УДК 338.12
Экономические приоритеты нового правительства
Канады
Людмила Алексеевна Немова,
к.э.н., зав. сектором, Институт США и Канады, Российская академия наук, г. Москва, Российская Федерация.
123995, Россия, г. Москва, Хлебный пер., 2/3.
Тел: +7 903 072 34 39, e-mail: [email protected]
В статье проанализированы радикальные перемены в приоритетах экономической политики нового правительства Канады, сформированного Либеральной партией в ноябре 2015 г. Кратко рассмотрены предвыборные позиции двух основных политических партий, претендовавших на получение относительного большинства голосов избирателей. Затем представлен анализ основных тенденций и проблем развития экономики Канады в 20152016 гг. Показано, что при сравнении показателей роста ВВП в послекризисные периоды, именно эти два года были худшими за последние 60 лет. Прибыли корпораций сократились на 24%, а потом ещё на 20%. Ухудшилась ситуация на рынке труда. Совокупная кредитная задолженность граждан впервые превысила величину ВВП.
Эти проблемы осложнили разработку и реализацию первой бюджетной программы правительства. Вместе с тем стали еще более актуальными намеченные им перемены в приоритетах экономической политики. Правительство Джастина Трюдо исходит из того, что в условиях повышенной глобальной нестабильности и усиления внешних рисков государство должно и может более активно участвовать в решении задач хозяйственного и социального развития. Консервативная партия, прежде на-
ходившаяся у власти в стране без малого десять лет, предполагала продолжать действовать в соответствии с установкой «чем меньше государства, тем лучше».
Правительство Джастина Трюдо в срочном порядке снизило налоги на доходы «среднего класса» и увеличило пособия на детей (в размерах, зависящих от обеспеченности семьи). Принята масштабная программа модернизации производственной и социальной инфраструктуры, с расчетом израсходовать не менее 125 млрд. долл. в течение 10 лет. Программа получила поддержку со стороны деловых кругов, рассматривающих ее как фактор улучшения условий для предпринимательства и стимулирования деловой активности. Позитивная оценка дана экспертами ОЭСР и МВФ. Наиболее серьезная проблема для правительства - рост бюджетных дефицитов. Они планировались в небольших размерах порядка 10 млрд. в год, однако из-за ухудшения экономической ситуации дисбаланс между может составить 30 млрд. в каждом из ближайших двух лет.
Канадский опыт реализации крупных инфраструктурных проектов представляет практический интерес для России. Проблемы, рассмотренные в статье, ранее не освещались в отечественных научных публикациях. Проанализирован широкий круг источников, включая документы правительства Канады, международных организаций ОЭСР и МВФ, данные национальной статистики, материалы ряда канадских экспертно-консультативных центров.
Ключевые слова: экономика Канады, экономическая политика правительства Канады, Джастин Трюдо, мировое хозяйство, глобальные проблемы
Economic policy priorities of the new Canadian government
Dr. Liudmila A. Nemova,
Head of Section, Institute for the USA and Canada Studies, Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia, 2/3, Khlebny per., 123995 Moscow, Russia.
Tel: +7 903 072 34 39, e-mail: [email protected]
The article is looking at the radical changes in the federal economic policies after the new Canadian Prime Minister Justin Trudeau formed a majority government in October 2015. It presents an overview of the recent developments in Canadian economy. Due to external shocks and internal problems Canada's GDP was growing in 2015-2016 at the slowest pace in 60 years. Corporate profits fell 24% and then another 20%. Labor market situation has got worse in many regions. Canada's household debt is now bigger than its GDP, for the first time. These problems are complicating the tasks related to the development and implementation of the national government's economic program. Its first measures were aimed at reducing the tax burden for the middle class taxpayers and increasing the amounts of the child benefits for the lower and middle income earners. The main element of the long-term economic strategy is massive investment in building and maintaining public infrastructure. The federal government will allocate no less than $125bln over 10 years for these purposes. The plan is supported by regional governments and municipalities, as well as business community. It is widely believed that infrastructure renewal will stimulate economic growth and strengthen Canada's long-term competitiveness. The plan was endorsed by both OECD and IMF. At the same time, relatively big federal budget deficits
amounting to about $30bln a year are the most controversial and potentially dangerous problem.
Canadian experience in the area of infrastructure renewal may be of practical interest for Russia. The most recent developments in Canada's economic policies, which were analyzed in this article so far haven't been covered in other research publications in Russia. The article is based on the analysis of the Liberal party and Canada's government documents, publications of the OECD and IMF, statistical data, as well as research papers published by private think-tanks.
Key words: Canadian economy, federal economic policies, Justin Trudeau, global economy
О новом правительстве Канады
В результате всеобщих парламентских выборов, состоявшихся 19 октября 2015 г., к власти в Канаде на федеральном уровне вернулась Либеральная партия - после почти десятилетнего перерыва. Партия во главе с Джа-стином Трюдо получила возможность сформировать правительство большинства, опирающееся на самую многочисленную фракцию в нижней палате парламента. Либералы заняли в ней более половины депутатских мест -184 из 338. Благодаря этому, новое правительство может в течение ближайших четырёх лет принимать сложные решения и действовать без риска быть отправленным в отставку в случае вотума недоверия со стороны объединённой оппозиции.
Выдвинутая Либеральной партией программа «прогрессивных перемен» получила действительно широкую поддержку со стороны избирателей. По образному выражению политических комментаторов, на карте, отражающей результаты выборов, эта партия окрасила в
красный цвет (её символики) все крупнейшие города страны, включая Торонто, Монреаль, Ванкувер, Оттаву, Виннипег, Калгари, Галифакс. По уровню поддержки либералы доминировали во всех демографических группах избирателей - молодежи, людей среднего возраста и пожилых, мужчин и женщин [1]. Прошедшие выборы отличались высоким уровнем участия в голосовании - 69% тех, кто имел такое право (в 2011 г. - 61%).
Всё это позволяет полагать, что проигрыш на выборах 2015 г. Консервативной партии, находившейся у власти с начала 2006 г., был определён не только такими факторами, как «усталость канадцев от прежнего правительства», «привлекательность имиджа молодого лидера» и его «громкая фамилия».
Лидер Либеральной партии, новый премьер-министр Канады 43-летний Джастин Трюдо - сын оставившего яркий след в истории страны премьер-министра Пьера-Элиотта Трюдо. Человека глубоко образованного и эрудированного, отличавшегося независимостью мышления при умении прислушиваться к мнению других и собирать вокруг себя сильную команду профессионалов. Государственного деятеля, способного к смелым и решительным действиям. Вместе с тем, следует отметить, что некоторые из его решений, особенно в области внутренней политики, оцениваются в канадском обществе и в прошлом, и в настоящем далеко неоднозначно.
По оценкам ветеранов в современной Либеральной партии, личные качества П. -Э. Трюдо в какой-то мере присущи и Джастину Трюдо. Хотя он пришёл в «большую политику» недавно, его движение по этому пути было стремительным. В 2008г. впервые избран депутатом федерального парламента. В 2013 г., через полтора года после серьезного поражения Либеральной партии на
выборах 2 мая 2011 г. Джастина Трюдо избрали ее лидером. Это решение было принято в очень сложный для либералов момент - ведь в 2011 г. партия впервые в истории откатились на третье место по числу депутатов в федеральном парламенте.
Примечательно, что в 2015 г. многие ветераны-либералы весьма активно участвовали в предвыборной кампании, публично поддерживая нового лидера, разъясняя и пропагандируя предлагаемые партией экономические и внутриполитические реформы, возможные изменения во внешней политике [2]. Среди тех, кто выразил готовность быть консультантами нового правительства -два бывших премьер-министра, бывшие министры финансов, юстиции, обороны, главы центрального банка. Это в значительное мере нейтрализовало основной мотив нацеленных на Джастина Трюдо предвыборных атак консерваторов, с использованием аргументов «неопытен, неумел, не готов».
Следует обратить внимание и на то, что в самой Консервативной партии в последние годы происходили процессы, которые отчасти носили деструктивный характер и ослабили ее изнутри (а в итоге снизили уровень поддержки со стороны избирателей). В течение 2015 г. более 27% депутатов палаты общин от Консервативной партии заявили об отказе баллотироваться в качестве кандидатов для участия в очередных всеобщих парламентских выборах. По оценкам политологов, это - самый массовый «выход» депутатов из состава политиков, действующих на федеральном уровне [3].
За несколько месяцев до выборов 2015 г. крупные потери понес и кабинет министров, возглавляемый Стивеном Харпером. По разным причинам в добровольную отставку ушли 4 министра (в том числе занимавшие такие
ключевые позиции, как пост министра юстиции или пост министра экономического развития). Скончался ветеран партии Джим Флаэрти, бессменно занимавший пост министра финансов с 2006 г. и пользовавшийся большим авторитетом среди депутатов канадского парламента, независимо от их партийной принадлежности.
С нашей точки зрения, заслуживают изучения подходы к формированию состава нового правительства Либеральной партии, которое приступило к работе 5 ноября 2015 г. Первое, на что обращают внимание комментаторы - сбалансированность кабинета министров в плане равного представительства мужчин и женщин. Примечательно и то, что его состав сочетает людей разного возраста, профессионального и жизненного опыта [4]. При выработке решений и планов по особенно сложным вопросам формируются команды, включающие разнопрофильных специалистов, которые могли бы, с одной стороны, использовать опыт прежних достижений и неудач, а с другой - рассматривать возможности применения нетривиальных, инновационных подходов.
Сложилось так, что новой правительственной команде приходится разрабатывать и осуществлять экономическую политику в условиях неблагоприятной и ухудшающейся внутрихозяйственной и геополитической ситуации. Прогнозы официальных и независимых экспертов, предсказывавших ускорение роста ВВП, инвестиций и занятости, не оправдались.
Экономика в зоне повышенных рисков
Важно учитывать, что предвыборная программа Либеральной партии и затем первый бюджетно-экономи-ческий план нового правительства разрабатывались с расчетом улучшения экономической ситуации в стране
и в Соединённых Штатах (с которыми Канада связана тесными интеграционными связями). Ведь 2015 г. по многим показателям оказался худшим за последние несколько лет. В первом полугодии произошла рецессия, поразившая всю сферу материального производства -горнодобывающие отрасли и нефтегазовый сектор, лесопромышленный комплекс, обрабатывающий сектор, строительство и отрасли коммунального хозяйства. Меньше пострадали сельское хозяйство и энергетика. При этом на сферу услуг спад не распространился, тогда как в современной канадской экономике на отрасли этой сферы приходится более 75% ВВП. Однако в целом за год его реальный объем вырос лишь на 1,1%.
По прогнозам экспертов предполагалось, что темпы хозяйственного роста в 2016 г. могут ускориться до 2,5% и более [5]. Расчеты строились на том, что подъем в экономике США будет способствовать давно ожидаемому увеличению канадского экспорта на американские рынки. Многие аналитики полагали также, что дополнительным стимулом к росту производства и экспорта продукции обрабатывающих отраслей послужит снижение стоимости энергии и падение курса канадского доллара, сильно зависящего от ситуации в ресурсном секторе. Наряду с этим сохранялись надежды на некоторую стабилизацию, а затем и восстановление спроса и цен на мировых рынках сырья и энергоносителей.
Однако в реальности эти расчеты не оправдались. Во втором квартале 2016 г. в Канаде вновь произошел спад в отраслях материального производства. Дополнительный удар по предприятиям нефтегазового сектора нанесли стихийные пожары, охватившие в апреле-мае большие площади вблизи города Форт-Макмюррей, неподалеку от района залегания гигантских месторождений
нефтяных песков. По официальным данным, были временно выведены из строя около трети всех добывающих мощностей, приостановлено действие ряда трубопроводов. В дальнейшем выяснилось, что город и находящийся рядом аэропорт пострадали от пожаров очень сильно, но урон, нанесённый производственным мощностям в районах добычи, оказался не столь существенным, как опасались.
В целом, сравнение темпов роста канадской экономики по периодам послекризисных подъемов показало, что именно два года, предшествовавших «юбилейному» для Канады 2017 г., были в этом плане худшими за последние 60 лет! [6]
В период с середины 2014 до середины 2016 г., реальный прирост ВВП составил всего 1,2% за 24 месяца. Прибыли корпораций упали более чем на 20%, а инвестиции сократились в среднем примерно на 10%. Впервые после выхода из рецессии 2008-2009 гг. Канада по основным экономическим показателям попала в число отстающих в группе семи ведущих рыночных стран, тогда как прежде, напротив, была в числе лидеров.
Экономическая программа правительства Джастина Трюдо
Сформированное в октябре 2015 г. новое правительство во главе с Джастином Трюдо подвергло радикальному пересмотру некоторые базовые установки и приоритеты федеральной политики.
По основным установкам и содержанию, первая экономическая программа Либеральной партии имеет ряд принципиальных отличий от предвыборной платформы консерваторов и той политики, которую они проводили в 2011-2015 гг. В тот период правительство во главе со
Стивеном Харпером опиралось на фракцию большинства в парламенте и могло проводить реформы консервативной направленности без учета оценок и предложений оппозиционных фракций.
Правительство Джастина Трюдо исходит из того, что в современных условиях - повышенной глобальной нестабильности, усиления внешних рисков и замедленного роста экономики - государство должно и может более активно участвовать в решении задач хозяйственного и социального развития [7]. Консервативная партия, судя по содержанию предвыборной программы, предполагала продолжать действовать в соответствии с главной идеологической установкой - «чем меньше государства, тем лучше».
Первая бюджетно-экономическая программа правительства Джастина Трюдо была вынесена на рассмотрение вновь избранного парламента в марте 2016 г. В сфере социальной и экономической политики в качестве первоочередных задач определены следующие:
Снижение налоговой нагрузки на «средний
класс»;
Реформа федеральной системы пособий на детей с акцентом на поддержку семей с низкими и средними доходами;
Доработка совместно с региональными правительствами и муниципалитетами долгосрочной и масштабной программы модернизации производственной и социальной инфраструктуры. Отбор и запуск первой серии проектов, наиболее значимых с точки зрения стимулирующего воздействия на повышение производительности труда, рост экономики и занятости [8].
Изменение в федеральных налогах заключается в некотором снижении ставки налоговых изъятий из годовых доходов в размере примерно от 45 до 90 тыс. долл. При этом введена новая ставка величиной в 33% на доходы, превышающие 200 тыс. долл. в год. По существу, произведено перераспределение налоговой нагрузки между различными доходными группами населения. В целом реформа рассчитана так, чтобы быть «нейтральной в фискальном отношении» - иными словами, она не направлена на повышение общего уровня изъятий из доходов граждан с целью увеличить поступления в бюджет.
Реформа системы пособий на детей заключается в усилении адресности выплат. Семьи с низкими и средними доходами получили прибавки в выплатах (разные в зависимости от возраста детей). Наиболее обеспеченные семьи не получают таких пособий, но могут вычитать из налогооблагаемых доходов определенные виды затрат, связанных с воспитанием детей.
Правительство также продлило на 5 недель сроки выдачи пособий по безработице в тех регионах, где ее уровень значительно повысился из-за продолжительного спада в ресурсных отраслях. В этом числе - Альберта, а также провинция Ньюфаунленд и Лабрадор, экономика которых в течение двух лет переживает рецессию.
Долгосрочная инфраструктурная программа является наиболее масштабной и значимой экономической инициативой нового правительства. Программа рассчитана на перспективу в 10 лет. По оценкам Ассоциации канадских муниципалитетов, подтвержденным независимыми экспертами, в модернизацию различных объектов (того, что разрушилось, износилось, устарело за несколько десятилетий) необходимо вложить не менее 130 млрд. долл.
Обновления и развития во многих городах и за их пределами требуют газовое хозяйство и электросети, канализационные и очистные сооружения, прочие объекты коммунального хозяйства, транспортные системы, а также школы, больницы и иные учреждения. Все эти объекты производственной и социальной инфраструктуры относятся к преимущественной сфере ответственности государства и общественного сектора национальной экономики. Вместе с тем, по сложившейся в развитых рыночных странах практике, непосредственная реализация такого рода проектов в современных условиях, как правило, осуществляется с использованием хозяйственных механизмов государственно-частного партнерства. Такие механизмы включают различные схемы (для крупных проектов, чаще всего, уникальные) разделения финансовых, технических и прочих рисков, как и возможных доходов, между партнерами со стороны частнопредпринимательского сектора и органов государственной власти.
Проблема «инфраструктурного дефицита», создающего препятствия для развития экономики, прежде уже неоднократно обсуждалась представителями региональных и местных властей с федеральным правительством. В начале 2013 г. правительство Стивена Харпера объявило о намерениях затратить на модернизацию инфраструктуры порядка 50-60 млрд. долл. в течение 10 лет. Однако реальное выделение средств так и не было начато, поскольку более приоритетной задачей федеральные власти тогда считали полную ликвидацию бюджетного дефицита. Поэтому в 2012-2015 гг. были заморожены или сокращались ассигнования по многим экономическим и социальным статьям федерального бюджета.
В программе нового правительства предложено вложить в модернизацию инфраструктурных объектов не
менее 125 млрд. долл. в течение 10 лет. То есть примерно вдвое больше, чем намечалось прежде. В 2016 г. на стадии запуска были относительно небольшие проекты, поскольку процесс разработки крупных проектов требует более длительных сроков.
Следует отметить, что программа инфраструктурной модернизации пользуется активной поддержкой со стороны деловых кругов, рассматривающих её как важный фактор улучшения условий для предпринимательства, стимулирования деловой активности и повышения конкурентоспособности страны в условиях большой нестабильности и роста внешних рисков. В частности, в докладе экспертов авторитетной исследовательско-консуль-тативной организации «Конференс борд оф Кэнада» сделан вывод, что «большие расходы на инфраструктуру -это единственная мера, которая поможет экономике страны вернуться к устойчивому росту в 2017 г.» [10].
Весьма спорным аспектом программы нового правительства, вызывающим серьезные дискуссии среди экспертов и в обществе в целом, является решение о временном возврате к практике дефицитного финансирования. Ещё во время предвыборной кампании 2015 г. руководители Либеральной партии заявляли о том, что для осуществления крупных модернизационных инвестиций необходимо и возможно вновь временно отступить от курса на сбалансированность федерального бюджета и допустить превышение расходов над доходами. В ограниченном размере и на ограниченный срок, чтобы избежать риска образования хронических бюджетных дефицитов.
В первые месяцы работы нового правительства предполагалось, что при среднегодовых темпах роста экономики на уровне 2-2,5% на этапе запуска инфраструктур-
ной программы дефициты будут составлять примерно 10 млрд. долл. ежегодно в течение трех лет. Возврат к сбалансированному бюджету был тогда намечен к 2019 г. 10 млрд. долл. - это примерно 3% общей суммы федеральных расходов или всего 0,5% ВВП страны, что представляет собой небольшую величину.
Однако реальная хозяйственная ситуация сложилось намного хуже, чем предполагалось. Темпы роста экономики оказались вдвое ниже прогнозируемых, во втором квартале 2016 г. вновь произошёл спад. Ухудшилась ситуация на рынке труда и замедлился рост потребительского спроса. В этих условиях в первую бюджетную программу правительства Джастина Трюдо пришлось заложить гораздо более крупные дефициты - в размере около 30 млрд. долл. как в 2016, так и в 2017 финансовом году. Это обстоятельство вызвало острую критику со стороны части экспертов и оппозиционных партий в парламенте. Правительство обвиняют в нарушении предвыборных обещаний (одно из главных - не допускать больших дефицитов) и безответственном популизме, который может ввергнуть страну в порочный круг хронического роста государственной задолженности [11].
В то же время программа правительства получила сильную поддержку, как внутри страны, так и со стороны международных организаций. В частности, эксперты крупнейших канадских банков обратились к новому кабинету министров с рекомендацией безотлагательно принять меры для стимулирования деловой активности, затратив на эти цели не менее 20 млрд. долл. в текущем финансовом году [12]. Решения правительства Канады значительно увеличить расходы на инфраструктурную модернизацию и поддержку хозяйственного роста полу-
чили позитивную оценку экспертов ОЭСР, а также руководства Международного валютного фонда [13].
В официальном заявлении главы МВФ Кристин Ла-гард по итогам её визита в Канаду в сентябре 2016 г. было подтверждено, что руководство МВФ «полностью поддерживает стратегию роста, которую осуществляет правительство страны». Подчёркнуто, что в современных условиях власти должны «использовать все имеющиеся средства для оживления спроса в краткосрочной перспективе и ускорения структурных реформ с целью повышения производительности труда в среднесрочном плане» [14]. Было указано также, что Канада, таким образом, вносит «важный вклад в укрепление глобальной
стабильности и экономическое развитие в мире».
* * *
Канада, которая в 2017 г. переступит рубеж 150-летия в статусе независимого государства - страна, развивающаяся в весьма сложных внутренних и глобальных условиях. По сравнению с периодами «до НАФТА и ВТО» зависимость от внешнего влияния усилилась, а свобода маневра государства в проведении самостоятельной экономической политики, напротив, существенно сократилась.
В XXI в. «правила поведения» государства в хозяйственной сфере, в отношениях с иностранным и национальным бизнесом, как и в отношениях с госструктурами других стран жестко регламентируется международными договорами о либерализации торговых и инвестиционных режимов. Это, прежде всего, имеющие глобальный характер соглашения о принципах, правилах и механизмах, внедряемые посредством структур Всемирной торговой организации. В современных условиях они
дополнены и усилены совокупностью двусторонних договоров, а также многосторонних соглашений нового типа - таких, как Всеобъемлющее торгово-экономическое соглашение между Канадой и Европейским союзом (СЕТА) и Транстихоокеанское партнерство.
В новых соглашениях закреплены ещё более жесткие ограничения для национальных правительств. Они обязаны обеспечивать весьма высокую степень открытости для иностранных инвестиций и согласовывать с партнёрами общие подходы в области государственной экономической политики. Позиции транснациональных корпораций в отношениях с правительствами принимающих стран укрепляются путём радикальных изменений в механизмах разрешения конфликтов.
Процесс ратификации соглашения СЕТА между Канадой и ЕС, подписанного еще в сентябре 2014 г., надолго затянулся и сталкивается с большими проблемами из-за растущих протестов со стороны общественности, да и властей различного уровня во многих европейских странах. Там всеобъемлющее торгово-инвестиционное соглашение с Канадой рассматривают - в значительной мере справедливо - как «пробный вариант» соглашения о Трансатлантическом партнерстве с США. А эта страна, по сравнению с Канадой - куда более могущественный, агрессивный и стремящийся к доминированию партнер-соперник как в экономическом, так и геополитическом плане. Немалые и пока ещё не совсем ясные проблемы для правительства Канады сулит и взаимодействие с новой администрацией США. В частности - по вопросам пересмотра или даже отмены многосторонних договорённостей, достигнутых в рамках соглашения о Транстихоокеанском партнерстве (ТТП). 12 стран Азиатско-Тихоокеанского региона подписали это соглашение
в феврале 2016 г., но процесс его ратификации «завис» из-за подъема протекционистских настроений в ходе избирательной кампании в США.
Изучение современной внутренней политики и внешнеэкономической стратегии правительства Канады представляет большой интерес, в том числе и практический.
References
1. Blackwell T. Election that broke the rules: Liberals swept demographic groups, pollsters say // The National Post. - October 20, 2015. - [Электронный ресурс]. - URL: http://news.nationalpost.com/news/canada/canadian-politics/ an-election-that-broke-the-rules-liberals-swept-demographic-groups-pollsters-say (дата обращения: 22.10.2015).
2. Geddes J. How the Liberals took down the Tories. Canada's 42nd election was a triumph on a scale no sensible pundit or pollster could have predicted // Maclean's Magazine. -October 20, 2015. - [Электронный ресурс]. - URL: http://www.macleans.ca/politics/ottawa/trudeaumania-how-the-liberals-took-down-the-tories/ (дата обращения 24.10.2015).
3. Harper faces exodus from Conservative caucus ahead of election // Ipolitics. - 30.06.2015. - [Электронный ресурс].
- URL: http://ipolitics.ca/2015/06/30/harper-faces-exodus-from-conservative-caucus-ahead-of-election/ (дата обращения 14.07.2015).
4. Full list of Justin Trudeau's cabinet // CBC News-Politics.
- 04.11.2015. - [Электронный ресурс]. - URL: www.cbc.ca/news/politics/full-list-of-justin-trudeau-s-cabinet-1.3300699 (дата обращения 5.11.2015).
5. BMO Capital Markets. Canadian Economic Outlook. October 17, 2015 // BMO Capital Markets. - 17.10.2015. -[Электронный ресурс]. - URL: http://www.
bmonesbittburns.com/economics/forecast/ca/cdamodel.pdf (дата обращения 24.10.2015).
6. Argitis T. Canada's economy is growing at the slowest pace in 60 years // Bloomberg News. - 2.08.2016. - [Электронный ресурс]. - URL: http://business.financialpost. com/news/economy/canadas-economy-is-growing-at-the-slowest-pace-in-60-years-and-the-only-thing-holding-us-up-is-housing (дата обращения 12.08.2016).
7. Real Change: Liberal Party Platform // Liberal Party. -[Электронный ресурс]. - URL: https://www.liberal.ca/ realchange (дата обращения 14.08.2016).
8. Budget 2016 - Canada.ca // Finance Canada. - March 22, 2016. - [Электронный ресурс]. - URL: www.budget.gc.ca/2016/docs/plan/budget2016-en.pdf (дата обращения 17.09.2016).
9. Crisis or opportunity. Time for National Infrastructure Plan // Canada 2020. - October 1, 2014. - [Электронный ресурс]. - URL: http://canada2020.ca/crisis-opportunity-time-national-infrastructure-plan-canada/ (дата обращения 14.03.2016).
10. Hodgson G. The Canadian Economy in 2016: Insights From the Chief Economist // The Conference Board of Canada. - May, 10.2016. - [Электронный ресурс]. - URL: http://www.conferenceboard.ca/e-library/byauthorid.aspx? author=306 (дата обращения 14.05.2016).
11. Coyne A. Federal budget 2016 is one from the 1970 // The National Post. - March 22, 2016. - [Электронный ресурс]. - URL: http://news.nationalpost.com/full-comment/ andrew-coyne-federal-budget-2016-is-one-from-the-1970s-to-address-problems-of-1980s (дата обращения 17.09.2016).
12. Babad M. Big banks urge Ottawa to spend $20-billion in rapid stimulus // The Globe and Mail. - 03.03.2016. - [Электронный ресурс]. - URL: http://www.theglobeandmail.
com/report-on-business/top-business-stories/scotiabank-urges-ottawa-to-spend-20-billion-in-rapid-stimulus/article 29007468/ (дата обращения 14.08.2015).
13. Governments must boost spending to escape 'low-growth trap': OECD // Reuters. - 01.06.2016. - [Электронный ресурс]. - URL: www.reuters.com/article/us-global-economy-oecd-idUSKCN0YN46O (дата обращения 14.08.2015).
14. Statement by IMF Managing Director Christine Lagarde at the Conclusion of her Visit to Canada // International Monetary Fund. - September 14, 2016. - [Электронный ресурс]. - URL: http://www.imf.org/en/News/Articles/ 2016/09/14/pr16405-Statement-by-IMF-Managing-Director-Christine-Lagarde-at-the-Conclusion (дата обращения 17.09.2016).
\