УДК 330.163
Голяткин Г.Д. студент 3 курса Высшая школа финансов Гончаренко А.Г. студент 3 курса Высшая школа финансов Научный руководитель: Лялькова Е.Е., к.э.н. Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
КАЛЬКУЛИРОВАНИЕ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ МАССОВЫХ И СЕРИЙНЫХ ПРОИЗВОДСТВ В МАШИНОСТРОЕНИИ
Аннотация: Данная работа затрагивает проблемы, сложившиеся на Российском рынке, а именно ряд проблем: слабое развитие логистики, санкции, наложенные против государства, слаборазвитая система автомобиле производства. Также в данной статье был рассмотрен нормативный метод, который используется при калькулировании себестоимости в сегменте машиностроения.
Ключевые слова: эффективность, нормативный учет, себестоимость продукции, калькулирование, российское машиностроение.
Golyatkin G.D.
3rd year student Higher School of Finance Goncharenko A. G.
3rd year student Higher School of Finance Scientific adviser: Lyalkova E.E., Ph.D.
Russian Economic University G. V. Plekhanov
COST CALCULATION OF PRODUCTS OF MASS AND SERIAL PRODUCTION IN ENGINEERING
Annotation: this work touches upon the problems that have developed in the Russian market, namely a number of problems: the poor development of logistics, sanctions imposed against the state, an underdeveloped car production system. Also in this article, the normative method was considered, which is used in calculating the cost in the engineering segment.
Key words: efficiency, regulatory accounting, production cost, costing, Russian engineering.
Производство автомобилей является ведущей отраслью современного машиностроения. Это очень сложный и многоэтапный
технологический процесс, для которого необходимы ресурсная, промышленная и инженерно-техническая базы, а также наличие высококвалифицированной и обученной рабочей силы.
В 2022 году Российский автопром находится на стадии стагнации: все заводы по производству легковых автомобилей в настоящий момент остановлены. Основная причина — сбой поставок автокомпонентов из-за прямого действия санкций и нарушения логистики после ограничения авиаперелетов, контейнерных перевозок, железнодорожного и морского сообщений. Стоит отметить, что данная ситуация накладывается на микро процессный кризис, который породил дефицит автомобилей еще в прошлом году. Все это приводит к тому, что на сегодняшний день часть марок остановила производство из-за предполагаемого сворачивания деятельности в России, ряд же заводов ушли в корпоративный отпуск, в течение которого проведут плановый ремонт оборудования и уборку территории.
Таким образом, нынешний кризис рискует стать тяжелым ударом для российского автопрома, так как все предприятия или принадлежат иностранным собственникам, или крайне зависимы от импорта. В этих условиях компаниям очень важно рационально использовать имеющиеся в их распоряжении ресурсы. Для начала рассмотрим факторы технологии и организации производства, влияющие на формирование себестоимости машиностроения, и поймем возможно ли их сократить в имеющихся условиях.
Во-первых, объем производства. При построении автомобиля всегда есть несколько значительных постоянных затрат любого автозавода. Например, главное - это оснастка. В среднем стоимость оснастки для обновления модели обычно составляет около 200 миллионов долларов. Получается, что в среднем если мы выпускаем миллион автомобилей, то стоимость затрат на каждую машину составят 200 долларов. Но если мы будем выпускать тысячу автомобилей, то, соответственно, затраты на каждый автомобиль составят 2 тысячи долларов. Это называется «Эффектом масштаба». Для уменьшения издержек на единицу продукции нам необходимо увеличить количество производимых автомобилей, однако на сегодняшний день данный способ нереализуем из-за неимения в распоряжении производителей систематических поставок
автокомпонентов.
Во-вторых, себестоимость материалов. Производитель не может повлиять на закупочную цену материалов, используемых в производстве. Однако он может добиться снижения перерасхода в производстве с помощью повышения технологического уровня производства, а также повышения эффективности организации производства. Данный способ нельзя исключать производителям.
В-третьих, затраты на сборку. Снижение трудоемкости может быть достигнуто с помощью внедрения поточных методов сборки и за счет внедрения полной взаимозаменяемости деталей и сборочных единиц, а также механизация и автоматизация процессов их транспортировки к специализированным рабочим местам и на склад. Повышение производительности труда может быть достигнуто благодаря внедрению различных манипуляторов и промышленных роботов. Данный способ требует определенных затрат, однако повысит эффективность предприятия.
В-четвертых, амортизация. Каждые 20-30 лет на заводе желательно менять оборудование из-за естественного износа, кроме того, чтобы идти в ногу со временем, необходимо запускать новые высокотехнологичные и высококонкурентные платформы. Сэкономить за счет амортизации можно следующим образом: во-первых, с помощью установки наименьшего срока полезного использования. Во-вторых, с помощью ускорения коэффициента амортизации. Но стоит отметить, что это не распространяется на оборудование, которое изначально предназначено для бесперебойной работы.
Если говорить про калькуляционный учет себестоимости продукции машиностроения, то чаще всего в производстве используется нормативный метод учета затрат и калькулирования себестоимости. Однако, стоит отметить, что нормативный метод учета не может сам по себе существовать, поэтому он идет с попередельным методом учета затрат. Это связано с тем, что продукция машиностроения имеет следующие черты: массовость, однотипность. Кроме того, данная продукция производится путем сборки деталей в узлы, а затем узлов в готовое изделие.
Суть нормативного метода заключается в том, что при определении нормативной себестоимости в расчет берутся нормы расхода сырья, которые действительны на начало месяца.
Фактическая себестоимость при отсутствии отклонений может быть определена следующим образом:
Ф=Н*К
При возникновении отклонений фактическая себестоимость товарного выпуска может быть рассчитана:
Ф=(Н+О+И)*К, где Ф - фактическая себестоимость Н - нормативная себестоимость К - количество О - отклонения от норм И - изменения норм.
Стоит отметить, что при разработке нормы должны быть не только научно обоснованными, но и изменяться с учетом повышения
технологического уровня производства, а также повышения эффективности организации производства.
Нормативная себестоимость состоит из норм затрат, которые подразделяются на группы. Вообще, норма затрат - максимальный расход определенных ресурсов на производство единицы изделия. При использовании нормативного метода применяются следующие группы норм затрат на производство:
1. Материальные нормативы. Данная группа включает в себя, материалы, сырье, топливо.
2. Трудовые нормы. Это нормы затрат, например, рабочего времени или сдельной заработной платы.
3. Нормы накладных расходов. Нормы расходов на обслуживание производства и управления.
По принципу «от частного - к общему» составляются нормативные калькуляции, то есть последовательно исчисляются нормативы на деталь, затем учел, а по итогам - на изделие.
Отклонение от норм - это экономия или перерасход предприятия. Все отклонения делятся:
1. документированные, отклонения выявлены при анализе документов предприятия;
2. недокументированные, отклонения, которые определяются разницей между суммой отклонений и документированными отклонениями. Данные отклонения указывают на недостатки управления в организации.
Таким образом, характерной особенностью издержек продукции массовых и серийных производств является высокий уровень капитальных затрат, а также расходов на оборудование. Не меньшее значение играет и квалифицированная рабочая сила, оплата труда которой также предполагает высокие издержки. Но на сегодняшний день в России автомобилестроительная промышленность полного цикла не представлена. Что значительно осложняет дальнейшее производство автомобилей из -за неимения отечественных деталей для того или иного автомобиля.
Использованные источники:
1. Пелымская И.С, Савченко Н.Л, Воронков Д.С. «Особенности учета и калькулирования на промышленных предприятиях» [Электронный ресурс]: учебное пособие - Москва: «Креативная экономика», 2019. -200с
2. Кондраков Н.П. «Бухгалтерский учет» [Электронный ресурс]: учебное пособие - Москва: «ИНФРА-М», 2017. - 584с
3. Бердичевская, В. О. «Учет затрат на производство и реализацию продукции и калькулирование себестоимости продукции» [Электронный ресурс]: учебное пособие для вузов — Москва: «Юрайт», 2021. — 159с.