Научная статья на тему 'Кампания по ликвидации неграмотности среди тюркских народов в Западной Сибири (1928-1936 гг. )'

Кампания по ликвидации неграмотности среди тюркских народов в Западной Сибири (1928-1936 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
179
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕГРАМОТНОСТЬ / ТЮРКСКИЕ НАРОДЫ / INTROPOLITICAL COURSE OF RUSSIA / ILLITERACY / TURK PEOPLES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Озерова Ольга Алексеевна

В статье рассматриваются особенности ликвидации неграмотности среди тюркских народов в Западной Сибири в период 1928-1936 гг. и анализируется политический характер кампании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The campaign for liquidation of illiteracy among Turk people in the Western Siberia in 1928-1936

This article is devoted to the history of reflection of the economic problems of the West Siberian region on pages of the Novosibirsk Newspapers in 1989-1999. The author considers some publications in the regional periodicals, on economic problems of the West Siberian region. The study period is divided by the author into two stages: «Soviet» and «the epoch of market transformations». The author concludes the analysis of publications that the regional situation in the sphere of economy is slightly different from the total in the country, but has a number of features.

Текст научной работы на тему «Кампания по ликвидации неграмотности среди тюркских народов в Западной Сибири (1928-1936 гг. )»

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2(126) 2014

МЕЛЬНИКОВА Елена Викторовна, кандидат исторических наук, доцент (Россия), доцент кафедры туризма. Статья поступила в редакцию 16.09.2013 г.

Адрес для переписки: melnikovaelena2009@yandex.ru © Е. В. Мельникова

УДК 94(571.1) «1920/30» о. А. ОЗЕРОВА

Омский государственный педагогический университет

КАМПАНИЯ ПО ЛИКВИДАЦИИ НЕГРАМОТНОСТИ СРЕДИ ТЮРКСКИХ НАРОДОВ В ЗАПАДНОЙ СИБИРИ (1928-1936 гг.)_____________________________________________

В статье рассматриваются особенности ликвидации неграмотности среди тюркских народов в Западной Сибири в период 1928-1936 гг. и анализируется политический характер кампании.

Ключевые слова: неграмотность, тюркские народы.

В 1926 г. в Сибирском крае численность тюркского населения составляла 150433 человека, из них 104918 (69%) были совершенно неграмотные и только 45510, умеющих писать на арабском и русском языках. Среди же проживающих на территории РСФСР (без автономных республик) 2587622 грамотных было 862617, из них 800000 владели арабской письменностью (табл. 1) [1].

В 1928 г. в крае насчитывалось около 450 тысяч детей всех национальностей от 11 до 15 лет [2, с. 403]. В большинстве же аулов, деревень и аймаков (районах) западносибирского края школ не было, а там, где они имелись, обучались в основном мальчики, так как считалось, что девочкам образование необязательно. Такое положение было не только в крае, но и по стране в целом (табл. 1).

Началом кампании по ликвидации неграмотности стал XV съезд ВКП(б), состоявшийся в 1927 г. В его резолюции говорилось о том, что необходимо принять меры «по решительному проведению в жизнь всеобщего обязательного первоначального обучения», усилить «школьное строительство в национальных районах, обратив особенное внимание на наиболее отсталые из них» [3, с. 310]. На основании этого

решения ЦК ВКП(б) стал рассматривать ликвидацию неграмотности в районах проживания национальных меньшинств главной задачей своей культурной работы [3, с. 513]. Слова пророка Мухаммеда «идите за знаниями, даже если вам придется идти пешком до самого Китая» идеологические отделы партии подменили ленинским призывом: «Учиться, учиться и учиться». Следуя этому наставлению, в казахских и татарских деревнях и аулах население приступило к изучению грамоты, в результате чего число желающих получить образование превысило норму. Для этого были организованы передвижные школы с выездами в отдаленные места проживания.

В связи с острой нехваткой национальных кадров на начальной этапе кампании райкомы партии привлекали русских учителей. Так, в аулы на протяжении нескольких лет поступала газета «За грамоту», текст которой печатался также на русском языке [2, с. 407]. Для осуществления задуманного необходимо было из пролетарских слоев, по словам И. Сталина, «выковать новые кадры большевиков — специалистов по всем отраслям знаний» [4], при этом обратить особое внимание на их марксистско-ленинскую идеологическую подготовку [5]. Проводниками сталинских идей стали учителя, желающие «работать вместе с партией и властью» [6], поддерживающие их решения. Общественно-политическую работу в ущерб педагогической деятельности они ставили на первый план. Как правило, их образовательный уровень, был ниже политического, что отмечалось в газетах. Например, газета «Рабочий путь» писала, что в Экбешинском сельсовете и Дюйсенском аулсовете учителя были малограмотными [7]. Низкий уровень образования школьного педагогического состава объясняло и то обстоятельство, что учителей «старой школы» повсеместно стали заменять учителями новой формации, способными внушить детям правильность политики ЦК ВКП(б), воспитать у них ненависть к зажиточному крестьянству, к исламской вере и ее служителям, на первое же место ими ставилось политическое воспитание и только на второе — школьное образование.

В период проведения непопулярных в народе чрезвычайных мер (1928 г.), насильственной коллективиза-

Таблица 1

№ Национальность Проживающие на территории РСФСР в 1926 г. Грамотные на территории РСФСР в 1926 г.

1. казахи 182015 9089

2. кирги зы 100000 4600

3. туркмены 5475 126

4. ойроты 50381 6392

5. хакасы 44173 4420

6. татары 2127457 807433

7. шорцы 12350 1419

8. башкиры 76216 18520

9. крящены 16849 7077

10. ногайцы 36256 2571

ции (1930 г.) и раскулачивания часть учителей-активи-стов принимала в них непосредственное участие. По их требованию под школы забирались дома и юрты кулаков и баев, которых выселяли и отправляли в необжитые северные районы страны [2, с. 455]. Под контролем учителей ребята ставили спектакли, высмеивающие баев и мулл, выпускали стенгазеты, по-мещавшие заметки оскорбительного характера в адрес зажиточных односельчан, активно участвовали в сборе зерна. Кроме того, учителя агитировали крестьян вступать в комсомол и партию, проводя антирелигиозные лекции и беседы. Нередки были обходы и объезды ими юрт и дальних аулов, в которых они наряду с борьбой по «ликвидации неграмотности» разъясняли жителям правильность линии партии. Окружные и областные газеты, работающие под контролем ОК ВКП(б), охотно предоставляли им страницы своих изданий для критики представителей так называемой старой школы и священнослужителей. Так, в газете «Омская правда» была напечатана статья Кожахметова Шалкая, проживающего в колхозе «Жана Жол» Марьяновского района, который писал, что мулла в процессе обучения использовал длинную палку для устрашения детей [8]. Таким образом, в лице учителя власть и партия видели практического помощника в борьбе «по очищению их рядов от чуждых элементов» [6], стараясь на местах поднять его авторитет среди населения. В связи с этим учителя обеспечивались продуктами и товарами по нормам промышленных рабочих. Кроме этого им предоставляли квартиры и топливо. Советская власть предпринимала все возможные попытки сделать из учителей своих помощников.

В итоге политизированная часть учительского состава была втянута в общественно-политическую работу, из-за которой его основная педагогическая деятельность отходила на второй план. Служба не детям, а новой сталинской чрезвычайной политике вызывала в аулах и деревнях недовольство у крестьян. Однако многие учителя на это не реагировали. В результате чего в деревне Мартюши Тарского района Омского округа была убита зажиточными крестьянами учительница-активистка Разгуляева [9]. Этот случай был использован идеологическими отделами райкомов партии Западной Сибири как новый повод для увеличения репрессий в отношении кулаков, баев и мулл. Лекторские группы нагнетали нетерпимость среди бедняков, батраков и призывали их проявлять бдительность к выявлению «чуждых элементов». Также к лекторской работе с сельским населением были привлечены учителя, почтальоны, активисты, агитаторы, избачи, комсомольцы, члены аулсоветов.

Кампания по ликвидации неграмотности в крае набирала обороты. Это было связано с постановлениями и указаниями ЦК ВКП(б) об обязательном начальном обучении [10, с. 184]. В связи с этим Сиб-крайком ВКП(б) поручил СибкрайОНО разработать мероприятия по уменьшению неграмотных в крае. Так, школы Новосибирска с октября 1929 г. были переведены на пятидневку. Это позволило заметно сократить учебный год, так как в месяц получалось шесть выходных дней в которые можно было проводить занятия со взрослым населением. Вскоре этот эксперимент распространился на всю Западную Сибирь.

По постановлению ЦК ВКП(б) «О ликвидации неграмотности» от 17 мая 1929 г. среди национальных меньшинств особое внимание и «первоочередность обучения грамоте» уделялось членам партии и комсомола, а также рабочим советского и коопе-

ративного актива [3, с. 513]. Для них до 50 лет обучение грамоте стало обязательным. В подборе кадров на должность председателей колхоза вместе с деловыми качествами и верности генеральной линии партии особое внимание стали уделять уровню знаний в объеме 1—4 классов. Кроме того, окружкомы партии отводили особую роль в ликвидации неграмотности райкомам комсомола, так как оплотом партячеек и аулсоветов являлись беднейшие слои населения, особенно молодежь. Усилилась агитация молодого поколения к вступлению в комсомол и в школы рабочей молодежи [3, с. 310]. 70-летний колхозник сельхозартели им. Ярославского Черлакского района казах Ж. Акильбеков обратился к молодежи в областной газете «Омская правда»: «Мой век скоро кончится, а перед вами, молодыми, жизнь впереди. Вам надо заниматься и учиться, и вы добьетесь большего счастья» [11]. Ибо во все времена молодежь прислушивалась к советам аксакалов. Из дальних аулов и деревень 2-3 раза в неделю съезжались юноши и девушки для обучения в школе рабочей молодежи, где одновременно проводились занятия и по политической грамоте, воспитывая молодых в духе идей марксистско-ленинского мировоззрения. Районные отделы образования совместно с РК ВКП(б) и РК ВЛКСМ приступили к формированию и подготовке пионервожатых для работы в школах. Этому обязывало постановление ЦК ВКП(б) от 25 июня 1928 г., в котором говорилось, что «подбор вожатых должен идти при непосредственном участии партийного аппарата». В этом же документе указывалось, что «необходимо особое внимание обратить на вовлечение в ряды пионерорганизации детей рабочих, батраков и деревенской бедноты» [3, с. 346]. Согласно данному решению ЦК ВКП(б), дети кулаков, баев и мулл в пионеры не принимались. Пионервожатые были обязаны быть комсомольцами, играя роль проводников политики просталинского Сибкрайкома среди детей по отношению ненависти к кулакам, баям и духовенству. Вместе с тем подчеркивалось преимущество социалистического строя над капиталистическим. Придавалось критике всё «старое как отжившее и восхвалялось все новое как перспективное». Местные комсомольские организации взяли шефство над пионерскими отрядами в школах.

Кампания по ликвидации неграмотности среди тюркоязычного населения носила политический характер. В отчетах окружкомов партии, направленных в Запсибкрайисполком ВКП(б), отмечалось, что работа с неграмотным населением в районе ведется ускоренными темпами с соблюдением указаний инструкции ЦК ВКП(б). Из районных отделов образования в аулы и деревни спускались планы по обучению чтению, письму, счету детей, представителей молодежи и взрослого населения. В результате каждая школа и учителя боялись оказаться в числе отстающих как в районе, так и в округе. В связи с этим распространенной стала практика досрочного выполнения планов и заданий, что не могло не отразиться на качестве подготовки учащихся. По этому поводу окружные газеты края писали, что «дело народного просвещения идёт из рук вон плохо», а сложившаяся ситуация «грозит срывом учебного года» [7]. Несмотря на это, в отчетах окружкомов партии, отправляемых в Запсибкрайком ВКП(б), истинное положение дел не сообщалось. В них приводились трудно проверяемые цифры об открытии передвижных школ по стойбищам, дальним аулам и деревням, по вечернему и заочному обучению и т.д. Часто крестьянин, читающий с трудом по слогам,

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2(126) 2014 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2(126) 2014

входил в общее число обученных грамоте и попадал в отчет. Это находит подтверждение в протоколах допросов крестьян в НКВД, под которыми стоят их подписи, выведенные корявыми печатными буквами. Однако, несмотря на это следователи считали, что их подследственные «грамотные». В итоге работа среди национальных меньшинств по ликвидации неграмотности в части западносибирских районов носила кампанейский характер и проходила шаблонно.

Кампания по ликвидации неграмотности среди тюркского народа продолжалась на протяжении 1930-х годов. В результате этого уже к 1936 г. большая часть казахского и татарского населения Западной Сибири до пятидесятилетнего возраста умела читать и писать.

Библиографический список

5. О всеобщем обязательном начальном обучении // Правда. — 1930. — 28 июля.

6. Коротков, Г. В защиту советского учителя-общественника / Г. Коротков // Рабочий путь. — Омск, 1930. — 14 июня.

7. Организуя нацменовские сельсоветы, — не забывать бытовых особенностей // Рабочий путь. — Омск, 1931. — 29 января.

8. Кожахметов, Ш. Ни одной школы / Ш. Кожахметов// Омская правда. — 1936. — 12 октября.

9. Убийцы учительницы Разгуляевой приговорены к расстрелу // Советская Сибирь. — 1930. — 7 января.

10. КПСС в резолюциях решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. В 15 т. Т. 5. — М. : Политиздат, 1984. — 445 с.

11. Речь тов. Ж. Акильбекова // Омская правда. — 1936. — 20 ноября.

1. Алимова, Л. Материалы Нового тюрко-татарского алфавита (НТА), введенного в СССР в 1928— 1929 гг./ Л. Алимова// Татарский мир. — Омск, 2006. — № 10—11.

2. История Сибири. В 5 т. Т. 4. Сибирь в период строительства социализма. —Л. : Наука, 1968. — 501 с.

3. КПСС в резолюциях, решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. В 15 т. Т. 4. — М. : Политиздат, 1984. — 575 с.

4. Сталин, И. В. Сочинения. В 13 т. Т. 11 / И. В. Сталин. — М., 1952. — С. 97.

ОЗЕРОВА Ольга Алексеевна, кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории, социологии и политологии.

Aдpec для переписки: e-mail: ozerov26@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 30.05.2013 г.

© О. А. Озерова

УДК 343.34:329.78(09) Р. В. РЫБАКОВ

Омский государственный технический университет

МОЛОДЕЖНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ В 1920-е гг.: ПРИЧИНЫ, ФОРМЫ, СПОСОБЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ

Статья направлена на исследование актуальной, социально значимой проблемы экстремизма в молодежной среде. В качестве хронологических рамок выбран период 1 920-х годов — тяжелейшее время восстановления разрушенной войнами и революциями экономики, кардинальной ломки прежних социально-культурных ценностей, становления новой системы государственно-политических отношений. В подобных условиях молодежь как никогда оказалась подвержена деструктивным влияниям социальной действительности. В публикации ставится задача на основе архивных материалов исследовать проблему с позиции когерентности социальных, политических, нравственных и экономических противоречий трансформации российского государства в 1920-е гг. Ключевые слова: молодежь, молодежная политика, молодежные организации, экстремизм, история Сибири.

Проблема молодежного экстремизма в последнее время стала объектом повышенного внимания со стороны общественности, надзорных органов и средств массовой информации. Рост радикальных, экстремистских проявлений в молодежной среде регулярно обсуждается на политических и научных форумах. Под экстремистским поведением молодых людей понимается особая форма активности юношества, которая выходит за рамки общепринятых норм поведения и направлена на разрушение социальной системы или какой-либо ее части, связанная с совершением действий насильственного характера по социальным, национальным, религиозным и политическим мотивам. Существующие научные теории по-разному характеризуют причины развития этого феномена, однако во всех из них важнейшим фактором, определя-

ющим поведение личности, является среда и условия, в которых происходит социализация подрастающего поколения. Степень подверженности общества экстремистским взглядам наиболее высока в переходные периоды, когда усиливаются деструктивные тенденции общественного сознания и поведения. Таких этапов в нашей истории было предостаточно, в том числе в период 1920-х гг. Так как экстремизм представляет серьезную опасность для общества, он должен быть глубоко и всесторонне изучен, при этом поиск решения проблемы должен опираться не только на современные исследования социологов и психологов, но и на имеющийся исторический опыт. Нам кажется, что познание исторического прошлого страны, в том числе и советского опыта преодоления разрушительных проявлений социально-деструктивного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.