Формирование орфографической зоркости младших школьников.
(Из опыта работы) Родина Л.В.
Родина Лариса Викторовна /Rodina Larisa Viktorovna - учитель начальных классов, МОУ- СОШ№ 4, г. Маркс, Саратовская область
Аннотация: эта тема актуальна, так как наблюдается катастрофическое снижение грамотности среди молодёжи. И, особенно обидно, что многие при этом имеют Дипломы о Высшем образовании. Формировать грамотное письмо нужно в начальной школе. А какие приёмы я использую, расскажу в этой статье.
Abstract: this topic is relevant because the catastrophic decline of literacy among the youth. And especially sad that many at the same time have a higher education diploma. Form letter you need competent in elementary school. And what techniques I use to tell in this article.
Ключевые слова: развитие памяти, внимания, занимательность, интерес к родному языку, стихи, скороговорки, загадки. Keyword: memory, attention, entertaining, interest in the native language, poetry, tongue twisters, riddles.
Самый главный вопрос, который волнует всех учителей - это грамотность наших детей. В век современных технологий, компьютеризации, мы уже можем не задумываться о том, как написать то или иное слово, предложение. Умные машины, вооружённые специально разработанными программами, укажут на ошибки, подчеркнут неудавшееся предложение и выделят неправильно написанное слово. Последнее время особенно часто наблюдаешь наличие орфографических ошибок в социальных сетях и, как это ни печально, даже в печатных изданиях и на телевидении.
Хочу поделиться своим опытом по вопросу формирования орфографической зоркости и развития внимания к слову.
Одна из главных трудностей в обучении - это невнимание детей. Как научить детей быть внимательными на уроке? Как научить грамотному письму? Как научить видеть в словах орфограммы?
Конечно, мы используем на уроках различные виды упражнений и заданий.
Но я хочу особо остановиться на таком виде упражнений, как письмо по памяти.
Использую это задание почти на каждом уроке. На своём опыте поняла, что нет важнее для формирования грамотного письма, как развитие памяти и внимания ребёнка.
В качестве текстов для письма по памяти использую отрывки из стихов детских поэтов, русских поэтов XIX и XX веков, загадки в стихотворной форме, скороговорки, чистоговорки. Такие тексты вносят в урок элемент занимательности, игры, разнообразия, вызывают интерес к родному языку, расширяют кругозор детей, обогащают словарный запас и формируют интерес к чтению. Такие задания учат детей быть внимательными к своей деятельности, к поставленной задаче.
Работа строится следующим образом:
На доске каллиграфическим почерком записывается текст или текст выводится на экран. Например:
Шуршат осенние кусты.
Шуршат на дереве листы.
При этом буквы не пропускаются, орфограммы не выделяются.
Ребята читают текст и отвечают на вопросы:
- Сколько в данном тексте предложений?
- О чём говорится в первом предложении? Во втором?
Обращаю внимание на то, какие слова использует автор, чтобы передать окраску стихотворения, чтобы дети эмоционально почувствовали текст.
- С помощью, каких слов автор передаёт шум, шелест осенних листьев?
- Почему листья и деревья шуршат?
Дети дают различные варианты ответов:
- Кусты шуршат, потому что их качает ветер.
- Листья шуршат, потому что опадают. Они шепчутся о прошедшем лете и т.д.
Такая работа детям интересна, не требует нервного напряжения. А если работа интересна, то она и продуктивна. Так, ребята незаметно включаются в активную мыслительную деятельность. У них появляется желание узнать что-то новое, рассмотреть задание более глубоко и разносторонне.
Затем переходим к поиску орфограмм, правописание которых необходимо объяснить, чтобы во время записи текста по памяти не допустить ошибок. Напомню, что текст написан без пропусков букв, т.е. нет указания на определённое опасное место в слове. Ведь в таком случае, ребята увидят отмеченные пропусками орфограммы, а остальное останется незамеченным. А ведь мы должны научить детей видеть орфограммы в словах такая работа носит проблемный характер, требует от ученика поиска, отбора и использования нужных знаний, приёмов и правил. «Радость поиска, гордость открытия, азарт соревнования за лучшее и более быстрое решение задания служат опорой для детского внимания».
Ученики сами и с помощью моих вопросов анализируют слова и обнаруживают орфограммы, объясняют их и выделяют на доске.
Шуршат осенние кусты.
Шуршат на дереве листы.
Стараюсь, чтобы дети обращали внимание даже на те орфограммы, с правописанием которых ещё только предстоит познакомиться.
Разнообразие орфограмм в тексте позволяет повторить несколько правил правописания.
Начинаю эту работу уже в первом классе, с апреля, мая. Сначала это небольшие двустишия, скороговорки, пословицы или небольшие загадки. Важно на начальном этапе не торопиться и не бояться потратить много времени на эту работу. На одном уроке мы с детьми анализируем текст, а затем списываем его с доски. На следующем уроке этот же текст читаем, анализируем и записываем по памяти. Постепенно ребята втягиваются. Постепенно задания усложняются.
Объясню, почему стараюсь не пропускать буквы на месте орфограмм. Так, во втором классе в учебнике «Русский язык» по ОС «Школа 2100» в упражнении 232 на странице 134 - задание: письмо по памяти. Текст в учебнике выглядит таким образом:
В л..су ст..ит тесовый дом,
А в нём ж..вёт в..сёлый гном.
Дети в первую очередь обращают внимание на слова с пропущенными орфограммами и объясняют их написание. И я очень рада, когда мои ученики называют слово «тесовый». Ребята увидели в слове безударную гласную. Возникает вопрос: что значит «тесовый»? здесь можно воспользоваться словарями и выяснить значение слова и тем самым найти проверочное слово «тёс» - доски, гладко обтёсанные. А дом из таких досок назвали тесовый. Не обошли вниманием и предлоги, и союзы, и постановку запятой.
В третьем и четвёртом классах записываем четверостишия, при этом не всегда использую предварительное знакомство с текстом в виде списывания.
Как найти место на уроке данному виду упражнений? Я использую эту работу на следующих этапах:
- Этап актуализации знаний;
- Этап открытия новых знаний;
- На этапе закрепления и отработки знаний.
Также в письмо по памяти включаю дополнительные задания, которые помогают не только отрабатывать и закреплять умения и навыки, но и плавно переходить к следующему этапу урока.
Надо отметить, что все дети справляются с этой работой по-разному. Одни запоминают точнее, быстрее, другие - нет. В таких ситуациях прошу детей не огорчаться и следить за своими успехами. А именно: «Если с каждым разом вы запоминаете больше - это уже успех. Если вы что-то забыли и не успели запомнить, то во время проверки, у вас есть возможность дописать, что-то исправить и проверить себя».
После записи и проверки можно предложить дополнительные задания, учитывая тему урока и цели, поставленные на данном этапе урока. Например:
Определить вид предложения;
Выделить грамматическую основу предложения;
Определить части речи;
Разобрать указанные слова по составу; произвести звуко-буквенный анализ слова; Подобрать однокоренные слова к выделенному слову; И т.д.
Работая по данной теме много лет, я собрала материал по различным орфограммам и предлагаю его в Приложении. В заключение хочу отметить, что письмо по памяти помогает формировать прочные орфографические навыки. Использование интересных, занимательных текстов обогащает речь младших школьников, расширяет кругозор, повышает интерес к работе над словом, предложением. В процессе работы над текстами проводится пропедевтическая работа над орфограммами, которые будут изучаться позднее.
Приложение. Скороговорки.
Бублик, баранку, батон и буханку Пекарь из теста испёк спозаранку.
Воробей взлетел повыше, Видно всё с высокой крыши.
На пяти проводах Отдыхает стая птах.
Работящие зверьки Строят дом среди реки.
Белый столб стоит на крыше И растет всё выше, выше.
(Дым).
В небе очень высоко Россыпь звёзд как молоко.
На окошке крошку-мошку Ловко ловит лапкой кошка.
В реке большая драка: Поссорились два рака.
Котик ниток клубок Укатил в уголок.
Розы росли после росы.
Пустили щуку в речку, Пирог спустили в печку.
Ученица - озорница Получила единицу.
Мышки сушек насушили, Мышки кошек пригласили.
Щипцы и клещи - вот наши вещи.
Мяч летает полосатый, В мяч играют медвежата.
Хорёк ходил на ёлку к волку, Унёс хлопушку втихомолку.
Царь и царица во дворце Отдыхают на крыльце.
Зачерпнём воды ковшом. Суп съедим, чайку попьём.
Бобёр в лесу затеял бал. Бобёр на бал гостей позвал.
Кто зимой холодной Бродит в лесу злой и голодный.
(Волк).
Зелёная берёза стоит в лесу. Зоя под берёзой поймала стрекозу.
Михаил играл в футбол И забил в ворота гол.
Дятел лечит древний дуб, Добрый дятел дубу люб.
Все бобры добры для своих бобрят.
Белка очень весела, Белый гриб она нашла!
Загадки.
Летом в огороде - свежие, зелёные. А зимою в бочке - жёлтые, солёные. (Огурцы).
Льётся речка - мы лежим, Лёд на речке мы бежим.
(Коньки).
Из края города в другой Ходит домик под дугой.
(Трамвай).
Он круглый и красный, Как глаз светофора. Среди овощей Нет сочней .. .(Помидора).
Летом бродит без дороги Между сосен и берёз, А зимой он спит в берлоге, От мороза прячет нос.
(Медведь).
Тихо-тихо снег идёт, Белый снег мохнатый. Мы расчистим снег и лёд Во дворе .(Лопатой).
Деревянная дорога, Вверх идёт она отлого, Что ни шаг, то овраг. (Лестница).
Красный нос в землю врос. (Морковь).
Осень в сад к нам пришла, Красный факел зажгла. (Рябина).
Круглое, румяное, Я расту на ветке. Любят меня взрослые И маленькие детки. (Яблоко).
У реки над лесом флаги.
Это летний детский ... (Лагерь).
Уютный дом себе нашли Все мои карандаши. (Пенал).
Через поле и лесок Подаётся голосок. Он бежит по проводам-Скажешь здесь, а слышно там. (Телефон).
Не летает, не жужжит -Жук по улице бежит, И горят в глазах жука Два блестящих огонька. (Автомобиль).
Любит рыбу, любит мёд, Из деревьев дуги гнёт. (Медведь).
Зима в подарок нам даёт Румяные деньки. Скорей на снег, на скользкий лёд, На лыжи и .(Коньки).
Плотник острым долотом Строит дом с одним окном. (Дятел).
Правописание личных окончаний глаголов:
Хоть он совсем не хрупкий, А спрятался в скорлупку. Заглянешь в серединку -Увидишь сердцевинку.
( Орех).
Его из леса ветер гонит, И, как на крыльях он летит. И сам он в речке не утонет, И в ней воды не замутит.
(Листок).
Гуляет без тела, Говорит без языка; Никто не видит, Но всякий слышит.
(Эхо).
Мышь в углу прогрызла норку, Тащит в норку хлеба корку. Но не лезет корка в норку, Велика для норки корка.
Живет спокойно, не спешит, На всякий случай носит щит. Под ним, не зная страха, Гуляет черепаха.
Кот поёт, глаза прищуря, Мальчик дремлет на ковре, На дворе играет буря, Ветер свищет на дворе.
(А.Фет)
Туча небо кроет, Солнце не блестит. Ветер в поле воет, Дождик моросит.
(А.Плещеев)
Вянет и желтеет Травка на лугах. Только зеленеет Озимь на полях.
(А.Плещеев)
Над цветком порхает, пляшет, Веерком узорным машет.
(Бабочка). Ночью в небесах гуляет, Нашу землю освещает.
(Луна).
Не летает, не жужжит, Жук по улице бежит. И горят в глазах жука Два блестящих уголька.
(Автомобиль).
Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением:
Воробья врачи спасли, В вертолёт его внесли. Вертолёт вертел винтами, Волновал траву с цветами.
Кто на ветке шишки грыз? И бросал объедки вниз?
(Белка). Запорошила окошки, Разукрасила окошки, Радость детям подарила И на санках прокатила.
(Зима). Много бед таят леса, Волк, медведь там и лиса!
Серый волк в густом лесу Встретил рыжую лису.
Шла лисица вдоль тропинки И несла грибы в корзинке.
Вошла зима - портниха В лесную чащу тихо. Пушистые и белые, Зима наряды сделала.
Лисичка - сестричка сидит под кустом. Лисичка - сестричка машет хвостом. А бедный зайчишка глядит из куста. У зайчика нету такого хвоста.
Белые шапки - надели дома. Холодно им - наступила зима.
В маленьком оконце - голубое солнце. У оконца я сижу, на весь мир в него гляжу.
Правописание безударных окончаний прилагательных и существительных:
Любит зебра на лужайке В полосатой бегать майке. Зебра даже за конфетку Не наденет майку в клетку.
Маленькое солнце На моей ладошке -Белая ромашка На зелёной ножке.
После утренней зарядки Мы работали на грядке -И посадки все в порядке.
(Е.Благинина).
Меня найдёшь на дереве, На клумбе и на грядке, В журнале и в альбоме, И в книге, и в тетрадке.
(Лист). Летом бродит без дороги Между сосен и берёз, А зимой он спит в берлоге, От мороза прячет нос.
(Медведь).
Правописание парных согласных на конце слов и в середине:
Гриб стоит среди дорожки -Голова на тонкой ножке.
Оля искала булавку, А булавка упала под лавку. Под лавку залезть было лень. Искала булавку весь день.
Заставил плакать всех вокруг, Хоть он и не драчун, а лук.
Иголка и нитка - большие дружки. Смотри, получились какие стежки.
Облепили лампу мошки, Греют маленькие ножки. Осторожно, мошки! Обожжёте, ножки!
Рыбки плавали, ныряли, В прятки весело играли.
Аист азбуку учил И пятёрку получил. И сегодня без подсказки Сам себе читает сказки.
У вратаря большой улов: Влетело в сетку пять голов.
Весна готовит свой парад -Весь мир весне весёлой рад.
Быть должны всегда в порядке Твои школьные тетрадки.
Я из крошки-бочки вылез, Корешки пустил и вырос.
(Колосок).
Под водой живёт народ, Ходит задом наперёд.
(Раки). Вот иголки и булавки Выползают из-под лавки. На меня они глядят, Молока они хотят.
(Ёжик).
Правописание наречий:
Рвать цветы легко и просто Детям маленького роста. Но тому, кто так высок, Нелегко сорвать цветок.
(Жираф).
Друг за дружкой, чередой Мирно ходят брат с сестрой. Братец будит весь народ,
А сестра наоборот, -Спать немедленно зовет.
(День и ночь).
В школе тихо и светло В этот ранний час. Сквозь оконное стекло Ветви смотрят в класс.
Над полями сказка кружит, Дремлет сонный лес... Хорошо тому, кто дружит С тысячей чудес!
Правописание безударных окончаний прилагательных:
С гнёзд замахали крикливые цапли, С листьев скатились последние капли.
На поляне лесной Под могучей сосной Старый старичок, На нем бурый колпачок.
(Гриб).
Весенний воздух свеж и чист. Вот зеленеет первый лист. Видна в проталинах земля, Вокруг ручьи бегут, звеня.
Ярко светит зорька В небе голубом. Тихо всходит солнце Над большим селом.
(И.Суриков). Летит пушистая Снежинка смелая, Какая чистая, Какая белая.
(К.Бальмонт). По узкой тропинке Гусиным шажком Гусиное войско Шагает гуськом.
Литература
1. Волина В.В. Занимательное азбуковедение, М.: Просвещение, 1997. 368 с.
2. КарпенкоМ.Т. Сборник загадок, М.: Просвещение, 1988. 80 с.
3. ЛюблинскаяА.А. Учителю о психологии младшего школьника, М.: Просвещение, ,1977. 224 с.
4. Сборники стихов русских и советских поэтов.