Научная статья на тему 'КАНАДА: ПРОБЛЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ГЕНДЕРНОМ ИЗМЕРЕНИИ'

КАНАДА: ПРОБЛЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ГЕНДЕРНОМ ИЗМЕРЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
304
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАНАДА / ГЕНДЕРНАЯ ПОЛИТИКА КАНАДЫ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КАНАДЫ / НАСИЛИЕ В ОТНОШЕНИИ ЖЕНЩИН / ЖЕНЩИНЫ В ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТАХ / КОРОНАВИРУС В ГЕНДЕРНОМ ИЗМЕРЕНИИ / ИНИЦИАТИВА ЭЛСИ / КАНАДСКИЕ ПРОГРАММЫ ПОМОЩИ РАЗВИТИЯ / CANADA / CANADIAN GENDER POLICY / NATIONAL SECURITY OF CANADA / VIOLENCE AGAINST WOMEN / CORONAVIRUS AND GENDER / WOMEN IN ARMED CONFLICTS / ELSIE INITIATIVE / CANADA'S INTERNATIONAL DEVELOPMENT PROGRAMS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Исраелян Е.В.

В 2020 г. международное сообщество отмечает несколько знаменательных дат, связанных с гендерной проблематикой. Эти события имеют принципиальное значение для Канады, активно участвующей в разработке гендерной политики на международном и внутриполитическом уровнях. В статье проанализированы инициативы правительства Канады по внедрению гендерной составляющей в обеспечение безопасности страны. В первой части работы рассматривается внутриполитический срез обеспечения безопасности Канады на примере борьбы с коронавирусом и насилием в отношении женщин. Вторая часть посвящена исследованию вклада страны в разработку и выполнение международных документов по тематике «Женщины, мир и безопасность». Платформа Либеральной партии 2019 г., заявления Дж. Трюдо и других представителей партийной верхушки, а также состав нового кабинета, назначенного в ноябре 2019 г., не оставляют сомнений в том, что либералы сохранят приверженность принципам гендерного равенства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATIONAL SECURITY OF CANADA: GENDER DIMENSION

In 2020 the international community is celebrating several significant dates related to gender issues. These developments are of fundamental importance for Canada, which is actively involved in the development of gender policy at the international and domestic levels. The article examines the initiatives of the government of Canada to introduce a gender component in ensuring the country’s security. The first part of the paper examines the domestic political cross-section of security in Canada, using the examples of the fight against coronavirus and violence against women. The second part is devoted to the study of the country’s contribution to the development and implementation of international documents related to the theme “Women, peace and security”. The Liberal party platform - 2019, statements by J. Trudeau and other party leaders, as well as the composition of the new Cabinet leave no doubt that the Liberals will remain committed to the principles of gender equality. The previous research on gender policy in Canada shows that its general outlines and specific achievements can be of both scientific and practical interest, including those who are engaged in the formation of gender-balanced approaches on international level and in the other countries.

Текст научной работы на тему «КАНАДА: ПРОБЛЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ГЕНДЕРНОМ ИЗМЕРЕНИИ»

ГЕНДЕРНАЯ ПОЛИТОЛОГИЯ

Woman in Russian Society

Женщина в российском обществе

2020. № 3. С. 42—52 ББК 66.3(7Кан),4

DOI: 10.21064/WinRS.2020.3.4

2020. No. 3. P. 42—52

DOI: 10.21064/WinRS.2020.3.4

КАНАДА: ПРОБЛЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ТЕНДЕРНОМ ИЗМЕРЕНИИ

Е. В. Исраелян

Институт США и Канады, Российская академия наук, г. Москва, Россия,

evgeniavik 13 Vvmail. га

В 2020 г. международное сообщество отмечает несколько знаменательных дат, связанных с тендерной проблематикой. Эти события имеют принципиальное значение для Канады, активно участвующей в разработке тендерной политики на международном и внутриполитическом уровнях. В статье проанализированы инициативы правительства Канады по внедрению тендерной составляющей в обеспечение безопасности страны. В первой части работы рассматривается внутриполитический срез обеспечения безопасности Канады на примере борьбы с коронавирусом и насилием в отношении женщин. Вторая часть посвящена исследованию вклада страны в разработку и выполнение международных документов по тематике «Женщины, мир и безопасность». Платформа Либеральной партии 2019 г., заявления Дж. Трюдо и других представителей партийной верхушки, а также состав нового кабинета, назначенного в ноябре 2019 г., не оставляют сомнений в том, что либералы сохранят приверженность принципам тендерного равенства.

Ключевые слова: Канада, тендерная политика Канады, национальная безопасность Канады, насилие в отношении женщин, женщины в вооруженных конфликтах, ко-ронавирус в тендерном измерении, инициатива Элси, канадские программы помощи развития.

NATIONAL SECURITY OF CANADA: GENDER DIMENSION

Institute for the U. S. and Canadian Studies, Russian Academy of Sciences, Moscow, Russian Federation evgenia_vikl3@mail.ru

In 2020 the international community is celebrating several significant dates related to gender issues. These developments are of fundamental importance for Canada, which is actively involved in the development of gender policy at the international and domestic levels. The article examines the initiatives of the government of Canada to introduce a gender component in ensuring the country's security. The first part of the paper examines the domestic political cross-section of security in Canada, using the examples of the fight against coronavirus and violence against women. The second part is devoted to the study of the country's contribution

© Исраелян E. В., 2020

E. V. Israelian

to the development and implementation of international documents related to the theme "Women, peace and security". The Liberal party platform — 2019, statements by J. Tradeau and other party leaders, as well as the composition of the new Cabinet leave no doubt that the Liberals will remain committed to the principles of gender equality. The previous research on gender policy in Canada shows that its general outlines and specific achievements can be of both scientific and practical interest, including those who are engaged in the formation of gender-balanced approaches on international level and in the other countries.

Key words: Canada, Canadian gender policy, national security of Canada, violence against women coronaviras and gender, women in armed conflicts, Elsie initiative, Canada's international development programs.

В 2020 г. международное сообщество отмечает несколько знаменательных дат, связанных с тендерной проблематикой. Исполняется 25 лет со дня принятия Пекинской декларации и Платформы действий, ставших основополагающими документами для продвижения прав женщин. Другая веха — 5-летний юбилей действия Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 г. Обеспечение тендерного равенства, расширение прав и возможностей женщин и девочек были названы в числе 17 главных целей намеченной программы. Кроме того, 20 лет назад, в октябре 2000 г., Совет Безопасности ООН единогласно одобрил Резолюцию 1325 о женщинах, мире и безопасности. Указанные документы и решения имеют принципиальное значение для Канады, активно участвующей в разработке тендерной политики на международном уровне.

2020 г. примечателен для Канады и в национальном контексте. 50 лет назад впервые созданная Канадская Королевская комиссия по положению женщин представила правительству доклад по вопросам равенства между мужчинами и женщинами. Многие из содержащихся в нем предложений были приняты. Например, в 1971 г. была введена должность федерального министра по положению женщин. В 1976 г. появилось отдельное ведомство, занимавшееся «женским вопросом», — Агентство по делам женщин (Status of Women Canada). Сейчас это Департамент по делам женщин и тендерному равенству (Department for Women and Gender Equality). Доклад Королевской комиссии вошел в историю как крупный прорыв в борьбе канадских женщин за свои права, а 1970 г. находится в списке памятных дат, которые отмечаются в Канаде.

Еще одна годовщина, привлекающая внимание правящих кругов и общественности Канады, — 25-летие принятия национального Плана тендерного равенства. Тендерный анализ был объявлен тогда обязательным элементом разработки национальной политики и законодательства. Так Канада стала одним из лидеров разработки и применения основ тендерного анализа.

Юбилейные даты и годовщины — время торжественных мероприятий, а также подведения итогов, оценки достижений и работы над ошибками. В статье проанализированы инициативы правительства Канады по внедрению тендерной составляющей в обеспечение безопасности. В первой части работы рассматривается внутриполитический срез обеспечения безопасности Канады на примере борьбы с коронавирусом и насилием в отношении женщин. Вторая часть посвящена исследованию вклада страны в разработку и выполнение международных документов по теме «Женщины, мир и безопасность».

Безопасность, коронавирус, тендерное насилие

Обращаясь к заявленной в статье тематике, невольно задумываешься, почему вопросы международной безопасности столь актуальны для Канады. Известно, что военная доктрина любой страны формируется с учетом географического положения, особенностей исторического и государственного развития, места в мире и взаимоотношений с соседями. Под воздействием этих факторов в правящих кругах Канады сложилась уверенность в том, что ее национальная безопасность может быть лучше всего обеспечена не собственными силами и военными ресурсами, а через систему коллективной безопасности. Участие в военных блоках с США и НАТО и выполнение международных обязательств в многосторонних организациях стали незыблемыми основами военно-политического курса страны. Установка на коллективную безопасность позволила Канаде ограничивать собственные военные усилия. Ее расходы на военные нужды составляют лишь 1,3 % ВВП (по этому показателю она занимает нижние позиции в списке стран — членов НАТО), а канадская армия насчитывает всего 68 ООО человек. У страны нет претензий на мировое господство — она имеет статус влиятельной никому не угрожающей державы «среднего ранга», вносящей вклад в поддержание мира и стабильности на глобальном уровне. В этих условиях официальная Оттава рассматривает национальную безопасность Канады в контексте международной безопасности и проявляет особый интерес к ее укреплению.

Обратим внимание еще на один момент. Правительство Канады использует широкое толкование терминов «национальная» и «международная безопасность», включая в эти понятия такие невоенные компоненты, как массовые миграции, этнические и конфессиональные противоречия, истощение природных ресурсов, новые болезни. Следуя этой логике, правительство относит к угрозам национальной безопасности и пандемию коронавируса-19. На правительственном сайте, посвященном ситуации с вирусной инфекцией, «здоровье и безопасность канадцев» рассматриваются как составные части «главного приоритета (развития. —Е. И) страны» [Coronavirus disease... , 2019].

Официальная Оттава быстро отреагировала на разразившуюся эпидемию: был принят очень солидный, по канадским меркам, пакет помощи населению в виде прямых выплат и налоговых отсрочек, граница между США и Канадой временно закрыта (при сохранении жизненно важных торговых потоков и транспортных передвижений). Проводятся медицинские исследования, широкая информационная кампания.

В момент написания статьи в распоряжении автора не было результатов всестороннего тендерного анализа воздействия пандемии. В большинстве обзоров СМИ приводились сведения о том, что заболеваемость и смертность мужчин выше, чем женщин. Эту точку зрения, однако, подвергают сомнению участники, в том числе канадские, международного проекта «КОВИД-19: тендерные последствия вспышки» [Wenham et al., 2020]. По их данным, 90 % медицинских работников провинции Хубэй (Китай), крупнейшего очага заражения, — женщины. Ученые считают, что эта группа не была корректно отражена в правительственной статистике, и высказываются за тщательный тендерный анализ прямых и косвенных влияний вируса.

С мнением ученых согласна писательница и активист общественной организации «Фонд канадских женщин» А. Гунрай (A.Gunraj, Canadian Women's Foundation). Она отмечает, что, во-первых, в Канаде, как и повсюду, львиная доля домашних забот ложится на плечи женщин. С закрытием школ, карантинами, кризисом в сфере услуг, нехваткой мест и персонала в медицинских учреждениях нагрузка на женщин неизбежно увеличивается. Во-вторых, последствием вирусной инфекции, скорее всего, станет падение доходов женщин, которые нередко работают на условиях неполной или почасовой занятости. Они будут вынуждены отказываться от части или от всего заработка из-за возросших семейных обязанностей. Наконец, в-третьих, напряженность в обществе приводит к стрессам, агрессивности, всплескам домашнего и сексуального насилия. «Ген-дерные последствия пандемии корановируса — отнюдь не периферийный вопрос», — резюмирует канадская писательница [Gunraj, 2020]. Для того чтобы справиться с этим глобальным экономическим и гуманитарным кризисом, необходимо как международное сотрудничество, так и партнерство различных социальных общественных и тендерных групп внутри страны.

Возвращаясь к пакету мер поддержки населения Канады в условиях пандемии, отметим, что одним из его компонентов является помощь женщинам и детям, пострадавшим от домашнего и сексуального насилия. Приюты и центры, оказывающие такие услуги, получат 50 млн долл. [Prime Minister... , 2020]. Особое внимание будет уделяться организациям, предоставляющим убежище коренным жительницам страны.

Выбор указанных категорий населения для оказания помощи не случаен. Канада известна своими достижениям в области борьбы против насилия: в 1993 г. по инициативе ее делегации Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию об искоренении насилия в отношении женщин, учреждена должность специального докладчика по вопросам насилия в отношении женщин при Комиссии ООН по правам человека. В Канаде создана широкая сеть кризисных центров и приютов для женщин.

Несмотря на все меры, проблема остается нерешенной. Приведем нерадостную статистику: число пострадавших от домашнего насилия в Канаде достигает ежегодно 100000 человек, а убитых — около 90 человек [Waugh, 2020] (для справки: в число насильственных действий включаются разные виды агрессии, в том числе вербальная).

Новое правительство Дж. Трюдо, победившее на выборах 2019 г.1, отреагировало на тревожный сигнал. В своей электоральной платформе либералы объявили борьбу с насилием по тендерному признаку одним из главных направлений своей внутренней политики [Forward... , 2019: 43]. В ее основу легла принятая в 2017 г. стратегия предотвращения и ликвидации тендерного насилия. Насилие признано в платформе Либеральной партии грубейшим нарушением прав человека и рассматривается в тесной взаимосвязи с равноправием и безопасностью.

1В результате выборов, состоявшихся в Канаде осенью 2019 г., победила Либеральная партия, находившаяся у власти с 2015 г. Во главе правительства — прежний лидер Джастин Трюдо.

В платформе также отмечалось, что в Канаде от насилия чаще всего страдают коренные жительницы и представители ЛГБТ сообщества. Важным шагом в реализации стратегии было проведение в 2016—2019 гг. государственного расследования случаев исчезновения и убийств женщин и девочек из числа коренных народов. Оно показало беспрецедентно высокий уровень насилия в отношении этой демографической группы. Как обещают либералы, будут осуществлены разработка и выполнение комплексного плана действий по искоренению источников насилия и созданию безопасной среды обитания для этой категории канадского населения.

Женщины в вооруженных конфликтах: подходы Канады

Историческое значение принятой в октябре 2000 г. Резолюции Совета Безопасности ООН 1325 заключалось в том, что впервые в повестку дня этой организации в области мира и безопасности была включена тендерная составляющая. В документе рассматривалось воздействие войн на женщин и их вклад в урегулирование конфликтов [Резолюция 1325... , 2000].

Так случилось, что в момент обсуждения Резолюции Канада была в числе непостоянных членов Совета Безопасности. Напомним, что Генеральная Ассамблея ООН ежегодно избирает на двухлетний срок 5 непостоянных членов Совета Безопасности. Делегация Канады в Совете Безопасности ООН активно поддержала Резолюцию 1325 и другие решения Совета, посвященные тендерным аспектам вооруженных конфликтов и их урегулирования.

Канадским дипломатам принадлежит инициатива создания неформальной рабочей группы (дословный перевод — группы друзей) по вопросам, связанным с тематикой «Женщины, мир и безопасность» (Group of Friends of Women, Peace and Security). В ее задачи входит наблюдение за выполнением государствами взятых на себя обязательств, консультации, корректировка и усовершенствование выработанных подходов.

На основе Резолюции 1325 правительство Канады приняло 2 национальных плана действий по вопросам женщин, мира и безопасности (НПКЖМБ). Первый, запущенный в 2010 г., был завершен к 2017 г., второй рассчитан на 2017—2022 гг. О важности инициативы свидетельствовало то, что исполнители уже 5 раз отчитывались о результатах своей работы перед канадским парламентом. В настоящее время свыше 80 государств разработали и реализуют аналогичные национальные планы.

О значении этой проблематики для социально-политического контекста Канады говорит и другой факт: в июне 2019 г. Дж.Трюдо учредил должность посла по вопросам женщин, мира и безопасности. Пост заняла Ж. О'Неилл (J. O'Neill), имеющая большой опыт теоретической и практической работы в женских и миротворческих проектах, участвовавшая в создании обоих канадских национальных планов, а также в программах развития женского лидерства в Колумбии, Пакистане и Судане. Она будет отвечать за выполнение НПКЖМБ канадскими министерствами и ведомствами.

Национальный план Канады направлен на достижение двух ключевых целей внешней политики: предотвращения и урегулирования вооруженных конфликтов; внедрения тендерной составляющей в международную повестку дня [Canada'sNational ActionPlan... ,2017: 1—2].

Отношение к данной проблематике по-прежнему определяется сложившимися стереотипами о роли и месте мужчин и женщин. Долгое время считалось, что участниками конфликтов являются лишь мужчины. Ситуация, однако, существенно изменилась. Иным стал характер войн. Большинство из них разворачивается внутри государств, оказывая существенное воздействие не только на международную обстановку, но и на традиционные ролевые социальные и тендерные модели. Женщины либо прямо участвуют в военных действиях (в регулярных силах или в числе боевиков), входят в состав медицинской службы, полицейских, советников, обеспечивают логистику, либо становятся политиками или поддерживают воюющих родных и близких.

Напомним, что тендерный подход основан на признании различного воздействия явлений, происходящих в обществе, на каждую тендерную группу [Словарь тендерных терминов, 2002: 71]. Это положение применимо и к проблемам мира и безопасности: последствия конфликтов не одинаковы для мужчин и женщин. Поэтому необходима дифференцированная политика, учитывающая интересы и потребности как женщин, так и мужчин. Между тем опыт женщин недостаточно используется при принятии решений по вопросам войны и мира, при выработке мирных соглашений и правил постконфликтного миро-строительства.

В НПКЖМБ приводятся следующие аргументы в пользу подключения женщин к мирным процессам. Во-первых, участие женщин в постконфликтном миростроительстве делает мир более устойчивым. Оно на 20 % увеличивает вероятность мирного, бесконфликтного развития на ближайшие 2 года после заключения перемирия и на 35 % — на 15-летний период [Canada's National Action Plan... ,2017: 3].

Во-вторых, женщины и девочки вносят ощутимый вклад в глобальную экономику. Вовлечение женского населения в фермерство, прогнозируют специалисты, может помочь 17 % голодающего населения в развивающихся странах. Образование девочек приведет к сокращению бедности в мире на 12 %. Достижение тендерного равенства во всем мире может увеличить мировой ВВП на 12 трлн долл. [Department of Finance Canada... ,2018].

В-третьих, женщины, наравне с мужчинами, могут успешно работать в органах государственной власти: такие правительства обладают хорошим потенциалом стабильности. В силу обстоятельств и не по своей воле в ходе конфликтов женщины получают навыки управления: по статистике, в горячих точках 40 % женщин становятся главами семей [Canada's National Action Plan... , 2017: 3].

В-четвертых, представленность женщин в военной сфере и в миротворчестве повышает эффективность таких операций. Женщины используют иные, чем мужчины, методы и подходы, их присутствие может расширить возможности поддержки у населения, усилить чувство защищенности (в том числе у женщин и детей), увеличить многообразие и всеохватностъ этой деятельности.

Миротворчество и помощь развитию через призму тендера

В 2017 г. правительство Дж. Трюдо предложило 2 программы практической реализации плана. Первая — Инициатива Элси — направлена на усиление тендерного компонента в миротворческой деятельности ООН. Вторая инициатива — концепция государственной помощи развитию, получившая название феминистской, — сфокусирована на интересах девочек и женщин. Оба пакета уже ранее рассматривались автором статьи [Исраелян, 2018]. Здесь, на наш взгляд, уместно проанализировать некоторые результаты намеченной деятельности.

Инициатива Элси была выдвинута Канадой на встрече глав оборонных ведомств в ноябре 2017 г. в Ванкувере и названа в честь знаменитой канадки Элизабет (Элси) Макгилл (1905—1980 гг.), первой в мире женщины — авиаконструктора и борца за права женщин. Канадский документ ссылался на Резолюцию Совета Безопасности ООН 2242, принятую в октябре 2015 г., в которой рекомендовалось, помимо прочего, удвоить в течение следующих 5 лет число женщин в воинских и полицейских контингентах отрядов первой медицинской помощи. Это предложение явно не выполняется: с момента принятия Резолюции процент женщин-миротворцев вырос лишь на 1,2 % (с 4,2 до 5,4 %) [The Elsie Initiative... , 2017]. Предложения Канады были направлены на то, чтобы ускорить продвижение к гендерно-сбалансированному составу миротворческих подразделений.

В марте 2019 г. «ООН-женщины» и другие структуры этой организации объявили об учреждении международного Фонда Инициативы Элси (Elsie Initiative Fund), который будет финансировать подготовку и размещение женщин-миротворцев. Выполняя упомянутые выше задачи, Канада внесла первый взнос в размере 15 млн долл. Работа Фонда запланирована на 5 лет, с возможным продлением. Канада и «ООН-женщины» будут его сопредседателями.

Оттава предоставила материальную помощь и инструкторов для расширения участия женского персонала в вооруженных силах Ганы и в полиции Замбии. Предусматривается включение женщин, прошедших эту профессиональную подготовку, в состав миротворческих контингентов. Аналогичный проект стартует также в Сенегале. Кроме того, Канада направляет средства Департаменту операций по поддержанию мира ООН для проведения тренингов для женщин-миротворцев, инструктажа женщин — консультантов в горячих точках и создания для них надлежащих бытовых условий.

МИД Канады выделил средства на исследования и экспертные разработки по проблеме «Женщины и миротворчество», результаты которых размещены на сайтах ведомства и международных организаций.

Критики политики правительства упрекали его в том, что Канада, которая является автором Инициативы Элси, сама нарушает ее основную цель — увеличение доли женщин в миротворческих подразделениях. Ситуацию усугубили просочившиеся в прессу слухи о том, что Канада была на грани исключения из состава миссии в Южном Судане именно из-за недостающего числа женщин в ее миротворческом подразделении. Обсуждался и более общий вопрос — о резком

снижении участия канадцев в операциях под флагом ООН, которое привело к потере Канадой роли лидера миротворчества2.

Заметим, что в последние годы канадское руководство действительно внесло кардинальные изменения в свою концепцию миротворчества. Главный акцент смещен с физического присутствия миротворцев на внесение вклада в разработки, тренинги, обучение, посредничество и постконфликтное восстановление, что позволяет сэкономить средства и избежать человеческих потерь. Именно эту тенденцию и демонстрирует канадская составляющая Инициативы Элси.

Не избежала критики и «Феминистская политика международной помощи развитию» (ФПМПР). Правительство предложило бороться с нищетой в мире, сосредоточившись в первую очередь на защите прав женщин и девочек. Было запланировано, что за пятилетний период (с 2015/16 финансового года) доля средств, инвестированных в женские программы, в общих бюджетах канадской помощи возрастет с 2 до 15%. Главной установкой станет внедрение принципа тендерного равенства во все без исключения виды деятельности, финансируемые Канадой. К 2021/22 финансовому году не менее 95 % проектов, спонсируемых Канадой в рамках двусторонних отношений, будут иметь тендерный компонент [Canada launches... , 2017].

Давать оценку результатам осуществления этой программы, на наш взгляд, преждевременно. Достижение поставленных долгосрочных целей — покончить с нищетой и неравенством женщин — потребует больших временных затрат и скоординированных усилий различных участников международных процессов. Выполняя поставленные в ФПМПР задачи, Оттава выделила женским НПО развивающихся стран 150 млн долл. сроком на 5 лет, профинансировала ряд проектов в Азии, Африке, на Ближнем Востоке. Расходы на помощь развитию были увеличены с 5,37 млрд долл. в 2017—2018 гг. до 5,50 млрд долл. в 2018—2019 гг. [Courtney, 2018].

Несмотря на новые ассигнования, бюджет программы остается, по мнению ее критиков, явно недостаточным. Некоторые аналитики даже называли ФПМПР фиговым листком из-за отсутствия надлежащего бюджета. Статистика показывает, что доля официальной помощи в валовом национальном доходе Канады значительно ниже среднего показателя по странам ОЭСР и составляет лишь 0,28 %. Специалисты недовольны также слабой методологической базой программного документа, недоработками понятийного аппарата, смешением различных феминистских теорий и интерпретаций. Оппоненты критикуют программу за недооценку странового контекста, этнических и культурных особенностей государств — реципиентов помощи.

Перечисленные замечания, безусловно, справедливы и обоснованны. Позволим себе, однако, некоторые комментарии. Во-первых, по объемам официальной помощи Канада занимала в 2018 г. 9-е место, а по размерам гендерно-ориентированной помощи — 8-е место среди 14 ведущих мировых доноров [Donor Tracker... , 2020]. Для Канады, которая, несмотря на высокоразвитую экономику, все же занимает не самые высокие позиции в мировых экономических

2 Именно Канаде принадлежала сама идея создания и использования сил по поддержанию мира в ходе Суэцкого кризиса 1956 г., за которую знаменитый канадский дипломат Л. Пирсон был награжден Нобелевской премией мира.

рейтингах, это вполне достойные показатели. Во-вторых, и это, наверное, более существенно, ФПМПР примечательна своей главной идеей — защиты прав женщин и девочек. Тендерный компонент уже давно присутствует в международных донорских проектах и программах. Новизна канадского подхода заключалась в его фокусе, в концентрированное™ всей программы на обеспечении интересов женских групп. Правительство Дж. Трюдо, на наш взгляд, сделало очень важный шаг, разработав концепцию, наметив будущие ориентиры и создав рамки финансирования. И наконец, последнее. Благодаря ФПМПР Дж. Трюдо вновь привлек внимание международного сообщества к этой актуальной проблематике.

Наш анализ показал, что внедрение тендерной составляющей в обеспечение национальной безопасности является важным направлением международной и внутриполитической повестки дня Канады. Тендерный компонент присутствует во внутренней политике правительства, направленной на сохранение безопасности канадских граждан. Этот вывод сделан на основе рассмотрения двух направлений внутриполитической деятельности правительства: борьбы с пандемией КОВИД-19 и мер против домашнего и сексуального насилия. Несмотря на внезапность эпидемии, правительству удалось отреагировать с учетом интересов различных тендерных групп.

Инициативы Канады по теме «Женщины, мир и безопасность» подтверждают известное положение о том, что политический вес этой страны в мире определяется ее способностью предлагать оригинальные идеи и новаторские подходы. Ее участие в миротворчестве и программах помощи развитию следует оценивать не по размерам финансирования и задействованных человеческих ресурсов, а по интеллектуальному вкладу в решение этих проблем.

Платформа Либеральной партии 2019 г., заявления самого Дж. Трюдо и других представителей партийной верхушки, а также состав нового кабинета не оставляют сомнений в том, что либералы сохранят приверженность принципам тендерного равенства. Опыт исследования тендерной политики Канады показывает, что ее общие контуры и конкретные достижения могут представлять как научный, так и практический интерес, в том числе при формировании гендерно-сбалансированных подходов в других странах.

Библиографический список

Исраелян Е. В. Тендерные аспекты внешней политики Канады // США и Канада:

экономика, политика, культура. 2018. № 6. С. 47—59. Резолюция 1325, принятая Советом Безопасности на его 4213-м заседании 31 октября 2000 года. 2000. URL: https://mdocs.org/pdf?symbol=ru/S/RES/1325 (дата обращения: 10.03.2020). Словарь тендерных терминов / под ред. А. А. Денисовой. М.: Информация — XXI век, 2002. 255 с.

Canada launches new Feminist International Assistance Policy // News Release. Ottawa, 2017. June. URL: https://www.canada.ca/en/global-affairs/news/2017/06/canada_launches_ newfeministinternationalassistancepolicy.html (дата обращения: 15.02.2020).

Canada's National Action Plan on Women, Peace and Security, 2017—2022. Ottawa, 2017. 20 p. URL: https://www.international.gc.ca/world-monde/issues_development-enjeux_ developpement/gender_equality-egalite_des_genres/cnap-pnac-17-22 ,aspx?lang=eng (дата обращения: 02.01.2020).

Coronavirus Disease (COVID-19): Outbreak. Update. Government of Canada. 2019. URL: https://www.camda.ca/en/public-healtlVservices/diseases/2019-novel-coromvirus-infection.html (дата обращения: 20.03.2020).

Courtney S. Canada's feminist foreign aid policy isn't making much progress on a gender equal world // National Post. 2018. October, 30. URL: https://nationalpost.com/news/ pohtics/canadas-feminist-foreign-aid-pohcy-isnt-making-much-progress-on-a-gender-equal-world (дата обращения: 05.08.2019).

Department of Finance Canada, Budget 2018: Equality and Growth: a Strong Middle Class. 2018. February, 27. URL: littps://www.budget.gc.ca/2018/docs/plan/budget-2018-enpdf (дата обращения: 15.01.2020).

Donor Tracker. Supporting Evidence-Based Advocacy for Global Development. Funding Trends. 2020. URL: https://donortracker.org/country/canada (дата обращения: 30.03.2020).

Forward: a Real Plan for the Middle Class. Liberal Party of Canada. 2019. URL: https://2019.liberal.ca/wp-content/uploads/sites/292/2019/09/Forward-A-real-plan-for-the-middle-class.pdf (дата обращения: 30.09.2019).

Gunraj A. Gendered impacts of coronavirus // Canadian Women's Foundation. 2020. March, 14. URL: https://canadianwomen.org/blog/gendered-impacts-of-coronavirus/ (дата обращения: 30.03.2020).

Prime Minister Announces More Support for Workers and Businesses through Canada's COVID-19 Economic Response Plan. Ottawa (Ontario), 2020. March, 18. URL: https://pm.gc.ca/en/news/news-releases/2020/03/18/prime-minister-announces-more-support-workers-and-businesses-through (дата обращения: 20.03.2020).

The Elsie Initiative on Women in Peace Operations. Vancouver (British Columbia), 2017. November, 15. URL: https://www.international.gc.ca/world-monde/issues_development-enjeux developpement/gender equality-egalite des genres/elsie initiative-initiative elsie.aspx?lang=eng (дата обращения: 10.01.2019).

Waugh N. Canada faces a domestic violence crisis. CBC examines the problem // CBC News. 2020. March, 5. URL: https://www.cbc.ca/news/canada/canada-faces-a-domestic-violence-crisis-cbc-examines-the-problem-1.5477392 (дата обращения: 08.03.2020).

WenhamC., Smith J., Morgan R. COVID-19: the Gendered Impacts of the Outbreak. 2020. March, 6. URL: https://www.thelancet.com/iournals/lancet/article/PIISO 140-6736(20) 30526-2/Iulltext (дата обращения: 19.03.2020).

References

Canada launches new Feminist International Assistance Policy, News Release, Ottawa, 2017, June, available from https://www.canada.ca/en/global-affairs/news/2017/06/canada_ launches_newfeministinternationalassistancepolicy.html (accessed 15.02.2020).

Canada's National Action Plan on Women, Peace and Security 2017—2022 (2017), available from https://www.international.gc.ca/world-monde/issues_development-enjeux_developpement/ gender_equality-egalite_des_genres/cnap-pnac-17-22.aspx?lang=eng (accessed 02.01.2020).

Coronm'irus Disease (COVID-19): Outbreak. Update (2019), available from https://www.canada. ca/en/public-healtli/services/diseases/2019-novel-coronavirus-infection.html (accessed 20.03.2020).

Courtney, S. Canada's feminist foreign aid policy isn't making much progress on a gender equal world, National Post, 2018, October, 30, available from https://nationalpost.com/news/ politics/canadas-feminist-foreign-aid-policy-isnt-making-much-progress-on-a-gender-equal-world (accessed 05.08.2019).

Denisova, A. A. (ed.) (2002) Slovar' gendernyh terminov [Glossary of gender terminology], Moscow: Informatsiia — XXI vek.

Department of Finance Canada, Budget 2018: Equality and Growth: A Strong Middle Class (2018), available from https://www.budget.gc.ca/2018/docs/plan/budget-2018-en.pdf (accessed 15.01.2020).

Donor Tracker. Supporting Evidence-Based Advocacy for Global Development. Funding Trends (2020), available from https://donortracker.org/country/canada (accessed 30.03.2020).

Forward: A Real Plan for the Middle Class (2019), available from https://2019.liberal.ca/ wp-content/uploads/sites/292/2019/09/Forward-A-real-plan-for-the-middle-class.pdf (accessed 30.09.2019).

Gunraj, A. Gendered Impacts of Coronavirus, Canadian Women's Foundation, 2020, March 14, available from https://canadianwomen.org/blog/gendered-impacts-of-coronaviras/ (accessed 30.03.2020).

Israelian, E. (2018) Gendernye aspekty vneshnel politiki Kanady [Gender aspects of Canadian foreign policy], SShA iKanada: ekonomika, politika, kul'tura, no. 6, pp. 47—59.

Prime Minister Announces More Support for Workers and Businesses through Canada's COVID-19 Economic Response Plan (2020), available from https://pm.gc.ca/en/ news/news-releases/2020/03/18/prime-minister-announces-more-support-workers-and-businesses-through (accessed 20.03.2020).

The Elsie Initiative on Women in Peace Operations (2017), available from https://www.international.gc.ca/world-monde/issues_development-enjeux_developpement/ gender_equahty-egahte_des_genres/elsie_initiative-initiative_elsie.aspx?lang=eng (accessed 10.01.2019).

Waugh N. (2020) Canada faces a domestic violence crisis. CBC examines the problem, CBC News, March 5, available from https://www.cbc.ca/news/canada/canada-faces-a-domestic-violence-crisis-cbc-examines-the-problem-1.5477392 (accessed 08.03.2020).

Wenham, C., Smith J-, Morgan, R. (2020) COVID-19: the Gendered Impacts of the Outbreak, available from https://ww.thelancet.com/journals/lancet/article/PIIS0140-6736(20)30526-2/ folltext (accessed 19.03.2020).

Статья поступила 14.04.2020 г.

Информация об авторе /Information about the author

Исраелян Евгения Викторовна — кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник, Институт США и Канады РАН, г. Москва, Россия,

evgenia_vikl3@mail.ru (Cand. Sc. (History), Leading Researcher, Institute for U. S. and Canadian Stadies of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russian Federation).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.