Научная статья на тему 'Какие остановочные павильоны нужны?'

Какие остановочные павильоны нужны? Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
916
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСТАНОВОЧНЫЙ ПАВИЛЬОН / БЛАГОУСТРОЙСТВО

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Сотникова Валентина Олеговна

Поднимаются вопросы благоустройства городской среды и логической обоснованности размещения остановок транспорта в условиях современной градостроительной ситуации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Какие остановочные павильоны нужны?»

СТРОИТЕЛЬСТВО

УДК 712

В. О. СОТНИКОВА

.7

КАКИЕ ОСТАНОВОЧНЫЕ ПАВИЛЬОНЫ НУЖНЫ?

Поднимаются вопросы благоустройства городской среды и логической обоснованности размещения остановок транспорта в условиях современной градостроительной ситуации.

Ключевые слова: остановочный павильон, благоустройство.

В промышленно развитых странах 24% населения ежедневно добирается до работы, пользуясь общественным транспортом. В странах с переходной экономикой эта цифра составляет более 60%. А сколько времени убивает среднестатистический гражданин в ожидании общественного транспорта? Наша статистика об этом умалчивает. Это время можно провести под открытым небом на продуваемой всеми ветрами остановке, а можно - в тепле и уюте за чашечкой кофе, прикупив заодно необходимые продукты. Остановки, как точки наибольшего скопления людей, наиболее «проходные» участки, идеально подходят для развертывания малого бизнеса. Недаром именно к ним тяготеют частные торговцы мелким, штучным товаром. Таким образом, на остановочные комплексы возлагается двойная нагрузка. С одной стороны, являясь малыми архитектурными формами, они украшают город, вносят разнообразие в городскую среду. С другой - обеспечивают комфорт для горожан, способствуют развитию розничной торговли, сети «fast food» - быстрого питания. Здесь могли бы размещаться и пункты по оказанию разнообразных мелких бытовых услуг. Особая тема - архитектурный облик остановочных комплексов. Их архитектура разнообразна, пестра, и каждый по-своему индивидуален, хотя выполняется по определённым канонам и с учётом необходимых градостроительных требований, пожарной, санитарно-эпидемиологической безопасности и т. д. Несмотря на свою индивидуальность, остановочные комплексы должны гармонично вписываться в сложившуюся архитектуру, дополнять её, а не входить с ней в противоречие. Кроме того, строительство остановочных комплексов должно подчиняться градостроительному регламенту размещения объек-

Сотникова В. О., 2009

тов торговли и общественного питания малой мощности.

В дорожной среде объектами малых архитектурных форм являются оборудование площадок отдыха, оборудование автобусных остановок и т. д.

Все эти элементы, составляя часть «промежуточной зоны», служат строго утилитарным целям и вместе с тем являются композиционными деталями среды, составляющими «связующий элемент» в масштабном сопоставлении человека и застройки. «Утилитарны и необходимы» - и с этим никто не спорит, они должны уберечь нас от солнца и дождя, ветра и снега... Они могут также спасти нас от уныния и серости, повысить настроение после трудового дня, снять нервозность и украсить городской быт.

Остановочный павильон должен соответствовать всем нормам и правилам: социальным, антропометрическим, санитарно-гигиеническим, экологическим, экономическим; отвечать требованиям безопасности - и это уже гарантия, что он не будет нас раздражать.

Эмоционально-психологические требования связаны с особенностями восприятия и переработки информации человеком. Они учитываются при определении цветовых решений малых ландшафтно-архитектурных форм, исходя из особенностей воздействия разных цветов и их сочетаний на людей, при выборе шрифтов на указателях, их «читаемости», при выборе графики информационных схем, помогающей легко ориентироваться в пространстве, и т. п.

Во всём мире уделено достаточно внимания проблеме остановочных павильонов. Создано огромное количество унифицированных остановочных павильонов, модульных систем, при установке которых все требования СНиПов и стандартов будут удовлетворены. Почему же продолжают объявляться конкурсы в разных

городах на создание остановок? Казалось бы, расставляй уже придуманное - и делу конец.

Человек всегда будет стремиться к индивидуальному - в своём облике, в обстановке своего жилища; его никогда не перестанут удивлять музейные экспонаты, созданные художниками и дизайнерами. Чем больше человека окружают стандартные вещи в офисах, магазинах, больницах (там они оправданы), тем сильнее будет возникать тяга к нестандартному, душевному, рукотворному.

На сайтах в Интернете [1] можно обнаружить различные подходы к решению этой задачи. Остановки в виде арбуза, клубники (Япония), которые хочется откусить; остановки, оборудованные гамаком и качелями (Германия), -больше концептуальные, но в этих идеях заложен основной смысл остановки - отдых. А кто не наработался - остановка «Хайтек» (Франция). С такой вот автобусной остановки вы вряд ли захотите уезжать. С бесплатным-то вай-фаем. Да на ней, вообще, работать можно! А кому не досталось места в ней, может полюбоваться короткими видеороликами с обратной стороны.

Остановочный павильон с эксплуатируемой кровлей (Шефилд, Великобритания) - оказывается, эксплуатируемая кровля бывает не только у зданий. В бетонных джунглях городов каждый квадратный метр стоит тысячи долларов. Поэтому и газон в целях экономии лучше поместить на крышу автобусной остановки.

Вопрос неповторимости можно решить, индивидуализировав подход к вопросу озеленения. Ожидание транспорта можно смягчить пребыванием «на зелёном островке», тем более, что горожанам не хватает общения с природой. Можно превратить остановочный павильон в экспозицию цветущих культур. Сделать это можно за счёт большего внедрения торговых точек с цветочным ассортиментом (понятно, делать это надо там, где будет экономическая выгода предпринимателям). У нас в городе есть один такой хороший пример - остановка «Улица Гончарова», возник он стихийно, а затем полу-

чил развитие в виде установки дополнительных киосков по продаже цветов, где продавцы вынуждены выставлять свой товар для рекламы и на прилегающую территорию. Просто пешеходы или ожидающие транспорт получают эстетическое наслаждение, любуясь несколько минут прекрасными цветочными композициями. Можно распространить этот опыт на другие остановочные павильоны, там, где есть логическая необходимость приобретения букета (часто на бегу), глядишь, почаще зрители в театре и на концертах будут появляться с цветами.

Хороший приём благоустройства - «топиар-ные» фигуры, но они устанавливаются вдоль проезжей части одиноко, не имея композиционной поддержки. Приблизив их к «зрителям» (особенно к детям), можно получить хороший эмоциональный ответ.

К большому сожалению, имея и так небольшое количество озеленённых остановок, мы можем их потерять в ближайшее время. Не доведённое когда-то до окончательного завершения или утерянное в процессе эксплуатации элементарно е оборудование: решётки вокруг деревьев, защищающие от вытаптывания, позволяющие полноценно ухаживать за насаждением; ограждения, направляющие движение пешеходов (нужное и для безопасности самих пешеходов); бортовые камни (бордюры) - не установленные на сопряжениях поверхностей проезжих частей, тротуаров, перепадов рельефа; урны - о значении которых говорить как-то уже и надоело.

За каждой «мелочью» в благоустройстве стоит много вопросов - безопасности жизнедеятельности, экологии, психо-эмоционального, эстетического, воспитательного характера.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

1. www.city-constr.ru

Сотпикова Валентина Олеговна, старший преподаватель кафедры «Архитектурное и строительное проектирование» УлГТУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.