В этом номере журнала «Муниципалитет: экономика и управление» краткий рассказ о Калининграде – городе с богатым историческим прошлым и кипучей современной жизнью. Почему о нем? Кроме того, что это замечательный, без прикрас, город, выбор связан с гостем журнала – директором Западного филиала Президентской академии Михаилом Юрьевичем Плюхиным (интервью с ним в рубрике «Разговор с интересным собеседником»).
О значении Калининграда и его редкой исключительности свидетельствуют различные факты. Город является самым западным региональным центром Российской Федерации, ее форпостом, бастионом, морской гаванью – называйте, как хотите. Тем более что эти эпитеты в наше время отнюдь не лишние и сказаны, что называется, не для красного словца. Доказательства? Калининград, к примеру, единственный незамерзающий порт России на Балтике. Не случайно именно здесь базируется штаб Балтийского флота ВМФ России. Несравненно более емко об этих вещах высказалась современная калининградская поэтесса Вероника Юстратова:
Калининград – самый западный в России,
Исторический янтарный уголок,
Самый главный прибалтийский город в мире,
Знаменитый город-парк и город-порт.
Калининград входит в число 25-ти крупнейших промышленных центров России. В разные годы он признавался, по рейтингам различных российских изданий, «лучшим городом» страны, ее самым «красивым городом», «лучшим городом для бизнеса». По данным Министерства строительства и ЖКХ РФ за 2019 г., Калининград занял пятое место в категории крупных городов Российской Федерации по индексу качества городской среды.
В совокупности эти и иные достижения обусловили еще одно значение Калининграда в сравнении с другими городами. Он в течение последних двух десятилетий устойчиво входит в пятерку основных российских центров внутреннего миграционного притяжения. Иначе говоря, россияне с удовольствием перебираются на постоянное место жительства не только в Москву и Санкт-Петербург, но и в Калининград.
Следует отметить, что Калининград и Калининградская область являются одними из немногих крупных территориальных приобретений Советского Союза по итогам Второй мировой войны. До 4 июля 1946 г. город назывался Кёнигсбергом (с немецкого – «королевская гора»). В соответствии с указом Президиума Верховного Совета СССР Кёнигсберг переименовали в Калининград в связи с увековечением памяти М. И. Калинина. Его, занимавшего должность Председателя Президиума Верховного Совета СССР, называли главой государства, а за рубежом так и вообще – «советским президентом». К слову сказать, на момент переименования в РСФСР уже был город Калининград в Московской области, носивший это имя в период с 1938 по 1996 гг. (ныне город Королев).
В сущности, Калининград являет собой редкий пример города, который из немецкого стал советским, практически с полной и одномоментной заменой коренного населения на переселенцев. Уже 9 июля 1946 г. Совет министров СССР принял постановление «О первоочередных мероприятиях по заселению районов и развитию сельского хозяйства Калининградской области», а в августе того же года началось организованное массовое прибытие в область переселенцев из 27 областей России, 8 областей Белоруссии и 4 автономных республик.
Первый эшелон с переселенцами прибыл на калининградскую землю с Брянщины 23 августа 1946 г. На следующий день приехали новоселы из Курской области. Советское правительство сулило им серьезные льготы: бесплатный проезд до места заселения, освобождение от налогов и беспроцентные ссуды на десять лет, бесплатное предоставление пустующих помещений на выбор. Основной контингент первых переселенцев составляли люди, потерявшие в годы войны жилье, квалифицированная рабочая сила, в которой остро нуждались калининградские предприятия и военнослужащие (как демобилизованные, так действующие). Ретроспектива темы заселения Калининградской области находится в сфере внимания местных историков. Присущее их работам мнение сводится к оценке уникальности и неповторимом характере данной кампании. В общем перечне изданий крайне любопытным представляется монографическое исследование коллектива историков под руководством профессора Ю. В. Костяшова «Восточная Пруссия глазами советских переселенцев», вобравшее в себя документальные свидетельства и воспоминания советских граждан – первых переселенцев. О всестороннем охвате проблемы свидетельствуют разделы книги: «Переезд. Первые впечатления», «Питание и торговля», «Восстановление городов и промышленности», «Кладоискательство. Оружие. Преступность», «Немцы» и другие.
Тема переселения получила отражение и в художественном творчестве. В известной в здешних местах в 1950-х гг. песне «В славном сорок пятом…», написанной жителями Калининградской области – учителем сельской школы Л. Н. Колбасенко (слова) и преподавателем культпросветучилища П. С. Турчаниновым (музыка), есть такие слова:
Москвичи, куряне,
Псковичи, смоляне,
Мы в труде не ведали никаких преград.
Отдыха не знали,
Из руин подняли
Новый русский город –
Наш Калининград.
Значительное место в жизни города, в литературе о нем занимает тема штурма Кёнигсберга советскими войсками в ходе Восточно-Прусской стратегической операции, начавшейся 6 апреля 1945 г. Мало того, что Кёнигсберг представлял собой город-крепость, состоявший из автономных фортов, отдельных цитаделей, бастионов и равелинов с собственными гарнизонами, его окружали три кольца обороны. Противотанковые рвы, пехотные траншеи, проволочные заграждения, минные поля и прочее-прочее, казалось, обрекали штурм города на провал.
Но нет, Кёнигсберг взяли всего за четыре дня. 9 апреля 1945 г. над башней «Дер Дона» (сейчас здесь расположен музей янтаря) наши бойцы водрузили Красное знамя. Получается, что именно в этот день закончилась немецкая история города.
Литература о штурме Кёнигсберга (Восточно-Прусской наступательной операции в целом) представлена всеми жанрами: военно-историческим, мемуарным, научным, художественным и т.п. Причем ее количество не уменьшается, а, напротив, растет в первую очередь с рассекречиванием новых архивных документов. Она включает мемуары маршалов Советского Союза А. М. Василевского и И. Х. Баграмяна, воспоминания рядовых солдат – участников знаменитого сражения, научные монографии, сборники, поэтические альманахи.
Война запечатлелась в облике Калининграда, в его памятниках, обелисках, сохранившихся отдельных исторических комплексах. Всего не перечислить, но назвать некоторые определенно стоит. Это, к примеру, памятник маршалу Василевскому, установленный в 2000 г. на площади его имени; мемориальный ансамбль 1200 гвардейцам, представляющий собой братскую могилу воинов 11-й Гвардейской армии, погибших при штурме Кёнигсберга; форт № 5 – «Король Фридрих Вильгельм III» – военное фортификационное сооружение, превращенное со временем в музей истории Великой Отечественной войны. В 2001 г. на базе форта создали Калининградский негосударственный музей фортификации и военной техники. Спустя десять лет часть форта открыли для посещения, внутри экспонируется выставка редких военных фотографий из серии «Штурм Кёнигсберга». Форту присвоен статус объекта культурного наследия федерального значения.
Все последние годы наблюдается ренессанс исторического прошлого города. Собственно интерес к нему никогда не пропадал, но прежде, скажем так, не поощрялся. Известно, что калининградская интеллигенция второй половины 1960-х гг. энергично сопротивлялась уничтожению сохранившихся фрагментов Королевского замка, разрушенного английской авиацией в августе 1944 г., но… Сейчас, когда настали другие времена, историческое наследие Калининграда не просто популярная обывательская тема, а устойчивый городской бренд, связанный с целеустремленным возрождением славного прошлого.
Застроенный в советский период типовыми домами центр Калининграда, откровенно говоря, большого интереса не вызывает, чего не скажешь о сохранившейся немецкой части на окраинах города. Она как магнит притягивает местных и туристов. Не случайно в программу любого туристического тура гиды включают посещение Амалиенау – района старой малоэтажной застройки, с извилистыми улочками, аллеями и обилием деревьев. Впечатляет… Сравнивая советский и российский Калининград, писатель Леонид Юзефович рассказывает: «Я здесь был в 89-м году… Город произвел на меня ужасное впечатление. Какой-то он был «несуществующий». Это были сплошные пятиэтажки… А сейчас, конечно, Калининград замечательный…»
Истории города посвящена богатая литература, причем в плане ее количества, качества и многогранности. Для иллюстрации сошлемся на книгу И. Белинцевой «Архитектура Восточной Пруссии…». Архитектурную тематику продолжает В. Воронов в книге «Город-крепость. От замка до Второго вального кольца с XIII до XX века», рассказывающей о городских фортификационных сооружениях. Об архитектуре книга немецкого исследователя Б. Кёстера «Кёнигсберг. Сегодняшний Калининград. Архитектура немецкого времени». Немецким сказкам посвящено произведение Т. Коливай «Легенды прусской Балтики». Прошлому и настоящему калининградских улиц и площадей адресованы книги Андрея Кропоткина «Прогулки по Калининграду» (в трех томах!) и Дины Якшиной «Золотая тень Кёнигсберга». Впрочем, этот список можно продолжать до бесконечности.
В Калининграде наблюдается культ личности знаменитого философа Иммануила Канта. Такое ощущение, что он не историческая персона, а наш современник, этакий вездесущий горожанин. Кант в Калининграде повсюду: в центре города находится остров Канта, с большим и ухоженным парком, украшенный высказываниями кёнигсберского мыслителя. Вот одно из них: «Имей мужество пользоваться собственным умом». Но это, конечно, в том случае, если он есть…
Здесь же на острове, в Кафедральном соборе, расположен музей Канта. Снаружи, у подножия собора, находится могила Канта (утверждается, что жесточайшие английские бомбардировки центра Кёнигсберга не повредили надгробие). В нескольких минутах от острова находится набережная Петра Великого, а на ней приютилась, что бы вы думали? Это скамья Иммануила Канта, на которой лежат бронзовая шляпа, трость и лист бумаги.
Балтийский государственный университет носит имя немецкого философа. Университет располагает собственным музеем Канта, в котором хранятся его труды, а неподалеку находится памятник Канту. В калининградском музее янтаря почетное место занимает портрет Канта, выполненный из кусочков этого удивительного камня. Наконец, в Калининграде относительно недавно появилось новое кантовское место, названное «глазами Канта», а точнее – «Кант смотрит на тебя». На фасаде дома изображены глаза и текст-пояснение на трех языках (русском, немецком и китайском): «Кант смотрит на тебя».
Точно так же можно сказать, что и мы повсюду видим Канта. Его имя встречается на вывесках кафе и магазинов, его изображения на билбордах, сувенирах, сладостях и т.д. и т.п.
Таким образом, все указывает на то, что любой человек, пусть даже далекий от философии, в Калининграде может поневоле приобщиться к ней. Наверняка, в душе каждый калининградец чуточку любитель философской мудрости. Не знаю, есть ли еще на Земле другой город, где с таким почтением относятся к философам.
Под обаяние кантовской философии попали многие в современной России, хотя прежде ничего кроме диалектического и исторического материализма не признавали. Чтобы не быть голословным, сошлюсь на маститого советского и российского ученого-правоведа С. С. Алексеева, книга которого «Самое святое, что есть у Бога на земле. Иммануил Кант и проблемы права в современную эпоху», как полагал сам автор, являет собой первое в отечественной и мировой науке исследование взглядов Канта на право.
А вот другому знаменитому уроженцу Кёнигсберга – Эрнсту Теодору Амадею Гофману – в плане увековечения его памяти здесь повезло меньше. Может быть, оттого, пишет Дина Якшина, что писатель терпеть не мог Кёнигсберг (ни разу не упомянул его в своих произведениях, ограничившись коротким «город К»). Кстати говоря, гофмановская строчка «город К» полюбилась поэтам. У Иосифа Бродского есть стихотворение «Отрывок из города К», в котором угадывается Калининград второй половины 1960-х гг. А вот еще красивые строки (не знаю, кто автор – И. В.):
Угрюмых улиц хитрое сплетенье
Пересекает черная река.
Но для меня здесь радость и спасенье,
Мой серый рай – дождливый город К.
Закончим все же Кантом. Будучи убежденным, что философу для приобретения жизненного опыта необходимо много путешествовать, он, тем не менее, считал большой город подходящей обсерваторией для получения знаний. И доказал это на примере родного Кёнигсберга, в котором прожил долгую жизнь. В его представлении Кёнигсберг с его учреждениями, университетом, морским портом, соединяющим город с внутренними частями страны и внешним миром, – такой город можно признать подходящим местом для расширения своего кругозора и пополнения научного багажа. Здесь можно и без путешествий приобрести такие знания. Сказанное великим философом, на наш взгляд, в полной мере относится и к Калининграду. ■