Чугунова Р. Р. Патриотическое воспитание на уроках русского языка // Концепт. - 2014. - № 01 (январь). - ART 14020. - 0,3 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2014/14020.htm. - Гос. per. Эл N° ФС 77-
научно-ллетодический электронный журнал 49965 ISSN 2304-120Х.
ART 14020 УДК 372.881.161.1:37.035.6 Чугунова Римма Рестамовна,
учитель начальных классов МБОУ средняя школа № 3, г.Тольятти [email protected]
Аннотация. В статье говорится о патриотическом воспитании на уроках русского языка в начальных классах. Проведенный в качестве примера урок относится к разделу «Части слова. Корень» курса «Русский язык». По типу - это урок изучения нового материала по теме «Определение корня. Наблюдение над однокоренными словами». Урок построен в соответствии с ФГОС с использованием информационно-коммуникативных технологий. На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание урока включены элементы обучения школьников универсальным учебным действиям.
Ключевые слова: корень слова, исследование, символы, Россия, конституция. Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Первостепенной задачей современной системы образования является духовнонравственное развитие и воспитание учащихся. Патриотизм, как базовая национальная ценность, раскрывается в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России через систему представлений - любовь к Родине, к своему народу, служение Отечеству. Результат образовательной деятельности отражается в портрете выпускника начальной школы: способный организовать свою деятельность, умеющий добывать информацию; любознательный, активно познающий мир; любящий свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение [1].
Уроки русского языка дают возможность создать необходимые условия для воспитания чувства любви к родному языку, осмысления нравственных ценностей. Воспитание через отдельную дисциплину возможно при определенной системе работы. Так через содержание основного учебного материала возможно передать опыт человечества, образцы духовности, гуманизма, творческого мышления [2].
Приведем в качестве примера урок русского языка во 2-ом классе по теме «Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова».
1. Решение дидактической задачи: подготовка учащихся к работе на уроке.
Учитель настраивает учащихся на продуктивную работу. Учащиеся записывают в тетрадях число и слова «Классная работа».
- Какое сегодня число? А какой государственный праздник приближается? Правильно. День Конституции,^ декабря. Что такое Конституция? Основной закон страны (показать Конституцию). Сегодня на уроке русского языка мы с вами будем говорить о нашей стране. Послушайте статью из Конституции: «Статья 68. Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык».
- Значит, для чего нам нужен урок русского языка? Это язык нашей страны. И мы должны его знать. Правильно говорить и правильно писать.
2. Моделирование урока.
- Сегодня у нас урок - исследование. Научиться исследовать - значит самостоятельно узнавать новое. Я вам буду помогать. В течение урока вы будете сами оценивать свою работу на маршрутных листах (учащиеся получают маршрутные листы, на экране слайд с маршрутным листом). На каждом этапе урока отмечен квадрат. Его цвет зависит от вашего настроя. Красный - отлично, сомневаюсь -желтый, не получается - синий.
Патриотическое воспитание на уроках русского языка
f\j ■Л f\j
http://e-koncept.ru/2014/14020.htm
КОНТ ТШТ
Чугунова Р. Р. Патриотическое воспитание на уроках русского языка // Концепт. - 2014. - № 01 (январь). - ART 14020. - 0,3 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2014/14020.htm. - Гос. per. Эл N° ФС 7749965. - ISSN 2304-120Х.
научно-методический электронный журнал ART 14020 УДК 372.881.161.1:37.035.6
3. Выявление настроя учащихся (отмечаем на маршрутных листах).
- Есть у кого-нибудь синий квадрат, а желтый? Отлично, я рада, что у вас хороший настрой на урок. Думаю, у вас все получится.
4. Актуализация опорных знаний и умений.
Минутка чистописания (этот этап нужен для того, чтобы не только учиться красиво писать, а еще и повторить то, что знаем и исследовать новое).
- Вам даны слова. Прочитайте их. Кто такие россияне? - Жители России. - Какое слово может быть лишним? - Российский. - Почему? - Слово-признак. Отвечает на вопрос какой? - Что сложного может быть в написании этих слов? - Безударная гласная «о», удвоенная согласная «сс». - Какое соединение? Прописываем «о сс о сс» - что общего в этих словах? - Они однокоренные. Они похожи. -В жизни кто на кого похож? Ты вот на кого Даша похожа? На маму? Она тебе кто? - Родственница. -Вот и эти слова похожи, как родственники.
Сегодня в центре нашего урока будут однокоренные слова. Тема урока «Определение корня. Наблюдение над однокоренными словами». А что такое корень слова? - Слово «корень» многозначное: часть растения; часть зуба, волоса; часть слова. - Что общего в значении этого слова? - Это важная, главная часть чего-либо.
Послушайте сказку и скажите, какому корню будет посвящен сегодняшний урок (демонстрация звукового слайда). - Будем говорить о корне слова. - Что вырастает из корня слова? - Новые слова. -Как они называются? - Однокоренными.
5. Задание для закрепления (фронтально).
- А вы умеете выращивать слова? Поиграем в садовника. Я назову корень, а вы слово вырастите: яблоко - яблочный, вишня - вишневый, груша - грушевый. Давайте попробуем разобраться, для чего нам нужно уметь подбирать однокоренные слова.
Учитель организует беседу по слайду.
- Какое задание нужно выполнить? - Вставить пропущенную букву в слово. - Какую букву? Почему? Что нужно сделать, чтобы правильно написать это слово? Какое это слово? Как называются слова «трава» и «травка»? - Они являются однокоренными.
Сделайте вывод, для чего необходимо уметь подбирать однокоренные слова? Умение подбирать однокоренные слова помогает нам грамотно писать, например, безударную гласную в корне. Запишите в тетрадях грамотно это предложение.
Оцениваем себя. Отмечаем на маршрутных листах. Второй квадратик. Есть у нас те, кто отлично помнит, что мы раньше изучали? Молодцы.
6. Актуализация новых знаний.
Постановка проблемы и формулирование цели урока.
- Теперь, когда вы поняли, что уметь подбирать однокоренные слова необходимо, скажите, что будем делать на уроке? - Наблюдать за однокоренными словами, учиться их подбирать. - Но сначала нужно узнать все про корень слова.
Итак, перед нами следующие проблемные вопросы: «Что такое корень слова?», «Как его находить?», «Как его выделять (значок)?», «Какова его роль в слове?», «Как пишутся корни?», «Для чего нужно находить корень?».
Открытие.
На доске слова: береза, березонька, березовый.
- Какая часть является общей? Как называется эта часть? Графически будем выделять корень особым значком - дугой.
Учитель закрывает корень.
- Что случилось? Слово потеряло смысл. Потому корень - главная часть слова.
Понаблюдали? На какие вопросы вы сейчас можете ответить? Почему именно слово «береза»?
Как оно связано с Россией? Запишите эти слова. Выделите корень.
(Можно домой накануне задать исследовательскую работу со словом «береза» по следующему плану. Значение. Звукобуквенный состав. Состав слова. Побор однокоренных слов. Пословица, поговорка, загадка со словом «береза»).
Наблюдение над словами.
- Посмотрите на слова, которые записаны на доске: вода, водный, водитель. Давайте вместе выделим корни в этих словах. Попробуем определить однокоренные они или нет? Почему? Вывод: у слов может быть одинаковый корень, но если они различаются по смыслу и значению - это не однокоренные слова.
Создание алгоритма.
- Итак, как же находить корень?
1 шаг. Подбери родственные (однокоренные) слова.
IVI 2
http://e-koncept.ru/2014/14020.htm
Чугунова Р. Р. Патриотическое воспитание на уроках русского языка // Концепт. - 2014. - № 01 (январь). - ART 14020. - 0,3 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2014/14020.htm. - Гос. per. Эл N° ФС 77-
научно-ллетодический электронный журнал 49965- ISSN 2304-120Х.
ART 14020 УДК 372.881.161.1:37.035.6
2 шаг. Выдели общую часть-корень.
Продолжаем наблюдение. Мы будем упражняться в подборе однокоренных слов.
7. Актуализация первичной проверки понимания.
Работа в парах по алгоритму (листочки со словами по рядам): море, озеро, морской; лиса, лисонька, медведь; река, речка, Волга.
- Выделите корни в однокоренных словах. Какие слова у вас остались? Почему? Как слова Волга, озеро и медведь могут быть связаны с темой России? Что интересного в звукобуквенном составе слова медведь? в написании слова Волга?
Работа с текстом.
- Запишем под диктовку предложения: «В нашей стране много старинных городов. Приятно гулять по красивым городским улицам». Как называют группу слов, связанных по смыслу? - Предложения. - А несколько предложений, связанных по смыслу - текст.
Пригласить одного ученика к доске.
- Найдите однокоренные слова. Выделите корень. Какие города России вы знаете? А какой наш главный город? Отмечаем в маршрутном листе.
8. Самостоятельная работа с разноуровневыми заданиями.
- Выберите каждый для себя одно задание, то, которое вам по силам, и выполните его. После выполнения проведите проверку. И самооценивание. Кружком полным - если все верно, полупустым -если две-три ошибки, пустым - если более трех ошибок. Отметьте на маршрутном листе.
Все три задания учащиеся могут проверить и по образцу.
- Поднимите руки у кого полные кружки. Молодцы! Вы справились с заданием.
9. Подведение итогов.
- Что нового вы узнали? Какие же слова называют однокоренными? Прочитаем ситуацию: «Саше очень понравилось стихотворение, которое он прочитал в книге друга. Вот он и просит товарища:
- Дай мне, пожалуйста, книгу, я спишу стихотворение.
Сережа отвечает:
- Хорошо, ты только спеши!
Саша говорит с удивлением:
- Хорошо, хорошо, спишу. Чудак! Я для того и беру, чтобы списать...».
Почему два мальчика не поняли друг друга? А знаете, какой стих Саша хотел списать. Я думаю, вам оно тоже понравится (В. Степанов, «Что мы Родиной зовем»).
Ссылки на источники
1. Багашев А. Духовно-нравственное воспитание молодежи // Воспитание школьников. - 2008. - № 9. -С. 10-13.
2. Ахметжанова Г. В. Педагогическая функция - основа профессиональной педагогической деятельности // Наука - производству. - 2005. - № 8. - С.42-43.
primary school teacher, School № 3, Tolyatti [email protected]
Patriotic upbringing at the Russian language lessons
Abstract. The author gives the methodological program of patriotic upbringing at the lessons of the Russian language, which is made according to psychological and peda- 9 7 7 2 з 0 4 120142 gogic features of pupils and is based on the Federal State Educational Standard.
Key words: root of a word, research, symbols, Russia, constitution.
References: 1-2 - Russian Sources.
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Rimma Chugunova,
ISSN 2304-120Х
977230412014201
http://e-koncept.ru/2014/14020.htm