Научная статья на тему 'Капитализация интеллектуала в истории культуры'

Капитализация интеллектуала в истории культуры Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
58
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНЫЙ КАПИТАЛ / "ОБЩЕСТВО ЗНАНИЙ" / ИНТЕЛЕЛКТУАЛЬНЫЙ ТРУД / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / НАУКА

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Рагозин Н. П.

Автор в своей рецензии на книгу белгородских коллег даёт свою оценку идей, обоснованных в издании, а также делится собственными соображениями по проблеме «общества знаний», культурного капитала и специфике интелелктуального труда в современном мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Рагозин Н. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CAPITALIZATION OF THE INTELLECTUAL IN THE HISTORY OF CULTURE

The author in the review of the book of the Belgorod colleagues states the assessment of the ideas proved in the edition, as well as shares own reasons on a problem of " a society of knowledge », the cultural capital and a specific character интелелктуального work in the modern world.

Текст научной работы на тему «Капитализация интеллектуала в истории культуры»

УДК 001:37:1

КАПИТАЛИЗАЦИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛА В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ

Рецензия на книгу: Культурный капитал. Инновации. Наука (От писцовых школ к «обществу знаний»): моногр. / под ред. И.Б. Игнатовой, О.Н. Полухина, В.П. Римского. - Белгород: ООО «ЭПИЦЕНТР», 2016. - 252 с.

Н.П. Рагозин

Донецкий национальный технический университет e-mail: [email protected]

Автор в своей рецензии на книгу белгородских коллег даёт свою оценку идей, обоснованных в издании, а также делится собственными соображениями по проблеме «общества знаний», культурного капитала и специфике интелелктуального труда в современном мире.

Ключевые слова: культурный капитал, «общество знаний», интелелктуальный труд, интеллектуальная собственность, наука.

Книга белгородских авторов посвящена проблематике эволюции системы духовного производства, которая в последние годы, к сожалению, не становилась предметом комплексного социально-философского и философско-культурологического исследования. А между тем в современном обществе проблема производства, передачи, хранения, освоения и практического использования знания становится все более острой. Для университетских ученых (а авторы этого исследования работают в системе высшего образования) эта проблема является не только теоретической, но и жизненно-практической, поскольку она связана с их повседневной профессиональной научно-педагогической деятельностью. Именно отталкиваясь от опыта реформ современного университета как института производства научного знания и высококвалифицированных кадров, авторы монографии осуществляют свой «заход» на исследование проблемы духовного производства в современном обществе, которое в обществознании среди прочих определений носит гордый титул «общества знания».

Вектор эволюции системы духовного производства обозначен в подзаголовке рецензируемой монографии: от писцовых школ архаических цивилизаций к

современному «обществу знаний». На этом пути мы встречаем различные способы производства, хранения, трансляции и использования знаний и разные типы знания. В качестве исходной теоретической модели анализа этого пути авторы берут известную концепцию трёх социокодов культуры ростовского культуролога М.К. Петрова, согласно которой первичной формой хранения и трансляции знания является лично-именное кодирование в мифосознании родовой общины, профессионально-именное кодирование политеистических («олимпийских») ранних цивилизаций и универсально-понятийное кодирование знаний, связанное с возникновением научно-теоретического знания в индустриальной цивилизации. Но следует заметить, что концепция М.К. Петрова в работах В.П. Римского и его коллег подвергнута основательной критической переработке и многие проблемы, в свое время поставленные Петровым, теперь имеют, как нам представляется, более убедительное решение.

Назовем некоторые из таких новых решений. Это вывод о том, что и лично-именной и профессионально-именной коды хранили одинаковое по типу опытно-рецептурное знание, оболочкой которого была специфическая нарративно-поэтическая рациональность, а способом трансляции - овладение учеником практических навыков применения знания под руководством наставника (с.85, 90). В ранних цивилизациях при отделении интеллектуального труда от физического и изобретении письменности это наставничество оформляется в виде диатрибы, школы как первом институте духовного производства.

Мифологическое имя служило не столько способом кодирования и трансляции ситуативных технологий, концентрирующихся в опытно-рецептурном знании, сколько способом отличения «мы» от «них», способом консолидации общины и организации социального общения. Авторы монографии обращают внимание на связь мифа с религией и роль религиозных культов и практик в жизни древних эллинов и римлян. В этой связи они отмечают важность различия священного и профанного знания, мимо которого прошел М.К. Петров.

Особо стоит выделить мысль В.П. Римского о том, что возникновение универсально-понятийного знания, первоначально представленного философией как «теоретической номотетикой», вовсе не было продуктом одного разрыва и культурного кризиса, который, как полагал М.К. Петров, произошёл в «гомеровскую эпоху» в бассейне Эгейского моря, когда пираты-переселенцы взломали «олимпийские» коды». На самом деле таких разрывов-кризисов было несколько. Если выделять наиболее крупные, то это, во-первых, неолитическая революция с переходом от присваивающего к производящему типу хозяйства, что привело к образованию первичных цивилизаций олимпийского типа (Вавилон, Египет, Иудея, Крит, Микены) и окружающей их варварской периферии; и, во-вторых, кризис «осевого времени», когда «произошел всемирно-исторический синтез не только предшествующих и новых социальных технологий и культурно-семиотических систем, но и начался диалог между самими новыми культурами и цивилизациями, открывшими человека». Такой подход позволяет преодолеть «евроцентризм» культурологических моделей всемирного культурно-исторического процесса, который зачастую приводит к игнорированию или приуменьшению вклада в него незападных цивилизаций.

Авторы монографии исходят из того, что специфика античной цивилизации в сравнении с другими «осевыми цивилизациями» заключается не в том, что она оказалась единственно способной перейти к универсально-понятийному способу постижения мира и хранения знания, а в том, что здесь раньше произошло формирование развитой структуры духовного производства и специфических видов

интеллектуального труда и возникает личное авторство, которое обладает дополнительным инновационным потенциалом. От античного духовного производства ведут свою родословную средневековое и ренессансное духовное производство, которые все вместе авторы относят к «доиндустриальному духовному производству» (с. 127).

Продуктом духовного производства индустриальной цивилизации является наука, порожденная интеллектуальной революцией XVII века. Следует отметить, что взгляд авторов монографии на историю и суть научной революции также отличается от широко распространенного. Они полагают, что научная революция XVII века завершается только в конце XIX - начале XX века (с.142), понимая под завершением научной революцией не только сдвиги в самом научном знании (начало ему было положено переходом от классической к неклассической физике), а формирование науки как особого социального института производства, распространения и применения научного знания, превращение ее в «ядро», центр «новой индустриальной цивилизации». Завершается процесс научной революции в результате «формирования наукой собственных социокультурных оснований» (с.144). К социокультурным и социоэкономическим основаниям и предпосылкам науки как особого института индустриального общества авторы относят: (1) книгопечатный станок и печатную книгу, как материальный носитель знания, устройство для документирования научных открытий и создания сети научных публикаций; (2) создание научных приборов и научной лаборатории; (3) формирование социокода научной рациональности - знаково-семиотической системы, в которой различного рода математически-формализованные научные тексты (индуктивно-математическая и экспериментальная рациональность), средством бесконечно наращивать объем информации о внешнем мире и внешнем поведении человека; (4) создание (при непосредственном участии немецкой классической философии и романтиков) «университета Гумбольдта», который связал в единое целое дисциплинарные исследования, научный эксперимент и подготовку научных кадров; 5) изобретение машин и машинной индустрии; 6) капитализм как способ производства, опирающийся на рыночные и финансовые механизмы (с. 142-144).

Наряду с вопросами, проработанными и аргументировано изложенными в книге, в монографии поднимается целый ряд вопросов, которые еще подлежат исследованию и по которым среди ее авторов нет единой устоявшейся позиции. Это относится прежде всего к пониманию и оценке «общества знаний». К этой теме авторы монографии обращаются неоднократно (в 3-ей главе части первой, 2-ой главе части третьей «общество знаний» служит главным предметом анализа, а в других разделах оно затрагивается по ходу рассмотрения других вопросов). Но развернутого определения этого явления мы так и не находим, а его оценки у авторов монографии различаются. Так, в 3-ей главе первой части дается такое определение «общества знания» - «это общество качественно нового уровня, общество, которое во всех своих сферах пронизано и структурируется знанием, особенно на современном культурно-историческом этапе» (с. 62), которое по сути тавтологично и ничего не прибавляет к нашему пониманию этого явления.

А в другом разделе монографии выражено критичное отношение к этому понятию-симулякру, скрывающему суть явлений. Автору пишут: «В современной философии и социально-гуманитарных науках сплошь и рядом употребляются эти модные термины и понятия: «человеческий капитал» и «общество знания/знаний», маскирующие, как и не менее популярные концепты «постиндустриальное общество», «информационное общество», «когнитивный капитализм» и т.п., суть

дела. Они, на наш взгляд, претендуют лишь на то, чтобы легитимировать «неизменный», «естественный» характер капиталистической эксплуатации человека и человечества. Но в этих новомодных теориях фиксируются - с научной тщательностью и порой критически - и те реальные трансформации, которые происходили с капиталистической цивилизацией «модерна» в XX веке» (с. 182). В другом месте авторы монографии квалифицируют, на наш взгляд верно, понятие «человеческий капитал» как превращенную форму понятия «рабочей силы» (с. 200).

Эти характеристики, с нашей точки зрения, указывают, что авторы монографии подходят к исследованию сути проблемы духовного производства в современном обществе - к анализу процесса подчинения духовного производства силам капитала. Именно эти процессы лежат в основе самоэксплуатации «человека-предприятия», вынужденного конкурировать на рынке труда с другими такими же «предприятиями» и потому озабоченного собственной «капитализацией», «конвертацией» своего «интеллектуального капитала» в материальный. Эти же процессы лежат в основе превращения университета в предприятие по оказанию «образовательных услуг» и по производству «эффективных менеджеров» и специалистов, на которых имеется спрос на рынке труда. С этими же процессами связана индустрия массовой культуры, которую можно назвать современным опиумом (или духовной сивухой) для народа.

Рецензируемая монография предлагает ряд интересных решений, касающихся генезиса и эволюции духовного производства. Но что не менее (а, скорее, более) ценно монография ставит целый ряд важных и актуальных проблем. Мы хотели бы пожелать нашим белгородским коллегам, у которых сложился сильный исследовательский коллектив, продолжить разработку проблематики, которую, перефразируя Гегеля, можно было бы назвать «шествием духа по ступеням духовного производства в мировой истории».

Список литературы

1. Культурный капитал. Инновации. Наука (От писцовых школ к «обществу знаний»): моногр. / под ред. И.Б. Игнатовой, О.Н. Полухина, В.П.Римского. - Белгород: ООО «ЭПИЦЕНТР», 2016. - 252 с.

THE CAPITALIZATION OF THE INTELLECTUAL IN THE HISTORY OF CULTURE

Book review: Cultural capital. Innovation. Science (From the scribal schools to the «knowledge society»): monograph. / under the editorship of I. B. Ignatova, O. N. Polukhin, V. P. Rimskiy. - Belgorod: «EPICENTER», 2016. - 252 S.

N.P. Ragozin

Donetsk national technical university e-mail: [email protected]

The author in the review of the book of the Belgorod colleagues states the assessment of the ideas proved in the edition, as well as shares own reasons on a problem of " a society of knowledge », the cultural capital and a specific character интелелктуального work in the modern world.

Keywords: the cultural capital, « a society of knowledge », интелелктуальный work, intellectual property, a science.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.