мени, технической скорости, коэффициент использования ности (бесперебойности) и эффективности (оптимизации за-
пробега, коэффициент использования грузоподъёмности, трат). Мероприятия по повышению надежности работы требуют
грузоподъёмность транспортного средства [5]. дополнительных затрат, а это снижает эффективность. Главное
Подводя итог, хотелось бы сказать, что все предыдущие рас- в данной ситуации в процессе управления — согласованная ра-
суждения, посвященные вопросам эффективного управления бота управления закупок, производственных подразделений,
транспортом, подчеркивают сложность затронутой проблемы и складского и транспортного хозяйства. Оптимизация затрат на
её неоднозначность. Перед предприятием всегда стоит выбор транспортировку становится следствием комплекса меропри-
способа транспортировки при соблюдении требований надеж- ятий по совершенствованию работы транспорта.
Литература
1. Матанцева О.Ю. Основы экономики автомобильного транспорта: Учебное пособие. — М.: Юстицинформ, 2015. — 288 с.
2. Логинова Н.А. Планирование на предприятии транспорта: Учебное пособие. — М.: ИНФРА-М, 2013. — 320 с.
3. Сергеев В.И. Логистика в бизнесе. — М.: ИНФРА-М, 2001. — 655c.
4. Сковронек. Логистика на предприятии. Пер. с польск. — М.: Финансы и статистика, 2004. — 345 с.
5. Справочник инженера-экономиста автомобильного транспорта / Под ред. С.Л. Голованенко. — М.: Транспорт, 1984. — 320 с.
6. Транспорт и связь в России 2016: Стат. сб./ Росстат.- М.: 2016. — 112 с.
7. Формирование и развитие системы организации транспортного обслуживания промышленных предприятий: Монография / В.П. Бычков, В.А. Верзилин. — М.: ИНФРА-М, 2013 — 186 с.
8. Экономика, организация и управление промышленным предприятием: учебник / Е.Д. Коршунова, О.В. Попова, И.Н. До-рожкин, О.Е. Зимовец, С.В. Курилова, А.Г. Схиртладзе, А.А. Корниенко. — М: ИНФРА-М, 2017. — 345 с.
9. Туревский И.С. Экономика отрасли (автомобильный транспорт): Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2015. — 288 с.
10. http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/transport/
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
РЕАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМЫХ ПРОЕКТОВ - ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА
А.С. Алексеев,
аспирант Финансово-экономического института Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова (г. Якутск),
P.P. Ноговицын,
профессор кафедры менеджмента в горно-геологической отрасли Финансово-экономического института
Северо-Восточного федерального университета им.М.К. Аммосова (г. Якутск),
доктор экономических наук [email protected]
В статье рассматривается муниципально-частное партнерство как форма взаимодействия государства и частного бизнеса, как форма сотрудничества и привлечения частных инвестиций в объекты муниципальной собственности. Дана характеристика комфортных (теплых) автобусных остановок нового типа в российских городах и показана эффективность реализации социально-значимого проекта «Теплые автобусные остановки» в г. Якутске.
Ключевые слова: муниципально-частное партнёрство, теплые автобусные остановки, социально-значимый проект.
УДК 332.1 ББК 65.29
В современных социально-экономических условиях достижение эффективного функционирования муниципального образования, в частности городского, невозможно без организации взаимодействия органов местного самоуправления и представителей бизнеса, действующих на его территории. Одним из эффективных механизмов развития городов в последнее время становится муниципально-частное партнерство. Эта форма взаимодействия государства и частного бизнеса, взаимовыгодного сотрудничества и привлечения частных инвестиций в объекты муниципальной собственности при реализации социально значимых проектов и является приоритетным направлением деятельности администрации города.
Проблемы модернизации и совершенствования городской экономики представлены трудами Бачуриной С.С., Гонтаревой Д.Н. и др. Проблемы управления муниципальной собственностью в городах нашли отражение в работах А.Л. Никишиной, Е.А. Пастуховой, И.Н. Радченко и др. Бачурина С.С. в разработанной концепции системного регулирования городского развития
утверждает, что при взаимосвязи совокупности идеологических, политико-правовых и экономических условий возможно обеспечение комплексного и сбалансированного воспроизводства территориального потенциала [1]. По мнению Гонтаревой Д.Н. модернизация городской экономики возможна при использовании механизма стратегического развития, отбора лучших практик управления, раскрытия потенциала и функций муниципально-частного партнерства [2]. Дубинин В.В. характеризует взаимодействие частного капитала и муниципальной собственности основополагающим аспектом развития экономики современной России, при этом потенциал реализации проектов муниципального частного партнерства зависит от особенностей региона — инфраструктурных, географических, социально-экономических [3]. Авторы А.Л. Никишина, И.Н. Радченко на примере инвестиционных проектов Самарской области отмечают весомую роль партнерства государственных и коммерческих структур в развитии региона [4]. О ключевой роли муниципальных образований в достиже-
нии и поддержании устойчивого развития регионов страны, которые создаются и функционируют для решения вопросов жизнеобеспечения проживания граждан говорится в исследовании Пастуховой Е.А. [6].
Исторически сложившаяся ведущая роль крупных населенных пунктов в развитии северных территорий страны продолжает оставаться актуальной и даже усиливается в современных условиях. Города Северо-Востока России в значительной степени размещены в арктическом, субарктическом, умеренном и частично в субтропическом климатических поясах. Средние температуры января по разным регионам колеблются от 6 до -50С, июля от 1 до +25С; осадков от 150 до 2000 мм в год. Вечная мерзлота занимает 65% территории России [10]. Якутск — наиболее контрастный по температурному режиму город: зимой от -40С до -60С, а летом до +40С, а также самый крупный город в зоне вечной мерзлоты [11]. Зимнее время составляет 6 месяцев в году — с октября по март включительно, весна и осень очень коротки, известны случаи выпадения снега в июне.
Таким образом, в силу географического положения и климатических особенностей в жизнеобеспечении города в соответствии со стратегической целью социально-экономического развития ГО «Город Якутск» — достижение высокого качества жизни, возникла необходимость в реализации проекта, обеспечивающего комфортные транспортные условия для горожан [7].
Социальные проекты, реализуемые сегодня в столице северного края, в первую очередь, направлены на создание максимального удобства и комфорта жизни горожан. Один из них пилотный проект «Теплые автобусные остановки», который при поддержке руководства города и предпринимателей, активно развивается и является примером муниципально-частного партнерства, основанного на принципах равноправия сторон, взаимной заинтересованности и ответственности. Проект призван улучшить не только транспортное обеспечение жителей столицы, но и их безопасность в условиях экстремальных климатических температур.
Создание системы комфортных (теплых) автобусных остановок предпринимались в таких крупных городах как Москва, Санкт-Петербург, Благовещенск, Екатеринбург, Красноярск, Новосибирск, Омск, Томск, Красноярск, Тюмень, Челябинск и др. Во всех случаях финансирование происходило за счет муниципальных и региональных бюджетов, либо коммерческих фирм или компаний-застройщиков. Также возникали такие проблемы как вандализм, нарушение санитарных норм, невозвраты инвестиций, значительные затраты на строительство.
Автобусные остановки нового типа г. Москвы представлены остановками закрытого типа или открытыми павильонами, в которых вмонтированы электронные табло со сроками прибытия транспорта, зарядные устройства для гаджетов, возможно подключиться к Wi-Fi, построить маршрут с помощью навигации. Первые тёплые автобусные остановки появились в Юго-Западном административном округе: сначала на улице Новаторов у роддома № 4 (закрытый павильон оборудован системой ГЛОНАСС, камерами видеонаблюдения и Wi-Fi), затем на ул. Маршала Василевского (павильон оборудован инфракрасным обогревателем, датчиками движения, таймерами светового освещения) [12, 13]. Финансирование остановок осуществлялось без привлечения городского бюджета — в первом случае за счёт платных медицинских услуг больницы, а во втором — компанией «Санмек», реализующей промышленное и пр. оборудование, учитывающие особенности городской среды.
В Санкт-Петербурге монтаж остановок с системой для подзарядки телефона, бесплатным Wi-Fi, камерами наружного наблюдения, электронным информационным табло и терминалами для пополнения карт по оплате проезда и мобильной связи, осуществляет компания «Городские инновации», представившая на форуме «Smart Transport 2016» свой инвестиционный проект: 50 остановочных пунктов нового типа к началу чемпионата мира по футболу в 2018 г. [14].
Муниципальное предприятие «Городской сервисно-торговый комплекс» г. Благовещенск установил и подключил к теплу и свету два павильона с удобными скамейками и системой
электрообогрева на двух остановках «Площадь Ленина» по улице 50-летие Октября [15].
Первый в г. Екатеринбурге теплый павильон появился на улице Щербакова на остановке «Каменный ручей», оснащенный инфракрасной панелью со встроенным таймером, светодиодными светильниками, скамейками и световым коробом [16]. Вызывает интерес пример социальной ответственности горожан, которые при помощи краундфандинга (народное общественное финансирование) через Интернет собирали средства для обустройства комфортной остановки на улице Краснокамской около школы-интерната №17 [16].
В Чкаловском районе г. Красноярска закрытая отапливаемая остановка появилась благодаря генеральному застройщику жилого микрорайона «Солнечный» — компании «Форум-групп». Остановочный комплекс представлен помещением размером около 40 кв. метров с панорамным остеклением и раздвижными антивандальными дверями, инфракрасными обогревателями, местом для ожидания транспорта (всего 29), вендинговым аппаратом, светодиодным освещением, бесплатным WI-FI для пользователей мобильных телефонов [17]. Проблемная для города остановка «Студенческая», павильон которой оснащен теплофонами, взят под круглосуточное видеонаблюдение с целью предотвращения актов вандализма и сохранения оборудования [18].
Для микрорайона «Пригородный простор» г. Новосибирска (между селом Толмачёво и Новосибирском) открыли автобусный комплекс, оборудованный отапливаемым залом ожидания на 40 человек, кондиционером, бесплатным туалетом, помещением охраны, а также комнатой отдыха для водителей с кухней и душем [18].
Остановочные комплексы г. Томска оборудуют тревожными кнопками, камерами видеонаблюдения, системой дневного и ночного освещения, системой Wi-Fi. Для удобства пассажиров в автопавильонах планируется разместить кресла, а не скамейки, автоматы по продаже еды и напитков, многофункциональные платежные терминалы, информационно-справочное табло с системой слежения автотранспорта [19].
Павильон ожидания общественного транспорта остановки «Публичная библиотека» в Челябинске также имеет свою особенность — можно не только в комфортных условиях дожидаться транспорта, подзарядить гаджеты, найти интересующий объект на карте, но и скачать себе на телефон или планшет электронную книгу и, даже, оформить абонемент в библиотеку. Кроме того инновационный павильон оснащен интерактивным экраном с новостной лентой, скамейками с подогревом на солнечных батареях — пример внедрения технологий и эффективного использования энергии от ОАО «Фортум» [20].
Значительные трудности в поиске инвесторов и застройщиков, готовых взяться за реализацию их проектов испытывают Омский стартап Solar Siberia и выпускники ТюмГАСУ, разработавшие обогреваемые павильоны с системой тепла и кондиционирования [21].
Также в г. Тюмени, находящиеся на стадии обсуждения проекты остановочных комплексов с инфракрасными обогревателями пока не получили поддержки ни у населения, ни у предпринимателей [22]. По мнению горожан необходимо финансирование ремонта дорог, а предприниматели города осознают огромные затраты на строительство остановок и не видят в проектах возвращения вложенных средств.
В табл.1 представлены краткие характеристики перечисленных остановок нового типа в крупных российских городах.
Таким образом, в современной России практика реализации проектов теплых автобусных остановок на основе муниципаль-но-частного партнерства не имеет каких-либо аналогов, кроме г. Якутска, так как данное направление в основном несет социально-значимый характер и поэтому, не всегда приветствуется частными компаниями. В отсутствии коммерческой составляющей данный проект имеет одну основную проблему—высокие затраты на строительство и содержание теплой автобусной остановки.
Для начала реализации проекта потребовалось создание новой нормативно-правовой базы, которыми стали Постановления окружной администрации Городского округа «Город
1 50
Таблица 1
Краткая характеристика комфортных (теплых i автобусных остановок
№ Город Тип остановки Источники финансирования
1 Москва Закрытый павильон с инфракрасным обогревателем Частная компания. За счёт платных услуг учреждения
2 Санкт-Петербург Открытый остановочный комплекс Частная компания
3 Благовещенск Обогреваемый остановочный павильон Муниципальное предприятие
4 Екатеринбург Остановочный комплекс с инфракрасным обогревателем Застройщик жилого микрорайона, краундфандинг
5 Красноярск Остановочный комплекс с инфракрасным обогревателем Компания-застройщик
6 Новосибирск Остановочный комплекс с инфракрасным обогревателем Компания-застройщик
7 Омск Обогреваемый остановочный павильон Стартап Solar Siberia, нереализованный проект
Томск Остановочный комплекс Муниципальное предприятие
8 Тюмень Обогреваемый комплекс с инфракрасным обогревателем Нереализованный проект, ищут инвестора и подрядчика
9 Челябинск Открытый остановочный комплекс Акционерное общество
10 Якутск Обогреваемый остановочный павильон Муниципально-частное партнерство
Якутск» №295п от 18.11.2013 г. и №84п от 30.03.2015 г. «Первой ласточкой» проекта стала остановка в районе Гимеина, построенная компанией «Техноград» и презентованная горожанам в преддверии Юбилея города Якутска в сентябре 2014 г.
По данным Отчета за 2016 г. на территории Городского округа «Город Якутск» функционируют 15 автобусных остановок, в том числе 3 остановки в рамках проекта «Народный бюджет». В планах компании «Техноград» ООО «Центр Цифровой Техники», активного бизнес-партнера проекта, до конца 2017 г. планируется открыть еще 7 теплых автобусных остановок.
Проект предусматривает следующие удобства: для комфортного ожидания внутри и снаружи предусмотрены сидячие места; остановки оборудованы мониторами с интерактивным интерфейсом для отслеживания местоположения и времени ожидания автобусов; благодаря панорамным окнам пассажиры могут, не выходя из помещения видеть подъезжающий автотранспорт; предоставлена возможность пополнить транспортную карту или оплатить услуги связи (без комиссии). Для обеспечения безопасности предусмотрены видеонаблюдение, кнопка вызова полиции, аптечка первой медицинской помощи. Снаружи — козырек от солнца и дождя [8].
В реализации данного проекта на основе муниципально-частного партнёрства участвуют следующие коммерческие организации: компания «Техноград» ООО «Центр Цифровой Техники» (реализовано 9 теплых остановок); ЗАО «Горпечать» (реализованы 3 теплые остановки); 3 индивидуальных предпринимателя (реализованы 3 теплые остановки) [5].
За период с 2014 по 2017 гг., можно отметить основные положительные результаты и тенденции развития проекта:
• развитие инфраструктуры городского округа (тепловых коммуникаций, сетей связи и т.д.);
• создание более 60 рабочих мест;
• обеспечение доступными дополнительными услугами (пополнение счета транспортной карты, оплата коммунальных счетов и муниципальных услуг)
• формирование дополнительной системы городского видеонаблюдения, с помощью которой предотвращено и раскрыто более 1000 административных и уголовных преступлений, в том числе несколько сотен дорожно-транспортных происшествий;
• развитие в ускоренном темпе сети теплых остановок в отдаленных районах города и пригородных поселках.
В общей сложности, за период реализации проекта, уплачены налоги всех уровней на сумму 83,5 млн руб., из них, 65,8 млн руб. за предпринимательскую деятельность, 16,2 млн руб. социальных выплат, 1,5 млн руб. в виде налога на землю.
Социально-значимый проект «Теплая автобусная остановка», представленный на форуме Всероссийского совета местного самоуправления (ВСМС), как лучший проект в рамках Конкурса лучших муниципальных практик «Развитие местной среды проживания», победил и занял I место в номинации «Развитие коммунальной инфраструктуры». Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Степан Киричук отметил, что ценность проектов, поступивших на конкурс, — в их доступности и возможности тиражирования в других регионах [9].
Таким образом, нововведения, связанные с установкой и реализацией теплых автобусных остановок, призванные решить комплекс социальных проблем, активно поддерживается и горожанами, и представителями бизнес-сообщества, а также органами муниципальной и государственной власти.
Литература
1. Бачурина С.С. Концепция системного регулирования городского развития и ее модификация применительно к комплексной реконструкции сложившейся застройки // Сборник научных трудов Института системного анализа РАН / Под ред. А.Н. Швецова. - М.: Едиториал УРСС, 2004. - С. 11-12.
2. Гонтарева Д.Н. Модернизация городской экономики в современной России: концепции, институционально-экономическая
организация, стратегии: автореф. дис.......канд. экон. наук / Ростов-на-Дону. URL: http://www.dissercat.com/content/modernizatsiya-
gorodskoi-ekonomiki-v-sovremennoi-rossii-kontseptsii-institutsionalno ekonomi#ixzz4PB1A9sBI (дата обращения: 10.10.2016).
3. Дубинин В.В. Муниципально-частное партнерство как механизм развития муниципалитетов // Управление экономическими системами. Электронный научный журнал. URL: http://uecs.ru/uecs-78-782015/item/3573-2015-06-18-06-46-28 (дата обращения: 10.10.2016).
4. Никишина А.Л. Государственно-частное партнерство как инструмент реализации социальных программ /А.Л. Никишина, И.Н. Радченко // Экономика и бизнес: теория и практика. — 2015. — №8. — С. 77-82.
5. Отчет социально-экономического развития городского округа «город Якутск» за 2016 год. URL: http://xn--j1aaude4e.xn--p1ai/about/otchet-administratsii/2016/ (дата обращения: 05.04.2017).
6. Пастухова Е.А. Управление системой ресурсного обеспечения устойчивого развития муниципального образования: автореф. дис. ...канд. экон наук / Е.А. Пастухова; Перм. гос. ун-т. — Пермь, 2007. — 19 с.
7. Стратегия социально-экономического развития городского округа «город Якутск» на период до 2032 года. URL: http://xn--j1aaude4e.xn--p1ai/ekonomika/normativno-pravovye-akty/strategiya-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya-do-2032-goda/ (дата обращения: 05.04.2017).
8. Якутский проект «Теплые остановки» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Якутской городской думы. URL: http:// deputat.bbgroup.pro/news/6 (дата обращения: 05.04.2017).
1 5 1
9. Якутский проект «Теплые остановки» — один из лучших на Форуме ВСМС URL: http://sakhalife.ru/yakutskiy-proekt-teplyie-ostanovki-odin-iz-luchshih-na-forume-vsms/ (дата обращения: 10.04.2017).
10. Россия. Климат России [Электронный ресурс] // Официальный сайт ООО «АРТ Выборг Тревел». URL: http: //www.artvyborg. ru/katalog-stran/rossiya/ (дата обращения: 10.04.2017).
11. Климат Якутска [Электронный ресурс] // Официальный сайт «Википемдия» интернет-энциклопедия. URL: http://ru.wikipedia. org/wiki/КлиматЯкутска (дата обращения: 10.04.2017).
12. В Москве появилась первая тёплая автобусная остановка [Электронный ресурс] // Официальный сайт The Village — городской интернет-сайт. URL: http://www.the-village.ru/village/city/city/169475-warm-stop (дата обращения: 15.05.2017).
13. Обогреватели на остановках [Электронный ресурс] // Официальный сайт Фонд содействия развитию городов «Городские проекты Ильи Варламова и Максима Каца» URL:https://city4people.ru/projects/projects_26.html (дата обращения: 15.05.2017).
14. Слишком умная остановка [Электронный ресурс] // Официальный сайт «Фонтанка»- петербургская интернет-газета. URL: http://www.fontanka.ru/2016/11/07/107/ (дата обращения: 15.05.2017).
15. В теплых остановках Благовещенска всю зиму будет плюсовая температура [Электронный ресурс] // Официальный сайт «Амурская правда» региональная общественно-политическая газета. URL: http://www.ampravda.ru/2015/10/27/061661.html (дата обращения: 15.05.2017).
16. Первая «тёплая» остановка создана в Екатеринбурге [Электронный ресурс] // Официальный сайт TR.ru (Транспорт в России) — ежедневное электронное издание. URL: https://tr.ru/news/833-pervaya-tyoplaya-ostanovka-sozdana-v-ekaterinburge (дата обращения: 15.05.2017).
17. В Чкаловском районе появилась теплая остановка [Электронный ресурс] // Официальный сайт АО ИД «Комсомольская правда» — сетевое издание. URL: http://www.ural.kp.ru/online/news/2570557/ (дата обращения: 15.05.2017).
18. Первую теплую остановку в Красноярске взяли под видеонаблюдение [Электронный ресурс] // Официальный сайт Интернет-газета «Newslab». URL: http://newslab.ru/news/487716 (дата обращения: 16.05.2017).
19. В Новосибирске открылась теплая остановка с туалетом и залом ожидания [Электронный ресурс] // Официальный сайт ООО «НГС. НОВОСТИ» — электронное периодическое издание. URL: http://news.ngs.ru/more/50101333/ (дата обращения: 16.05.2017).
20. Новые остановки в Томске: как выглядят, для чего предназначены и где будут устанавливаться [Электронный ресурс] // Официальный сайт интернет-журнала «Томский Обзор». URL: http://obzor.westsib.ru/article/382757 (дата обращения: 16.05.2017).
21. В Челябинске открылась первая теплая остановка с wi-fi и интерактивной библиотекой [Электронный ресурс] // Официальный сайт Информационное агентство «Znak» URL:https://www.znak.com/2017-04-06/ v_chelyabinske_otkrylas_pervaya_teplaya_ ostanovka_s_wi_fi_i_interaktivnoy_bibliotekоy (дата обращения: 16.05.2017).
22. До дрожи: как работают теплые остановки в России и как будут работать в Омске [Электронный ресурс] // Официальный сайт Om1.ru — информационный портал Омска. URL: https://www.om1.ru/news/society/71254/ (дата обращения: 16.05.2017)
23. Автобусная остановка: в тепле и с Интернетом [Электронный ресурс] // Официальный сайт Сетевое издание «72.ру». URL: http://72.ru/text/news/855369.html (дата обращения: 16.05.2017).
ОБЩИЕ И ВНУТРИРЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЗЕМЕЛЬНОГО ФОНдА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
И.И. Поисеев,
профессор кафедры экспертизы, управления и кадастра недвижимости Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова» (г. Якутск),
доктор экономических наук [email protected]
Статья посвящена выявлению особенностей земельного фонда республики Саха Якутия. Особенности земельного фонда проанализированы с позиций сельского хозяйства как наиболее прогрессивной формы использования земли. Сравнение земельного фонда республики проведено с земельным фондом всей Российской Федерации. Выявлены очень низкие показатели сельскохозяйственной освоенности, мизернаяраспаханность, абсолютное преобладание естественных кормовых угодий и специфическое соотношение пастбищ и сенокосов. Автор считает, что делать окончательные выводы о сельскохозяйственной освоенности и интенсивности использования сельскохозяйственных угодий по показателю распаханности в данном случае неправомерно, т.к. решающую роль играют природно-климатические условия сравниваемого региона.
В статье вкратце рассматриваются климатические условия республики и дается характеристика агроклиматического районирования ее территории.
Ключевые слова: Республика Саха (Якутия), сельскохозяйственные угодья, агроклиматические районы, распаханность территории, естественные кормовые угодья, сельскохозяйственная освоенность территории, малоземельный регион, земельный фонд, теплообеспеченность, животноводческая специализация
УДК 332.334 (571.56)
Земельный фонд представляет собой совокупность пло- мы рассматриваем особенности земельного фонда Якутии с
щадей всех заданных природой естественных типов земель, позиций сельского хозяйства по сравнению со средними по-
измененных (преображенных) и не измененных человеческой казателями России. Земельный фонд характеризуется в эко-
деятельностью в границах административных образований номическом отношении по нескольким показателям: распре-
или крупных хозяйственных субъектов, сгруппированную по делению по категориям, сельскохозяйственной освоенности,
целевому назначению в различные категории и угодий. Анализ, распределению по угодьям, распаханности. выявление особенностей в совокупности с природно-клима- Якутия представляет собой самый крупный субъект РФ и
тическими условиями необходимы для изучения его потенци- занимает 3083,5 тыс. км2 или 18,03% ее территории. По пло-
ала, уровня и интенсивности использования. В данной статье щади республика весьма внушительна — на ее территории