Научная статья на тему 'КАМНЕРЕЗНЫЕ РАБОТЫ СЕРГЕЯ КАШПЫК-ООЛОВИЧА ОДУШПАЯ В ФОНДАХ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА'

КАМНЕРЕЗНЫЕ РАБОТЫ СЕРГЕЯ КАШПЫК-ООЛОВИЧА ОДУШПАЯ В ФОНДАХ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
скульптура / камнерезные работы / мастер / агальматолит / музей / sculpture / stone-cutting works / master / agalmatolite / museum

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Нан-Хоо Яна Александровна

В статье описываются скульптурные работы мастера камнереза Одушпай С.К. из фондов Национального музея им. «Алдан-Маадыр» Республики Тыва. Также дается его краткая биография.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STONE-CUTTING WORKS BY SERGEI KASHPYK-OOLOVICH ODUSHPAI IN THE COLLECTIONS OF THE NATIONAL MUSEUM OF THE REPUBLIC OF TYVA

The article describes the sculptural works of the master stonecutter Odushpai S.K. from the funds of the National Museum named after "Aldan-Maadyr" of the Republic of Tyva. A brief biography of him is also given.

Текст научной работы на тему «КАМНЕРЕЗНЫЕ РАБОТЫ СЕРГЕЯ КАШПЫК-ООЛОВИЧА ОДУШПАЯ В ФОНДАХ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА»

УДК 736.2

КАМНЕРЕЗНЫЕ РАБОТЫ СЕРГЕЯ КАШПЫК-ООЛОВИЧА ОДУШПАЯ В ФОНДАХ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

Нан-Хоо Я. А.

Аннотация. В статье описываются скульптурные работы мастера камнереза Одушпай С.К. из фондов Национального музея им. «Алдан-Маадыр» Республики Тыва. Также дается его краткая биография.

Ключевые слова: скульптура; камнерезные работы; мастер; агальматолит; музей

STONE-CUTTING WORKS BY SERGEI KASHPYK-OOLOVICH ODUSHPAI IN THE COLLECTIONS OF THE NATIONAL MUSEUM OF THE REPUBLIC OF

TYVA

Nan-Hoo Ya. A.

Annotation. The article describes the sculptural works of the master stonecutter Odushpai S.K. from the funds of the National Museum named after "Aldan-Maadyr" of the Republic of Tyva. A brief biography of him is also given.

Keywords: sculpture; stone-cutting works; master; agalmatolite; museum

Одушпай Сергей Кашпык-оолович - известный в Туве камнерез, член Союза художников СССР и Российской Федерации с 1991 года. Он участвовал на многих зональных, всероссийских, всесоюзных и международных выставках с 1984 года.

С.К. Одушпай родился в селе Ильинка Каа-Хемского района Тувинской АССР 21 января 1958 года в семье рабочих. Сергей Одушпай со школьных лет занимался народным творчеством, резьбой по дереву и камню. После окончания средней школы он поступил на художественное отделение Кызылского училища искусств, которое успешно закончил в 1984 году.

В 1980-е годы Сергей Одушпай стремится более профессионально овладеть камнерезным искусством, он бывает в Тувинском республиканском краеведческом музее им. Алдан-Маадыр, у народных мастеров-камнерезов в Союзе художников Тувы, где полностью воспринимает традиционную культуру и искусство кочевого народа, сохранившего древние истоки народного творчества.

Его скульптурные произведения экспонируются на крупных выставках Союза художников России таких, как «Сибирь социалистическая» Кемерово 1985, «Советская Россия» Москва 1985, «Молодые художники России» Москва 1989, «Художники автономных республик, областей и округов РСФСР» Москва 1989, «Художники России - Москве» 1997, «Россия» 2004, «Народное искусство России» Вологда 2008, «Россия» Москва 2009, зональных выставках - «Сибирь» Красноярск 1991, «Ремесла Сибири» Томск 1997, «Сибирь» Иркутск 2003, «Сибирь» Новосибирск 2008, «Ремесла Сибири» Томск 2011, «Искусный мастер» Нарьян-Мар 2011, «Слава скакуну» Кызыл 2011, «90-летие ТНР» Кызыл 2011, «По родному краю» Кызыл 2012, «Сибирь» Омск 2013 и ряд других выставок.

После окончания Кызылского училища искусств он стал работать художником-оформителем в Кызылском промторге, затем художником-прикладником в экспериментальном предприятии народно-художественных промыслов и сувениров Министерства промышленности Тувинской АССР.

Сергей Кашпык-оолович в большинстве свои камнерезные скульптуры исполняет в светлом агальматолите. Он не делает эскизов, будущую скульптуру видит в самом камне, и постепенно, по мере работы над скульптурой она проявляется. Его любимые темы для изображения в камне - это одно фигурные, многофигурные композиции с лошадьми в динамичном движении, этнографические и исторические сцены, также интересны его композиции с козерогами, сарлыками.

В фондах Национального музея хранятся его камнерезные скульптуры в количестве 22 единиц. Особо привлекают внимание его работы, связанные с исторической темой, так композиция «Красный обоз» Кызыл-Коъш, 2012 г. (рис. 1) посвященная дружественной помощи Тувинской Народной Республики частям Красной Армии в годы Великой Отечественной войны.

Рис. 1. «Красный обоз», 2012

Скульптура малой формы из агальматолита светло-серого цвета на небольшой подставке. Композиция состоит из двух частей. В первой части изображен обоз, запряженный верблюдом. На верблюде изображен мужчина в национальной одежде, обуви и в головном уборе. На переднем плане подставки у подножья верблюда вырезаны две фигуры собак. Повозка имеет четыре колеса. В верхней части у повозки вырезана надпись: «БУГУ ЧУВЕНИ ТИИЛЕЛГЕЧЕ», что в переводе означает «Все для победы». А также, верхней части подставки вырезана пыль в виде валютообразного завитка.

Идентичная работа с таким же названием «Красный обоз» «Кызыл-Коъш», 2011 г. (рис. 2) скульптура малой из агальматолита серого цвета с буроватым оттенком на небольшой подставке. Также композиционная работа состоит из двух частей. В первой части изображен обоз, запряженный лошадью. На повозке в переднем плане изображен мужчина в национальной одежде, обуви, и в головном уборе. На переднем плане подставки у подножья лошади установлена фигура собаки. В верхней части подставки вырезана пыль в виде валютообразного завитка.

Третья работа «Повозка», 2016 г. (рис. 3) скульптура малой формы из агальматолита светло-серого цвета на небольшой подставке. Камнерезная работа также изображает сцену из жизни ТНР, когда тувинцы-араты на лошади передавали помощь Красной армии. На подставке вырезан мужчина с короткой прической, управляющий лошадью, сзади повозка с дарами. В данной же композиции мужчина изображен без головного убора. Повозка имеет две больших задних колеса и два передних средних колеса. По правую сторону лошади вырезаны две козы, и одна собака. Вокруг данной композиции вырезана пыль в виде валютообразного завитка.

Четвертая работа «Всадники на скачке», 2013 г. (рис. 4), скульптура из агальматолита малой формы светло-серого цвета с буроватым оттенком, на небольшой подставке. На подставке вырезаны девять всадников. Композиция представляет собой частичное изображение во время народных традиционных видов спорта «конных

скачек». Лошади изображены в динамике, в три ряда по три лошади на одной линии. Глаза, нос, рот вырезаны четко. Уздечка у лошадей вырезана объемными линиями. В правой руке шестеро всадников держат в кулаках кнуты. В нижней части вокруг лошадей вырезана пыль в виде валютообразного завитка.

Рис. 2 «Красный обоз», 2011 Рис. 3 «Повозка», 2016

Рис. 4 «Всадники на скачке», 2013 г. Рис. 5 «Все для Победы»

Пятая работа «Всё для победы», 2013 г. (рис. 5). Скульптура из агальматолита светло-серого цвета с красноватым оттенком, на небольшой подставке. В композиции вырезан арат, сидящий на верблюде. У арата на голове имеется национальная шапка. Из головного убора видны его длинные заплетенные волосы, ниже плеч. Глаза, нос, рот, уши помечены. Арат одет в стилизованную тувинскую одежду тон, и в национальную обувь. У верблюда глаза, нос, рот вырезаны четко. Сзади от него большая повозка с дарами, впереди верблюда вырезаны козы, сзади изображена собака. Повозка имеет четыре колеса: задние - большие, передние - средние. Вокруг данной скульптуры вырезана пыль в виде валютообразного завитка. В передней части повозки по периметру вырезана надпись печатными буквами «ВСЕ ДЛЯ ПОБЕДЫ».

Данные работы были отобраны к 78-ой годовщине Великой Отечественной войны. Все композиции дополняют друг друга, их целостность не нарушена. Скульптуры вырезаны чётко. У всех композиций в нижней части вырезана пыль в виде валютообразного завитка.

Основным поделочным материалом у большинства мастеров является камень агальматолит, хорошо поддающийся обработке, название которого происходит от греческих слов - agalma - изваяние, статуя, украшение и lithos - камень. Его тувинское название - чонар-даш (чонар - резать; даш - камень). Самые ранние образцы скульптур тувинцев датируются концом XIX в. по технике исполнения они приближены к резьбе

по дереву, кости, рогу. По другой версии о происхождении этого камнерезного искусства, тувинцы отталкивались от традиций изготовления антропоморфной ритуальной скульптуры, а также, что на камнерезов повлиял скифо-сибирский звериный стиль.

Своего расцвета тувинское искусство достигло во второй половине ХХ в. В этот период появились резчики профессионалы, возникли учебные заведения и художественные артели.

В 1991 году за активное участие на зональных, всероссийских художественных выставках С.К. Одушпай был принят в члены Союза художников СССР, затем России. В 2000 году за успехи в камнерезном искусстве Республики Тыва он был награжден Почетной грамотой Председателя Правительства Республики Тыва1.

В настоящее время С.К. Одушпай находится в расцвете творческих сил, он полон будущих творческих замыслов и всегда стремится к новым достижениям в изобразительном искусстве Республики Тыва.

Список литературы:

Вайнштейн С.И. История народного искусства Тувы. - М. «Наука», 1974. 219 с.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Нан-Хоо Яна Александровна, методист филиала «Алдын Дошка» Национального музея имени Алдан-Маадыр Республики Тыва, г. Кызыл, Россия. Электронный адрес: yana.nankhoo.1993@mail.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Nan-Hoo Yana Alexandrovna, methodologist of the Aldyn Doshka branch of the Aldan-Maadyr National Museum of the Republic of Tyva, Kyzyl, Russia. E-mail: yana.nankhoo.1993@mail.ru

УДК 069.64

МУЗЕЙ БУДДИЗМА И ПРОСВЕЩЕНИЯ: ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Ооржак С. М.

Аннотация. Статья посвящена созданию филиала Национального музея Республики Тыва (НМ РТ), «музея буддизма и просвещения» на территории буддийского монастыря «Тубтен Шедруб Линг» в Кызыле. В статье представлена краткая история строительства нового монастыря в Туве. Автор статьи знакомит читателя с представленными в музее буддизма священными буддийскими предметами и реликвиями.

Ключевые слова: музей буддизма и просвещения; буддийский монастырь; Культурный фонд имени Кужугета Шойгу; выставка; буддийские экспонаты; экспозиция

1 Открылась выставка «Чонар-даш Сергея Одушпая». URL: https://музейтыва.рф/?p=2983 (дата обращения: 11.06.2023)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.