Вестник МГИМО-Университета. 2020. 13(5). С. 78-96 ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ СТАТЬИ
DOI 10.24833/2071-8160-2020-5-74-78-96
"Я) Check for updates
Новое в американо-канадских отношениях и ратификация соглашения ЮСМКА
И.А. Соков
Волгоградский государственный университет
В статье рассматриваются основные тенденции и проблемы в американо-канадских отношениях, связанные с заключением нового торгового договора, заменяющего НАФТА в период президентства Дональда Трампа. Цель исследования -выявить новые политические и экономические особенности в отношениях США и Канады посредством хронологического анализа процесса ратификации соглашения ЮСМКА в американском Конгрессе. Особое внимание уделяется анализу новой модели взаимоотношений между ближайшими североамериканскими партнёрами в условиях новой парадигмы «Америка прежде всего». В результате комплексного анализа автор приходит к ряду выводов. Во-первых, эволюционное развитие фритредерского соглашения НАФТА, отказ от него и принятие преференциального соглашения ЮСМКА являются постепенным и целенаправленным процессом ограждения североамериканских стран от давлений мирового рынка, инициированным в период президентства Дж. Буша-мл. и продолженным последующими американскими президентами. В период президентства Д. Трампа эта политика актуализировалась ещё и в связи с торговой войной между США и Китаем. Во-вторых, за время подготовки соглашения и его ратификации американо-канадские отношения существенно ухудшились, хотя лидеры государств в публичном пространстве этого не признают. В-третьих, подписанное 30 ноября 2018 г. лидерами США, Мексики и Канады соглашение ЮСМКА не стало окончательным вариантом и подлежало ратификации. Причём финальный текст соглашения ЮСМКА в большей степени отвечает интересам США, чем Мексики или Канады. В-четвёртых, оказанное на Канаду американское давление является беспрецедентным в истории их торговых соглашений, особенно в наиболее важных отраслях канадского производства.
В результате, следует ожидать нарастания политических и торговых противоречий между США и Канадой, пересмотра и включения новых дополнительных соглашений в соглашение ЮСМКА.
Ключевые слова: НАФТА, ЮСМКА, свободная торговля, «Америка прежде всего», политическая конкуренция в США, Д. Трамп, Дж. Трюдо, американо-канадские отношения
УДК 327.7
Поступила в редакцию: 10.02.2020 г. Принята к публикации: 01.06.2020 г.
Американо-канадские отношения в научной литературе обычно оцениваются как яркий пример взаимовыгодного политического, военного и экономического сотрудничества великой державы с державой «среднего уровня». Канада осуществляет политическую и военную поддержку США на международной арене, а договор НАФТА стал образцом экономической интеграции в конце XX в. С приходом в Белый дом Дональда Трампа американо-канадские отношения стали существенно меняться. В отличие от своих предшественников, новый американский президент заявил, что Канаде придётся финансово обеспечивать свою военную безопасность и своё участие в НАТО на одном уровне с США (в процентном отношении от ВВП). Соглашение НАФТА Д. Трамп назвал «одной из худших торговых сделок, о которых когда-либо договаривались Соединённые Штаты»1. По его словам, в этом трёхстороннем договоре в течение 25 лет наибольшие выгоды получали Мексика и Канада за счёт Соединённых Штатов, где за этот период закрылись тысячи производств и были потеряны миллионы рабочих мест. По состоянию на 2017 г. американский торговый дефицит с Канадой составил 17,05 млрд долл. США, с Мексикой - 70,95 млрд долл. США.
Цель исследования заключается в определении особенностей нового подхода США к отношениям со своим ближайшим политическим и торговым партнёром - Канадой на примере длительного и трудного процесса ратификации соглашения ЮСМКА2 (далее по тексту - Соглашение). В статье демонстрируется, что не только исполнительная, но и законодательная власть США по-новому подходят к заключению торгового договора с Канадой, обуславливая возможность его ратификации включением выгодных для себя положений, открытием для американцев ранее защищённых канадских рынков: молока и молочных продуктов, зерна и мягкой древесины; увеличением нормативов для товаров североамериканского происхождения и ограничений для Канады по заключению фритредерских договоров со странами, имеющими по оценке США «нерыночную экономику».
К настоящему времени в России и за рубежом исследователи только приступают к изучению процесса ратификации соглашения ЮСМКА, хотя следует отметить, что характеристика и анализ предварительного соглашения (законопроекта) и рассмотрение возможных вариантов его принятия были проведены сотрудниками Института США и Канады РАН (Комкова 2019а; Комкова 2019Ь; Немова 2019), а сравнение текстов соглашений ЮСМКА с НАФТА и с соглашением о Транстихоокеанском партнёрстве канадскими экспертами СиБЫ (МагН, Яшэо 2019).
1 NAFTA пополам: зачем Трампу отдельные соглашения с Канадой и Мексикой. ТАСС. URL: https://tass.ru/ mezhdunarodnaya-panorama/5275485 (дата обращения 10.10.2020)
2 United States-Mexico-Canada Agreement (Text). URL: https://legacy.trade.gov/usmca/ (accessed 10.10.2020)
Краткая история торговых отношений США и Канады
История американо-канадских отношений в контексте североамериканской интеграции начинается после окончания Второй мировой войны, когда США предложили канадскому правительству УЛ.М. Кинга заключить договор о свободной торговле. Канадский лидер, несмотря на то, что был сторонником политики континентализма, помня неудачный опыт премьер-министра У Лорье при заключении договора о «взаимности» в 1911 г., не решился на подписание подобного договора. В последующем Соединённые Штаты неоднократно пытались заключить соглашение, которое позволило бы американскому капиталу занять прочные позиции в экономике Канады. Таким договором, например, стал «Автопакт» (Auto Pact, APTA3), который подписали премьер-министр Канады Л. Пирсон и президент США Л. Джонсон в январе 1965 г. Позднее, в октябре 1987 г., было заключено Канадско-американское соглашение о свободной торговле (Canada - United States Free Trade Agreement, CUSFTA), ратифицированное 2 января 1988 г. В 1992 г. Канада присоединилась к соглашению о свободной торговле между США и Мексикой, которое стало трёхсторонним и было названо НАФТА (North American Free Trade Agreement - NAFTA) (Hart 1990) и вступило в силу 1 января 1994 г. (Комкова 2005).
Развитие либеральной концепции о свободных глобальных рынках в течение последующих 10 лет привело к тому, что участники НАФТА были вынуждены оградить Североамериканский рынок свободной торговли от проникновения дешёвого сырья и товаров из азиатских стран в Мексику, а из стран ЕС -в Канаду, которые по соглашению НАФТА могли попасть в США. Учитывая, что в США заработная плата, цена товара и услуги складывались выше, чем у североамериканских партнёров, американцы в 2005 г. предложили им заключить договор «Партнёрство по безопасности и процветанию Северной Америки» (Security and Prosperity Partnership of North America - SPPNA или кратко SPP). 23 марта 2005 г., в Техасе президент Дж. Буш-мл., мексиканский президент В. Фокс и канадский премьер-министр П. Мартин подписали это соглашение4. По замыслу его разработчиков, «Партнёрство» должно было оградить континентальный экономический блок, прежде всего, от экономической экспансии других стран. Именно тогда же была предложена концепция «периметра безопасности на североамериканском континенте», углубляющая не только формы сотрудничества в сфере континентальной безопасности, но и формирующая единый рынок труда, товаров и услуг, который бы учитывал политические, экономические, культурные и другие особенности трёх стран Северной Америки. Тем самым планировалось, что НАФТА+СПП должно стать закрытой, изоля-
3 Canada-United States Automotive Products Agreement.
4 Это было второе из таких соглашений на региональном уровне с участием США после «Партнёрства для процветания и безопасности в Карибском бассейне» (PPS)
ционистской экономической группировкой. Одной из важных особенностей функционирования СПП было его «незаметное» (evolution by stealth) развитие, позволяющее изменять и реорганизовывать инфраструктуру всех участников «скрытно» от возможных угроз. Однако, эти скрытые действия чиновников и большого бизнеса вызывали у различных организаций гражданского общества закономерные вопросы, например, почему за несколько лет существования СПП в американском Конгрессе ни разу не проходили дебаты или слушания по вопросам развития партнёрства? Закрытость СПП порождала слухи то о создании Североамериканского союза (North American Union)5, то о введении единой валюты - Амеро (Amero)6. В условиях мирового финансового кризиса в январе 2009 г. СПП прекратило своё существование в той форме, в которой оно было инициировано в администрации Дж. Буша-мл. По заявлениям президента Б. Обамы, созданная модель НАФТА+ (НАФТА+СПП) являлась «недостаточной моделью», или даже «провальной моделью» (failed model), поэтому «НАФТА и другие соглашения о свободной торговле должны быть исправлены» таким образом, чтобы в соглашениях преобладали трудовые и экологические условия, которые бы не ущемляли интересы американских рабочих7.
Тогда же президент Б. Обама предложил продолжить североамериканскую интеграцию под новым флагом: не СПП, а так называемого НАЛС (Североамериканский саммит лидеров - North American Leaders Summit - NALS), который кроме вопросов безопасности включал бы рассмотрение, в первую очередь, проблем окружающей среды, иммиграции и трудового рынка НАФТА8. Это говорит о том, что Д. Трамп не является новатором по замене НАФТА другим соглашением: эта необходимость стала очевидной для американского бизнеса ещё десятилетие назад. Партнёры по НАФТА - Канада и Мексика - тем не менее все эти годы, исходя из либеральной модели развития мировых рынков, считали возможным проведение внутренних преобразований в рамках соглашения НАФТА без его кардинальной смены.
Новая американская концепция в переходе от НАФТА к ЮСМКА
30 сентября 2018 г. Соединённые Штаты, Мексика и Канада завершили тринадцатимесячные переговоры, нацеленные на замену «Североамериканского соглашения о свободной порговле» - НАФТА новым соглашением, названным
5 Marshall A.G. Future of North America: Vancouver 2010, Coronation of the North American "Community". URL: http://www. globalresearch.ca/index.php?context=va&aid=8337 (accessed 10.10.2020); Spingola D. 2005. Building a North American Community, the Selling of America. URL: http://www.renewamerica.com/columns/spingola/050715 (accessed 10.10.2020)
6 Marshall A.G. North-American Monetary Integration: Here Comes the Amero. Global research. URL: http://www. globalresearch.ca/index.php?context=va&aid=7854 (accessed 10.10.2020)
7 Schwartz G. Obama: Renegotiate NAFTA as You Promised/ Edited by Emily Washington, DC: Foreign Policy In Focus. URL: http://www.fpif.org/articles/obama_renegotiate_nafta_as_you_promised (accessed 10.10.2020)
8 Security and Prosperity Partnership of North America Alive. URL: http://restorefreespeech.blogspot.com/2009/10/security-and-prosperity-partnership-of.html (accessed 10.10.2020)
«Соединённые Штаты - Мексика - Канада» - ЮСМКА (The Agreement between the United States of America, the United Mexican States, and Canada - USMCA)9. Уже сама смена названия с опущением термина «свободная торговля» может свидетельствовать о новом подходе к соглашению. Главным стратегом и исполнителем по включению изменений с американской стороны в соглашение ЮСМКА стал торговый представитель США Роберт Лайтхайзер (Robert Lighthizer), который добавил в него «существенное американское содержание»10.
Основу текста ЮСМКА составляет текст торгового соглашения о Транстихоокеанском партнёрстве (ТТП), которое продвигалось США с 2008 г. как преференциальное (а не фритредерское) соглашение между 12 странами Азиатско-Тихоокеанского региона (по решению Д. Трампа США вышли из Соглашения 23 января 2017 г.). Кроме того, эксперты отмечают, что «Соглашение ЮСМКА сильно напоминает структуру и содержание соглашения о ТТП. 29 из 30 глав ТТП схожи с главами в ЮСМКА и 72% статей ТТП почти дословно соответствуют статьям в главах ЮСМКА»11.
Как и НАФТА, ЮСМКА представляет собой закрытое соглашение трёх североамериканских стран, нацеленное на беспошлинную торговлю большинством товаров (Marki, Russo 2019). В то же время, по мнению экспертов, новый договор имеет десять принципиально новых позиций: 1) модернизированные главы в новых областях, ориентированных на расширение североамериканского конкурентного пространства; 2) уменьшение «бюрократизма»; 3) усовершенствование процедуры по таким темам как цифровые технологии; 4) устранение различий в регулировании торговой политики трёх стран; 5) увеличение выгод для предприятий; 6) повышение прозрачности и обсуждение регулирующих областей каждой страны; 7) усовершенствование автомобильных правил происхождения с увеличением конкурентных преимуществ Канады; 8) расширение доступа на сельскохозяйственные рынки для Канады; 9) принудительное урегулирование споров по трудовым и экологическим вопросам; и 10) обеспечение экономической активности для коренного населения и др.12.
Подписав соглашение ЮСМКА, Канада была готова его ратифицировать уже в начале февраля 2019 г. Премьер-министр Канады Дж. Трюдо отмечал, что усилия Канады в значительной степени сосредоточены на том, чтобы ратификация торгового соглашения совпадала с решением Белого дома снять «тарифы наказа-
9 ЮСМКА было подписано на саммите G20 в Буэнос-Айресе 30 ноября 2018 г., причём президент Мексики Энрике Пенья Ньето подписал соглашение в свой последний рабочий день. 1 декабря 2018 г. вновь избранный президент Андрес Мануэль Лопес Обрадор принимал присягу в Мехико.
10 Lawder D. U.S. Trade Envoy Lighthizer Says NAFTA Has "Failed" Americans. Reuters. URL: https://www.reuters.com/ article/trade-nafta-usalighthizer-id (accessed 10.10.2020)
11 Gomez Ch. 2019. New Trade Deal: Same as the Old One. The New American. Vol. 35. Issue 18. September 16. P. 44. American Opinion Publishing, Inc. URL: https://www.questia.com/magazine/1G1-602231754/new-trade-deal-same-as-the-old-one (accessed 10.10.2020)
12 United States-Mexico-Canada Agreement. Office of the US Trade Representative. URL: https://ustr.gov/trade-agreements/ free-trade-agreements/united-states-mexico-canada-agreement (accessed 10.10.2020)
ния» на канадский стальной и алюминиевый импорт13. Эти «тарифы» были введены на основании ст. 232 Закона о расширении торговли 1962 г., принятого при президенте Дж. Кеннеди. Ещё в апреле 2017 г. президент Д. Трамп поручил начать два расследования в отношении того, угрожает ли импорт стали и алюминия национальной безопасности США. В феврале 2018 г. в результате исследования Министерство торговли США подтвердило, что импорт стали и алюминиевых изделий угрожает национальной безопасности страны. Следует подчеркнуть, что с мая 2018 г., когда Канада и Мексика уже почти год вели переговоры о замене НАФТА на ЮСМКА, американский президент ввёл таможенные тарифы в отношении своих ближайших торговых партнёров. Не лишним будет отметить, что подобные тарифы были введены и для других государств ещё в марте 2018 г.: ЕС, Республика Корея, Бразилия, Аргентина и Австралия (Пак 2019: 196). Это подтверждает, что США и не пытались создавать со своими соседями фритредерское соглашение. Канада, в свою очередь, приняла ответные меры, изменив стоимость канадской стали, алюминия и десятки других товаров, чтобы выровнять ценность канадского экспорта, затронутого американскими налогами14.
Администрация Д. Трампа передала соглашение ЮСМКА для ратификации в Конгресс с учётом введённых тарифов против Канады. Министр иностранных дел Канады Х. Фриленд, находясь в Вашингтоне 6 февраля 2019 г., отметила, что введение тарифов в «оправдание национальной безопасности абсурдно. Канада является близким союзником и партнёром Соединённых Штатов в области безопасности, как мы сегодня убедились в нашем участии в коалиции против ДАИШ»15.
В тот же день президент Д. Трамп в докладе Конгрессу о положении в стране заявил: «Наше новое соглашение между США, Мексикой и Канадой, или ЮСМ-КА, заменит НАФТА и даст американским рабочим то, что они давно требуют. Я надеюсь, что вы сможете ратифицировать ЮСМКА, чтобы мы могли вернуть наши рабочие места в ещё большем количестве, развить американское сельское хозяйство, защитить интеллектуальную собственность и гарантировать, что больше автомобилей будут иметь штамп из красивых слов: сделано в США»16. Тем самым американский президент дал понять, что его правительство не собирается отменять введённые для Канады и Мексики тарифы. После доклада президента, торговый представитель Р. Лайтхайзер пояснил, что их наличие в соглашении ЮСМКА необходимо, поскольку они делают его «моделью для всех будущих торговых сделок»17.
13 Rabson M. Canada Staying out of U.S. Ratification Fight over New NAFTA, Leslie Says. CTV News. February 6, 2019. URL: https://www.ctvnews.ca/politics/canada-staying-out-of-u-s-ratification-fight-over-new-nafta-leslie-says-1.4285122 (accessed 10.10.2020)
14 Ibid.
15 McCarten J. Freeland Travels to Washington to Talk Tariffs, Trade and Terrorism. CBC. February 7, 2019. URL: https://www. cbc.ca/news/politics/freeland-washington-tariffs-trade-1.5008392 (accessed 10.10.2020)
16 McCarten, J. Trump Uses State of the Union Speech to Urge Congress to Approve USMCA. CTV. February 6, 2019. URL: https://www.ctvnews.ca/business/trump-uses-state-of-the-union-speech-to-urge-congress-to-approve-usmca-1.4284 523 (accessed 10.10.2020)
17 Ibid.
Реакция премьер-министра Канады Дж. Трюдо на доклад президента Д. Трампа была критической. Выступая в канадском парламентском кокусе, он заявил: «Мы продолжаем работать с американской администрацией, с большим количеством людей в Конгрессе, которые справедливо считают, что эти тарифы вредят американским рабочим, как они вредят канадским рабочим и канадской промышленности. Президент, вы знаете, придерживается своего подхода к тарифам, хотя это и наносит вред американскому народу»18. После этого выступления в течение нескольких месяцев канадское правительство вело переговоры с США об изъятии тарифов из законопроекта ЮСМКА.
Тарифная проблема как тормоз процесса ратификации ЮСМКА
В настоящее время экономическая и культурная интеграция между США и Канадой настолько тесная, что эксперименты президента Д. Трампа с тарифами в соглашении ЮСМКА видятся канадцам не только необоснованными, но и оскорбительными. Необоснованными - потому что 25% тариф на канадскую импортную сталь и 10% тариф на алюминий был введён несмотря на то, что в Канаде, по словам министра торговли Уилбера Росса, с 1998 г. закрылось «бесчисленное количество сталелитейных и алюминиевых заводов, количество рабочих мест в металлургической отрасли уменьшилось более чем на 75000. Введённые тарифы нацелены на то, чтобы полностью изменить эту ситуацию (Smith 2019); оскорбительными - потому что канадский металл, по определению президента Д. Трампа, стал в этих условиях рассматриваться в качестве угрозы для американской национальной безопасности. Несмотря на долгую историю сотрудничества двух стран, нынешний американский президент, по словам канадского историка Роберта Ботвелла, обращается с Канадой так, «как ни один другой президент США» (Smith 2019). Ситуация в американо-канадских отношениях ухудшилась летом 2018 г., когда на саммите «Группы 7» в Канаде Д. Трамп обвинил организатора встречи Дж. Трюдо в «ложных заявлениях», и самого его охарактеризовал как «очень нечестного и слабого» (Smith 2019). Хотя всё это говорилось в контексте заключения договора ЮСМКА и являлось скорее тактикой переговоров, нацеленной на то, чтобы обеспечить для США «лучшую торговую сделку», многие канадцы восприняли эти высказывания как оскорбление. «[Трамп] не только использовал грубые выражения, он угрожал нашему экономическому благосостоянию», - говорит Фрэнк Маккенна, бывший посол Канады в США, - «и он, казалось, делал это с большим ликованием. Люди этого не забудут. Я думаю, что оскорбительное поведение этого президента глубоко засело в нашем сознании» (Smith 2019).
18 Rabson M. Canada Staying out of U.S. Ratification Fight over New NAFTA, Leslie Says. CTV News. February 6, 2019. URL: https://www.ctvnews.ca/politics/canada-staying-out-of-u-s-ratification-fight-over-new-nafta-leslie-says-1.4285122 (accessed 10.10.2020)
Между тем американские СМИ указывают, что американская «администрация отменила предоставление льгот во время переговоров, чтобы оказать давление на Канаду и добиться соглашения. Ожидалось, что льготы будут восстановлены после того, как сделка будет достигнута, но уже в течение года администрация отказывается это сделать»19. В действиях «тарифного человека» (tariff man), как называет себя президент США, канадцы отмечают непоследовательность. Так, в торговле молочными продуктами Д. Трамп придерживается необходимости опираться на принципы «свободной торговли» (free trade) для того, чтобы американские молочные производители могли свободно выходить на канадский рынок, «считая снижение канадских тарифов на американское молоко, сыр и масло ключевым достижением переговоров» (Boehm 2019).
В действительности такая политика меняет отношение канадцев к США. Если по данным опросов, проведённых в 2007 г., американо-канадские отношения положительно оценивали 76% канадцев, то опросы 2018 г. показали, что только 39% канадцев сохранили это мнение (Boehm 2019).
Проблему ратификации ЮСМКА во многом создал сам президент Д. Трамп. Отказавшись изъять из Соглашения включённые в него тарифы и угрожая Канаде и Мексике введением новых, ещё больших тарифов, он заставил своих внутренних политических противников - демократическое большинство в Палате представителей - разбираться с последствиями действия тарифов и квот в различных отраслях, создавать дополнительные комиссии, привлекать широкий круг экспертов, представителей рабочих профессиональных союзов, лоббистов. При этом существовало понимание того, что тарифы дают только временные преимущества, а в среднесрочной и долгосрочной перспективе снижают конкурентоспособность американских товаров на мировом рынке.
Ещё больше запутал американских законодателей экономический советник президента Л. Кадлоу (Larry Kudlow), который 21 февраля 2019 г. на зимней встрече Национальной Ассоциации губернаторов заявил, что «тарифы - это всего лишь переговорный инструмент для президента Трампа, и его конечная цель - не иметь их вообще. ... Тарифы - это инструмент переговоров. Они являются частью переговорного процесса»20. В качестве подтверждения такой позиции приводятся примеры включений в соглашение ЮСМКА требований свободного рынка для молока и масла. Однако, как показали исследования Бру-кингского института, американские «молочные доходы» повысятся всего лишь на 0,2%, а при условии, что действие соглашения истекает через шесть лет21, «более свободная торговля молоком и маслом, по-видимому, не стоит и одной коровы» (Boehm 2019: 8). В феврале 2019 г. посол Канады в США Дэвид Макно-тон (David MacNaughton) обратился к американскому торговому представителю
19 Higgins S. Trump's Goal Is 'Zero Tariffs, Larry Kudlow Says. Washington Examiner. February 24, 2019. URL: https://www. washingtonexaminer.com/news/trumps-goal-is-zero-tariffs-larry-kudlow-says (accessed 10.10.2020)
20 Ibid.
21 Имеется в виду от даты 30 ноября 2018 г.
Р. Лайтхайзеру и экономическому советнику президента Л. Кадлоу с вопросом: что если Канада не станет ратифицировать ЮСМКА с содержащимися в Соглашении тарифами? Американские чиновники отказались от комментариев, но добавили, что «правительство обо всём информировано»22.
Тарифные требования в ЮСМКА в любом случае увеличивают затраты для транснациональных компаний всех трёх североамериканских стран. Так, компания «Магна Интернешэнел Инкорпорейшн» (Magna International Inc.), базирующаяся в Онтарио, имеет 25000 американских сотрудников, 23000 - канадских и 28000 - мексиканских. Тарифные условия ЮСМКА, если они останутся в Соглашении, потребуют переносить производство в США, на что потребуется дополнительно 45-50 млн долл. Новые затраты уменьшат прибыль компании, а, соответственно, и выплаты дивидендов акционерам23.
В конце марта 2019 г. американская Торговая палата опубликовала доклад, в котором отмечалось, что остающиеся в соглашении ЮСМКА стальные и алюминиевые тарифы еженедельно затрагивают американские товары объёмом 500 млн долл. и продолжают увеличивать затраты американских компаний. Необходимо учитывать, что Канада и Мексика ввели ответные тарифы, которые затронули американские товары на 15 млрд долл.24. Авторы доклада делают вывод: «Если Трамп всерьёз настроен помочь американской экономике и продвигать "хорошие" торговые сделки, ему нужно начать с отмены тарифов на сталь и алюминий в Мексике и Канаде, пока Вашингтон разбирается с ЮСМКА»25.
Проблема перезаключения ЮСМКА и её решение
Кроме экономической составляющей проблемы ратификации ЮСМКА, на повестке дня сформировалась и политическая. Члены Конгресса во главе со спикером Ненси Пелоси (Nancy Pelosi) развернули дискуссию о том, что ЮСМКА -это очень сырой и противоречивый договор, требующий своего пересмотра, а соответственно, и его переподписания. Сама борьба за ратификацию ЮСМКА приобрела политический характер.
Как сообщает, мозговой центр «Американский институт предпринимательства» (American Enterprise Institute), торговая политика демократов в Палате представителей определяется следующим: 1) они главным образом настроены против соглашений о свободной торговле; 2) проблема соглашения ЮСМКА
22 Higgins S. Canadian Officials Warn Trump's Steel Tariffs Could Undermine USMCA. Washington Examiner. February 21, 2019. URL: https://www.washingtonexaminer.com/policy/economy/canadian-officials-warn-trumps-steel-tariffs-could-undermine-usmca (accessed 10.10.2020)
23 Reynolds Ch. Magna Says Tariffs Still a Problem, but USMCA Could Eventually Give It a Leg Up. The Canadian Business. February 22, 2019. URL: https://www.canadianbusiness.com/business-news/magna-says-tariffs-still-a-problem-but-usmca-could-eventually-give-it-a-leg-up/ (accessed 10.10.2020)
24 Dunne E. Want a Good Trade Deal? End Tariffs on Mexico and Canada. Washington Examiner. March 29, 2019. URL: https://www.washingtonexaminer.com/opinion/want-a-good-trade-deal-end-tariffs-on-mexico-and-canada (accessed 10.10.2020)
25 Ibid.
выдвигает на первый план различия между двумя демократическими фракциями: Новой демократической коалицией (New Democrat Coalition - NDC) и закрытым партийным демократическим собранием в Конгрессе (Congressional Progressive Caucus - СРС)26; с наступлением праймериз быстрый результат этих внутрипартийных дебатов сомнителен и, в конечном счёте, решение спикера палаты Н. Пелоси может определить судьбу ЮСМКА (Barfield 2019: 1).
Весной 2019 г. перед спикером Н. Пелоси и парламентариями Бюджетного комитета стояла непростая задача агрегирования всех демократических требований к ЮСМКА через вновь открывающиеся торговые переговоры между США, Канадой и Мексикой или через включение в существующий договор дополнительных поправок. Американский торговый представитель Р. Лайтхай-зер, проводящий напряжённые консультации с демократическими фракциями, предупредил конгрессменов о том, что подобные действия могут «убить договор» или задержать его до новых президентских выборов. Лучший путь, по мнению Р. Лайтхайзера, это продолжение формальных переговоров в рамках существующего соглашения ЮСМКА.
Следует сказать, что на задержку в продвижении Соглашения влияют и лоббисткие группы: так, Американская федерация труда и Конгресс производственных профсоюзов (American Federation of Labor and Congress of Industrial Organizations - AFL-CIO) предупредили конгрессменов о «преждевременном» (premature) голосовании по замене NAFTA27. Президент AFL-CIO Ричард Трумка (Richard Trumka) сообщил в «Твиттере», что рабочие окажут правительству поддержку только в том случае, если в трудовом законодательстве всех трёх стран произойдут существенные изменения. Кроме того, он раскритиковал соглашение за то, что оно сохранило патентную защиту для производителей лекарств и содержит недостатки в системе мониторинга её правил28.
К середине апреля 2019 г. администрация Д. Трампа ожидала публикации независимого отчёта Американской торговой комиссии, который мог бы дать трезвую оценку экономических преимуществ нового соглашения, стоящего перед растущей оппозицией - прежде всего, от демократов, стремящихся не дать Трампу одержать политическую победу в торговой сделке29. В соответствии с выводами 379-страничного отчёта, соглашение обеспечит скромный экономический рост в США - увеличение валового внутреннего продукта на 0,35% и увеличение рабочих мест на 176 000, что составит прибавку к числу занятых на 0,12%30 за последующие пять лет.
26 В составе NDC более чем 100 участников, в СРС - 95 конгрессменов.
27 Higgins S. AFL-CIO Warns against 'Premature' Vote on NAFTA Replacement. Washington Examiner. April 1, 2019. URL: https://www.washingtonexaminer.com/policy/economy/afl-cio-warns-against-premature-vote-on-nafta-replacement (accessed 10.10.2020)
28 Ibid.
29 Blanchfield M. New U.S. Trade Report Predicts Modest Economic Gains from New NAFTA. CTV. April 18, 2019. URL: https://www.ctvnews.ca/business/new-u-s-trade-report-predicts-modest-economic-gains-from-new-nafta-1.4386129 (accessed 10.10.2020)
30 Ibid.
Выводы отчёта Американской торговой комиссии по-разному оценили в Белом доме и Конгрессе. Экономический советник президента Кевин Хассетт (Kevin Hassett) отметил, что отчёт подтвердил выгоду от подписания ЮСМКА для США, многие демократы тоже так считают, и у президентской администрации есть достаточно голосов, чтобы соглашение было ратифицировано в Палате представителей. В тоже время, спикер Палаты Н. Пелоси отказалась ставить на голосование Соглашение, утверждая, что сначала некоторые положения ЮСМКА должны быть ужесточены31.
20 мая 2019 г. Канада и Мексика приняли совместное решение об отмене своих тарифов, введенных в ответ на тарифы США, при условии, если американские законодатели ратифицируют ЮСМКА до летних парламентских каникул. В противном случае они отказывались от ратификации этого соглашения в своих парламентах. На предложение Н. Пелоси о пересмотре всего соглашения Канада и Мексика ответили отказом. Спикер Палаты представителей настаивала на пересмотре соглашения ЮСМКА, даже несмотря на то, что правительство США 17 мая 2019 г. сняло ключевое препятствие для ратификации ЮСМКА - стальные и алюминиевые тарифы в отношении Мексики и Канады32. В свою очередь, президент Д. Трамп надеялся, что когда тарифы будут устранены, ЮСМКА быстро пройдёт процесс ратификации: «Я рад объявить, что мы только что достигли соглашения с Канадой и Мексикой, и мы будем отправлять наш продукт в эти страны без введения тарифов или крупных тарифов», - сказал Трамп журналистам, добавив, - «Надеюсь, Конгресс быстро ратифицирует ЮСМКА»33. Показательна оценка снятия тарифов посла в Канаде при президенте Б. Обаме Брюса Хей-ман (Bruce Heyman), отметившего, что обнародованное решение президента -это «хорошие новости», но «Трамп должен принеси Канаде извинения за то, как соглашение рассматривалось. Он похож на поджигателя, который зажигает огонь, тушит его и провозглашает какую-то победу ... как будто он спаситель»34.
Что касается возможности ратификации соглашения ЮСМКА в Конгрессе, то демократическое большинство Палаты представителей нашло новую зацепку для проведения дополнительных слушаний. Демократ из Нью-Джерси Билл Па-скрелл (Bill Pascrell), выступая в Палате и настаивая на продолжении слушаний, подчеркнул: «Форсированное исполнение торговых сделок играет центральную
31 Higgins S. Trump Adviser Says White House Has the Votes to Pass USMCA. Washington Examiner. April 22, 2019. URL: https://www.cnbc.com/2019/07/10/trump-white-house-likely-to-send-usmca-trade-deal-to-congress-after-sept-1.html (accessed 10.10.2020)
32 Blanchfield M., McCarten J. Long-Awaited End to Canada's Tariff Standoff with U.S. Finally at Hand. CP24. May 17, 2019. URL: https://www.cp24.com/news/long-awaited-end-to-canada-s-tariff-standoff-with-u-s-finally-at-hand-1.4427070 (accessed 10.10.2020)
33 Higgins S. White House Agrees to Lift Steel, Aluminum Tariffs on Mexico, Canada. Washington Examiner. May 17, 2019. URL: https://www.washingtonexaminer.com/policy/economy/white-house-agrees-to-lift-steel-aluminum-tariffs-on-mexico-canada (accessed 10.10.2020)
34 Blanchfield M., McCarten J. Long-Awaited End to Canada's Tariff Standoff with U.S. Finally at Hand. CP24. May 17, 2019. URL: https://www.cp24.com/news/long-awaited-end-to-canada-s-tariff-standoff-with-u-s-finally-at-hand-1.4427070 (accessed 10.10.2020)
роль в их эффективности: без этого соглашение не стоит и бумаги, на которой оно напечатано. Конгресс не может быть и не будет обманут ложными обещаниями президента»35.
29 мая 2019 г. премьер-министр Канады Дж. Трюдо направил текст соглашения ЮСМКА в Палату общин для ратификации. Выступая перед канадскими парламентариями, он отметил: «Новое соглашение НАФТА обеспечит доступ к торговой зоне, на которую приходится более четверти мировой экономики. Теперь пришло время для членов Палаты общин ратифицировать его»36. Однако угрозы Д. Трампа ввести новые таможенные тарифы в отношении Мексики вынудили приостановить процесс ратификации ЮСМКА в канадском парламенте37. Министру иностранных дел Х. Фриленд пришлось объяснять отечественным парламентариям возникшую проблему между США и Мексикой, а также то, что Канада не будет спешить с ратификацией, так как «новое континентальное торговое соглашение не вступит в силу, пока оно не будет одобрено законодателями всех трёх стран»38. Тем самым канадское правительство приостановило процесс ратификации ЮСМКА.
19 июня 2019 г. перед уходом канадского парламента на летние каникулы Дж. Трюдо решил посетить Вашингтон, встретиться с Д. Трампом, Н. Пелоси и с республиканским лидером в верхней палате Конгресса, сенатором Мичем Макконнеллом, чтобы прояснить готовность США ратифицировать ЮСМКА. Перед отъездом в интервью он заявил: «Мы идём в ногу с ними, у нас есть возможность созвать парламент, если в этом будет необходимость»39.
В конце июня 2019 г. Мексика, вопреки примеру Канады, ратифицировала североамериканское торговое соглашение ЮСМКА, после чего президент Д. Трамп снова стал угрожать выходом из НАФТА, если демократы не ратифицируют ЮСМКА. Однако ни ратификация Соглашения Мексикой, ни угрозы Д. Трампа не способствовали ускорению процесса в Палате представителей. Американские эксперты считают, что подобные угрозы могут взволновать республиканцев - сторонников торгового соглашения, но они являются «музыкой для ушей противников НАФТА со стороны демократов, которые не хотели бы ничего лучше, чем избавиться от НАФТА, не дав Трампу шанса на торговую победу»40.
35 Higgins S. Democrats Dig in against USMCA Vote. Washington Examiner. May 22, 2019. URL: https://www.washingtonex-aminer.com/policy/economy/democrats-dig-in-against-usmca-vote (accessed 10.10.2020)
36 Higgins S. Canada Begins Process to Ratify USMCA Trade Deal. Washington Examiner. May 29, 2019. URL: https://www. washingtonexaminer.com/policy/economy/canada-begins-process-to-ratify-usmca-trade-deal (accessed 10.10.2020)
37 Необходимо добавить, что за прошедшие три дня, когда Оттава принимала с официальным визитом вице-президента США М. Пенса ничто не предвещало каких-либо изменений в позиции Д. Трампа по соглашению ЮСМКА, и М. Пенс убеждал Дж. Трюдо в необходимости скорейшей ратификации этого договора.
38 McCarten J. With Trump's New Tariff Threats, New NAFTA Once Again Hangs in the Balance. CBC. May 31, 2019. URL: https://www.cbc.ca/news/politics/trump-new-tariff-threatens-new-nafta-1.5158417 (accessed 10.10.2020)
39 Blanchfield M. Trudeau to Meet Pelosi, McConnell, as Well as Trump in Washington. The Canadian Press. June 19, 2019. Page number: Not available. Canadian Press Enterprises Inc. Provided by ProQuest LLC. www.questia.com (accessed 10.10.2020)
40 Thiessen M.A. If They Won't Pass His Trade Deal, Trump Should Make Democrats Own NAFTA. DeseretNews (Salt Lake City). July 19, 2019. URL: https://www.aei.org/articles/if-they-wont-pass-his-trade-deal-trump-should-make-democrats-own-nafta/ (accessed 10.10.2020)
С 1 июля 2019 г. канадский парламент ушёл на каникулы, а премьер-министр Дж. Трюдо заявил, что осенью торговое соглашение будет заключено, хотя Канада и не спешит ратифицировать соглашение перед лицом политических разногласий в самих США41. В старейшей канадской газете «Виннипег фри пресс» (Winnipeg Free Press) в передовой статье отмечалось, что за 10 месяцев, прошедших с тех пор, как Канада, Мексика и США договорились о новом торговом соглашении, «американцы так и не смогли условиться между собой, что они хотят с этим соглашением делать»42. По мнению издателей, «главное преимущество ЮСМКА, которое предлагается Канаде, заключается в том, что господин Трамп
с< » 43
считает это соглашение своим творением » .
После выхода в сентябре с летних каникул американские демократы Конгресса вновь стали настаивать на пересмотре всего соглашения ЮСМКА. Демократы хотят видеть в соглашении более жёсткие трудовые и экологические стандарты, фиксированные цены на отпускаемые по рецепту лекарства, которые бы подтверждались законодательными актами Канады и Мексики, а не просто декларировались в соглашении44. Высказанные требования к ЮСМКА демократическим большинством были прокомментированы лидером рабочей группы, созданной Н. Пелоси для изучения соглашения, депутатом из Коннектикута Розой Делоро (Rosa DeLauro), которая подтвердила, что соглашение нуждается в серьёзном изменении и поэтому может быть ратифицировано, скорее всего, не ранее 2020 г.45.
В этих условиях деловые круги в США стали лоббировать ускорение ратификации ЮСМКА. Так, губернатор штата Аризона Даг Дьюси (Doug Ducey) и президент Торговой палаты Аризоны Гленн Хеймер (Glenn Hamer), переговорив с более чем сотней чиновников по всей стране, выяснили, что «новая торговая сделка важна не только для Аризоны, но и для других 44 штатов, которые торгуют с Канадой или Мексикой»46.
Попытки ратификации ЮСМКА в условиях процесса импичмента президента
24 сентября 2019 г. спикер Палаты представителей Н. Пелоси инициировала обвинительный процесс против президента Д. Трампа, который якобы в личных политических целях оказывал давление на украинского президента В. Зе-
41 Ibid.
42 With Ratification on Hold, the Old NAFTA Prevails. Editorial. Winnipeg Free Press. July 30, 2019. URL: https://www.winnipeg-freepress.com/opinion/editorials/with-ratification-on-hold-the-old-nafta-prevails-513353992.html (accessed 10.10.2020)
43 Ibid.
44 Ferrechio S. House Democrats: Fate of Stalled Trade Deal Rests with Lighthizer. Washington Examiner. September 3, 2019. URL: https://www.washingtonexaminer.com/news/congress/house-democrats-fate-of-stalled-trade-deal-rests-with-lighthizer (accessed 10.10.2020)
45 Higgins S. Key Democrat Says USMCA Negotiation Process 'Not over Yet,' Could Go into 2020. Washington Examiner. September 4, 2019. URL: https://www.washingtonexaminer.com/policy/economy/key-democrat-says-usmca-negotia-tion-process-not-over-yet-could-go-into-2020 (accessed 10.10.2020)
46 Depaola A-X Gov. Ducey in Washington to Make Pitch for 'Critical' North American Trade Deal. AZ Daily Star. September 18, 2019. P. A14. McClatchy-Tribune Information Services. Provided by ProQuest LLC.
ленского для проведения им расследования коррупционных схем Хантера Бай-дена, сына бывшего вице-президента Джо Байдена, в обмен на финансовую и военную помощь со стороны США. Уже на следующий день член Палаты представителей демократ от Лос-Анжелеса Джимми Гомез (Jimmy Gomez) утверждал, что запуск процедуры импичмента может способствовать ускорению процесса ратификации соглашения ЮСМКА в Конгрессе47. Кроме того, 28 сентября к проектированию дополнительного соглашения к договору ЮСМКА демократами были привлечены специалисты Министерства труда США, которые по их замыслу должны были прописать более строгие стандарты по оплате труда в Канаде и Мексике48.
Американские политические наблюдатели и торговые эксперты стали высказывать опасения, что вопрос импичмента вышел на первое место в работе Палаты представителей, и теперь вопрос ратификации соглашения ЮСМКА будет отложен. Не только в Конгрессе, но и в администрации президента Д. Трампа многие осознали, что ратификация соглашения ЮСМКА в ближайшее время не произойдёт. 24 октября советник по торговой политике Белого дома Питер На-варро (Peter Navarro) отметил: «Существует одна реальная проблема - это Нэнси Пелоси. Она играет на скрипке, пока ЮСМКА находится в глубокой заморозке. Это соглашение готово к работе, отправьте его на рассмотрение в Конгресс»49.
Необходимо отметить, что даже среди демократов мнения о возможности прохождения внесённого законопроекта по торговле в 2019 г. разделились. Одни считали, что время для ратификации вышло, другие, что такая возможность всё ещё сохраняется. Республиканцы были более пессимистичны. Так, губернатор штата Аризона Даг Дьюси подчеркнул: «Я надеюсь, что спикер любит свою страну больше, чем играть в политику в Вашингтоне»50. По его мнению, в оставшиеся три недели сессии невозможно одновременно решить два вопроса - импичмент и ратификацию ЮСМКА.
25 ноября 2019 г. спикер Палаты представителей Н. Пелоси отметила: «Мы достигли существенно улучшенного соглашения для рабочих Америки. Теперь, мы должны увидеть свой успех в письменной форме от [американского] торгового представителя для заключительного обзора»51. Тем самым, она дала по-
47 'Chaos Is a Ladder': Democrat Argues Impeachment Might Help USMCA Trade Deal. Washington Examiner. September 25, 2019. URL: https://www.washingtonexaminer.com/policy/economy/chaos-is-a-ladder-democrat-argues-impeach-ment-might-help-usmca-trade-deal (accessed 10.10.2020)
48 Unresolved Question in USMCA Talks: The Labor Department's Role Enforcing It. Washington Examiner. September 28, 2019. URL: https://www.washingtonexaminer.com/policy/economy/unresolved-question-in-usmca-talks-the-labor-departments-role-enforcing-it (accessed 10.10.2020)
49 Higgins S. OP Fears It's Already Too Late for USMCA Vote This Year. Washington Examiner. October 25, 2019. URL: htt-ps://www.washingtonexaminer.com/policy/economy/gop-fears-its-already-too-late-for-usmca-vote-this-year (accessed 10.10.2020)
50 Fischer H. Trade Wars Serve Purpose, Says Assistant Secretary of Commerce. AZ Daily Star. October 30, 2019. P. B01. Mc-Clatchy-Tribune Information Services.
51 Pelosi Says Democrats 'Within Range' of Deal on Trump USMCA. Washington Examiner. November 25, 2019. URL: https:// www.washingtonexaminer.com/policy/economy/pelosi-says-democrats-within-range-of-deal-on-trump-usmca (accessed 10.10.2020)
нять, что до наступления 2020 г. ратифицированное соглашение ЮСМКА будет передано в Сенат. 19 декабря 2019 г. Палата представителей проголосовала за новую торговую сделку с результатами голосования: 385 - за, 41 - против. Эта стратегическая победа была одержана Белым домом спустя день после того, как документы по импичменту президента были переданы в Сенат52. Нэнси Пелоси также признала, что эта торговая сделка «гораздо лучше, чем НАФТА и бесконечно лучше, чем то, что изначально было предложено администрацией»53.
Комитет по торговле Палаты представителей за 2019 г. насчитал в общей сложности 84 слушания, 15 изменений в законопроекте, 62 принятых законопроекта и 150 писем, направленных в администрацию Трампа, компаниям и другим группам в рамках расследований Комитета54.
Голосование в Сенате по законопроекту ЮСМКА прошло с преимущественным одобрением, 89 голосов - за, 10 - против. 29 января 2020 г. президент Д. Трамп своей подписью официально утвердил соглашение ЮСМКА.
Что касается Канады, то сессия канадского парламента открылась в понедельник 27 января 2020 г., на которой заместитель премьер-министра Х. Фри-ленд пообещала, что правительство внесёт на рассмотрение законопроект ЮСМКА в среду, после ожидаемого подписания президентом США. Процедура рассмотрения соглашения в канадском парламенте может затянуться по нескольким причинам: во-первых, правительство Дж. Трюдо является правительством меньшинства, поэтому для того, чтобы заручиться поддержкой, канадским либералам придётся провести работу со своими политическими оппонентами, а это займёт время; во-вторых, канадская политическая элита может пожелать продемонстрировать президенту США, что не всё зависит от его решений, а лозунг франкоканадских патриотов «мы помним» (Je me souviens) может сработать и на этот раз; в-третьих, по канадскому законодательству, после одобрения соглашения обеими палатами, ЮСМКА вступит в силу только через 90 дней, а соглашение НАФТА перестанет существовать55.
В настоящем исследовании выявлены новые тенденции в американо-канадских отношениях в процессе ратификации трёхстороннего соглашения ЮСМКА, которые связаны как с изменениями американского внешнеполитического курса по ведению переговоров со своим ближайшим политическим и экономическим партнёром, так и влиянием на двусторонние отношения внутриполитических противоречий в США.
52 House Passes Trump USMCA Trade Deal Replacing NAFTA. Washington Examiner. December 19, 2019. URL: https://www. washingtonexaminer.com/policy/economy/house-passes-trump-usmca-trade-deal-replacing-nafta (accessed 10.10.2020)
53 McGhee K. Klobuchar Is Right about the USMCA: It's a Win for Both Democrats and Republicans. Washington Examiner. December 19, 2019. URL: https://www.washingtonexaminer.com/opinion/amy-klobuchar-is-right-about-the-usmca-its-a-win-for-both-democrats-and-republicans (accessed 10.10.2020)
54 Moore D. 2019. Progress despite Impeachment: Congress Forges Compromises at Year-End Break. Pittsburgh Post-Gazette (Pittsburgh, PA). December 22. P. D-1. URL: https://www.pressreader.com/usa/pittsburgh-post-ga-zette/20191222/282514365437997 (accessed 10.10.2020)
55 Пока статья находилась на рассмотрении в редакции, 13 марта 2020 г. канадский парламент ратифицировал Соглашение ЮСМКА.
Важно подчеркнуть, что Д. Трамп не является первым инициатором изменения договора НАФТА, как он утверждает на протяжении последних четырёх лет. Эта необходимость объективно возникла во времена президентства Дж. Буша-мл.; им и последующим президентом Б. Обамой неоднократно вносились изменения в условия функционирования НАФТА. Президент Д. Трамп, в отличие от своих предшественников, реализовывал замену соглашения НАФТА соглашением ЮСМКА путём обострения политического кризиса в двусторонних отношениях как с Мексикой, так и Канадой. Ухудшение отношений было связано с введением таможенных тарифов, неоднократной сменой позиций как на стадии переговоров, так и на стадии ратификации соглашения.
Непостоянство со стороны США во время ратификации соглашения ЮСМКА в следовании согласованным позициям вынудило правительство Дж. Трюдо приостановить рассмотрение вопроса о ратификации Соглашения в канадском парламенте в июне 2019 г. до полной ратификации Соглашения американской стороной в конце января 2020 г.
Таким образом, эволюция соглашения НАФТА и его замена ЮСМКА - это постепенное и целенаправленное ограждение североамериканской группы стран от давлений глобального мирового рынка, начатое в период президента Дж. Буша-мл. и продолженное последующими американскими президентами. В период президента Д. Трампа это связано ещё и с торговыми спорами, развязанными США как со своими партнёрами (Мексикой, Канадой, ЕС, Республикой Корея, Бразилией, Аргентиной и Австралией), так и с конкурентами - Китаем и Россией, что подтверждает авторский вывод о смене подходов США к внешней политике. За время подготовки соглашения ЮСМКА существенно ухудшились американо-канадские отношения, по уровню доверия они опустились на самую низкую ступень этих взаимоотношений в XXI в, хотя лидеры стран в публичном пространстве этого не признают. Подписанное лидерами США, Мексики и Канады 30 ноября 2018 г. соглашение ЮСМКА в процесс ратификации претерпело существенные изменения, которые выгодны в первую очередь Соединённым Штатам.
Процесс ратификации ЮСМКА продемонстрировал, что для американской стороны приоритетным принципом стал «Америка прежде всего», нежели взаимоуважительные и добрососедские отношения с Канадой, которые предполагают учитывать торговые интересы своего партнёра. Соединённые Штаты отошли от политики свободной торговли во внешней торговле с североамериканскими партнёрами - Канадой и Мексикой и перешли к протекционистской политике, тарифного и квотного давления на своих союзников и партнёров. Исходя из сложившихся американо-канадских отношений, следует ожидать продолжения нарастания политических и торговых противоречий между США и Канадой, пересмотра и включения новых дополнительных соглашений в соглашение ЮСМКА.
Об авторе:
Илья Анатольевич Соков - доктор исторических наук, доцент кафедры международных отношений политологии и регионоведения Волгоградского государственного университета. 400062, Волгоград, проспект Университетский 100. E-mail: [email protected]
Конфликт интересов: Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Благодарности: Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-014-00040.
Received: February 10, 2019 Accepted: June 1, 2020
New in US-Canadian Relations and Ratification of the USMCA Agreement
I.A. Sokov
DOI 10.24833/2071-8160-2020-5-74-78-96 Volgograd State University
Abstract: The article reviews through chronological analysis key issues in US-Canadian relations in the context of new trade agreement USMCA replacing NAFTA during Trump's presidency. It identifies a new model of relations between the closest North American partners in the context of a new paradigm which is called "America First". This model leads to a crisis the US-Canadian relations, which is aggravated by the increased partisan rivalry in light of the upcoming US presidential elections, the impeachment process initiated in the House of Representatives.
The article comes to the following conclusions. The evolutionary development of the free trade agreement (NAFTA), its rejection and acceptance of the USMCA preferential agreement is a gradual and consistent process of protecting North American countries from global market, which started during the presidency of George W. Bush and continued by the subsequent American presidents. This is also connected with the trade war between the United States and China, that was repeatedly emphasized both in the US Administration and in the Congress during D. Trump's presidency. The United States-Canadian relations have worsened significantly, although the countries' leaders do not recognize it publicly during the agreement's preparation and its ratification, for almost three years. The USMCA agreement is not a final version, subject to further ratification. It took more than a year for the parties to find compromise solutions on the USMCA with the protocols' preparation to the agreement and its submission to the national parliaments. Moreover, in the agreed version, the USMCA agreement meets primarily the interests of the United States. The US pressure on Canada was unprecedented. As a result, we should expect the continued growth of political and trade contradictions between the United States and Canada, as well as the revision and addition of new additional agreements in the USMCA agreement.
Keywords: NAFTA, USMCA, free trade, America First, political competition in the United States, D. Trump, J. Trudeau, American-Canadian relations
About the author:
Ilya A. Sokov - Doctor of Historical Sciences, Associate Professor at the Department of International Relations, Political Science and Area Studies at Volgograd State University. Prospect Universitetskii, 100, Volgograd, 400062, Russia. E-mail: [email protected]
Conflicts of interests: The author declares absence of conflict of interests.
Acknowledgements: The reported study was funded by RFBR, project number 20-014-00040.
References:
Barfield C. 2019. The Democrats and Trade Policy: Hints (and Divisions) from the House of Representatives. AEI Paper & Studies. April. P. 1-4.
Boehm E. 2019. Mooving on from NAFTA: A Better Deal on Dairy with Canada, but at What Cost? Reason. 50(10).
Hart M. A. 1990. North American Free Trade Agreement. Halifax: Institute for Research on Public Policy.
Marki G., Russo J 2019. CUSLI Experts' Roundtable Report on "Canada-United States Relations - Looking Forward". Canada-United States Law Journal. Vol. 43. 296 p.
Park S.-C. 2019. Trade Protectionism as the Achilles Heel of International Cooperation and Countermeasures Focused on the EU - Japan FTA. International Organisations Research Journal. 14(2). P. 191-222. DOI: 10.17323/1996-7845-2019-02-08
Smith P. 2019. The U.S. & Canada: Family Feud. New York Times Upfront. 151(9). February 18. P. 10-12.
Komkova E.G. 2005. Kanada i NAFTA. Itogi i perspektivy severoamerikanskot ekonomicheskot integratsii [Canada and NAFTA. The Results and Perspectives of North American Economic Integration]. Moscow. 349 p. (In Russian)
Komkova E.G. 2019a. S NAFTA i bez nego: gipoteticheskie varianty ekonomicheskikh posledstvii dlia~SSHA, Kanady i Meksiki [Together or without NAFTA: Hypothetical Options of the Economic Consequences for the United States, Canada and Mexico]. SSHA i Kanada. №3. P. 68-84. DOI: 10.31857/S032120680004156-5 (In Russian)
Komkova E.G. 2019b. IUSMKA vmesto NAFTA [USMCA instead of NAFTA]. World Economy and International Relations. 63(4). P. 50-58. DOI: 10.20542/0131-2227-2019-63-4-5058 (In Russian)
Nemova L.A. 2019. Ekonomicheskaia" situatsiia" v Kanade nakanune vyborov 2019 goda [The Economic Situation on the Eve of the 2019 Elections in Canada]. SSHA i Kanada. 49(9). P. 5-14. DOI: 10.31857/S032120680006294-7 (In Russian)
Список литературы на русском языке:
Комкова Е.Г. 2005. Канада и НАФТА. Итоги и перспективы североамериканской экономической интеграции. Москва. 349 с.
Комкова Е.Г. 2019а. С НАФТА и без него: гипотетические варианты экономических последствий для США, Канады и Мексики. США и Канада. №3. С. 68-84. DOI: 10.31857/ 8032120680004156-5
Комкова Е.Г. 2019Ь. ЮСМКА вместо НАФТА. Мировая экономика и международные отношения. 63(4). С. 50-58. Б01: 10.20542/0131-2227-2019-63-4-50-58
Немова Л.А. 2019. Экономическая ситуация в Канаде накануне выборов 2019 года. США и Канада. 49(9). С. 5-14. БОТ: 10.31857/8032120680006294-7