Ученые записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского Серия «Филология. Социальные коммуникации». Том 25 (64). № 3, ч. 1. 2012 г. С. 254-258.
УДК 811.512.162
КАЛЕНДАРНЫЕ МИРОВОЗРЕНИЯ АЗЕРБАЙДЖАНСКИХ ТЮРКОВ
Аллахвердиев Р. Н.
Институт Фольклора Национальной Академии наук Азербайджана, г. Баку, Азербайджан,
e-mail: allahverdiyev1983@mail.ru
В статье рассматривается связь календарных мировоззрений и календарных обрядов азербайджанских тюрок, описывается понятие времени, приводятся календарные мифы.
Ключевые слова: календарь, обряд, время, модель, антропоморфическая модель, зооморфическая модель, миф, Коса, Козел, Хыдыр (Хадир), Хызр.
Постановка проблемы. Обычаи и обряды - самый ценный источник, в котором отражается своеобразность этноса. В этносе отчетливо сохраняются специфические черты того или иного народа, календарные обряды и обычаи. В первобытном сознании азербайджанских тюрков, как и у древних тюрков, календарные обряды, обычаи занимают особое место. Это характерно для всех народов мира. Первобытное мировоззрение древних народов связано с календарём и проявляется в текстовой, и обрядовой форме.
Как у некоторых народов мира - Китая, Монголии и у древнетюркских народов существовал двенадцатилетний циклический календарь, представленный двенадцатью разными животными. Известный ученый Махмуд Кашгари в своей книге -«Дивани лугат-ит-тюрк» дает древнетюркский циклический календарь в следующей последовательности:
«Год мыши;
Год быка (коровы, вола);
Год барса, (каплана, тигра):
Год зайца (кролика);
Год крокодила (дракона);
Год змеи;
Год юнда (лошади);
Год овцы;
Год обезьяны;
Год курицы;
Год собаки;
Год свиньи» [1, 354-355].
Двенадцатилетняя циклическая календарная система, существующая и действующая в рамках специфического свойства мифологического мышления, подчинено внутренней закономерности мифического сознания. Повторение и смена времени, следующая друг за другом двенадцатилетнего года, отражает в себе вечное повторение в замкнутом круге, в мифологическом мышлении.
Календарные обряды азербайджанских тюрков связано с переходом из зимы к весне. С точки зрения мифологии такие обряды, обозначающие переходный акт из хаоса к космосу, охватывает в себе оппозицию тех или иных символических образов в соответствии с оппозиционным инвариантом хаоса - космоса. С этой точки зрения обряд «Коса-Коса» у азербайджанских тюрков, привлекает особое внимание. Впервые этот обряд описал Али Султанлы. Он отметил некоторые особенности этого обряда в своей книге [2, 36-44].
С мифологического аспекта, обряд «Коса-Коса»- оппозиция Коса - Козла символизирует оппозицию Зимы - Весне. М. Сеидов отмечает что, «в обряде «Коса-Коса», Коса- символ Зимы, а Козел- символ Весны. Коса готовиться в долгое путешествие, поэтому участники обряда понимают, что зима прошла, а весна наступила, но Коса не хочет уходить. В конце Козел - Весна убивает Косу - Зиму» [3, 28].
В действительности, оппозиция Коса - Козла является трансформированным вариантом, инвариант оппозиция - Хаоса - Космосу. То есть, Коса является трансформированным символом зимы, а Козел весны. Образ Косы антропоморфическая модель времени (конкретно зимы), которая представляется в человеческом образе. А образ Козла зооморфическая модель времени (конкретно весны), которая представляется нам в животном образе. Если оппозиция Коса - Козла, является трансформированным вариантом, инвариантом, то оппозиция Хаоса - Космос и антропоморфическая модель времени Косы, символизирует - Хаос, а зооморфическая модель Времени- Козла, символизирует - Космос.
Как видно, в этом обряде Козел убивает Косу. На самом деле, всё это происходит требованием внутреннего содержания логико-мифического мышления. «Для того чтобы началось нечто истинное, нужно полностью уничтожить остатки старого цикла. Иначе говоря, если мы желаем абсолютного начала, то конец мира должен быть самым радикальным» [4, 59]. С этой точки зрения уничтожение Косы необходимо, то есть, уничтожение антропоморфической модели времени Косы, в действительности, уничтожение старого - зимы, хаоса - является началом нового- весны, космоса.
Одним из древних обрядов азербайджанских тюрков является «Коду-коду». Об этом календарном обряде, было написано в 1890-ом году в «Сборнике материалов по описанию местностей и племен Кавказа». А. Акимов в своих заметках в дневнике, написал об этом следующее: «В один из долго длившихся пасмурных дней прошлого месяца, я был встревожен странными криками, которые доносились до меня со двора моей квартиры. Я вышел во двор, и глазам моим представилась следующая картина: несколько мальчиков из местных мусульман (азербайджанских тюрков -Р.А.), немилосердно стуча палками, произносили татарские (азербайджанские, тюркские - Р. А.) слова. Когда мальчики умолкли, один из них поднес ко мне куклу, обвитую янтарными четками. Кукла, без сомнения, изображала женскую фигуру. На вопрос мой: «Что это за кукла?» мальчик ответил, что это - «Коду» (так назвал он куклу).
- «Что же значит Коду?» спросил я снова мальчика.
- «Солнце и Месяц», ответил он, наверное, бессознательно.
255
Не добившись, толку относительно «Коду», я попросил мальчика продиктовать мне ритмованные слова. Мальчик продиктовал мне следующее:
Qodu, Qodu! Нау, Qodu, Qodu! Qoduya 8а1аш verdinmi? Qodu buradan бtэndэ, Qlrшlzl gйn gбrdйnшй?... Qara toyuq qanadl, Kiш vurdu, kiш sanadl? Обу^эПуэ getшi§diш, It ba1dmшl da1adl, -Yag verin yag1aшaga, 1р verin bag1aшaga: Verэnin og1u o1sun, Vermэyэnin bir kor qlzl o1sun. О da cat1asm б1sйn.
Коду, коду! о, Коду, Коду! Отдал ли ты салам Коду? Когда пролетел отсюда Коду, Не видел ты красного солнышка?... Крыло черной курицы Кто ударил, кто сочетал?... Был я Гекчали, -Собака укусила меня в икру. Дайте масло умаслит, Дайте веревки привязать! Кто дасть, у того пусть родится сынь: Кто не дасть, у того пусть родится слепая дочь Да и та пусть лоннеть и помереть!» [5, 128-129)
Календарное мировоззрение у азербайджанских тюрков, отражено и в мифологических текстах. В этих текстах календарные мировоззрения проявляют себя в рамках свойства мифопоэтического мышления. Характеризуя свойства мифического мышления, Е. М. Мелетинский отмечает: «Некоторые особенности мифологического мышления являются следствием того, что «первобытный» человек еще не выделял себя отчетливо из окружающего мира и переносил на природные объекты свои собственные свойства, приписывал им жизнь, человеческие страсти, сознательную, целесообразную хозяйственную деятельность, возможность выступать в человекообразном физическом облике, иметь социальную организацию и т. п.» [6, 164-165].
В действительности, мифологическое мышление, воспринимает человека и окружающий мир как единое целое. С этой точки зрения, первобытное мышление воспринимает и представляет понятие времени, календарные мировоззрения в рамках специфической особенности мифопоэтического мышления. Конкретный отрезок времени, Зима воспринимается и представляется в человеческом виде, как Старуха и три ее сыновья - Старший Чилле, Младший Чилле и Боз Чилле (Месяц). Обратим внимание на следующий мифологический текст:
«Зима - одна Старуха. У нее три сына - Старший Чилле, Младший Чилле, Боз (Серый) Чилле. Мать отправила Старшего Чилле. Когда он вернулся, мать спросила: « Что ты сделал?», он сказал: «Я собрал людей вокруг очага.
Потом Младший Чилле отправился. Когда он вернулся мать и спросила его: «Что ты сделал?». Он ответил: «Бросил людей в огонь»
И, наконец, Боз (Серий) Месяц отправился. Когда он вернулся, мать спросила: «А ты, что сделал?» От ответил: « Я выносил из огня» [7, 59].
Таким образом, можно сказать, что антропоморфические модели времени, как Старуха, Старший и Младший Чилле, содержат в себе негативную семантику.
Один из древних обрядов азербайджанских тюрков - «Хыдыр (Хадир)», или Чыдыр Наби. Образ Хыдыр-Наби (Хадир) широко распространенно в мусульман-
256
ской мифологии, в том числе тюркской мифологии. Даже в священной книге - «Коран», Хыдыр отмечается как образ пророка. К. Юнг писал: «Коран действительно не обнаруживает различия, в этой истории, между Аллахом, говарящим от первого лица, множественного числа, и Хадиром. Но совершенно ясно, что эта часть представляет собой простое продолжение вспомогательных действий, описанных ранее, и вместе это доказывает тот факт, что Хадир - есть символизация или «инкарнация» Аллаха» [8, 182].
В тюркской мифологии, образ Хадир и Хызр (Хызыр) имеют некоторую своеобразность. Часто, в научной литературе, образ Хадир и Хызр отождествляется. На самом деле, Хадир и Хызр разные образы. М. Тахмасиб отмечал, что « у нас Хызр часто называют - Хыдыр. Обосновываясь, вышеуказанным, принимает псевдоним пророка - Иляса. На самом деле, они являются мифологическими образами из разных мифов» [9, 41]. Исследователь А. А. Аджалоглу отмечает что, анализ материалов, доказывает что, оба образа имеют тюркское происхождение, имя Хызыр древнее чем Хыдыра» [7, 299].
Следует обратить внимание на обряд - «Хыдыр Наби». Мы подходим к анализу вопроса, мифологическим аспектом. Разумеется, обряд «Хыдыр Наби» охватит первые десять дней Младшего Чилле [10, 101], то есть Хыдыр Наби определенный отрезок зимы (в широком смысле времени). Значит, определенный отрезок зимы, представляется образом Хыдыра. С мифологической точки зрения, Хыдыр Наби -антропоморфическая модель времени (конкретно зимы). И охватывает в себе негативную семантику, как старого, хаотического. Есть такая азербайджанская пословица: «Хыдыр пришел, зима пришла, Хыдыр ушел, зима ушла». И это означает, что Хыдыр антропоморфическая модель зимы и не связано с весной, зеленью. А Хызр антропоморфическая модель весны и заключает в себе зелень, новое, космическое.
В. В. Радлов отмечает что, «руз-и Хызыр 23-й день апреля - первый день весны» [11, 1724]. М. Сейидов подтвердил тюркское происхождение образа Хызыра и отмечал, что «Хызыр - мифический образ в человеческом виде, теплота, жара, сила весны, или же принесет эти явления» [12, 110]. А М. Тахмасиб написал, что « Становится ясно, что Хызыр мифический образ, связанный с приходом весны, с цветением» [9, 40].
Выводы и перспективы. Таким образом, Хыдыр и Хызыр - это разные образы, с мифологического аспекта - Хыдыр антропологическая модель Зимы, а Хызыр антропологическая модель Весны.
Литература
1. Ka^gari M. Divanü Lugat-it-türk : Dord cildda / M. Ka^gari; [Тэгсйшэ edan va na§ra hazirlayan: Ramiz ЭкЪэг]. - Cild 1. - Baki: Ozan, 2006. - 512 s.
2. Sultanli Э. Azarbaycan dramaturgiyasinin inki^afi tarixindan / Э. Sultanli. Baki: Azarbaycan Dovlat na^riyyati, 1964. - 301 s.
3. Seyidov M. Yaz bayrami / M. Seyidov. - Baki : Ganclik, 1990. - 96 s.
4. Элиаде М. Аспекты мифа / М. Элиаде. - Москва : Академический Проект, 2010. - 251 с.
5. Сборник материалов местностей и племен Кавказа. - 9-ый выпуск. -Тифлись, 1890. - 480 с.
6. Мелетинский Е. М. Поэтика мифа / Е. М. Мелетинский. - Москва : Издательство Наука, 1976. -406 с.
7. Qsatirlar, afsana va ravayatlar. - Baki : §arq-Qarb, 2005. - 304 s.
257
8. Юнг К. Г. Синхрония: аказуальный объединяющий принцип / К. Г. Юнг. - Москва : АСТ Москва, 2010. - 347 (5) с.
9. Tэhmasib М. БссИш^ эsэr1эri : 2 иШэ / М. Tэhmasib. - СШ 1. - Bakl : Mйtэrcim, 2010. - 488 s.
10. Novruz bayraml ensik1opediyasl. - Bakl : "Sэda" nэ§riyyatl, 2008. - 208 s.
11. Seyidov М. Azэrbaycan mifik tэfэkkйrйnйn qaynaq1arl / М. Seyidov. - Bakl : Yazlcl, 1983. - 326 s.
12. Радлов В. В. Опыт словаря тюркских наречий. Т. 2. Ч. 2 / В. В. Радлов. - С-Петербургь, 1889. - 1814 (64) с.
Аллахвердieв Р. Н. Календарш свггогляди азербайджанських тюрок / Р. Н. Аллахвердiев // Вченi записки Тавршського нацiонального унiверситету iменi В. I. Вернадського. Серш «Фiлологiя. Сощальт комунжацп». - 2012. - Т. 25 (64), № 3, ч. 1. - С. 254-258.
У статп розглядаеться зв'язок календарних свiтоглядiв i календарних обрядiв азербайджанських тюрюв, описуеться поняття часу, наводяться календарш мiфи.
Ключовi слова: календар, обряд, час, модель, антропоморфiческому модель, зооморфiческая модель, мiф, Коса, Козел, Хидир (Хадiр), Хизир.
Allahverdiyev R. Views connected with calendar of Azerbaijan turks / R. Allahverdiyev // Scientific Notes of Taurida V. I. Vernadsky National University. - Series: Philology. Social communications. - 2012. -Vol. 25 (64), No 3, part 1. - P. 254-258.
Views connected with calendar (time) of Azerbaijan turks reflect in the ceremony of calendar. Xhosa -Xhosa, Khodu - Khodu, Khidir Nabi are these ceremony. The conception of time modelizes image of human and animals in the mythogical texts connected with myth of calendar.
Key words: calendar, ceremony, myth, time, model, antropomorphogical model, zoomorphogical model, Xhosa, Goat, Khidir, Khizr.
Поступила в редакцию 03.09.2012 г.
258