Научная статья на тему 'Какого пола ученик?'

Какого пола ученик? Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
87
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПОЛ БИОЛОГИЧЕСКИЙ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ И СОЦИАЛЬНЫЙ / ГЕНДЕР / ГЕНДЕРНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ГЕНДЕРНАЯ ДОМИНАНТА / ASSIGNED SEX / PSYCHOLOGICAL AND SOCIAL / GENDER / GENDER SOCIALIZATION / GENDER DOMINANT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Логинов Дмитрий Александрович

Нужно ли обучать мальчиков и девочек одинаково? Методика гендерного подхода к организации учебно-исследовательской деятельности учащихся на уроках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Какого пола ученик?»

КА КОГО ПОЛА УЧЕНИК?

Дмитрий Александрович Логинов,

аспирант Педагогического института Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского

• пол биологический • психологический и социальный • гендер • гендерная социализация • гендерная доминанта

...Все особенности мужского пола можно найти, хотя бы в самом слабом развитии, и у женского.

Все половые признаки женщины имеются и у мужчины, хотя бы только в зачаточном, рудиментарном состоянии.

О. Вейнингер

С самого рождения

Первое, что хотят знать родители о своём ребёнке, — его пол. Эта особенность личности способна во многом повлиять на дальнейшую судьбу ребёнка.

Пол — это те анатомо-биологичес-кие особенности, которые определяют людей как мужчину и женщину. Когда мы говорим не только о биологической, но и о социальной сущности человека, то очевидно, что в определении биологического пола не всё так однозначно. Во-первых, в каждом теле в зачаточном состоянии присутствуют анатомические признаки противоположного пола, то же можно сказать и о половых гормонах. Во-вторых, нормальное биологическое развитие само по се-

бе не делает человека мальчиком или девочкой в социально-психологическом и личностном смысле, и пол биологический, с имеющимися у него характеристиками, должен быть дополнен психологическим и социальным полом.

Именно поэтому биологи, психологи, философы, филологи, педагоги обращаются к такой категории, как психологический пол, или гендер.

Гендер — это социально-психологическая характеристика личности, с помощью которой люди определяют понятия «мужчина» и «женщина». Он начинает формироваться в результате социализации ребёнка. Это происходит в ходе усвоения норм поведения, которые воспроизводятся по мере осознания ребёнком себя представителем мужского или женского пола.

Как правило, гендерная социализация базируется на стереотипах, которые воспроизводятся из поколения в поколение. К сожалению, они не всегда соответствуют реально существующим особенностям личности, но с усилием прививаются родителями. В любом

случае мужчинам и женщинам в обществе приписываются конкретные роли, которые, как считается, определяются биологическим полом.

Мужское и женское

Согласно эволюционной теории пола, в истории эволюции борются две противоречивые тенденции. Одна из них связана с необходимостью сохранить и передать по наследству то, что уже создано и важно для жизни в конкретных условиях, другая — с потребностью в развитии и расширении среды обитания.

Девочки и женщины крепче физически и психически, это заложено в их биологической программе, в то время как на мужчинах «отрабатываются» возникающие в ходе эволюции новшества.

О роли мужского и женского полов говорил и Ч. Дарвин, отмечая, что самцы многих видов животных отличаются большей изменчивостью черт и способностей, чем самки того же вида. Этим объясняется большая вероятность проявления гениальности и умственной отсталости у мужчин, в то время как среди женщин умственное развитие более стабильно и не так часто тяготеет к крайностям.

Почему у них разный стиль мышления, выражения эмоций?

Традиционно мальчикам/мужчинам присваивается активная жизненная позиция, стремление к лидерству, усвоение информации и формирование опыта путём разрешения проблемных ситуаций. Девочкам/женщинам, как правило, присваивается пассивная жизненная позиция, подчинённая социальная роль и получение информации, и формирование опыта в репродуктивном ключе. С чем связаны подобные стереотипы? Ответ на этот вопрос даёт обращение к биологической сущности человека. Уста-

новлено, что у тех видов млекопитающих, где забота о потомстве возлагается на самок, самцы вынуждены прилагать максимум усилий, чтобы именно их избрала самка для продолжения рода, а значит, они должны проявлять агрессивность, соревновательность — это путь к тому, чтобы самка его выбрала. Человек как биологический вид — Homo Sapiens — относится также к группе млекопитающих, у которых в ходе эволюции ответственность за потомство возлагается на женщину. Можно согласиться с А.И. Савенковым, который утверждает, что в рамках традиционных социально-культурных канонов у мужчин желательна ориентация на исследовательское поведение, в то время как у женщин оно необязательно и даже вредно.

В современных реалиях такое распределение ролей потеряло актуальность, однако гендерная социализация осуществляется в рамках устоявшихся стереотипов, что не всегда положительно сказывается на формировании личности ребёнка.

Примеры негативных тендерных стереотипов

• «Мужчина во всех отношениях сильнее и приспособленнее женщины». Однако жестокие реалии XX века доказали обратное. Войны, голод и революции свидетельствуют, что женщины выносливее мужчин. Они выживали при таких крово-потерях, при которых мужчины неминуемо умирали. В блокадном Ленинграде выжило больше женщин, чем мужчин. И сегодня женский век дольше, женщины реже страдают сердечнососудистыми заболеваниями, реже болеют раком, успешнее сопротивляются неблагоприятным экологическим факторам. Психологически мужчины — существа более ранимые, чем женщины. Одиночество мужчин более глобально, чем женское. Женщину в одиночестве могут утешить дети, семья, необходимость заботится о ком-то. Мужчина же

может почувствовать себя одиноким неожиданно и резко безо всяких на то причин. Это экзистенциальное одиночество, от которого ничто и никто не спасает. Так стоит ли при любых обстоятельствах рассматривать мужчин как сильных и волевых?

• «Женщина без мужчины — неполноценный член общества» и «Порядочная женщина должна выйти замуж, родить детей и быть такой, как все» — излюбленный стереотип (не народная мудрость). Отсюда следует, что если женщина разведена или свободна, её порядочность автоматически ставится под сомнение. Не пора ли нам пересмотреть неизвестно кем и когда установленные стандарты и критерии?

Безусловно, в процессе обучения важно и нужно учитывать индивидуальные особенности мальчиков и девочек. Есть множество подтверждений тому в современной биологии и нейропсихологии, существенным из них является наличие так называемой функциональной асимметрии полушарий головного мозга. У мальчиков/мужчин, как правило, более развито правое полушарие, что объясняет их склонность к творчеству, конкретно-образному мышлению, способность оперировать абстрактными понятиями. У большинства девочек/женщин преобладающее развитие получило левое полушарие, определяющее их склонность к абстрагированию и обобщению, словесно-логическому мышлению, способ -ность оперировать словами, условными знаками и символами.

Однако преобладание правого или левого полушария — лишь некоторый исходный потенциал, изменение которого возможно в ходе формирования различных социальных контактов после рождения ребёнка. Что часто и происходит, когда случайно или умышленно осуществляется воспитание, не соответствующее традиционным представлениям о социальной роли пола.

Согласно концепции андрогинии С. Бем, су ществуют четыре типа людей с различной

гендерной идентичностью: с преобладанием феминных, маскулинных, андро-гинных (сбалансированных) и недифференцированных характеристик. При этом наиболее успешный, по мнению автора, андрогинный тип, обладающий высокой адаптивностью, гибкостью поведения и толерантностью в межличностных отношениях. С. Бем также утверждает, что физический пол индивида и его психический гендер могут не совпадать.

В.П. Симонов под гендерной доминантой понимает преобладание фемининных или маскулинных качеств у личности, что далеко не совпадёт с её полом1.

Для мальчиков и девочек с маскулинной доминантой характерно стремление в обучении к наилучшему результату и соревнованию, в то время как для детей с фемининной доминантой определяющими являются продукт и эмоциональная атмосфера в процессе работы.

Если рассмотреть особенности представления визуальной информации, то для учащихся с маскулинной доминантой необходимо делать упор на визуализацию информации и при этом располагать её стоит «столбиками». Для учащихся с доминантой фемининной важны конкретные письменные задания и расчёты, а вот визуальная информация лучше усваивается, если её расположить горизонтально.

Важный аспект — способность личности оценить себя. Часто педагоги используют такой методический приём, но следует осознавать, что в феминно ориентированных коллективах самооценка далека от объективности и очень важен комментарий хода и результатов учения извне. Для маскулинно ориентированных коллективов характерна

1 Симонов В.П. Учёт тендерных различий в образовательном процессе // Педагогика. 2005. № 4. С. 40-44.

Нужно ли обучать мальчиков и девочек одинаково?

большая индивидуальность в учении и объективность в оценке его результатов. Таким образом, нужно обучать дифференцированно, согласно гендерной доминанте, но не разделять грубо по признаку пола.

И что со всем этим делать педагогу?

В практике преподавания биологии в школе мы использовали методику гендерного подхода к организации учебно-исследовательской деятельности учащихся на уроках. Суть этой методики, во-первых, в дифференциации учащихся по признаку гендерной доминанты, во-вторых, в подборе заданий, а соответственно, и видов деятельности наиболее приемлемых для каждой из гендерных групп (маскулинной и фемининной).

Подготовительный этап. Он продолжителен по времени, так как предполагает диагностику гендерной доминанты учащихся и формирование на её основе группы. Происходит это вне урока. Сам урок традиционно начинается с актуализации знаний.

Этап актуализации и активизации. Осуществляется в форме пресс-конференции: у доски находятся по одному из представителей каждой группы (как правило, 3—4 человека). Учащиеся в группах задают вопросы. Важное требование — необходимость полного и развёрнутого ответа.

Этот этап позволяет активизировать мышление учащихся и развивать коммуникативную компетентность: умение задавать вопросы, умение слушать, умение грамотно формулировать ответы на поставленные вопросы. На этом этапе происходит и деятельность по разрешению затруднений: какой вопрос задать, как его сделать более интересным, отличающимся от вопросов других групп, как кратко ответить?

Исследовательский этап. Это исследование в группах по разрешению проблемы,

поставленной перед каждой из групп в контексте общей дидактической цели урока. На этом этапе учитель имеет возможность проследить характер активности каждого из участников группы, провести индивидуальные и групповые консультации. Это ориентирует образовательный процесс в контексте непосредственного взаимодействия «учитель — ученик».

Для феминных групп предлагаются задания, которые должны отвечать требованиям практической значимости деятельности, иметь чёткий алгоритм деятельности и предполагать создание реального продукта. Таковым может стать разработка презентации, создание информационных буклетов, разработка интерактивного пособия для изучения или закрепления материала с использованием ресурсов интерактивной доски, тестовые задания, кроссворды, биологические диктанты, составление сравнительных таблиц, а также советы по использованию чисто биологических данных в повседневной жизни.

Например, в ходе проведения лабораторной работы «Определение состава семян пшеницы» учащиеся обнаруживают содержание в муке клейковины, предлагается ответить на вопрос: где в практике повседневной жизни можно использовать этот несложный эксперимент? После некоторых обсуждений, учащиеся группы приходят к выводу, что определив содержание клейковины в муке разных сортов, можно выбрать наилучший. Склонность к общению и межличностному взаимодействию у учащихся с феминной доминантой — стало основой для заданий, отвечающих этой особенности. Так, во время исследований в группах одна из феминно-ориентированных групп выполняет функцию «информационного центра», его «корреспонденты» ходят по группам и собирают материалы для «репортажа», который будет представлен в конце урока. Как правило, это происходило

в начале следующего урока, что являет собой эффективную форму актуализации знаний.

Маскулинно-ориентированные задания предполагают акцент на проблематичности построения без подробного алгоритма деятельности, однако алгоритм присутствует, он записывается на доске, где участники группы отмечают каждый из этапов по мере его прохождения, что позволяёт создать ситуацию соревнования. Это вполне отвечает психологическим характеристикам маскулинного ген-дерного типа. Использование заданий поискового типа также поддерживает дух соревновательности не только с другой группой, но и прежде всего внутри собственной группы. Это, как правило, порождает споры и дискуссии, с которыми учителю надо научиться справляться.

Например: Как доказать, что в семени пшеницы есть углеводы? Для чего в семени имеются жиры? Почему происходит окрашивание стебля бальзамина при его помещении в стакан с водой, окрашенной чернилами? Как это связанно с физиологией растений?

В исследованиях И.С. Кона имеются данные о характере общения мальчиков и девочек2. Различие в том, что мальчики объединяются в более многочисленные группы, в то время как девочки имеют склонность к парным отношениям, которым свойственна повышенная психологическая интимность и взаимопомощь. Педагогический эксперимент позволил нам сделать выводы о схожем характере взаимодействия в группах, оперируя категориями феминности и маскулинности. В организации уроков биологии эта особенность также нашла отражение. Так, при изучении темы «Строение растительной и животной клеток», учащиеся получают задание перечислить сходства и отличия в строении растительной и животной клеток, разделив эти характеристики на два столбца. Для маскулинной группы предлагается разделиться на подгруппы, одна из которых пишет сходства, другая — отличие на время. В феминной группе стратегия меняется, тут предлагается разделиться на пары и каждая пара составляет свой вари-

2 Кон И.С. Мальчик — отец мужчины. М.: Время, 2009. С. 140-141.

ант сравнительной таблицы, что даёт возможность для общения.

Отчётный этап. Это подготовка к представлению результатов работы в группах. Предполагает выстраивание плана выступления, его формы. В группе происходит обсуждение: кто будет представлять группу, какие наглядные пособия при этом будут использоваться, какие возможные вопросы могут задаваться (важно заранее продумать распределение ролей на случай, если учащиеся не смогут сами определиться с этим).

Презентационный этап. Представление результатов работы, включает в себя:

• непосредственное выступление;

• ответы на вопросы и обсуждение со всем классом представленных результатов.

Рефлексивный этап. Предполагает рефлексию деятельности: учитель высказывает свои пожелания и замечания, учащиеся в совместном обсуждении отмечают, что действительно получилось, а что нет, с какими проблемами столкнулись в ходе работы группы. Важно показать необходимость результата деятельности каждой группы в достижении совместного результата. Этап рефлексии необходим и для того, чтобы каждый из учащихся смог сделать определённые «наброски» будущего отчётного эссе, ведь, как известно, лучшее свойство нашего мозга — способность забывать.

На данном этапе группы также выставляют отметки друг другу, осуществляют самооценку. При этом не стоит поддерживать фемининной группу, помогая выстроить объективную оценку, в то время как в маскулинных группах можно показать и ряд откровенно неудовлетворительных результатов, что позволит сделать самооценку более объективной. Это уточнение также соотносится с ген-дерными особенностями.

Диагностика эффективности подобной формы организации уроков проводилась с использованием «свободных текстов». Идея заимствована из принципов педагогической системы С. Френе. После изучения ключевых тем курса биологии 6-м классе учащимся был предложен тест, проверяющий знаниевую диагностическую составляющую, а также предлагалось написать эссе, предполагающее рассуждение о том, что изучил, что научился делать, какие исследования проводил и к каким выводам пришёл (пришла) ученик (ученица) в ходе изучения темы3. Анализ текста эссе (свободного текста) сводился к оценке уровня сформи-рованности умения описывать результаты своих наблюдений и опытов, иллюстрировать их и представлять экспериментальные результаты. Поскольку участниками исследования были учащиеся 6-х классов, главной задачей было сформировать именно эти исследовательские навыки.

Результаты показали, усвоение программного материала и в контрольном, и в экспериментальном классе прошло на высоком уровне (отсутствие неуспевающих), но класс, где обучение строилось с учётом гендерной доминанты, показал лучшие результаты в плане успеваемости (только «5» и «4»), это же касается и исследовательских навыков.

Проведение исследования в течение двух лет с учащимися 6-х классов позволило сделать вывод об эффективности использования гендерного подхода при формировании элементарных исследовательских навыков посредством организации групповой исследовательской деятельности. НО

3 Логинов Д.А. Организация групповой проблемно-поисковой деятельности как способ диагностики сформированности ключевых компетенций / / Альманах «Продуктивное образование»: мониторинг образовательной деятельности: сборник научных статей / Под ред. Е.А. Александровой. М.: Экшэн, 2007. Вып. 9.

Ш, МУЛЫИМЕДИАКОНСУЛЬТАЦИИ

^ Использование интерактивной доски • в начальных классах. Инесса Геннадьевна

Интерактивная доска — вспомогательное устройство для компьютера, большой компьютерный экран (проекционный). Поэтому вопрос использования доски — вопрос использования компьютера науроке: выбора демонстрационных материалов и программного обеспечения. Вот подборка ссылок, которые могут пригодиться.

Популярный продукт для младшей школы «Лого-миры»: http://www.int-edu.ru/page.php?id=913 http://www.int-eduru/objectphp?m1=444&m2=2&id=199 http://www.int-edu.ru/logo/products.html

Есть полезные материалы в разделе начальной школы в Каталоге Портала:

http://www.school.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=52. и Каталоге общедоступной бесплатной коллекции цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru/catalog/. Посмотрите, пожалуйста, подборку ресурсов коллекции на этой странице: http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/ 8f5d7210-86a6-11da-a72b-0800200c9a66/14921/ Мы нашли также электронное учебное пособие (ЭУП) «Математика и конструирование», оно предназначено для использования во 2-4-х классах начальной школы на уроках математики, а также на уроках интегрированного курса «Математика и конструирование». http://school-collection.edu.ru/catalog/res/b5d5ade9-c1bc-2729-be84-d3fc25a213df/?from=7b005424-fbba-3f09-69dd-0cd8eca70f31&jnterface=catalog&class[]= 43&dass[]=45&dass[]=44&subject[]=8&subject[]=16 и пособие «Природа вокруг нас», этот материал может быть успешно использован при работе по любой программе начальной школы, соответствующей образовательной области «Естествознание». http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/ 016ec3e5-46fa-fadf-80a3-80ef82b62bcf/62048/ ?interface=electronic.

В заключение — о доске как о доске. Есть режим, когда доска — уже не экран, а просто маркерная доска (проектор не работает). Но маркерная доска «видит» то, что на ней пишут (рисуют), и запоминает это (на встроенную память или на подключённый к ней компьютер). Можно использовать доску и в таком качестве. Об опыте использования интерактивной доски в школе можно узнать в Московском центре информационных технологий и учебного оборудования: (495) 915-13-94.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.