окунается в источник и приобретает неуязвимость в боях и сражениях. Собственно для эпических сказаний эти свойства воды наиболее важны, поскольку призваны отразить, показать отличие эпического героя, его избранность. (В то время как в повседневной жизни и быту, в обрядах - родильном, свадебном, похоронном, а также в поверьях, ворожбе и народной медицине другим необычайным магическим свойствам воды отводится не менее значительное место). Воде и олицетворяющим ее духам поклонялись с древних времен. Священные рощи или культовые постройки, как правило, находились рядом с источниками, которым приписывались целебные свойства.
Представления народов, проживающих на территории Большого Алтая, о мире и вселенной непосредственно отражают своеобразие ландшафта региона. Российский Алтай, в
Библиографический список
основном лесной и пересеченный высокими хребтами, в районе Чуйской степи приобретает горно-степной облик. Монголия и Казахстан - это бескрайние каменистые высокогорные степи с небольшим слоем плодородной земли. Поэтому каждый из народов ценит в природе свое. Русские - лес, степь, реку; алтайцы - горы, лес, реку; монголы - степи, горы; казахи - степи, горы, озера.
Все страны Большого Алтая имеют богатейший набор сохранившихся ценностей и традиций культуры и быта народов Большого Алтая, в том числе традиции мирного сосуществования разных культур и племен. Именно единство ценностей культуры народов Большого Алтая является той силой, которая поддерживает в этом регионе мир и добрососедские отношения, способствует развитию экономических и меж-культурных связей.
1. Бранский, В.П. Глобализация и синергетический историзм. - СПб.: Политехника, 2004.
2. Пономарева, Г.М. Проблемы коммуникационного взаимодействия культур // Культура в современном мире: опыт, проблемы, решения. - М., 1997. - Вып. 5.
3. Жуковская, Н.Л. Пространство и время в мировоззрении монголов // Мифы, культы, обряды народов зарубежной Азии. - М., 1986.
4. Хафизова, К. Кони в диалоге цивилизаций // Экономические стратегии. - Центральная Азия. - 2007. - № 1.
Статья поступила в редакцию 04.04.10
УДК 130(571.15)
Т.И. Тимофеева, аспирант АлтГУ, г. Барнаул, E-mail: altgaki@gmail.com КАМЕРНЫЙ ТЕАТР НА АЛТАЕ
Данная работа посвящена культурной жизни Алтайского края в период Великой Отечественной войны в 1941-1943 годы. В центре статьи -эвакуация в Барнаул театра с мировой известностью - Московского Камерного под руководством Александра Яковлевича Таирова; работа театра над премьерными спектаклями, с доминирующей военной темой; поездка творческой бригады театра на фронт и значение пребывания театра Таирова на Алтае.
Ключевые слова: Камерный театр, А.Я. Таиров, А.Г. Коонен, эвакуация, премьера, театральный сезон, пьеса, Великая Отечественная война, фронтовая бригада, режиссер, спектакль, режиссерский метод, культурная жизнь.
До Великой Отечественной войны в Алтайском крае было шесть постоянно действующих театров: Краевой (барнаульский) драматический, Краевой кукольный, Бийский колхозно-совхозный, Ойротский национальный, Алтайский колхозно-совхозный, Каменский колхозно-совхозный. В этих театрах работали как профессиональные, так и полупрофессиональные актеры. Когда началась война, лучшие столичные театры были направлены в эвакуацию. Одновременно с этим происходила перестановка театральных сил и внутри края.
На заседании Исполкома Алтайского краевого Совета депутатов трудящихся 5 августа 1941 года стоял вопрос о сокращении сети колхозно-совхозных театров и штатов в существующих театрах. Было принято решение за № 2120, по которому в краевом драматическом театре необходимо «произвести сокращение художественного и технического персонала до одинарного состава»; по бийскому колхозно-совхозному театру «провести сокращение, оставив художественнотворческий состав до 15 человек»; по Ойротскому национальному театру «сократить штат до одинарного состава»; по Алтайскому колхозно-совхозному театру, «как не рентабельному из-за отсутствия транспорта и базы, сократить весь художественный и административно-технический персонал и работу театра временно прекратить»; по Каменскому колхозно-совхозному театру, «как недоукомплектованному в достаточной мере квалифицированными кадрами и не имеющими средств передвижения по району, весь административно-технический и художественный персонал сократить»; планиру-ющийся ранее к открытию «славгородский колхозно-совхозный театр не открывать» [1, с. 19].
Решением № 2173 от 18 августа 1941, «учитывая, что здание Крайдрамтеатра в связи с реконструкцией не может быть сдано в эксплуатацию до окончания строительных работ, и в целях экономии средств и сохранения творческого коллектива», предлагалось «творческий коллектив театра временно перевести в трудовой коллектив на полной самоокупаемости», и «все работы по реконструкции закончить к 15 октября 1941 года» [2, с. 2]. Это решение было отменено, и театр был переведен в город Бийск для работы в помещении городского те-
атра. В свою очередь Бийский драматический театр реорганизовывался в трудовой хозрасчетный коллектив и был переведен в город Рубцовск.
Во многом это делалось для того, чтобы Алтайскому краю принять в эвакуацию лучшие театральные силы страны
- Днепропетровский театр русской драмы им. Горького из оккупированной Украины и Московский государственный Камерный театр из Москвы.
Днепропетровский театр прибыл осенью 1941 года, в это тяжелое время получил государственную дотацию и 4 октября на сцене краевого театра драмы открыл сезон спектаклем «Большевик» Деля. К началу 1942 года в репертуаре театра были «Как закалялась сталь» по Н. Островскому, «В степях Украины» и «Партизаны в степях Украины» А. Корнейчука, «Коварство и любовь» Ф. Шиллера, возобновлена «Собака на сене» Лопе де Веги и поставлен «Разлом» Лавренёва (к 23-му февраля 1942 года). На сцене крайдрамтеатра театр проработал чуть более полугода, до прибытия в апреле 1942 года в эвакуацию легендарного Московского Камерного театра под руководством Александра Яковлевича Таирова.
В феврале 1942 года театр Таирова уже находился в эвакуации в г. Балхаше, где игрались спектакли в «совершенно неприспособленном помещении клуба Балхашского медеплавильного завода» [3, с. 6].
Решением № 311 Крайсовет предписывает «принять и разместить Государственный московский Камерный театр в городе Барнауле, предоставив для работы с 18 апреля помещение Крайдрамтеатра», а относительно работы Днепропетровского драматического театра: «возобновить с 20 апреля в помещении клуба Меланжевого комбината (5 дней в неделю)» [4, с. 18].
Годы 1942-1943, в которые Камерный театр эвакуируется в Барнаул, были переломными в ходе Великой Отечественной войны. И на этом фоне культурная жизнь столицы Алтайского края получает новый виток в развитии. Именно эвакуация позволила барнаульцам напрямую открыть творчество Александра Таирова, Алисы Коонен, Вадима Шершеневича, Георгия Свиридова, Константина Паустовского. Во многом это
произошло благодаря деятельности Александра Яковлевича Таирова.
Говоря о художественных взглядах Таирова, можно отметить, что Таиров «считает своей задачей «создать героический театр», «театр большого чувства, большого масштаба по линии героической; театр, побеждающей своей жизнерадостностью» [5, с. 56].
Камерный театр открывается 2 мая спектаклем по пьесе Г. Мдивани «Батальон идёт на Запад», в майский репертуар включена «Адриенна Лекуврёр» по Э. Скрибу с Алисой Ко-онен в заглавной роли.
23 июня, к годовщине начала Великой отечественной войны, Таиров выпускает премьерный спектакль «Небо Москвы». Тема спектакля оказалась настолько актуальной, что «исчезает грань между пьесой и жизнью» [6, с.4]. Прологом к пьесе послужил отрывок из поэмы С. Васильева, который «с большим подъемом и мастерством читает пролог к спектаклю народная артистка республики А.Г. Коонен» [6, с. 4].
После всех перемещений к середине 1942 года театральная жизнь на Алтае относительно стабилизируется. В ведении краевого Отдела искусств снова находится 6 театров: днепропетровский драматический, краевой драматический, ойротский национальный, рубцовский драматический, каменский драматический коллектив, краевой кукольный [1, с. 46-47]. Кроме того, Отдел искусств осуществляет государственный контроль и обеспечивает координацию работы московского Камерного театра.
20 августа Камерный театр закрыл театральный сезон, а уже 23 августа по плану выделения концертных бригад по системе Комитета по делам искусств фронтовая бригада артистов Камерного театра с назначенным ответственным А.З. Богатыревым отправилась на Калининский фронт.
«Весь коллектив принимал участие в подготовке и отборе материала для будущих концертов» [7, с. 4]. Подготовка проводилась под непосредственным руководством А. Я. Таирова. Репертуар состоял из монтажа пьесы И. Луковского «Адмирал Нахимов», сцен из «Оптимистической трагедии» Вс. Вишневского и отдельных концертных номеров. Это было длинное путешествие: из Барнаула через Урал в Москву, в которой артисты не задержались, а оттуда - на фронт. В открытом письме директор театра Александр Зиновьевич Богатырев пишет о фронтовых встречах, о людях фронта как о людях, «утверждающих жизнь» [7, с. 4]. Он пишет: «Мы потеряли всякое представление о сценической площадке, мы забыли все условности театра. Единственно, что осталось от театра, - это зрители и слушатели. Но ни один самый величайший театр мира не имеет такого зрителя, какой имеют артисты, выступающие на фронте. Представьте себе, что люди только что вышли из боя. В их глазах еще горит огонь упоения атакой, их руки еще сжимаются от гнева штыкового удара. Лица покрыты пороховой копотью. На многих маскировочные халаты. И не сладкие звуки скрипок сопровождают наш концерт, а противный свист мин, грохот артиллерийского поединка, трескотня пулеметов» [7, с. 4]. Актеры «забыли» о плохой сцене, трудностях передвижения, состоянии здоровья, усталости, наоборот, они были готовы давать сколько угодно концертов в день и ехать куда угодно, лишь бы встретиться с бойцами. Особенно памятным был концерт в части, где воевало много алтайцев: «Мы себя сейчас считаем не только москвичами, но и алтайцами» [7, с. 4]. Фронтовой бригадой Камерного театра было дано 42 концерта.
В связи с тем, что основная часть труппы находится на фронте, объявленное на 1 октября открытие зимнего сезона переносится на целый месяц. Именно в этот период открывается театральная студия при Камерном театре, куда набор учащихся продолжается до 5 октября. «Необходимость создания новых театральных кадров побудила комитет по делам искусств при совнаркоме СССР приступить к организации театральных учебных заведений при лучших театрах страны, где педагогами могут выступить известные и признанные мастера советской сцены. Тем самым должна быть обеспечена преемственность ценнейшего творческого опыта» [8, с. 106].
Театральный сезон 1942-1943 года для Камерного театра стал на редкость творческим и плодотворным. Выезд на фронт еще больше сплотил труппу, а перелом в военных действиях
вдохновил и поддержал людей. «Фронтовая поездка закалила нас, воспитала в нас новые чувства и стремления» [7, с. 4].
Еще в сентябре «Камерный театр приступил к предварительной работе по постановке новой пьесы А. Корнейчука «Фронт» [9, с. 4]. Руководит постановкой А.Я. Таиров, постановщики - А.З. Богатырев и Н.Я. Чаплыгин, художник - Е.К. Коваленко. Премьера приурочена к 7 ноября - дню 25-летия Великой октябрьской социалистической революции. С 6 по 10 ноября шли премьерные спектакли в Камерном театре.
Пьеса Корнейчука - это «правдивый рассказ о командирах фронта, о доблести бойцов» [10, с. 4], и при этом - о недостатках в командовании армии. В рецензии А. Стаккатова отмечается «современность и своевременность спектакля» [9, с. 4], «вдумчивость и художественное чутье» режиссера, который «правильно выпятил на первый план ее (пьесы) публицистичность и политическую заостренность» [9, с. 4].
Театр постоянно работал для непосредственной помощи фронту, что выражалось и в проведении «значительного количества концертов в госпиталях и воинских частях, а также в систематическом сборе средств в фонд обороны страны путем показа спектаклей в выходные дни работников театра и целевых отчислений из заработной платы. Всего собрано от спектаклей и концертов 214,6 тысяч рублей, переданных в фонд обороны страны, на подарки бойцам, Ленинградцам, в фонд эскадрильи «Советский артист», детям фронтовиков и женам бойцов» [11, с. 17].
К 25-летию Красной армии 23 февраля 1943 года Камерный театр выпустил спектакль «Раскинулось море широко». Эта пьеса «написана авторами в Ленинграде в трудные дни блокады», «проникнута неувядающим духом Балтийского флота, гордой силы и неиссякаемой жизнерадостности, наполнена музыкой и песней» [12, с. 4], «с прекрасно разработанной остроумной интригой, великолепно расходилась по ролям» [13, с. 408.], где авторам «удалось сочетать живой юмор с драматической напряженностью событий» [14, с. 4]. По сюжету команда рейдового катера «Орленок», главные герои пьесы (артисты Г. Яниковский, А. Нахимов, В. Кениг-сон, В. Ганшин), выполняют сложное и ответственное задание командования. «Легкая и мелодичная, органически вошедшая в спектакль» [15, с. 4] музыка в этой постановке стоит на одном из первых мест, ее написал ученик Д.Д. Шостаковича -молодой композитор Георгий Свиридов (дирижировал оркестром Н.Н. Глизбург). Постановка была осуществлена в кратчайшие сроки, руководил ею А. Я. Таиров, постановщиком выступал А.З. Богатырев. В длинном списке занятых в спектакле артистов фигурируют и имена учеников студии театра, которые были набраны в Барнауле.
В мартовском письме Таирова Вишневскому Александр Яковлевич подробно рассказывает о премьере спектакля, о своей затяжной болезни. При всем этом спектакль «в целом вышел очень удачный, веселый, заразительный, бодрый, безусловно военный и совсем не опереточный. Чудесную музыку написал Свиридов, мажорную, как ты этого хотел, и очень остроумную. Большинство исполнителей играет отлично, многие из них потомственные «вишневцы», игравшие сто раз в «Оптимистической трагедии». <. > Спектакль идет часто, с большим очень успехом, с овациями. Очень занятно выглядит внешне, художники: Кривошеина, Коваленко. И, тем не менее, конечно, к Москве я буду его еще дорабатывать. Лично. Это вызывается как тем, что условия сцены, нашей московской сцены, иные, чем здесь (здесь сцена очень маленькая, неудобная), так и тем, что я хочу разработать еще ряд сцен и добиться максимального результата» [5, с. 495].
«Два мира столкнулись в трагической схватке на сцене Московского Камерного театра, в пьесе Константина Паустовского «Пока не остановится сердце» [16, с. 4]. Впервые на страницах местной печати речь идет о репетиции. Здесь завуалировано есть мысль о непостижимом таинстве театра, когда все разрозненные ранее детали и элементы «преображаются и становятся на свои места по воле постановщика» [16, с. 4]. Эта пьеса «разбудила сокровенные чувства режиссера и актеров, вызвала к жизни их страсти» [16, с. 4]. А ведущая страсть этого спектакля, по определению Д. Никольского, - «ненависть к врагу» [16, с. 4]. Страсть как категория творчества изначально была свойственна методу Таирова и воплощалась, прежде всего, в игре трагической актрисы А.
Коонен. Поэтому неудивительно, что в центре спектакля -актриса Анна Мартынова в исполнении Алисы Коонен.
Весной 1942 года Паустовский приезжает в Барнаул для работы над пьесой. Как пишет Алиса Коонен, он «тут же заявил, что тема пьесы есть, сюжет есть, но что он - драматург слабый, в специфике театра разбирается плохо, поэтому ждет нашей помощи.» [13, с. 404.] Работа над пьесой большей частью проходила в Белокурихе.
Премьера спектакля «Пока не остановится сердце» состоялась в воскресенье 4 апреля. В протоколе о сдаче спектакля представитель Крайскома ВКП/б/ Цейтлина определила его как «яркий, актуальный, политически насыщенный» [17, с. 33]. «Немцы показаны реалистично, без преувеличения и тем более они страшны и отталкивающи. Убийство ребенка, растоптанное счастье семьи, унижение достоинства советских людей и подлая попытка заставить русскую актрису служить фашистским захватчикам, превратить ее в предателя - вызывает подлинное возмущение, настоящую ненависть зрителей»
- это высказывание начальника отдела Крайискусств Николаева [17, с. 33]. Он же отмечает «художественную цепкость» спектакля. Спектакль «политически делает свое дело превосходно, вызывая у зрителей новую волну ненависти к врагу», «художники говорят в этом спектакле от всего сердца своим голосом, своей особой манерой выражения, новым почерком»
- комментирует увиденное председатель редакции газеты «Литература и искусство» Дрейден [17, с. 33].
К осени 1943 года положение на фронте стабилизируется и эвакуированные театры начинают возвращаться в Москву.
Репертуар Камерного театра в это время насчитывает уже 12 спектаклей. С 15 сентября Камерный дает «прощальные спектакли» для барнаульского зрителя.
В письме «До свиданья, Алтай!», опубликованном в «Алтайской правде» А.Я. Таиров и А.З. Богатырев подводят итоги работы в Барнауле. «Мы старались познакомить барнаульского зрителя с классической комедией, с пьесами советских драматургов, с русской классикой. В этих спектаклях трудящиеся Барнаула полюбили актеров нашего театра», «оценили мастерство художников Коваленко и Кривошеиной, высокохудожественную работу незаметных тружеников сцены заведующих цехами Самойлова, Герасимовой, Байкова, Веденкиной, Эпштейна и других». «Два чувства - волнение и радость - настолько сильны и горячи, что перед их лицом смиряется та естественная горечь разлуки, какая всегда бывает при расставании с друзьями, с которыми мы прожили и проработали душа в душу полтора года»; «но наша связь и творческая дружба не могут оборваться и прекратиться из-за каких-то трех с половиной тысяч километров». И далее: «До свиданья, Алтай, до скорого свиданья. Мы еще приедем к вам на гастроли, чтобы показать новые пьесы» [18, с. 3]. Эти планы не были осуществлены, но то, что пребывание Камерного театра в Барнауле «оказало большое влияние на культурный рост жителей нашего города» [19, с. 3], несомненно и для сегодняшнего дня. А значение режиссерского метода Таирова велико для мирового театра и по сей день.
Библиографический список
1. ЦХАФ АК, ф. 1445, оп.1, ед. хр. 56.
2. ЦХАФ АК, ф. 1445, оп. 1, ед. хр. 46.
3. Свободная, И.Н. Театральные премьеры Алтая в годы Великой отечественной войны // Вестник культуры Алтайского края. - 2002. - №2 (6).
4. ЦХАФ АК, ф. 1445, оп. 1, ед. хр. 57.
5. Таиров, А.Я. Записки режиссера. - М.: ВТО, 1970.
6. Стаккатов, А. Непобедимая Москва // Алтайская правда. - 1942. - 23 июня.
7. Богатырев, А.З. Театр на фронте // Алтайская правда. - 1942. - 31 окт.
8. Свободная, И.Н. Московский Государственный Камерный театр // Очерки культуры Барнаула в годы Великой отечественной войны 1941-
1945 гг. Труды Государственного музея истории литературы, искусства и культуры Алтая. - Барнаул, 2005. - Вып. X.
9. Камерный театр готовит новую премьеру // Алтайская правда. - 1942. - 15 сент.
10. Стаккатов, А. Фронт (Новая постановка в Государственном Московском Камерном театре) // Алтайская правда. - 1942. - 12 нояб.
11. ЦХАФ АК, ф. 1445, оп.1, ед. хр. 72.
12. Раскинулось море широко // Алтайская правда. - 1943 год. - 23 февр.
13. Коонен, А. Г. Страницы жизни. - М.: Искусство, 1975.
14. Литературный понедельник // Алтайская правда. - 1943. - 6 янв.
15. Стаккатов, А. Сила советского оптимизма // Алтайская правда. - 1943. - 26 февр.
16. Никольский, Д. На репетиции Камерного театра // Алтайская правда. - 1943. - 28 марта.
17. ЦХАФ АК, ф. 1445, оп. 1, ед. хр. 58.
18. Таиров, А.Я., Богатырев, А.З. До свидания, Алтай! // Алтайская правда. - 1943. - 26 сент.
19. Чебышева, Зинкова. Очень жаль, что вы уезжаете. // Алтайская правда. - 1943. - 26 сент.
Статья поступила в редакцию 15.02.10
УДК 130:008(571.52)
С. С. Нава, м. н. с. Тувинского института гуманитарных исследований, Республика Тыва, г. Кызыл,
E-mail: navansaid@gmail.com
СИСТЕМНО-СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД НА КОЧЕВУЮ КУЛЬТУРУ И КУЛЬТУРНЫЙ КОНТАКТ
В статье автор анализирует системно-синергетическую методологию, разработанную отечественными философами и культурологами. В заключении приходит к выводу о возможности применения данного метода при изучении кочевой культуры и культурных контактов.
Ключевые слова: синергетика, системно-синергетический метод, кочевая культура, экологическая культура, культурный контакт.
Синергетическое видение культуры сегодня не порождает вопроса - продуктивно или непродуктивно такое видение, проблема заключается в достижении необходимой плодотворности исследования. В ряду отечественных авторов, занимающихся как теоретико-методологическими разработками, так практическими исследования культуры в целом и кочевой, в частности, а также проблемами культурных контактов, находятся В.И. Аршинов, В.П. Бранский, М.С. Каган, Ю.М. Лотман, Н.В. Абаев, В.Р. Фельдман, Н.А. Хренов и др. Целью настоящей статьи стало рассмотрение системно-синергетической методологии при изучении кочевой культуры и культурных контактов.
Анализ концепции М.С. Кагана, основанной на последовательном применении синергетических представлений к рассмотрению процесса развития культуры, позволил сформулировать его «методологическую программу, которая сложилась на почве основных идей синергетики» [1, с. 319]. Начнём с того, что синергетика, или теория самоорганизации, по утверждению учёного, для культурологии стала конкретизацией и развитием теории систем и методологии системных исследований [2, с. 201]. Её исходный принцип - развитие системного объекта есть саморазвитие, детерминированное изнутри, а не извне - применительно к культуре означает, что мотивация процесса развития культуры и его движущие силы лежат в ней самой, и там их необходимо искать [1, с. 319]. Отсюда первая