Научная статья на тему 'Какое славянское племя первым назвало себя Русью и что из этого следует?'

Какое славянское племя первым назвало себя Русью и что из этого следует? Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
8825
370
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Казачество
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Поляне / киевляне / Киевская политическая элита / Русская земля / древнерусские княжества / «одна Семья» / ветви русского народа

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Болтенкова Л. Ф.

На основе анализа многочисленных исторических исследований автор констатирует, что первым славянским племенем, назвавшимся русью, были поляне (киевляне), занимавшие не обширную территорию сложившегося Древнерусского государства. Нынешняя Киевская политическая элита отрицает свою русскость, следовательно, по мнению автора, теряет право исторического преемства. На Русской земле должна существовать и соответствующая государственность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Какое славянское племя первым назвало себя Русью и что из этого следует?»

Болтенкова Л.Ф.

Доктор юридических наук, профессор ИГСУ РАНХиГС при Президенте РФ.

Какое славянское племя первым назвало себя Русью и что из этого следует?

На данный вопрос ответить несложно, поскольку за более чем тысячу лет накопилось достаточно источников, при условии, что эти источники Вами прочитаны. Среди них и мои работы. Укажу, вероятно, тысячную долю из того, что существует1.

1 Абдулатипов Р.Г., Болтенкова Л.Ф. Россия, в чем суть твоего бытия? М.: «Республика», 1994; Балашов Д.М. Формирование русской нации и проблемы национального бытия. // Русская нация. М., 1990. С.30; Бердяев Н.А. Русская идея. Судьба России. М., 2000; Болтенкова Л.Ф. Становление и развитие российского многонационального государства (У1в. - настоящее время). В пяти книгах. Кн.1. Становление и развитие Российской империи как общего Дома разных этносов. М., 2011; Власов В.И. Что такое Русь и почему она святая? / В.И. Власов. Кавказская линия святой Руси: сборник научных статей; под общ. ред. Л.Ф. Болтенковой - М., 2010; Гордиенко Н.С. «Крещение Руси»: факты против легенд и мифов. М., 1986; Греков Б.Д. Киевская Русь. М., 1953; Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. М., 1989; Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М., 1997; Древнерусские княжества X-XIII вв. М.: «Наука», 1975; Древние славяне в отрывках греко-римских и византийских писателей по VII в. н.э. - ВДИ, 1941. №1; Жизнеописания достопамятных людей земли русской. X-XX вв. М., 1992; Зутис Я. Русско-эстонские отношения в IX-XIV вв. / Историк-марксист. 1990. №3; История государства и права СССР. Ч 1. Под ред. Г.С.Калинина, А.Ф.Гончарова. М., «Юрид. лит.», 1972; История государства и права СССР. Ч.1. / Под ред. О.И. Чистякова, И.Д. Мартысевича. М., 1985; История государства и права СССР: учебник. Ч.1. / Под ред. Ю.П. Титова. - М.: Юрид. лит., 1988; История отечественного государства и права. Ч.1.: Учебник / Под ред. О.И. Чистякова. М., 1992; История СССР с древнейших времен до наших дней. В двух сериях. В двенадцати томах. Первая серия. Т.1. М., «Наука», 1966; Карамзин Н.М. История государства Российского. Репринтное воспроизведение издания 1842-1844 гг. в трех книгах с приложениями. Книга I. М., 1988; Ключевский В.О. Русская история / В.О. Ключевский. М.: Эксмо, 2009; Кожинов В.В. О евразийской концепции русского пути // Русская цивилизация. М., 2000; Козлов В.И. О сущности русского вопроса и его основных аспектах // Русский народ: историческая судьба в XX веке. М.: ТОО «Анко», 1993; Начальные этапы древнерусского летописания. М., 1977; Откуда есть пошла Русская земля. М., 1986. Т.1-2; Падение Перуна. М., 1988; Об этнической природе варягов // Вопросы истории. 1974. №11; Костомаров Н. Севернорусские народоправства во времена удельно-вечевого уклада (история Новгорода, Пскова и Вятки) / Т.1. СПб, 1886; Кузьмин А.Г. Истоки русского национального характера // Русский народ: историческая судьба в XX веке. М.: ТОО «Анко», 1993; Кузьмин А.Г. Мародеры на дорогах истории. / Предисл. С.В. Перевезенцева. М.: «Русская панорама», 2005. С. 18; Литаврин Г.Г. Византийское общество и государство в X-XI вв. проблемы истории одного столетия: 976-1081 гг. М., 1977; Лихачев Д.С. Русские летописи и их культурно-историческое значение. М.-Л., 1947; Ловмяньский Х. Русь и норманны. М., 1985; Ломоносов М.В. Записки по русской истории. М.: Эксмо, 2008; Ляскоронский В. История Переяславской земли. Киев, 1897; Мавродин В.В, Очерки истории Левобережной Украины (с древнейших времен до второй половины XIV века). Л., 1940. С. 114,116; Насонов А.Н. «Русская земля» и образование территории Древнерусского государства.

Опираясь на перечисленные труды, вначале раскрою вопрос о том, что такое (кто такие «Русь»), а затем - какое славянское племя восприняло это название. Впервые народ «рос» в источниках упоминается в IV в. В те времена слово воспринималось через букву «о». Позднее буква «о» заменяется на букву «у» (рус, русины, русь, руссы). Росы, по предположению

A.Г. Кузьмина, по каким-то причинам рассеялись по разным землям небольшими группами. В течение тысячелетия существовала «Руссия» на Дунае, нынешняя Австрия, Венгрия, бывшая Югославия. Две «Руси» вплоть до 1920г. существовали в Тюрингии на землях лужицких сербов. До наших дней русины населяют долины Карпат, отличая себя и от украинцев, и от словаков. Все эти «руси», полагает Кузьмин, - потомки одного племени, именовавшиеся по-разному в разных землях: руссами, россами, розоманами, росоманами и т.д. по его же мнению, контакты русов (росов) со славянами начинаются в IV - VI вв2. В книге «Откуда есть пошла земля Русская». Т. 1. М., 1986, -собрано около двухсот существовавших в разных местах «Русей». При этом В.О. Ключевский считает, что русь осваивала территорию не расселяясь, а переселяясь, как птица перелетает из края в край, покидая насиженные места, и осваивая новые. Этот процесс Ключевский относит к VIII в. и до XIII в., называя его периодом руси Днепровской, торговой, городовой3.

М., 1951; Новосельцев А.П. Восточные источники о восточных славянах и Руси VI-IX вв. // Древнерусское государство и его международное значение. М., 1965; Падалка Л.П. Происхождение и значение имени «Русь». Полтава, 1913; Памятники русского права. Вып. 1. Госюриздат, 1952; Петрушевский Н.Ф. Рассказы про старое время на Руси от начала Русской земли до Петра Великого. Ярославль, 1994. (напечатано по одноименному изданию, СПб., 1875); Повести Древней Руси. Л., 1983; Повесть временных лет. М., 1950. Ч.1; Покровский С.А. Древнерусское государство и право (IX - XII вв.) // История государства и права СССР. Ч.1. Под ред, Г.С. Калинина, А.Ф. Гончарова. М. Юриздат, 1972. С.57; Полевой Н.А. История русского народа. М.: Вече, 2006; Прокопий из Кесари. Война с готами. М., 1950. С. 297; Рыбаков Б. А. Поляне и северяне (К вопросу о размещении летописных племен на Среднем Днепре). СЭ, VI-VII. 1947; Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII -XIII вв. М., 1982; Седов В.В. Происхождение и ранняя история славян. М., 1979; Седов В.В. Славяне Верхнего Преднепровья и Под-винья. - МИА. №163. 1970. С.130; Соловьев С.М. Сочинения. Кн.1. История России с древнейших времен. Т. 1-2, М., 1988; Срезневский. Словарь древнерусского языка. Т.2. С-П., 1895. С. 123; Третьяков П.Н. Финно-угры, балты и славяне на Днепре и Волге. М.-Л., 1965; Третьяков П.Н., Е.А. Шмидт. Древние городища Смоленщины. М.-Л., 1963; Троицкий Е.С. Некоторые проблемы изучения русской нации // Русская нация и обновление общества. М., 1990; Шахматов А.А. Разыскания о древнейших русских летописных сводах. СПб., 1908; Янин В.Л. Новгородские посадники. М., 1962; Янин

B.Л. Я послал тебе бересту. М., Изд. МГУ, 1975.

2 Кузьмин А.Г. Мародеры на дорогах истории. / Предисл. С.В. Перевезенцева. М.: «Русская панорама», 2005. С. 42, 43, 45.

3 Ключевский В.О. Русская история / В.О. Ключевский. М.: Эксмо, 2009. С. 6.

Контакты русов со славянами многие историки, а не только Кузьмин А.Г., относят к IV - VI вв. Однако Древнерусский летописец Нестор (конец XI - начало XII вв.) пишет о том, что словены пошли к варягам, к руси. То есть, появляется слово «варяги» рядом со словом «русь». По этому поводу «ломают копья» сотни учёных с давних пор и по сей день. Можно на основании источников составить следующую картину.

Летопись не разъясняет, откуда появилась Русь, но упоминает, размещает её наряду с другими племенами, которые считаются славянскими. Это не означает, что русь - славяне, но они входят вместе в понятие «Русская земля».

«Общим гнездом» славян В.О. Ключевский считает Карпаты, откуда, начиная с III в., они разошлись в разные стороны. Племя «поляне» оказалось в VI - VII вв. в Среднем Приднепровье. Центром их земли стал Киев, сведения о котором оказались записанными в VIII в. в Армении. Считается, что эти сведения были занесены туда славянами, переселёнными в 737г. в Закавказье арабским полководцем Мерваном. Основатель Киева Кий был князем полян и был известен в Царьграде. Через какое-то время поляне (Киев) оказываются в сфере влияния Руси. Летопись сообщает: «Поляне, которые теперь называются Русью»4. Вот этот момент запомним твёрдо: «поляне, которые теперь называются Русью». А с этим утверждением соседствует другое - «к варягам, к руси». Правда, «к варягам, к руси» пошли не поляне, а новгородцы (словены).

Варяги - не этнос. Это род занятий. Термин «варяги» применялся к каждому народу (дружинам, купцам вооруженным), пришедшим с Севера, с Балтийских (Варяжских, как говорил Ломоносов) берегов. Этнически это были шведы, даны, норвежцы, готы, англы, русь. По поводу варягов В.О. Ключевский пишет: «... На такой характер наших варягов указывают следы в языке и в древнем предании. В областном русском лексиконе варяг - разносчик, мелочной торговец, варяжить - заниматься мелочным торгом. Любопытно, что когда неторговому вооружённому варягу нужно было скрыть свою личность, он прикидывался купцом, идущим из Руси или на Русь»5.

Поскольку варяги - русь пришли по приглашению к славянам (новгородцам), а не наоборот, то язык руси растворился

4 Цит. по: История СССР с древнейших времен до наших дней. В двух сериях. В двенадцати томах. Первая серия. Т.1. М., «Наука», 1966. С. 360.

5 Ключевский В.О. Ук. соч. С. 27.

в славянском по сути, а по форме со временем стал русским в связи с тем, что политической прослойкой была русь. Итак, русский язык имеет в своей основе славянский, но восточных славян, к которым они «пришли править». Пока они не «пришли править», они общались на своём, скандинавском языке. В таком качестве их знали в Константинополе. Но знали русов, выступавших совместно со славянами и прежде всего с новгородцами, при этом, до «призвания варягов». К примеру, зафиксировано, что ранее 842г. (точная дата неизвестна) на Крымское побережье обрушилась Новгородская рать под руководством князя Бравлина. А воспринималась она как Русь. Во время этого похода рать «повоевала» Византийские владения от Херсо-неса до Керчи, подступила к Сурожу. Заметим, новгородцы и Русь - в одной рати, но внешне воспринимаются как Русь. Возникает вопрос: не из этих ли исторических глубин и нынешняя ситуация восприятия в мире жителей России, ранее, СССР, ранее Империи, как русских, будь они по этносу хоть татары, хоть якуты и т.д. Но когда новгородцы уже совместно с Русью воевали, не называя себя русью, другие славянские племена жили под своими именами. Так было, исходя из исторических источников, почти до конца IX в. Изменения произошли следующим образом, если исходить из взглядов М.В. Ломоносова. Отметим прежде, что пруссов и мекленбургских вендов Ломоносов считал славянским племенем6. Расселение же славян в Руси он распределяет так: Новгород - словены; Киев - поляне; Червонная Русь - древляне, на Двине - полочане; по Десне -северяне, по Семи и по Суж - дулебы; по Бугу -бужане; кривичи - около Смоленска; волынцы - в Волыни; дреговичи - меж Припятью и Двиною; радимичи - на Соже; вятичи - на Оке и т.д. Со славянами, по мысли Ломоносова, соединялись варяги - россы, составляя войско7. Балтийское море Ломоносов называет Варяжским морем. По южным берегам Варяжского моря жили славяне, ведшие жестокие войны с северными жителями, особенно с датчанами. Самым древним славянским городом Ломоносов считает Новгород, который строился дважды. Раньше он назывался на чудском языке Кунигардия («славный город»). Затем он в войне с северянами был разрушен и отстроен вновь как Новый город (Новгород). Читая Ломоносова, есть необходимость сделать замечание по поводу попыток

6 Ломоносов М.В. Записки по русской истории. М.: Эксмо, 2008. С. 10.

7 Ломоносов М.В. Ук. соч. С. 11.

исследователей объяснить название этноса «русь» от названий рек, городов. Ломоносов говорит: «Народы от имен не начинаются. Иные от самих себя и от соседов единым называются»8. Из Ломоносовской цитаты Прокопия Кесарийского видно, что славяне цветом кожи белы, а волосы у них ни желты, ни черны, а русоваты. Глава седьмая Ломоносовского труда называется «О варягах вообще». Анализируя зарубежные источники и сопоставляя их с Летописью Нестора, Ломоносов приходит к выводу, что варяге - это общее имя северных этносов, которые разнятся друг от друга по языку. Но все они, главным образом, воюют и греки их воспринимали как «северных солдат». На самом же деле то были шведы, норвежцы, истландцы. «Неправедно рассуждает, кто варяжское имя приписывает одному народу, пишет Ломоносов. Многие сильные доказательства уверяют, что они от разных племен и языков состояли и только одним соединились - обыкновенным тогда по морям раз-боем»9. Ломоносов считает что среди варяг были варяги-россы. «На сем твердом основании, - говорит он, - приступим к особливому исследованию варягов-россов, от которых славянские и отчасти чудские старобытные в нашем отечестве обитатели получили себе обще государей с великим потомством»10.

В главе восьмой «О варягах-россах» Ломоносов утверждает, что «они с древними пруссами произошли от одного по-коления»11. При этом Ломоносов ссылается на труды Кромера (т.б.с. 210-211). Но далее Ломоносов разъясняет, что речь идет не о крестоносцах из Тевтонского ордена (крыжаках), а о старожилах прусских, «которая еще и поныне живут рассеяны по некоторым селам в Пруссии и тем же языком говорят, который употребляют литва, жмудь, курландцы, ибо в городах живущие дворяне и мещане суть приезжие немцы, которые теми землями около тринадцатого столетия завладели по неправедному папскому благословению»12. Свои выводы, что варяги-россы и пруссы (до завоевания крестоносцами) являются одним народом Ломоносов доказывает анализом многих трудов, а не только Летописи Нестора, а также указанного Кромера. К примеру, известно, что Ломоносов читал книгу Претория на латинском

8 Там же. С. 13.

9 Ломоносов М.В. Ук. соч. С. 32.

10 Там же. С. 33.

11 Там же.

12 Ломоносов М.В. Указ. соч. С. 33.

языке, поскольку есть запись в библиотеке о выдаче ему этой книги, а в самой книге он оставил следы чтения. Кроме ссылок на «внешних» авторов, Ломоносов сравнивает обычаи, традиции пруссов и россов и находит в них много сходства. В конечном итоге он делает вывод, что пруссы и россы - одного славянского (Л.Ф.Б.) корня. При этом Ломоносов проводит мысль, что варяги-россы были главным народом, более знатным, чем пруссы, которые и название свое получили от россов. А объясняется это Ломоносовым так. Когда Рурик (Рюрик) с братьями, со всем родом переселился по просьбе новгородцев в Новгород, то оставшихся жить на месте россов стали называть пароссами (поруссами), позже - пруссами. То есть, оставшиеся жить после ухода главного рода россов. Так земля стала называться Пруссией. А вообще слова «русь», «россь», по Ломоносову, известны были еще до Рождества Христова и даже Литва, Жмудь, Под-ляхия когда-то очень давно звались Русью. А то, что язык всех этих народов, исходивший от одного славянского корня, стал разным, то это Ломоносов объясняет влиянием места расселения, времени, ассимиляций с другими народами. Общность же языка позволила варягам-россам (Рюрику с братьями) быстро вжиться в новгородскую жизнь. По поводу родственных корней Рюрика с императорской Римской ветвью, Ломоносов утвердительно ничего не говорит. Вероятность такая есть, но доказательств твердых Ломоносов не обнаружил, о чем он прямо и написал13. Факт княжения Рюрика и его братьев в северных славянских землях Ломоносов признает как непреложную истину.

Из изложенного видно, что контакты между славянами и варягами-росами (руссами) сложились задолго до 862г. (года призвания варягов). Поэтому неудивительно, что незадолго до смерти Новгородский старейшина Гостомысл завещал дружине пригласить для управления варягов-росов. Хоть и не сразу после смерти Гостомысла, но словены, кривичи и чудь пригласили в целях защиты варягов-русов от варягов-шведов варягов-данов. Это произошло в 862 году. На приглашение откликнулись три брата - Рюрик, Синеус, Трувор. Рюрик остановился в Ладоге, Синеус - в Белоозере, Трувор - в Изборске. Возникает вопрос, почему три брата со своей дружиной (родом) прибыли и в трех городах разместились. Потому что приглашены были тремя племенами - федератами. То есть по времени появле-

13 Ломоносов М.В. Указ. соч. С. 41.

ния варягов-русов под эгидой Новгорода уже существовал и государственный союз трех племен, правда, не настолько прочный, чтобы не распасться. Причины распада могли быть разные: собственные ссоры, нападения варягов-шведов, данов. Из трех братьев - Рюрик занялся градостроительством (оборонные линии строил). Версия, что варяги-русы завоевали власть, покорили словен, чудь, кривичей представляется несостоятельной. Опровержением этому служит дальнейшая история Новгорода, его традиции. Если бы упомянутые три племени были покорены, власть бы установлена была насильно, то жизнеспособными оказались бы другие правила, традиции. Каждому, кто занимается изучением русской истории, известно, что Новгород превратился в «Господин Великий Новгород» - демократическую феодальную республику, где высшим органом государственной власти было вече. Князь в Новгороде не играл ведущей роли. Его главная функция - военно-внешняя. Тот факт, что Рюрик обосновался в Ладоге, поближе к родине, тоже говорит о том, что он (Рюрик) не был сразу лидером в Новгороде, которого за отца бы считали. И насильно брать власть он тоже не стал, опасаясь новгородцев. После смерти его братьев его власть действительно укрепилась и как бы по наследству распространилась и на Белоозеро, и на Изборск. И когда отдельным оппозиционным личностям не понравился стиль руководства Рюрика (по Летописи, «храбрый Вадим»), то Рюрик убил его, подавив мятеж на корню. Но и в дальнейшем ни Рюрик, ни другие князья не чувствовали себя в Новгороде полными хозяевами. Потому и следов от их пребывания осталось мало: варяги-русы (россы) растворились среди «туземцев», а не наоборот. Но функцию защиты они выполняли, и их потомки «работали» на военно-внешнем направлении. Это то, что касается Новгорода и варягов-русов.

Ещё раз отметим по поводу русского языка. Учёные подсчитали, что немало чудских слов употребляется в нашем языке. Но в составлении российского народа (термин Ломоносова -Л.Ф.Б.) преимущество принадлежит славянам, хотя ими были приглашены на княжение варяги. Язык наш, по Ломоносову, произошел от славянского, но, распространяясь территориально, обретал местные особенности (наречия).

По утверждению А.Г. Кузьмина в летописных записях под 894 (6406) годом поясняется, что «словеньский язык и рус-

ский одно есть»14. Обратим внимание на дату - 894 год. Рюрик, Синеус, Трувор были приглашены новгородцами в 862 году. Поскольку политическое долголетие сохранилось только у Рюрика, то о нём и скажем, что как политик, он понимал необходимость «вжиться» в новую среду. С этой целью он должен был овладеть языком новгородцев, то есть славянским языком. То же и его дружина. Следовательно, за короткое время варяги-русы научились говорить по-славянски. Таким путём славянский язык стал именоваться русским языком. То есть, как уже отмечалось, суть сохранилась славянская, форма появилась новая: русская, но, заметим, запись об этом появляется после смерти Рюрика и даже после прихода Олега в Киев. Получается, что новгородцы сохранили свою самобытность, своё лицо, своё политико-культурно-правовое «Я». Может быть поэтому Олег так и не прижился, или душа варяга звала в путешествие, в освоение новых земель? «Переселение» Олега из Новгорода в Киев произошло следующим образом.

Судя по источникам15, в «команде» Рюрика были Осколд (Оскольд, Аскольд) и Дир, на правах слуг; Олег - племянник. Оказавшись «не у дел», Аскольд и Дир отпросились у Рюрика со своей группой в Царьград повоевать. Нам уже известно, что варяги-россы осуществляли и раньше походы на Византию, причем вместе со словенами, кривичами, чудью. Получив «вольную», Аскольд и Дир беспрепятственно спустились Днепром до Киева. Увидев город, они спросили у жителей, кто ими правит. В то время Кий уже умер и поляне (киевляне) платили дань хазарам. Пообещав оберегать киевлян (полян) от хазар, Аскольд и Дир «вокняжились» в Киеве. Так поляне стали именоваться русью. Аскольд и Дир защищали полян (русь) не только от хазар, но и от других племен, время от времени нападавших на них (древляне, печенеги, болгары и другие). Расправившись с ними, Аскольд и Дир собрали многоэтничное (многонациональное) войско с преимуществом варягов- россов и пошли на Царьград (866 г.).

Этот поход не был удачным в связи со стихийным бедствием. Аскольд и Дир вернулись в Киев. В это время (879г.) умер Рюрик, перед смертью поручив своего сына Игоря родственнику Олегу. Однако Олег почему-то не захотел оставаться в

14 Кузьмин А.Г. Мародеры на дорогах истории. / Предисл. С.В. Перевезенцева. М.: «Русская панорама», 2005. С. 42, 43, 54.

15 См.: Ключевский В.О. Русская история. М.: Эксмо, 2009; Ломоносов М.В. Записки по русской истории. М.: Эксмо, 2008.

Новгороде. Не потому ли, что власть князя в Новгороде не прочна, не суверенна? К тому же Игорь мал, а Олег всего лишь родственник Рюрика, новгородцы могут и вообще его выгнать. Во всяком случае, известно то, что Олег с Игорем, с частью новгородцев (словен), с кривичами, чудью, варягами-россами отправился в Киев, где были Аскольд и Дир. Тем же путем, что и они, Олег прибыл к Киеву. По дороге, с помощью кривичей, он вошел в Смоленск и оставил там своего наместника, взял Любеч и поставил там своего воеводу. Прибыв к Киеву, Олег велел своим родичам россам сообщить, что он с Игорем отправляется торговать в Грецию и хочет встретиться с земляками (варягами-россами - Л.Ф.Б).

Аскольд и Дир, ничего не подозревая, прибыли на корабль к Олегу. Тот же приказал дружине арестовать их и объявил, что они - люди, не княжеской крови, не родовитые16, им не быть у власти. Законный наследник власти - Игорь. Аскольда и Дира убили. Олег «вокняжился» в Киеве и объявил этот город столицей всех городов, которыми овладели россы, то есть, и Новгорода. Это произошло, по Летописи, в 882 году. Новое имя полян - русы (россы) упрочилось. Но этим же именем стали называться и окрестные славяне, добровольно входящие в Олегову дружину, тем более, что Олег, надо полагать, уже давно разговаривал по-славянски. Помня свою главную функцию - защита от набегов племен-кочевников, Олег стал активно строить города-укрепления. Средства для этого добывались путем установления дани. Так, новгородцы должны были платить по триста гривен в год (видимо по сто гривен каждое племя, входившее в Федерацию). Войной Олег покорил древлян и наложил на них (за сопротивление) тяжкую дань. Северяне и радимичи, раньше платившие дань хазарам, не стали сопротивляться и Олег установил им легкую дань. Воевать пришлось Олегу с тиверцами и суличанами, оттого и дань для них была установлена тоже значительная. Под началом Олега стал воевать повзрослевший Игорь. Его имя Летопись связывает с победами над уграми и печенегами. В 903г. Игорь женился на Ольге, родом из-под Пскова. Ее этническое происхождение в науке доподлинно не установлено, впрочем, как нет точных данных и о происхождении матери Игоря. Предполагается, что Ольга из варяг-россов, либо правнучка Гостомысла, по указа-

16 Аскольд и Дир действительно были слугами Рюрика, приглашенного новгородцами.

нию которого новгородцы пригласили варягов.

Таким образом, мною дан ответ на поставленный вопрос: какое славянское племя первым назвало себя русью. Это - поляне (киевляне). Новгородцы же, оберегавшие больше всего свою самобытность, суверенитет, хотя и пригласили варя-гов-русов княжить, но оставались сами собой, вплоть до завоевания их Иваном III.

В контексте сегодняшних событий (2017 год), происходящих на Украине в процессе её «суверенизации» и борьбы со всем русским, возникает вопрос: против чего борется Украина, или за что борется Украина? Как и кем не рассматривай себя нынешние украинцы в Истории до 882 г., факт признания киевлянами (полянами) себя русью в указанный год свидетельствует о том, что они «потеряли» свою идентичность, приняв, говоря словами А.Г. Кузьмина, эпитет «русский», «прозвася» (Летопись) тем самым «Русская земля» (Летопись). Именно как Русь, Киев и стал известен остальному миру, что зафиксировано в источниках не только «внутренних», но и международного характера (мирового). Именно как Русь, как русская, политическая власть, уже в составе Древнерусского государства стала распространяться посредством переселения, расселения, передвижения территориально, в том числе, на Северо-Восток. Никто другой, а Владимир Мономах построил город Вла-димир-на-Клязьме; никто другой, а его сын Юрий Долгорукий построил Москву. Владимир стал центром Северо-Восточной Руси, Москва же - столицей Руси, Русского государства, Российской Федерации. Именно Киевские митрополиты своим добровольным решением переселились вначале во Владимир, затем в Москву, сделав её духовной столицей Руси. То есть, Древнерусское государство «родило» будущую Россию, временно пожертвовав собою, оказавшись в разных государствах. Но как воссоединяются не по своей воле распавшиеся семьи, так и Русь - мать вернулась к Руси - дочери, восстановив семью в лице России. При этом Россия, её политические Лидеры на всём протяжении времени (князья, цари, императоры, советские руководители (кроме Хрущёва и Горбачева), совместно с малороссами, даже назвавшими себя позже украинцами, делали всё для того, чтобы восстановить исторически формировавшееся политическое и кровно-родственное пространство. Распад СССР и образование СНГ - не повод для разрыва

этого пространства, а возможность для самостоятельной жизни членов одной семьи.

Именно помня, что мы: Белоруссия, Украина, Россия, - одна Семья, нужно решать вопрос о формах политической жизни в самостоятельных Домах (Квартирах).

Выходит что:

а) либо нынешняя политическая Украина воюет сама с собой, со своей собственной историей, со своими корнями;

б) либо на нынешней территории, именуемой «Украина», пытается сформироваться, обосноваться новая общность, не имеющая на этой территории исторических корней.

Авторское видение

Если бы те, кто именует себя сегодня украинцами, искренне хотели иметь самостоятельную «нормальную» государственность, то строить её нужно не вопреки истории, а опираясь на историю; не отрицая общих корней с Россией, выявить, обобщить, осознать и преподнести «своему» обществу и миру то новое, отличающее украинцев от русских, что сформировалось в ходе исторических обстоятельств вне России; затем в составе Империи, СССР и за постсоветское время. Отличия действительно в части общества Украины есть. Но в части. Они привнесены пребыванием русских со времени распада Древнерусского государства в составе Литовско-Польского государства, Австро-Венгрии17. Но будучи в составе Литовско-Польского государства, русские боролись за независимость. Покидая Речь Посполитую, образуя казацкое (вольное) сообщество, русские, устанавливая свой особый порядок жизни, вырабатывали опытно и некие особенности характера, культуры, присовокупляя их к уже сложившимся особенностям в составе чужого государства. Так образовалась Запорожская Сечь18.

17 Галицкая земля (X - XIV вв.) расположена на северо-западных склонах Карпат, в верховьях рек Днепр, Прут; города - Перемышль, Звенигород, Галич, Теребовль. С конца X в. - в Киевской Руси. С конца XI в. - несколько удельных княжеств, объединившихся в 1144 г. в одно Галицкое княжество. В 1349 г. оно захвачено Польшей. При князе Данииле Романовиче даже Киев входил в Галицко-Волынское княжество. Затем оно захвачено Литвой - Польшей (XIV в.).В составе Польши - Ивано-Франковская, Львовская, Тираспольская области; Жешувского и большей части Краковского воеводства. Захвачены Австро-Венгрией в 1772, 1795 гг. С 1772 по 18918 г. - провинция Габсбургской империи. С 1918г. - в составе Польши. Восточная Галиция в 1939 г. вошла в состав Западной Украины, воссоединившись с УССР, благодаря СССР.

18 Запорожская Сечь - организация казаков в XVI - XVIII вв. за Днепровскими порогами. До 1654 г. существовала Казацкая республика с верховным органом -Сечевой Радой. Её возглавлял кошевой атаман. Делилась Сечь на курени. Сечь вела борьбу с турками, крымскими татарами, поляками. В 1654 г. добровольно вошла в

Из примечаний, данных ниже, видно, что за столетия пребывания в чужих государствах часть русских обрела новые черты, но в целом не утратив русскости. Вернувшись в разное время, разными способами, при разных обстоятельствах на свою историческую Родину - Россию, которая никогда не забывала своих корней, русские, действительно в чём-то отличавшиеся от остальных русских, не покидавших России, вновь стали воспринимать русско-российские черты. Но часть из них всё же сохранила отличия, особенно что касается Западной территории. Обретя с помощью Советской власти государственность в форме «Украина», население естественным образом стало называть себя украинцами, т.е. людьми, проживающими не в РСФСР, а в УССР. Стать таким образом украинцем - не значит перестать быть русским. Тем не менее почти столетнее существование в «обли-чьи» украинца, оставило свой след на части населения. Поэтому выше и сказано мною: «Но в части». Какая-то часть населения этих отличий не чувствует, не видит и не хочет видеть. Пусть эта часть общества остаётся верной своим корням, своей истории.

Задача России - обеспечить гарантию для таких людей, а их миллионы, соблюдения их прав. Нельзя не видеть и другой стороны - тенденции формирования отдельной ветви русского народа - украинцев. Речь идёт именно о ветви русского народа, а не об особой, новой нации. Нельзя на русской территории построить нерусскую нацию. Территория же нынешней Украины - это русская территория, «Русская земля». Это факт, доказанный тысячами исследований. По ним без труда можно составить карту расселения народностей, принявших имя «русский», с этим именем и строивших Россию. Не было такого народа, как «украинцы», которые бы строили Россию. В строительстве России с определённого времени участвовали малоросы (малороссы). Вполне возможно, что нет смысла возвращаться к слову «малороссы», но если и признавать за эт-но-политический факт украинцев, то только в качестве ветви русского народа. Только в таком качестве на русской территории может существовать украинская государственность, как западная окраина Русского мира.

Данный вывод не всеми воспринимается, но он историчен. Другой вопрос, как реализовать задачу. Самое главное - миром. Втягивать всю Россию в гражданскую войну может быть

Россию. В 1709 г. Старая Сечь была упразднена. В 1734 г. была создана Новая Сечь, ликвидированная в 1775 г. после восстания Пугачёва.

■ не столько опасно, сколько безнравственно. Ведь русские бу-

дут воевать с русскими. С другой стороны, время уже упущено, раскол углубляется. Не прекращая той деятельности, которая уже ведётся со стороны России, полагаю необходимым в разы активизировать разъяснительную работу по основным вехам нашей единой, общей истории (для жителей Украины).

Вполне приемлемо пропагандировать факт существования трёх ветвей русского народа: белорусов, украинцев, русских. Полагаю некорректным и даже вредным, когда со стороны ряда политиков раздаются слова: «Львов - польский, отдадим Польше то-то и то, разделим». Вся территория Украины - Русская земля.

На этом надо стоять, за это отдали жизни миллионы россиян. Поскольку же общество поссорилось, разделилось, в таких случаях переходят к федеративному устройству. Напомню, что и К. Маркс, и В.И. Ленин были против федерализма. Но оба считали, что если народ раскололся надвое, то необходим федерализм как переходная форма к будущему единству.

Список литературы:

1. Абдулатипов Р.Г., Болтенкова Л.Ф. Россия, в чем суть твоего бытия? - М.: «Республика», 1994.

2. Болтенкова Л.Ф. Становление и развитие российского многонационального государства (У1в. - настоящее время). В пяти книгах. Кн.1. Становление и развитие Российской империи как общего Дома разных этносов. - М., 2011.

3. Власов В.И. Что такое Русь и почему она святая? // В.И. Власов. Кавказская линия святой Руси: сборник научных статей; под общ. ред. Л.Ф. Болтенковой - М., 2010.

4. История СССР с древнейших времен до наших дней. В двух сериях. В двенадцати томах. Первая серия. Т.1. - М., «Наука», 1966.

5. Ключевский В.О. Русская история. - М.: Эксмо, 2009.

6. Кузьмин А.Г. Мародеры на дорогах истории. // Предисл. С.В. Перевезенцева. - М.: «Русская панорама», 2005.

7. Ломоносов М.В. Записки по русской истории. - М.: Эксмо, 2008.

Bibliography

1. Abdulatipov R.G., Boltenkova L.F. Russia, what is the essence of your being? - M.: Republic, 1994.

2. Boltenkova L.F. Formation and development of the Russian multinational state (VI century - present time). In five books. Vol. 1. Formation and development of the Russian Empire as a common house of different ethnic groups. - M., 2011.

3. Vlasov V.I. What is Russia and why is it holy? // V.I. Vlasov. Caucasian line of holy Russia: a collection of scientific articles; under the Society. Ed. L.F. Boltenkova - M., 2010.

4. History of the USSR from ancient times to the present day. In two series. In twelve volumes. First episode. Vol. 1. - M., "Science", 1966.

5. Klyuchevsky V.O. Russian history. - Moscow: Eksmo, 2009.

6. Kuzmin A.G. Marauders on the roads of history. // Preface. S.V. Perevezentseva. - Moscow: "Russian panorama", 2005.

7. Lomonosov M.V. Notes on Russian history. - Moscow: Eksmo, 2008.

i _

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.