Научная статья на тему 'Какой педагог нужен ребенку-сироте и где его обучать?'

Какой педагог нужен ребенку-сироте и где его обучать? Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
622
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РОДИТЕЛЬСКАЯ ДЕПРИВАЦИЯ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ / ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ / ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ-СИРОТАМИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шахманова Айшат Шихахмедовна

В статье рассматриваются проблемы социального развития детей, воспитывающихся в условиях родительской депривации, и подготовки педагогов для работы с ними. Рассматривается специфика профессиональной деятельности педагога, работающего с детьми-сиротами. Предлагаются рекомендации по оптимизации системы общественного воспитания сирот.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WHAT TEACHER IS NEEDED FOR AN ORPHANED CHILD AND HOW TO LEARN IT?

This article discusses the social development of children in terms of parental deprivation and training of teachers to work with them. Analysis of the specificity professional educator working with orphans. Offers recommendations for optimizing the system of public education for orphans.

Текст научной работы на тему «Какой педагог нужен ребенку-сироте и где его обучать?»

УДК 376

АШ. Шахчанова КАКОЙ ПЕДАГОГ НУЖЕН РЕБЕНКУ-СИРОТЕ И ГДЕ

ЕГО ОБУЧАТЬ?

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы социального развития детей, воспитывающихся в условиях родительской депривации, и подготовки педагогов для работы с ними. Рассматривается специфика профессиональной деятельности педагога, работающего с детьми-сиротами. Предлагаются рекомендации по оптимизации системы общественного воспитания сирот.

Ключевые слова: родительская депривация, социализация детей, воспитывающихся без попечения родителей, подготовка педагогов для работы с детьми-сиротами.

Ajs^ Shahmanova WHAT TEACHER IS NEEDED FOR AN ORPHANED

CHILD AND HOW TO LEARN IT?

Annotation. This article discusses the social development of children in terms ofparental deprivation and training of teachers to work with them. Analysis of the specificity professional educator working with orphans. Offers recommendations for optimizing the system of public education for orphans .

Keywords: parental deprivation, socialization of children brought up without parental care, training of teachers to work with orphans .

Ключевой характеристикой любого цивилизованного общества является отношение к детям. В настоящее время одной из актуальных проблем России является сиротство. Благодаря усилиям государства и общественных организаций многое в положении сирот меняется: разработаны нормативно-правовые основы обеспечения прав сирот, делаются попытки преодоления межведомственной разобщенности в вопросах курирования учреждений, занимающихся воспитанием данного контингента воспитанников, ведется активное развитие семейных форм устройства детей, пропаганда усыновления и т.д.

Однако, несмотря на предпринимаемые меры, часть сирот не может быть усыновлена. Это де-ти-сиблинги, дети, родители которых находятся в местах лишения свободы и не лишены родительских прав, дети более старших возрастных групп и дети некоторых национальных групп России. Данные категории детей воспитываются в условиях государственных образовательных учреждений для сирот.

Отсутствие семьи негативно сказывается на развитии и воспитании детей, провоцируя такие проблемы личностного становления, как слабое здоровье (физическое и психическое), интеллектуальное отставание, проявляющееся в ограниченном кругозоре, недоразвитии психических познавательных процессов, отсутствии навыков учебной деятельности, проблемы психо-эмоционального развития, социализации и т.д. Необходимо отметить, что дети-сироты - очень неоднородный контингент, объединяющий разные категории воспитанников: сирот (4 %), имеющих опыт жизни в нормальной семье, родители которых погибли, и социальных сирот (96 %), родители которых живы, но в виду разных причин (находятся в местах заключения, лишены родительских прав и т.д.) не занимаются воспитанием своих детей. Социальные сироты, в свою очередь, объединяют детей - воспитанников домов ребенка, оставленных родителями в первые дни и недели жизни и не знавших никогда, кто такая мама; детей, имеющих опыт жизни в неблагополучной семье и попавших в детский дом в результате лишения их родителей родительских прав; детей-беспризорников, имеющих опыт жизни «на улице» (вокзалах, рынках, подвалах и т.д.). Каждая из названных подгрупп характеризуется специфическими особенностями развития и личностное становление каждой из названных категорий

© Шахманова А.Ш., 2014

идет по особому пути, обусловленному (среди других причин) опытом жизни до поступления ребенка в детский дом и требует учета этих особенностей.

В настоящее время профессиональная деятельность педагогов детских домов строится по типу деятельности педагогов обычных образовательных учреждений для детей из семьи (для данной категории специалистов нет даже квалификационных характеристик). Однако профессиональная деятельность педагога детского дома кардинально отличается от деятельности педагога обычного образовательного учреждения. Ее своеобразие обусловлено, с одной стороны, тем, что педагог детского дома имеет дело с особым контингентом воспитанников, характеризующихся не только педагогической запущенностью и отставанием в развитии, но и серьезными проблемами эмоционально-личностного становления, оказавшими на них сильное влияние. Ребенок-сирота - это недолюбленный ребенок, часто переживающий последствия серьезных психологических травм и стрессов. Эффективное взаимодействие с ним возможно только в ситуации учета этих особенностей, владения технологиями психокоррекционной работы. С другой стороны, педагог детского дома в своей профессиональной деятельности призван решать гораздо более обширный, чем его коллега из обычного образовательного учреждения для детей из семьи, спектр задач (коррекционных, компенсирующих, развивающих), что, в свою очередь, также требует дополнительных профессиональных знаний и умений. Особую сложность в работе педагога детского дома представляет тот факт, что он вынужден решать все эти задачи без участия родителей. С третьей - педагог детского дома ответственен за соблюдение прав и свобод детей, гарантированных им основными международными и российскими правоустанавливающими документами. Следовательно, он должен не только хорошо знать основные права детей, но и владеть механизмами их защиты, в случае необходимости. С четвертой - педагогу детского дома необходимо работать в рамках особого образовательного учреждения (закрытый характер, круглосуточный режим пребывания и т.д.), накладывающего свою специфику на его профессиональную деятельность и требующую учета.

Кроме того, работая с таким сложным контингентом, педагог детского дома должен обладать спектром нравственно-психологических характеристик, без которых невозможно решение всех стоящих перед ним задач (высокий уровень мотивированности на ребенка, стремление ему помочь, стрес-соустойчивость и т.д.). Все это требует от него владения спектром дополнительных профессиональных компетенций, таких как знание социально-педагогических и психологических характеристик развития детей, владение методиками личностного развития детей с учетом опыта их предыдущей жизни, основами патопсихологи, медицины, коррекционной педагогики, высоким уровнем правовой культуры, навыками профессиональной психогигиены и т.д., что, в свою очередь, невозможно без специальной профессиональной подготовки педагогов, определения содержания их профессиональной деятельности, выделения в ней ключевых функций, реализация которых обеспечит удовлетворение актуальных личностных потребностей воспитанников. Мы считаем, что содержание профессиональной деятельности педагога детского дома определяется своеобразием тех социальных ролей, которые он выполняет в жизни воспитанников и которые должен умело совмещать. На наш взгляд, это следующие роли: компенсация, насколько это возможно, отсутствующих родителей (родительский аспект), выполнение образовательных функций с учетом своеобразия детского развития (педагогический аспект), психологической поддержки ребенка (психологический аспект) и правовой защиты ребенка-сироты (правовой аспект). Остановимся на них подробнее.

Родительский аспект профессиональной деятельности педагога детского дома. Педагог -человек, который призван, насколько это возможно, компенсировать воспитанникам отсутствующих родителей. Своеобразие профессиональной деятельности педагога детского дома, на наш взгляд, состоит в том, что именно через призму выполнения родительских (материнских) функций он должен решать все остальные воспитательные и образовательные задачи и именно эта функция является

основной в структуре его профессиональной деятельности. В настоящее время в практике работы детских домов у педагогов часто «западает» именно этот аспект работы. Такое положение обусловлено, с одной стороны, недостаточным пониманием педагогами значения выполнения ими данной функции, с другой - отсутствием соответствующих рекомендаций и пособий, ориентирующих педагогов в том, как нужно реализовывать данную функцию. Мы считаем, что содержание родительской функции предполагает работу по охране и укреплению здоровья воспитанников, первичную полоро-левую социализацию и подготовку к будущей семейной жизни, проведение комплекса мероприятий, направленных на компенсацию воспитанникам того содержания образования, которое обычные дети получают дома в процессе общения с мамами и папами (бытовые знания и умения, которые очень важны в жизни, но которыми, как правило, совершенно не владеют воспитанники детских домов), осуществление различных форм эмоционально-личностного общения с детьми.

Важнейшей профессиональной обязанностью педагога детского дома является охрана и укрепление здоровья воспитанников. В условиях детского дома педагогу необходимо уделять данной работе гораздо больше времени и сил, нежели специалисту общеобразовательного учреждения для детей из семьи, так как воспитанники детских домов, как правило - дети, имеющие серьезные проблемы здоровья. «По данным одного из комплексных обследований состояния здоровья воспитанников школ-интернатов для детей-сирот и детей, лишенных попечения родителей, среди них практически отсутствуют здоровые дети и подростки с нормальным развитием и уровнем функционирования организма ... У воспитанников имеются существенные отклонения в физическом развитии. Наблюдается его дисгармоничность, один из показателей которой - низкий (ниже среднего) рост, отмечающийся у 59 % учеников начальных классов и 36 % подростков 10-16 лет. Нарушения осанки наблюдается у 55 % детей младших классов. У 43 % первоклассников обнаружены остаточные явления рахита (деформация костей черепа и грудной клетки) и т.п. Широко распространены (около 90 % случаев) расстройства психоневрологической сферы, а также общая соматическая ослаб-ленность организма. У 10 % воспитанников младших классов отмечаются нарушения в поведении типа психопатоподобного синдрома; каждый 3-5-й ребенок страдает энурезом или другими проявлениями неврозов; у подростков наблюдается патохарактерилогическое формирование личности, а также астено-невротические состояния» [1, с. 12-13]. В связи с этим педагогу детского дома необходимо совместно с медицинским персоналом уделять значительное внимание лечебно-оздоровительной работе с детьми в соответствии с индивидуальными картами здоровья воспитанников.

Важнейшим аспектом профессиональной деятельности педагогов детских домов является первичная полоролевая социализация детей и подготовка их к будущей семейной жизни. В условиях детского дома ребенок лишен полоролевых эталонов в лице мамы и папы (либо имеет искаженные представления о нормах полоролевого поведения, полученные в результате жизни в неблагополучной семье). Ему не с кого брать пример, чтобы усвоить и освоить социальные роли и поведение мужчин и женщин. В особенно уязвимом положении находятся мальчики - воспитанники детских домов, так как здесь работают преимущественно женщины. По свидетельству специалистов (психоневрологов, физиологов, психологов и др.) мальчикам и девочкам свойственен разный тип мышления и восприятия окружающего мира (например, девочки в первую очередь воспринимают цвет машин, их внешние данные, а мальчики - скоростные характеристики и т.п.). Женщины-педагоги тоже воспринимают мир по женскому типу и учат детей они по женскому типу, который характеризуется преобладанием вербальной информации. Этот тип ближе и понятнее девочкам. Мальчикам свойственно познавать мир деятельностно, большинству из них не подходит «женский» способ освоения мира. Все это актуализирует необходимость отказа от бесполого воспитания и перехода к воспитанию с учетом принципа полоролевой дифференциации, необходимости привлечения в жизнь детей представителей мужского пола (встречи в детском доме, организация различных форм совместной

деятельности и т.д.) и формирования правильных представлений о нормах полоролевых взаимоотношений, основанных на уважении, взаимопомощи и т.д. Эта работа также ложится на плечи педагога детского дома.

Важным аспектом реализации родительской функции является формирование у детей бытовых навыков, которыми их сверстники обычно овладевают в семье, а в условиях детского дома, ввиду централизации обслуживания, дети о них не имеют представления (приготовить себе несложную еду, выполнить какие-либо хозяйственные домашние дела, навыки самообслуживания и т.д.). Перед педагогом детского дома встает задача компенсации детям этих представлений и навыков. Данная работа может проводиться с помощью системы бытовых занятий, специально разработанных с учетом особенностей данного контингента воспитанников.

Особое место в ряду профессиональных функций педагога детского дома занимает организация различных форм эмоционально-личностного общения с детьми. Педагогу необходимо найти время для того, чтобы индивидуально пообщаться с каждым малышом, спросить его о чем-то личном, важном для него, обсудить какие-то проблемы, просто сказать добрые ласковые поддерживающие слова. Известный психолог Ю.Б. Гиппенрейтер отмечает, что каждому человеку для комфортного мироощущения необходимо слышать о том, какой он хороший, любимый не менее восьми раз в день. Детдомовский ребенок чаще всего лишен такой возможности. Поэтому в профессиональной деятельности педагога детского дома необходимо специально выделить данный аспект работы. Необходимо продумывать разные формы такого общения (это может быть индивидуальная беседа в теплой интимной обстановке, разного рода совместное рукоделие, в процессе которого, малыш и взрослый смогут лучше почувствовать друг друга, стать эмоционально ближе). Стратегия такого общения должна разрабатываться с учетом конкретных эмоциональных потребностей каждого ребенка.

В жизни ребенка из семьи эти две позиции (педагогическая и родительская) реализуются, как правило, разными взрослыми. Перед педагогами детских домов ставится очень сложная задача совмещения в профессиональной деятельности родительской и педагогической позиций, компенсации воспитанникам, потребности в эмоционально-личностном общении, любви, заботе, внимании и т.д. Наиболее сложна для них родительская позиция. Перевод педагогов детских домов на родительскую позицию, несомненно, потребует специальной работы. Однако в работе педагога дошкольного детского дома разделить эти позиции практически невозможно. Существуя одновременно в разных жизненных ситуациях, приоритетной становится одна или другая позиция.

Педагог, работающий с детьми-сиротами, призван реализовывать целый спектр педагогических (образовательных) задач, которые в условиях детского дома имеют свою специфику. Рассмотрим своеобразие образовательной деятельности педагогов детских домов в соответствии с основными направлениями федеральных государственных требований (ФГТ).

• «Здоровье» и «Физическая культура». Кроме оздоровительной работы, о необходимости выполнения которой мы писали в разделе родительских функций, педагог детского дома призван развивать физические качества детей; обогащать их двигательный опыт; формировать потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании. В условиях детского дома решение этих задач носит специфический характер. Так, приобщая детей к физической культуре, педагогу необходимо самостоятельно адаптировать эти задачи к индивидуальным возможностям воспитанников, имеющих широкий спектр ограничений, связанных с проблемами здоровья.

Важной задачей педагога является формирование у детей культурно-гигиенических навыков и первоначальных представлений о здоровом образе жизни. Ввиду того, что многие из них были лишены нормальных условий жизни на начальных этапах своего развития (жизнь в неблагополучной семье, «на улице») педагог сталкивается с непростой задачей не просто формирования навыков, а переучивания детей. Хотим мы того или нет, идеальным образцом поведения для малыша являются его

родители. А если родители вели асоциальный образ жизни, для ребенка все равно их поведение - эталон, на уровне подсознания. Формировать представления о здоровом образе жизни приходится, ломая прежние установки детей. Сделать это зачастую не просто.

• Безопасность. Очень важный аспект деятельности воспитателя детского дома - формирование основ безопасности. Из-за того, что жизнь протекает в условиях закрытого учреждения, детдомовские дети имеют очень ограниченные представления о правилах безопасности. Они очень доверчивы к незнакомым людям, могут уйти с первым поманившим их взрослым. Они имеют очень поверхностные представления о правилах поведения на дороге в качестве пешехода и пассажира. Часто берут в рот любое яркое растение или лекарство. В связи с этим необходима продуманная целенаправленная работа с детьми в данном направлении, которая очень осложняется отсутствием у воспитанников опыта жизни за пределами закрытого учреждения.

• Социализация. Работа в рамках данной образовательной области требует учета своеобразия социального становления ребенка-сироты и необходимости преодоления социальных барьеров, сформировавшихся в результате раннего столкновения с негативными сторонами жизни. У воспитанников детских домов или вообще отсутствуют представления о том, что такое нормальная семья, позитивные отношения между людьми (особенно у тех, кто прошел через воспитание в доме ребенка), или формируются искаженные представления (у детей, имеющих опыт жизни в неблагополучной семье (алкогольной, наркозависимой и т.д.). Часто негативные примеры поведения окружающих становятся для них образцами для подражания. Поэтому перед педагогом стоит задача не только расширения, но и коррекции искаженных социальных представлений детей, формирования у них социально адекватных практических навыков жизни.

• Коммуникация. Задачи развития коммуникативной сферы ребенка-сироты входят в разряд наиболее сложных для педагогов детских домов и требуют специального внимания. Как мы уже указывали, не зная, что такое быть любимыми, дети-сироты, часто не умеют любить сами. Они, с одной стороны, тянутся к общению, а с другой - не умеют его строить и развивать. Развитие коммуникативных навыков детей, умения строить отношения со взрослыми и детьми, близкими и далекими людьми, младшими и старшими занимают особое место в профессиональной деятельности педагога детского дома, требуют продуманной кропотливой работы совместно с психологом и всем педагогическим коллективом.

• Труд. В условиях детского дома созданы все условия для формирования у воспитанников трудовых умений и навыков. Однако затруднена работа по ознакомлению с разными видами труда взрослых (ввиду закрытости учреждения). Дети умеют трудиться и трудятся, уровень развития их трудовых умений значительно превышает по самостоятельности, по владению трудовыми навыками, по организованности качество трудовой деятельности их сверстников из семьи. Однако они не любят труд, выполняют трудовые задания по указанию взрослых. В процессе трудовой деятельности их привлекает возможность более близкого общения с взрослым, а не удовлетворение от процесса и результатов собственной трудовой деятельности. В условиях детского дома педагоги не уделяют должного внимания развитию у детей навыков умственного труда. В связи со сказанным необходима разработка специальных технологий с учетом данных особенностей.

• Познание. Есть своя специфика и в организации познавательной деятельности детей в условиях детского дома. У подавляющего числа воспитанников наблюдается интеллектуальное отставание, проявляющееся в ограниченности представлений о мире, недоразвитии познавательных интересов, психических познавательных процессов (мышления, памяти, внимания, воображения и т.д.), разных степенях задержки речевого развития и т.д. Педагогу необходимо учитывать эти особенности и умело сочетать разные формы и методы интеллектуального развития, больше внимания уделять индивидуальной работе с детьми.

• Художественно-эстетическое развитие. У воспитанников детских домов прослеживается серьезное отставание в сфере художественно-эстетического развития. У них кроме ограниченности представлений в данной области, наблюдается отставание в развитии творческих способностей. Детдомовские дети - это дети-исполнители. Педагог, работающий с детьми-сиротами, призван обеспечить детям все возможности для творческого развития. Ему необходимо целенаправленно проводить работу по развитию творческих способностей детей, приобщению их к сокровищам мировой культуры и т.д.

• Психологические основы деятельности педагога. Важнейшее место в профессиональной деятельности педагога детского дома принадлежит работе по психологической гармонизации личности ребенка, оказанию помощи в преодолении последствий предыдущего травматического опыта и психологической поддержки развития. Установлено, что «вне семьи развитие ребенка идет по особому пути и у него формируются специфические черты характера, поведения, личности, про которые часто нельзя сказать, хуже они или лучше, чем у обычного ребенка - они просто другие. И более того, есть все основания полагать, что именно психологический фактор является причиной не только психологических, но и соматических отклонений таких детей» [1, с. 13].

К дошкольному возрасту у детей, даже если они отнесены психологами, педагогами, врачами к категории «психическая норма», уже имеется сложившийся комплекс серьезных психологических проблем, таких как проблемы в развитии эмоциональной сферы, повышенный уровень тревожности и агрессивности; проблемы в сфере общения со взрослыми и сверстниками, проблемы в формировании адекватной самооценки. Проблемы психологической дисгармонизации воспитанников детских домов настолько серьезны, что справиться с ними только психолог не в состоянии, тем более, часто в детских домах не хватает высоко профессиональных психологов. Кроме того, даже специальная работа, проведенная психологом детского дома с воспитанником, не будет эффективной, если ребенок, возвращаясь в группу или класс, не получит соответствующей психологической поддержки со стороны педагога. Следовательно, необходима специальная работа педагогов детского дома в данном направлении. Мы считаем, что она должна быть направлена на коррекцию негативных последствий личностного развития детей-сирот, таких как проблемы в развитии эмоциональной сферы, повышенный уровень тревожности и агрессивности, формирование адекватной самооценки и т.д. Это могут быть специальные психологические занятия, психотехнические игры и упражнения, целью которых, в конечном итоге, выступает гармонизация психического состояния детей. Характер выполнения психологической функции педагогом детского дома определяется спецификой психологических проблем воспитанников.

Таким образом, психологические основы деятельности педагога, работающего с детьми-сиротами в условиях детского дома, предполагают с одной стороны всестороннюю помощь и выполнение заданий психолога в плане индивидуальной работы с психологическими проблемами детей, с другой - целенаправленную работу в группе, под контролем психолога, направленную на психологическую гармонизацию личности воспитанников.

• Социально-правовые основы деятельности педагога детского дома. Еще одной важной стороной профессиональной деятельности педагога, работающего с детьми-сиротами, является правовой аспект. В условиях детского дома педагог является связующим звеном между ребенком и окружающим его за стенами детского дома миром. Педагог - представитель государства, связующее звено между воспитанниками и широким социальным миром, в котором в последующем им придется жить. С одной стороны, он призван демонстрировать своим поведением пример соблюдения прав и свобод человека, с другой - перед ним стоит очень ответственная задача формирования основ правовой культуры своих воспитанников. В условиях детского дома данная задача приобретает особую актуальность в связи с тем, что дети, выходящие из стен детского дома, сразу остаются один на один

с миром. У них нет близких взрослых, родителей, которые, имея уже определенный жизненный опыт, могли бы защищать и подстраховывать их в самостоятельной жизни. И в этой ситуации ребенку-сироте особенно важно иметь высокий уровень правовой культуры. Ведь он самостоятельно должен жить в правовом обществе, соблюдая его законы и защищать свои права, если в этом возникнет необходимость. Сегодня в России есть много хороших законов, защищающих права граждан в целом, и права ребенка-сироты в частности. Однако в силу того, что выпускники детских домов не знают, какими правами они обладают, где и как можно отстаивать свои законные права и интересы, и не умеют этого делать, они часто оказываются в роли жертвы.

Следовательно, очень важной профессиональной функцией педагога сиротского учреждения является не только обеспечение соблюдения прав и свобод детей в условиях детского дома, но и формирование основ правовой культуры своих воспитанников. Под правовой культурой мы понимаем наличие у детей представлений об основных правах и обязанностях и механизмах их защиты; формирование стремления жить в рамках правового пространства и практических навыков поведения в соответствии с правовыми нормами. Формирование правовой культуры воспитанников невозможно без высокого уровня развития правовой культуры самого педагога.

Таким образом, резюмируя все сказанное, можно заключить, что в ситуации воспитания ребенка без родителей в условиях детского дома, профессиональная деятельность педагога носит специфический характер, который обусловлен своеобразием социальных ролей, выполняемых им в жизни ребенка-сироты. В обобщенном виде структура деятельности педагога детского дома может быть представлена следующим образом (см. рис.).

Рис. Структура профессиональной деятельности педагога детского дома

Полноценная реализация обозначенных функций педагогом, работающим с детьми-сиротами, возможна только в условиях специальной, целенаправленной подготовки специалистов в вузах и системе повышения квалификации (для работающих педагогов). Необходима разработка теоретических и научно-методических основ данной работы, квалификационных требований к данной категории специалистов и выработки компетенций, ориентированных на специфику работы с детьми-сиротами.

Библиографический список

1. Прихожан А.М. Дети без семьи: (Детский дом: заботы и тревоги общества) / А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых. - М.: Педагогика, 1990.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.