Научная статья на тему 'КАКОВО БУДУЩЕЕ РОССИЙСКО-ЧЕШСКИХ ОТНОШЕНИЙ?'

КАКОВО БУДУЩЕЕ РОССИЙСКО-ЧЕШСКИХ ОТНОШЕНИЙ? Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
135
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / ЧЕШСКАЯ РЕСПУБЛИКА / ОТНОШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Щербакова Юлия

Современное состояние российско-чешских отношений характеризуется в статье как «продолжающийся и глубокий кризис». Отмечается отсутствие единства мнений в чешском обществе и среди политической элиты относительно российской агрессивной политики. Выявляется антироссийская риторика во внешнеполитических документах чешского правительства, которое в настоящее время не способно урегулировать отношения между Россией и Чехией. Предполагается, что будущее российско-чешских отношений зависит от парламентских выборов в Чехии (ноябрь 2021 г.), по результатам которых будет сформировано новое правительство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КАКОВО БУДУЩЕЕ РОССИЙСКО-ЧЕШСКИХ ОТНОШЕНИЙ?»

КАКОВО БУДУЩЕЕ

РОССИЙСКО-ЧЕШСКИХ ОТНОШЕНИЙ?

Юлия Щербакова,

старший научный сотрудник, Отдел Европы и Америки ИНИОН РАН

Аннотация. Современное состояние российско-чешских отношений характеризуется в статье как «продолжающийся и глубокий кризис». Отмечается отсутствие единства мнений в чешском обществе и среди политической элиты относительно российской агрессивной политики. Выявляется антироссийская риторика во внешнеполитических документах чешского правительства, которое в настоящее время не способно урегулировать отношения между Россией и Чехией. Предполагается, что будущее российско-чешских отношений зависит от парламентских выборов в Чехии (ноябрь 2021 г.), по результатам которых будет сформировано новое правительство.

Ключевые слова: Россия; Чешская Республика; отношения.

Keywords: Russia; Czech Republic; relations.

14 мая 2021 г. был опубликован официальный перечень недружественных России стран, в который вошли две страны - Соединенные Штаты Америки и Чешская Республика1. Дипломатическим миссиям недружественных стран запрещено, как в случае США, нанимать на работу российских граждан. Для Чешской Республики число наемных работников из числа россиян ограничено 19 человеками.

Можно ли считать разразившийся в апреле 2021 г. дипломатический скандал между Россией и Чехией на почве обвинений, которые ЧР предъявила России в связи с взрывом боеприпасов на базе в Моравии (Врбетице), единственным поводом для включения последней в список недружественных? Простой перечень событий последнего времени и анализ некоторых элементов чешской внешней политики в конце ХХ - начале XXI в. позволяют отрицательно ответить на этот вопрос.

Обратимся к началу апреля 2020 г., когда администрация Пражского района приняла решение демонтировать статую советского маршала И. С. Конева, с тем чтобы безвозмездно (и это обстоятельство подчеркивалось особо) передать ее в Музей памяти ХХ-го столетия. Как отметил представитель района, решение о переносе памятника было принято еще в 2019 г. Выступая по телевидению, староста Пражского района отметил, что бронзовая статуя была в плачевном состоянии и создавала помехи движению транспорта. Он также отметил,

что «тем самым мы способствуем объективной интерпретации нашей недавней истории»2.

Объясняя действия пражских властей, Цирил Свобода, бывший министр иностранных дел Чешской Республики приводит следующие аргументы. Чехия -демократическая страна, и эти действия совершаются представителями органов самоуправления, а не госу-дарства3. «Государство не делает этих шагов. Это провокационно по отношению к России, и Россия рассматривает это как провокацию, но я повторяю, это акты представителей органов самоуправления, а не представителей государства. Государство не осуществляет провокационные действия в отношении России»4, - подчеркнул он.

Москва возражала против переноса памятника, а МИД РФ назвал эти действия «возмутительными и циничными»5 и расценил этот шаг как стремление стереть из памяти чехов одну из важнейших страниц их собственной истории, указала официальный представитель ведомства .

М.В. Захарова заявила: «Указанный акт политического вандализма является явным нарушением основополагающего для двусторонних отношений российско-чешского Договора о дружественных отношениях и сотрудничестве от 1993 г. Он предписывает сторонам обеспечивать сохранность и уход за воинскими памятниками, а также предоставлять доступ к ним. В данном случае говорить о выполнении чешской стороной указанных положений Договора не приходится»7. Москва, оставаясь в правовом поле, твердо обозначила свою оценку действий чешской стороны. «Согласно Венской конвенции о праве международных договоров, каждый действующий договор обязателен для его участников и должен ими

1 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 13.05.2021 № 1230-р. - http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001202105140026?index= 1&rangeSize= 1

2 Praha 6 odstranila sochu Koneva. Vyuzili jsme nouzoveho stavu, pripustil starosta. - https://www.novinky.cz/domaci/clanek/ praha-6-odstranila-sochu-marsala-koneva-40319208

3 Cyril Svoboda o cesko-ruskych vztazich: Vztahy nikdy nebyly tak spatne. Musime si sednout ke stolu a zacit jednat. - https:// cz.sputniknews.com/20200522/cyril-svoboda-o-cesko-ruskych-vztazich-vztahy-nikdy-nebyly-tak-spatne-musime-si-sednout-ke-stolu-a-11976895.html

4 Ibid.

5 В МИД прокомментировали демонтаж памятника Коневу в Праге. - https://ria.ru/20201127/praga-1586598749.html

6 Захарова: Москва глубоко сожалеет в связи со сносом пьедестала памятника Коневу в Праге. - https://tass.ru/ politika/10115237

7 Брифинг официального представителя МИД России М.В. Захаровой, Москва, 23 апреля 2020 г. - https://www.mid.ru/ru/foreign_ policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/4105092

добросовестно выполняться. Ссылки на положения внутреннего права, как и на решения местных органов, в качестве оправдания для невыполнения договора недопустимы. Власти Чехии не только не приняли меры по предотвращению противоправных действий руководства городского района Прага-6, но и попустительствовали им. Вопрос о том, в чьей собственности находится памятник, в данном рассматриваемом контексте значения не имеет»1.

Антироссийские действия местных пражских чиновников имели продолжение. 30 апреля 2020 г. по решению администрации пражского района Ржепо-рыйе, по инициативе и под руководством его старосты П. Новотного была установлена памятная доска бойцам Русской освободительной армии Власова (РОА). На ней указано, что «300 военнослужащих Русской освободительной армии погибли за освобождение Праги». На доске представлена информация о том, что именно бойцы РОА пришли на помощь восставшим против нацистов пражанам2. А также цитируется «Архипелаг ГУЛАГ» А.И. Солженицына: «Все ли чехи разобрались потом, какие русские спасли им город?»

Подобные действия отдельных представителей районных администраций города Прага можно расценивать как попытки, с одной стороны, пересмотреть существующие оценки исторических событий и, в соответствии с новейшими требованиями, «модернизировать» чешскую историческую память, а с другой -привлечь к себе внимание.

В своих дальнейших антироссийских действиях чешская сторона вступила на зыбкую почву вымысла. Речь идет о высылке двух российских дипломатов, якобы прибывших с ядом рицином в чемоданах в Прагу с целью отравить чешских городских чиновников. Премьер-министр Андрей Бабиш и министр иностранных дел Томаш Петршичек сообщили, что содержание сообщения, в котором Служба безопасности и информации Чехии (контрразведка) (BIS) информировалась об угрозе отравления двух чешских муниципальных политиков рицином, было вымыслом. Как сообщили чешские политики, письмо появилось из-за внутренней борьбы в российском посольстве. Это установила служба BIS, которая вместе с полицейским отделом по борьбе с оргпреступностью NCOZ расследовала дело. Несмотря на это Чехия приняла решение выслать двух дипломатов в связи с «рициновым делом»3. То есть отравление - это вымысел, но высылка реально состоялась. Подобная ситуация выглядит по меньшей мере несерьезно.

Проходящая в чешских СМИ антироссийская информационная кампания оказывает влияние на мнения и высказывания граждан. Так, был проведен соцопрос,

1 Брифинг официального представителя МИД России М.В. Захаровой, Москва, 23 апреля 2020 г. - https://www.mid. ru/ru/foreign_policy/news/-

/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/4105092

2 В одном из районов Праги установлена памятная доска власовцам. - https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/8381183

3 Дело об отравлении рицином пражских чиновников оказалось «грустной историей о зависти» между двумя россий-

скими дипломатами. - https://www.newsru.com/world/13jun 2020/jealousy_ritzin.html

в рамках которого респондентов попросили оценить степень «опасности России». Опрос проводился агентством «Медиана» по заказу Чешского радио вскоре после заявления чешских властей о «причастности» российской разведки к взрыву арсенала в Моравии. Было опрошено около 1000 человек в возрасте от 18 лет4. Согласно результатам исследования, большинство чехов считают Россию угрозой для безопасности. Авторы приходят к этому выводу на основе анализа ответов респондентов, которым было предложено оценить степень опасности России по шкале от 0 до 10, где 0 означает отсутствие угрозы, а 10 - гигантскую угрозу. Средняя оценка, выставленная чехами «российской угрозе», составила 6,5 баллов.

По словам главы агентства «Медиана» Пшемысла Чеха, Россию считают серьезной угрозой более 40% опрошенных, а почти 20% - гигантской угрозой. Ее чаще воспринимают как угрозу жители больших городов (25% считают ее гигантской угрозой) и избиратели правоцентристской Гражданской демократической партии (34% считают Россию гигантской угрозой). 10% респондентов вообще не считают Россию угрозой. Четверть из них - избиратели КПРФ, пятая часть - старше 60 лет. Респонденты этой возрастной группы имеют наиболее выраженное отношение к России как в позитивном, так и в негативном смысле, говорит П. Чех. Негативное восприятие может быть связано с тем, что многие из них испытали лично оккупацию Чехословакии советскими войсками в 1968 г.

В рамках этого же опроса чехам был задан вопрос о том, поддерживают ли они исключение «Росатома» из тендера на постройку АЭС «Дукованы». 65% опрошенных поддерживают это решение правительства, 27% - против него. Как отмечают авторы исследования, антироссийское решение преимущественно поддерживают жители крупных городов, лица с высшим образованием, избиратели Гражданской демократической и Пиратской партий. В то же время 77% избирателей Коммунистической партии выступают против этого решения.

Как показывают результаты опроса общественного мнения, в чешском обществе отсутствует единство мнений относительно российской угрозы национальным чешским интересам. Единодушия по этому вопросу нет и среди представителей чешской политической элиты.

Первым заявил о причастности России к взрывам 2014 г. чешский премьер-министр Андрей Бабиш. Выступая вместе с заместителем премьер-министра и министром внутренних дел Яном Гамачеком на внеочередной пресс-конференции 17 апреля, он сообщил, что чешские силы безопасности подозревают сотрудников российских спецслужб в причастности к взрывам боеприпасов в Врбетице в 2014 г.

«Мы не подчиняемся России, мы самодостаточное и суверенное государство, которое не позволит себя запугать. У нас нет столько танков и самолетов, как у России, но мы являемся членами НАТО и ЕС, и наш

4 Frankova R, Trachtova Z. Survey: Most Czechs perceive Russia as security threat. - https://english.radio.cz/survey-most-czechs-perceive-russia-security-threat-8715545

голос имеет свой вес»1, - отметил Бабиш. Он также заявил, что попросит союзников по ЕС проявить солидарность с Чешской Республикой, а также согласиться на высылку российских дипломатов (этот призыв не сработал).

Позиция чешского президента Милоша Земана по вопросу о взрывах в 2014 г. отличается от взглядов, высказываемых премьер-министром. Он неоднократно повторял, что, по его мнению, существует несколько (как минимум три) версий «случая в Врбетице», и премьер Андрей Бабиш «не убедил» его, что в расследовании рассматривается только одна версия о роли российских спецслужб. Земан отметил, что он доверяет чешской полиции, но не доверяет Службе безопасности и информации ЧР и будет настаивать, чтобы это расследование велось «по-честному».

Комментируя включение Чехии в список недружественных России стран, он заявил: «Всегда плохо быть врагом. С российской стороны это глупо, потому что делать врагов из бывших друзей - это ошибка. Если не может быть дружбы, давайте, по крайней мере, сохраним хорошие отношения2.

Роль представителей высшего эшелона политической элиты Чехии в определении курса ее внешней политики определяется особенностями политической системы страны.

В соответствии с Конституцией Чешской Республи-ки3, президент относится к исполнительной ветви власти и является главой государства (ст. 54). Он выполняет представительские и церемониальные функции: представляет страну за рубежом, назначает и увольняет председателя и других членов правительства и принимает их отставку, назначает заседание Палаты депутатов, распускает Палату депутатов, назначает судьей Конституционного суда, его председателя и вице-президентов, председателя и заместителей председателя Верховного суда, имеет право вернуть в парламент принятый закон за исключением конституционного, подписывает законы, назначает президента и вице-президента Высшей контрольной комиссии, назначает членов правления Банка Чешской Республики и др.

Однако функции, закрепленные за президентом страны в конституции, не предоставляют ему право прямо определять внешнеполитический курс и направления внутренней политики страны. Правда, отметим, что все чешские президенты - и В. Гавел с его ярко выраженной русофобией, и В. Клаус - приверженец прагматического подхода, и тем более М. Земан -активно заявляли о своем видении внешней политики ЧР и тем самым не могли на нее не влиять.

Именно чешское правительство и его премьер-министр несут ответственность за определение и осуществление на практике внешнеполитического

1 Babis: Я^Ьэ znicilo nase vztahy. Zastrasit se nenechame, jsme clenovë NATO a Еи, prohlasil premiër. - https://cz. sputniknews.com/kauza-vrbetice-vzhosteni-rusko-diplomati/

2 Zeman: Я^^ seznam nepfatel je hloupost. А1' policie pracuje, В18 nevëfím. - https://cz.sputniknews.com/20210516/ zeman-rusky-seznam-nepratel-je-hloupost-at-policie-pracuje-bis-neverim-14507802.html

3 Ustava Ceskë republiky ze dne 16. prosince 1992. - https://

www.psp. cz/docs/laws/con stitution. html

курса страны. В связи с этим интерес представляет анализ правительственных документов, определяющих внешнеполитические приоритеты ЧР. К их числу прежде всего относится Концепция внешней политики, принятая правительством в июне 2015 г.4

В документе определены конкретные угрозы национальной безопасности Чешской Республики. В список угроз включены и те, которые непосредственно Чехии не угрожают, но представляют опасность для ее союзников. Некоторые государства, указывается в Концепции внешней политики, стремятся использовать существующие международные и региональные конфликты в евро-атлантическом регионе с целью дестабилизации ситуации.

Порядок, в котором перечисляются угрозы безопасности, определяется их значимостью в глазах авторов документа. На первое место они поставили ослабление механизма коллективной безопасности, политические и юридические нарушения международных обязательств в области безопасности. Далее - терроризм; распространение оружия массового уничтожения и средств его доставки; кибератаки; негативные аспекты международной миграции и увеличение межнационального экстремизма и социальной напряженности, в частности организованной преступности; экономическая и финансовая преступность, коррупция, торговля людьми; распространение наркотиков; прекращение поставок стратегических видов сырья; стихийные бедствия, природные и антропогенные явления.

В то время как в предыдущем документе, принятом в 2011 г., говорилось о последствиях конфликтов за пределами Европы, в документе 2015 г. содержатся предположения о возможности агрессии со стороны России в отношении Балтийских государств. Речь может идти не о прямых военных действиях, но о так называемой «гибридной войне». Помимо основных источников угроз, таких как «неприязненное отношение к ценностям, на которых основано чешское общество», в новой стратегии отмечаются великодержавные устремления «некоторых государств». Существует большая вероятность, что в данном случае речь опять же идет о России, которая, по мнению чешской стороны, во все большей степени перестает соблюдать нормы международного права и уважать принципы правового положения ЧР на международной арене.

Как подчеркивалось в данном документе, «Россия дестабилизирует архитектуру безопасности Европы»5, и в то же время, авторы не могли не признать, что с точки зрения потенциала Россия является важным политическим и экономическим партнером для Чехии и ЕС. Развитие политических и экономических отношений с Россией чешские политики ставили в зависимость от уважения Российской Федерацией международного права и территориальной целостности и суверенитета ее соседей. В 2015 г. чешская внешняя

Koncepce zahranicní politiky СЯ. - https://www.mzv.cz/jnp/ cz/zahranicni_vztahy/analyzy_a_koncepce/koncepce_zahranicni_ politiky_cr.html

5 Koncepce zahranicní politiky СЯ. - https://www.mzv.cz/jnp/ cz/zahranicni_vztahy/analyzy_a_koncepce/koncepce_zahranicni_ politiky_cr.html

политика ставила перед собой долгосрочную цель преодолеть текущие проблемы и достичь партнерских отношений.

Что же заставило Чешскую Республику в 2021 г. отказаться от поставленных целей и перейти от критических замечаний в адрес России к резкой конфронтации с ней? Может ли ввод войск Варшавского договора в Чехословакию в августе 1968 г., т.е. более 50 лет назад, пробудить былые обиды и стать фактором обрушения российско-чешских отношений в будущем? Думается, что эта страница истории двусторонних отношений перевернута. Сформулированная в конце 80-х - начале 90-х годов официальная позиция Москвы в отношении ввода войск в августе 1968 г. остается актуальной и в настоящее время. Решение о вводе союзных войск в Чехословакию признано необоснованным вмешательством во внутренние дела суверенного государства.

Могло ли повлиять на нынешнее состояние российско-чешских отношений вмешательство в чешскую политику третьей стороны, заинтересованной в их ухудшении? Мы не располагаем конкретными свидетельствами этого. Однако у нас есть возможность сравнить принципы, разработанные в 2020 г. министерством иностранных дел ЧР с целью актуализации принятой в 2015 г. Концепции1 внешней политики, относящиеся к России и США. Оба эти государства отнесены чешскими политиками к группе неевропейских, что в случае с Россией вызывает вопросы.

С Россией предусмотрены переговоры на уровне министерств иностранных дел, заседания российско-

чешской Межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству, заседание российско-чешского дискуссионного форума (Прага, осень 2020 г.), поддержка российских НПО и журналистов.

Сотрудничество с США рассматривается как стратегическое и включает контакты на уровне министерств иностранных дел, обороны, промышленности и торговли. Предусматриваются сотрудничество в третьих странах в общих интересах, в частности на Ближнем Востоке (Израиль, Афганистан, Сирия, Ирак), чешская поддержка военной операции США US protecting power в Сирии; укрепление сотрудничества в области кибербезопасности путем организации конференции с американскими партнерами; координация в борьбе с распространением дезинформации; развитие сотрудничества в сфере науки и энергетики в рамках совместных проектов, например в области безопасности.

Из вышеперечисленного можно сделать вывод о большей заинтересованности ЧР в укреплении двусторонних отношений с США, и вследствие этого - о большей ориентированности на Вашингтон. Российско-чешские отношения в настоящее время (весна 2021 г.) находятся в состоянии продолжающегося глубокого кризиса. Нынешняя чешская политическая элита, и прежде всего, правительство, вряд ли способны исправить сложившуюся ситуацию. Будущее российско-чешских отношений определят выборы в чешский парламент (ноябрь 2021 г.), по результатам которых будет сформировано новое чешское правительство.

1 Priority MZV pro rok 2020 Priority MZV dle peti pilfru Koncepce zahranicni politiky. - https://www.mzv.cz/file/3791506/ MZV_Priority_2020.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.