Научная статья на тему 'Камерный театр на Алтае'

Камерный театр на Алтае Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
277
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАМЕРНЫЙ ТЕАТР / А.Я. ТАИРОВ / А.Г. КООНЕН / ЭВАКУАЦИЯ / ПРЕМЬЕРА / ТЕАТРАЛЬНЫЙ СЕЗОН / ПЬЕСА / ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / ФРОНТОВАЯ БРИГАДА / РЕЖИССЕР / СПЕКТАКЛЬ / РЕЖИССЕРСКИЙ МЕТОД / КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ / A.YA. TAIROV / A.G. KOONEN / THE CHAMBER THEATRE / EVACUATION / THE FIRST NIGHT PERFORMANCE / THE THEATRE SEASON / A PLAY / THE GREAT PATRIOTIC WAR / A FRONT BRIGADE / PRODUCER / PRODUCER METHODS / CULTURAL LIFE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Тимофеева Т. И.

Данная работа посвящена культурной жизни Алтайского края в период Великой Отечественной войны в 1941-1943 годы. В центре статьи -эвакуация в Барнаул театра с мировой известностью Московского Камерного под руководством Александра Яковлевича Таирова; работа театра над премьерными спектаклями, с доминирующей военной темой; поездка творческой бригады театра на фронт и значение пребывания театра Таирова на Алтае.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CHEMBER THEATRE AT THE ALTAI

This work is devoted to the cultural life of the Altai Territory during the Great Patriotic War in 1941-1943. In the centre of the article is an evacuation to Barnaul the world-known theatre the Moscow Chamber Theatre under leadership by Tairov A.Ya., work on first night performances with dominant war subject, the trip of creative group to the front and the meaning of Tairov* s theatre stay at the Altai.

Текст научной работы на тему «Камерный театр на Алтае»

окунается в источник и приобретает неуязвимость в боях и сражениях. Собственно для эпических сказаний эти свойства воды наиболее важны, поскольку призваны отразить, показать отличие эпического героя, его избранность. (В то время как в повседневной жизни и быту, в обрядах - родильном, свадебном, похоронном, а также в поверьях, ворожбе и народной медицине другим необычайным магическим свойствам воды отводится не менее значительное место). Воде и олицетворяющим ее духам поклонялись с древних времен. Священные рощи или культовые постройки, как правило, находились рядом с источниками, которым приписывались целебные свойства.

Представления народов, проживающих на территории Большого Алтая, о мире и вселенной непосредственно отражают своеобразие ландшафта региона. Российский Алтай, в

Библиографический список

основном лесной и пересеченный высокими хребтами, в районе Чуйской степи приобретает горно-степной облик. Монголия и Казахстан - это бескрайние каменистые высокогорные степи с небольшим слоем плодородной земли. Поэтому каждый из народов ценит в природе свое. Русские - лес, степь, реку; алтайцы - горы, лес, реку; монголы - степи, горы; казахи - степи, горы, озера.

Все страны Большого Алтая имеют богатейший набор сохранившихся ценностей и традиций культуры и быта народов Большого Алтая, в том числе традиции мирного сосуществования разных культур и племен. Именно единство ценностей культуры народов Большого Алтая является той силой, которая поддерживает в этом регионе мир и добрососедские отношения, способствует развитию экономических и меж-культурных связей.

1. Бранский, В.П. Глобализация и синергетический историзм. - СПб.: Политехника, 2004.

2. Пономарева, Г.М. Проблемы коммуникационного взаимодействия культур // Культура в современном мире: опыт, проблемы, решения. - М., 1997. - Вып. 5.

3. Жуковская, Н.Л. Пространство и время в мировоззрении монголов // Мифы, культы, обряды народов зарубежной Азии. - М., 1986.

4. Хафизова, К. Кони в диалоге цивилизаций // Экономические стратегии. - Центральная Азия. - 2007. - № 1.

Статья поступила в редакцию 04.04.10

УДК 130(571.15)

Т.И. Тимофеева, аспирант АлтГУ, г. Барнаул, E-mail: [email protected] КАМЕРНЫЙ ТЕАТР НА АЛТАЕ

Данная работа посвящена культурной жизни Алтайского края в период Великой Отечественной войны в 1941-1943 годы. В центре статьи -эвакуация в Барнаул театра с мировой известностью - Московского Камерного под руководством Александра Яковлевича Таирова; работа театра над премьерными спектаклями, с доминирующей военной темой; поездка творческой бригады театра на фронт и значение пребывания театра Таирова на Алтае.

Ключевые слова: Камерный театр, А.Я. Таиров, А.Г. Коонен, эвакуация, премьера, театральный сезон, пьеса, Великая Отечественная война, фронтовая бригада, режиссер, спектакль, режиссерский метод, культурная жизнь.

До Великой Отечественной войны в Алтайском крае было шесть постоянно действующих театров: Краевой (барнаульский) драматический, Краевой кукольный, Бийский колхозно-совхозный, Ойротский национальный, Алтайский колхозно-совхозный, Каменский колхозно-совхозный. В этих театрах работали как профессиональные, так и полупрофессиональные актеры. Когда началась война, лучшие столичные театры были направлены в эвакуацию. Одновременно с этим происходила перестановка театральных сил и внутри края.

На заседании Исполкома Алтайского краевого Совета депутатов трудящихся 5 августа 1941 года стоял вопрос о сокращении сети колхозно-совхозных театров и штатов в существующих театрах. Было принято решение за № 2120, по которому в краевом драматическом театре необходимо «произвести сокращение художественного и технического персонала до одинарного состава»; по бийскому колхозно-совхозному театру «провести сокращение, оставив художественнотворческий состав до 15 человек»; по Ойротскому национальному театру «сократить штат до одинарного состава»; по Алтайскому колхозно-совхозному театру, «как не рентабельному из-за отсутствия транспорта и базы, сократить весь художественный и административно-технический персонал и работу театра временно прекратить»; по Каменскому колхозно-совхозному театру, «как недоукомплектованному в достаточной мере квалифицированными кадрами и не имеющими средств передвижения по району, весь административно-технический и художественный персонал сократить»; планиру-ющийся ранее к открытию «славгородский колхозно-совхозный театр не открывать» [1, с. 19].

Решением № 2173 от 18 августа 1941, «учитывая, что здание Крайдрамтеатра в связи с реконструкцией не может быть сдано в эксплуатацию до окончания строительных работ, и в целях экономии средств и сохранения творческого коллектива», предлагалось «творческий коллектив театра временно перевести в трудовой коллектив на полной самоокупаемости», и «все работы по реконструкции закончить к 15 октября 1941 года» [2, с. 2]. Это решение было отменено, и театр был переведен в город Бийск для работы в помещении городского те-

атра. В свою очередь Бийский драматический театр реорганизовывался в трудовой хозрасчетный коллектив и был переведен в город Рубцовск.

Во многом это делалось для того, чтобы Алтайскому краю принять в эвакуацию лучшие театральные силы страны

- Днепропетровский театр русской драмы им. Горького из оккупированной Украины и Московский государственный Камерный театр из Москвы.

Днепропетровский театр прибыл осенью 1941 года, в это тяжелое время получил государственную дотацию и 4 октября на сцене краевого театра драмы открыл сезон спектаклем «Большевик» Деля. К началу 1942 года в репертуаре театра были «Как закалялась сталь» по Н. Островскому, «В степях Украины» и «Партизаны в степях Украины» А. Корнейчука, «Коварство и любовь» Ф. Шиллера, возобновлена «Собака на сене» Лопе де Веги и поставлен «Разлом» Лавренёва (к 23-му февраля 1942 года). На сцене крайдрамтеатра театр проработал чуть более полугода, до прибытия в апреле 1942 года в эвакуацию легендарного Московского Камерного театра под руководством Александра Яковлевича Таирова.

В феврале 1942 года театр Таирова уже находился в эвакуации в г. Балхаше, где игрались спектакли в «совершенно неприспособленном помещении клуба Балхашского медеплавильного завода» [3, с. 6].

Решением № 311 Крайсовет предписывает «принять и разместить Государственный московский Камерный театр в городе Барнауле, предоставив для работы с 18 апреля помещение Крайдрамтеатра», а относительно работы Днепропетровского драматического театра: «возобновить с 20 апреля в помещении клуба Меланжевого комбината (5 дней в неделю)» [4, с. 18].

Годы 1942-1943, в которые Камерный театр эвакуируется в Барнаул, были переломными в ходе Великой Отечественной войны. И на этом фоне культурная жизнь столицы Алтайского края получает новый виток в развитии. Именно эвакуация позволила барнаульцам напрямую открыть творчество Александра Таирова, Алисы Коонен, Вадима Шершеневича, Георгия Свиридова, Константина Паустовского. Во многом это

произошло благодаря деятельности Александра Яковлевича Таирова.

Говоря о художественных взглядах Таирова, можно отметить, что Таиров «считает своей задачей «создать героический театр», «театр большого чувства, большого масштаба по линии героической; театр, побеждающей своей жизнерадостностью» [5, с. 56].

Камерный театр открывается 2 мая спектаклем по пьесе Г. Мдивани «Батальон идёт на Запад», в майский репертуар включена «Адриенна Лекуврёр» по Э. Скрибу с Алисой Ко-онен в заглавной роли.

23 июня, к годовщине начала Великой отечественной войны, Таиров выпускает премьерный спектакль «Небо Москвы». Тема спектакля оказалась настолько актуальной, что «исчезает грань между пьесой и жизнью» [6, с.4]. Прологом к пьесе послужил отрывок из поэмы С. Васильева, который «с большим подъемом и мастерством читает пролог к спектаклю народная артистка республики А.Г. Коонен» [6, с. 4].

После всех перемещений к середине 1942 года театральная жизнь на Алтае относительно стабилизируется. В ведении краевого Отдела искусств снова находится 6 театров: днепропетровский драматический, краевой драматический, ойротский национальный, рубцовский драматический, каменский драматический коллектив, краевой кукольный [1, с. 46-47]. Кроме того, Отдел искусств осуществляет государственный контроль и обеспечивает координацию работы московского Камерного театра.

20 августа Камерный театр закрыл театральный сезон, а уже 23 августа по плану выделения концертных бригад по системе Комитета по делам искусств фронтовая бригада артистов Камерного театра с назначенным ответственным А.З. Богатыревым отправилась на Калининский фронт.

«Весь коллектив принимал участие в подготовке и отборе материала для будущих концертов» [7, с. 4]. Подготовка проводилась под непосредственным руководством А. Я. Таирова. Репертуар состоял из монтажа пьесы И. Луковского «Адмирал Нахимов», сцен из «Оптимистической трагедии» Вс. Вишневского и отдельных концертных номеров. Это было длинное путешествие: из Барнаула через Урал в Москву, в которой артисты не задержались, а оттуда - на фронт. В открытом письме директор театра Александр Зиновьевич Богатырев пишет о фронтовых встречах, о людях фронта как о людях, «утверждающих жизнь» [7, с. 4]. Он пишет: «Мы потеряли всякое представление о сценической площадке, мы забыли все условности театра. Единственно, что осталось от театра, - это зрители и слушатели. Но ни один самый величайший театр мира не имеет такого зрителя, какой имеют артисты, выступающие на фронте. Представьте себе, что люди только что вышли из боя. В их глазах еще горит огонь упоения атакой, их руки еще сжимаются от гнева штыкового удара. Лица покрыты пороховой копотью. На многих маскировочные халаты. И не сладкие звуки скрипок сопровождают наш концерт, а противный свист мин, грохот артиллерийского поединка, трескотня пулеметов» [7, с. 4]. Актеры «забыли» о плохой сцене, трудностях передвижения, состоянии здоровья, усталости, наоборот, они были готовы давать сколько угодно концертов в день и ехать куда угодно, лишь бы встретиться с бойцами. Особенно памятным был концерт в части, где воевало много алтайцев: «Мы себя сейчас считаем не только москвичами, но и алтайцами» [7, с. 4]. Фронтовой бригадой Камерного театра было дано 42 концерта.

В связи с тем, что основная часть труппы находится на фронте, объявленное на 1 октября открытие зимнего сезона переносится на целый месяц. Именно в этот период открывается театральная студия при Камерном театре, куда набор учащихся продолжается до 5 октября. «Необходимость создания новых театральных кадров побудила комитет по делам искусств при совнаркоме СССР приступить к организации театральных учебных заведений при лучших театрах страны, где педагогами могут выступить известные и признанные мастера советской сцены. Тем самым должна быть обеспечена преемственность ценнейшего творческого опыта» [8, с. 106].

Театральный сезон 1942-1943 года для Камерного театра стал на редкость творческим и плодотворным. Выезд на фронт еще больше сплотил труппу, а перелом в военных действиях

вдохновил и поддержал людей. «Фронтовая поездка закалила нас, воспитала в нас новые чувства и стремления» [7, с. 4].

Еще в сентябре «Камерный театр приступил к предварительной работе по постановке новой пьесы А. Корнейчука «Фронт» [9, с. 4]. Руководит постановкой А.Я. Таиров, постановщики - А.З. Богатырев и Н.Я. Чаплыгин, художник - Е.К. Коваленко. Премьера приурочена к 7 ноября - дню 25-летия Великой октябрьской социалистической революции. С 6 по 10 ноября шли премьерные спектакли в Камерном театре.

Пьеса Корнейчука - это «правдивый рассказ о командирах фронта, о доблести бойцов» [10, с. 4], и при этом - о недостатках в командовании армии. В рецензии А. Стаккатова отмечается «современность и своевременность спектакля» [9, с. 4], «вдумчивость и художественное чутье» режиссера, который «правильно выпятил на первый план ее (пьесы) публицистичность и политическую заостренность» [9, с. 4].

Театр постоянно работал для непосредственной помощи фронту, что выражалось и в проведении «значительного количества концертов в госпиталях и воинских частях, а также в систематическом сборе средств в фонд обороны страны путем показа спектаклей в выходные дни работников театра и целевых отчислений из заработной платы. Всего собрано от спектаклей и концертов 214,6 тысяч рублей, переданных в фонд обороны страны, на подарки бойцам, Ленинградцам, в фонд эскадрильи «Советский артист», детям фронтовиков и женам бойцов» [11, с. 17].

К 25-летию Красной армии 23 февраля 1943 года Камерный театр выпустил спектакль «Раскинулось море широко». Эта пьеса «написана авторами в Ленинграде в трудные дни блокады», «проникнута неувядающим духом Балтийского флота, гордой силы и неиссякаемой жизнерадостности, наполнена музыкой и песней» [12, с. 4], «с прекрасно разработанной остроумной интригой, великолепно расходилась по ролям» [13, с. 408.], где авторам «удалось сочетать живой юмор с драматической напряженностью событий» [14, с. 4]. По сюжету команда рейдового катера «Орленок», главные герои пьесы (артисты Г. Яниковский, А. Нахимов, В. Кениг-сон, В. Ганшин), выполняют сложное и ответственное задание командования. «Легкая и мелодичная, органически вошедшая в спектакль» [15, с. 4] музыка в этой постановке стоит на одном из первых мест, ее написал ученик Д.Д. Шостаковича -молодой композитор Георгий Свиридов (дирижировал оркестром Н.Н. Глизбург). Постановка была осуществлена в кратчайшие сроки, руководил ею А. Я. Таиров, постановщиком выступал А.З. Богатырев. В длинном списке занятых в спектакле артистов фигурируют и имена учеников студии театра, которые были набраны в Барнауле.

В мартовском письме Таирова Вишневскому Александр Яковлевич подробно рассказывает о премьере спектакля, о своей затяжной болезни. При всем этом спектакль «в целом вышел очень удачный, веселый, заразительный, бодрый, безусловно военный и совсем не опереточный. Чудесную музыку написал Свиридов, мажорную, как ты этого хотел, и очень остроумную. Большинство исполнителей играет отлично, многие из них потомственные «вишневцы», игравшие сто раз в «Оптимистической трагедии». <. > Спектакль идет часто, с большим очень успехом, с овациями. Очень занятно выглядит внешне, художники: Кривошеина, Коваленко. И, тем не менее, конечно, к Москве я буду его еще дорабатывать. Лично. Это вызывается как тем, что условия сцены, нашей московской сцены, иные, чем здесь (здесь сцена очень маленькая, неудобная), так и тем, что я хочу разработать еще ряд сцен и добиться максимального результата» [5, с. 495].

«Два мира столкнулись в трагической схватке на сцене Московского Камерного театра, в пьесе Константина Паустовского «Пока не остановится сердце» [16, с. 4]. Впервые на страницах местной печати речь идет о репетиции. Здесь завуалировано есть мысль о непостижимом таинстве театра, когда все разрозненные ранее детали и элементы «преображаются и становятся на свои места по воле постановщика» [16, с. 4]. Эта пьеса «разбудила сокровенные чувства режиссера и актеров, вызвала к жизни их страсти» [16, с. 4]. А ведущая страсть этого спектакля, по определению Д. Никольского, - «ненависть к врагу» [16, с. 4]. Страсть как категория творчества изначально была свойственна методу Таирова и воплощалась, прежде всего, в игре трагической актрисы А.

Коонен. Поэтому неудивительно, что в центре спектакля -актриса Анна Мартынова в исполнении Алисы Коонен.

Весной 1942 года Паустовский приезжает в Барнаул для работы над пьесой. Как пишет Алиса Коонен, он «тут же заявил, что тема пьесы есть, сюжет есть, но что он - драматург слабый, в специфике театра разбирается плохо, поэтому ждет нашей помощи.» [13, с. 404.] Работа над пьесой большей частью проходила в Белокурихе.

Премьера спектакля «Пока не остановится сердце» состоялась в воскресенье 4 апреля. В протоколе о сдаче спектакля представитель Крайскома ВКП/б/ Цейтлина определила его как «яркий, актуальный, политически насыщенный» [17, с. 33]. «Немцы показаны реалистично, без преувеличения и тем более они страшны и отталкивающи. Убийство ребенка, растоптанное счастье семьи, унижение достоинства советских людей и подлая попытка заставить русскую актрису служить фашистским захватчикам, превратить ее в предателя - вызывает подлинное возмущение, настоящую ненависть зрителей»

- это высказывание начальника отдела Крайискусств Николаева [17, с. 33]. Он же отмечает «художественную цепкость» спектакля. Спектакль «политически делает свое дело превосходно, вызывая у зрителей новую волну ненависти к врагу», «художники говорят в этом спектакле от всего сердца своим голосом, своей особой манерой выражения, новым почерком»

- комментирует увиденное председатель редакции газеты «Литература и искусство» Дрейден [17, с. 33].

К осени 1943 года положение на фронте стабилизируется и эвакуированные театры начинают возвращаться в Москву.

Репертуар Камерного театра в это время насчитывает уже 12 спектаклей. С 15 сентября Камерный дает «прощальные спектакли» для барнаульского зрителя.

В письме «До свиданья, Алтай!», опубликованном в «Алтайской правде» А.Я. Таиров и А.З. Богатырев подводят итоги работы в Барнауле. «Мы старались познакомить барнаульского зрителя с классической комедией, с пьесами советских драматургов, с русской классикой. В этих спектаклях трудящиеся Барнаула полюбили актеров нашего театра», «оценили мастерство художников Коваленко и Кривошеиной, высокохудожественную работу незаметных тружеников сцены заведующих цехами Самойлова, Герасимовой, Байкова, Веденкиной, Эпштейна и других». «Два чувства - волнение и радость - настолько сильны и горячи, что перед их лицом смиряется та естественная горечь разлуки, какая всегда бывает при расставании с друзьями, с которыми мы прожили и проработали душа в душу полтора года»; «но наша связь и творческая дружба не могут оборваться и прекратиться из-за каких-то трех с половиной тысяч километров». И далее: «До свиданья, Алтай, до скорого свиданья. Мы еще приедем к вам на гастроли, чтобы показать новые пьесы» [18, с. 3]. Эти планы не были осуществлены, но то, что пребывание Камерного театра в Барнауле «оказало большое влияние на культурный рост жителей нашего города» [19, с. 3], несомненно и для сегодняшнего дня. А значение режиссерского метода Таирова велико для мирового театра и по сей день.

Библиографический список

1. ЦХАФ АК, ф. 1445, оп.1, ед. хр. 56.

2. ЦХАФ АК, ф. 1445, оп. 1, ед. хр. 46.

3. Свободная, И.Н. Театральные премьеры Алтая в годы Великой отечественной войны // Вестник культуры Алтайского края. - 2002. - №2 (6).

4. ЦХАФ АК, ф. 1445, оп. 1, ед. хр. 57.

5. Таиров, А.Я. Записки режиссера. - М.: ВТО, 1970.

6. Стаккатов, А. Непобедимая Москва // Алтайская правда. - 1942. - 23 июня.

7. Богатырев, А.З. Театр на фронте // Алтайская правда. - 1942. - 31 окт.

8. Свободная, И.Н. Московский Государственный Камерный театр // Очерки культуры Барнаула в годы Великой отечественной войны 1941-

1945 гг. Труды Государственного музея истории литературы, искусства и культуры Алтая. - Барнаул, 2005. - Вып. X.

9. Камерный театр готовит новую премьеру // Алтайская правда. - 1942. - 15 сент.

10. Стаккатов, А. Фронт (Новая постановка в Государственном Московском Камерном театре) // Алтайская правда. - 1942. - 12 нояб.

11. ЦХАФ АК, ф. 1445, оп.1, ед. хр. 72.

12. Раскинулось море широко // Алтайская правда. - 1943 год. - 23 февр.

13. Коонен, А. Г. Страницы жизни. - М.: Искусство, 1975.

14. Литературный понедельник // Алтайская правда. - 1943. - 6 янв.

15. Стаккатов, А. Сила советского оптимизма // Алтайская правда. - 1943. - 26 февр.

16. Никольский, Д. На репетиции Камерного театра // Алтайская правда. - 1943. - 28 марта.

17. ЦХАФ АК, ф. 1445, оп. 1, ед. хр. 58.

18. Таиров, А.Я., Богатырев, А.З. До свидания, Алтай! // Алтайская правда. - 1943. - 26 сент.

19. Чебышева, Зинкова. Очень жаль, что вы уезжаете. // Алтайская правда. - 1943. - 26 сент.

Статья поступила в редакцию 15.02.10

УДК 130:008(571.52)

С. С. Нава, м. н. с. Тувинского института гуманитарных исследований, Республика Тыва, г. Кызыл,

E-mail: [email protected]

СИСТЕМНО-СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД НА КОЧЕВУЮ КУЛЬТУРУ И КУЛЬТУРНЫЙ КОНТАКТ

В статье автор анализирует системно-синергетическую методологию, разработанную отечественными философами и культурологами. В заключении приходит к выводу о возможности применения данного метода при изучении кочевой культуры и культурных контактов.

Ключевые слова: синергетика, системно-синергетический метод, кочевая культура, экологическая культура, культурный контакт.

Синергетическое видение культуры сегодня не порождает вопроса - продуктивно или непродуктивно такое видение, проблема заключается в достижении необходимой плодотворности исследования. В ряду отечественных авторов, занимающихся как теоретико-методологическими разработками, так практическими исследования культуры в целом и кочевой, в частности, а также проблемами культурных контактов, находятся В.И. Аршинов, В.П. Бранский, М.С. Каган, Ю.М. Лотман, Н.В. Абаев, В.Р. Фельдман, Н.А. Хренов и др. Целью настоящей статьи стало рассмотрение системно-синергетической методологии при изучении кочевой культуры и культурных контактов.

Анализ концепции М.С. Кагана, основанной на последовательном применении синергетических представлений к рассмотрению процесса развития культуры, позволил сформулировать его «методологическую программу, которая сложилась на почве основных идей синергетики» [1, с. 319]. Начнём с того, что синергетика, или теория самоорганизации, по утверждению учёного, для культурологии стала конкретизацией и развитием теории систем и методологии системных исследований [2, с. 201]. Её исходный принцип - развитие системного объекта есть саморазвитие, детерминированное изнутри, а не извне - применительно к культуре означает, что мотивация процесса развития культуры и его движущие силы лежат в ней самой, и там их необходимо искать [1, с. 319]. Отсюда первая

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.