Каламбур на основе словообразовательной игры в политическом дискурсе интернет-коммуникации
Тищенко Наталия Геннадьевна,
канд. пед.н., доцент Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет
В статье определяются особенности медиатекста в современной интернет-коммуникации, основные функции политического дискурса, коммуникативные стратегии, роль и функционирование лексических средств комического на основе языковой игры. Увеличение интереса к различным источникам политической информации, особенно к интернет-коммуникации привлекает все большое число пользователей. Для привлечения внимания авторы на интернет-ресурсах очень часто используют лексические средства комического. Однако комическое используется в речи не только для того, чтобы развеселить публику, привлечь внимание, оживить речь, вызвать удивление, но и чтобы воздействовать на адресата в плане изменения оценки, мнения, то есть для выполнения персуазивной функции. Одной из разновидностей комического является языковая игра - каламбур. Рассматриваются внутрисловные и межсловные каламбуры на основе словообразовательной игры. Подчеркивается роль языковой игры в жанре речевого обличения, в соответствии со стратегией на понижение.
Ключевые слова: интернет-коммуникация, политический дискурс, языковая игра, словообразовательная игра, окказионализмы, каламбур
Обострение политической ситуации на современном этапе вызвало резкий взлет обращения широкой публики к политической жизни общества. В связи с этим увеличился интерес к различным источникам политической информации, в первую очередь к СМИ, особенно к интернет-коммуникации. Это обусловило большое влияние политического дискурса СМИ на население, на политическое сознание и мировоззрение рядовых граждан.
Являясь относительно новым видом дискурса, интернет-дискурс динамично и постоянно развивается, остро реагирует на происходящие события, поэтому привлекает все большее число пользователей. Интернет-дискурс отражает общественные интересы участников общения, это своего рода публичная площадка, где обмениваются информацией и мнениями, здесь высказываются позиции, с которыми соглашаются или не соглашаются коммуниканты, здесь возникают дискуссии и острые споры. Необходимо подчеркнуть, что политический дискурс интернет-коммуникации объединяет в общении представителей различных слоев населения: разный возраст, различное образование, различные социальные группы, разные профессии, интересы, национальности и т.д. Получателями информации также являются представители интернет-общения безотносительно к определенной группе - то есть присутствует феномен анонимного массового получателя информации политического характера. При этом интернет-коммуникация представляет собой диалог равных, это относится как к авторам информации (продуцентам), так и к воспринимающим информацию (реципиентам). В свою очередь реципиент легко становится продуцентом, реагируя на информацию в комментариях, а автор первичного информационного текста становится реципиентом, воспринимая фрагменты реакции в комментариях. «Благодаря диалогичности даже монологическая медиаречь предстает через последовательность диалогических единств - двучленных (с обеими репликами) и одночленных (с одной эксплицитно выраженной репликой, другой подразумеваемой». [1] Медиаречь играет большую роль в развитии современного языка, так как оперативно реагирует на новые языковые явления и определяет свойства современного его состояния. В ме-диаречи наблюдается смешение стилей, жанров, активное употребление разговорных, просторечных, жаргонных и инвективных языковых средств. Особенностью дискурсного диалога в интернет-коммуникации является активное использование
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о т О от
З
и о со
семиотически осложненных форм, поликодовых конструкций, разнообразных элементов креолиза-ции: включение видео- и аудиоматериалов, фотографий, картинок, инфографики, эмодзи, символов и пр.
Важным фактором интернет-коммуникации является слияние/смешение/интеграция устной разговорной речи (неподготовленность, спонтанность, инверсия, разговорная лексика и т.д.) и письменной речи (как формы сетевого общения), что позволяет исследователям дискурса применять термин: «устно-письменная речь» [2]. Это обусловливает потребности описания, систематизации и анализа особенностей быстро развивающегося, изменяющегося и осваивающего новые языковые реалии вида дискурса с точки зрения лингвистики и прагматики.
Политический дискурс интернет-коммуникации имеет те же основные функции, что и дискурс в целом, то есть информативная, аргументативная, персуазивная функции. В зависимости от функций выбираются определенные коммуникативные стратегии, которые соотносятся с целями коммуниканта. О.Н. Паршина определяет «стратегию как определенную направленность речевого поведения в данной ситуации в интересах достижения цели коммуникации» [3]. В свою очередь, коммуникативная стратегия реализуется в речевых тактиках, которые представляют собой выбор и последовательность речевых действий. Наиболее ярко в политическом дискурсе проявляются коммуникативные стратегии персуазивности, то есть стратегии воздействия на адресата, манипулирование убеждениями, оценками и отношениями, формирование и коррекция мнений, ментальных установок, взглядов, мировоззрения. В политическом дискурсе обычно выявляется антиномия «свой -чужой»: противопоставляется позитивный, образ «своего» и негативный образ «чужого». Причем эта антиномия не всегда эксплицитно выражена в дискурсе: отрицательная характеристика образа «чужого» (врага) подразумевает противопоставленность характеристик образа «своего». По отношению к «чужому» О.Н. Паршина выделяет стратегию дискредитации, которая «реализуется прежде всего в тактиках обвинения и оскорбления» [3]. Этим определяется наличие большого количества средств именно отрицательной оценки - метафор, пейоративов, инвектив и других экспрессивных средств, в том числе, средств языковой агрессии, характеризующих «чужого», направленных на его развенчивание, разоблачение, унижение, ниспровержение. Таким образом реализуется коммуникативная стратегия «на понижение»: дискредитация, разоблачение, умаление авторитета, реификация (конструирование образа) разрушение образа, деперсонализация, оскорбление, из-5 девательство, высмеивание и т.д. [4] о Большую роль в стратегии на понижение играЯ ет использование средств создания комического. ° Комическое в разных его видах (ирония, сарказм, Ц сатира, острота, юмор) является популярным ре-
сурсом прагматически насыщенного политического дискурса.
С точки зрения лингвистической прагматики комическому присуща социально-критическая направленность. Комический эффект основан на противоположности, неоднозначности, неожиданности. «Игровые трансформации» обнаруживают неожиданные возможности интерпретации языковых знаков, выявляя их ассоциативный потенциал, который существует в сознании носителей языка и зависит от ассоциативного тезауруса языковой личности. [5].
Наряду с общими характеристиками комического в политическом дискурсе его функционирование имеет особенности, о которых упоминается в ряде исследований, например: «Сущностью юмора является вскрытие противоречий, двойных стандартов в политике, демонстрация абсурдности ситуации. Недовольство политической обстановкой, выраженное в юмористической форме, позволяет снять напряжение и почувствовать свое превосходство над ситуацией или политиками» [6 с.208]. В качестве базовых функций политического дискурса исследователями выделяются информативная, интерпретационная, персуазивная функции. Однако учитывая характер потребления политического дискурса интернет-коммуникации как досугового контента, можно выделить также функцию рекреативную, которая становится в один ряд с базовыми. В журналистике появился специальный термин, определяющий интеграцию информативной и рекреативной функций - «инфо-тейнмент». Формат «инфотейнмента» подразумевает «разыгрывание новости» [7] Инфотейнмент -(от англ. information и entertainment) - развлечение информированием, «информируя, - развлекай». [8, с. 116]. В соответствии с задачами реализации основных коммуникативных стратегий политического дискурса используются различные виды комического. Можно выделить следующие функции комического в политическом дискурсе:
1. Эмоциональная разрядка
2. Стратегия на понижение (осмеивание лица или ситуации)
3. Осознание превосходства над объектом осмеивания
4. Эффект обманутого ожидания (в результате намеренного нарушения нормы, которая имеется в сознании у воспринимающего
5. Эстетическая функция (комизм ради игры)
6. Рекреативная функция - получение удовольствия в процессе дискурсной коммуникации
7. Привлечение внимания к информации
8. Креативная функция (ибо комическое в плане восприятия «сродни творческому акту» [9].
В любом случае речевой акт с включением комического имеет комическую интенцию: намерение автора вызвать смеховую реакцию у воспринимающего. Однако комическое используется в речи не только для того, чтобы развеселить публику, привлечь внимание, оживить речь, вызвать удивление, но и чтобы воздействовать на адреса-
та в плане изменения оценки, мнения, то есть для выполнения персуазивной функции. С другой стороны, реципиент из пассивного потребителя информации превращается в активного интерпретатора политических реалий, то есть становится активным членом коммуникативного акта. Комическое является, таким образом, актуализатором языкового воздействия на аудиторию путем специфически оформленного содержания [10].
Одной из разновидностей комического является языковая игра -каламбур. В разных определениях каламбура отмечаются совмещение в одном тексте двух значений, двух и более семантических планов слов, и как результат этого совмещения -противоречие. Как отмечает Т.А. Гридина, языковая игра,- «одновременно и когнитивный, и психологический, и лингвокультурный, и эстетический феномен, функциональная сущность которого не исчерпывается традиционно выделяемой сферой комического воздействия и уж никак не вписывается в рамки расхожего определения „игра слов"» [11 с. 4].
Отступление от нормы, по мнению В.З. Сан-никова, должно осознаваться и намеренно допускаться продуцентом; реципиент, в свою очередь, должен понимать, что «это нарочно так сказано», чтобы не оценить соответствующее выражение как ошибку, тем самым он принимает правила игры и пытается определить намерение автора. [12 с.13]
Восприятие и понимание намеренной необычности употребления языковой единицы в тексте базируется на сформированном механизме языкового чутья, основанного на знании языковой нормы и умении прогнозировать элемент речевой динамики в его нормативном употреблении, умение обнаружить отклонение от нормы и выявить нестандартное употребление языкового элемента. [13, с 39].
То есть, языковая игра - это намеренное использование возможностей языка. Обязательным условием возникновения каламбура является направленность на игру словом с целью иронического, сатирического, комического эффекта [14, с. 3].
Наиболее распространенной разновидностью языковой игры в медиаречи вообще и в политическом дискурсе в частности является словообразовательная игра. По мнению В.З. Санникова, можно выделить две разновидности словообразовательной игры: переосмысление существующего слова и создание нового слова [12 с. 146].
Современные исследователи отмечают, что в настоящее время происходит активизация словотворчества, так называемый окказионалистиче-ский взрыв в интернет-коммуникации [15]. Каламбур на основе словообразовательной игры в ме-диадискурсе чаще всего строится на необычности формы слова, на контаминации слов по формальным признакам, подкрепленных смысловыми ассоциациями. Такие каламбуры можно разделить на внутрисловные и межсловные.
Внутрисловные каламбуры - самая большая группа лексических средств создания комического в политическом дискурсе интернет-коммуникации, представлены окказионализмами.
Большая часть лексики, участвующей в языковой игре, составляют окказионализмы с ярко выраженной отрицательной оценкой, что соответствует стратегии «на понижение», жанру речевого обличения. Продуктивными способами образования окказионализмов являются как узуальные, так и неузуальные словообразовательные модели.
Например, комический эффект могут создавать окказионализмы, образованные по продуктивным словообразовательным моделям при помощи аффиксации, в том числе иноязычных суффиксов и суффиксоидов (всхлипинг, намеринг, объего-ринг, охаинг, раздербанинг; чубаноид; экс-шпион, квазигосударство, мегаварварство, гиперлогич-но. Окказионализмы, образованные по продуктивным моделям могут создавать комический эффект в зависимости от контекста: Сверчатина получается выгоднее, полезнее и экологичнее. Любитель копченой леопардятины. Несвойственные литературному языку способы словообразования привлекают внимание к необычному слову, создают комическое противоречие, усиливает отрицательную оценку, например: убежанты; попаданец; отъезжанты; ждуны; поливатели,(«Оба-два убежанты и активные поливатели России (об Акунине и Зыгаре)»)
В качестве средств создания комического эффекта часто используются окказионализмы на основе словообразовательных моделей агглютинативного характера: наглосаксы (ср. наглые англосаксы; грантоеды; протестутка (протест - о Гоете Тумберг) и др.
Образование окказионализмов от имен собственных - частое явление в политическом дискурсе с целью создания комического эффекта: Байданить - просить у Байдена денег; Байданки -льстивые фразы в адрес Байдена; Кличкоизмы -примеры из речи Кличко; Шольцать - обманывать; Навальнятина, Навальнисты, Навальнята -приверженцы Навального;
С целью иронии и осмеивания используются окказионализмы, образованные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов - дими-нутивы. С целью комического эффекта эти суффиксы присоединяются к необычной, нехарактерной для них основе, например: Эрдоганчик, медалька, биполярочка.
Большие возможности для окказионального словообразования представляет собой сложение, то есть образование сложных слов путем соединения двух или трех основ: наркорожа, укрораб, салорейх; рифмодегенераты; галстукоед; пособи-емор. В результате сложения образуются окказионализмы, объединяющие, казалось бы, необъеди-нимые понятия, сочетание которых в одной лексеме создают комическое противоречие.
Таким образом, внутрисловные окказионализмы, образованные как узуальными, так и неузу-
сэ о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о
т О
от
З
и о со
о с
U
см л
альными способами, имеют широкое распространение в политической интернет-коммуникации в качестве каламбуров для усиления отрицательной оценки с целью осмеивания лица или ситуации.
Межсловные каламбуры образованы чаще всего путем слияния основ от фразеологически связанных лексических единиц. Комический эффект связан с восприятием слова как части прецедентного текста. Языковая игра с использованием прецедентных включений создает комический эффект, который усиливает негативное оценочное суждение.
Например: двустулие, двустульное положение. Ср.: «сидеть между двумя стульями»; Ванаталлин-ские Васюки - название брендового ликера бывшей Советской Эстонии -«Вана Таллин» и образ «Нью-Васюки у Ильфа и Петрова; Обывателю можно вешать лапшу за уши. И политики с жур-налюгами это прекрасно понимают. Более того, работа у них в лапшеразвесочной. Ср.: «Вешать лапшу на уши».
В качестве прецедентного феномена используется прецедентное имя, например, окказионализм на основе имени собственного «Худшее уже позади, впереди полный профессиональный фондер-ляйенец» ср.: имя европейского политического деятеля Урсулы фон дер Ляйен.
Таким образом, языковая игра в политическом дискурсе представляет собой достаточно распространенное явление, словотворчество участников медиакоммуникации растет, состав игровых средств пополняется. Возможность свободного использования языковых средств свидетельствует о творческих возможностях носителей языка, как авторов-продуцентов, так и реципиентов, воспринимающих игру, поэтому полноправных участников языковой игры. Игра в политическом меди-адискурсе является важным средством для создания экспрессивности, исполнения функции воздействия, усиления оценки, чаще негативной, осмеивании, дискредитации личности.
Литература
1. Дускаева Л.Р. Вектор праксиологического анализа в медиалингвистике Журнал Медиалинг-вистика 2019, том 6, № 1. Электронный ресурс https://medialing.ru/vektory-praksiologicheskogo-analiza-v-medialingvistike/ Дата обращения: 4.11.2022
2. Лутовинова О.В. Интернет как новая устно-письменная система коммуникации //Известия РГПУ им. А.И. Герцена.СПб., 2008. № 11 (71) С. 58-65)
3. Паршина, О.Н. Стратегии и тактики речевого поведения современной политической элиты: автореф. дисс. ... доктора филол. наук: 10.02.01. - Саратов, 2005. - [Электронный документ]. - Режим доступа: http://cheloveknau-ka.com/strategii-i-taktiki-rechevogo-povedeniya-
sovremennoypoliticheskoy-elity-rossii. - Дата доступа: 24.11.2022
4. Михалева О.Л. Политический дискурс. Специфика манипулятивного воздействия. М.: Ли-броком, 2009. 256 с.)].
5. Гридина Т.А. Языковая игра: стереотип и творчество /; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург: Урал. ГПИ, 1996. - 215 с.;).
6. Щенникова О.Н. Неформальная коммуникация в политике // Изв. Алтайск. гос. ун-та, 2008. № 4/1(60). С. 207-208
7. Барашкина Е.А. Язык современных мас-смедиа: учебное пособие / Е.А. Барашкина,
B.В. Лабутина. - Самара: Издательство Самарского университета, 2021. - 80с.
8. Лозовский Б.Н. Журналистика: краткий словарь / Б.Н. Лозовский. Екатеринбург, 2004.
C. 116.
9. Лук А.Н. Юмор, остроумие, творчество. - М.: Искусство, 1977. - 183 с.
10. Радбиль Т.Б., Рацибурская Л.В. Лингвокуль-турологические особенности деривационных процессов в русском языке // Русский язык за рубежом. 2018. № 3.
11. Гридина Т.А. Языковая игра в художественном тексте. Екатеринбург, 2012. С. 43-50
12. Санников В.З. Русский язык в зеркале языковой игры. - М.: Языки русской культуры, 1999,. - 525 с
13. Ходакова Е.П. Из истории русского каламбура. Автореф. дис. ...док.филол.наук. - М., 1969. -32с.
14. Тищенко Н.Г., Чекмарева Н.Н Методические аспекты использования комических текстов в преподавании русского языка как иностранного В книге: Инновационное образовательное пространство: теория и практика обучения иностранным языкам и русскому языку как иностранному в высшей школе. Коллективная монография. Сер. «Научная психолого-педагогическая школа "ЧИР-среда"» Киров, 2019. С.37-61
THE PUN WHICH IS BASED ON WORD-FORMATION GAME IN THE POLITICAL DISCOURSE OF INTERNET COMMUNICATION
Tishchenko N.G.
Saint- Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering
The article defines the features of the media text in modern Internet communication, the main functions of political discourse, communication strategies, the role and functioning of lexical means of the comic based on the language game. Increasing interest in various sources of political information, especially Internet communication, is attracting an increasing number of users. To attract attention, authors on Internet resources very often use lexical means of the comic. However, the comic is used in speech not only to amuse the audience, attract attention, enliven speech, cause surprise, but also to influence the addressee in terms of changing the assessment, opinion, that is, to perform a persuasive function. One of the varieties of the comic is a language game - a pun. Intra-word and inter-word puns are considered on the basis of a word-building game. The role of the language game in the genre of verbal denunciation is emphasized, as well as the conformity of the downgrading strategy.
Keywords: Internet communication, political discourse, language game, word-building game, occasionalisms, pun.
References
1. Duskaeva L.R. The vector of praxeological analysis in me-dialinguistics Journal of Medialinguistics 2019, volume 6, no. 1. Electronic resource https://medialing.ru/vektory-praksiologicheskogo-analiza-v-medialingvistike/ Date of access: 4.11.2022
2. Lutovinova O.V. Internet as a new oral-written system of communication // Izvestiya RGPU im. A.I. Gertsena. St. Petersburg, 2008. No. 11 (71) S. 58-65)
3. Parshina, O.N. Strategies and tactics of speech behavior of the modern political elite: author. diss. ... Doctors of Philology. Sciences: 10.02.01. - Saratov, 2005. - [Electronic document]. - Access mode: http://cheloveknauka.com/strategii-i-taktiki-rechevogo-povedeniya-sovremennoypoliticheskoy-elity-rossii. - Access date: 11/24/2022
4. Mikhaleva O.L. political discourse. The specifics of manipulative influence. M.: Librokom, 2009. 256 p.)].
5. Gridina T.A. Language game: stereotype and creativity /; Ural. state ped. un-t. - Yekaterinburg: Ural. GPI, 1996. - 215 p..
6. Shchennikova O.N. Informal communication in politics // Izv. Al-taysk. state un-ta, 2008. No. 4/1(60). pp. 207-208
7. Barashkina E.A. Language of modern mass media: textbook / E.A. Barashkina, V.V. Labutina. - Samara: Samara University Press, 2021. - 80p.
8. Lozovsky B.N. Journalism: a brief dictionary / B.N. Lozovsky. Yekaterinburg, 2004, p. 116.
9. Luk A.N. Humor, wit, creativity. - M .: Art, 1977. - 183 p.
10. Radbil T.B., Ratsiburskaya L.V. Linguistic and cultural features of derivational processes in the Russian language // Russian language abroad. 2018. No. 3.
11. Gridina T.A. Language game in a literary text. Yekaterinburg, 2012, pp. 43-50
12. Sannikov V.Z. Russian language in the mirror of the language game. - M .: Languages of Russian culture, 1999,. - 525 s
13. Hodakova E. P. From the history of Russian pun. Abstract dis. ... doc.philological.sciences. - M., 1969. - 32 p.
14. Tishchenko N.G., Chekmareva N.N. Methodological aspects of the use of comic texts in teaching Russian as a foreign language In the book: Innovative educational space: theory and practice of teaching foreign languages and Russian as a foreign language in higher education. Collective monograph. Ser. «Scientific Psychological and Pedagogical School «CHIR-environ-ment»» Kirov, 2019. P. 37-61