Вестник ПСТГУ
Серия II: История. История Русской Православной Церкви.
Мельникова Софья Владимировна, канд. филол. наук, доцент Иркутского государственного университета, ученый секретарь Иркутской областной государственной универсальной научной библиотеки Российская Федерация,664033 г. Иркутск, ул. Лермонтова, д. 253 [email protected]
2019. Вып. 87. С. 11-22
Б01: 10.153827sturII201987.H-22
ОИСГО: 0000-0002-2106-5730
Камчатка в судьбе иркутского протоиерея П. В. Громова (1801—1880)
И ЕГО НАУЧНОМ И МЕМУАРНОМ НАСЛЕДИИ*
Аннотация: Статья посвящена церковному историку и духовному писателю, автору первых обобщающих трудов по истории православия на Востоке Российской империи — иркутскому протоиерею Прокопию Васильевичу Громову. Несмотря на устойчивый интерес к личности и научной деятельности Громова современных сибирских историков и краеведов, библиографирование и изучение его трудов нельзя считать завершенным. В частности, в системном описании нуждается комплекс сочинений, связанных с камчатской тематикой. В статье дается библиографический обзор и краткий анализ данных трудов. Приводятся сведения об их оценке современниками автора (цензорами, рецензентами), а также рассматривается отношение к ним в новейшей региональной историографии. Делается вывод о том, что своеобразие исторического повествования у Громова заключается в соединении научно-исторического и мемуарного дискурсов, а сквозной темой «камчатских» сочинений становится повествование о святителе Иннокентии, личное свидетельство о котором придает особую историческую ценность и духовную значимость сочинениям протоиерея. Статья написана преимущественно на материалах восточносибирской периодики и данных региональных архивов.
Протоиерей Прокопий Васильевич Громов — известный в Восточной Сибири церковный историк и публицист XIX в. Его книги — «Историко-статистическое описание Камчатских церквей» (СПб., 1857) и «Начало христианства в Иркутске и святый Иннокентий, первый епископ Иркутский. Его служение, управление, кончина, чудеса и прославление» (Иркутск, 1868) — считаются первыми обобщающими трудами по распространению и утверждению православия на Востоке России (в период от образования в 1727 г. самостоятельной Иркутской епархии до выделения в 1841 г. из ее состава Камчатской, Курильской и Алеутской
* Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ. Проект № 16-04-00434 «Православные духовные писатели Восточной Сибири XIX — начала XX в.: Биобиблиографический словарь».
С. В. Мельникова
епархии). С именем Громова связано начало не только региональной церковной историографии, но и периодики. В 1863 г. он первым возглавил редакцию «Иркутских епархиальных ведомостей» — первого епархиального издания на территории Сибири1. Будучи протоиереем Петропавловского, а затем Иркутского кафедрального соборов, занимая в разные годы должности члена духовной консистории, цензора проповедей, попечителя духовного училища, гласного городской думы, являясь действительным членом СО ИРГО и проч., о. Прокопий был заметной и уважаемой личностью в Иркутске второй половины XIX в.
В настоящее время жизнь и деятельность Прокопия Громова составляют самостоятельный предмет историко-краеведческих исследований. Статьи о нем включены в ряд региональных исторических энциклопедий и словарей2; по архивным источникам восстановлена подробная биография3; проанализирована его роль в церковной и общественной жизни Иркутска4; рассмотрены некоторые аспекты научной и издательской деятельности5. Роль Громова как архивиста и историка отмечена в обобщающей монографии А. И. Костанова по документальной истории дореволюционной Сибири и становлении на ее территории архивного дела: «В числе тех, кому мы в значительной мере обязаны сохранением церковных архивов Сибири и первыми трудами в сфере церковно-археологических исследований на ее территории, следует назвать два имени — святителя Иннокентия (Вениаминова)... и его современника — протоиерея П. В. Громова. Имя последнего в исторической литературе, к сожалению, мало известно. Между тем отец Прокопий был не только сподвижником И. Вениаминова на ниве церковного служения, но и видным деятелем культуры, оставившим заметный след в развитии исторической науки в Сибири в 30-70-е годы XIX века»6. На сегодняшний момент выявлено более 170 принадлежащих Громову опубликованных сочинений (книг и статей) церковно-исторического, публицистического, мемуарного, нравственно-дидактического характера7. Однако нельзя утверждать, что
1 В Тобольске епархиальные ведомости стали выходить с 1882 г., в Красноярске — с 1884 г., в Томске и Якутске — с 1887 г., в Благовещенске — с 1894 г.
2 Санников А. Громов Прокопий Васильевич (1801—1880) // Историческая энциклопедия Сибири / Ин-т истории СО РАН. Новосибирск: ИД «Историческое наследие Сибири», 2009. Т. 1. С. 437—438; Громов Прокопий Васильевич // Иркутск: Историко-краеведческий словарь / Н. В. Бурдонова и др., редкол. Иркутск: Сибирская книга, 2011. С. 136.
3 Крючкова Т. Во имя Спаса Нерукотворного Образа: документальное повествование о жизни первого каменного храма города Иркутска. 1706—2006 / Акулич О. А., Крючкова Т. А., Полунина Н. М.. Иркутск: Иркутский кремль, 2008. С. 324—335.
4 Куликаускене Н. «Честь и хвала Иркутского духовенства»: протоиерей Прокопий Васильевич Громов // Прошлое — будущему. Иркутск: Сибирская книга, 2012. С. 144—170; Исаев А. Ю. Прокопий Васильевич Громов: 200 лет со дня рождения // Приангарье: годы, события, люди: Календарь знаменательных и памятных дат Иркутской области на 2002 г. Вып. 34. Иркутск, 2001. С. 129-135.
5 Кусков В. Краевед Прокопий Громов // Краеведческие записки. Вып. 2. Петропавловск-Камчатский, 1970. С. 124-133; ШинкареваА. Очерки истории издательского дела и печати Иркутска (1785-1920). Иркутск: Иркутский гос. ун-т, 2009. С. 210-222.
6 Костанов А. Документальная история Сибири. XVII — сер. XIX в.: Историко-архивоведческое исследование. Владивосток: Дальнаука, 2007. С. 198.
7 Подробный биобиблиографический очерк о прот. П. Громове, включающий обзор всех (не только связанных с Камчаткой) его сочинений, подготовлен для публикации в биобиблио-
библиографирование, систематизация и изучение его обширного письменного наследия завершены.
Особенно интересным это изучение может быть в отношении трудов, связанных с Камчаткой: в поле зрения ученых до сих пор попадал преимущественно главный из них — книга «Историко-статистическое описание Камчатских церквей»8, вместе с тем камчатская тематика представлена в творчестве Громова целым комплексом сочинений. Камчатская епархия, где он прослужил 12 лет, была для историка не просто объектом научного изучения, но и частью его собственной биографии. Своеобразие ее описания у Громова состоит в том, что взгляд историка, стремящегося к объективности, неотделим в нем от взгляда мемуариста, и исследовательская рефлексия оказывается направленной, по сути, на собственную личную историю. Важнейшей частью этой истории для Громова стало общение с его знаменитым современником и земляком — святителем Иннокентием (Вениаминовым), первым Камчатским епископом.
В XIX в. служба на Камчатке, даже среди иркутского духовенства, воспринималась не иначе как ссылка, и в блестяще начавшейся церковной карьере Про-копия Васильевича ничто не предвещало «камчатского периода». В 1818 г., как один из лучших выпускников Иркутской семинарии, он был направлен для продолжения образования в Московскую духовную академию. Уже через год после возращения в Иркутск, 31 мая 1823 г., молодой кандидат богословия и преподаватель семинарии был рукоположен во священника к иркутской Благовещенской церкви, в марте 1824 г. назначен присутствующим духовной консистории и цензором проповедей, в мае того же года произведен в протоиерея к иркутской Воскресенской (Тихвинской) церкви9.
В 1830 г. во главе Иркутской епархии встал архиепископ Ириней (Нестеро-вич), сначала высоко оценивший способности умного и энергичного протоиерея. При нем Громов был назначен первым членом Комитета по делам духовной миссии в Иркутской епархии, благочинным над всеми иркутскими и четырьмя пригородными церквами, старшим попечителем о бедных духовного звания, а 23 декабря 1831 г. переведен на служение в кафедральный собор Богоявления.
графическом словаре православных духовных писателей Восточной Сибири XVIII — начала ХХ века. Над словарем, при поддержке РФФИ, работают сотрудники Иркутской областной библиотеки им. И. И. Молчанова-Сибирского, в том числе и автор настоящей публикации. Помимо статьи о Громове в словарь войдут очерки еще о 110 писателях и ученых из среды духовенства — авторах богословских, исторических, мемуарных, публицистических и др. сочинений, созданных в рамках православной духовной традиции и отражающих историю распространения православия в крае. В настоящий момент опубликованы: Православные духовные писатели Восточной Сибири XVIII — начала ХХ века: Материалы к библиографическому словарю / С. В. Мельникова и др., сост.; Д. Н. Шилов, науч. ред. Иркутск: ИОГУНБ им. И. И. Молчанова-Сибирского, 2016.
8 Ширяев С. Историко-статистическое описание Камчатских церквей протоиерея Проко-пия Громова // Третьи международные исторические и Свято-Иннокентьевские чтения, посвященные 300-летию присоединения Камчатки к России. Петропавловск-Камчатский, 1999; Иннокентий, игумен (Ерохин В. В.). Становление Православной Церкви в Приморье во второй половине XIX — начале XX века: Автореф. дис. ... канд. богословия. М., 2010. С. 2.
9 ГАИО. Ф. 587. Оп. 1. Д. 89. Ф. 276. Оп. 2. Д. 6. [Формулярные списки Громова за разные годы].
Однако в дальнейшем о. Прокопий впал в немилость: он был обвинен владыкой «в отчаянном и убийственном пьянстве» и в нерадении по консисторским делам, в результате чего отрешен фактически от всех должностей и запрещен во священстве. Дело дошло до прошений на Высочайшее Имя и взаимных доносов в Синод, но разрешилось неожиданно: вступивший в конфликт с местной властью и вызвавший недовольство духовенства, Ириней сам был смещен с иркутской кафедры и выслан под конвоем из города. Громову разрешили священнодействовать, но занимаемые ранее должности ему возращены не были. Конфликт епископа и протоиерея обратил на себя внимание иркутского историка Д. М. Хрусталева (1862 — после 1914), пытавшегося выявить подлинные причины «падения» Иринея10. Но единственное, чем он смог объяснить возникшее противоречие, было несходство характеров — импульсивного, резкого в своих суждениях и скорого на суд архиепископа и осторожного, дипломатичного протоиерея. Хрусталев также предположил, что эта история стала поводом к тому, что Громов начал искать перевода из Иркутска в другое место.
Однако сам Громов в статье «Какими судьбами я был управлен в Камчатку»11 ни о каком конфликте с владыкой Иринеем не упоминает и называет совсем иную причину — на Камчатку он отправляется по примеру ее первого епископа, а тогда еще простого миссионера о. Иоанна (Вениаминова). Так начинается формирование важнейшего для всего мемуарного наследия Громова автобиографического сюжета о нем как о последователе и соратнике святителя. В статье рассказывается, что еще в 1825 г. через Иркутск проезжал морской офицер А. В. Голенищев, и на обеде у высокопреосвященного Михаила речь зашла о священнике Иоанне Вени-аминове, добровольно отправившемся миссионером на далекий полуостров. На вопрос владыки к Громову и его товарищу по академии протоиерею Константину Шастину, готовы ли они повторить этот подвиг, они отвечали утвердительно. Став начальником Камчатки, Голенищев вспомнил данное обещание, и в 1828 г. Громов получил приказ отправляться на полуостров: «В семье моей начался заупокойный вопль, когда принес я домой нежданную новость. Сам я всю ночь не сомкнул глаз. Затем впал в какое-то апатичное состояние.»12. Однако на этот раз протоиерея спасла беременность супруги, и на полуостров поехал Шастин. Но через пять лет Громов сменил Шастина и Указом Синода от 31 августа 1833 г. был назначен настоятелем в камчатский Петропавловский собор, благочинным камчатских церквей и первоприсутствующим духовного правления.
Тяжелое, растянувшееся почти на полгода путешествие протоиерей описал в серии мемуарных статей «Путь от Иркутска в Камчатку»13. Путь этот пролегал
10 Хрусталев Д. Дело об отрешении протоиерея Прокопия Громова от должностей иркутского кафедрального протоиерея и присутствующего консистории и запрещение его в священнослужители в 1831 году // Иркутские епархиальные ведомости. Прибавления. 1896. № 6. С. 155-170; № 7/8. С. 188-201.
11 Громов П., прот. Какими судьбами я был управлен на Камчатку // Иркутские епархиальные ведомости. Прибавления. 1869. № 2. С. 17-22; № 3. С. 29-33.
12 Там же. № 2. С. 21.
13 Громов П., прот. Путь от Иркутска в Камчатку // Иркутские епархиальные ведомости. Прибавления. 1869. № 4. С. 41-47; № 5. С. 56-63; № 6. С. 75-80; № 7. С. 81-87; № 9. С. 105114; № 12. С. 145-149; № 16. С. 193-201; № 17/18. С. 216-222; № 20. С. 249-256.
от Качуга вниз по Лене до Якутска, оттуда конным путем до Охотска и затем уже по морю до Петропавловского порта. Громов оставил его подробное и эмоциональное описание. Бездорожье, грязь, в которой по колено тонули лошади, тучи мошки, нехватка провизии, снег в июле, постоянный страх за детей (их к тому моменту у Громовых было уже четверо), падеж лошадей, встреча с бандой разбойника Горкина — вот лишь некоторые из дорожных «впечатлений»: «...лошади издыхали под нами: надобно было беречь только ноги, чтобы не придавило при непредвиденном падении лошади. Пешком, по причине сплошных топей, идти было никому невозможно. Вечером почтовый ямщик велел разложить нам большие огни для устрашения во множестве водящихся здесь медведей и новых пяти беглецов с завода. переезжали несколько бродов, где старый Николай только и молился, чтобы баранчуков (детей) не утопить. Где утешение в таком случае? В молитве»14. Первое впечатление от Камчатки было не менее утешительным: «В распадке с юга на север показались хижины пресловутого Петропавловского порта, крытые травою, не исключая дома начальника Камчатки. Ближе к берегу стояла крытая тесом низменная церковь, но в таком еще среди самого распадка углублении, что едва можно было отличить ее от хижин обывательских. При виде зданий у меня выкатились слезы жгучие, как будто предвещавшие мне особенное горе в этой пустыне.»15.
Мемуары Громова уже его современниками воспринимались и использовались в качестве авторитетного исторического источника. Так, протоиерей Ми-лий Александрович Чефранов в своей книге о святителе Софронии (Криста-левском), епископе Иркутском, ссылаясь на отсутствие описаний его миссионерских поездок и вообще на скудность такого рода источников, датированных XVIII веком, для иллюстрации путешествия святителя в Якутский край использовал мемуары Громова: «До нас не дошло описание маршрутов, путей и дорог, по коим путешествовали по Якутской области и по Камчатке миссионеры и приходское духовенство XVIII века. Но вот 100-90 лет спустя 1834-46 гг. довелось по этим дорогам мыкать горе, при поездке в Камчатку, иркутскому протоиерею Прокопию Громову. далее дополнили описание путей по Камчатке и по Якутской области преосвященный Иннокентий (Вениаминов) и преосвященный Дионисий (Хитров)»16. Далее, почти на 25 страницах Чефранов пересказывает и цитирует записки Громова, сравнивая его описания с аналогичными у Иннокентия и Дионисия17.
На Камчатке Громов обратился к изучению местных церковных архивов. Краткую характеристику этой деятельности протоиерея дает А. И. Костанов18. По его словам, Громов работал с документами духовного правления, которое изначально находилось в Нижне-Камчатске, а затем вместе с архивом было перемещено в Петропавловский порт. Датировка документов в этом, по оценке Ко-
14 Громов П., прот. Путь от Иркутска в Камчатку // Там же. № 16. С. 198-199.
15 Там же. № 20. С. 254.
16 Чефранов М., прот. Блаженный Софроний, 3-й епископ Иркутский. М.: Университетская типография. 1907. С. 205.
17 Там же. С. 205-230.
18 Костанов. Документальная история Сибири. С. 198-200.
станова, самом «старом из дошедших до наших дней фондов церковных учреждений на востоке Сибири» начиналась с 1720-х гг. К разбору документов Громов приступил еще в 1834 г., то есть сразу же по прибытии на полуостров, помогал ему священник Василий Сизов (в др. документах — Сизых). Прокопий Васильевич, подчеркивает Костанов, не только «разбирал» архив, как мог бы сделать любой канцелярист, но использовал его в научных целях. Подтверждением тому может служить переписка с историком П. А. Словцовым, которому Громов «неоднократно отсылал... исторические справки, а также копии документов духовного правления и других местных архивов», как следует из писем к протоиерею самого ученого19.
В течение 12 лет службы на Камчатке Громовым было собрано большое количество архивных документов и свидетельств. Также протоиерей вел подробные дневниковые записи (к сожалению, все его рукописи и черновики погибнут в печально известном иркутском пожаре 1879 г.). Но обработаны эти материалы были уже в Иркутске, куда Громов вместе с семейством вернулся в январе 1847 г.
В 1851 г. в Иркутске открылось Сибирского отделение ИРГО, и протоиерей стал одним из первых и самых активных его членов. Именно в изданиях ИРГО были опубликованы его первые работы — две статьи, посвященные пребыванию на Камчатке Ж.-Ф. де Лаперуза20 (одна из них была написана в соавторстве с чиновником Главного управления Восточной Сибири И. С. Сельским).
В 1853 г., по благословению высокопреосвященного Иннокентия (Вениами-нова), о. Прокопий приступил к составлению «Исторических записок о Камчатской епархии». Книга должна была стать фундаментальным трудом, представляющим хронику миссионерской деятельности Русской Православной Церкви на Камчатке: от первой, трагической, миссии архимандрита Мартиниана (1705) до открытия самостоятельной епархии (1841), а также содержать описание всех православных храмов на территории полуострова.
Однако судьба рукописи оказалась непростой. Первоначальный ее вариант был готов к 1857 г., о его публикации перед обер-прокурором Св. Синода ходатайствовал сам архиепископ Иннокентий: «. протоиерей Прокопий Громов составил описание Камчатских церквей. мне и составителю означенного описания желательно, чтобы если не все, то первые четыре статьи, заключающиеся в первой части упомянутого описания, были предварительно напечатаны в одном из наших духовных журналов с тою между прочим целью, чтобы вызвать имеющих более основательные и подробные сведения о началах христианства в Камчатке к сообщению нам сведений и замечаний»21.
19 Два письма П. А. Словцова к прот. ПВГ в Камчатку // Иркутские епархиальные ведомости. Прибавления. 1872. № 47. С. 620-621; № 48. С. 635-637.
20 Громов П. В., прот., Сельский И. С. Сведения о пребывании Лаперуза в Камчатке // Вестник Императорского Русского географического общества. 1852. Ч. 6. Отд. 6. С. 21; Громов П. В., протоиерей. Предания и известия, почерпнутые на месте, о пребывании Лаперуза в Петроградском порте // Записки Восточно-Сибирского отделения Императорского Русского географического общества. 1856. Кн. 1. Отд. II. С 17.
21 РГИА. Ф. 797. Оп. 27. Ед. хр. 176. 1 отд., 2 стол. Л. 3 об., 4. О рассмотрении в духовой цензуре рукописи под заглавием «Исторические записки о Камчатской епархии» прот. Громова.
Несмотря на такую поддержку, духовная цензура отклонила рукопись по причине отсутствия необходимых ссылок на источники сведений, а также излишней критичности повествования: «.нигде в рукописи не сказано, откуда были эти сведения заимствованы, из актов ли, из частных записок или устных преданий?.. От этого. многие сведения кажутся недостаточными, темными и односторонними, а некоторые до того мелки, частны, что похожи более на сплетни, чем на исторические известия. Нельзя не заметить также, что почти все лица, упоминаемые в рукописи, изображены преимущественно с невыгодной стороны, а о подвигах их сказано слишком мало. Желательно было бы, чтобы автор рукописи, заключающей в себе много весьма любопытных и важных сведений, исправил ее в указанных местах и дополнил, а особенно присовокупил к ней подлинные акты, указание на другие источники и описание упомянутых книг и рукописей архимандрита Иоасафа Хотунцевского»22.
Громов достаточно тяжело пережил обрушившуюся на него критику: «. придирчивый в Петербурге цензор наделал таких заметок, которые заставили меня повторить со вздохом: "РегШШ 1аЬогеш й о1еит." "Угомони свое я, — отвечал мне преосвященный, — и доверши полезное дело". Я повиновался и, сняв с моей жертвы тук и плоть, оставил одни кости. Высушенный донельзя остов моего описания, к удивлению моему, понравился — и оно было напечатано.»23. Громов добавил ссылки на источники (но собрание Хотунцевского так и не было описано), смягчил характеристики, исключил ничем не подтвержденные факты. В исправленном виде рукопись поступила в канцелярию Синода в январе 1858 г. и чрез три года была опубликована под заглавием «Историко-статистическое описание Камчатских церквей»24.
Исследование протоиерея не осталось незамеченным современниками. Обширная рецензия на книгу25 была напечатана в 1861 г. в иркутской частной газете «Амур». Это периодическое издание, просуществовавшее всего два года (1860-1862), было ориентировано прежде всего на дальневосточную тематику, при этом имело остро оппозиционный, областнический характер. Интерес к восточным территориям, очевидно, и стал главной причиной внимания к книге протоиерея Громова редактора газеты, известного публициста М. В. Загоскина — автора рецензии.
Рецензент, сам выпускник Казанской духовной академии, выразил Громову благодарность за то, что на фоне общей скудности материалов по истории Сибири его сочинение стало единственным в своем роде «опытом систематического изложения истории христианства в самом удаленном уголке Сибири». Но далее Загоскин вступил с автором в спор, заявив, что тот «дал слишком тесные пределы своему труду», что его исследование носит характер более статистически-
22 РГИА. Ф. 797. Оп. 27. Ед. хр. 176. 1 отд., 2 стол. Л. 4. об.
23 Громов П., прот. Припоминания современника о высокопреосвященном Иннокентии, митрополите Московском / С. В. Мельникова, Т. А. Крючкова, сост. Иркутск: Иркутская обл. универс. науч. б-ка, 2014. С. 94-95.
24 Он же. Историко-статистическое описание Камчатских церквей // Труды Киевской духовной академии. 1861. Т. 1. № 1. С. 28-72; № 2. С. 138-194.
25 Загоскин М. Историко-статистическое описание камчатских церквей (из статьи Громова) // Амур. 1861. № 72. 12 сент.; № 75. 23 сент.
археологический, нежели исторический, что «в книжке его дано слишком много места внешним событиям и слишком мало внутренней жизни народа, с точки зрения историка христианства»26, а также нравам и быту самого духовенства. Эти претензии интересны прежде всего отражением в них научных принципов самого рецензента — в будущем редактора газеты «Сибирь», автора первого в Сибири учебного краеведческого пособия «Иркутск и Иркутская губерния» (1870) и ряда других статей, посвященных изучению быта сибирской деревни. Загоскин упрекнул Громова в односторонности: якобы о правителях Камчатки и об их отношении к духовенству он судит только на основании церковных архивов и, как следствие, не слишком объективно показывает взаимоотношения светской и духовной властей, в частности в таком важном вопросе, как распространение образования.
Прокопий Васильевич принял вызов и опубликовал на страницах газеты весьма пространный ответ27. Парируя упреки в недолжном раскрытии темы образования на Камчатке, автор изложил подробную историю этого вопроса и степень участия в нем духовных лиц и светской администрации. Также более подробно остановился на конфликтах, возникавших у духовенства и светской власти, но при этом не отказался от своей прежней позиции: за редким исключением правители Камчатки оставались «равнодушны» к проблемам образования и часто притесняли местное духовенство.
В настоящий момент сочинение «Историко-статистическое описание Камчатских церквей» является признанным классическим трудом по истории православия на Дальнем Востоке. Оно широко цитируется и обязательно включается в списки научной литературы по данной теме. Об интересе к книге и ее актуальности свидетельствует факт ее переиздания в 2000 г.28 В современное издание также вошли слова и речи, произнесенные Громовым на Камчатке и в Иркутске, сборник которых впервые был издан в Санкт-Петербурге в 1857 г., одновременно с «Описанием.»29.
Отдельного внимания заслуживают журнальные публикации Громова, посвященные истории Камчатской духовной миссии, а именно цикл его статей в «Иркутских епархиальных ведомостях», редакцию которых он возглавлял с 1863 по 1870 г., являясь, по сути, и основным автором газеты. В ведомостях, помимо уже рассмотренных выше мемуарных записок о собственном пребывании на полуострове, о. Прокопий печатал материалы о Камчатской миссии иеромонаха Иоасафа (Хотунцевского) в 1742-1748 гг.30 Данные статьи, насколько нам
26 Загоскин. Историко-статистическое описание камчатских церквей (из статьи Громова) // Там же. № 72.
27 Громов П., прот. Господину рецензенту «Описания Камчатских церквей» от сочинителя // Амур. 1861. № 81. 14 окт.; № 87. 12 нояб.; № 91. 25 нояб.; № 97. 16 дек.; 1862. № 2. 7 янв.
28 Он же. Историко-статистическое описание камчатских церквей: Слова и речи. Петропавловск-Камчатский, 2000.
29 Слова и речи, произнесенные в Камчатской и Иркутской епархиях протоиереем Про-копием Громовым. СПб., 1857.
30 Громов П., прот. Назначение вторичной миссии на Камчатку // Иркутские епархиальные ведомости. Прибавления. 1868. № 47. С. 531-538; № 49. С. 557-561; Он же. Инструкция архимандриту Хотунцевскому // Там же. 1868. № 50. С. 582-586; Он же. Выезд архимандрита
известно, еще не становились объектом специального научного исследования. Очевидно, они могли бы составить отдельную книгу, дополняющую «Историко-статистическое описание.», актуальным представляется вопрос об их современном переиздании.
Обобщением камчатской тематики в трудах Громова, своего рода высшей точкой и итогом ее развития является его книга «Припоминания современника о высокопреосвященном Иннокентии, митрополите Московском», написанная и опубликованная в Иркутске в 1879 г. — год кончины святителя.
В «Припоминаниях.» рассказывается о детских годах Иннокентия (Вениа-минова), тогда еще Ивана Попова, в Иркутской духовной семинарии и начале его епископского служения в новообразованной Камчатской епархии. Именно «Припоминания.» следует считать первым жизнеописанием святителя, на которое будут опираться все последующие его биографы. В частности И. П. Барсуков в своей фундаментальной и широко известной книге о митрополите Мо-сковском31 при описании иркутского и камчатского периодов его жизни широко использует громовский текст, иногда пересказывая его почти дословно.
«Припоминания.» — это прежде всего историческое повествование, где на примере Иркутской духовной семинарии сообщается много интересных фактов о методах воспитания и бытовом устройстве духовных учебных заведений начала XIX в.; рассказывается о принципах отбора кандидатов на миссионерскую службу в удаленных территориях; даются характеристики отдельных представителей иркутского духовенства того времени. Наиболее ценными и подробными являются сведения о первом десятилетии жизни новообразованной Камчатской епархии: первом архиерейском богослужении на полуострове, обустройстве Петропавловского собора, организации образования и миссионерского дела (один из центральных эпизодов — миссионерская поездка Иннокентия по Камчатке зимой 1842/43 гг., участником которой был и Громов). Рассказ о событиях подтверждается обращением к документам (метрикам, клировым ведомостям, указам Синода, официальной переписке).
Но исторический материал в «Припоминаниях.» преподносится в форме личного мемуарного свидетельства. Громов пишет только о тех событиях, участником которых был сам — о совместной учебе с будущим своим архиереем в Иркутской семинарии и о службе под его началом в Камчатской епархии. В результате образуется сочинение сложного синтетического жанра, характерного для документальных повествований XIX столетия. Рассказывая о святителе, Громов говорит и о себе самом — только в свете его высокой судьбы и апостольского подвига судьба самого автора обретает смысл и значение. «Промысел Божий как бы проводит иногда незримую нить от колыбели одного младенца к колыбели
Хотунцевского из Москвы // Там же. 1868. № 51. С. 589-593; Он же. Прибытие миссии Хотун-цевского в Охотск // Там же. 1869. № 22. С. 279-285; Он же. Назначение в Камчатку духовной миссии в 1742 г. // Там же. 1874. № 30. С. 395-404; № 32. С. 416-425; № 41. С. 536-540; № 43. С. 555-566; № 44. С. 577-580; № 49. С. 656-662; 1875. № 1. С. 1-6; № 2. С. 13-21; № 7. С. 7476; № 8. С. 82-92; № 10. С. 115-120; № 15. С. 197-199; № 21. С. 292-298; № 24. С. 327-337; № 25. С. 347-352; № 26. С. 358-362.
31 Барсуков И. Иннокентий, митрополит Московский и Коломенский, по сочинениям, письмам и рассказам современников. М., 1883.
другого. Колыбели зыблются на дальнем одна от другой расстоянии, но зыбле-мым в них предназначено повстречаться на пути жизни, и идти рука об руку через всю жизненную стезю», — так начинается книга. В финале ее читаем: «Нить, связующая нас в течение полувека, прервалась, хотя на самом деле она приняла только иной вид протяжения от времени к вечности. и хотя мои труды в сравнении с подвигами почившего были ничтожество, но ценились намерения»32.
Книга не лишена и художественного начала. Тонкий наблюдатель и великолепный рассказчик, Громов прекрасно чувствует и изображает саму «физиономию Камчатки» — первозданную и суровую красоту ее дикой природы, на фоне которой еще отчетливее проявляется духовное величие апостольского подвига святителя Иннокентия: «В этом одном из глубочайших ущелий Камчатки как сейчас вижу епископа, в темную зимнюю ночь сидящего в одеянии из оленьих кож на камне, освещаемого заревом, отражающимся на вершинах гор, окружающих пропасть, среди добродушных детей природы — камчадалов и между не одною сотнею маленьких ездовых животных, свернувшихся в клубки и крепко заснувших от утомления. Ни оному из русских иерархов не доводилось еще нести свое благословение в подобные юдоли»33.
Имя Прокопия Громова — одно из первых, но далеко не единственное в ряду крупных дореволюционных восточносибирских церковных историков, среди которых архим. Модест (Д. К. Стрельбицкий), прот. А. А. Виноградов, архиеп. Иоанн (Ф. И. Смирнов), свт. Мелетий (М. К. Якимов), прот. М. А. Чефранов, прот. Ф. А. Стуков и др. Корпус созданных ими сочинений, на наш взгляд, также нуждается в библиографировании и системном изучении, итогом которого должен стать обобщающий труд по историографии церковной истории Восточной Сибири и Дальнего Востока XVIII- нач. XX в. Выделение таких географических и хронологических рамок обусловлено тем, что распространение православия на этих территориях началось позже, чем в Западной Сибири, и имело ряд особенностей, которые и нашли отражение в трудах местных историков и мемуаристов. Данные сочинения в совокупности могут рассматриваться как единый историко-культурный феномен, отражающий становление исторического самосознания сибирского православного духовенства и подчеркивающий его роль в научном и духовном просвещении края.
Ключевые слова: Камчатка, протоиерей Прокопий Громов, святитель Иннокентий (Вениаминов), история Церкви, мемуары, духовные писатели.
Список литературы
Исаев А. Ю. Прокопий Васильевич Громов: 200 лет со дня рождения // Приангарье: годы, события, люди: Календарь знаменательных и памятных дат Иркутской области на 2002 г. Вып. 34. Иркутск, 2001. С. 129-135. Костанов А. И. Документальная история Сибири. XVII- середина XIX в.: Историко-архивоведческое исследование. Владивосток, 2007.
32 Громов П. В., прот. Припоминания современника. С. 3, 77.
33 Там же. С. 58.
Крючкова Т. А. Во имя Спаса Нерукотворного Образа: Документальное повествование о жизни первого каменного храма города Иркутска. 1706-2006 / Акулич О. А., Крючкова Т. А., Полунина Н. М. Иркутск, 2008. С. 324-335.
Куликаускене Н.В. «Честь и хвала Иркутского духовенства»: протоиерей Прокопий Васильевич Громов // Куликаускене Н. В. Прошлое — будущему. Иркутск, 2012. С. 144170.
КусковВ.П. Краевед Прокопий Громов // Краеведческие записки. Вып. 2. Петропавловск-Камчатский, 1970. С. 124-133.
Православные духовные писатели Восточной Сибири XVIII — начала ХХ века: Материалы к биобиблиографическому словарю / С. В. Мельникова, Т. А. Крючкова, Е. Л. Воробьева, Н. Н. Суханова, сост.; Д. Н. Шилов, науч. ред. Иркутск, 2016.
Шинкарева А. П. Очерки истории издательского дела и печати Иркутска (1785-1920). Иркутск, 2009.
Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia II: Istoriia. Istoriia Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi. 2019. Vol. 87. P. 11-22 DOI: 10.15382/sturII201987.11-22
Sophia Melnikova, Candidate of Sciences in Philology, Associate Professor, Irkutsk State University, Academic Secretary, Irkutsk State Regional Public Scientific Library, 1 Karla Marksa Str., 664003, Irkutsk, Russian Federation [email protected] ORCID: 0000-0002-2106-5730
Kamchatka in the Fate of Irkutsk Archpriest P. V. Gromov (1801—1880) and in his Academic and Memoiristic Heritage
S. Melnikova
Abstract: This article is devoted to archpriest Prokopy Vasilyevich Gromov from Irkutsk, the church historian and spiritual writer, the author of the first general works on the history of Orthodoxy in the east of the Russian Empire. Gromov's personality and scientific activity aroused steady interest among Siberian historians and experts in local history. However, a bibliography of his works and their study is not completed. In particular, a complex of works related to the topic of Kamchatka needs a systematic description. This article gives a bibliographic review and a brief analysis of these works. it provides data about their evaluation by the contemporaries (censors, reviewers) and looks at the attitude to them in current historiography of the region. The conclusion is that the specificity of Gromov's historical narrative is due to a combination of historical and memoiristic discourses, while the recurrent theme of works on Kamchatka is a narrative about St. Innokenty. Archpriest Gromov's works are particularly significant from historical and spiritual points ofview because this narartive is based on his personal experiences. The article mainly draws on materials of East-Siberian periodicals and regional archives.
Keywords: Kamchatka, archpriest P. V. Gromov, St. Innokenty (Veniaminov), studies in
church history, memoirs, spiritual writers.
References
Akulich O., Kriuchkova T., Polunina N. (eds.) (2008) "Vo imia Spasa Nerukotvornogo Obraza: Dokumental'noe povestvovanie o zhizni pervogo kamennogo khrama goroda Irkutska. 1706— 2006" ["In the Name of the Saviour of the Image Not Made by Hand: Documentary Narrative on the Life of the First Stone Church of the City of Irkutsk. 1706-2006]. Irkutsk, pp. 324-335 (in Russian).
Isaev A. (2011) "Prokopii Vasil'evich Gromov: 200 let so dnia rozhdeniia" [P. V. Gromov: 200th Anniversary]. Priangar'e: gody, sobytiia, liudi: Kalendar' znamenatel'nykh i pamiatnykh dat Irkutskoi oblasti na 2002g. Vol. 34, Irkutsk, pp. 129-135 (in Russian).
Kostanov A. (2007) Dokumental'naia istoriia Sibiri. XVII — seredina XIX v.: Istoriko-arkhivovedcheskoe issledovanie [Documentary History of Siberia. 17th — Mid-19th Centuries: Historical and Archival Study]. Vladivostok (in Russian).
Kulikauskene N. (2012) "«Chest' i khvala Irkutskogo dukhovenstva»: protoierei Prokopii Vasil'evich Gromov" ["Honour and Glory of Irkutsk Clergy": Archpriest P.V. Gromov], in Kulikauskene N. Proshloe — budushchemu [From the Past to the Future]. Irkutsk, pp. 144-170 (in Russian).
Kuskov V. (1970) "Kraeved Prokopii Gromov" [Expert in Local History P. Gromov]. Kraevedcheskie zapiski. Vol. 2, Petropavlovsk-Kamchatskii, pp. 124-133 (in Russian).
Mel'nikova S., Kriuchkova T., Vorob'eva E., Sukhanova N., Shilov D. (eds.) (2016) Pravoslavnye dukhovnyepisateli Vostochnoi SibiriXVIII— nachalaXXveka: Materialy kbiobibliograficheskomu slovariu [Orthodox Spiritual Writers of East Siberia ofthe 18th — Early 20th Centuries: Materials for a Bio- and Bibliographic Dictionary]. Irkutsk (in Russian).
Shinkareva A. (2009) Ocherki istorii izdatel'skogo dela ipechati Irkutska (1785—1920) [Essays in the History of Publishing and Printing in Irkutsk (1785-1920)]. Irkutsk (in Russian).