УДК 327+327.82
Канадская дипломатия при правительстве Дж. Трюдо: формы, методы, оценки
Евгения Викторовна Исраелян,
к.и.н., ведущий научный сотрудник, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт Соединенных Штатов Америки и Канады Российской Академии Наук (ИСКРАН), г. Москва, Российская Федерация. 121069, Москва, Хлебный пер., 2/3. е-шаП: [email protected]
Дипломатия была и остается одним из важнейших направлений внешнеполитической деятельности каждого государства, в том числе и Канады. Канадские дипломаты внесли весомый вклад в теорию и практику международных отношений, в формирование норм и стандартов дипломатической службы, в разработку ее приемов и инструментария. Пиком дипломатической активности Канады было ее «золотое« десятилетие» (1947-1957), связанное с именами блестящих дипломатов - Л. Пирсона, Н. Робертсона, Х. Ронга, Дж. Холмса. Современная канадская дипломатия использует достижения предыдущих лет и вносит в переговорный процесс новые элементы. В статье рассматриваются следующие вопросы: Каковы особенности канадской дипломатии при правительстве Дж. Трюдо? Каковы ее успехи и неудачи? Какие методы и инструменты она использует? В работе проанализированы три направления дипломатической деятельности правительства Дж. Трюдо: «модная» дипломатия, ген-дерная составляющая дипломатической службы и ди-
153
пломатия «второй дорожки». Показано, как классические методы, разработанные в «золотой век», сочетаются с новаторскими приемами. На каждом из рассмотренных нами направлений у Либералов есть свои достижения и столь же очевидные промахи. «Модная» и «гендерная» дипломатия Дж. Трюдо производят невероятный PR-эффект и создали ему репутацию самого популярного политика в мире. Успехи на поле «второй дорожки» оказались гораздо более скромными, а сама идея и перспектива ее применения, по мнению экспертов, заслуживают большего внимания. Статья основана на канадских источниках, большая часть которых прежде не вводились в научный оборот российскими исследователями.
Ключевые слова: Канада, внешняя политика Канады, Джастин Трюдо, дипломатия, канадская дипломатия, гендер, гендерное равенство, женщины и дипломатия, дипломатия «второй дорожки»
Canadian Diplomacy under Trudeau government: forms, methods and assessments
Evgenia V. Issraelyan
Candidate of Sciences (History), Leading Researcher, Institute for the US and Canadian Studies, Russian Academy of
Sciences (ISCRAN), Moscow, Russian Federation, 2/3, Khlebny per., Moscow, 121069, Russia. е-mail: [email protected]
Diplomacy was and remains one of the most important directions of the foreign policy of every state, including Canada. Canadian diplomats have made a significant contribution
154
to the theory and practice of international relations, to the formation of norms and standards of the diplomatic service, to the development of diplomatic tools. The «Golden age» of Canadian diplomacy (1947-1957), is associated with the names of the prominent diplomats - L. Pearson, N. Robertson, H. Wrong, J. Holmes. Modern Canadian diplomacy builds on the achievements of previous years and introduces new elements in the negotiation process. This article discusses the following questions: What are the characteristics of Canadian diplomacy under Justin Trudeau's government? What are the diplomatic achievements and failures? What methods and patterns are used? And what is its innovative potential? The article is based on Canadian sources which have not been under scrutiny of the Russian scholars.
Key words: Canada, Canadian foreign policy, Justin Trudeau, diplomacy, Canadian diplomacy, gender, gender equality, women and diplomacy, track II diplomacy
Дипломатия была и остается одним из важнейших направлений внешнеполитической деятельности Канады. Канадцы внесли весомый вклад в теорию и практику международных отношений, в формирование норм и стандартов дипломатической службы, а имена выдающихся канадских дипломатов приобрели широкую известность в политических кругах.
Видный дипломат и ученый Дж. Холмс (1910-1988), проработал почти 20 лет в МИД Канады, был канадским временным поверенным в СССР (1947-1948), участвовал в разработке внешней политики Канады после окончания Второй мировой войны. В 1960-е - начале 1970-х гг. возглавлял ведущий мозговой центр страны - Канадский институт по международным делам. Наиболее известная
155
научная работа Дж. Холмса - двухтомник эссе по внешней политике. Он особенно интересен тем, что содержит оценки и наблюдения о событиях, в которых автор принимал непосредственное участие. С его соображений о становлении и развитии дипломатии начнем настоящую статью.
Во-первых, считал Дж. Холмс, дипломатия - неотъемлемая часть международных отношений. Многие ученые убеждены, что дипломатия существовала в доисторические времена, и что она - одна из древнейших профессий. Дж. Холмс делает упор на то, что дипломатия -по существу, примитивный инстинкт человека, и никакие технологические новшества ( в то время - изобретение ТЕЛЕКСА) не заменят живой переговорный процесс [1, с. 44-54].
Во-вторых, Дж. Холмс писал, что развитие транснациональных связей, размывание идей государственного суверенитета вызывают необходимость пересмотра роли дипломатии, ее форм и методов. Классические дипломатические приемы должны дополняться нетрадиционными, учитывающими современные реалии (информационно-технологические достижения, выход на международную арену новых акторов, таких, как, например, канадские провинции, неправительственные организации, корпорации). Новые цели и задачи должны быть поставлены перед внешнеполитическими и зарубежными ведомствами.
В-третьих, Дж. Холмс был убежден, что, несмотря на тесную связь между дипломатией и внешней политикой, смешивать одно понятие с другим было бы неправильным. Внешняя политика определяется интересами государств, в то время как дипломатия, хоть и отражает общественную структуру государства, все же является
156
средством осуществления политики. И если во внешнеполитической сфере Канада продолжала в момент написания книги Дж. Холмса оставаться державой «среднего ранга» (в международной экономике, в двусторонних связях с США), то в дипломатии ее роль заметно снижалась. «Посредничество», «лоббирование» и «поиск компромиссов», которые были «визитной карточкой» канадской дипломатии в «золотое десятилетие 1940-1950-х гг.», стали, по мнению Дж. Холмса, общепринятой нормой в многосторонних организациях и форумах. Особого внимания и усилий со стороны канадцев в этих видах деятельности больше не требовалось. Главной установкой канадской дипломатии, рекомендовал Дж. Холмс, должно быть налаживание партнерских отношений с членами международного сообщества и по мере возможностей, защита интересов Канады в диалоге с США.
В-четвертых, как отмечал Дж. Холмс, в обсуждении внешней политики и дипломатической деятельности должны участвовать представители различных слоев общества - эксперты, научные круги, СМИ, частный сектор, рядовые канадцы. Такое взаимодействие способствует демократизации процесса принятия решений и расширению спектра рассматриваемых идей.
Несмотря на то, что с момента издания работ Дж. Холмса прошло почти пятьдесят лет, его выводы сохраняют свою актуальность. Пожалуй, за исключением одного из изложенных выше соображений: «посредничество», «лоббизм», разработка компромиссов не утратили своего значения в качестве основных инструментариев канадской дипломатии.
Переходя к анализу современной канадской дипломатии, отметим, что она использует достижения предыду-
157
щих лет и вносит в переговорный процесс новые элементы. В нашей статье рассматриваются следующие вопросы: Каковы особенности канадской дипломатии при правительстве Дж. Трюдо? Какие методы и приемы она использует? В чем ее инновационный потенциал?
«Модная» дипломатия Дж. Трюдо
Словосочетание «модная» дипломатия и раньше присутствовало в политическом лексиконе, однако оно, как правило, применялось в отношении женщин-политиков или «первых леди». Термин означает использование модной одежды и аксессуаров как дипломатического метода, в том числе для передачи скрытых месседжей и намеков. Методы «fashion-diplomacy» были в арсенале таких видных политиков, как М. Тэтчер, М. Олбрайт (так называемая «сумочная дипломатия»), а также супруг первых лиц государств (М. Обамы и М. Трамп). После прихода к власти Дж. Трюдо этот инструментарий был включен его командой в международную деятельность, а направление получило дополнительный импульс, вышло на новый уровень и стало развиваться в «мужском варианте». С точки зрения PR-эффекта выбор «модной дипломатии был беспроигрышным: для нее прекрасно подходили молодость, личное обаяние, умение носить одежду и воспитание Дж. Трюдо.
Поначалу «модная дипломатия» вкупе с декларированными Дж. Трюдо либеральным интернационализмом и гуманитарными ценностями, способствовали небывалому всплеску его популярности за рубежом. Приведем цитату из женского журнала «Мари-Клэр»: «Первый раз мы посчитали, что это - просто особенность стиля. Во второй раз мы расценили это как желание разрядить ат-
158
мосферу серьезных мероприятий. Но когда канадский премьер Джастин Трюдо стал надевать веселые яркие носки под деловой костюм в третий, в четвертый (и так далее) раз, не только мы, но и весь мир задумался о том, что, возможно, забавная fashion-привычка Трюдо имеет глубинный подтекст» [2].
Вот лишь некоторые примеры «модной дипломатии» Дж. Трюдо, которая получила название «носочной». Каждый раз при появлении премьер-министра в публичном пространстве его носки содержат «политическое послание». Эксперты считают это удачной находкой, так как, в отличие от женщин, у мужчин немного опций для передачи месседжей с помощью предметов туалета (вариации цвета и фасона достаточно ограниченны). Из доступных аксессуаров, по мнению модельеров, можно задействовать носки, галстуки и запонки. Запонки могут быть не заметны, галстуки - чересчур очевидны, а вот носки -самая подходящая для этого форма одежды.
В июне 2017 г. премьер-министр Канады принял участие в масштабном гей-параде в Торонто, подобрав к своему костюму носки в «радужный» ЛГБТ-принт. А поверх принта было напечатано мусульманское поздравление «Ид мубарак», которое, как правило, произносят в день окончания Рамадана (мероприятия проходили в один день). Так премьер-министр призвал к примирению две важные, но не всегда принимающие друг друга группы канадского населения. Одновременно Дж. Трюдо поддержал национального производителя, по существу сделав ему рекламу: носки были сшиты местной компанией Halal Socks и стоили всего 15 долларов [3].
В канадском ТВ-шоу в июне 2017 г. он появился в носках с принтом в виде кленовых листьев, продемонстрировав патриотизм и приверженность национальной
159
символике. Такие же носки он надел на празднование 150-летия Канады 1 июля 2017 г.
Переходя к рассмотрению методов «модной дипломатии» на международных встречах, отметим, что на саммит НАТО в Брюсселе в 2017 г. Дж. Трюдо приехал в носках с эмблемой альянса. Этим он подчеркнул, что интересы Североатлантического блока стоят выше национальных. Сомневаться в том, что именно таким и было послание премьера, не приходится: сам Трюдо прокомментировал это фото у себя в Инстаграме.
Носки стали неотъемлемой частью образа премьер-министра - даже когда в мире нет очевидных поводов для празднования, он не надевает однотонные модели, предпочитая им принт в клетку или в полоску. Известны случаи, когда он использовал носки, чтобы подчеркнуть уважение к отдельной личности. Как сообщает уже упомянутый выше модный журнал «Мари-Клэр», на встрече с директором компании «Xerox» У. Бернс Дж. Трюдо был в носках в ромбик, напоминающих бриллиант. Они символизировали признание заслуг главы компании в запуске новой модели «Xerox Diamond Edition».
И, наконец, упомянем об эпизоде, произошедшем во время бизнес-форума агентства Блумберг в сентябре 2017 г., где Трюдо выступил в носках с изображением Чубакки. Напомним, что Чубакка - персонаж киносаги «Звёздные войны». Это гуманоид ростом более двух метров, покрытый густой бурой шерстью; он не способен внятно говорить на человеческом языке и изъясняется хриплым рёвом. Его лицо напоминает морду обезьяны или собаки. Аудитория была сильно заинтригована «носочной дипломатией» Дж. Трюдо: некоторые усмотрели в его наряде скрытую «издевку» над Д. Трампом - намек на то, что оба персонажа привлекают мир своей расти-
160
тельностью и ораторским мастерством. Другие не делали таких далеко идущих выводов и расценили рисунок как знак восхищения Дж. Трюдо «Звездными войнами».
Вообще сюжеты «Звездных войн» - излюбленная тематика «носочной дипломатии» Трюдо. Герои этого произведения были изображены на носках Дж. Трюдо во время его встречи с премьер-министром Ирландии Э. Кенни в мае 2017 г. Тогда, в связи с празднованием Международного дня «звездных войн», Дж. Трюдо отступил от своей традиции использовать символику своей страны или государства-партнера.
В отдельных случаях замысел Дж. Трюдо остается для аудитории загадкой. Так произошло на экономическом форуме в Давосе, когда премьер-министр вышел в синих носках с желтыми уточками, или на съезде либеральной партии, куда он пришел в носках с черепами. В обоих случаях собравшиеся остались в недоумении, высказав разные версии и интерпретации увиденного.
В целом «модная дипломатия» Дж. Трюдо вызывает неоднозначную реакцию. В день гей-парада в Торонто и праздника окончания Рамадан многие представители мусульманского вероисповедания осудили выбор носков премьер-министра. Они восприняли как оскорбление сочетание ЛГБТ-принта с текстом традиционного мусульманского поздравления.
Весьма критичным было и освещение СМИ поездки Дж. Трюдо в Индию в феврале 2018 г., когда он и его семья путешествовали по стране, постоянно переодеваясь в различные национальные индийские костюмы. На одном из приемов канадский премьер-министр даже станцевал индийский танец, а на фотографиях он и члены его семьи запечатлены молящимися перед статуей Будды.
161
Стоит отметить, что официальная Оттава возлагала на визит определенные надежды. Во-первых, Индия с ее быстро развивающейся экономикой является для Канады весьма перспективным деловым партнером. Она представляет собой обширный рынок сбыта для канадских поставок сельскохозяйственной продукции, финансовых услуг и других товаров. Однако даже после возобновления в 2015 г. действия соглашения о поставках канадского урана в Индию доля двустороннего товарооборота в общем объеме торговли Канады составляет лишь 2%. А переговоры о зоне свободной торговли, начатые в 2010 г., не сдвинулись с тех пор с «мертвой точки» [4].
Во-вторых, учитывалась и внутриполитическая ситуация в Канаде, а именно, приближающиеся федеральные выборы. Готовясь к ним, политические лидеры страны стремятся привлечь все группы канадского электората - напомним, что в предыдущих избирательных кампаниях голоса «новых канадцев» сыграли решающую роль. Канадские индийцы - одна из самых быстрорастущих и многочисленных диаспор (из неевропейских этнических групп по численности она уступает только китайской). Отправляясь в Индию, Дж. Трюдо ориентировался и на канадских сикхов, социально активную и заметную часть канадских избирателей (около 470 млн чел.). Как известно, сикхские сепаратисты в Индии выступают за создание независимого государства Халистан и имеют сторонников в многочисленной сикхской общине в Канаде. О влиянии сикской диаспоры свидетельствует и тот факт, что осенью 2017 г. сикх Дж. Сингх был выбран лидером Новой демократической партии Канады.
В составе официальной канадской делегации было 14 депутатов парламента индийского происхождения и министр обороны сикх Х. Саджан. Как отмечали СМИ,
162
повышенное внимание канадского руководства к сикхам на сей раз сыграло «злую шутку». Визит чуть не закончился скандалом, когда в числе приглашенных на прием к Дж. Трюдо оказался Дж. Атвал, канадец, связанный с сикскими сепаратистами, который в 1986 г. был признан виновным в подготовке покушения на находившегося с визитом в Канаде индийского министра. В то время Ат-вал был членом Международной федерации сикхской молодежи, которая была признана террористической организацией в Канаде, Великобритании, США и в Индии. Приглашение Атвалу на прием было поспешно отменено, а Дж. Трюдо был вынужден дать разъяснения в прессе, назвав произошедшее «неприятным инцидентом» и пообещав, что виновные понесут за него ответственность».
В результате, был нанесен ущерб двусторонним отношениям, а бывший верховный комиссар Индии в Ка-наде1 В. Пракаш назвал поездку Дж. Трюдо «полным провалом» [5]. Многие канадские и зарубежные СМИ увидели причину этого дипломатического фиаско в чрезмерном увлечении Дж. Трюдо «модной дипломатией, обвинили его в пристрастии к фотосессиям, попытках создать имидж рок-звезды, в легковесности и некомпетентности. По словам индийской газеты «Дейли ньюс энд аналисис», с модной дипломатией Дж. Трюдо явно перестарался» [6]. Некоторые эксперты усмотрели в модной дипломатии Дж. Трюдо и повышенном внимании к сик-скому вопросу нацеленность на домашнюю (канадскую) аудиторию, однако привлечь ее, по их мнению, тоже не получилось. Приведем оценку профессора Карлтонского университета в Оттаве В. Дехейджа: «подтвердилось впечатление о том, что «рок-звезда» оказался «колоссом на глиняных ногах». Попытка повлиять на электорат диаспоры в Канаде и, в то же время, сыграть роль государ-
163
ственного деятеля в Индии, не удалась. Проект рухнул» [5].
Несмотря на поток критики, значительная часть общественности продолжает видеть в «носочных» заявлениях Трюдо призыв следовать мультикультурным ценностям и забыть о старомодных стереотипах - не случайно рейтинг премьер-министра столь высок среди молодых канадцев.
Специалисты обращают внимание на то, что Дж. Трюдо добился успехов и в общении языком жестов, которое также стало важным направлением современной дипломатии. Известно, что Д. Трамп любит во время рукопожатия тянуть руку на себя, ставя собеседника в неудобное положение. На эту уловку попадались многие главы государств, с которыми он здоровался, в том числе премьер-министр Японии С. Абэ. Ему пришлось терпеть рукопожатие Трампа почти 20 секунд. Дж. Трю-до оказался более подготовленным к фирменному приветствию американского президента, чем его коллеги. Во время встречи с Трампом в феврале 2017 г. Трюдо придвинулся поближе к нему и твердо держал руку, избежав провокации. Аналитики назвали «умелое обхождение» канадского премьер-министра с президентом США образцом поведения и настоящим мастер-классом для других политических лидеров [7].
Гендерная составляющая канадской дипломатии
Гендерная проблематика - одна из основных «ниш» внешнеполитической деятельности либерального правительства Дж. Трюдо [8, с. 68]. Гендерная ориентированность прослеживается во всех ключевых направлениях внешнеполитической деятельности
164
Канады: дипломатии, сфере безопасности, торговле, помощи развивающимся странам. При этом либералы основываются на крупных успехах и достижениях Канады в прошлом [9, с. 254-264] и выдвигают новые, необычные инициативы.
«Визитной карточкой» «гендерно-сбалансирован-ного» либерального правительства является разработка и применение «гендерного анализа+». Напомним, что Канаде принадлежит одна из ведущих ролей в разработке основ и методов гендерного анализа. Его суть заключается в оценке последствий принятия политических решений для каждого пола. В основе гендерного анализа лежит понимание того, что равные возможности не всегда будут означать равные результаты, а равенство полов не должно сводиться к их отождествлению. Истинное равенство и справедливость не должны противоречить праву на различия. Гендерный анализ позволяет отрабатывать политические решения, в которых учитывается гендерное различие, характер отношений между женщинами и мужчинами, их ценностные ориентации, жизненные реалии, место и роль в социальных и экономических процессах.
Пришедшее к власти правительство Дж. Трюдо, создавшее первый в истории Канады гендерно-сбалан-сированный кабинет, дало расширенное толкование понятию гендерный анализ. При этом все ключевые принципы гендерного анализа остались в силе. Добавление к словосочетанию «гендерный анализ» знака плюс свидетельствовало о том, что, наряду с гендерными соображениями, в учет принимаются и другие факторы, отражающие многообразие канадского общества. К ним относятся расовые, этнические и религиозные отличия, возрастные особенности, ограниченные ментальные и
165
физические возможности [10]. Тем самым правительство подчеркнуло свою приверженность лозунгу «в многообразии - сила Канады» и концепции «Канада для всех». Отличаясь этнокультурным многообразием (более двухсот этнических групп), Канада может служить относительно успешной моделью для других государств в деле улаживания культурных и конфессиональных разногласий. «Гендерный анализ+» интегрирован в работу всех основных канадских министерств и ведомств, а его проведение строго контролируется правительственной комиссией.
Методология «гендерного анализа+» была применена для разработки таких основополагающих канадских документов по внешней политике, как: миротворческая инициатива Элси, «Белая книга по обороне-2017» и «Феминистская политика помощи международному разви-тию2. Была проведена гендерная экспертиза федеральных бюджетов 2017 и 2018 гг. - явление нечастое даже для развитых демократических стран и, безусловно, прогрессивное. Её значение состоит в том, что она помогла увеличить доступ женщин к государственным ресурсам, способствуя тем самым преодолению гендерного неравенства. Канадская сторона активно продвигала гендер-ные вопросы в повестку дня переговоров по НАФТА, обсуждений в рамках ООН и других международных организаций, в подготовку и проведение саммита Большой семерки 2018 г. в Канаде [8, с. 70-72].
Обращаясь к гендерной проблематике, Дж. Трюдо решает сразу несколько задач. Правительство учитывает выводы международных исследований о том, что включение женщин в экономические процессы может существенно увеличить национальный и мировой ВВП. Кроме того, гендерные инициативы помогают повысить между-
166
народный авторитет страны, что особенно важно в условиях снижения роли и места Канады в мире. Однако самый главный мотив состоит в том, что гендерная составляющая внешней политики позволяет Канаде уйти от наиболее острых международных проблем, прикрыться правозащитной и гендерной риторикой. Канаде это весьма удобно в условиях трудных и затяжных переговоров по соглашению о свободной торговле в Северной Америке. И, наконец, последнее обстоятельство: гендерные сюжеты используются правящими кругами и как сильное пропагандистское средство, рассчитанное на поддержку канадской общественности.
Завершая разговор об общих контурах гендерной составляющей внешнеполитического курса Дж. Трюдо, вернемся к замечаниям Дж. Холмса о связи между дипломатией и внешней политикой. Он, как и многие другие исследователи, считал, что это - хоть и близкие, но не тождественные понятия, так как дипломатия является средством осуществления политики.
В данном контексте вполне логичным кажется реформирование дипломатической службы Канады, предпринятое Дж. Трюдо и направленное на достижение ген-дерного баланса в кадровом составе. Общепризнанно, что успех переговоров зависит не только от качественной проработки вопросов накануне переговоров, всесторонней подготовки позиций по различным вопросам повестки дня и учета обстановки вокруг мероприятий, но и в первую очередь, от профессионализма, опыта и личных качеств переговорщиков. Все перечисленные характеристики участников переговорного процесса важны и заслуживают подробного рассмотрения, которое не представляется возможным в рамках данной статьи. Поэтому
167
автор решила остановиться на значении гендерного фактора в дипломатии.
Специалисты в области гендерных исследований исходят из того, что женщины и мужчины занимают разное положение и выполняют различные гендерные роли в обществе и его институтах (семье, политической структуре, экономике, культуре). Простого признания этих различий не достаточно: они должны учитываться для того, чтобы обеспечить равное распределение социальных и экономических благ и предоставить равные политические возможности.
Тот же подход справедлив для международного контекста. Женщинам и мужчинам свойственно по-разному видеть глобальные проблемы. Учет опыта каждой из ген-дерных групп при формировании подходов к международным вопросам, заключают специалисты, позволяет добиться более устойчивых и долгосрочных результатов.
Продолжая линию на достижение гендерного баланса в различных сферах политической жизни Канады, Либералы взяли курс на увеличение числа женщин на дипломатической службе. Примечательно, что две ключевые внешнеполитические должности из трех принадлежат женщинам. Это - министр иностранных дел Канады Христя Фриланд и министр международного развития Мари-Клод Бибо. (Министром диверсификации международной торговли является Дж. Кэрр.)
Меняется к лучшему и ситуация с распределением дипломатических рангов. По данным на октябрь 2017 г., из 137 канадских представительств за рубежом 56 возглавляли женщины. [11, р. 18]. И, хотя гендерная асимметрия в высших эшелонах дипломатической службы пока не преодолена, среди промышленно развитых стран
168
Канада занимает по данному показателю лидирующие позиции.
Это выяснилось во время дискуссии «Женщины и дипломатия», которая состоялась в октябре 2017 г. в Карл-тонском университете (Оттава). Событие было весьма масштабным: в нем приняли участие более 136 человек -депутаты канадского парламента, представители иностранных государств, официальные лица Канады, ученые и журналисты. Любопытно, что послами четырех стран-членов «Большой семерки» в Канаде (США, Великобритании, Германии и Франции) являются женщины.
В Великобритании только 50 из 267 глав зарубежных миссий - женщины, во Франции - всего 49 женщин-послов (видимо, соотношение примерно то же, что и в Великобритании). [12]. А вот в Германии статистика достаточно печальная: там только 15% верхнего эшелона дипкорпуса - женщины. Кстати, именно такой показатель - 15% женщин-глав зарубежных представительств во всем мире - содержится в исследовании ООН 2015 г.
[11, Р. 15].
Еще один интересный вопрос, который был поднят на конференции - о дискриминации замужних женщин на дипломатической службе. Посол Великобритании в Канаде рассказала о том, что вплоть до 1970-х гг. женщины-дипломаты были обязаны уходить в отставку в случае вступления в брак. И только в 1997 г. в Великобритании появилась первая замужняя женщина в ранге посла. По словам бывшего посла Канады в России Э. Лихи, аналогичная практика существовала и в Канаде до начала 1970-х гг., а затем также была отменена.
Стоит отметить, что канадские женщины-дипломаты занимают высокие позиции в международных рейтингах
169
благодаря своему профессионализму и опыту. Например, Христя Фриланд в 2018 г. была признана американским журналом «Foreign Policy» «Дипломатом года». Эта престижная награда в прошлом присуждалась таким влиятельным политикам, как директор-распорядитель Международного валютного фонда Кристин Лагард, государственный секретарь США Дж. Керри, первый заместитель Генерального секретаря ООН А. Мохаммед [13].
Продвигая идеи гендерной дипломатии, Канада и ЕС выступили с инициативой проведения первого саммита женщин-глав МИД в сентябре 2018 г. В совместном коммюнике отмечалось, что запланированное мероприятие «станет уникальной возможностью собрать вместе всех женщин-глав МИД» для обсуждения глобальных вызовов [14].
Дипломатия второй дорожки
Третья форма дипломатии, которая используется Дж. Трюдо - «дипломатия «второй» и «полуторной» дорожек. Важной особенностью современных международных отношений является растущая роль и влияние негосударственных участников (ТНК; внутригосударственных регионов и глобальных городов; «клубных» форматов типа Г-8, Г-20, БРИКС; СМИ; неправительственных организаций (НПО); религиозных движений; экспертных сообществ). Значение взаимодействия на этом неформальном уровне доказано многолетним опытом мирового развития, когда развязки и сценарии выходов из сложных международных конфликтов были найдены или опробованы с помощью дипломатии «второй дорожки». Напомним, что только за последние 7 лет НПО были дважды награждены Нобелевскими премиями мира (в 2013 г. -
170
Организация по запрещению химического оружия и в 2017 г. - Международная кампания за уничтожение ядерного оружия).
Впервые этот термин употребил американский дипломат Дж. Монтвиль, который в 1981 г. написал о «второй дорожке» как о «неофициальном, неформальном взаимодействии представителей противоборствующих международных групп или государств с целью выработки стратегий, организации человеческих и материальных ресурсов для преодоления межгосударственных конфликтов». Участниками «второго трека» могут быть и официальные представители, выступающие в личном качестве и выражающие собственную позицию.
Главная задача «второй дорожки», по признанию экспертов, - создание благоприятных условий для улучшения взаимопонимания между сторонами и нахождения ими самими решения в той или иной ситуации [15]. Как отмечает российский исследователь С. А. Коротич, многие механизмы «второй дорожки», особенно те, которым удалось установить институциональные связи с межправительственными организациями или привлечь к дискуссиям официальных лиц, всё чаще называют институтами «полуторной дорожки». Они занимают промежуточное положение между правительственным и неправительственным уровнями взаимодействия [15].
Консультации с представителями различных сегментов канадского общества традиционно были важной частью процесса разработки и принятия внешнеполитических решений в Канаде. Вспомним опыт канадского МИД в конце 1990-х гг., когда было внедрено и опробовано понятие «новой дипломатии» как инструмента поддержания безопасности людей. Ее отличительная черта -самое широкое сотрудничество разных участников как
171
внутри страны, так и на международном уровне - многосторонних организаций, НПО, доноров, бизнеса, экспертного сообщества. Такая установка отразила понимание канадским руководством растущего значения общественной составляющей в формировании современного миропорядка. Самым важным результатом так называемого Оттавского процесса, помимо подписания Конвенции о запрещении противопехотных мин (вступила в силу в марте 1999 г.), было создание нового механизма — скоординированных действий государственных и общественных структур.
В последующие годы, особенно при правительстве С. Харпера, этот потенциал сотрудничества власти и гражданского общества был существенно ослаблен. Сейчас на его активизации настаивают как политики, так и научные круги. Сотрудник ведущего мозгового центра Канады Канадского института глобальных дел П. Джонс предлагает, во-первых, усилить поддержку и финансирование гражданских организаций, имеющих опыт разрешения конфликтов. Во-вторых, возобновить работу с канадцами, имеющими опыт и интерес к участию в дипломатии «второй» и «полуторной» дорожек. Эксперт рекомендует, чтобы начальным этапом стало составление списка таких лиц, на основе которого будет создан постоянно действующий механизм проведения консультаций. П. Джонс также советует параллельно начать формирование стратегии взаимодействия государства и гражданских организаций по вопросам посредничества и разрешения конфликтов [16].
Особенно актуальным направлением развития неформальной дипломатии является, по мнению специалистов, азиатско-тихоокеанский регион. Отметим, что Канада давно присутствует в Юго-Восточной Азии: с
172
1977 г. она имеет статус диалогового партнера АСЕАН (Ассоциации государств Юго-Восточной Азии), в 1989 г. была одной из создательниц АТЭС (Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества). Является постоянной участницей регионального форума АСЕАН и Диалога Шангри-Ла (ежегодного межправительственного форума по безопасности), где продвигает инициативы по расширению дипломатии «второй» и «полуторной» дорожек.
Вместе с тем эксперты уверены, что Канада действовала на азиатско-тихоокеанском векторе недостаточно активно. Ее политические и деловые круги весьма болезненно восприняли отказ руководства АСЕАН поддержать заявку Оттавы на вступление в Восточноазиатский саммит. Он был создан в 2005 г. шестнадцатью основными странами Юго-Восточной Азии, а с 2011 г. в его работе принимают участие США и Россия. Руководство АСЕАН объяснило реакцию на запрос Канады ее невысокой вовлеченностью в дела региона. Аналогичная ситуация сложилась и с представительством канадских военных, которые не получают приглашений на совещания министров обороны стран-членов АСЕАН [17].
В ряде случаев канадская сторона и сама не использует открывающиеся возможности для налаживания контактов. В частности, в составе канадских делегаций, регулярно посещающих встречи в рамках Диалога-Шангри-Ла, практически не было высших должностных лиц страны. Не получили развития и научные связи. Из-за недостатка финансирования была фактически свернута работа канадских специалистов по вопросам региональной безопасности в АТР, прежде задействованных в международных проектах.
173
Ученые считают, что указанные недостатки и промахи должны быть устранены. Актуальность этой задачи особенно очевидна в условиях растущего значения АТР в международной экономике и политике, пристального внимания к нему США, стремительного развития Китая как одного из основных центров силы, появления в Юго-Восточной Азии новых региональных структур. Специалисты по вопросам безопасности в АТР из университета Уотерлу (Канада) предлагают следующие рекомендации, направленные на укрепление позиций Канады в регионе: во-первых, четко выделить приоритеты Канады на азиатско-тихоокеанском направлении и сконцентрировать на них усилия и ресурсы. Во-вторых, пересмотреть подход к проблеме обеспечения безопасности в АТР. Он послужит основой для построения эффективной дипломатии, в том числе и неформальной, прочных торгово-экономических отношений и стабильного присутствия в регионе. В-третьих, рассматривать участие в дипломатии «двух» и «полутора» дорожек как ценный вклад в международную и региональную безопасность и в военно-политический диалог. Важной предпосылкой успешного развития дипломатии «второго трека» должно стать, по мнению экспертов, плодотворное межведомственное сотрудничество в Канаде и регулярное взаимодействие Оттавы с независимыми экспертами и неправительственными организациями [17].
В заключение поделимся некоторыми соображениями о дипломатии правительства Дж. Трюдо. Эта деятельность построена на сочетании классических методов, разработанных в «золотой век» канадской дипломатии (посредничество, компромиссы, создание атмосферы доверия на переговорах, наведение мостов) и новаторских приемов. На каждом из рассмотренных нами направле-
174
ний у либералов есть свои достижения и столь же очевидные недостатки. «Модная» и «гендерная» дипломатия Дж. Трюдо имеют невероятный РЯ-эффект, принесли ему громкие овации и создали репутацию самого популярного политика в мире. Успехи на поле «второй дорожки» оказались гораздо более скромными, а сама идея и перспектива ее применения, по мнению экспертов, заслуживают большего внимания.
В последнее время Дж. Трюдо обвиняют в эпатажных нарушениях правил процедуры и этикета, пристрастии к актерским трюкам, к экстравагантной одежде и участию в фото сессиях. Звучит и более серьезная критика: дипломатической ошибкой принято считать его поведение во время поездки в Индию, а также на саммите АТЭС в Дананге в ноябре 2017 г., где он проигнорировал финальную встречу. Это послужило одним из предлогов для срыва окончательной договоренности и сильно испортило отношения с Японией и Австралией.
Нельзя не признать, что критика в целом справедлива. Но правда и то, что Трюдо вводит в оборот новаторские, неожиданные и модерные методы, к тому же столь популярные у молодого поколения. Добавим, что ему удается создать обстановку веселья и праздника вокруг переговоров и сложных проблем, что порой помогает находить необходимые компромиссы. Учитывая, что современный мир быстро меняется, нельзя исключить, что приемы Трюдо, которые кажутся сегодня легковесными, а иногда даже неприемлемыми, могут в будущем войти в каждодневную дипломатическую практику.
175
Примечания
1. Верховный комиссар - глава дипломатического представительства стран Содружества Наций.
2. Миротворческая инициатива 2017 г. названа в честь канадки Элизабет (Элси) Макгилл (1905-1980), авиаконструктора и правозащитницы. Политика помощи международному развитию» получила название феминистской из-за ее нацеленности на защиту прав женщин.
Источники и литература
1. Holmes J. Canada: A middle-Aged Power. Ottawa, McClelland and Stewart Lim., 1976.
2. Джастин Трюдо и его «носочная дипломатия» // URL: http://www.marieclaire.ru/stil-zjizny/djastin-tryudo-i-ego-nosochnaya-diplomatiya/ (дата обращения: 12.06.2018).
3. Friedman V. Justin Trudeau's Sock Diplomacy // The New York Times. 2017. June 27 // URL: https://www.nytimes.com /2017/06/27/fashion/socks-justin-trudeau-canada.html (дата обращения: 10.05.2018).
4. Pant H. Explaining Canadian PM Justin Trudeau's Chilly Reception in India // The Diplomat. 2018. February 22 // URL: https://thediplomat.com/2018/02/ explaining-canadian-pm-justin-trudeaus-chilly-reception-in-india/ (дата обращения: 17.03.2018).
5. Dutt B. Trudeau's India trip is a total disaster - and he has only himself to blame // The Wasington Post. 2018. February 22 // URL: https://www.washingtonpost.com/news/global-opinions/wp/2018/02/22/trudeaus-india-trip-is-a-total-
176
disaster-and-he-has-himself-to-blame/?utm_term=. Ы3Ю3аа5еа1(дата обращения: 05.03.2018).
6. Choudhury S. Justin Trudeau's fashion diplomacy: The curious case of red kurta, golden sherwani and business suit // Daily News and Analysis. 2018. February 23. P. 5.
7. Dyer E. When alphas collide: how Trudeau and Macron handle Trump's displays of dominance // CBC News. 2018. April 28 // URL: http://www.cbc.ca/news/politics/trump-trudeau-macron-handshakes-1.4639718 (дата обращения: 05.03.2018).
8. Исраелян Е. В. Гендерные аспекты внешней политики правительства Дж. Трюдо // США и Канада: экономика, политика, культура. 2018. № 6. С. 66-78.
9. Канада: взгляд из России. Экономика, политика, культура / Отв. ред. В. И. Соколов. М: Анкил, 2002.
10. GBA+ and gender equality // Status of Women Canada. Ottawa // URL: http://www.swc-cfc.gc.ca/gba-acs/index-en.html (дата обращения: 15.06.2018).
11. Shekar S. Female ambassadors say mentoring key to seeing more top women diplomats // The Hill Times. 2017. November 1. P. 15, 18.
12. Blanchfield M. Trudeau's new feminist foreign policy welcomed by new women envoys // The Canadian Press. 2017. October 27 // URL: http://www.cbc.ca/news/politics/feminist-foreign-policy-german-ambassador-1.4374681 (дата обращения:
15.11.2017).
13. FP Staff. 2018 Diplomat of the Year Chrystia Freeland: Read the Transcript // Foreign Policy. 2018. June 14 // URL: https://foreignpolicy.com/2018/06/14/2018-diplomat-of-the-year-chrystia-freeland-read-the-transcript/ (дата обращения:
05.08.2018).
177
14. Гацак А. ЕС и Канада проведут первый саммит женщин-глав МИД // Российская газета. 2018. 23 апреля // URL: https://rg.ru/2018/04/23/es-i-kanada-provedut-pervyj-sammit-zhenshchin-glav-mid.html (дата обращения: 06.05.2018).
15. Коротич С. А. Институты «второй дорожки» в Восточной Азии: неправительственное взаимодействие в области безопасности и роль России // Известия Восточного института. 2015. № 4 (28) // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/instituty-vtoroy-dorozhki-v-vostochnoy-azii-nepravitelstvennoe-vzaimodeystvie-v-oblasti-bezopasnosti-i-rol-rossii (дата обращения: 05.07.2018).
16. Jones P. Canada and Mediation: Issues and Considerations // Canadian Global Affairs Institute. January 2017 // URL: http ://www. cgai .ca/canada_and_mediation_ issues_and_considerations(дата обращения: 03.02.2018).
17. Piereder J., Brouse A. Gone awol? Canada's multi-track diplomacy and presence in the Asia Pacific // IJ Spotlight Series. 2018. June 8 // URL: https://thecic.org/gone-awol (дата обращения: 15.07.2018).
References
1. Holmes J. Canada: A Middle-Aged Power. Ottawa, McClelland and Stewart Lim., 1976.
2. Dzhastin Tryudo i ego «nosochnaya diplomatiya» [Justin Trudeau and his "socks diplomacy" // URL: http://www.marieclaire.ru/stil-zjizny/djastin-tryudo-i-ego-nosochnaya-diplomatiya/ (accessed on June 12, 2018).
3. Friedman V. Justin Trudeau's Sock Diplomacy // The New York Times. 2017. June 27 // URL:
178
https://www.nytimes.com/2017/06/27/fashion/socks-justin-trudeau-canada.html (accessed on May 10, 2018).
4. Pant H. Explaining Canadian PM Justin Trudeau's Chilly Reception in India // The Diplomat. 2018. February 22 // URL: https://thediplomat.com/2018/02/ explaining-canadian-pm-justin-trudeaus-chilly-reception-in-india/ (accessed on March 17, 2018).
5. Dutt, B. Trudeau's India trip is a total disaster - and he has only himself to blame // The Wasington Post. 2018. February 22 // URL: https://www.washingtonpost. com/news/global-opinions/wp/2018/02/22/trudeaus-india-trip-is-a-total-disaster-and-he-has-himself-to-blame/?utm_ term=.1d3f03aa5ea1(accessed on March 5, 2018).
6. Choudhury S. Justin Trudeau's fashion diplomacy: The curious case of red kurta, golden sherwani and business suit // Daily News and Analysis. 2018. February 23. P. 5.
7. Dyer E. When alphas collide: how Trudeau and Macron handle Trump's displays of dominance // CBC News. 2018. April 28 // URL: http://www.cbc.ca/news/politics/trump-trudeau-macron-handshakes-1.4639718 (accessed on March 5, 2018).
8. Israelyan E. V. Gendernye aspekty vneshnei politiki pravi-tel'stva Dzh.Tryudo [Gender Aspects of the Trudeau government // SShA i Kanada: ekonomika, politika, kul'tura [USA-Canada. Economics, Politics, Culture]. 2018. № 6. P. 66-78.
9. Kanada: vzglyad iz Rossii. Ekonomika, politika, kul'tura [Canada: A view from Russia] / Ed. by V. I. Sokolov. Moscow: Ankil, 2002.
10. GBA+ and gender equality // Status of Women Canada. Ottawa // URL: http://www.swc-cfc.gc.ca/gba-acs/index-en.html (accessed on June 15, 2018).
179
11. Shekar S. Female ambassadors say mentoring key to seeing more top women diplomats // The Hill Times. 2017. November 1. P.15, 18.
12. Blanchfield M. Trudeau's new feminist foreign policy welcomed by new women envoys // The Canadian Press. 2017. October 27 // URL: http://www.cbc.ca/ news/politics/feminist-foreign-policy-german-ambassador-1.4374681 (accessed on November 15, 2017).
13. FP Staff. 2018 Diplomat of the Year Chrystia Freeland: Read the Transcript // Foreign Policy. 2018. June 14 // URL: https://foreignpolicy.com/2018/06/14/2018-diplomat-of-the-year-chrystia-freeland-read-the-transcript/ (accessed on August 5, 2018).
14. Gatsak A. ES i Kanada provedut pervyi sammit zhensh-chin-glav MID [EU and Canada will hold a summit of women-heads of ministries of foreign affairs] // Rossiiskaya gazeta [The Russian Newspaper]. 2018. April 23 // URL: https://rg.ru/2018/04/23/es-i-kanada-provedut-pervyj-sammit-zhenshchin-glav-mid.html (accessed on May 6, 2018).
15. Korotich S. A. Instituty «vtoroi dorozhki» v Vostochnoi Azii: nepravitel'stvennoe vzaimodeistvie v oblasti bezopas-nosti i rol' Rossii [Institutes of track II diplomacy in SouthEast Asia: nongovernmental interaction and the Role of Russia] // Izvestiya Vostochnogo instituta [Proceedings of the East Institute]. 2015. № 4 (28) // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/instituty-vtoroy-dorozhki-v-vostochnoy-azii-nepravitelstvennoe-vzaimodeystvie-v-oblasti-bezopasnosti-i-rol-rossii (accessed on July 05, 2018).
16. Jones P. Canada and Mediation: Issues and Considerations // Canadian Global Affairs Institute. January 2017 // URL: http ://www. cgai .ca/canada_and_mediation_ issues_and_considerations(accessed on February 3, 2018).
180
17. Piereder J., Brouse A. Gone awol? Canada's multi-track diplomacy and presence in the Asia Pacific // IJ Spotlight Series. 2018. June 8 // URL: https://thecic.org/gone-awol (accessed on July 15, 2018).
**
\
181