Научная статья на тему 'Каким быть воспитательному центру?'

Каким быть воспитательному центру? Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
41
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Попов В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Каким быть воспитательному центру?»

ОРГАНИЗАЦИЯСЛУЖЕБНОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Генерал-майор внутренней службы В. В. ПОПОВ начальник ВИПЭ ФСИН России, к. ю. н., доцент, заслуженный юрист Российской Федерации

КАКИМ БЫТЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОМУ

ЦЕНТРУ?

Входе научно-практической конференции по вопросам реформирования уголовно-исполнительной системы, которая прошла 10 сентября 2009 года в г. Москве, были определены приоритетные задачи по дальнейшей гуманизации системы исполнения наказаний, повышению ее возможностей в достижении целей исправления осужденных, предупреждения совершения ими новых преступлений. Комплекс мероприятий по решению данных задач нашел свое отражение в проекте Концепции развития уголовно-исполнительной системы в Российской Федерации на период до 2020 года.

Согласно проекту Концепции несовершеннолетние, осужденные к лишению свободы, будут отбывать наказание в исправительных учреждениях нового типа - воспитательных центрах с обычным и усиленным наблюдением. Главным принципом формирования системы воспитательных центров для несовершеннолетних осужденных станет обеспечение раздельного их содержания в зависимости от общественной опасности совершенных преступлений и уровня криминальной зараженности личности. Предполагается также изменить подходы к осуществлению социальной, психологической и воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными в воспитательных центрах на основе применения индивидуальных форм воздействия, более широкого взаимодействия с общественностью.

Предпринимаемые государством меры в направлении противодействия преступности и гуманизации уголовной ответственности несовершеннолетних привели к сокращению численности лиц, содержащихся в воспитательных колониях. По состоянию на 1 января 2010 года в воспитательных колониях отбывали наказание 5970 осужденных (8550 - на 1 января 2009 года). Вместе с тем в последние годы произошло значительное ухудшение социальных и уголовно-правовых характеристик лиц, содержащихся в воспитательных колониях. Свыше

половины из них ранее имели судимость (4,5% - осуждались к лишению свободы; 42,4% - осуждались условно; 12,0% - осуждались к обязательным работам, исправительным работам и другим наказаниям). В структуре лиц, отбывающих наказание в воспитательных колониях, по-прежнему наибольший удельный вес (25%) составляют лица, осужденные за кражу, 19,8% отбывают наказание за грабеж, 15,2% - за разбой, 11% -за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, 6,6% - за изнасилование, 6,5% - за убийство. Из общего числа осужденных, содержащихся в воспитательных колониях, четверть до осуждения нигде не работали и не учились1. Отбывая наказание в воспитательных колониях, отдельные несовершеннолетние осужденные не стремятся встать на путь исправления и продолжают вынашивать намерения о дальнейшем совершении преступлений. Очевидно, что работа с указанной категорией лиц требует соответствующего социально-реабилитационного сопровождения, позволяющего обеспечить их эффективную ресоциализацию к условиям жизни в современном обществе. Несомненно, что главной задачей, стоящей перед современным пенитенциарным учреждением для несовершеннолетних, является организация деятельности психолого-педагогического и реабилитационного характера, которая должна проводиться с учетом не только возрастных, но и индивидуальных (психологических, физиологических, уголовно-правовых) характеристик осужденных.

Необходимо отметить, что существующая сегодня уголовная и уголовно-исполнительная политика в отношении несовершеннолетних не в полной мере учитывает их особенности и осуществляется большей частью в соответствии с общими принципами и нормами.

При этом меры репрессивного характера преобладают над воспитательными. В настоящее время воспитательные колонии не выделены в общей системе пенитенциарных учреждений. Они являются типичным исправительным учреждением, реализующим цели наказания, установленные в ч. 2 ст. 43 УК РФ. Несовершеннолетние в большинстве случаев поступают в воспитательные колонии из следственных изоляторов и, достигнув совершеннолетия, переводятся для отбытия оставшегося срока наказания в исправительные колонии общего режима для взрослых преступников. Установленные законом различия между условиями содержания осужденных в воспитательной колонии и условиями содержания в исправительных учреждениях для взрослых преступников не являются существенными (гл. 17 УИК РФ). При применении к осужденным средств исправления в воспитательных колониях не в полной мере учитываются психолого-педагогические особенности несовершеннолетних, что снижает эффективность социально-реабилитационной работы с ними.

Действующим законодательством закреплены ограниченные возможности для дифференциации исполнения лишения свободы в отношении несовершеннолетних осужденных (п. 9 ст. 74 УИК РФ). Изменения, внесенные в уголовное и уголовно-исполнительное законодательство, упразднили существовавшие ранее в воспитательных колониях общий и усиленный режимы2. Сегодня в воспитательных колониях совместно содержатся лица, впервые осужденные к лишению свободы и ранее отбывавшие данный вид наказания, несовершеннолетние, осужденные за совершение преступлений различной степени тяжести. Реализация предусмотренного действующим уголовно-исполнительным законодательством требования о раздельном содержании данных категорий осужденных (п. 2 ст. 80 УИК РФ) на практике трудно осуществима в рамках одного вида исправительного учреждения для несовершеннолетних осужденных. В результате этого отрицательно характеризующиеся лица, отбывающие наказание, имеют возможность оказывать негативное влияние на остальных осужденных, содержащихся в воспитательной колонии. Вследствие этого все большее распространение среди несовершеннолетних осужденных приобретают элементы криминальной субкультуры. Как отме-

чают специалисты, криминальная субкультура является основным механизмом криминализации подростковых общностей и в полной мере проявляется в местах лишения свободы, в том числе в воспитательных колониях3.

Данные обстоятельства в значительной степени снижают возможности воспитательных колоний в достижении целей исправления осужденных, предупреждения совершения ими новых преступлений. Все это предопределяет объективную необходимость рассмотрения вопроса о создании исправительного учреждения нового типа для несовершеннолетних осужденных с учетом европейских стандартов пенитенциарной деятельности, а также накопленного отечественного и зарубежного опыта. Основная задача данного учреждения должна состоять в организации комплексной, завершенной системы исполнения лишения свободы для лиц, совершивших преступление в несовершеннолетнем возрасте, направленной на социализацию личности.

С этой целью директором ФСИН России А. А. Реймером было принято решение о разработке модели исправительного учреждения нового типа для несовершеннолетних осужденных. К работе по ее подготовке были подключены Вологодский институт права и экономики ФСИН России, Научно-исследовательский институт ФСИН России, Научно-исследовательский институт информационных и производственных технологий ФСИН России, Академия ФСИН России. При разработке модели также учитывались мнения ведущих ученых Академии Генпрокуратуры Российской Федерации, Академии управления МВД России и др.

Под руководством заместителя директора ФСИН России А. М. Величко осуществлена научно-практическая разработка по теме «Концептуальная модель воспитательного центра для несовершеннолетних осужденных». Модель включает в себя описание целей и задач воспитательного центра, его функциональной и организационной структуры, условий отбывания наказания и содержания под стражей. В модели также представлена характеристика системы управления воспитательным центром, даны предложения по организации отдельных направлений его деятельности, разработан примерный расчет штатной численности персонала. Приведены предложения по материальной базе воспитательно-

и о

ш 1=1

£ и

го центра, рассмотрены вопросы подготовки кадров для работы с несовершеннолетними осужденными.

Модель подготовлена с учетом положений проекта Концепции развития уголовно-исполнительной системы в Российской Федерации на период до 2020 года, на основе анализа международных стандартов пенитенциарной деятельности: Европейских пенитенциарных правил (2006 год), Минимальных стандартных правил ООН, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила, 1985 год), Правил ООН, касающихся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы (1990 год), требований Европейского комитета против пыток, прецедентных решений Европейского Суда по правам человека и др. Использованы статистические и иные данные об исполнении наказания в виде лишения свободы в отношении несовершеннолетних осужденных, материалы переписи несовершеннолетних, отбывающих лишение свободы, результаты анкетирования сотрудников воспитательных колоний, экспертной оценки и фотографии рабочего времени персонала воспитательных колоний.

Предлагаемая модель воспитательного центра более полно учитывает международные пенитенциарные стандарты, использует опыт деятельности исправительных учреждений для несовершеннолетних ряда европейских государств (Швейцария, Германия и др.), а также передовой российский опыт работы воспитательных колоний. Заложенные в ней идеи позволят повысить эффективность достижения целей наказания в отношении несовершеннолетних.

Концептуальная модель содержит следующие основные положения, которые предопределяют новизну воспитательного центра и его отличия от воспитательной колонии.

1. Структура воспитательного центра позволяет обеспечить непрерывность и преемственность работы с несовершеннолетними с момента заключения их под стражу и до момента освобождения, оградить несовершеннолетних от влияния со стороны взрослых преступников, воспрепятствовать распространению криминальной субкультуры. Это, в частности, достигается за счет включения в структуру воспитательного центра помещения, функционирующего в режиме следственного изолятора (далее - ПФРСИ), участка для со-

держания несовершеннолетних осужденных, изолированного участка исправительной колонии (тюрьмы) общего режима4, социально-реабилитационного центра. В настоящее время также прорабатывается вопрос о возможности введения в структуру воспитательного центра участка, функционирующего в режиме колонии-поселения, для содержания положительно характеризующихся совершеннолетних осужденных.

Как показал опрос сотрудников воспитательных колоний, большинство респондентов (84,6%) считают целесообразным создание воспитательных центров с обычным и усиленным наблюдением, включающих ПФРСИ, участок для несовершеннолетних осужденных, участок исправительной колонии (тюрьмы) общего режима и социально-реабилитационный центр. При этом основная задача, которую позволит решить создание таких центров, заключается, по мнению 69,2% респондентов, в снижении влияния осужденных, имеющих наибольшую криминальную зараженность, на остальных осужденных. Другим важным результатом, как считают 46,1% респондентов, станет повышение эффективности работы по подготовке осужденных к освобождению, их ресоциализации. 36,5% опрошенных полагают, что преобразование воспитательных колоний в воспитательные центры позволит обеспечить целостность и непрерывность исправительного процесса5. Большинство опрошенных сотрудников территориальных органов ФСИН России (52,6%) полагают необходимым увеличить предельный возраст содержания осужденных в воспитательном центре до 24 лет (35,3% респондентов) либо до полного отбытия срока наказания (17,3% респондентов).

2. За счет создания воспитательных центров двух видов (с обычным и усиленным наблюдением) обеспечивается раздельное содержание несовершеннолетних осужденных, имеющих наибольшую степень криминальной зараженности, и остальной части воспитанников. Воспитательный центр с обычным наблюдением предназначен для отбывания наказания несовершеннолетними, впервые осужденными к лишению свободы. Воспитательный центр с усиленным наблюдением предназначен для отбывания наказания несовершеннолетними осужденными, ранее отбывавшими наказание в виде лишения свободы, а также несовершеннолетними, осужденными за совершение особо

тяжких преступлений. Такое разделение будет способствовать предотвращению распространения криминальной субкультуры среди осужденных, а также повышению эффективности воспитательной работы с лицами, совершившими преступления в несовершеннолетнем возрасте, с учетом их уголовно-правовых характеристик. Отличие организации и содержания деятельности воспитательного центра с усиленным наблюдением от воспитательного центра с обычным наблюдением главным образом будет состоять в более высокой плотности надзора за осужденными и повышенной степени охраны учреждения, а также в особенностях социальной, психологической и воспитательной работы с осужденными с учетом большей степени их криминальной зараженности (повышенная интенсивность социально-педагогического и психологического сопровождения, применение различных медицинских и психокоррекционных методик). Так, по мнению большинства опрошенных респондентов, между воспитательными центрами с усиленным и обычным наблюдением должны быть принципиальные отличия в воспитательной работе с содержащимися в них осужденными (72,9%). Кроме того, различия должны коснуться условий размещения осужденных (48,8% респондентов), особенностей организации охраны и надзора (46,1% респондентов). В то же время общей для обоих видов воспитательных центров, по мнению большинства опрошенных сотрудников воспитательных колоний (59,4%), должна стать социализирующая модель воспитательной работы с осужденными, предполагающая создание в воспитательном центре специальной социально-ориентированной воспитывающей среды. Однако при этом в воспитательных центрах с обычным наблюдением следует делать акцент как на групповые, так и на индивидуальные формы организации воспитательной работы с осужденными (45,9% респондентов), в воспитательных центрах с усиленным наблюдением - в основном на индивидуальные формы воспитательной работы (75,6% респондентов).

3. Организация исправительного воздействия в воспитательном центре имеет кардинальные отличия, поскольку предполагает отказ от отрядной системы и переход к индивидуальным и групповым формам работы. Предусматривается оптимизация численности несовершеннолетних осужденных в коллекти-

вах на основе мультидисциплинарного подхода. Данное нововведение позволит обеспечить индивидуализацию процесса исправительного воздействия, приоритет в работе психолого-педагогических и социальных методов и форм воздействия на осужденных. Социальная работа позиционируется как координирующее начало для применения средств исправления и ресоциализации осужденных.

Концептуальная модель предусматривает переход от отрядной формы работы с осужденными к работе с мультидисциплинарной группой несовершеннолетних. Предлагается несколько подходов (критериев) к формированию мультидисциплинарных групп (секций) осужденных:

в зависимости от социальной запущенности и криминальной зараженности осужденного, его восприимчивости к социально-педагогическому воздействию;

в зависимости от уголовно-правовых и криминологических характеристик осужденных (насильственные преступления, корыстные преступления, корыстно-насильственные преступления и т. п.);

на основе принципов совместного обучения, профессиональной подготовки, трудовой деятельности (класс, учебная группа, бригада).

Дополнительно необходимо учитывать такие критерии, как психологическая совместимость осужденных, возраст, наличие различного рода хронических инфекционных и иных заболеваний (ВИЧ-инфекция и т. п.) и др.

Одновременно для осуществления психо-коррекционных и иных реабилитационных мероприятий предлагается формировать сквозные мультидисциплинарные группы по дополнительным критериям (наркоманы, склонные к агрессии и др.). Мероприятия с такими группами осуществляются по отдельным программам в специальных кабинетах в отведенное для этого время (работа психолога, психиатра, социального работника, социального педагога, учителя, мастера и др.).

4. Моделью воспитательного центра предусматривается создание условий отбывания наказания, позволяющих стимулировать пра-вопослушное поведение осужденных путем последовательного снижения уровня право-ограничений (система «социального лифта»). Предлагается сохранить в воспитательном центре (на участке для содержания несовершеннолетних осужденных) виды условий от-

и о

ш 1=1

£ и

бывания наказания, предусмотренные действующим уголовно-исполнительным законодательством (п. 1 ст. 132 УИК РФ) для воспитательных колоний (обычные, облегченные, строгие, льготные). При этом в социально-реабилитационном центре должны содержаться осужденные, переведенные на льготные условия. Данное предложение разделяют 76,9% опрошенных сотрудников воспитательных колоний. Такие условия отбывания наказания представляются оптимальными, поскольку позволяют стимулировать правопослушное поведение несовершеннолетних, дифференцировать и индивидуализировать исполнение наказания. Осужденные на всех видах условий в воспитательных центрах размещаются численностью до 4 человек в жилых блоках, обеспеченных необходимыми санитарно-бытовыми условиями. Жилые блоки в строгих условиях заперты постоянно, во всех остальных видах условий жилые блоки запираются только ночью. Для обеспечения необходимого контроля за поведением осужденных, организации исправительного воздействия, реализации коммунально-бытового обеспечения жилые блоки объединяются в секции.

5. В целях создания целостной эффективной системы подготовки осужденных к освобождению предлагается создание за пределами учреждения социально-реабилитационного центра в виде отдельного общежития комнатного типа без охраны, но под надзором администрации.

6. Предполагается минимизация в работе воспитательных центров элементов, характерных для тюремного учреждения. Решение данной задачи потребует внедрения современных инженерно-технических средств надзора, оснащение учреждения интегрированными инженерно-техническими системами охраны, что, в свою очередь, связано со значительными финансовыми затратами, необходимостью дополнительной профессиональной подготовки сотрудников. Тем не менее решение данных вопросов позволит в перспективе снизить в воспитательном центре численность сотрудников подразделений охраны и надзора, увеличить число сотрудников, выполняющих функции социальной, психологической и воспитательной работы с осужденными.

7. Особое внимание при разработке модели воспитательного центра уделено персоналу. Планируется специализированная подготов-

ка основных категорий сотрудников по работе с несовершеннолетними осужденными.

Большое практическое значение имеет определение типовой организационной структуры воспитательного центра. Основные нововведения предлагаемой организационной структуры вытекают из названных выше положений, предопределяющих отличия воспитательного центра от воспитательной колонии. В частности, они предполагают включение в организационную структуру воспитательного центра ПФРСИ и изолированного участка, функционирующего в режиме исправительной колонии (тюрьмы) общего режима. Вместе с тем ПФРСИ может не создаваться в случае значительной удаленности воспитательного центра от крупных городов, отсутствия достаточной территории для строительства данного объекта. Моделью предусматривается создание социально-реабилитационного центра в структуре воспитательного центра с обычным наблюдением, что позволит увеличить эффективность подготовки осужденных к освобождению, их ресоциализации. Создание социально-реабилитационного центра в воспитательных центрах с усиленным наблюдением представляется нецелесообразным ввиду незначительного количества осужденных, предполагаемых к размещению в данном подразделении. В целях формирования единого информационного пространства социального и психолого-педагогического сопровождения процесса исполнения наказания предусматривается объединение подразделений социальной, психологической и воспитательной (социально-педагогической) работы с осужденными в рамках единого отдела. В организационную структуру воспитательного центра предлагается также ввести должность помощника начальника центра по соблюдению прав человека в УИС. Данное предложение обусловлено все повышающимся вниманием со стороны государства и общественности к вопросам обеспечения прав и законных интересов несовершеннолетних в условиях лишения свободы, улучшения их социального положения, адаптации к жизни в обществе.

В ходе проведения исследования авторский коллектив столкнулся с рядом дискуссионных вопросов, некоторые из которых еще ждут своего решения в ходе дальнейшей работы. Наиболее дискуссионными представляются вопросы, связанные со структу-

рой воспитательного центра; категориями и возрастом содержащихся в них осужденных; обеспечением раздельного содержания на территории одного воспитательного центра различных категорий осужденных, в том числе лиц мужского и женского пола; установлением правового статуса участка воспитательного центра для содержания лиц, достигших совершеннолетия; изменением форм и методов работы с воспитанниками; закреплением элементов прогрессивной системы исполнения наказания в условиях сложной организационной структуры воспитательных центров и др.

Преобразование воспитательных колоний в воспитательные центры потребует переработки целого ряда федеральных и ведомственных нормативных правовых актов, подготовки отдельных локальных правовых актов.

В первоочередном порядке необходимо будет внести следующие изменения в:

УК РФ в части определения новых видов исправительных учреждений для отбывания лишения свободы лицами, совершившими преступления в несовершеннолетнем возрасте (ч. 1 ст. 56; ч. 3 ст. 58; п. 6 ст. 88);

УИК РФ в части определения вида исправительного учреждения для отбывания наказания несовершеннолетними осужденными, регламентации особенностей исполнения наказания в виде лишения свободы в воспитательных центрах, применения мер поощрения и взыскания, порядка перевода осужденных в изолированный участок воспитательного центра, функционирующий как ИК (тюрьма) общего режима (ч. 9, 10 ст. 74; ст. 132; ст. 133; ст. 138; ст. 140) и др.;

Закон Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» в части создания в воспитательных центрах учебно-производственных (трудовых) мастерских (ст. 18);

ведомственные нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы организации режима и надзора за осужденными, социальной, психологической и воспитательной работы с осужденными и ряда других направлений деятельности воспитательных центров.

По концептуальной модели воспитательного центра подготовлены проекты четырех нормативных правовых актов по изменению федерального законодательства, пяти ведом-

ственных нормативных правовых актов и трех локальных правовых актов.

В целях экспериментальной апробации концептуальной модели воспитательного центра ФСИН России намечено проведение пилотных проектов на базе ряда воспитательных колоний (в частности, Алексинской и Брянской воспитательных колоний). В реализации данных экспериментов планируется участие НИИ и ВИПЭ ФСИН России, а также швейцарских экспертов.

Потребуется углубленная профессиональная специализация в подготовке персонала для работы с несовершеннолетними осужденными, организация непрерывного профессионального обучения сотрудников воспитательных центров, в том числе за счет расширения перечня программ дополнительного профессионального образования. Вологодским институтом права и экономики ФСИН России уже начата эта работа. В 2011 году в институте будет осуществлено лицензирование специальности 050407.65 «Педагогика и психология девиантного поведения» (специализация -психолого-педагогическая реабилитация детей с девиантным поведением). Планируется начать подготовку специалистов юридического профиля для воспитательных центров по новой образовательной программе 030505.65 «Правоохранительная деятельность» (специализация - воспитательно-правовая), которая позволит увеличить вариативный блок специальных дисциплин воспитательно-правовой направленности; расширить перечень реализуемых программ дополнительного профессионального образования, включив для сотрудников воспитательных центров обучение по программам «Особенности психологического сопровождения несовершеннолетних осужденных» (для психологов и старших психологов), «Технологии организации социально-педагогической деятельности с несовершеннолетними осужденными» (для старших воспитателей, воспитателей).

В целом проведенное исследование позволило сформулировать общие концептуальные подходы к организационно-функциональному построению воспитательного центра для несовершеннолетних осужденных. Необходимо отметить, что предложенная модель является концептуальной. Ее применение потребует учета особенностей функционирования каждой реорганизуемой воспитательной колонии.

С О

Я

Е Д

ЖУ Л С

Названные проблемы и первые итоги экспериментальной апробации модели воспитательного центра на базе Алексинской и Брянской воспитательных колоний планируется обсудить в ходе международной научно-практической конференции «Воспитательный центр для содержания несовершеннолетних осужденных: актуальные проблемы реализации концептуальной модели», которая состоится в Вологодском институте права и экономики ФСИН России 2-3 декабря 2010 г.

1 Данные приведены по информационно-аналитическим сборникам ФБУ НИИИиПТ ФСИН России «Основные показатели деятельности уголовно-исполнительной системы ФСИН России» за 2007-2009 годы, статистической форме отчетности УСПВРО ФСИН России «Отчет о работе воспитательных колоний» (форма ВК) за 2009 год.

2 См.: Федеральный закон Российской Федерации от 09.03.2001 № 25-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и другие законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2001. № 11. Ст. 1002.

3 См.: Кашуба Ю.А., Бакаева Ю.В. Уголовные наказания, применяемые в отношении несовершеннолетних. СПб., 2009. С. 99-100.

4 Возможность создания в ВК изолированного участка ИК общего режима установлена п. 9 ст. 74 УИК РФ. Создание тюрем общего режима как нового вида ИУ предусматривается проектом Концепции развития уголовно-исполнительной системы в Российской Федерации на период до 2020 года.

5 Здесь и далее приводятся результаты исследования, проводившегося в 2010 году Вологодским институтом права и экономики ФСИН России на базе Алексинской, Архангельской, Брянской, Вологодской и Рязанской воспитательных колоний (категория респондентов - сотрудники воспитательных колоний) и НИИ ФСИН России на базе 54 территориальных органов ФСИН России (категория респондентов - сотрудники территориальных органов ФСИН России).

Полковник внутренней службы А. Е. ОРДЫНЦЕВ, старший инспектор по ОПуправления охраны и конвоирования ФСИН России

ОСОБЕННОСТИ НЕСЕНИЯ СЛУЖБЫ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПО ОХРАНЕ ПСИХИАТРИЧЕСКИХ БОЛЬНИЦ (СТАЦИОНАРОВ) СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ТИПА С ИНТЕНСИВНЫМ НАБЛЮДЕНИЕМ

Указом Президента Российской Федерации от 30.04.2008 № 656 «Об организации охраны психиатрических больниц (стационаров) специализированного типа с интенсивным наблюдением Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» на уголовно-исполнительную систему дополнительно возложена задача по обеспечению охраны психиатрических больниц (стационаров) специализированного типа с интенсивным наблюдением и безопасности лиц, находящихся на их территориях. Этим же указом увеличена численность сотрудников уголовно-исполнительной системы (далее - УИС) на 1280 единиц и дано поручение Правительству Российской Федерации об обеспечении финансирования поставленной задачи.

В мае 2009 года принят Федеральный закон № 92-ФЗ «Об обеспечении охраны психиатрических больниц (стационаров) специализированного типа с интенсивным наблюдением» (далее - Федеральный закон), который определил правовые основы охраны психиатрических больниц (стационаров) специализированного типа с интенсивным наблюдением (далее - ПБСТИН, психиатрический стационар, стационар), обеспечения безопасности лиц, находящихся на принудительном лечении (далее - боль-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.