ПОЛИТОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ГЕНДЕРНАЯ ПОЛИТОЛОГИЯ
Woman in Russian Society
2018. No. 4. P. 3—14
DOI: 10.21064/WinRS.2018.4.1
Женщина в российском обществе 2018. № 4. С. 3—14 ББК 66.3(7Кан),4 БОТ: 10.2Ш64^тН5.2018.4.1
ГЕНДЕРНАЯ ПОЛИТИКА В СОВРЕМЕННОЙ КАНАДЕ
Е. В. Исраеляна, Е. И. Капустоваь
а Институт США и Канады, Российская академия наук, г. Москва, Россия, [email protected]
Ь Государственный академический университет гуманитарных наук,
г. Москва, Россия
Обеспечение гендерного равенства является неотъемлемой составной частью демократических преобразований, успешного экономического развития и построения стабильного миропорядка. Осмысление достигнутых на международном и национальных уровнях успехов и существующих препятствий представляет, на наш взгляд, научный и практический интерес. Одной из стран, известных своими наработками в этой области, является Канада. Находящееся у власти либеральное правительство Дж. Трюдо энергично внедряет принципы гендерного равенства во внутреннюю и внешнюю политику страны. В статье рассматриваются такие достижения либералов, как создание гендерно-сбалансированного кабинета, проведение гендерного анализа бюджетов и военной политики, включение гендерной составляющей во внешнеполитический курс. Внимание уделяется нерешенным проблемам и трудностям. Предложенные Оттавой смелые инициативы и оригинальные решения дают основу для размышлений, формирования свежих подходов и, возможно, выработки вариантов для их практического использования в других национальных контекстах.
Ключевые слова: Канада, положение канадских женщин, гендерная политика, гендерная политика Канады, гендерный анализ, правительство Дж. Трюдо, канадская дипломатия.
© Исраелян Е. В., Капустова Е. И., 2018
GENDER POLICY IN CONTEMPORARY CANADA
E. V. Israelianа, E. I. Kapustovah
а Institute for the U. S. and Canadian Studies, Russian Academy of Sciences, Moscow, Russian Federation, [email protected]
b State Academic University for Humanities, Moscow, Russian Federation
The promotion of gender equality is an integral part of democratic change, successful economic development and stable world order. Conceptualization of the outcomes, achieved at the international and national levels, and of the existing barriers is of scientific and practical interest. Canada is one of the countries known for its developments in this area. The Liberal government headed by J. Trudeau vigorously implements the principles of gender equality in its the domestic and foreign policy. The article examines the following achievements of the Liberals: the formation of a gender-balanced Cabinet; gender-based analysis of budgets and of defence policy and the inclusion of a gender component in Canada's foreign policy. Both domestic and foreign policy of Trudeau government expose creative approaches, innovative decisions and impressive findings. Canadian ideas and suggestions help to find solutions to some complicated and sensitive problems relating to gender equality Attention is also paid to the unsolved problems and difficulties. The bold initiatives and original solutions taken by Ottawa provide a basis for reflection, development of fresh approaches and, perhaps, for options to put these ideas into practice in other national contexts.
Key words: Canada, status of Canadian women, gender policy, Canadian gender policy, gender-based analysis, J. Trudeau's government, Canadian diplomacy.
Формирование представлений о «мужском» и «женском» поведении, различных тендерных ролях, видах деятельности и эмоциональных характеристиках — долговременный процесс, происходящий под влиянием многих факторов. Важнейшую роль играют особенности исторического и социально-экономического развития, культурные и религиозные традиции, ценностные ориентиры, а также государственно-политическое устройство.
Под воздействием перечисленных обстоятельств во многих странах складывались гендерные стереотипы, которые, в свою очередь, стали причиной дискриминации в различных сферах жизнедеятельности. Это находило отражение в принятии программ и решений, отвечавших интересам лишь одной части населения. В результате возникал гендерный дисбаланс, который негативно сказывался на экономическом и общественно-политическом развитии государств.
Схожие процессы происходили и на международной арене. Традиционное понимание стабильности в мире основывалось на представлениях о торжестве силы над слабостью. Мужчины доминировали в сфере международных отношений и определяли правила политической игры. Таким образом, интересы и потенциал половины населения планеты оставались за рамками международной системы. В XXI в. на первый план вышли такие угрозы безопасности, как экономические (бедность, безработица), экологические (загрязнение воздуха, нехватка воды), социальные (неравенство, ограниченный доступ к образованию и здравоохранению). Для того чтобы справиться с ними, стала очевидной необходимость использования потенциала и мужчин и женщин. Исторический опыт показал,
что обеспечение тендерного равенства является неотъемлемой составной частью демократических преобразований, успешного экономического развития и построения стабильного миропорядка. Принципы тендерного равенства поддерживает истеблишмент демократических государств, научные круги, участники общественных движений. Осмысление достигнутых на международном и национальных уровнях успехов и существующих препятствий представляет, на наш взгляд, научный и практический интерес.
Канада в зеркале международных показателей
По большинству международных показателей, принимающих в расчет данные о равноправии мужчин и женщин, ведущие позиции принадлежат Канаде. По индексу человеческого развития (ИЧР), представленному в Докладе ПРООН за 2016 г., Канада заняла 10-е место* [Human Development Report, 2016: 198]. Хотя при учете гендерного фактора рейтинг Канады на несколько пунктов снижается, она и в этом случае входит в группу стран с очень высоким ИЧР (используются следующие градации: очень высокий, высокий, средний и низкий). Аналогичную оценку Канада получила и по индексу гендерного развития ПРООН (он определяет неравенство между женщинами и мужчинами по тем же показателям, которые применяются при расчете ИЧР [ibid.: 210]).
Еще один гендерный показатель ПРООН — индекс гендерного неравенства — отражает неравенство мужчин и женщин в трех измерениях: репродуктивное здоровье, расширение прав и возможностей и рынок труда. Канада входит в двадцатку стран с наиболее благоприятной ситуацией. Она занимает 18-е место (среди более чем 180 стран), оставив позади Великобританию, Францию, Японию и США [ibid.: 214].
Канада является одним из лидеров и первопроходцев в таких областях, как разработка основ гендерного анализа, создание эффективного механизма по обеспечению равных прав и возможностей женщин и мужчин, борьба с гендерным насилием. Гендерная политика опирается на обширную теоретическую и институциональную базу, которая охватывает различные аспекты политического, экономического и социального развития страны. Основные принципы гендерной политики закреплены в многочисленных программах и инструкциях, в национальном законодательстве и ратифицированных правительством международных договорах. Основываясь на успехах и достижениях прошлых лет, либеральное правительство Джастина Трюдо, победившее на выборах 2015 г., объявило продвижение гендерного равенства одним из основных приоритетов своего курса.
«Женский вопрос»: подходы канадских либералов и консерваторов
Понятно, что тема, обозначенная в заглавии подраздела, сложна и многогранна и что вряд ли удастся осветить ее в рамках одной небольшой статьи. Идеологические различия между канадскими партиями исследовались ведущими российскими учеными — И. А. Аггеевой, С. Ю. Даниловым, А. Н. Комаровым [Аггеева, 2013; Данилов, 2006; Комаров, 2011]. Однако специальных работ,
* На его значение влияют три вида показателей: средняя продолжительность жизни, образование и уровень жизни (валовой внутренний доход на душу населения).
посвященных сравнительному анализу партийных подходов к гендерным проблемам, в отечественном канадоведении пока нет. Поэтому авторы статьи решили поделиться некоторыми наблюдениями, связанными с различным видением «женского вопроса» современным руководством двух основных политических партий Канады.
Молодой, харизматичный и амбициозный Дж. Трюдо выступил на выборах 2015 г. под лозунгом «В многообразии — сила Канады». Ту же идею отразило и название его электоральной программы «Канада для всех», построенной в рамках либеральной идеологии. Декларировались такие либеральные ценностные ориентиры, как патриотизм, справедливость, мирное улаживание споров, уважение прав меньшинств, консолидация разных рас и религий, защита прав человека. Напомним, что либералам принадлежала заслуга включения в Конституцию Канады Хартии прав и свобод 1982 г., официального принятия политики мультикультура-лизма в 1988 г., а также множества других гуманитарных инициатив.
Один из пунктов либеральной платформы был специально посвящен ген-дерному воздействию принимаемых решений [Liberal platform, 2015: 35]. Либералы обещали соблюдать принципы гендерного равенства, укреплять национальный механизм по защите прав женщин (в Канаде существует федеральное Агентство по вопросам статуса женщин (АВСЖ) с отделениями в провинциях) и использовать гендерный анализ при разработке любых политических стратегий. Дж. Трюдо также объявил, что в случае победы на выборах он сформирует первый гендерно-сбалансированный кабинет в истории Канады.
Кроме того, Либеральная партия планировала продолжить борьбу против семейного насилия — разработать комплексную стратегию и план действий для ее реализации. Либералы заверили избирателей в том, что они расследуют историю исчезновения 1200 женщин и девочек из числа коренных народов Канады и не допустят подобных трагедий в будущем. Тем самым партия продемонстрировала стремление учитывать интересы различных групп женщин и девочек при формировании и проведении политики.
Программа Дж. Трюдо и его дальнейшие шаги существенно отличались от политики по обеспечению равенства полов, которую проводил его предшественник, консерватор С. Харпер (2006—2015 гг. пребывания у власти). В 2006 г. консерваторы закрыли 12 из 16 провинциальных отделений АВСЖ, а его финансирование было сильно сокращено. Многие женские организации были вынуждены закрыться из-за недостатка средств, их возможности в принятии решений на федеральном и местном уровнях резко снизились.
Характерной чертой консервативной идеологии является акцентирование «женского вопроса», материнской функции женщины, семейных ценностей при полном праве мужчин «надзирать и наказывать». Как справедливо отмечает С. Г. Айвазова, «политические установки режимов, поддерживающих консервативную идеологию, при всех различиях в культурных основаниях, во времени и пространстве, в "женском вопросе" имели именно этот общий знаменатель — установление контроля над женщинами» [Айвазова, 2017: 6]. Отход от гендер-но-ориентированной политики в пользу женских проектов наблюдался и при правительстве С. Харпера, что нашло отражение в изменении официальной терминологии. Из закрытых источников стало известно, что правительство
распорядилось заменять в документах и инструкциях словосочетание «гендер-ное равенство» на «равенство между мужчинами и женщинами».
Приоритетом гендерной политики консерваторов была ее экономическая составляющая: женская занятость, вовлечение женщин в бизнес, сферу технологий и другие нетрадиционные области женского труда. Вопросы же политического участия женщин и женского лидерства были отодвинуты на второй план. Примечательно, что в бюджете АВСЖ на 2013/14 гг. на эти цели было выделено лишь 2 % общего объема ассигнований. Больше половины средств было направлено на улучшение экономического положения женщин, 40 % — на прекращение насилия в отношении женщин [The Harper Record... , 2017: 233]. По оценкам экспертов, консерваторы не считали поощрение гендерного равенства отдельным и важным направлением политического курса Канады. Они использовали эту сферу как своего рода инструмент для сохранения социальной и экономической стабильности внутри страны.
Справедливости ради заметим, что меры консерваторов, предпринятые С. Харпером, могут быть оправданы необходимостью снижения негативного влияния мирового экономического кризиса 2008 г. Как известно, Канада вышла из него легче, чем большинство других развитых стран. Тем не менее Центр политических альтернатив, один из ведущих «мозговых центров» Канады, назвал консервативное руководство гендерно-слепым и обвинил его в нанесении ущерба механизму продвижения гендерного равенства Канады [ibid.: 294].
Блестящая победа на выборах 2015 г. Дж. Трюдо, получившего беспрецедентное одобрение во всех гендерных, этнических и возрастных группах, породила надежду на проведение прогрессивных социально-экономических реформ. Популярность Дж. Трюдо, исповедующего либеральную идеологию и называющего себя феминистом в официальных выступлениях и неформальных беседах, буквально зашкаливала.
В целом женская и гендерная проблематика занимает важное место в риторике и политике обеих ведущих партий Канады. Думается, что различия в подходах хорошо характеризует выражение «феминизм Трюдо и прагматизм Харпера», которое встречается в исследованиях и СМИ.
Гендерный анализ +
Пик общественной поддержки Дж. Трюдо пришелся на момент формирования первого в истории Канады гендерно-сбалансированного правительства, которое отразило также этническое разнообразие страны и, по сообщениям прессы, «выглядело как Канада» [Murphy, 2015]. В новый кабинет министров вошли 15 женщин и 15 мужчин, в основном моложе 50 лет, среди которых было два представителя коренного населения Канады и три сикха.
В январе 2017 г. в правительстве были произведены важные перестановки. Несмотря на то что из 30 входивших в правительство министров 3 были перемещены на другие должности и столько же потеряли свои посты, кабинет остался гендерно-сбалансированным. Стоит отметить, что основной причиной перестановки была неопределенность экономической политики США, возникшая в обстановке начавшегося президентства Д. Трампа.
Брендом гендерно-сбалансированного правительства Дж. Трюдо стала разработка и применение «гендерного анализа +».
Выше уже упоминалось, что Канада была одним из лидеров в процессе разработки основ и методов гендерного анализа. Его суть заключается в оценке последствий принятия политических решений для каждого пола. Исходное положение гендерного анализа состоит в том, что равенство полов не должно сводиться к их отождествлению. В обществе существуют различные группы женщин и мужчин, в каждой из которых отдельно взятый индивид обладает своим универсальным набором характеристик, поэтому равные возможности не всегда будут означать равные результаты. Истинное равенство и справедливость не должны противоречить праву на различия. Гендерный анализ помогает ликвидировать барьеры, существующие между мужчинами и женщинами, которые мешают им занимать равные позиции. Гендерный анализ включает в себя «сбор качественной информации, понимание гендерных тенденций в экономике и обществе, использование знаний для выявления потенциальных проблем и поиска решений в ежедневной работе» [Шведова, 2002: 13].
Новаторством команды Дж. Трюдо стало добавление к словосочетанию «гендерный анализ» знака «+». Тем самым правительство подчеркнуло свою приверженность лозунгу «В многообразии — сила Канады» и концепции «Канада для всех». Отличаясь этнокультурным многообразием (более 200 этнических групп), Канада может служить относительно успешной моделью для других государств в деле улаживания культурных и конфессиональных разногласий. Идея канадского многообразия как визитной карточки Канады часто тиражируется официальными лицами внутри страны и за рубежом.
Термин «гендерный анализ +» означает, что, наряду с гендерными соображениями, учитываются расовые, этнические и религиозные отличия, возрастные особенности, ограниченные ментальные и физические возможности [GBA + and gender equality]. На этапе разработки правительственных стратегий проводятся консультации с НКО, различными экспертами, ведомствами. Деятельность министерств носит открытый характер, что позволяет осуществлять общественный контроль гендерно-ориентированной политики. После прихода к власти либералов проведение гендерного анализа + стало строго обязательным условием работы государственных учреждений.
Изучение внутриполитических и внешнеполитических решений правительства Дж. Трюдо показывает, что требование о проведении гендерного анализа + четко соблюдается.
Правительство Дж. Трюдо: новые гендерные ракурсы
Возьмем для примера нетрадиционную для включения гендерных сюжетов сферу военной политики. Летом 2017 г. был принят программный документ по военной политике «Белая книга по обороне», определяющий ее приоритеты и направления. Примечательно, что при разработке военно-политической доктрины Канады гендерный анализ был проведен впервые в ее истории. Результаты анализа отражены в специальном приложении «Белой книги» «Гендерный анализ плюс и обзор политики обороны» [Strong, Secure, Engaged... , 2017: 104 — 106]. Сам метод был назван ценным аналитическим инструментом, который способствует тому, чтобы политика отвечала потребностям различных групп населения. Кроме приложения, гендерной проблематике были посвящены и другие разделы военной концепции.
Показательно, что в «Белой книге» выражение «женщины и мужчины канадских вооруженных сил» повторяется 14 раз. (Для сравнения: в предыдущей военной доктрине, принятой правительством консерваторов, только один раз используется выражение «женщины в форме».) Интересно, что в начале военной концепции представлены вступительные обращения министра иностранных дел, министра обороны и состоящей из четырех советников консультативной группы, т. е. трех мужчин и трех женщин, ответственных за представленный документ. Даже при разработке «Белой книги» соблюдалось гендерное равенство.
Гендерные аспекты были интегрированы во все ключевые направления военной политики, начиная от комплектования армии и заканчивая планированием зарубежных военных операций. Гендерная составляющая была включена в тренинги канадских военных всех уровней. Особое внимание было уделено участию женщин в вооруженных силах Канады. В настоящее время женщины составляют в них 15 %. Планируется увеличение этого показателя до 25 % через 10 лет, а также активное продвижение женщин в высший офицерский состав [ibid.: 101]. Предусматриваются и другие меры, в частности направленные на предотвращение сексуальных домогательств и насилия в канадской армии.
Крупным достижением правительства Дж. Трюдо на гендерном поле стало принятие первого федерального бюджета, содержавшего результаты гендерного анализа. Они были оформлены в отдельную, пятую статью бюджета на 2017/18 финансовый год, которая называлась «Гендерное заявление». В ней говорилось, что при составлении финансового плана необходимо следовать двум неразрывно связанным принципам. Во-первых, учитывать воздействие принятия политических решений на жизнь как женщин, так и мужчин. Во-вторых, на всех этапах разработки политики должен проводиться гендерный анализ. Интересно, что в бюджете-2017 было выявлено более 60 мер, имеющих различные гендер-ные последствия [Budget 2017, 2017: 227].
В бюджете-2017 перечислены некоторые достижения и трудности Канады в области женской занятости (табл.).
Успехи и проблемы Канады в области женской занятости
Достижения Проблемы
Канада — одна из стран-лидеров по количеству женщин, получивших высшее образование (более 70 %) Женщины составляют 47 %о рабочей силы (в 1976 г. — лишь 38 %). Это высокий показатель по сравнению с другими членами ОЭСР Несмотря на то что большее количество женщин, чем мужчин, имеют высшее образование, они значительно реже трудятся в таких сферах, как наука, технологии, инженерия и математика Разрыв в уровнях заработной платы между мужчинами и женщинами — один из самых высоких среди стран, входящих в ОЭСР (около 20 %) Женщины с детьми, представительницы коренного населения и иммигрантки значительно чаще, чем мужчины, сталкиваются с различными ограничениями, мешающими их продвижению по работе Канадки часто оказываются за чертой бедности, подвергаются насилию, жестокому обращению и дискриминации
Разработчики бюджета не ограничились простым фиксированием существующих проблем. Они предложили программу выравнивания обнаруженной тендерной асимметрии. Она включала следующие меры: увеличение финансирования детских дошкольных учреждений; расширение круга льгот по уходу за детьми, предоставляемых любому из родителей; помощь семьям с низкими и средними доходами (особенно матерям-одиночкам); дополнительные расходы на студенческие программы и тренинги, в которых участвуют девушки и женщины. Было также запланировано оказать поддержку представительницам коренного населения и начать имплементацию пятилетней стратегии борьбы с насилием по гендерному признаку [ibid.: 223].
Обращает на себя внимание и представленная в бюджете-2017 первая в истории Канады Национальная жилищная стратегия, на реализацию которой планируется израсходовать 40 млрд долларов в течение 10 лет. В ней учитываются особые трудности и потребности женщин и девочек, которые находятся в более уязвимом положении (например, бегут от домашнего насилия). В связи с этим 25 % финансов будет идти на поддержку проектов, помогающих женскому населению [Canada's National Housing Strategy... , 2017: 11].
Гендерно-ориентированным был и следующий бюджет, принятый правительством Дж. Трюдо весной 2018 г. Об этом говорит само название документа: «Равенство и рост для формирования сильного среднего класса» [Budget 2018, 2018: 10]. Как и предыдущий, этот бюджетный план прошел гендерную экспертизу. В первой главе, предлагающей меры для стимуляции экономического роста в стране, содержатся рекомендации о привлечении большего числа женщин в сферу научных и аналитических разработок, в высокотехнологичные и передовые отрасли, а также в предпринимательскую деятельность.
Солидное финансирование было выделено и на гендерную составляющую внешней политики. Речь, в первую очередь, идет о двух ключевых канадских программах: во-первых, о так называемой инициативе «Элси», предусматривающей внедрение гендерного подхода в миротворческие операции ООН; во-вторых, о политике государственной помощи развитию, которая получила официальное название «феминистская» из-за сосредоточения ее главного фокуса на интересах девочек и женщин. Оба эти направления ранее были предметом нашего исследования [Исраелян, 2018].
Формирование и исполнение гендерно-ориентированных бюджетов имеет важное социально-экономическое и политическое значение по следующим причинам. Прежде всего, гендерный бюджет позволяет увеличить доступ женщин к государственным ресурсам и тем самым способствует преодолению гендерного неравенства. Кроме того, гендерный анализ дает возможность полнее и глубже оценить последствия принимаемых решений и соответственно повысить эффективность государственного бюджета. Наконец, разработка гендерных бюджетов предполагает вовлечение экспертного сообщества, женских и других неправительственных организаций и групп и активизирует деятельность гражданского общества.
Упомянем еще об одном направлении гендерной политики Дж. Трюдо — реформировании дипломатической службы Канады. Продолжая линию на достижение гендерного баланса в различных сферах политической жизни, либералы
взяли курс на увеличение числа женщин на дипломатической службе. По данным на октябрь 2017 г., из 137 канадских представительств за рубежом 56 возглавляли женщины. Для справки: на высших должностях в канадском дипломатическом корпусе в 2016 г. были 42 женщины, а в 2014 г. — 28 [Shekar, 2017: 18]. И хотя гендерная асимметрия в распределении дипломатических рангов пока не преодолена, Канада занимает лидирующие позиции среди промыш-ленно развитых стран. Кстати, согласно исследованию ООН, женщины составляют только 15 % глав зарубежных представительств во всем мире [ibid.: 15].
При анализе данных о гендерном неравенстве в западных странах невольно возникает желание сопоставить их с российскими показателями. Мы попытались это сделать, проанализировав базу персоналий российских дипломатов в рангах: чрезвычайный и полномочный посол, чрезвычайный и полномочный посланник 1-го класса и чрезвычайный и полномочный посланник 2-го класса. В представленном на конец декабря 2017 г. списке из 583 персоналий было всего 11 женщин [Сайт МИД РФ. , 2017], что составило менее 2 % от общего числа.
Заключение
Проведенное исследование показало, что находящееся у власти либеральное правительство Дж. Трюдо энергично внедряет принципы гендерного равенства как во внутреннюю политику Канады, так и в ее международную деятельность. Гендерная ориентированность прослеживается в основных внутриполитических программах и стратегиях, таких как бюджетный процесс, разработка военной концепции, формирование высших органов власти. Гендерный компонент присутствует и в ключевых направлениях внешнеполитического курса — дипломатии, торговле, помощи развивающимся странам. В этой связи политику Дж. Трюдо можно отнести к активной гендерной, или эгалитарной, которая, по мнению О. А. Хасбулатовой, «имеет целью интегрировать действия, направленные на укрепление равенства между полами, во все политические стратегии и программы.» [Хасбулатова, 2005: 12]. Можно только согласиться с О. А. Хасбулатовой, упоминающей Канаду в числе стран, активно включающих гендерный подход во внутриполитическую жизнь страны.
Поделимся своими соображениями о том, почему правительство Дж. Трюдо уделяет такое внимание гендерной проблематике. Для этого существует целый ряд причин.
Во-первых, включение женщин в социально-экономические процессы приносит ощутимые дивиденды: по прогнозам международных экспертов, достижение гендерного равенства во всем мире может увеличить глобальный ВВП на 12 трлн долларов за 10 лет. Показательно, что уже сейчас женщины создают около 40 % мирового ВВП [Budget 2018, 2018: 241, 242].
Во-вторых, защита прав женщин традиционно была сферой внешнеполитической и дипломатической активности Канады. Она известна своими конструктивными и новаторскими инициативами, вследствие чего пользуется заслуженным авторитетом в международном сообществе. Здесь Дж. Трюдо идет по «протоптанной тропе», закрепляя достижения прошлых лет и дополняя их свежими подходами и наработками.
В третьих, самая, может быть, важная причина состоит в том, что тендерная составляющая внешней политики позволяет Канаде уйти от наиболее острых международных проблем, прикрыться правозащитной и тендерной риторикой. Канаде весьма удобно «не светиться» в условиях трудных и затяжных переговоров по соглашению о свободной торговле в Северной Америке (НАФТА) и лишний раз не раздражать Д. Трампа, усиливающего нажим на партнеров по соглашению и грозящего выходом из него.
И в-четвертых, гендерные сюжеты весьма популярны среди канадской общественности. Транслируя их, Дж. Трюдо и его команда зарабатывают дополнительные политические очки у электората.
Мы отнюдь не склонны переоценивать успехи эгалитарной гендерной политики Дж. Трюдо. В Канаде, как и в других странах, много нерешенных проблем: разрыв между мужчинами и женщинами в уровнях заработной платы, нарушения прав коренных жительниц и иммигранток, низкое представительство женщин в парламенте. Вместе с тем предложенные Оттавой смелые инициативы и оригинальные решения дают основу для размышлений, формирования свежих подходов и, возможно, выработки вариантов для их практического использования в других национальных контекстах.
Библиографический список
Аггеева И. А. Политическая история Канады. М.: Ин-т всеобщей истории РАН, 2013. 287 с.
Айвазова С. Г. Гендерный дискурс в поле консервативной политики // Женщина в российском обществе. 2017. № 4. С. 3—13.
Данилов С. Ю. История Канады. М.: Весь мир, 2006. 253 с.
Исраелян Е. В. Гендерные аспекты внешней политики Канады // США и Канада: экономика, политика, культура. 2018. № 6. С. 47—59.
Комаров А. Н. К вопросу о сущности канадского консерватизма // Канадский ежегодник. М., 2011. Вып. 15. C. 65—80.
Сайт МИД РФ: персоналии. 2017. URL: http://www.mid.ru/activity/shots/personnel/ extraordinary_ambassador (дата обращения: 20.12.2017).
Хасбулатова О. А. Российская гендерная политика в ХХ столетии: мифы и реалии. Иваново: Иван. гос. ун-т, 2005. 371 с.
Шведова Н. А. Просто о сложном: гендерное просвещение. М.: Антиква, 2002. 211 c.
Budget 2017: Building a Strong Middle Class / Department of Finance Canada. 2017. URL: https://www.budget.gc.ca/2017/docs/plan/budget-2017-en.pdf (дата обращения: 14.06.2018).
Budget 2018: Equality and Growth: a Strong Middle Class / Department of Finance Canada. 2018. URL: https://www.budget.gc.ca/2018/docs/plan/budget-2018-en.pdf (дата обращения: 04.04.2018).
Canada's National Housing Strategy. A Place to Call Home. Vancouver, 2017. 41 p.
GBA+ and gender equality // Status of Women Canada. URL: http://www.swc-cfc.gc.ca/gba-acs/index-en.html (дата обращения: 15.03.2018).
Human Development Report 2016. 2016. URL: http://hdr.undp.org/sites/default/files/ 2016_human_development_report.pdf (дата обращения: 15.05.2018).
Liberal Platform: a New Plan for a Strong Middle Class. Ottawa, 2015. 68 p.
Murphy J. Trudeau gives Canada first cabinet with equal number of men and women // The Guardian. 2015. November, 4. URL: https://www.theguardian.com/world/2015/nov/04/ canada-cabinet-gender-diversity-justin-trudeau (дата обращения: 17.03.2018).
Shekar S. Female ambassadors say mentoring key to seeing more top women diplomats // The Hill Times. 2017. November, 1. P. 15—18.
Strong, Secure, Engaged. Canada's Defence Policy / Minister of National Defence. Ottawa, 2017. 113 р.
The Harper Record 2008—2015 / ed. by T. Healey, S. Trew; Canadian Centre for Policy Alternatives. Ottawa, 2017. 434 p.
References
Aggeeva, I. A. (2013) Politicheskaia istoriia Kanady [Political History of Canada], Moscow: Institut vseobshchei istorii Rossiiskoi akademii nauk.
Aivazova, S. G. (2017) Gendernyi discurs v pole konservativnoi politiki [Gender discourse in the field of conservative policy], Zhenshchina v rossiiskom obshchestve, no. 4, pp. 3— 13.
Budget 2017: Building a Strong Middle Class (2017), Department of Finance Canada, Ottawa, available from https://www.budget.gc.ca/2017/docs/plan/budget-2017-en.pdf (accessed 14.06.2018).
Budget 2018: Equality and Growth: a Strong Middle Class (2018), Department of Finance Canada, Ottawa, available from https://www.budget.gc.ca/2018/docs/plan/budget-2018-en.pdf (accessed 04.04.2018).
Canada's National Housing Strategy. A Place to Call Home (2017), Vancouver.
Danilov, S. Iu. (2006) Istoriia Kanady [History of Canada], Moscow: Ves' mir.
GBA+ and gender equality, Status of Women Canada, available from http://www.swc-cfc.gc.ca/gba-acs/index-en.html (accessed 15.03.2018).
Healey, T., Trew, S. (eds) (2017) The Harper Record 2008—2015, Canadian Centre for Policy Alternatives, Ottawa.
Human Development Report 2016 (2016), available from http://hdr.undp.org/ sites/default/files/2016_human_development_report.pdf (accessed 15.05.2018).
Israelian, E. V. (2018) Gendernye aspekty vneshnei politiki Kanady [Gender aspects of Canadian foreign policy], SShA i Kanada: ekonomika, politika, kul'tura, no. 6, pp. 47—59.
Khasbulatova, O. A. (2005) Rossiiskaia gendernaia politika v XX stoletii: mify i realii [Russian gender politics in the XXth century: myths and realities], Ivanovo: Ivanovskii gosudarstvennyi universitet.
Komarov, A. N. (2011) K voprosu o sushchnosti kanadskogo konservatisma [What is the essence of Canadian conservatism], Kanadskii ezhegodnik, vol. 15, pp. 65—80.
Liberal Platform: A New Plan for a Strong Middle Class (2015), Ottawa.
Murphy, J. (2015) Trudeau gives Canada first cabinet with equal number of men and women, The Guardian, November 4, available from https://www.theguardian.com/world/2015/ nov/04/canada-cabinet-gender-diversity-justin-trudeau (accessed 17.03.2018).
Shekar, S. (2017) Female ambassadors say mentoring key to seeing more top women diplomats, The Hill Times, November 1, pp. 15—18.
Strong, Secure, Engaged. Canada's Defence Policy (2017), Minister of National Defence, Ottawa.
Shvedova, N. A. (2002) Prosto o slozhnom: gendernoe prosveshchenie [About complex: gender education], Moscow: Antikva.
Статья поступила 12.06.2018 г.