Научная статья на тему 'Экологическое сознание в творчестве М. А. Осоргина 20-х годов ХХ века'

Экологическое сознание в творчестве М. А. Осоргина 20-х годов ХХ века Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
298
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСТВО М. ОСОРГИНА / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ МОДЕЛЬ МИРА / ОБРАЗ ПРИРОДЫ / ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ / CREATION / ENVIRONMENTAL PERSONALITY / ARTISTIC MODEL OF THE WORLD / THE IMAGE OF NATURE / IMPERSONATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Папшева Г.О., Струкова Т.А.

В статье рассматривается проблема экологического сознания в творчестве писателя-эмигранта М. Осоргина двадцатых годов XX века, воссоздается образ «экологической личности», существующей в художественном пространстве романа «Сивцев Вражек» и дилогии «Свидетель истории» «Книга о концах». Мировоззрение писателя основывается на позициях пантеизма, признающего родство всего существующего и задающего особый, космический масштаб описываемых в произведениях образов: от муравья до звездных систем. Особое значение придается понятию национальной идентичности, традиционно воспринимаемой в аспекте неразрывной связи человека и природы, человека и матери-земли. Окружающий мир воспринимается как генератор жизненных ориентиров, объект познания, субъект для активного диалога, источник аллегорических обобщений. Время выступает как цикличное образование, природно-календарный круговорот соотнесен с социокультурным процессом, развитие персонажей происходит на фоне сезонных изменений и природных явлений, тем самым характеризуя изменение морально-нравственных установок персонажей. Цикличность существующего порядка подчеркивается через смену поколений, метафорическое перевоплощение времен года, передачу культурных традиций, ретрансляционное значение которых может нарушить война символ деструкции и разрушения. Война подчеркивает катастрофичность, изменчивость бытия, внося в повествование эсхатологические мотивы, в связи с чем выделяется также необходимость активной инициативы по защите окружающего биогеоценоза от уничтожения и деградации. Художественная модель мира реализуется через противопоставление природы и материального мира культуры, мира и войны, через олицетворение объектов природы: деревьев, водных объектов, животных; циклическую концепцию смены времен года, осознание национальной идентичности, реализуемой в архетипических образах природы, леса, реки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article deals with the problem of environmental consciousness in emigrant writer M. Osorgin’s works of twenties of the XX century, recreated the image of «ecological personality» existing in the art space of the novel «Sivtsev Vrazhek» and the album «Witness of History» «The Book about Ends». Writer’s ideology is based on positions of pantheism recognizing the kinship of all existing and giving special cosmic scale described in the works of images: from an ant to the stellar systems. Particular importance is attached to the notion of national identity, traditionally perceived in terms of symbiotic relationship of a man and mother earth. The world is perceived as a generator of life's milestones, the object of cognition, the subject to an active dialogue, the source of allegorical generalizations. Time appears as a cyclical education, natural-calendar cycle then linked with the socio-cultural process, character development takes place against the background of seasonal changes and natural phenomena, thus describing the changing moral character rigs. The cyclical nature of the existing order highlights through a generational change, metaphorical reincarnation of seasons, the transmission of cultural traditions, a relay whose importance can disrupt the war a symbol of destruction and devastation. War underscores the disastrous thing about variability being introducing into the narrative eschatological motives, and therefore is also active initiatives to protect surrounding biogeocenosis from humiliation and degradation. Rhythmic model of the world is realized through the contraposition of nature and material world culture, war and peace, through impersonation of objects of nature: trees, water, animals; circular concept of changing seasons, awareness of national identity, realized in archetypal images of nature, forest, river.

Текст научной работы на тему «Экологическое сознание в творчестве М. А. Осоргина 20-х годов ХХ века»

УДК 821.161.1 ББК 84(2)6

The Voronezh State Medical University in honor N.N. Burdenko (branch in Voronezh)

The Chair of Russian language PhD, lecturer Papsheva G.O.

Russia,Voronezh, +7960-101-44-94 e-mail:gal.o.p@yandex.ru

The Voronezh State Medical University in honor N.N. Burdenko (branch in Voronezh)

The Chair of Russian language lecturer Strukova T.A.

Russia, Voronezh, + 7(4732)64-42-29 e-mail:rulang@vsmaburdenko. ru

Г.О. Папшева, Т.А. Струкова

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ В ТВОРЧЕСТВЕ М.А. ОСОРГИНА

20-Х ГОДОВ ХХ ВЕКА

В статье рассматривается проблема экологического сознания в творчестве писателя-эмигранта М. Осоргина двадцатых годов XX века, воссоздается образ «экологической личности», существующей в художественном пространстве романа «Сивцев Вражек» и дилогии «Свидетель истории» - «Книга о концах». Мировоззрение писателя основывается на позициях пантеизма, признающего родство всего существующего и задающего особый, космический масштаб описываемых в произведениях образов: от муравья до звездных систем. Особое значение придается понятию национальной идентичности, традиционно воспринимаемой в аспекте неразрывной связи человека и природы, человека и матери-земли. Окружающий мир воспринимается как генератор жизненных ориентиров, объект познания, субъект для активного диалога, источник аллегорических обобщений. Время выступает как цикличное образование, природно-календарный круговорот соотнесен с социокультурным процессом, развитие персонажей происходит на фоне сезонных изменений и природных явлений, тем самым характеризуя изменение морально-нравственных установок персонажей. Цикличность существующего порядка подчеркивается через смену поколений, метафорическое перевоплощение времен года, передачу культурных традиций, ретрансляционное значение которых может нарушить война - символ деструкции и разрушения. Война подчеркивает катастрофичность, изменчивость бытия, внося в повествование эсхатологические мотивы, в связи с чем выделяется также необходимость активной инициативы по защите окружающего биогеоценоза от уничтожения и деградации. Художественная модель мира реализуется через противопоставление природы и материального мира культуры, мира и войны, через олицетворение объектов природы: деревьев, водных объектов, животных; циклическую концепцию смены времен года, осознание национальной идентичности, реализуемой в архетипических образах природы, леса, реки.

Ключевые слова: творчество М. Осоргина, экологическая личность, художественная модель мира, образ природы, олицетворение.

Воронежский государственный медицинский университет им. Н. Н. Бурденко, г. Воронеж канд. филол. наук, преп. кафедры русского языка

Папшева Г.О.

Россия, г. Воронеж, +7960-101-44-94 e-mail:gal.o.p@yandex.ru

Воронежский государственный медицинский университет им. Н. Н. Бурденко, г. Воронеж преп. кафедры русского языка Струкова Т.А.

Россия, г. Воронеж, +7(4732)64-42-29 e-mail:ruling@vsmaburdenko.ru

Папшева Г.О., Струкова Т.А., 2017

G.O. Papsheva, T.A. Strukova

ECOLOGICAL CONSCIOUSNESS IN M.A. OSORGIN'S WORKS OF 20s OF THE XX CENTURY

This article deals with the problem of environmental consciousness in emigrant writer M. Osorgin's works of twenties of the XX century, recreated the image of «ecological personality» existing in the art space of the novel «Sivtsev Vrazhek» and the album «Witness of History» - «The Book about Ends». Writer's ideology is based on positions of pantheism recognizing the kinship of all existing and giving special cosmic scale described in the works of images: from an ant to the stellar systems. Particular importance is attached to the notion of national identity, traditionally perceived in terms of symbiotic relationship of a man and mother earth. The world is perceived as a generator of life's milestones, the object of cognition, the subject to an active dialogue, the source of allegorical generalizations. Time appears as a cyclical education, natural-calendar cycle then linked with the socio-cultural process, character development takes place against the background of seasonal changes and natural phenomena, thus describing the changing moral character rigs. The cyclical nature of the existing order highlights through a generational change, metaphorical reincarnation of seasons, the transmission of cultural traditions, a relay whose importance can disrupt the war - a symbol of destruction and devastation. War underscores the disastrous thing about variability being introducing into the narrative eschatological motives, and therefore is also active initiatives to protect surrounding biogeocenosis from humiliation and degradation. Rhythmic model of the world is realized through the contraposition of nature and material world culture, war and peace, through impersonation of objects of nature: trees, water, animals; circular concept of changing seasons, awareness of national identity, realized in archetypal images of nature, forest, river.

Key words: creation, environmental personality, artistic model of the world, the image of nature, impersonation.

Ввиду основных тенденций развития цивилизации ХХ1 века все большее значение приобретают вопросы экологии и разумного природопользования. В рамках экологической педагогики разработано понятие экологической личности, т.е. личности, обладающей экоцентрическим типом сознания: психологической включенностью человека в мир природы, субъектным характером восприятия природных объектов, стремлением к непрагматическому взаимодействию с миром природы. Главным ориентиром остается формирование у личности понимания единства человека и природы.

Традиционно считается, что проблема экологии впервые возникает в русской литературе в произведении Л. Леонова «Русский лес», изданном в 1957 году; в данном ряду также следует представить произведения «Прощание с Матерой» В. Распутина (1976) и «Царь-рыба» В.Астафьева. Однако следует принимать во внимание, что из поля зрения исследователей-литературоведов надолго исчезла литература Русского Зарубежья, представителем которой является М.А. Осоргин, в 1928 году опубликовавший роман «Сивцев Вражек», а также дилогию «Свидетель истории» - «Книга о концах». В данных произведениях реализована концепция «экологического сознания», ощущающего тесную взаимосвязь с природой и участвующего в ее тайнах и мистериях [1, с.74].

Именно в романе «Сивцев Вражек» особенно сильны дидактические тенденции в процессе формирования экологической личности. Одним из основных лейтмотивов романа становится наступление городской цивилизации на мир природы. Элементы экологического сознания в романах Осоргина составляют оригинальную систему, объединенную идеей родства всего существующего, повторения макрокосма в микрокосме (человеке, природе, живых существах). Следует выделить несколько смысловых линий, воплощающих саму сущность экологического сознания.

Во-первых, это признание идеи святости жизни на земле, сознание единства жизни человечества со всем живым на планете, своеобразный «пантеизм».

Во-вторых, специфические взаимоотношения с миром природы, реализующиеся на нескольких уровнях:

A) коммуникативный (природа как источник наслаждения, прекрасный удивительный мир, диалог с которым обогащает духовно);

Б) познавательный (природа как источник знаний, как объект исследования);

B) художественный (мир природы как аллегория человеческих отношений).

В-третьих, это возникающая проблема взаимоотношений урбанистической цивилизации и мира природы, угроза исчезновения естественной гармонии в результате действий человека.

Персонажи произведений Осоргина тонко чувствуют связь с природой. Гибель одного из элементов (цветка, мышки, человека) болью отдается во всем мироздании. Такая модель воспроизводит блаженное состояние Земли в первобытные времена, когда предметы соучаствовали друг в друге, и мир для человека был полон тайны и красоты. Трепетное отношение к природе становится залогом душевного покоя героев, в домашних беседах возникает картина «рая на земле» на основе всеобщего духовного братства и смыслового ряда: «Человек, природа, свобода, счастье».

Характерно, что из разных областей науки Осоргин наиболее «благосклонно» относится к тем, которые не имеют непосредственного утилитарного применения, где есть место для эстетического созерцания — астрофизика, орнитология. Неслучайно в качестве символа вневременного Абсолюта выступают «миллиардолетние» звезды, солнце, «рождающее снопы энергии», создающее все, что только могло быть созданием солнца, и рушащее все, что «человек считал созданием своего ума» [2, с.349]. В этих фразах видны отголоски учения о солнечных бурях, разрабатываемого в 1920-х годах В. Чижевским, одним из основоположников русского космизма [2, с.18].

Теоретические установки героев романа находят отражение на практике: природа становится одним из основных способов релаксации, возвращения душевного спокойствия среди полного событий ХХ века; вечный круговорот природы дает силы верить и надеяться на лучшее: зима снова сменится весной.

Очень поэтичны в романе сцены оживающей весенней природы. Обращает на себя внимание яркое описание прорастающей зелени, наслаждения от созерцания тайн природы, описание сочного белого ростка, нитки корня и раскрывающегося навстречу солнцу зеленого листа. Труд землепашца кажется священнодействием, земля становится началом и концом всякой жизни, так как «земные от земли произошли и в ту же землю все уйдем...». Очевидно, так автор представлял себе завершение вечного круговорота: человек становится травой, землей, отдавая природе то, что у нее было взято [2, с.147].

М.А. Осоргин создает художественную концепцию мира, в котором социум и мир природы развиваются однонаправленно, существуют аналогии между социальной и природно-сезонной цикличностью. На страницах романа теория о смене цивилизаций соседствует с регулярными наблюдениями за прилетом ласточек, событийная канва движется от весны к зиме и от зимы к весне, и изображение весеннего расцвета природы обрамляет всё повествование, акцентируя мотивы тепла, весны, жизни.

Можно предположить, что введение в текст романа размышлений о повторяемости культурно-исторического процесса продолжает философскую линию романа, а картина ежевесеннего прилета ласточек демонстрирует эту же идею через образы естественно-природной цикличности.

Все живое обретает язык, олицетворяется - разговаривают горошина, росток, белый гриб, поганка, полную труда и заботы жизнь ведут мышь, муравей и даже плесень-грибница, обретающая под микроскопом вид дремучего леса.

Пребывание на природе - это процесс общения с окружающим миром. Лес, поле, луг в романе Осоргина одаривают человека спокойствием, душевным теплом, надеждой на лучшее, но в то же время требуют уважительного отношения к природным богатст-

вам, подлинно экологического сознания. Особенную связь с природой ощущает героиня дилогии «Свидетель истории» Наташа Калымова, вольнолюбивое дитя северной реки Камы, в минуты раздумий коротающая дни в маленькой лодочке, качающейся на волнах. В другом фрагменте девушка борется с лесным пожаром, сублимируя первую влюбленность (ради полезного дела она вынуждена прервать свидание) в неистовую энергию защитника природы [2, с.389].

Удивляет наблюдательность героев: они замечают зерна ржи в колосьях, созревающие орехи в своих зеленых «гнездах» и при этом нисколько не пытаются разрушить все это великолепие. Характерен для творчества Осоргина трогательный призыв одной из героинь: «Обойдите кругом, нельзя мять! (колосья ржи)», воплощающий бережное отношение к природным богатствам. [2, с.189]

Как аспект коммуникативной функции взаимодействия с природой может быть воспринята познавательная (когнитивная) сторона в отношениях природы и человека. Персонажи Осоргина стремятся изучить окружающий мир, познать его законы, ибо законы эти вечные. Героем становится чудаковатый и нелепый ученый, для которого его научная деятельность является смыслом существования, а разрушение любой, мельчайшей формы жизни воспринимается как преступление. Таков старый профессор-орнитолог в романе «Сивцев Вражек». Любовь к птицам и их повадкам проецируется на обыкновенную жизнь, семью он называет «гнездом», жену выбирает «по щебету», а высшей мечтой становится издание научного труда о жизни птиц - чтобы было по чему учиться молодым.

На философском уровне природа воспринимается как часть культурно-национальной идентичности, традиционно культивирующей бережное отношение к окружающему миру и его богатствам. Это отношение реализуется в форме образных архетипов. Фольклорные образы доброго леса и злого волка, белой березы и пахаря за сохой позволяют героям Осоргина прочувствовать принадлежность к некой культурной традиции, осознать эту традицию, сохранить и передать ее. Исконно славянскими являются символические образы: белая береза как символ России, мать-сыра земля, ласточка - вестница весны, дуб, под которым умирает «землепроходец» Яков Кампинский [2, с.580].

В художественном плане природа становится источником для многочисленных смысловых параллелей, аллегорий и метафор. В романе есть целые главы, где нет ни людей, ни человеческой истории, а только ласточки, крысы, мыши, муравьи, обезьяны. В этом мире совершаются смерть, рождение, борьба за существование, радости, неудачи, трагедии. Автор вовсе не уподобляет человека муравью или обезьяне, напротив, он следует древней традиции аллегорического изображения средневековой литературы, когда животные становились отражением тех или иных качеств. Но, в отличие от средневековых авторов, Осоргин изображает реальных, а не антропоморфных зверей и птиц.

Так, ласточка символизирует добро и надежду, семейное счастье, мышь - это воплощение страха, а крыса - агрессии и разрушения, революции и террора. Муравей, вопреки традиционной трактовке, изображает бесплодную суету, обезьяна передает образ испуганного, растерянного обывателя.

В противовес живой и наделенной индивидуальными характеристиками природе олицетворение предметов, традиционно отнесенных к вещной культуре, имеет исключительно негативные коннотации. Это символ нарушения закономерности жизни, страшной и чудовищной подмены понятий. Когда вместо снега в морозном воздухе летают «свинцовые шмели» — шальные пули, нарушаются и нормальные человеческие связи: «Кто-то стрелял в кого-то, но уж, конечно, брат в брата», «свинцовый страх» завладевает миром, и, чтобы отобразить его, Осоргин олицетворяет абстрактные понятия: «из горевших и обстрелянных домов выбегало довольство и в ужасе шарахалась нужда» [2, с.420].

В романе есть замечательная метафора: человек - тоже растение, прорастающее на камнях цивилизации. И он является сильнейшим «конкурентом» природы. Технократическая цивилизация, агрессивная и разрушительная, осуждается писателем. Осоргин говорит о проблемах неразумного природопользования, о том, что вокруг современных городов совсем исчезла зелень и что с высоты человеческое поселение кажется кучкой мусора. Тем самым писатель предвосхищает проблемы современной городской экологии XXI века, символом которых для Осоргина становится паровоз - воплощение разрушительной силы.

Конфликт природы и человека в романах Осоргина ощущается особенно сильно в тех эпизодах, где говорится о войне. Зловеще выглядят «ожившие» военные орудия -«металлическая птица» - самолет и «чудовищная рыба, плюющаяся огнем» - подводная лодка, страшны газовые атаки, уничтожающие все живое. Именно во время такой атаки умирают ласточки — символ красоты и гармонии в романе [3, с. 76].

Изуродованная земля ничего не может родить, она истоптана солдатскими сапогами, искалечена окопами. Погубленный мир Осоргин изображает в багряно-красных тонах — красный мак, багряный закат, кровь, стекающая по столбам северного сияния, красный гриб под сосной — как страшное предсказание будущей угрозы атомной войны. И в этом мире уже не будет места человеку и его творениям.

Творчество Осоргина дает грозное предупреждение грядущим поколениям и в то же время являет образец трепетного отношения к окружающему миру, гармоничного слияния с макрокосмосом. «Экологический кризис преодолим, - обращается к нам Осоргин из далеких 20-х годов ХХ века, - и чтобы преодолеть его, нужно научиться чувствовать вечные законы мироздания, потому что законы эти много важнее человеческих».

Библиографический список

1. Барковская Н.В. Возвращение к истокам: (Осмысление исторической судьбы России в «Старинных рассказах» М.Осоргина) // Михаил Осоргин: Страницы жизни и творчества. Пермь, 1994. С. 72—77.

2. Осоргин М. А. Сивцев Вражек. Свидетель истории. М.: Моск. рабочий, 1990.

622 с.

3. Папшева Г.О. Эсхатологические мотивы в романе М. Осоргина «Сивцев Вражек» // Вестник ВГУ. Филология. Журналистика, 2010. № 1. С. 75—79.

References

1. Barkovskaya N.V. Return to origins: (comprehension of historical destiny of Russia in «Old stories» by M. Osorgin) // Mikhail Osorgin: Pages of life and creation. Perm, 1994. P. 72—77.

2. Osorgin M.A. Sivtsev Vrazhek. The witness of history. М.: Mosk. Work, 1990. 622 p.

3. Papsheva G.O. Eschatological motifs in M. Osorgin's novel «Sivtsev Vrazhek» // Bulletin of VSU. Philology. Journalism, 2010. №. 1. P. 75—79.

УДК 82-1/-9 ББК 83.3(4)

Высшая школа социально-гуманитарных наук и международной коммуникации Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова, г. Архангельск

канд. филол. наук, доцент Плахтиенко О. П.

Россия, г. Архангельск, тел. + 7(952)251-02-93 e-mail: serafiml@atknet.ru

Высшая школа социально-гуманитарных наук и международной коммуникации Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова, г. Архангельск студентка 4 курса Коровкина Ю. А.

Россия, г. Архангельск, тел. +7(921)290-07-24 e-mail: yulika996@gmail.com

Higher School of Social Sciences, Humanities and International Communication ofNorth-ern (Arctic) Federal University named after M. V. Lomonosov, Arkhangelsk The department of literature, PhD, assistant professor Plakhtienko O. P.

Russia, Arkhangelsk, +7(952)251-02-93 e-mail: serafim1@atknet.ru

Higher School of Social Sciences, Humanities and International Communication ofNorth-ern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov, Arkhangelsk 4th year student Korovkina Yu. A.

Russia, Arkhangelsk, +7(921)290-07-24 e-mail: yulika996@gmail.com

О.П. Плахтиенко, Ю.А. Коровкина

ФЕНОМЕН НЕЛИНЕЙНОГО ТЕКСТА В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ: ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ И СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ. РОМАН М. ПАВИЧА «СЕМЬ СМЕРТНЫХ ГРЕХОВ»

Объектом исследования в данной статье является феномен нелинейного текста в художественной литературе. Рассматриваются истоки нелинейной прозы на примере творчества александрийских поэтов эпохи эллинизма, немецких и итальянских поэтов эпохи Барокко и романа Э. Т. А. Гофмана «Житейские воззрения кота Мурра». Определяется значение терминов «нелинейный текст», «нелинейная проза» и «гипертекст», а также причины бурного развития данных феноменов в художественной литературе XX -XXI вв. Дается характеристика с точки зрения нелинейности стихов Аполлинера, романов У. Фолкнера «Шум и ярость», Х. Кортасара «Игра в классики», С. Соколова «Школа для дураков» и Ж. Перека «Жизнь, способ употребления». Основное же внимание в статье уделяется в целом жизни и творчеству сербского писателя М. Павича и его роману «Семь смертных грехов». Данное произведение характеризуется с точки зрения общей организации текста, выявляются признаки нелинейности, а также в заключении рассматривается возможность применения к нелинейной прозе традиционных и современных методов интерпретации. Представленный материал является актуальным, так как нелинейый текст и гипертекст - наименее изученные области с точки зрения литературоведения. Творчество М. Павича также недостаточно исследовано специалистами в области литературы. Статья будет интересна студентам филологических факультетов и специалистам-филологам. Материалы данного исследования могут быть использованы для изучения современного литературного процесса, а также в качестве основы для более глубокого исследования феномена нелинейного текста в художественной литературе.

Ключевые слова: нелинейный текст, нелинейная проза, гипертекст, Милорад Павич, современная литература, литература постмодернизма, традиционные и современные методы анализа, автор, читатель.

Плахтиенко О.П., Коровкина Ю.А., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.