Научная статья на тему 'ЛОЗУНГ СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ С США ВО ВЗГЛЯДАХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЯХ КАНАДСКИХ ПРЕМЬЕР-МИНИСТРОВ С. ХАРПЕРА И ДЖ. ТРЮДО'

ЛОЗУНГ СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ С США ВО ВЗГЛЯДАХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЯХ КАНАДСКИХ ПРЕМЬЕР-МИНИСТРОВ С. ХАРПЕРА И ДЖ. ТРЮДО Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
316
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВОБОДНАЯ ТОРГОВЛЯ / КАНАДСКО-АМЕРИКАНСКИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ПЕРЕГОВОРЫ О ПЕРЕСМОТРЕ СОГЛАШЕНИЯ НАФТА / ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА КАНАДЫ / ПРЕМЬЕР-МИНИСТР С. ХАРПЕР / ПРЕМЬЕР-МИНИСТР ДЖ. ТРЮДО / FREE TRADE / CANADIAN-AMERICAN ECONOMIC RELATIONS / NAFTA RENEGOTIATION / TRADE POLICY OF CANADA / PRIME MINISTER S. HARPER / PRIME MINISTER J. TRUDEAU

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Комкова Елена Геннадиевна

Известный канадский историк Джек Гранатстайн как-то заметил, что наряду с квебекской проблемой свободная торговля с США - это вечный, «экзистенциональный» для Канады вопрос. Он так и назвал свою главу в одной известной книге: «Свободная торговля Канады с США: проблема, которая никуда не денется» [1]. После вступления в силу сначала канадско-американского соглашения о свободной торговле (1989 г.), а затем трехстороннего (с участием Мексики) Североамериканского соглашения о свободной торговле (НАФТА, 1994 г.) казалось, что эта тема была оттеснена на периферию общественного дискурса и в какой-то мере потеряла свою остроту. Однако открытие в августе 2017 г. по инициативе президента Д. Трампа переговоров по пересмотру НАФТА вернули этому вопросу его всегдашнюю актуальность. В 2017-2018 гг. слова «НАФТА» и «свободная торговля» не сходили с первых полос СМИ, а перезаключение этого соглашения было признано важным приоритетом внешнеэкономической политики, как в Канаде, так и в США. С учетом того, что переговоры продолжаются и, как с осторожностью можно предположить, имеют шансы на успешное завершение, будет полезным ознакомиться с тем, как относятся к НАФТА прошлый и нынешний премьер-министры Канады - Стивен Харпер и Джастин Трюдо, и как их высказывания и действия отличаются от подходов их предшественников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Attitude towards Free Trade with the USA by Canadian Prime-Ministers S. Harper and J. Trudeau

Jack Granatstein, a renown Canadian historian, once observed that along with the Quebec problem the issue of free trade with the USA is a perennial problem for Canada. Accordingly, he named his chapter in one popular book as follows: «Free Trade Between Canada and the US: The Issue that Will Not Go Away». After the enactment of Canada-United States Free Trade Agreement (CUSFTA, 1989) and NAFTA (1994) it seemed for a while that the topic has been relegated to the sidelines of public discussion and somehow lost its urgency. But the opening of trilateral negotiations on NAFTA modernization in August 2017 meant that free trade re-took center stage. In 2017-2018, news about NAFTA were making headlines in North American newspapers and its renegotiation was proclaimed a priority for both U.S. and Canadian trade policy. With the ongoing NAFTA renegotiations and a significant possibility for their successful conclusion it may be instructive to visit the past for some guidance and to analyze the attitude towards this issue held by the former (S. Harper) and present (J. Trudeau) Canadian Prime-Ministers.

Текст научной работы на тему «ЛОЗУНГ СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ С США ВО ВЗГЛЯДАХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЯХ КАНАДСКИХ ПРЕМЬЕР-МИНИСТРОВ С. ХАРПЕРА И ДЖ. ТРЮДО»

УДК 327+94 (7)

Лозунг свободной торговли с США во взглядах и политических действиях канадских премьер-министров С. Харпера и Дж. Трюдо

Елена Геннадиевна Комкова,

доктор экономических наук, гл. научный сотрудник, Отдел Канады, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт Соединенных Штатов Америки и Канады Российской Академии наук (ИСКРАН), г. Москва, Российская Федерация.

123995 Москва, ИСКРАН, Хлебный пер., 2/3.

Тел.: + 7 095 (495) 697-58-02, e-mail: [email protected]

Известный канадский историк Джек Гранатстайн как-то заметил, что наряду с квебекской проблемой свободная торговля с США - это вечный, «экзистенциональ-ный» для Канады вопрос. Он так и назвал свою главу в одной известной книге: «Свободная торговля Канады с США: проблема, которая никуда не денется» [1].

После вступления в силу сначала канадско-американского соглашения о свободной торговле (1989 г.), а затем трехстороннего (с участием Мексики) Североамериканского соглашения о свободной торговле (НАФТА, 1994 г.) казалось, что эта тема была оттеснена на периферию общественного дискурса и в какой-то мере потеряла свою остроту. Однако открытие в августе 2017 г. по инициативе президента Д. Трампа переговоров по пересмотру НАФТА вернули этому вопросу его всегдашнюю актуальность. В 2017-2018 гг. слова «НАФТА»

182

и «свободная торговля» не сходили с первых полос СМИ, а перезаключение этого соглашения было признано важным приоритетом внешнеэкономической политики, как в Канаде, так и в США. С учетом того, что переговоры продолжаются и, как с осторожностью можно предположить, имеют шансы на успешное завершение, будет полезным ознакомиться с тем, как относятся к НАФТА прошлый и нынешний премьер-министры Канады - Стивен Харпер и Джастин Трюдо, и как их высказывания и действия отличаются от подходов их предшественников.

Ключевые слова: свободная торговля, канадско-американские экономические отношения, переговоры о пересмотре соглашения НАФТА, внешнеторговая политика Канады, премьер-министр С. Харпер, премьер-министр Дж. Трюдо

The Attitude towards Free Trade with the USA by Canadian Prime-Ministers S. Harper and J. Trudeau

Elena G. Komkova,

Doctor in Economics, Leading Research Fellow, Department of Canada, Institute for the US and Canadian Studies, Russian Academy of Sciences (ISCRAN),Moscow, Russian Federation. 2/3 Khlebny per., Moscow, 121069, Russia. Tel.: + 7 095 (495) 697-58-02, е-mail: [email protected]

Jack Granatstein, a renown Canadian historian, once observed that along with the Quebec problem the issue of free trade with the USA is a perennial problem for Canada. Accordingly, he named his chapter in one popular book as fol-

183

lows: «Free Trade Between Canada and the US: The Issue that Will Not Go Away».

After the enactment of Canada-United States Free Trade Agreement (CUSFTA, 1989) and NAFTA (1994) it seemed for a while that the topic has been relegated to the sidelines of public discussion and somehow lost its urgency. But the opening of trilateral negotiations on NAFTA modernization in August 2017 meant that free trade re-took center stage. In 2017-2018, news about NAFTA were making headlines in North American newspapers and its renegotiation was proclaimed a priority for both U.S. and Canadian trade policy.

With the ongoing NAFTA renegotiations and a significant possibility for their successful conclusion it may be instructive to visit the past for some guidance and to analyze the attitude towards this issue held by the former (S. Harper) and present (J. Trudeau) Canadian Prime-Ministers.

Key words: Free trade, Canadian-American economic relations, NAFTA renegotiation, trade policy of Canada, Prime Minister S. Harper, Prime Minister J. Trudeau

Поскольку лозунг свободной торговли присутствует в публичном пространстве Канады по меньшей мере с середины XIX века, то многие премьер-министры выражали к нему свое отношение. О взглядах, высказываниях и действиях на этот счет П.-Э. Трюдо, Б. Малруни, Ж. Кретьена и П. Мартина мы уже ранее писали [2, с. 172-184]. Поэтому в данной статье, подготовленной в продолжение темы, анализ распространен на двух следующих премьер-министров Канады - С. Харпера и Дж. Трюдо.

Первоначально термин «свободная торговля» относился только к политике Великобритании, которую та

184

после отказа в 1846 г. от протекционистской защиты своего рынка и соблюдения принципов меркантилизма проводила в отношении стран Британской империи, включая Канаду. Просуществовавшее 12 лет - с 1954 по 1966 гг. - первое соглашение об ограниченной свободной торговле между Канадой и США в то время предпочитали именовать иначе - «Договор взаимности». Но постепенно словосочетание «свободная торговля» стало применяться и к соответствующим канадско-американским экономическим договоренностям.

За последние 50 лет с дилеммой заключать или не заключать соглашение о свободной торговле с США сталкивались практически все канадские премьер-министры. Многие, включая Б. Малруни, Ж. Кретьена, П. Мартина и до известной степени П.-Э. Трюдо в ходе своей политической карьеры меняли отношение к этому предмету с отрицательного на положительное. В этом смысле премьер-министры С. Харпер (2006-2015) и Дж. Трюдо (2015 г. - н. время) отличаются от своих предшественников. Оба они представляют следующее поколение канадских политиков, для которых свободная торговля с США является естественным положением дел, «новой нормальностью», доказавшей свою практическую целесообразность, а не чем-то, вызывающим опасение или откровенное неприятие. Как сказано в докладе Постоянного комитета по иностранным делам и международному развитию Палаты общин парламента Канады, опубликованном в январе 2018 г., «в Канаде <...> дебаты о достоинствах свободной торговли в основном завершены. Почти три десятилетия после того, как в 1988 г. всеобщие выборы в Канаде были посвящены главным образом вопросу о свободной торговле, сегодня все три главные политиче-

185

ские партии страны поддерживают соглашение НАФТА и выступают за его модернизацию» [3, р. 21].

И С. Харперу, и Дж. Трюдо на посту премьер-министра пришлось действовать в непростые для североамериканской интеграции и фритреда годы. Правительство С. Харпера столкнулось с тяжелыми последствиями террористического нападения на США 11 сентября 2001 г., вылившимися в ужесточение досмотрового и пропускного режима на американо-канадской границе. Поэтому его главная задача заключалась в том, чтобы не допустить сильного отката назад североамериканской интеграции и отказа от тех достижений, которые проявились в 1990-е гг.

Перед правительством Дж. Трюдо стоит другой вызов - не дать Д. Трампу и его администрации разорвать выгодное для Канады соглашение НАФТА, или, если такое все же произойдет, минимизировать потери и заключить в кратчайшие сроки новый торговый пакт. Поэтому и С. Харпер, и Дж. Трюдо боролись и борются не «против», а «за» сохранение и углубление режима фритреда с США, но по-разному.

Премьер-министр С. Харпер (2006-2015)

С. Харпер, как почти все канадские премьер-министры, пришел к власти под лозунгом необходимости улучшения отношений с США. Он неоднократно, особенно во время своего первого срока пребывания на посту премьер-министра Канады (2006-2008 гг.), высказывался по теме североамериканской интеграции и канадско-американских отношений.

Его первое заслуживающее внимание выступление датируется мартом 2006 г. В нем премьер-министр пока-

186

зал, что прекрасно понимает отличие западноевропейской модели интеграции, за которой стоит политическая и интеллектуальная элита, от североамериканской интеграции, главной движущей силой которой является бизнес. «В Северной Америке, - заявил он на пресс-конференции после окончания Североамериканского саммита в Канкуне, - речь идет не о том, что руководители трех стран стремятся сверху навязывать интеграцию обществу и экономике, а о том, что североамериканское деловое сообщество все настойчивее приглашает государство к более тесному сотрудничеству с целью исправления тех структурных изъянов, которые имеются у НАФТА» [4].

В сентябре 2007 г., отвечая после выступления на вопросы членов нью-йоркского Совета по международным отношениям, С. Харпер высказал мнение о том, что сейчас не лучшее время для «углубления НАФТА или торговых отношений с Мексикой и США». Он мотивировал это слишком большой озабоченностью США вопросами безопасности с упором на национальный суверенитет и национальные границы. В сложившихся условиях, по словам С. Харпера, главная задача его правительства -«не допустить отката назад ни в каком отношении» [5].

В феврале 2008 г. в интервью журналу «Полиси опшн», премьер-министр рассказал о своем отношении к идее введения в Северной Америке общей валюты: «Я полагаю, что в этом вопросе <...> имеется сложность практического характера. Она заключается в том, что в реальности речь идет о переходе Канады на использование доллара США. Я не считаю, что есть какая-то перспектива перехода к общей валюте. Ею всегда будет валюта доминирующей страны и по многим причинам этот

187

вопрос сейчас в практической плоскости не стоит...» [6, p. 7].

В анналы истории вошел и ответ С. Харпера и его министров на высказанную зимой 2008 г. двумя главными претендентами от Демократической партии на выборах президента США Б. Обамой и Х. Клинтон угрозу открытия новых переговоров с Канадой о пересмотре соглашения НАФТА и, в случае, неудачи, выхода из него.

На пресс-конференции после завершения IV саммита североамериканского «Партнерства в области безопасности и экономического процветания» (Security and Prosperity Partnership) в Новом Орлеане в 2008 г. С. Харпер твердо выступил против такого пересмотра и заявил, что вместо этого «НАФТА нуждается в углублении». При этом он привел такой аргумент: «Канада является для США поставщиком энергетических ресурсов номер один. Канада - безопасный и стабильный поставщик. Это критически важно для будущего США...».

Ранее в том же духе, только более откровенно, высказался министр международной торговли Канады Д. Эмерсон. Он открыто предостерег США от возможного неконтролируемого развития событий: «Если вы хотите внести изменения в НАФТА по одному или двум вопросам, то вы не сможете избежать того, чтобы не ревизовать это соглашение и по другим позициям». А также уточнил, что в этом случае «может пострадать привилегированный американский доступ к огромным запасам нефти и газа в Канаде».

В результате, в апреле 2009 г. последовало примиряющее заявление со стороны представителя США на торговых переговорах Р. Керка. По словам последнего, предлагаемые президентом Б. Обамой меры могли быть

188

реализованы и «без открытия новых переговоров по всему тексту соглашения НАФТА», так сказать, в рабочем порядке. Керк также сказал, что, по его сведениям, три североамериканских лидера договорились «рассмотреть возможность оценки и укрепления НАФТА» [Цит. по: 7, с. 28].

В период правления С. Харпера развитие интеграции хотя по-прежнему шло в неброском формате инкремен-тализма, т. е. постепенных пошаговых изменений, однако заметно отличалось от того периода, когда Канаду возглавляли либералы. Возросло количество, и изменился характер деятельности разнообразных комиссий, рабочих и инициативных групп, созданных в рамках канадско-американского «Партнерства в области безопасности и экономического процветания», а также в некоторых других важных структурах (Североамериканский форум, Совет по конкурентоспособности), которые получали недвусмысленные указания сверху продвигаться вперед в рамках утвержденных графиков. Увеличился и охват областей, на которые эта деятельность распространялась (некоторые наблюдатели насчитывали до 300 различных сфер, в которых предпринимались попытки согласования политики и стандартов) [8].

Сравнивая отношение к интеграции с США со стороны консервативного кабинета С. Харпера и предыдущего либерального правительства П. Мартина (2003-2005), представляющий «Канадский центр политических альтернатив» Б. Кембелл пришел к следующему выводу: «Для либеральных правительств глубокая интеграция была скорее практической необходимостью - неизбежной, если не желаемой. Правительство Харпера проявляло больше энтузиазма: оно рассматривало глубокую интеграцию как часть своей

189

долгосрочной задачи по превращению Канады в консервативное общество, больше похожее на США» [9, р. 124].

К концу срока пребывания С. Харпера в должности премьер-министра у него оказались серьезно испорчены отношения с президентом Б. Обамой из-за нежелания администрации США разрешить строительство нефтепровода «Кистоун-ХЪ» из Канады в Техас по экологическим соображениям, и с президентом Мексики из-за решения Канады ввести с 2009 г. визы для граждан этой страны. В итоге С. Харперу пришлось сначала отсрочить, а затем вообще отказаться от проведения в Канаде в 2015 г. очередной Североамериканской «встречи в верхах», чтобы не привлекать внимания к разногласиям со своими визави. (Такая встреча состоялась в Оттаве в 2016 г., и только после того, как Харпера сменил на посту премьер-министра Канады Дж. Трюдо).

И еще один заключительный штрих. В октябре 2017 г., когда США, Канада и Мексика уже вели сложные переговоры о пересмотре НАФТА, С. Харпер, создавший после своего ухода с поста премьер-министра консалтинговую компанию «Харпер энд ассошиэйтс», написал своим клиентам письмо, ставшее из-за утечки информации достоянием СМИ. В нем он раскритиковал переговорную тактику либерального правительства Дж. Трюдо по трем основаниям: за то, что оно: 1) слишком быстро отвергло первоначальные предложения США; 2) настояло на своем участии в переговорах наряду с Мексикой; и 3) выдвинуло предложения по включению в текст обновленного НАФТА так называемых «прогрессивных» элементов - трудовых и экологических отношений, а также защиту прав женщин и аборигенов. «Не имеет значения, что те предложения, которые вы-

190

двинули американцы, хуже тех положений, которые прописаны в НАФТА. При их оценке важно учитывать только то, хотим мы иметь торговое соглашение с США или нет» [10] - говорилось в письме.

Премьер-министр Дж. Трюдо (2015 г. - настоящее время)

Дж. Трюдо предпринял поистине титанические усилия, чтобы наладить отношения с президентом Д. Трампом и спасти тонущее НАФТА. Он учредил в составе своего кабинета министров Комитет по канадско-американским связям, назначил министром иностранных дел Канады обладающую твердым характером и хорошими связями в США Х. Фриланд, создал специальную структуру в Управлении премьер-министра, занимающуюся координацией действий федеральных министерств и ведомств на американском направлении [11, с. 10]. Практически за каждым более-менее значимым канадским министром были закреплены определенные американские штаты для нанесения визитов и агитации за сохранение НАФТА. Премьер-министр Дж. Трюдо сам подал пример того, как это надо делать. В первый год президентства Трампа он по разным поводам посетил США целых восемь раз (до этого, в 2016 - 5 раз), а всего встретился с президентом Д. Трампом, в том числе на разных международных площадках, 17 раз. При том, что сам Д. Трамп оказался первым за 40 лет президентом США, который не побывал в Канаде в первый год своего президентства.

Трюдо сразу же оценил серьезность намерений Д. Трампа по пересмотру соглашения НАФТА и, в отличие от реакции С. Харпера на похожее заявление Б. Оба-

191

мы-претендента, согласился на открытие переговоров. Вначале он стремился представить дело так, что у США есть серьезные претензии только к Мексике, но не к Канаде. Потом пытался свести изменения для Канады к простому «пощипыванию» соглашения. В конце концов заявил, что Канада готова к любому развитию событий.

Дж. Трюдо отказался от выдвижения каких-либо предварительных условий на переговорах о пересмотре НАФТА в виде обозначения «красных линий», заходить за которые Канада не собирается. В то же время он дал ясно понять, что его единственным критерием будет следующий: отвечает ли достигнутое соглашение интересам Канады? Если нет, то Канада своей подписи под ним не поставит: «Отсутствие соглашения для канадцев лучше, чем плохое соглашение» (No deal is better than a bad deal for Canadians) [12].

В открытую прессу, да и то только после того, как об этом рассказал Д. Трамп, просочился рассказ всего об одном случае, когда Дж. Трюдо за закрытыми дверями спорил с Д. Трампом. Это был вопрос о том, имеют ли США дефицит в торговле с Канадой (Трюдо доказывал, что дефицита нет, и что баланс торговли между двумя странами сводится с нулевым или близким к этому сальдо) [13].

По теме канадско-американских отношений и НАФТА Дж. Трюдо высказывался много раз. Можно выделить три его выступления: (1) в канадском «мозговом центре» «Кэнада 2020» в июне 2015 г., (2) в предновогоднем интервью канадским СМИ в декабре 2017 г. и (3) в Фонде и Институте им. президента Рональда Рейгана в Калифорнии в феврале 2018 г.

(1) Программным следует считать его выступление под названием «Реальные перемены в канадско-американских

192

отношениях» в июне 2015 г. в «мозговом центре» «Кэнада 2020». В нем Дж. Трюдо, тогда еще не премьер-министр Канады, а только претендент на этот пост, в наиболее полном виде изложил свой подход к канадско-американским отношениям. Он начал с заявления, что люди его поколения «не видят противоречия между утверждением сильной национальной идентичности страны и наличием экономической взаимозависимости, выгодной всем участникам». Хотя канадско-американские отношения изменились, они и сейчас являются для Канады не менее определяющими, чем 100 лет назад. Затем он рассказал о своем отношении к периодически появляющимся сообщениям о закате американской экономики: «При всей правильности идеи о необходимости диверсификации внешнеторговых связей Канаде не следует ослаблять внимание к своему ближайшему соседу. Я не отношусь к тем людям, которые придерживаются пессимистического взгляда на перспективы американской экономики. Крах американской экономики -это геополитический эквивалент снежного человека: все о нем говорят, но его никто не видел». И далее Дж. Трюдо кратко описал специфику двусторонних отношений. «Особые отношения между Канадой и США не носят автоматического характера. Как и в случае с любыми другими отношениями, чтобы сделать их прочными, в них надо вложить немало труда и их надо заслужить.» В другой части своего выступления он прямо сказал о том, что Канада «не должна считать само собой разумеющимся» чрезвычайно выгодный для нее «свободный доступ на американский рынок» - самый емкий в мире [Цит. по: 14, с. 218-219].

(2) В предновогоднем интервью, которое премьер-министр дал канадским СМИ в декабре 2017 г., он признался в том, что тупики на переговорах по НАФТА ста-

193

ли его головной болью, которая «не дает спать по ночам». А также заявил, что успешное завершение переговоров по пересмотру НАФТА и положение в канадской экономике станут двумя его главными приоритетами в 2018 году [12].

(3) Наиболее убедительно Дж. Трюдо защищал ка-надско-американские отношения, торговлю и НАФТА в ходе посещения США в феврале 2018 г., когда он выступил в Чикагском университете и Фонде (и Институте) имени президента Рональда Рейгана в Калифорнии. Из этих выступлений запомнились несколько интересных цитат и мыслей. «Если свободная торговля между Канадой и США - это плохая идея, то тогда хороших идей нет вообще» [15]. Он немного подправил знаменитое сравнение своего отца, когда тот, выступая в 1971 г. в Экономическом клубе в Нью-Йорке, уподобил Канаду мыши, а США - слону, которые спят в одной постели. Дж. Трюдо сравнил Канаду не с мышью, а с животным покрупнее - лосем, но при этом оговорился, что лось тоже сильно уступает американскому слону в весе и влиянии. (Здесь игра английских слов mouse vs moose). Он также поднял нынешнюю канадско-американскую дискуссию вокруг НАФТА на более высокий уровень, отметив, что двусторонний диалог не должен сводиться к «торговому балансу и таможенным тарифам». «<...> Движение к североамериканской свободной торговле имеет отношение как к техническим вопросам, связанными с тарифами и торговым балансом, так и к цементированию исторически предопределенных двусторонних связей». Олицетворением этих связей является НАФТА. «Свободная и справедливая

194

торговля - это путь не только к процветанию, но и к стабильности, свободе и миру» [16].

В конце мая 2018 г. Дж. Трюдо отменил свой вроде бы согласованный с Д. Трампом визит в Вашингтон, на котором планировалось урегулировать остававшиеся вопросы по НАФТА, после того, как вице-президент США М. Пенс сообщил ему по телефону о выдвижении Д. Трампом предварительного условия. Это условие - согласие Канады на включение в текст обновленного соглашения положения о его автоматическом прекращении через 5 лет, если страны-участницы не заявят о своем желании его продлить (так называемая sunset clause). Трюдо ответил «нет», и визит не состоялся.

Сравнивая подходы Дж. Трюдо и С. Харпера к свободной торговле с США, можно отметить и такое различие. Если С. Харпер скептически относился к Мексике, то Дж. Трюдо с самого начала занял в отношении этой страны дружественную позицию [17, c. 7], которую пока не изменил, несмотря на неоднократные попытки администрации Трампа вбить клин между Канадой и Мексикой. Очередное подтверждение верности избранному курсу прозвучало в июньском (2018 г.) интервью Дж. Трюдо канадскому электронному изданию «Глобл ньюз». Отвечая на вопрос о его отношении к идее Трампа «разменять» трехстороннее НАФТА на две двусторонние сделки США с Канадой и Мексикой, Трюдо энтузиазма не высказал. «Когда оцениваешь те выгоды, которые принесло с собой охватывающее весь континент торговое соглашение <...> [то понимаешь], что этот формат гораздо лучше, и по этой причине, Канада будет продолжать его отстаивать» [18].

195

* * *

НАФТА и уже ощущаемые канадской экономикой последствия начавшейся торговой войны с США обещают стать важной темой приближающихся всеобщих выборов в Канаде, намеченных на октябрь 2019 г. Пока традиционные соперники либералов -консерваторы и новые демократы, учитывая важность соглашения НАФТА для Канады, поддерживают курс правительства Дж. Трюдо на его перезаключение. Но этот консенсус выглядит весьма хрупким. Нетрудно предположить, что с приближением выборов и обострением внутриполитического соперничества, оппозиция будет все сильнее испытывать соблазн обвинить либеральное правительство в ошибках в тактике и стратегии на переговорах с американцами.

Источники и литература

1. Granatstein J. L. Free Trade Between Canada and the US: The Issue that Will Not Go Away // Stairs D., Winham G. R. The Politics of Canada's Economic Relationship with the United States. Research Studies of the Royal Commission on the Economic Union and Development Prospects for Canada. Vol. 29. Toronto: University of Toronto Press, 1985. P. 11-54.

2. Комкова Е. Г. Канада и НАФТА. Итоги и перспективы североамериканской экономической интеграции. М.: ИСКРАН, 2005.

3. Moving the Relationship Forward: NAFTA Modernization and North American Trilateral Cooperation. Report of the Standing Committee on Foreign Affairs and International Development. House of Commons of Canada. Report No. 14.

196

30.01.2018 // URL: http://www.ourcommons.ca/ DocumentViewer/en/42-1/FAAE/report-14/(дата обращения: 12.03.2018).

4. Цит. по: Wells P. Spring Break Summit // Macleans. 04.04.2006.

5. Berthiaume L. Conservative Foreign Policy Will Be Aggressive Despite Size of Government, Says Harper // The Embassy. 26.09.2007.

6. A Conversation with the Prime Minister // Policy Options. February 2008 // URL: http://www.policyoptions.irpp.org/ (дата обращения: 12.05.2010).

7. Цит. по: Комкова Е. Г. Администрация Обамы и новая повестка дня в канадо-американских отношениях // США и Канада: экономика, политика, идеология. 2011. № 3. С. 22-38 // URL: http://elibrary.ru.

8. The Canadian Press, 2007 // URL: www.recorder.ca/cp/National/070222/ n022149A.html (дата обращения: 02.11.2008).

9. Campbell B. Harper and NAFTA-Plus. Deep Integration by Stealth // The Harper Record / Ed. by T. Healy. Canadian Centre for Policy Alternatives. 23.09. 2008.

10. Panetta A. 'Napping on NAFTA': Harper Blasts Trudeau Government Handling of Negotiations. 27.10. 2017 // URL: https://www.nationalnewswatch.com/author/alexander-panetta-the-canadian-press/ (дата обращения: 28.10.2017).

11. Комкова Е. Г. Важные перестановки в правительстве Дж. Трюдо // Россия и Америка в XXI веке. 2017. № 1 // URL: www.rusus.ru (дата обращения: 10.05.2018).

12. Kapelos V., Russell A. What Keeps Justin Trudeau Awake at Night? Deadlock on NAFTA Talks // Global News. 20.12.2017 // URL: https://globalnews.ca/news/3924972/ what-keeps-justin-trudeau-awake-a-night-deadlock-on-nafta-talks/ (дата обращения: 21.12.2017).

197

13. Excerpts From Trump's Interview With The Times // The New York Times. 28.12.2017 // URL: https://www.nytimes.com/2017/12/28/us/politics/trump-interview-excerpts.html (дата обращения: 29.12.2017).

14. Цит. по: Канада: современные тенденции развития. К 150-летию государства / Отв. ред. В. И. Соколов. М.: «Весь Мир», 2017.

15. Press J. If Canada-US Trade is a Bad Idea, There are no Good Ideas: Trudeau. The Canadian Press. 09.02.2018 // URL: https://www.nationalnewswatch.com (дата обращения: 10.02.2018).

16. Speech by Prime Minister Justin Trudeau at the Ronald Reagan Presidential Library and Center for Public Affairs. Simi Valley, California. 09.02.2018 // URL: https://pm.gc.ca/eng/news/2018/02/09/speech-prime-minister-justin-trudeau-ronald-reagan-presidential-library-and-center/ (дата обращения: 10.02.2018).

17. Комкова Е. Г. Североамериканская политика Канады: возрождение интереса к Мексике? // Россия и Америка в XXI веке. 2016. № 1. // URL: www.rusus.ru (дата обращения: 10.05.2018).

18. Connolly A. Trump to Face 'Very, Very Frank' Questions at G7 in First Direct Talks Since Steel Tariffs: Trudeau // Global News. 05.06.2018 // URL: https://globalnews.ca/news/4255562/donald-trump-justin-trudeau-steel-tariffs-g7/ (дата обращения: 06.06.2018).

References

1. Granatstein J. L. Free Trade Between Canada and the US: The Issue that Will Not Go Away // Stairs D., Winham G. R. The Politics of Canada's Economic Relationship with the United States. Research Studies of the Royal Commission on

198

the Economic Union and Development Prospects for Canada. Vol. 29. Toronto: University of Toronto Press, 1985. P. 11-54.

2. Komkova E. G. Kanada i NAFTA. Itogi i perspektivy se-veroamerikanskoi ekonomicheskoi integratsii [Canada and NAFTA. Results and Perspectives of North American Economic Integration] M.: ISKRAN, 2005.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Moving the Relationship Forward: NAFTA Modernization and North American Trilateral Cooperation. Report of the Standing Committee on Foreign Affairs and International Development. House of Commons of Canada. Report No. 14. 30.01.2018 // URL: http://www.ourcommons.ca/Document Viewer/en/42-1/FAAE/report-14/ (accessed on March 12, 2018).

4. Cit. in: Wells P. Spring Break Summit // Macleans. 04.04.2006.

5. Berthiaume L. Conservative Foreign Policy Will Be Aggressive Despite Size of Government, Says Harper // The Embassy. 26.09.2007.

6. A Conversation with the Prime Minister // Policy Options. February 2008 // URL: http://www.policyoptions.irpp.org/ (accessed on May 12, 2010).

7. Komkova E. G. Administratsiya Obamy i novaya povestka dnya v kanado-amerikanskikh otnosheniyakh [The Obama Administration and Canada-U.S. Relations] // SShA-Kanada: jekonomika, politika, kul'tura. [USA-Canada: economics, politics, culture]. 2011. № 3. P. 22-38 // URL: http://elibrary.ru

8. The Canadian Press, 2007. // URL: www.recorder.ca/cp/National/ 070222/n022149A.html (accessed on November 2, 2008).

199

9. Campbell B. Harper and NAFTA-Plus. Deep Integration by Stealth // The Harper Record / Ed. by T. Healy. Canadian Centre for Policy Alternatives. 23.09. 2008.

10. Panetta A. 'Napping on NAFTA': Harper Blasts Trudeau Government Handling of Negotiations. 27.10. 2017 // URL: https://www.nationalnewswatch.com/author/alexander-panetta-the-canadian-press/ (accessed on October 28, 2017).

11. Komkova E.G. Vazhnye perestanovki v pravitel'stve Dzh. Tryudo [Trudeau Cabinet Schuffle] // Rossiya i Amerika v XXI veke. 2017. № 1 // URL: www.rusus.ru (accessed on May 10, 2018).

12. Kapelos V., Russell A. What Keeps Justin Trudeau Awake at Night? Deadlock on NAFTA Talks // Global News. 20.12.2017 // URL: https://globalnews.ca/news/3924972/ what-keeps-justin-trudeau-awake-a-night-deadlock-on-nafta-talks/ (accessed on December 21, 2017).

13. Excerpts From Trump's Interview With The Times // The New York Times. 28.12.2017 // URL: https://www.nytimes. com/2017/12/28/us/politics/trump-interview-excerpts.html (accessed on December 29, 2017).

14. Kanada: Sovremennye tendentsii razvitiya. K 150-letiyu gosudarstva [Canada at 150: The Main Trends] / Ed. by V. I. Sokolov. Moscow: Ves' Mir, 2017.

15. Press J. If Canada-US Trade is a Bad Idea, There are no Good Ideas: Trudeau. The Canadian Press. 09.02.2018 // URL: https://www.nationalnewswatch.com (accessed on February 10, 2018).

16. Speech by Prime Minister Justin Trudeau at the Ronald Reagan Presidential Library and Center for Public Affairs. Simi Valley, California. 09.02.2018. // URL: https://pm.gc.ca/eng/news/2018/02/09/speech-prime-minister-justin-trudeau-ronald-reagan-presidential-library-and-center/ (accessed on February 10, 2018).

200

17. Komkova E. G. Severoamerikanskaya politika Kanady: vozrozhdenie interesa k Meksike? [Canada's North American Policy: A Re-Engagement with Mexico?] // Rossiya i Amerika v XXI veke. 2016. № 1 // URL: www.rusus.ru (accessed on May 10, 2018).

18. Connolly A. Trump to Face 'Very, Very Frank' Questions at G7 in First Direct Talks Since Steel Tariffs: Trudeau // Global News. 05.06.2018 // URL: https://globalnews.ca/news/4255562/donald-trump-justin-trudeau-steel-tariffs-g7/ (accessed on June 06, 2018).

##

\

201

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.