- 59

2003

2004

2005

2006

2007

Объективная потребность в финансировании капитального ремонта ^^^Фактическое финансирование капитального ремонта

Примечание: объективная потребность в финансировании капитального ремонта рассчитана путем умножения общей площади жилищного фонда на федеральный стандарт стоимости капитального ремонта жилого помещения на 1 м2 общей площади жилья в месяц, утверждаемый постановлением Правительства РФ.

Источник: по данным официального сайта Федеральной службы государственной статистики. URL: http:// www. gks. ru.

Рис. 2. Сопоставление потребности и фактического финансирования капитального ремонта жилищного фонда в 2003—2007 гг., млрд руб.

лика Татарстан, Белгородская область, Вологодская область, Новосибирская область, Саратовская область, Тверская область, Челябинская область). В остальных регионах к концу 2007 г. адресные программы по проведению капитального ремонта жилых домов отсутствовали [1]. В 72 субъектах Федерации в 2007 г. разрабатывались региональные адресные программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.

Основными источниками финансирования капитального ремонта жилых домов в 2007 г. были средства местных бюджетов (рис. 3) [6].

По данным Минрегионразвития России, из 62 субъектов Федерации, представивших информацию, в 14 субъектах средства местных бюджетов являлись в 2006 и 2007 гг. единственным источником финансирования работ по восстановлению жилищного фонда путем капитального ремонта (Костромская, Рязанская, Тамбовская, Вологодская, Калининградская, Ленинградская, Мурманская области, Ненецкий автономный округ, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Мордовия, Ямало-Ненецкий автономный округ, Республика Бурятия, Республика Коми, Ставропольский край).

В Краснодарском, Красноярском краях, Белгородской, Владимирской, Волгоградской, Ивановской, Кировской, Курской, Липецкой, Орловской, Нижегородской, Новгородской, Псковской, Самарской, Саратовской, Тюменской, Ульяновской

60 -

и Челябинской областях, Ханты-Мансийском автономном округе финансирование капитального ремонта из местного бюджета превышало в этот период 50 %.

В Карачаево-Черкесской и Удмуртской республиках, Камчатском и Пермском краях, Кемеровской, Курганской, Ростовской и Ярославской областях более 50 % затрат на финансирование капитального ремонта покрывалось из средств бюджета субъекта Федерации.

В 70 % субъектов Федерации вводилась плата за капитальный ремонт для собственников жилых помещений. Размер этой платы во всех регионах устанавливался значительно ниже регионального стандарта (как правило, не больше 30 % его величины) из-за опасения органов власти, что введение этого платежа может сделать непосильной для собственников помещений (особенно малообеспеченных граждан) плату за содержание и ремонт жилья. В настоящее время плата за капитальный ремонт многоквартирных домов не входит в общую субсидируемую массу.

Сегодня 70 % жилищного фонда России уже находится в частной собственности. Именно собственники, если руководствоваться законом, должны оплачивать капитальный ремонт дома. Суммы при этом определяются весьма значительные, поскольку в цене растут и стройматериалы, и стоимость работ. По оценкам специалистов, ежегодная цена капитального ремонта составляет 2 трлн руб. [8].

Одновременно государство регулирует максимальный размер суммы, которую собственники должны платить за капитальный ремонт. В 2006 г. федеральный стандарт стоимости капремонта жилого помещения в среднем по России составил 3,2 руб. на 1 м2 общей площади в месяц, или на квартиру в 50 м2 примерно 1 920 руб. в год. С учетом того, что сейчас рекомендуемый срок для капитального ремонта составляет 30 лет, можно подсчитать, что гражданин отдаст примерно 60 тыс. руб. (на самом деле больше, ведь стандарт каждый год утверждается заново). В Москве норма стоимости капитального ремонта в 2007 г. — 3,6 руб. на 1 м2. А в год все собственники заплатят примерно 8,64 млрд руб., что меньше требуемой суммы просто на порядок.

19,30

1,20 1,40 12,20

65,80

□ Местный бюджет

□ Внебюджетные средства

□ Региональный бюджет

□ Собственники помещений

□ Федеральный бюджет

Источник: по данным официального сайта Федеральной службы государственной статистики. URL: http:// www. gks. ru.

Рис. 3. Источники финансирования капитального ремонта жилищного фонда, %

Естественно, что денег, собираемых с граждан, уже давно не хватает на полноценный капитальный ремонт даже 1 % требуемого объема [3].

Государство пытается переложить решение вопроса капитального ремонта на создаваемые товарищества собственников жилья (ТСЖ). Но создание ТСЖ идет сложно. И одной из причин указанного явления является то, что до создания ТСЖ много лет жильцы уже платили деньги на капитальный ремонт здания. При призывах к созданию ТСЖ граждане уверены, что этих денег товариществу не вернут, придется снова собирать на капитальный ремонт здания.

Между тем, по данным Комитета по промышленности Госдумы РФ, на сегодняшний день из 2,7 млрд м2 жилого фонда России 92 млн м2 непригодно для проживания (примерно 2 млн квартир). При этом каждый год к их числу будет прибавляться свыше миллиона квартир, требующих капитального ремонта. Жилье ветшает буквально на глазах. В 2000 г. суммарная площадь ветхого и аварийного жилья в стране была почти в два раза меньше, чем сейчас: всего 50 млн м2, из которых ветхий фонд составлял 83,5 %, аварийный — 16,5 %. Следует отметить, что законодательное определение понятий «ветхого» и «аварийного» жилья отсутствует как на федеральном, так и на местном уровнях. Существует просто порядок признания дома аварийным. Именно такие дома, прошедшие соответствующую процедуру, и включаются в статистику.

Такое положение вещей опасно для жилищной сферы. В среднем по России ремонтируется лишь 0,1 % домов в год, в действительности же ремонт требуется в 4—5 % случаев. Таким образом, тот самый «недоремонт» составляет 98 %. В Москве

дела обстоят немного лучше — «недоремонт» около 90 % от годовой потребности [4]. В московской области, например в г. Электрогорске, если в 2008 г. на капитальный ремонт жилого фонда государство выделило 28 500 тыс. руб., то в 2009 г. не выделило ни копейки. Администрация города из средств местного бюджета смогла выделить только 1 072 руб., что крайне недостаточно. Переложить эту проблему с государства на местный бюджет просто невозможно.

Повысить эффективность механизмов реформы сферы ЖКХ, подвигнуть муниципальные образования к реальному решению этой проблемы помогут средства Фонда содействия реформированию ЖКХ [7]. Фонд будет перечислять деньги субъекту Федерации, регион — муниципальному образованию, а те, в свою очередь, на расчетные счета ТСЖ или управляющей компании (УК). Окончательный контроль будут осуществлять собственники жилья.

Теоретические и практические подходы к капитальному ремонту жилищного фонда лишь как к техническому мероприятию, усиленные комплексом нерешенных вопросов финансового обеспечения, особенностями социально-экономической ситуации в жилищной сфере, повлекли за собой резкий рост ветхого и аварийного жилья в городах и стране в целом. В России сегодня аварийный фонд составляет 11,2 млн м2. Исходя из среднестатистической цифры — 20 тыс. руб. за 1 м2 — для того, чтобы взамен разрушающихся домов построить новое жилье, нужно порядка 220 млрд руб., 100 млрд закладываются из средств фонда. Еще 100 млрд — это деньги из местных бюджетов. Оставшиеся 20 млрд вполне могут быть получены за счет реализации земельных участков, на которых сейчас стоят аварийные дома. Указанной суммы достаточно, чтобы полностью ликвидировать аварийное жилье, зафиксированное Росстатом по состоянию на 1 января 2008 г. [6].

Другая часть средств фонда, 150 млрд руб. федеральных средств, может пойти на капитальный ремонт. Примерно столько же должно быть выделено из региональных бюджетов. Еще примерно 5 %, то есть 15 млрд руб., будет привлечено за счет жителей. По оценкам экспертов, чтобы полностью решить

- 61

проблему с капитальным ремонтом, нужно порядка 1,5—2 трлн руб. Лимит для соответствующего субъекта Федерации рассчитывается как произведение общего объема средств фонда и частного от деления общей площади жилищного фонда такого субъекта (по данным на 1 января 2007 г.) на общую площадь жилищного фонда страны, но не может быть более 8 млрд и менее 500 млн руб.

Таким образом, за счет средств фонда предоставляется возможность обеспечить порядка 30 % от тех средств, которые нужны [9]. В принципе этого вполне достаточно, чтобы решить наиболее сложные проблемы с капитальным ремонтом. Но это не освобождает местные власти от проведения дополнительной работы по наведению порядка вне деятельности фонда. Сегодня в бюджетах всех уровней заложено порядка 140 млрд руб. на капитальный ремонт жилого фонда в год.

Целесообразность капитального ремонта аварийных зданий определяется стоимостью затрат на его проведение при условии доведения объемно-планировочных и конструктивных решений отремонтированных зданий до уровня действующих нормативов и обеспечения нормативной долговечности здания. Максимальная стоимость ремонта должна быть не более 80 % от восстановительной стоимости.

Минимальный нормативный период эффективной эксплуатации многоквартирного дома до назначения очередного капитального ремонта устанавливается в соответствии с Положением об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения (ВСН 58—88 (р), утверждено приказом Государственного комитета по архитектуре и градостроительству при Госстрое СССР от 23.11.1988 № 312). Данное положение является обязательным для всех управляющих компаний, выполняющих капитальный ремонт на условиях подряда. Безусловно, по мнению автора, это положение требует обновления с учетом современных реалий.

Показателями, характеризующими техническое состояние жилого фонда, являются физический и моральный износ зданий. Необходимость проведения капитального ремонта многоквартирного дома определяется исходя из его технического состояния. Техническое состояние многоквартирных домов (их элементов) устанавливается по показателю физического износа. Физический износ определяется путем обследования здания (элемента) визуальным способом и инструментальными методами контроля и испытания. При проведении

62 -

обследования жилого дома проводится осмотр конструктивных элементов здания, при этом обследование должно быть произведено не менее чем в 80 % квартир. Соотношения между физическим износом (в соответствии с оценкой технического состояния и факторами, ее определяющими) и ориентировочной стоимостью затрат на проведение капитального ремонта [5] приведены в табл. 1.

В план капитального ремонта включаются жилые дома (их элементы), техническое состояние которых определяется как неудовлетворительное. Приоритетом является ремонт кровель, межпанельных стыков, утепление стен, ремонт внутридомо-вых сетей электро-, тепло-, водо-, газоснабжения, ремонт лифтов, усиление несущих конструкций.

Предварительная оценка затрат на капитальный ремонт осуществляется по федеральному стандарту стоимости капитального ремонта жилищного фонда на 1 м2 общей площади жилья по соответствующему году. Сроки проведения работ планируются исходя из продолжительности проектирования, объемов и трудоемкости работ. В каждом конкретном случае вопрос стоимости ремонтных работ прорабатывается отдельно.

Перечень работ по ремонту конструктивных элементов зданий и сроки их выполнения устанавливаются в муниципальном заказе в соответствии со стандартами, строительными нормами и правилами, правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда и другими нормативными актами.

Необходимо отметить, на капитальный ремонт жилых домов в 2008 г. было выделено 150 млрд руб. Есть надежда, что это будет не одноразовая акция, а централизованная программа ежегодной поддержки отрасли на протяжении нескольких лет. Поэтому наличие в регионах и на местах долговременных планов по капремонту жилых домов, обоснованно привязанных к целям реформирования ЖКХ, способствовало бы эффективному использованию средств, выделяемых государством на ремонт жилых домов.

В новой редакции «Жилищного кодекса РФ» определено, что «жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности» [2]. Но истинная цель кодекса открыто сформулирована в постановлении правительства Москвы от 24.04.2007 № 299-ПП: «Жилищный кодекс Российской Федерации» ставит перед органами власти города Москвы и собственниками помещений

Таблица 1

Зависимость между физическим износом и стоимостью капитального ремонта

Физический износ, % Оценка технического состояния Общая характеристика технического состояния Примерная стоимость капитального ремонта, % от восстановительной стоимости

0—20 Хорошее Повреждений и деформаций нет. Имеются отдельные, устраняемые при текущем ремонте мелкие дефекты, не влияющие на эксплуатацию конструктивного элемента. Капитальный ремонт производится лишь на отдельных участках, имеющих относительно повышенный износ 0—11

21—40 Удовлетворительное Конструктивные элементы в целом пригодны для эксплуатации, но требуют некоторого капитального ремонта, который наиболее целесообразен именно на данной стадии 12—36

41—60 Неудовлетворительное Эксплуатация конструктивных элементов возможна лишь при условии значительного капитального ремонта 37—90

61—80 Ветхое Состояние несущих конструктивных элементов — аварийное, а ненесущих — весьма ветхое. Ограниченное выполнение конструктивными элементами своих функций возможно лишь по проведении охранных мероприятий или полной смены конструктивного элемента 91—120

81—100 Негодное Конструктивные элементы находятся в разрушенном состоянии. При износе 100 % остатки конструктивного элемента полностью ликвидированы

в многоквартирных домах задачи по коренному преобразованию системы управления жилищным фондом, перекладывая основную ответственность и бремя расходов по содержанию многоквартирных домов на собственников помещений в них». Иначе говоря, Жилищный кодекс РФ ориентирован на устранение государственных обязательств из сферы ЖКХ.

Еще одна сторона ухода государства из сферы ЖКХ — сотни миллиардов рублей суммарной задолженности предприятий ЖКХ, которая возникла в результате несоблюдения установленных нормативов эксплуатации и содержания жилищного фонда (дома фактически не ремонтировались, выделенные на ремонт деньги списывались на неосуществленный ремонт, массово давалось разрешение на незаконное переустройство жилых и нежилых помещений, государственный нежилой фонд распродавался). Эти долги возникли в результате политики государства, которое не в полной мере финансировало предприятия ЖКХ, средств фактически хватало только на латание ветхой инфраструктуры и аварийный ремонт жилищного фонда. Вновь созданные ТСЖ и Управляющие компании получают изношенный жилищный фонд.

Исходя из финансовой возможности субъектов Федерации, организованы структуры, через которые для проведения капитальных ремонтов многоквартирных домов ЖСК и ТСЖ выделяются

финансовые средства. В Москве, например, такой структурой является Московское государственное унитарное предприятие по обслуживанию жилищной кооперации (МГУП «Жилкоопера-ция»). В функции МГУП «Жилкооперация» входят вопросы производства капитального ремонта в домах ЖК, ЖСК и ТСЖ, образованных на основе жилищно-строительных кооперативов. В эту организацию правления ЖСК или ТСЖ подают заявки на проведение капитального ремонта. Все заявки проходят проверку на месте комиссией, в состав которой входят как специалисты самого МГУП «Мосжилкооперация», так и представители жилищной инспекции, а также представители обслуживающей многоквартирный дом Дирекции единого заказчика района, в котором расположен дом, и сами заявители. В случае подтверждения факта необходимости в капитальном ремонте такой дом включается в план, и в зависимости от определенной степени срочности производится его ремонт.

Положительным в сфере капитального ремонта следует считать опыт правительства Москвы. Известно, что на заседании правительства Москвы 09.10.2007 рассматривался вопрос «О городской целевой программе по капитальному ремонту многоквартирных домов города Москвы «Ответственным собственникам — отремонтированный дом» на 2008—2014 гг.». Правительством Москвы

запланировано к 2014 г. отремонтировать почти 14 тыс. домов. На балансе города в настоящее время находится 27,5 тыс. домов общей площадью 164 млн м2. Под эту программу попадает 13 750 домов общей площадью 117 млн м2. При этом будет проводиться два вида капитального ремонта — комплексный (с отселением) и выборочный. Комплексный ремонт будет произведен в 1 454 домах площадью 1,2 млн м2, выборочный — примерно в 12 тыс. домах площадью 105 млн м2. Таким образом, к зоне ответственности города по проведению капитального ремонта относится 13 787 многоквартирных домов общей площадью 117 млн 51 тыс. м2. Всего общая площадь многоквартирных домов Москвы — 213 млн 200 тыс. м2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для реализации этой программы потребуется 474 млрд 345 млн руб. Так, в 2008 г. планируется затратить 40 млрд руб., в 2009 г. — 46,978 млрд руб., в 2010 г. — 59,654 млрд руб., в 2011 г. — 65,684 млрд руб., в 2012 г. — 75,018 млрд руб., в 2013 г. — 87,857 млрд руб., в 2014 г. — 99,154 млрд руб. По данным Мосжилинспекции, при средней себестоимости капитального ремонта 1 м2 многоквартирного дома будет обходиться в 8 570 руб., а выборочный капитальный ремонт — 2 140 руб.

В заключение отметим, что при проведении капитального ремонта жилищного фонда предстоит огромная работа, требующая значительных средств. Но это вопрос не только улучшения качества жизни населения, но и их безопасности.

Список литературы

1. Генцлер И. В. Капитальный ремонт: стимулирование инициатив собственников жилья. Опыт первого года реализации Федерального закона № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». М.: Институт экономики города, 2009. С. 5.

2. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ (с изменениями и дополнениями).

3. Козачун Г. У, Катьянова Н. С. Инвестиционные риски комплексной реконструкции жилой застройки // Жилищное строительство, 2007, № 3. С. 5—6.

4. Круглик С. И. Концептуальные подходы к управлению жилищной сферой в мегаполисах России на современном этапе // Экономические науки, 2007, № 12.

5. Методические рекомендации по организации и проведению текущего ремонта жилищного фонда всех форм собственности (утверждены приказом Госстроя РФ от 30.12.1999 № 170).

6. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http:// www. gks. ru.

7. О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства: Федеральный закон от 21.07.2007 № 185-ФЗ.

8. Столбов П. П. Организационно-экономический механизм управления воспроизводством жилищного фонда. Тюмень: Вектор Бук, 2007. С. 27.

9. Смирнова О. О. О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства // Жилищное и коммунальное хозяйство, 2007, № 11. Ч. 1. С. 19—21.

24-25 мая 2010 года в здании Правительства Москвы (Новый Арбат, 36) Институт профессиональных бухгалтеров Московского региона

при информационной поддержке Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» проводит ежегодный Конгресс

«Роль и место бухгалтерского учёта в условиях модернизации экономики»

Для участия в пленарном заседании и конференциях приглашены представители Министерства финансов Российской Федерации, Правительства Москвы, ведущие специалисты в области бухгалтерского учета, аудита и налогообложения.

В рамках Конгресса пройдет специализированная выставка «Новое в бухгалтерском учете и аудите» Действительным членам ИПБ России, принявшим участие в Конгрессе, выдаются сертификаты повышения квалификации в объеме 20 часов.

Заявки на участие: congress-mr@ipbr.org, 8(495) 411-90-77, (495) 720-54-55

64 -

ич НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ: приоритеты и безопасность

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.