Научная статья на тему 'Какой бывает транспорт'

Какой бывает транспорт Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
243
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК / ЛЕГО-КОНСТРУИРОВАНИЕ / ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Герасимова Светлана Владимировна, Захарова Наталья Вячеславовна

Авторы статьи приводит сценарий интегрированного урока по предмету «окружающий мир» с использованием лего-конструирования. В урок включены элементы здоровьесберегающих технологий. Используются загадки, ролевые элементы (мальчик светофор), кроссворд, лего-конструирование, разминки, работа в группах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Какой бывает транспорт»

ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ

J

Герасимова Светлана Владимировна

руководитель ЦРИ (Леготека) Захарова Наталья Вячеславовна

учитель начальных классов ГБОУ Школа №64 г. Москва

V.

КАКОЙ БЫВАЕТ ТРАНСПОРТ

Л

г

Аннотация. Авторы статьи приводит сценарий интегрированного урока по предмету «окружающий мир» с использованием лего-конструирования. В урок включены элементы здоровьесберегающих технологий. Используются загадки, ролевые элементы (мальчик - светофор), кроссворд, лего-конструирование, разминки, работа в группах.

Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, интегрированный урок, лего-конструирование, окружающий мир.

Творчески подходя к реализации требований федеральных государственных стандартов, урок по предмету «окружающий мир» можно построить интересно, насыщенно, с элементами здоровьесберегающих технологий, если стимулировать активность детей на уроках, в частности, с помощью конструктора ЛЕГО [1,2].

Тема: «Какой бывает транспорт?» (интегрированный урок)

Цели:

Образования:

• познакомить с видами транспорта;

• формировать умение классифицировать виды транспорта;

• закрепить ранее полученные знания о правилах дорожного движения;

• дать сведения из истории светофора;

• формировать умение читать текст.

Развития:

• развивать логическое мышление, память, речь, наблюдательность, внимание, познавательный интерес;

• укреплять здоровье детей, применяя здоровьесберегающие технологии.

Воспитания:

• воспитывать культуру поведения на улицах и дорогах города;

• воспитывать коммуникабельность и интерес к окружающему миру;

• воспитывать самостоятельность.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Мы желаем Вам сегодня добра.

Вы желаете нам сегодня добра.

Если Вам будет трудно, мы поможем.

Улыбнулись друг другу.

(а также улыбнулись и поздоровались с гостями, которые присутствуют у нас на уроке).

2. «Зарядка для ума». Отгадайте загадки.

1) Что за чудо синий дом,

Окна светлые кругом,

Носит обувь из резины,

А питается бензином. (автобус)

2) Что за птица:

Песен не поёт,

Гчезда не вьёт,

Людей и груз везёт? (самолёт)

3) Спозаранку за окошком Стук и звон и кутерьма По прямым стальным дорожкам Ходят красные дома? (трамвай)

4) Я в любое время года И в любую непогоду Очень быстро в час любой Провезу вас под землей? (метро)

- Каким, словом можно объединить эти отгадки?

- Кто назовёт тему урока?

(Учитель на доске помещает табличку «ТРАНСПОРТ»)

- Для чего служит транспорт?

3. Новая тема.

- На какие группы можно разделить транспорт? ТРАНСПОРТ

(Учитель на доске помещает таблички видов транспорта)

Наземный - водный - воздушный - подземный Пассажирский - грузовой - специальный

4. Осмысление содержания.

- работа в группах.

- чтение по учебнику стр. 22 (1 абзац)

- смотри схемы в учебнике на стр. 22.

- сравните схемы в учебнике и на доске.

- что бы вы дополнили?

- какой еще бывает транспорт?

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2014

77

ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ

- специальный транспорт. Что это значит? чтение стр. 23 (1 абзац)

- группа учащихся выкладывает на плато номера телефонов экстренной службы.

- А ещё бывает личный и общественный транспорт. Объяснить.

- Назвать специальные машины.

- Какие номера телефонов набирают, чтобы их вызвать?

(01 - пожарная, 02 - полиция, 03 - скорая помощь, 04 - МЧС, газ) - учащиеся демонстрируют работы.

5. Загадка.

Не пчела, не шмель,

А жужжит.

Неподвижно крыло,

А летит. (самолёт)

6. Ф/минутка - проводит руководитель ЦРИ (Лего-тека)

Руки в стороны - в полёт Отправляем самолёт.

Правое крыло вперёд,

Левое крыло вперёд.

Раз, два, три, четыре Полетел наш самолёт

Самолет совершил удачную посадку в сказочном королевстве принца «Легошки».

7. Работа в группах с конструктором «Лего».

(по предложенным детям схемам, в соответствии с заданиями, собираются модели)

1 группа - пассажирский транспорт

2 группа - грузовой транспорт

3 группа - специальный транспорт

4 группа - воздушный транспорт

5 группа - водный транспорт

6 группа - вызов спец. транспорта (его номера) Демонстрация моделей сборки с определением

вида транспорта

8. Работа в тетрадях. (стр. 42-43)

- наземный - зеленый цвет

- водный - синий цвет

- воздушный - красный цвет

- подземный - коричневый цвет

- отметьте буквами:

П - пассажирский транспорт Г - грузовой транспорт С - специальный транспорт

9. Ф/минутка (зрительная) - проводит учитель На самолёте мы летали (делали отдых)

А сейчас отдохнём в поезде.

Отправляемся в путь Учитель: Паровоз гудит:

Ду- ду- ду! Я иду, иду, иду!

Я вагончики везу.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Чу - чу - чу! Чу - чу - чу!

Далеко их укачу!

(дети представляют пейзаж за окном и называют предметы ассоциативно цветовым фигурам, представленным на доске: красный - КВАДРАТ, зеленый- ТРЕУГОЛЬНИК, синий - КРУГ, желтый - ПРЯМОУГОЛЬНИК)

10. Продолжение:

Сегодня у нас необычный урок и необычный гость. А кто это, узнаете из загадки.

Он имеет по три глаза По три с каждой стороны И хотя ещё ни разу Не смотрел он всеми сразу -Все глаза ему нужны.

Он стоит тут с давних пор И на всех глядит в упор.

Что же это? (светофор)

Ф/минутка для глаз: (Появляется мальчик - светофорчик) с разноцветными кругами: желтым, красным, зелёным и показывает их детям.

- А теперь, ребята, кто может по порядку указать правильно мои цвета у себя на платочке (красный, желтый, зеленый).

- А сейчас, покажите, правильно ли вы сделали? Давайте проверим мое задание.

(на доске мальчик выкладывает цвета по порядку и ему одевается шапочка - светофор).

11. Далее мальчик - светофорчик рассказывает о себе.

Я появился на улице в Англии более 130 лет назад. Сначала я имел всего два цвета: красный и зелёный. А менял мои цвета человек, который для этого специально стоял рядом. Это обычно очень неудобно мне. Спустя 50 лет на мне появился и желтый цвет.

- Ребята, а кто знает, почему меня так назвали? (светофор - греческое слово, состоящее из двух

частей: Свет и Форос -носитель, несущий) светофор - носитель света, или несущий свет

- Ребята, а вы знаете, что обозначает каждый мой цвет? Это мои братья родные.

12. Выступление детей.

1- й ученик. Красный свет нам говорит «Стой! Опасно! Пусть закрыт!»

2- й ученик: Жёлтый свет - предупреждение:

«Жди сигнала для движенья».

3- й ученик: Зеленый свет открыл дорогу: «Переходить ребята могут».

Все вместе: « Советы наши выполняй. И в беду не попадай!»

12. Беседа учителя.

Красный свет - сигнал тревоги, опасности.

- красная лампочка горит, если ремонт дороги;

- красные фонари горят позади каждой машины, когда она тормозит;

- на железнодорожном переезде сигналит красный огонёк;

- пожарная машина красного цвета;

- маяк посылает в море красный луч.

Красный цвет - самый заметный, издалека виден, его не спутаешь ни с каким другим.

13. Говорит светофор - мальчик.

- Устали, наверное, в дороге? Давайте отдохнем. На красный свет все хлопают,

На желтый - стоят молча,

На зеленый - бегут на месте.

78

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2014

ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ

Тем, кто ошибся, я говорю:

«Есть сигналы светофора!

Подчиняйся им без спора!»

(Все дети садятся на места)

14. Руководитель ЦРИ «Леготека» проводит развивающую игру - путешествие.

- Водители и пешеходы всегда должны соблюдать правила дорожного движения, быть грамотными и внимательными на улицах города. Сейчас мы с вами поиграем, проверим ваше внимание, память, как

вы умеете ориентироваться. \1

Команда делится на две части: водители и штурманы. Водители совершают движение по квадратам Лего - плато, а штурманы рисуют алгоритм движения по соответствующему полю на планшетке. Движения выполняются в соответствии с командами учителя.

В итоге водители и штурманы должны оказаться на едином цветовом поле (результаты сверяются).

- Добрались до финиша. Молодцы!

15. Итог урока.

16. Домашнее задание. Отгадать кроссворд (по теме урока). Запись в дневниках.

17. Релакс-пауза (художественное творчество).

Что понравилось и запомнилось на уроке?

18. Заключение.

Что ж настал момент прощанья Будет краткой наша речь.

Говорим мы: «До свидания!»

До счастливых новых встреч!

Вспомогательный материал к уроку

1. Модели транспорта из Легоконструктора:

2. Планшет к игре «Легопутешествие»

Алгоритм движения:

Положить перед собой плато и планшет так, чтобы первый ближайший к вам ряд состоял из прямоуголь-никовследующихцветов:белый,желтый, зеленый. Старт: белая клетка - левый нижний угол Выполняем алгоритм движения по моим командам: 2клеткивправо

1 клетка вверх 1 клетка влево 1 клетка вверх

1 клетка вправо

2 клетки вниз 2 клетки влево

Финиш: белая клетка - стартовая 3. Кроссворд (домашнее задание)

1) Спозаранку за окошком Стук и звон, и кутерьма.

По прямым стальным дорожкам.

Ходят красные дома.

2) Словно рубанок землю строгаю,

Делать дороги я помогаю,

Где новостройки - всюду вниманье,

Славной машине С трудным названьем.

3) Плывёт белый гусь -Брюхо деревянное,

Крыло полотняное.

4) Для этого камня еда -Бензин, масло и вода.

На лугу он не пасётся,

По дороге он несётся.

5) Что за чудо - синий дом,

Окна светлые кругом,

Носит обувь из резины, а питается бензином.

6) Я зашёл в зелёный дом,

Больше суток пробыл в нём, оказался этот дом В дальнем городе другом.

7) Летит птица - небылица А внутри народ сидит,

Меж собою говорит.

8) Я в любое время года И в любую непогоду,

Очень быстро в час любой Провезу вас под землёй.

9) Несётся и стреляет,

Ворчит скороговоркой.

Трамваю не угнаться За этой тараторкой.

Литература

Надеева М. С. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе // Эксперимент и инновации в школе. 2012. № 1. С.14-18.

Тормахова Н. В. Лего-конструирование - предметно игровая среда развития и обучения ребенка // Эксперимент и инновации в школе. 2012. № 5. С.26-28.

1

3

4

5

6

7

8

9

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2

Муниципал ьное образование: инновации и эксперимент №4, 2014

79

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.